Невроз у детей тики

Детские неврозы: тики и навязчивые движения. Как их преодолеть?

Обычно, если родители видят, что их родное чадо ведет себя довольно странно и даже неприлично: грызет ногти, накручивает волосы на палец или постоянно ковыряется в носу, они делают ему замечание, а если оно не действует, начинают ругать и требовать, чтобы ребенок бросил плохую привычку. Но это не так легко, как может показаться. Ведь речь идет не просто о глупых привычках, а о проявлении невроза, который среди детей очень распространен. О том, почему бывают невротические состояния, в чем они выражаются и как их преодолеть, рассказал заведующий неврологическим отделением Житомирской областной детской больницы Николай Бас.

Мальчики чаще страдают неврозами

Среди девочек примерно 11 % страдает различными неврозами, среди мальчиков – 15-20 %. Причины могут быть самые разные. Часто это стрессовые ситуации в семье, которые постоянно повторяются. Развод родителей. Сильные переживания и травмы, например, ребенка покусала собака или он чуть не утонул в реке во время купания. Неврозы могут возникнуть как последствия перенесенных болезней, в частности, ОРЗ или запущенного гайморита, когда возникает хроническая интоксикация организма. Причиной могут быть нарушения в структуре клеток мозга. Кроме того, неврозы могут быть предвестником психического заболевания, которое проявится в старшем возрасте, например, детские страхи «перерастают» в тяжелые фобии. Существует и генетическая предрасположенность.

В чем выражаются неврозы?

У ребенка могут быть тики – непроизвольное сокращение мышц. Это судороги, мигания, подергивания, шмыгания носом или другие звуки.

Могут наблюдаться навязчивые движения: накручивание волос на палец, дергание мочки уха, хруст суставами пальцев, определенные наклоны или повороты головы и так далее.

А также вредные привычки, которые сразу бросаются в глаза: сосание пальца, выдергивание волос, покусывание губ, ковыряние в носу.

Кроме того, к невротическим состояниям относятся те действия, которые ребенок совершает, не задумываясь, с завидным постоянством. Например, на прогулке ходит по определенному маршруту, считает ступеньки (клеточки в тетради, плиты на полу), вытирает руки об одежду, подчеркивает буквы при написании текстов и так далее. Он и сам не может объяснить, почему это делает.

Неврозы могут сопровождаться бессонницей, потерей аппетита, чувством неполноценности и страхами. У детей страхов довольно много, причем они стараются никому о них не рассказывать, даже родителям. Считают, что их не поймут, засмеют или накажут.

Большие умственные и информационные нагрузки на детей, стремление везде и все успеть, постоянное переутомление – все это лишь подталкивает к возникновению неврозов. Но самая большая проблема – многочасовое пребывание в интернете, где полно агрессивных недетских сайтов – источников страхов и душевных переживаний.

Как бороться с неврозами?

В первую очередь папы-мамы должны прекратить любые ссоры и выяснения отношений ради спокойствия в семье. Дать понять ребенку, что его любят и ценят таким, какой он есть, и всегда готовы помочь. Откровенно поговорить о том, что его тревожит и волнует. Откорректировать режим дня ребенка, чтобы учеба сменялась полноценным отдыхом, а не пребыванием в интернете. Нужно следить, сколько времени ребенок посвящает гаджетам и какие именно сайты его интересуют. Если ребенка не ограничивать, то у него быстро возникнет зависимость от гаджета, и тогда бороться будет гораздо сложнее. Родители должны сделать так, чтобы ребенок проводил как можно больше времени на свежем воздухе. Обязательно записать его в спортивную секцию, на танцы, плавание, словом, дать возможность развиваться физически и отдыхать душой.

Если невротические состояния выражаются в функциональных нарушениях, например, ребенок постоянно дергает плечами после развода родителей, то их несложно устранить с помощью занятий с психологом. Но если невроз связан с органическими поражениями клеток мозга, то необходимо комплексное лечение – медикаментозное плюс психотерапия или даже лечение психиатра.

