Невроз у школьников

Школьный невроз

Неврозы — это пограничные состояния, возникающие под влиянием травмирующих ситуаций. В детстве такой ситуацией может стать экзамен, «провал» на уроке, конфликт с учителем или одноклассниками, вообще ежедневное пребывание в школе. В западноевропейской психиатрии в этих случаях используют термин «школьные неврозы».

Что испытывает ребенок, который не может адаптироваться к условиям школьной жизни? Известный скрипач Гидон Кремер вспоминает годы учения так:
«Школа у меня ассоциируется с грязно-зеленовато-бежевым цветом. Сегодня кажется, что стены в здании были покрашены именно так. Черные парты и доска. Неприятное ощущение от мела, не менее противное, чем от песка, забившегося под ногти, еще не выветрилось из моей памяти. Никогда не забудется затхлый запах тряпки, которой отирали с доски, запах, навязчиво прилипавший к коже. Какое облегчение я испытывал, когда по окончании занятий сбегал вниз по лестнице с одним-единственным желанием: вон, вон, вон отсюда!».

Приведем еще один пример — отрывок из воспоминаний Марка Шагала.

«Не знаю почему, я начал в это время заикаться. Может, из чувства внутреннего протеста. Я отлично знал уроки, но не мог заставить себя отвечать. Такая забавная, но и весьма неприятная штука.
И дело не в отметках — плевал я на нули!
Ужас сковывал меня при взгляде на множество голов над партами.
Содрогаясь болезненной дрожью, я успевал, пока шел к доске, почернеть как сажа или покраснеть как рак.
И все. Иногда я вдобавок еще и улыбался.
Полный ступор.
И сколько бы мне ни подсказывали с первых парт — безнадежно.
Я действительно знал урок. Но заикался.
Мне казалось, я лежу без сил, а надо мной стоит и лает рыжая из страшной сказки собака. Рот у меня забит землей, землей облеплены зубы.
Зачем мне все эти уроки?
Сто, двести, триста страниц учебников, изорвать бы их в клочья да развеять по ветру.
Пусть шелестят словами русского и всех заморских языков.
Отстаньте от меня!
«Ну что, Шагал, — говорил учитель, — ты будешь сегодня отвечать?»
Я открываю рот: та. та. та.
Мне казалось, что меня сейчас сбросят с четвертого этажа.
Втиснутая в гимназическую форму, душа дрожала как лист на ветру.
Но в конце концов меня просто отправляли на место.
Рука учителя выводила в журнале аккуратную «двойку».
Это я еще успевал заметить.
Я думал только об одном: «Когда же я закончу гимназию, сколько еще учиться, и нельзя ли уйти раньше срока?».

Здесь описана не только гамма отрицательных эмоций, вызываемых оценочной ситуацией на уроке, но и невротическая реакция — заикание. Невротические реакции разнообразны. Чаще всего у детей в период обучения в школе наблюдаются неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Они ярко проявляются в подростковом возрасте. Следует иметь в виду, что чем младше ребенок, тем невротические симптомы менее стойки, чем старше, тем более устойчивыми они становятся.

Неврастения связана с истощением нервной системы и организма в целом. У школьников возникает обычно из-за учебных перегрузок. Для малоспособного, но старательного ученика оказывается непосильной школьная программа; при высоких способностях и хорошей успеваемости перегрузка может быть вызвана большим количеством дополнительных занятий — иностранным языком, музыкой и т. д. Длительная чрезмерная работа без достаточного отдыха или большое напряжение при подготовке к экзаменам могут вызвать неврастению.

У детей с школьным неврозом нарушаются сон и аппетит, появляется физическая слабость. Они сосредоточенно работают в начале урока, но затем утомляются и отвлекаются; резко снижается работоспособность. Обычно жалуются на то, что стала плохой память, хотя объективных расстройств памяти у них не бывает. Чем больше они повторяют учебный материал, тем больше устают и тем меньше поэтому запоминают.

