Невроз страха у детей дошкольного возраста

Содержание:

Виды и лечение неврозов у детей дошкольного возраста и подростков, профилактика психических расстройств

Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что количество детей, которым диагностирован невроз, неуклонно растет. Основными причинами развития неврозов у детей являются биологические — например, наследственность, но в то же время нельзя сбрасывать со счетов обстоятельства, в которых растет и развивается маленькая личность. Неврозы у детей и подростков — это пограничные нарушения психики, на которые не оказывает влияние психотическое состояние. Болезнь относится к единой группе, но вот проявляться может совершенно по-разному. Кроме того, есть и особенности, способные повлиять на ход терапии и динамику заболевания.

Невроз у ребенка — распространенное заболевание, которое может иметь очень неприятные последствия. Важно выявить его на ранней стадии и обратиться к специалисту

Причины развития неврозов

Что же может стать причиной детского невроза вне зависимости от возраста? Чаще всего толчком к развитию невроза у малышей до года и детей дошкольного возраста становятся проблемы в семье — например, если у родителей есть личные проблемы, они придерживаются жестких правил воспитания, и при этом не учитывают индивидуальные особенности ребенка. Эмоциональное расстройство у малыша в этом случае будет прогрессировать, однако проблемы в семье — далеко не единственное, что может стать причиной детского невроза.

Значительно усугубить состояние ребенка могут:

  • изменение ситуации в семье в худшую сторону, к примеру, длительная разлука с мамой;
  • сильный испуг (рекомендуем прочитать: признаки испуга у грудничка );
  • наряду с тяжелой ситуацией в семье ребенку пришлось пережить дополнительный стресс (он стал свидетелем преступления или несчастного случая с тяжелыми последствиями);
  • родовая травма, а также серьезные стрессы у матери во время беременности.
  • Если приведенные выше ситуации наблюдаются в комплексе, это вполне может сработать как спусковой крючок для возникновения невроза у детишек любого возраста.

    Неблагоприятное развитие беременности может быть компенсировано спокойной семейной обстановкой, а вот тяжелый семейный климат способен только углубить психические расстройства. В случае когда налицо все признаки невроза, особое значение имеет профилактика, однако очень часто родители не обращают внимания на явную невротическую реакцию ребенка. Разумеется, о лечении ребенка в таком случае речь не ведется — в результате неврозы у детей достигают такой стадии, что меняется сам психологический склад личности.

    Стрессы при беременности влияют не только на ее течение, но и на характер, склонности самого будущего ребенка

    Симптомы заболевания

    Исследования говорят, что главными показателями психического здоровья ребенка является поддержка родителей. Если ребенок растет в неблагополучной семье, у него развивается подозрительность и недоверие к людям, реакции перестают соответствовать ситуациям, становятся неадекватными.

    Для малышей в возрасте 2–3 трех лет важно становление самостоятельности. Для ребенка дошкольного возраста — формирование адекватной самооценки и признания самого себя. Все чаще отмечается, что неврозы у детей формируются как результат неверной манеры воспитания — так, эгоцентрическое воспитание может сформировать у ребенка истерию, а отвержение станет причиной неврастении.

    Симптомы невротического расстройства не обязательно будут выразительными, однако могут прослеживаться по возрастным критериям. Чаще они указывают на то, что нарушаются функции психики, развивающиеся именно в этом возрасте:

  • от нуля до трех лет нарушения происходят в сомато-вегетативных функциях;
  • от четырех до десяти лет – в психомоторных;
  • от семи до двенадцати лет – разрушаются аффективные функции;
  • от двенадцати до шестнадцати лет – эмоциональные.
  • Неврозы у детей 7-ми летнего возраста и младших школьников могут выражаться еще и такими симптомами, как потеря аппетита, потливость, нервозность, апатия, вспыльчивость. Также при детском неврозе могут наблюдаться тики, другие виды подергиваний, заикание, энурез и недержание кала. Дополнительно фиксируются отклонения в поведении (застенчивость, болезненное самолюбие или патологическое фантазирование).