Если вы заметили какое-либо проявление невроза, даже, казалось бы, совсем незначительное, нельзя тянуть с обращением к врачу. Если невроз не лечить и не предпринимать никаких мер, с годами он может только усугубиться. И чем больше времени потеряно, тем меньше шансов на полное восстановление психоэмоционального состояния ребенка.

lady.tsn.ua

Неврозы и нервные тики, окончание беседы.

В прошлых частях (https://www.stranamam.ru/article/3129447/) мы обсудили астению, истерию и неврастению, однако, неврозы проявляются не только ими. Одними из типичных проявлений неврозов являются неврозы навязчивых состояний и связанные с ними нервные тики. Давайте подробнее обсудим эту проблему.

Неврозы навязчивых состояний.
Эти неврозы могут проявляться в разных сферах:
– интеллектуальной и проявляются появлением навязчивых мыслей, воспоминаний или представлений,
— в эмоциональной сфере они проявляются навязчивыми страхами,
— в двигательной сфере они могут проявляться навязчивыми движениями, действиями или поступками.

Эти формы невроза у малышей и подростков могут возникать при длительных воздействиях психотравмирующих факторов, конфликтных ситуациях в семье и школе, при несоответствии между требованиями к ребенку и его возможностями, при обостренном чувстве долго и нежелании что-либо выполнять. Кроме того, эти неврозы могут появиться при эмоциональных встрясках, иногда некоторые разновидности навязчивостей появляются у детей с психологическим инфантилизмом при влиянии острых психических травм или сильного испуга.

Большую роль в возникновении этой формы невроза имеет особенность работы нервной системы – тип ее и характерологические особенности ребенка. Кроме того, в развитии невроза играют важную роль методы воспитания, состояние здоровья ребенка и его окружение, среда, в которой он живет. Типичными особенностями ребенка с неврозом навязчивых состояний является тревожность и мнительность, которые передаются ребенку большей частью от близких родственников – особенно мамы или бабушек. Такие малыши с этим синдромом, с детства проявляют признаки повышенной боязливости перед новыми людьми и событиями, еще в детском возрасте у них проявляются особые черты характера – тревожность, причем порой совершенно не оправданная, повышенная мнительность и боязнь болезней, заразы.

Такие дети склонны сами себе создавать различные ограничения и запреты, они верят в приметы, очень сильно привязаны к таким играм, в которых правила напоминают навязчивые движения или действия. Эти дети всегда педантичны в порядке одевания утром и проведения действий по гигиене и по дому. Если в их ритуале сбивается порядок, если вдруг кто-то из родных положил не на то место, например, расческу, может развиться настоящая истерика.

Тревожность и мнительность в характере формируется под воздействием окружающей ребенка среды, особенно выражено влияют гиперопека родителей, постоянные разговоры при ребенке о его возможных болезнях, проблемах в здоровье и хождение по врачам. Дети с таким неврозом формируют особую форму мышления, им кажется, что жить привычной и обычной для ребенка жизнью невероятно сложно, сложно находить общий язык с другими и налаживать с ними контакты. Поэтому, все жизненные явления, даже самые банальные и рядовые, ребенком воспринимаются не просто как обычное явление, а с попыткой анализа и нахождения сути события. Дети слишком много думают, абстрагируясь от реальности, что ведет их к отстранению от реальной жизни детей и осложнению их общения. Каждое событие их жизни они воспринимают как очень сильное, каждый раздражитель для них чрезмерный, он сдвигает их нервные процессы в сторону патологии.

Основные виды навязчивых состояний в детском и подростковом возрасте – это фобии или навязчивые страхи (заболеть, упасть, боязнь воды, темноты, грязи и т.д.). Еще одними навязчивостями у детей становятся обсессии – это навязчивые действия или движения. Из-за преобладания в клинической картине тех или иных симптомов невроза, выделяются, причем достаточно условно, два варианта течения – неврозы навязчивых страхов и неврозы навязчивых действий. Но иногда в разные периоды времени, у ребенка, склонного к подобному неврозу, могут проявляться признаки смешанного невроза, сочетающего в себе все навязчивости.