Неврастения похожа на сильное утомление, но утомление проходит после кратковременного отдыха. При неврозе необходим длительный, правильно организованный отдых и лечение. Если это состояние затягивается, у детей снижается настроение, появляются робость, застенчивость, постоянное чувство усталости, переживание своей неполноценности.

Чаще всего неврастения возникает у подростков астеничных, физически ослабленных, быстро утомляющихся и у мнительных, педантичных, с высоко развитым чувством долга, берущих на себя непосильную нагрузку и считающих себя ответственными за результат.

Школьный невроз проявляется по-разному. Для школьников наиболее характерны ритуалы — навязчивые действия, как бы защищающие от грозящей опасности. Чтобы не «провалиться» при ответе у доски, ребенок, проходя от дома к школе, избегает люков — он не должен наступить ни на одну крышку; или идет каким-то особенно сложным маршрутом. Одиннадцатилетний мальчик, боясь получить «двойку», утром, выходя из дома, пересчитывает окна в доме напротив; другой подросток вырабатывает сложный ритуал завязывания шнурков на ботинках. Если проход к школе оказывается случайно закрыт разворачивающейся машиной или развязывается шнурок, дети испытывают ужас и из-за эмоционального напряжения действительно могут не ответить на вопрос учителя или не написать контрольную работу. А неудачи в школе, последовавшие за нарушением ритуала, подкрепляют навязчивые действия.

Ритуалы со временем усложняются, число их увеличивается — из-за страха что-то забыть и лишиться спасительного средства. Образуются целые цепи действий: чтобы удачно выполнить одно, ребенок для подстраховки выполняет другое и т. д. Его внимание сосредоточено на этих бесконечных действиях, на них уходит время и душевные силы.

Особенно легко школьный невроз возникает у тревожно-мнительных, боязливых, «совестливых» детей.

Еще один невроз — истерия. Он может появиться и у детей с характером истероидного типа, и у тех, кому демонстративность несвойственна. Но в любом случае истерические состояния возникают тогда, когда это выгодно ребенку: они привлекают к нему внимание взрослых, вызывают заботу о себе, иногда обеспечивают возможность «уйти в болезнь» и избавиться, хотя бы на время, от тяжелой ситуации в школе.

В последнее время у школьников чаще всего встречаются вегетативные и сенсомоторные расстройства. Это тошнота и рвота, непрекращающийся кашель или икота, подъем температуры, головная боль и боли в животе, нарушение сердечной деятельности, затруднение дыхания, заикание и др.

«Ученица 11-го класса. Направлена в больницу с жалобами на тошноту и рвоту, возникающие при посещении школы и волнении.

. В школе училась охотно, с 1-го по 5-й класс была отличницей. 1 сентября перед школой почувствовала волнение, тревогу, тошноту. После рвоты состояние выравнялось, но позднее перед школой ежедневно испытывала страх и тошноту. Боясь, что рвота возникнет в школе, «на людях», вызывала рвоту искусственно. В терапевтическом отделении тошноты не было, но дома в первый же день опять возникли страх и тошнота перед началом занятий в школе. В воскресенье и каникулярные дни тошнота никогда не появлялась.

Зимой состояние. ухудшилось. Беспокойство, тошнота и страх стали возникать и в других ситуациях: перед посещением театра, кино, музеев. Перед ответом педагогу также испытывала каждый раз волнение и тошноту».

Истерические состояния, возникающие на волне страха перед школой, достаточно мучительны для ребенка. Кроме того, они, как и другие невротические реакции, не способствуют решению исходных проблем. Ребенок может пролежать в больнице или дома какую-то часть учебного года, но затем он все равно будет вынужден пойти в тот же класс, к тем же учителям. Его могут освободить от сдачи экзаменов, но в следующем году ожидание следующих экзаменов станет для него еще тяжелее, будет тяготить неопределенность: освободят еще раз или нет?

В конфликтных ситуациях могут возникать и истерические припадки. Протекают они примерно так:
«Мальчик 10 лет. охотно посещал школу. Первые два класса окончил успешно. Обучение в 3-м классе проходило в другой школе, чем он был недоволен. В связи с частыми болезнями до школы мальчика все опекали, он был кумиром семьи, что способствовало воспитанию в нем эгоцентризма, повышенных требований к окружающим, формированию необоснованных претензий.