    Виды невротических состояний

    Всего различают пять основных видов невротических состояний:

    Истерия или истерические неврозы у детей прежде всего характеризует изменчивость настроения и эгоцентризм. У маленьких детей могут наблюдаться такие симптомы, как аффективно-респираторные приступы (судорожные задержки дыхания), при этом получаются такие истерические припадки у маленького артиста довольно правдоподобно. Подобная ситуация часто возникает, когда из ребенка делают «кумира семьи». Для припадков задержки дыхания характерны театральность и эмоциональные перепады. У ребенка дошкольного и младшего школьного возраста истерия может проявляться в виде соматического заболевания. Ребенок может жаловаться на головную боль или спазмы желудка.

    Неврастения

    Не может быть спутана с истерией, поскольку симптомы заболевания отличаются кардинально. Неврастения проявляется признаками депрессии. У трехлетнего малыша это может вылиться в необходимость спать намного дольше положенного, ребенка не интересуют игрушки, а подарки не приносят ему радости. У подростка 13–14 лет неврастения может выражаться частыми жалобами на боли в сердце или желудке. Ребенок думает, что он смертельно болен. Основными же признаками неврастении у детей всех возрастов являются нарушения сна.

    Неврозы навязчивого состояния

    Основная отличительная черта неврозов навязчивых состояний у детей — беспричинный страх. Например, ребенок 4–5 лет боится жуков, при этом речь идет обо всех без исключения представителях этого вида. Для подростка основаниями для страха могут быть уже вещи посложнее, вроде предсказанного в очередной раз конца света или потопа.

    Проявляется невроз навязчивых состояний чаще всего в виде разных повторяющихся движений, которые у каждого ребенка могут различаться. Может наблюдаться частое потирание рук или пальцев, непрекращающееся чесание носа или затылка, покашливание, притопывание ногой и т. д. Ребенок не способен контролировать навязчивые движения, даже если кто-либо из взрослых обратит на них его внимание (рекомендуем прочитать: лечение навязчивых движений у ребенка по Комаровскому). Пока не устранена причина навязчивости, не повторять подобные движения очень сложно — если даже усилием воли ребенок отучится, например, передергивать плечами, навязчивость перерастет в другое действие. При этом каждое волнение или тревога могут усугубить навязчивые движения. Заикание и нервный тик также входят в группу навязчивых проявлений.

    Зачастую энурез может быть единственным признаком и проявлением невроза. Он относится к заболеванию в случае, когда имеют место травмирующие ситуации и их последствия. При отсутствии надлежащего лечения у подростка, переживающего эту проблему, может наблюдаться озлобленность, замкнутость или излишняя ранимость.

    Пищевой невроз

    Пищевой поведенческий невроз проявляется нежеланием есть, ребенка часто рвет. Такое заболевание может возникнуть у ребенка в любом возрасте — как у грудничка, так и у подростка. Отсутствие лечения для здоровья ребенка выльется в такие проблемы, как авитаминоз и анорексия. Виноваты в подобном состоянии чаще всего сами родители, поскольку основной причиной возникновения подобного поведенческого невроза является насильственное кормление, которое постепенно формирует у ребенка отвращение к продуктам питания и к самому ритуалу еды. Отсутствие же аппетита у ребенка может свидетельствовать о каких-то внутренних переживаниях.

    Что входит в лечение?

    В случае, когда невротическое заболевание уже диагностировано, целесообразно обсудить с врачом дальнейшие действия. Сделать это просто необходимо, в противном случае дальнейшее развитие личности ребенка будет идти по невротическому пути. Основой лечения является психотерапия, направленная на исправление обстановки в семье и коррекцию воспитательного процесса.