При неврозах навязчивого страха состав высказываний о своих страха будет зависеть от возраста малыша и причин, которые вызвали невроз – если это малыш, и он ранее тяжело болел, это будут страхи заболеть, страхи уколов и т.д.. Дети младшего школьного возраста и подростки обычно боятся того, что связано с их физическим телом, внешним видом или осознанием своего «я». Особенно тяжелым невроз становится у заикающихся – они боятся говорить.

Страхи за свое здоровье дети нередко переносят на своих близких, и тогда к ним присоединяется страх за здоровье родителей. Особенная разновидность невроза в подростковом возрасте – фобические неврозы ожидания, при них молодой человек в тревоге ждет и боится неудачи в выполнении каких-либо задач. Особо развиты страхи устных ответов у доски, неуверенности в себе, фобии разговоров с родителями или учителями.

Неврозы навязчивых действий проявляются у малышей в виде тиков, покашливаний, у более старших детей в виде защитной реакции с исполнением ритуала – выйти на улицу и встретить три черных машины, ни разу не наступить на колонку…
Все навязчивости очень тесно переплетены с эмоциональными переживаниями ребенка, особенно это привязано к страхам. У таких детей патологическая склонность к чистоте – они моют рука по 20 раз на дню, часто отряхиваются, сдувают с себя невидимые пылинки. Из-за патологического страха за свое здоровье и близких они прибегают к всевозможным, по их мнению действенным, ритуалам.

Родители и врачи должны учитывать и обращать внимание на рассказы ребенка о страхах, выяснять их причину, проследить за поведением ребенка – и если нужно, обратиться к психологу или неврологу.

Невротические тики.
Очень часто родители обращают внимание на ритмично повторяющиеся движения ребенка, однако, зачастую принимают их за баловство. Однако, таким образом может проявляться серьезное нарушение нервной системы – тик. О нервных тиках слышали многие взрослые и представляют это как «глаз дергается», хотя разновидностей нервных тиков очень много. Дети тоже подвержены тикам, около 10-15% детей с 2 до 15 лет в той или иной мере испытывали это на себе. Тики очень похожи по своему проявлению на судороги лицевых мышц, но в отличие от судорог, тикозные движения дети могут частично контролировать усилием воли и воспроизвести. Тики не появляются, когда дети выполняют осознанные действия – например, пьют из чашки.

Тики возникают непостоянно, могут зависеть от времени суток, деятельности и настроения малыша. они обычно локализованы в одном и том же месте. Провоцируются нервные тики нагрузками на ребенка, усиливаются при просмотре телевизора или за компьютером, если ребенок долго находится в одном положении. При сильном увлечении чем-либо они могут на время проходить, и дети могут их сознательно подавлять.

Откуда берутся тики?
В большинстве случаев тики возникают в кризисные периоды развития психики, но они бывают не у всех детей. Необходимо наличие особого фона – у таких детей нарушено внимание и восприятие особенно в пространстве. У малыша с нервным тиком нарушаются двигательные акты и координация движений и плавность, это нарушает их адаптацию в детском коллективе и замедляет их активную деятельность. Нервный тик может сочетаться с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, депрессиями, тревожностью, навязчивыми движениями – малыши крутят волосы, теребят пальцы, хлюпают носом, грызут ногти.

У ребенка с нервным тиком обычно отмечаются сдвиги в вегетативном тонусе, у них отмечается укачивание в транспорте, они плохо переносят духоту, жару, у них нарушен сон, они быстро утомляются. Обычно выраженную роль играет и наследственность, поведение самих родителей и стиль их воспитания ребенка – это формирует основы личности и эмоциональности малыша. Если у ребенка в семье применяется система крика и замечаний, к нему предъявляют завышенные требования, тогда в его жизни появляются патологические проявления в виде навязчивых движений и нервных тиков. Однако, и вседозволенность с гиперопекой также негативно могут повлиять на ребенка – необходимо искать золотую середину.

Как возникает тик?
Все стрессы ребенка трансформируются в его психике в различный ответ организма, если ребенку не по силам справиться с возложенным на него заданием – это может привести к запуску нервного тика. Но родители часто не могут вспомнить, откуда возникла проблема – ребенок не делился с ними переживаниями, но мог стать болеекапризным или требовательным, искал контакта, родители могли отмечать появление резкой мимики и жестов, хмыканий и покашливаний, причмокивания. Тики могут сопровождать скрип зубами и энурез.