В новой школе с сентября «начались нелады». После случайной двойки и выговора, сделанного матерью, мальчик «забился в припадке». Громко рыдал, «выгибался дугой», «щелкал зубами». Мать неожиданно позвали, она вышла из комнаты, мальчик остался один: припадок тут же прекратился. Аналогичные припадки повторялись после школьных или домашних неприятностей».

Истерический припадок продолжается от нескольких минут до часа, особенно при повышенном внимании со стороны окружающих, но, если ребенок лишается зрителей, быстро заканчивается.

psyera.ru

«Невроз как психофизиологическое состояние,- писал И. Г. Шульц, немецкий психиатр и психотерапевт,- являет собой комплекс беспорядочных мускульных напряжений, которыми человек вольно или невольно отвечает на раздражение внешней среды».

И не в мышцах кроются причины беспорядочных мускульных напряжений, создающих напряженность, а в подсознании, как оборонительный рефлекс (защитить глаза и голову). Когда дети идут в школу, спектр раздражений этой самой среды значительно расширяется. Вот почему среди детских невропатических патологий школьный невроз занимает отдельную нишу.

Неврозы школьников могут быть как продолжением детских нервных расстройств, вызванных рядом наследственных и социальных причин, таких как тяжелое течение беременности матери и сложные роды, неврологические заболевания кровных родственников. Огромную роль, провоцирующую заболевание, играет неблагополучная атмосфера в семье. Неверное понимание родителями тактики воспитания (излишняя строгость, жестокость или чрезмерное потакание всем прихотям ребенка).

Если с наступлением учебного периода ребенок стал плохо спать, практически потерял аппетит (его довольно часто тошнит, иногда возникает рвота, при этом не связанная с пищевым отравлением), у него наблюдаются спазмические боли, сводит судорогой конечности, случается ночное, а иногда дневное непроизвольное мочеиспускание — энурез), то родители обязательно должны обратить на это пристальное внимание, как на признаки невротического характера.

  • Подавленное, угнетенное настроение или наоборот, повышенная эмоциональность и возбудимость;
  • Раздражительность, порой перерастающая в агрессию;
  • Плаксивость, повышенная уязвимость;
  • Резкая смена настроения;
  • Истерические припадки, с падением на пол, бурными криками и рыданиями,- явные психические признаки проявлений невроза.
  • А подергивание глазами, потряхивание головой, гримасы, заикание, частое шмыганье носом, привычка грызть ногти и т.п.,- его соматические симптомы. Эти проявления тесно связаны с личностными особенностями больного, а также типа психотравмирующей ситуации. Истеричность, тревожная мнительность вызывают истерию, неврастению и невроз навязчивых состояний.

    Участившиеся неврозы школьников, прежде всего, прямо пропорциональны изменениям в общеобразовательной системе. Очень усложнилась обучающая программа. А, значит, возникла потребность в дополнительных занятиях и репетиторах. Помимо этого, ребята посещают всевозможные кружки, спортивные секции. Школьникам не всегда под силу справится с серьезной умственной, эмоциональной и физической нагрузкой.

    Не будем забывать и о межличностных отношениях в школе между сверстниками и педагогами. А также отношениями в семье. Для примера, давайте рассмотрим вариант психотравмирующей ситуации. Ребенок старается хорошо учиться, слушаться преподавателей. Он получает отличные оценки, его ставят в пример. Что не может не сказаться на отношении к нему менее успевающих одноклассников. «Зубрилка», «шестерка»,- самые мягкие из прозвищ, которыми его награждают. Нередки физические унижения и издевательства.

    Если школьник не начнет подстраиваться под сверстников, дальше – хуже. Он станет бояться ходить в школу и на прогулки т.п. Заикание (логоневроз), подергивание мелких мимических черт лица, спровоцированное страхом, обидой, злостью, вызовет еще большую бурю насмешек. А если он захочет стать «своим» среди однокашников, резко снизит успеваемость, станет хамить учителям, его ждут новые испытания, уже со стороны педагогов и родителей. Боязнь идти домой, не оправдав ожидания, где ждут насмешки, наказания (психологические и физические) за плохие оценки и поведение.