    Виды и задачи психотерапии при детских неврозах

    Психотерапия может быть трех видов: индивидуальная, семейная и групповая. Врач должен изучить ситуацию в семье. С маленьким ребенком актуальны будут ролевые игры, хорошие результаты в борьбе с неврозами дают арт-терапия и аутогенные тренировки. Поскольку лечение детского невроза может растянуться во времени, особенное значение имеет активное участие родителей, однако без коррекции ситуации дома психотерапия может иметь только временный эффект.

    Так, в одной из статей доктора Комаровского неврозы у детей определяются именно как обратимые расстройства психической деятельности. В отличие от маниакально-депрессивных психозов и шизофрений детский невроз имеет своей причиной психотравмирующий фактор. Основной задачей врача в данной ситуации как раз и является определение такого фактора. Будет устранен психотравмирующий фактор — наступит выздоровление. Самим же родителям определить причину детского невроза бывает крайне тяжело, а подчас и невозможно.

    Проводить комплексную терапию невротических состояний у детей разных возрастов могут:

    • невролог;
    • педиатр;
    • психотерапевт.
    • Обследование ребенка у специалиста поможет выявить тип неврологической проблемы и степень ее развития

      Профилактика

      Для предотвращения возникновения невроза необходимо понимать особенности его появления. Огромное значение имеет обеспечение благоприятного климата в семье и выбор правильной линии воспитания. Прибегать к лечению у психотерапевтов и неврологов не придется, если у ребенка с самого раннего возраста отрегулирован режим и обеспечены умеренные физические нагрузки.

      Основное лечение для детишек до года — это родительская ласка. Только с ее помощью у ребенка формируется фундамент доверия к окружающему миру. Основной стержень для нормального психического состояния ребенка — это поток любви и терпения со стороны родных людей, без этого процесс лечения и профилактики невротических состояний не может быть успешным. Кроме того, далеко не последнюю роль играет обеспечение достаточного и сбалансированного питания, а также формирование благоприятных условий сна, поскольку нарушения сна могут стать причиной формирования астенического состояния.


      vseprorebenka.ru

      Невроз страха

      Невроз страха, как форма невроза, впервые описана 3. Фрейдом в 1892 г., проявляется чувством тревоги или страха самого различного содержания. Однако и до настоящего времени в детской и общей психиатрии существуют противоречивые точки зрения на целесообразность выделения данного вида общего невроза. Большинство отечественных и зарубежных психиатров выделяют невроз страха как самостоятельную форму психического заболевания (Г. Е. Сухарева,1959; А. М. Свядощ, 1971,1982; В. В. Ковалев, 1974, 1979; К. Джаспер, 1946; Л. Каннер,19бб). В то же время С. Н. Доденко (1953), Г. К. Ушаков (1973) отрицают самостоятельность невроза страха, считая его простым, неразвернутым вариантом невроза навязчивых состояний или проявлением неврастенического, ипохондрического и других видов неврозов.

      Этот вопрос довольно сложный не только в плане нозологической самостоятельности, но и в отличии страха вообще от болезни. Известно, что каждый человек на протяжении жизни, в том числе и в детском возрасте, испытывает страх, как чувство болезни, опасения различных предметов, явлений и действий, которые могут принести вред здоровью. Это фактически реакция защиты организма от опасности, которая требует срочного принятия конкретного решения. Обычно с исчезновением причины опасности вскоре проходит и чувство страха. Применительно к неврозу страха последний рассматривается как беспредметная (беспричинная) отрицательно окрашенная эмоция, сопровождающаяся напряженностью, чувством непосредственной опасности для жизни и разнообразным вегетативными нарушениями.

      У детей, особенно раннего и дошкольного возраста, страх нередко связан с испугом. В этой связи в рамках невроза страха Г. Е. Сухарева (1959) выделяла, как разновидность, «невроз испуга».