Если ребенок с подобными проявлениями не получает должной поддержки от родителей, все его проявления постепенно прогрессируют и переходят в тики. Повышается частота развития тика после тяжелых болезней, инфекций. Если дети внутренне неспокойны и их беспокойство не выходит наружу, это трансформируется в проявления на уровне тела – различные тики и навязчивости.

Дети с нервным тиком относятся к особенной группе – у них можно отметить разной степени невротические нарушения, снижение настроения, проявления тревожности и раздражения, они плохо спят с кошмарами и быстро утомляются. Все эти признаки вкупе являются поводом для консультации с педиатром или неврологом. Неврозы и тики могут являться начальной стадией других, более тяжелых патологий.

www.stranamam.ru

Тики и невроз у детей

Симптоматика невроза навязчивых действий у детей и подростков выражается преимущественно в виде разнообразных навязчивых движений и действий. В дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают элементарные навязчивые движения — навязчивые тики, а также относительно простые навязчивые действия.

Характер навязчивых тиков весьма разнообразен, чаще всего это мигания, наморщивание лба или носа, подергивания плечами, респираторные тики («шмыгание» носом, «хмыкание», покашливание и т.п.). Внешне сходные непроизвольные движения часто наблюдаются у детей младшего возраста при различных расстройствах.

При отграничении этих весьма сходных проявлений необходимо иметь в виду следующие признаки, свойственные невротическим (навязчивым) тикам: Навязчивые тики возникают на основе различных целесообразных защитных движений, чаще рефлекторных (мигательный рефлекс при попадании и глаз инородного тела или при конъюнктивите; наморщивание лба при низко спускающихся волосах, облизывание губ при их сухости, вздергивание плечами и откидывание головы при появлении пугающего объекта перед лицом и т. п.), хотя в дальнейшем они утрачивают первоначальный защитный характер. У больного с навязчивыми тиками имеется потребность в повторении навязчивого движения, связанная с эмоциональным напряжением, которое усиливается при задержке этого движения.

В профилактике невротических тиков ведущее значение имеет нормализация внутрисемейных отношений, коррекция неправильных методов воспитания, устранение чрезмерно строгих требований к ребенку. Психотерапевтические мероприятия должны включать «семейную психотерапию», направленную на устранение или сглаживание тех или иных психотравмирующих моментов и нормализацию воспитательного подхода к ребенку в семье.

Мельникова Оксана Владимировна
Врач-психиатр, врач высшей кфалификационной категории

Навязчивые движения осознаются больными (исключая детей раннего и преддошкольного возраста) как чуждые, болезненные, как «дурная привычка». Дети школьного возраста часто стесняются своих навязчивых тиков, стараются скрыть или замаскировать их. Навязчивые тики не имеют признаков неврологической локальности (например, в виде четкого преобладания с одной стороны), которые нередко наблюдаются при неврозоподобных тиках резидуально-органического происхождения. Навязчивые тики значительно усиливаются при волнении и в психотравмирующих ситуациях, в то время как в случае соматического заболевания они либо не меняются, либо даже ослабевают. Тики навязчивого характера, как правило, сочетаются с различными невротическими расстройствами, включая навязчивые страхи, опасения и др. Применение психотерапевтических мероприятий при навязчивых тиках часто дает эффект, тогда как при неврозоподобных тиках любого происхождения большинство видов психотерапии (исключая аутогенную тренировку) малоэффективно.

Характерной чертой более дифференцированных форм невроза навязчивых действий является неразрывная связь навязчивых действий с отрицательными эмоциональными переживаниями, в особенности с навязчивыми страхами (фобиями), что делает весьма условным разделение невроза страхов и невроза навязчивых действий.