    Замкнутый круг психотравмирующих ситуаций вгоняет мозг ребенка в такое состояние, когда он переживает не только следствия минувших причин, но и для паники появляются вымышленные поводы. Инстинкт самосохранения порождает запредельное возрастающее напряжение. И, как следствие, глубокий невроз.

    Это только одна из моделей возможного развития ситуации. Их может быть множество. Наличие или отсутствие модной одежды или гаджетов, социальный статус семьи, физические недостатки или совершенства, могут сделать школьника изгоем, «белой вороной» в стае.

    Самооценка ребенка, склонного к неврозу, необъективна, занижена. Или наоборот, завышена. Он считает себя «непризнанным гением».

    Диагностика

    К сожалению, диапазон перечня неврозов у школьников очень велик, что затрудняет диагностику категории психоневрологических расстройств. Только опытный терапевт – невролог может правильно определить тип недуга и назначить психокорректирующее лечение.

    А начинать диагностику, прежде всего, необходимо общения с родителями, выяснить обстановку в семье. Затем, изучить обстановку в школе. Взаимоотношения ребенка с учителями и сверстниками. А в беседе с самим больным, определить его болезненные точки, основные раздражители.

    Выделить главные особенности развития его личности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Тестирование проводится в игровой форме, с помощью рисунков ребенка, которые очень информативны. Также в доверительной беседе.

    По результатам обследования, включающим лабораторные анализы, консультации нескольких специалистов в данной области, назначается лечение, которое соответствует психосоматическому состоянию невротика.

    При диагнозе «школьный невроз» есть очень хорошая новость, заболевание носит обратимый характер. Вовремя назначенное комплексное лечение — психологическое, медикаментозное и домашними средствами, покажет быструю, положительную динамику смягчения симптомов и полного исцеления.

    Следует отметить, что главную роль в излечении играют психические методы, так как невроз, прежде всего,- психогенное заболевание. Врач помогает родителям разобраться во внутрисемейных отношениях, наладить эмоциональную связь со своим чадом. Принять его таким, какой он есть. Уделять больше внимание, но не переусердствовать в опеке. Поддерживать, но не решать полностью его проблемы. Обратить внимание на принципы воспитания, убрать диктат и жесткость. Ни в коем случае не выяснять отношений с обидчиками ребенка. Возможно, изменить что то в своем поведении, служить личным примером.

    Иногда отлично помогает гипнотерапия. Во время сеанса гипноза, убираются психотравмирующие моменты, дается установка на адекватную реакцию малыша в стрессовых ситуациях, на его позитивное восприятие жизни.

    В медикаментозном лечении применяются витамины, антидепрессанты. В сложных случаях, только по предписанию врача, назначаются транквилизаторы.

    Прием успокаивающих отваров из лекарственных трав

    В домашних условиях, проконсультировавшись с доктором, рекомендуется давать больному настои и отвары успокоительных лекарственных растений. К ним относятся корни валерианы, пустырника, пиона уклоняющегося. В аптеках продаются специальные травяные лекарственные сборы, нормализующие эмоциональное состояние ребенка.

    Установить ребенку режим дня

    Строгий режим дня поможет привести нервную систему школьника в порядок. Необходимо, чтобы его отход ко сну приходился на одно и то же время. Не допускайте позднего выполнения домашнего задания, просмотра телевизора, компьютерных игр. После школы, особенно в первые годы обучения, желателен дневной отдых. Обеспечьте сбалансированный, полноценный и своевременный прием пищи.

    Смена рода деятельности

    Для того чтобы стабилизировать нервную систему школьника, следите за временем, которое он проводит за уроками, чтением книг, компьютером. Разбавляйте занятия прогулками на свежем воздухе в любую погоду. Играйте, по возможности, вместе с ним в разные, особенно подвижные игры. Наполните жизнь ребенка впечатлениями от совместных поездок в театр, цирк. В хорошую погоду всей семьей выбирайтесь на природу.