      Установлено, что клинические проявления невроза страха имеют некоторые возрастные особенности. По данным А. М. Свядоща у взрослых невроз страха носит некондиционный характер, т.е. он не зависит от какой-либо ситуации или представлений в прошлом (в том числе причины, вызвавшей страх, если она устанавливается), является немотивированным, бессодержательным. Он как бы «свободно витающий». Для наглядности А. М. Свядощ приводил описание страхов по рассказам наблюдаемых им больных. «Состояние страха меня все время не покидает. Я испытываю весь день то чувство неопределенной тревоги, то страха. При этом чего я боюсь, чего я жду — сама не знаю». Это может быть чувство неопределенной опасности, несчастья, которое должно или может случиться. Иногда чувство страха охватывает все действия больного. Например, он боится взять в руки нож, чтобы не ударить кого-то другого, боится выйти на балкон, а вдруг выбросится с него, опасается включить газовую плиту, а вдруг забудет ее зажечь или выключить и т.д.

      Причиной невроза страха в детском возрасте могут быть шоковая и подострая психотравмы, вызывающие испуг; факторы эмоциональной депривации (особенно длительная разлука с родителями), тяжелые заболевания близких людей, неправильное воспитание типа гиперопеки.

      Содержание страхов, их внешние проявления у детей различных возрастных групп, как пишет В. В. Ковалев (1979), обычно связаны с характером психотравмирующей ситуации. Так, в первые б лет жизни преобладают страхи животных, персонажей телепередач, кинофильмов, от «страшных» сказок или запугивания ребенка событиями, чтобы вызвать послушание. Нередко пугают детей доктором, который сделает укол, бабой-ягой, милиционером или «вредным дядькой», который заберет непослушного ребенка. А если затем приходится обращаться к врачу, может быть истерика. В дошкольном и младшем школьном возрасте часто бывает страх темноты, разлуки с близкими, одиночества. Нередко приходится видеть, как ребенок раннего и дошкольного возраста не отпускает от себя мать, держась руками за подол ее юбки, и ходит всюду за ней следом. А как часто слышат мамы от детей такого возраста, особенно от девочек, «мама, ты не умрешь?». Причиной тому может быть состояние матери, когда ей было плохо то ли от невроза, то ли от органической болезни, и она принимала лекарства.

      В период полового созревания содержание неврозов страха часто касается представлений о болезни и смерти.

      Течение невроза страха может быть как кратковременным — несколько недель — 2—3 месяца, так и затяжным — несколько лет. В случае затяжного течения возможны периодически наступающие обострения. Длительное течение невроза страха часто обусловлено особенностями преморбидного развития личности в виде тревожности, мнительности, ипохондричности и различных видов астенизации.

      В подростковом возрасте постепенно теряется связь невроза страха с тематикой психотравмирующей ситуации, т.е. его проявления приближаются к таким, которые наблюдаются у взрослых.

      Возникший в детстве невроз страха может продолжаться многие годы и перейти в невротическое развитие личности. Отмечено также, что невроз страха у детей и подростков, в отличие от навязчивых страхов, не сопровождается признанием их необычности и чуждости, отсутствует также стремление к их преодолению.

      В зарубежной (западной) литературе в рамках невроза страха выделяется особая форма — «школьный невроз». Суть его заключается в том, что дети, особенно начальных классов, боятся посещать школу из-за страха перед ней: строгость, дисциплина, требовательность учителей. В связи с этим ребенок ищет повод чтобы не пойти в школу, ссылаясь на болезнь или другие причины. Это может быть и категорический отказ ребенка, невротическая рвота, возможен уход из школы и даже из дому, возникновение системных неврозов, например недержание мочи и кала.

      Отказ от посещения школы может быть обусловлен не только необычностью требований к ребенку, который воспитывался по принципу вседозволенности, но также и боязнью разлуки с матерью.