Так, ребенок с навязчивым страхом заражения часто моет руки или потряхивает ими, школьник с навязчивым страхом получить плохую оценку за письменную работу навязчиво подчеркивает или обводит буквы, ребенок или подросток, испытывающий страх за собственное здоровье, здоровье родителей или чувство неопределенной тревоги («как бы чего не случилось»), выполняет те или иные защитные действия более условного, ритуального характера (прикасается определенное, чаще «магическое» число раз к тем или иным предметам, перешагивает через трещины в полу или на тротуаре, бросает взгляд в определенном направлении и т.п.). Защитные навязчивые действия элементарного характера более свойственны младшим детям. У старших детей и подростков чаще встречаются «символические защитные действия», включая различные сложные ритуалы.

В этиологии невротических тиков роль причинных факторов играют длительные психотравмирующие ситуации, острые психические травмы, сопровождающиеся испугом, местное раздражение (конъюнктивы, заболевания дыхательных путей, кожи и т.д.), вызывающее защитную рефлекторную двигательную реакцию, а также подражание тикам у кого-либо из окружающих.

Клиника невротических тиков, несмотря на разнообразие их форм, в целом довольно однотипна. Преобладают движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, а также респираторные тики. Локализация тиков в ходе заболевания может многократно изменяться. Со временем, особенно у детей школьного возраста, тики из психопатологически недифференцированных могут превращаться в навязчивые. Субъективно дети оценивают тики как своеобразную «привычку», нередко считают ее болезненной, хотя в отличие от больных с навязчивыми движениями (в том числе и навязчивыми тиками) обычно не пытаются активно преодолеть эту «привычку». Довольно часто невротические тики сочетаются с невротическим заиканием и энурезом.

Тики обычно возникают по типу непосредственной или несколько отставленной во времени от действия психотравмирующего фактора невротической реакции. В части случаев заболевание ограничивается относительно непродолжительной (до 3–4 недель) невротической реакцией в форме того или иного локализованного тика. Однако чаще такая реакция фиксируется, появляется тенденция к возникновению тиков иной локализации, присоединяются другие невротические проявления: неустойчивость настроения, плаксивость, раздражительность, эпизодические страхи, нарушения сна, астенические симптомы. Дальнейшее течение заболевания часто имеет рецидивирующий характер.

Различные органические гиперкинезы (хореические, хореиформные и др.) отличаются от невротических тиков своей насильственностью, невозможностью подавить их усилием воли, большим размахом движений, которые захватывают целые группы мышц и не являются столь локализованными, а также лишены компонента целесообразности, защитного характера. Иногда за невротические тики принимают элементарные мышечные подергивания (вздрагивания) при миоклонических пароксизмах у больных эпилепсией. При их отграничении следует иметь в виду, что миоклонические пароксизмы, как правило, наблюдаются не постоянно, движения при них не носят защитного характера, не могут быть подавлены, нередко сопровождаются той или иной степенью изменения сознания.

Лечение тиков и невроза у детей

Лечение невротических тиков часто представляет трудную задачу. На этапе невротической реакции лечение более эффективно. Нередко тики ликвидируются при изъятии ребенка из психотравмирующей обстановки, например при помещении его в санаторий или направлении в детский лагерь. Психотерапевтическое значение может иметь создание у ребенка эмоционально заряженных новых интересов и увлечений (трудовые процессы, работа в кружках, самодеятельность и т.п.). Часто довольно эффективны занятия спортом.

На этапе невротического состояния, при наличии фиксированных и распространенных тиков у детей школьного возраста могут применяться также гипносуггестия, аутогенная тренировка. Вместе с тем на этом этапе важное значение приобретает медикаментозная терапия. Для купирования сопутствующих общеневротических расстройств, в частности аффективных нарушений, устранения эмоционального напряжения назначают транквилизаторы и другие седативные препараты. Полезно также применение лечебной физкультуры и ритмики.

Детские и подростковые психиатры центра «Феникс» осуществляют обследование и лечение пациентов с различными видами тиков.

centerphoenix.ru

Невроз у детей тики

Тики в детском возрасте

Он паясничает или болен?

Порой обращаешься к ребенку, а он, пока слушает, все время глазами моргает или плечом дергает. «Перестань паясничать!» — кричит родитель. А стоит приглядеться — движения-то странные, навязчивые; кажется, будто ребенок их совершает не по своей воле. Что это?