    Релаксация

    Разгрузке нервной системы школьника очень помогают теплые ванны с добавлением успокоительных эфирных масел. Массажи, лечебная гимнастика, плавание.

    Отмечено, что общение с животными оказывает целительный эффект на психику ребенка. Заведите домашнего питомца. Хотя бы небольшой аквариум с рыбками. Наблюдение за их жизнью очень расслабляет, успокаивает. А если нет возможности, ходите в зоопарк. В современных зверинцах детям дают возможность погладить некоторых животных. Катание на лошадях, общение с дельфинами в бассейне творит чудеса.

    Профилактические мероприятия

    Чтобы не допустить развитие невроза у школьников, семье и учителям важно уделять внимание профилактике заболевания. Любящие, внимательные родители, замечайте даже незначительные перемены в состоянии ребенка! Не относитесь к нему пренебрежительно, слишком строго. Ведь растущему человечку очень сложно справляться со стрессами, связанными со сменой привычной обстановки, круга общения, распорядка дня, ответственностью и возросшими психическими и физическими нагрузками. Приглашайте к себе домой и на прогулки друзей ребенка.

    Педагоги должны учитывать индивидуальные особенности личности каждого учащегося, и на основании этого корректировать обучающую программу. От педагога зависит и микроклимат в классе, и отношения между детьми. Учитель с «Большой буквы», обязательно выделит самые сильные стороны каждого ребенка, найдет к его душе свой подход. Совместные классные мероприятия (походы в лес, кино, театры), командные игры помогают детям подружиться, что дает отличные результаты в процессе учебы и адаптации в школьном коллективе.

    Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

    1neurologia.ru

    Невроз у школьника: как распознать проблему и помочь ребенку

    Школьные неврозы в основном проявляются у детей, обладающих уязвимой нервной системой и психикой. Они представляют собой совокупность психологических проблем, возникающих у школьника при посещении учебного заведения. Крайней степенью такого невроза является отказ ребенка посещать школу и депрессивное состояние с различного рода фобиями.

    Определение школьного невроза

    Термин «школьный невроз» не единожды упоминается в специальной педагогической литературе. Само понятие возникло в психологии во второй половине прошлого века и описывало состояние, при котором у ребенка возникает множество характерных симптомов, среди них преобладает нежелание посещать школу.

    На сегодня не существует научного определения этого психологического состояния, и не всегда ясно, что понимается под школьным неврозом. Кратко охарактеризовать нервное заболевание можно так: конфликт особенностей личности ребенка и ситуации, сложившейся в учебном заведении. По существу, школьный невроз – это психологический дискомфорт и перманентный стресс, вызванный негативным отношением к школе. В этом состоянии школьник испытывает тревогу, отвращение, страх, порой возникает стойкая депрессия.

    Признаки невроза

    Этому состоянию подвержены как дети младшего школьного возраста, так и старшеклассники. Если малышам чаще свойственна дезадаптация, то подростки нередко испытывают трудности с самоутверждением в коллективе, а также экзаменационный стресс.

    Симптомы школьного невроза, которые отмечаются дома и в школе:

  • ученик не собран, часто роняет предметы и возится под партой;
  • в классе боится выходить к доске;
  • не в состоянии наладить эмоциональный контакт со сверстниками;
  • ребенок отказывается идти в школу;
  • забывает дома разные школьные принадлежности;
  • трудное задание может вызывать слезы и истерику;
  • скрытен, прячет дневник и тетради от родителей;
  • у него дрожат руки и потеют ладони;
  • присутствуют навязчивые движения (грызет губы, ногти, ручку, теребит волосы, потирает руки, лоб);
  • может возникать тик, непроизвольные гримасы и подергивания;
  • при выполнении домашнего задания лежит на диване, ходит или стоит, а если и сидит за столом, то постоянно отвлекается на посторонние занятия;
  • агрессивен, вымещает злобу на школьных принадлежностях.

На пути становления личности, ребенку полезен любой, даже негативный опыт, но он должен чувствовать поддержку родителей и ощущать уверенность в себе.