      В русскоязычной литературе прошлых лет, да и настоящего времени не выделяется школьный невроз как разновидность невроза страха. О нем не упоминается ни в БМЭ, ни в Энциклопедическом словаре медицинских терминов. В. В. Ковалев (1979) писал «об относительной редкости страхов школы у детей в нашей стране, что, очевидно, связано, во-первых, с иными, более благоприятными социальными условиями, а во-вторых, с широким распространением в нашей стране общественного дошкольного воспитания детей, которое способствует преодолению эгоистических установок и боязни разлуки с родителями».

      Конечно, эту форму или разновидность невроза страха можно выделять или не выделять. Дело в другом. Встречаются ли подобные состояния в нашей действительности? Встречаются, но довольно редко, в том числе и по типу межличностных конфликтов. Ведь учителя, как и учащиеся, подвержены различным заболеваниям, в том числе и неврозам. А если у учителя есть невроз, а к нему в первый класс поступило 30—40 человек, из которых у 4—5 повышенная невротичность, т.е. сформировавшаяся склонность к неврозу, то от встречи невротика с невротиком можно ожидать всего. Один другого будут индуцировать. Мне приходилось видеть таких детей, в том числе недавно был один характерный случай. Девочка 9 лет категорически отказалась ходить в школу из-за того, что учительница (пенсионного возраста) упорно не называет ребенка ни по имени, ни по фамилии, а просто «телка». Смотрел эту девочку. Не такая уж она полная для такой клички, хотя и «не совсем худая». Странно, что родители ребенка не могли найти управу на данного педагога.

      Девочку перевели в другую школу, и все стало на свои места.

      psyera.ru

      Неврозы у детей дошкольного возраста

      Каждому из нас доводилось быть свидетелем сцен, когда ребёнок закатывал истерики в общественном месте, падал на пол и не реагировал ни на какие увещевания взрослых. Такое хоть единожды случается с каждым малышом. Однако если вы замечаете, что эти истерики стали систематически повторяющимся явлением, необходимо срочно обращаться к специалисту.

      Если вовремя не начать лечение, невроз не только не исчезнет, а усилится и будет доставлять человеку во взрослой жизни и его окружению массу неприятностей. Поэтому минимальное проявление неврозов у детей, пребывающих в дошкольном возрасте, должно быть поводом для обращения к психотерапевту.

      Лечение детских неврозов

      Родителям, которым не удалось оградить своих детей от заболевания неврозом, следует немедленно приступать к их лечению с появлением у малышей каких-либо симптомов этого недуга. К ним относятся:

    • частые истерики,
    • повышенная впечатлительность,
    • плохой сон,
    • сильно выраженные страхи,
    • замкнутость.
    • Лечение детского невроза начинается с посещения невропатолога. Если им не будет обнаружено патологий в ЦНС, следует отправиться к психотерапевту. Он диагностирует заболевание, его разновидность и назначит терапию. У детей невроз лечат не так, как у взрослых. Многие медикаментозные препараты просто противопоказаны до определённого возраста.

      Главным средством избавления малышей от этого недуга является психотерапия.

      Детский терапевт определит, на какой стадии развития находится детский невроз у конкретного ребёнка и как его лечить. Это может быть:

    • арттерапия (с помощью лепки, рисования);
    • игровая или сказкотерапия;
    • гипноз.

    Причины возникновения неврозов у детей

    Для того чтобы избежать неврозов у детей, необходимо иметь чёткое представление о причинах их возникновения и видах неврозов. К основным «провокаторам» заболевания относятся:

  • психологические травмы;
  • испуг;
  • наследственность;
  • болезни, перенесённые мамой в процессе вынашивания или самим ребёнком;
  • хроническое недосыпание, большие нагрузки физического и умственного плана;
  • гиперстрогость в семье.
  • Чаще всего у детей дошкольного возраста встречаются следующие виды неврозов:

    • страх,
    • истерика,
    • заикание,
    • расстройство сна вплоть до развития лунатизма,
    • энурез.
    • Профилактика неврозов у детей