Это тики. Они бывают у детей 5-11 лет. Мальчики страдают ими в 4 раза чаще, чем девочки: этой напасти подвержен чуть ли не каждый десятый ребенок. Тики никогда не тревожат ребенка во время сна, зато усиливаются от волнения, возбуждения; они не влияют на интеллектуальные способности, в привычной обстановке менее заметны.

Вызывают это расстройство разные причины, поэтому и прогноз, и лечение при тиках тоже разные. Психиатры их делят на два основных типа:

невротические (по новой международной классификации — транзиторные, преходящие),
неврозоподобные (хронические).

Допустим, ваш совершенно здоровый, спокойный ребенок испугался собаки, которая бросилась на него во дворе, или строгой учительницы, устроившей ему разнос перед всем классом. И у него начал дергаться глаз или мышца щеки. Это тик невротический. Он возникает от испуга, стресса, напряжения и обычно лечится за пару недель, от силы пару месяцев. После лечения исчезает бесследно.

Что требуется в этом случае от родителей?

— Показать ребенка врачу.
— Создать дома спокойную обстановку.
— Не загружать ребенка усиленными занятиями.
— Если тики вызваны школьным конфликтом, поговорить с учителем и постараться его уладить.

Но навязчивые состояния этого типа встречаются не так уж часто, они составляют только 10% всех тиков.

Причина и повод.

Иное дело странное покашливание: тут можно и не догадаться, что это тик. Таких неврозоподобных, хронических навязчивых состояний большинство — до 90%. Причина их — слабость нервной системы ребенка. Она возникает, когда у мамы сложно протекает беременность или из-за проблем во время родов (например, у младенца была асфиксия — кислородное голодание — или роды были затяжные, со стимуляцией). Порой виноваты болезни, перенесенные малышом в первые месяцы жизни, — они тоже изменяют реактивность нервной системы.

На такой почве любой повод, будь то простуда или утомление от непосильной нагрузки, может вызвать неврозоподобный тик.

Часто он начинается с реального события: например, вскочил ячмень, который все время мешает, и ребенок часто моргает. Потом ячмень проходит, а моргание превращается в навязчивое не контролируемое действие. Или у ребенка был бронхит: уже два месяца со времени болезни прошло, анализы крови хорошие, а кашель тянется и тянется.

Ребенок понимает, что тики — движения необычные, болезненные. Он часто стесняется их, на людях пытается сдерживаться, но от этого испытывает огромное внутреннее напряжение, которое его утомляет. Попытки контролировать тики кончаются тем, что они только усиливаются.

Неврозоподобные тики лечить трудно и долго. Они могут то пропадать на месяц или на полгода, то возвращаться без видимого толчка, например, повинуясь сезонным колебаниям. Время обострения тиков — весна и осень.

Такими могут быть тики:

— моргание;
— подергивание щеки, плеча, ноги;
— заведение глаз вверх;
— навязчивый кашель
— навязчивые глотательные движения;
— нахмуривание лба;
— шумное дыхание;
— втягивание живота;
— выбрасывание рук в стороны.

Если вы заподозрили у ребенка тик, обязательно покажите его врачу: психиатру, психоневрологу или психотерапевту.

Во-первых , для того, чтобы убедиться, что ваш случай всего лишь слабость нервной системы, а не симптом серьезных душевных болезней. Врач может об этом судить, изучив, какими еще расстройствами сопровождается тик. Например, неврозоподобные тики сочетаются с быстрой утомляемостью, раздражительностью, слезливостью, изменчивостью настроения, плохим сном. Кроме того, надо исключить редкий тип таких навязчивых состояний, при которых тики с годами усложняются.

Во-вторых , когда диагноз станет ясен, врач назначит лечение. Это могут быть физиопроцедуры: хвойные ванны (они очень хорошо действуют на 5-6-летних детей), успокоительный чай, электросон, электрофорез с бромом. Все это расслабляет нервную систему. Полезен массаж воротниковой зоны — он улучшает кровоснабжение мозга. Хорошо на ночь пить теплое молоко с медом — тоже успокаивает. Даже такими простыми средствами можно достичь многого.