Нельзя запускать ситуацию, поскольку это чревато развитием депрессии. Следует обсуждать сложившиеся обстоятельства с ребенком, а при необходимости прибегнуть к помощи детского психолога.

Коррекция состояния

Как и любое другое заболевание, школьный невроз хорошо поддается лечению на начальных этапах. Существуют разные пути коррекции школьных неврозов: обсуждение ситуации с педагогами и классным руководителем, доверительная беседа школьника с родителями, дружественная домашняя атмосфера.

Терапия неврозоподобных состояний у детей проводится следующими специалистами:

  • психолог (помогает установить доверительные отношения в семье, выработать верную тактику воспитания);
  • невролог (проводит обследование и лечение неврологических болезней);
  • психотерапевт (помогает преодолеть навязчивости);
  • специалисты узкого профиля (при необходимости к лечению привлекают врача – эндокринолога, психиатра, кроме того, некоторые виды неврозов можно эффективно лечить при помощи рефлексотерапии, массажа, иглоукалывания).
  • В большинстве случаев на начальных этапах достаточно простых мер. Если учителя находят подход к детям с подобными проблемами, а родители, в свою очередь, прилагают максимальные усилия, чтобы дети росли более уверенными в себе и своих силах, школа не вызывает у детей отвращение и ужас.

    Помощь ребенку

    Зачастую родители видят причины невроза в чем угодно (детских садах и школах, неблагоприятных обстоятельствах, перенесенном испуге), но только не в собственных ошибках воспитания.

    Но как раз психологические проблемы формируются под влиянием социально-бытовых условий, при постоянном воздействии нездорового семейного климата и неправильного воспитания, а внешние обстоятельства становятся тем последним рычагом, запускающим механизм развития патологии. Для того, чтобы улучшить ситуацию, родителям важно проделать определенную работу над собой:

  • Преодолевать негативные черты характера, вредные привычки и стереотипы поведения, которые могут стать примером для подражания.
  • Наладить эмоциональную близость с ребенком.
  • Перестать концентрироваться на своих «взрослых» проблемах и путях их решения. Детские неурядицы имеют такое же значение. Ребенок должен ощущать поддержку и веру родителей в его силы.
  • Перебороть в себе такие негативные стереотипы поведения, как родительская диктатура и излишняя принципиальность.
  • Стараться поддерживать ровные, доброжелательные отношения со всеми членами семьи.
  • Только при положительных изменениях в поведении родителей можно добиться улучшения в состоянии ребенка, преодолеть тревожность и фобии.

    Профилактические мероприятия

    Своевременное лечение заболевания позволяет полностью справиться с неврозом. Однако следует иметь в виду, что уязвимость нервной системы является врожденным качеством и остается на всю жизнь.

    Для таких детей важна профилактика неврозов, которая позволит свести к минимуму возможность развития патологии. Существуют правила, которые помогут поддержать психическое здоровье ребенка:

  • Необходимо придерживаться режима дня, который помогает детям с нестабильной психикой стабилизировать работу нервной системы.
  • Оптимально распределять учебную нагрузку, не допуская переутомления.
  • Чередовать физические упражнения с умственной деятельностью.
  • Наладить благоприятный семейный микроклимат.
  • При конфликтных ситуациях в детском коллективе привлекать в разрешение проблемы педагогов и детского психолога.
  • Проводить с ребенком сеансы релаксации, йоги или дыхательной гимнастики. Детей старше 12 лет можно обучить медитации.
  • Школьный невроз проще не допустить, чем бороться с ним. В тяжелых и запущенных случаях следует без промедления привлекать соответствующих специалистов, а также строго соблюдать все назначенные лечебные мероприятия.

    depressia911.ru

    Невроз у школьников

    Статья опубликована в рамках:

    Выходные данные сборника:

    «ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ» КАК РЕАЛИЯ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Каганова Татьяна Ивановна

    д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой педиатрии
    Института профессионального образования Самарского государственного медицинского университета,
    РФ, г. Самара