      Чтобы не пришлось сталкиваться с проблемами лечения неврозов у детей, необходимо не допускать их появления, заниматься их профилактикой. Это не означает, что вы должны пичкать своего здорового малыша различными тонизирующими или успокоительными препаратами. Объективно всё гораздо проще, но, как подтверждает практика, субъективно сложнее для многих родителей. У них просто не всегда хватает терпения для выполнения следующих профилактических мероприятий:

    • создание в семье нормального психологического климата;
    • организация соответствующего возрасту малыша режима отдыха и труда, в том числе и полноценного ночного сна;
    • воспитание в ребёнке коммуникабельности, лояльного отношения к окружающим, к их интересам.
    • Родители должны всегда помнить, что психическое здоровье их малыша находится в их руках. Проявление неврозов обойдёт стороной те семьи, в которых присутствует душевность, взаимопонимание и теплота в отношениях.

      detstrana.ru

      Имя болезни – невроз

      В наших детях все мы, наверное, хотим видеть себя самих, какими были когда-то. Пусть мой малыш станет тем, кем мне так и не удалось стать; пусть у него будет все, чего мне не досталось в жизни, пусть сбудутся для него все мои мечты… Порой это “пусть” так застилает нам глаза, что мы уже не видим своего ребенка, не слышим его, не чувствуем. Мы “лепим” из него некое идеальное (в нашем представлении) существо. И в пылу этой нелегкой работы все неудачи объясняем избалованностью ребенка, его эгоцентризмом, или инфантильностью, или переходным возрастом. Нам и в голову не приходит, что где-то мы сами допустили ошибку, причинили ребенку страдания, не додали любви, и сегодняшнее неблагополучие с нашим чадом — уже болезнь. Имя этой болезни — невроз. О причинах возникновения неврозов у детей и о том, как справиться с этой бедой, — и поговорим сегодня.

      Навязчивый ритуал

      У пятилетней Кати существует Большой Спальный Ритуал. Перед тем, как лечь спать, она должна определенным образом поставить тапочки, причем, если ей сразу не удается их выровнять, она должна произнести определенные слова — целую ритуальную речь. Если во время произнесения речи она сбивается, ей приходится начинать все сначала. Поставив тапочки, Катя разглаживает простыню так, чтобы не было ни единой складочки, потом она должна пройти пальцами каждый шовчик ночной рубашки…

      Когда взрослые пытаются вмешаться, у девочки начинается страшная истерика: она уверена, что за нарушение ритуала ее ждет наказание, но объяснить, кто заставляет ее так странно готовиться ко сну, Катя не может.

      По мнению врача-психотерапевта, невроз у девочки начался из-за того, что она очень тяжело переживала уход отца из семьи, а мать решала свои личные проблемы, и ей было не до ребенка. Однако психотерапия и материнская любовь вскоре принесли свои плоды: Катя поправилась.

      Детские страхи

      Алеша боится темноты и одиночества. Ему скоро шесть, но маме приходится каждую ночь держать в комнате зажженную лампу-ночник, иначе ребенок просто не заснет. А если ему случается проснуться в темноте, его рыдания способны разбудить соседей по дому. Конечно, все дети в той или иной степени испытывают страх перед темнотой, потому что в глубине его лежит страх смерти. В первые годы жизни это вполне естественно, но когда 5-7-летнего ребенка каждый раз в темной комнате охватывает ужас, это уже невроз. Еще Алеша боится, что мама его бросит, забудет где-нибудь, потеряет, и он держится за материнскую руку, как за соломинку. Недавно они бежали к автобусу, и мать на секунду отпустила руку мальчика. Вопль, который он издал, был так силен, что люди на улице на секунду замерли.

      Отца у Алеши нет. Мать и бабушка обожают и балуют мальчика, но именно в тот период они впервые решились отдать ребенка в старшую группу детского сада, чтобы подготовить к школе, и для него это стало тяжелым потрясением, которое привело к неврозу.