При тиках полезна психотерапия или психокоррекция. Это — гипноз, для ребят постарше аутотренинг — умение самовнушением помочь себе расслабиться и специальные дыхательные упражнения для релаксации. Всему этому ребенка научит врач.

А кроме лечения словом нужны лекарства: витамины, препараты, улучшающие питание мозга и обмен веществ, седативные средства.

Родителям же можно посоветовать:

— следите, чтобы ребенок со слабой нервной системой обязательно высыпался;
— ему нужен щадящий режим и полноценный отдых в выходные дни;
— особенно берегите его нервную систему после болезни: даже пустячная простуда делает ее уязвимой еще две недели;
— не обсуждайте тики ребенка. Чем больше вы о них говорите, тем хуже ему становится. Он и так понимает, что с ним что-то неладно, и ждет от вас помощи.

Статья подготовлена по материалам журнала «Здоровье».

adalin.mospsy.ru

Навязчивые неврозы

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

В большинстве случаев проблема невроза навязчивых состояний и тиков решается путем игровой психотерапии или курсом медицинского лечения, а чаще всего – сочетанием медикаментозного лечения и психологической работы с подавляемым нервным напряжением у ребенка.

  • Виды неврозов навязчивых состояний (обессивных неврозов) у детей
  • Симптомы и причины
  • С чего начать и к кому обращаться с неврозом навязчивого состояния у ребенка: к врачу или к психологу?
  • Как обратиться в Клинику
  • Виды обессивных неврозов у детей

    Этот вид неврозов проявляется в виде навязчивых различных движений и мыслей. Навязчивые состояния (обсессии) проявляются как непреодолимые и непроизвольно возникающие мысли, страхи, и, как следствие – навязчивые движения.

    Навязчивые мысли

  • когда ребенок боится за здоровье и безопасность себя самого и своих родных
  • постоянно думает или представляет себе, что с ними может случиться что-то плохое
  • все время вспоминает негативные события, которые произошли с ним или с его родными в прошлом
  • прочитывание номеров автомобилей, вывесок, операции с числами и буквами из номеров и вывесок
  • подсчет фонарных столбов, домов, газонных ограждений и т.п.
  • постоянный поиск «любимых» и «нелюбимых» букв и цифр
  • Навязчивые движения и действия

    Сфера их проявлений весьма обширна. Это может быть и нервный тик у ребенка, и навязчивые движения. Наиболее типичные навязчивые движения и действия у детей:

  • обкусывание ногтей и губ
  • выдергивание волос
  • сосание пальца, сосание или обкусывание карандаша, ручки, пуговицы, края одежды
  • покашливания, похрюкивание или проговаривание звуков
  • подергивания конечностей
  • моргание и/или стереотипные движения глаз
  • кружение
  • постукивание, похлопывание в ладоши
  • раскачивание
  • приседание, прихрамывание при ходьбе
  • потирание тела или предметов
  • потряхивание и встряхивание рук и предметов
  • прыжки и скачки без причины
  • мышечные сокращения рук и ног, а также лицевой части.
  • дети могут ходить по определенным плиткам на полу
  • обходить, крутить, гладить предмет какое-то строгое количество раз
  • подпрыгивать и хлопать в ладоши, проговаривать фразы и т.д.
    • эпизодический
    • хронический
    • прогрессирующий

    Симптомы и причины

    Невроз у ребенка может иметь разные причины. Наиболее часто встречающейся является наличие какой-либо психической травмы у ребенка, а также наличие эмоциональных факторов. Таких как: напряженная и конфликтная обстановка в семье, неправильное и слишком жесткое и авторитарное воспитание детей.

    Нередко в этот список входят и физиологические причины: наследственность и генетика, перенесенные заболевания, физические перегрузки ребенка, недостаток сна.

    Так или иначе, все это связано с тем, что ребенок имеет повышенное возбуждение в определенных областях мозга. В основном речь идет о дисфункции подкорковых ядер головного мозга, которые отвечают за позу и мимику, мышечный тонус и за глобальные двигательные акты. Ребенок вынужден это возбуждение каким-то образом сбрасывать. Таким образом, данная разрядка происходит именно с помощью действий.

    Это могут быть: тики (ребенок дергается, либо дергает какой-либо частью тела), быстрые стереотипные движения, могут быть навязчивые позы, навязчивые движения; ребенок может присаживаться, подпрыгивать, издавать какие-то звуки, проговаривать слова или даже ругательства (при синдроме Туретта). Очень часто именно этим дети, страдающие навязчивыми состояниями, доводят до бешенства учителей. Например, учитель жалуется, что мальчик специально хрюкает и визжит на уроках, а у ребенка диагностирован синдром Туретта. Синдром Туретта является генетически предопределенным состоянием, связанным с неврозами навязчивых состояний и тиками, или стереотипными тикообразными движениями.

    При диагностике ребенка с обсессивным неврозом непременно изучается энцефалограмма на предмет своеобразной формы эпилепсии.

    Также неврозоподобные навязчивые состояния во многом провоцируются хронической стрептококковой инфекцией с повышением антистрептолизина О (АСЛО) при хроническом тонзиллите, так называемый PANDAS -синдром.


    ЭЭГ (электроэнцефалография) для детей в клинике «Эхинацея»

    С чего начать и к кому обращаться с неврозом навязчивого состояния у ребенка: к врачу или к психологу?

    В первую очередь, советуем Вам обратиться к детскому неврологу, либо к детскому психиатру или психологу, пока навязчивые состояния не закрепились. Для удобства и координации помощи ребенку мы практикуем консилиум из всех трех специалистов. При своевременной помощи детского психолога и врача во многих случаях нервные тики проходят довольно быстро.

    В большинстве случаев, тики, появившиеся у детей до шести лет, к подростковому возрасту проходят сами, даже без лечения (более чем у половины детей). Однако имеются и другие случаи, когда плохо леченные нервные тики закрепляются на всю жизнь. Поэтому мы рекомендуем решить проблему с тиками до подросткового возраста. Обсессивный невроз хорошо поддается лечению на ранних стадиях, особенно в дошкольном возрасте. И очень хорошо здесь помогает игровая психотерапия.

    Что же касается синдрома Туретта, то даже при наличии генетической предрасположенности этот синдром может и «замолчать». Ведь до момента дебюта синдрома Туретта ребенок живет с тем же генетическим набором, но никаких тиков и вокализмов нет. Здесь дело не только в генетической предрасположенности к синдрому Туретта, но и в сопутствующих проблемах и текущем состоянии здоровья ребенка. Работа с провоцирующими факторами (невроз навязчивых состояний, инфекции, нарушение сна, высокий уровень тревоги и т.д.) обычно приводит к постепенному улучшению, часто до полного прекращения тиков и вокализмов.

    Во многих случаях приходится очень аккуратно подбирать медикаментозное лечение, психотерапевтически работать с ребенком, его окружением и семьей. Однако, если проблема вовремя была замечена и оценены все медицинские аспекты, она, как правило, неплохо поддается коррекции даже в упорных случаях.

    Мы широко практикуем метод игровой терапии для лечения навязчивых неврозов у детей

    Вы всегда можете позвонить в клинику по возникающим в ходе лечения вопросам в течение всей рабочей недели с 9 до 21.00. Либо написать по электронной почте, адрес которой Вы получите в регистратуре. Также, Вы можете получить онлайн-консультацию у любого врача, даже если вы живете в другом городе.

    Как обратиться в Клинику

    Телефон нашей клиники: +7 (495) 649-68-68 .

    Консультант клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу.

    Клиника работает 7 дней в неделю с 9:00 до 21:00.

    Наши координаты здесь.

    Если у вас нет возможности приехать в клинику на повторную консультацию, можно получить консультацию врача по skype за ту же стоимость.

    Если ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите на консультацию их результаты. Если исследования выполнены не были, мы рекомендуем и выполним их по результатам осмотра, что позволит избежать лишних исследований и сэкономить средства.

    ehinaceya.ru