      Если у вашего ребенка появились страхи, постарайтесь найти их причину. Посоветуйтесь с психотерапевтом. Возможно, ребенку просто не хватает внимания с вашей стороны, любви, ласки. От семейных проблем его можно отвлечь интересными занятиями, а к детскому учреждению приучать постепенно, чтобы не спровоцировать невроз.

      Когда в семье живет тревога

      Неизвестно, каким образом, но ребенок всегда знает, что в семье что-то неблагополучно, как бы вы это от него ни скрывали. Родители Юли никогда не обсуждали при ней своих проблем; они внешне поддерживали привычные отношения, даже устраивали семейные праздники. О том, что вопрос о разводе уже решен, можно было узнать только по напряжению, которое иногда читалось на лицах взрослых, когда ребенка не было в комнате. Однако девочка этим напряжением “заразилась”. Началось с того, что во время еды или питья какие-то странные спазмы стали перехватывать ей горло, не давая сделать глотательное движение. Возникали они внезапно — то при резком звонке телефона, то в ответ на недостаточно ласковое обращение, а то и без всякой видимой причины. Девочка давилась едой, вода попадала “не в то горло”. Позднее появились спазмы дыхания, когда ребенок со слезами на глазах несколько секунд не мог ни вдохнуть, ни выдохнуть. Испуганные родители повели Юлю к врачу, который кроме спазмов обнаружил у девочки еще вегето-сосудистую дистонию и нарушения сердечного ритма.

      Помочь девочке сумел психотерапевт, который под всеми этими телесными симптомами распознал невроз. А от родителей потребовалось много терпения, любви и такта, чтобы от их отношений не страдал ребенок.

      zdorovie.com

      Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

      Причины возникновения детских страхов. Виды страхов. Преодоление детских страхов. Советы педагогам: что делать, если ребенок боится. Советы родителям. Норма страхов для дошкольников. Конспект занятия по коррекции страхов у детей 4–5 лет.

      Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.

      Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами.

      Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

      Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

      Причины возникновения детских страхов

      Существует несколько причин возникновения страха.

      Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: «Не будешь спать – заберет Баба-яга!».

      Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

      Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

      Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

      Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

      Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Нормы страхов для детей разных возрастов приведены ниже.

      Виды страхов

      Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

      Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

      Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

      Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

      К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

      Преодоление детских страхов

      Изучая литературу, затрагивающую проблему страхов у детей дошкольного возраста, педагог-психолог и воспитатели ГОУ «Детский сад № 1289» пришли к выводу, что работа по коррекции должна вестись комплексно, с использованием разнообразных средств и методов психологического воздействия (игротерапия, сказкотерапия, проективные методы, методы релаксации и саморегуляции).

      Коррекционная работа педагога-психолога в нашем ДОУ ведется в нескольких направле­ниях:

    • консультирование;
    • лекции-семинары (для родителей, педагогов);
    • стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.
    • Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов.

      1­-й этап – принятие заявок педагогом-психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.

      2­-й этап – проведение педагогом-психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.

      3­-й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

      4­-й этап – проведение с ребенком кор­рекционных занятий. Коррекционная группа формируется из детей среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в течение трех недель, продолжительность каждого 20–30 мин. Цикл – 15 занятий.

      В качестве примера в приложении 2 представлен конспект занятия по коррекции страхов у детей 4–5 лет.

      5­-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

      Данная коррекционная работа, на наш взгляд, является наиболее эффективной при оказании помощи детям в преодолении страхов. Что мы отчетливо наблюдаем в своей работе.

      Советы педагогам: что делать, если ребенок боится

      1. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.
      2. Следует поговорить с воспитанником о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка.
      3. Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости. Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
      4. Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.
      5. Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.
      6. Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.
      7. Организовать общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.
      8. Все виды коррекции стоит применять в комплексе.

      Советы родителям

    • Не стоит заниматься «закаливанием», т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
    • Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость».
    • Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что «монстров» не существует, обычно невозможно.
    • Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
    • Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
    • Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
    • Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.
    • Норма страхов для дошкольников

      vpedagog.ru