    Мостовая Людмила Ивановна

    канд. мед. наук, старший преподаватель
    Самарского государственного медицинского университета,
    РФ, г. Самара

    “SCHOOL NEUROSIS” AS THE REALITIES OF MODERN PRIMARY EDUCATION

    Tatiana Kaganova

    MD, professor, head of the Department of Pediatrics
    Institute for professional Education of Samara State Medical University,
    Russia, Samara

    Lyudmila Mostovaya

    candidate of medical sciences, senior lecturer
    of Samara State Medical University,
    Russia, Samara

    АННОТАЦИЯ

    Цель исследования — выявление проявлений и причин «школьного невроза» у учащихся начальной школы. В результате проведенного исследования были выявлены часто встречающиеся проявления «школьного невроза» у учащихся 3 классов (раздражительность, плаксивость, тревожность, страхи, снижение успеваемости, вегетативные проявления) и группы причин (взаимодействие со сверстниками, с учителем, учебная нагрузка), а также показана важность ранней профилактики посредством психологического сопровождения школьного обучения.

    ABSTRACT

    The purpose of research — the identification of the causes and manifestations of the «school of neurosis» in elementary school students. The study identified common manifestations of «the school of neurosis» in grade 3 students (irritability, tearfulness, anxiety, fears, decline in academic performance, autonomic manifestations), and groups of causes (interaction with their peers, with the teacher, teaching load), as well It shows the importance of early prevention of psychological support through schooling.

    Ключевые слова: школьный невроз; школьная дезадаптация; тревожность; страхи; вегетативные проявления; трудности взаимодействия; ранняя профилактика; психологическое сопровождение учебного процесса.

    Keywords: school neurosis; school maladjustment; anxiety; fear; autonomic manifestations; the difficulties of interaction; early prevention; psychological support of the educational process.

    В последнее десятилетие участились случаи обращения к врачам и психологам, связанные с нарушением самочувствия и поведения детей школьного возраста. Описываемые родителями проявления в целом укладываются в соматоформную симптоматику, хотя они и не нарушают здоровье ребенка с угрозой для его жизни, но могут значительно ухудшать качество его жизни [4].

    Ведущими критериями в диагностике данных расстройств являются наличие психотравмирующей ситуации, неспособность личности справиться с ней самостоятельно, непосредственная связь возникающей симптоматики с патогенной ситуацией, т. е. наличие психологического конфликта, из которого истекают соматоформные, вегетативные расстройства, а также большая эффективность методов психотерапии в сравнении с медикаментозным лечением [2].

    В зависимости от вида расстройства его проявлениями могут быть недостаток витальной энергии, вялость, сонливость, раздражительность, быстрая астенизация, затрудненное засыпание, поверхностный и тревожный сон ночью, сонливость днем, головные боли, снижение концентрации и устойчивости внимания, объема памяти; тревога, разнообразные страхи и их физиологические корреляты, проявления социофобии; достаточно устойчивые, иногда носящие характер навязчивости мысли, импульсы, образы, боязнь причинить вред себе или другим людям [4].

    Название «школьный невроз» не является научным. Чаще всего под этим скрываются психосоматические реакции и расстройства, аффективные расстройства, чаще всего в форме различных фобий. Вышеописанные симптомы часто возникают под влиянием такой психотравмирующей ситуации, как обучение в школе. Начало школьного обучения является переломным моментом в жизни каждого ребенка, так как связано с перестройкой всей его жизни: другой режим дня, необходимость учить уроки, новые межличностные отношения. «Школьный невроз» является следствием школьной дезадаптации — невозможности обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения. Этим термином фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе обучения [1].

    Понятие «школьный невроз» объясняет причины отклонений в поведении и нарушений здоровья более глубоко. В это понятие включаются негативные воздействия со стороны педагога, трудности взаимодействия с одноклассниками, погрешности семейного воспитания, индивидуально-личностные особенности детей [3].

    К факторам, лежащим в основе дезадаптации, можно отнести:

    1. Индивидуально-личностный фактор — явные внешние и поведенческие отличия от сверстников.
    2. Соматический фактор — наличие частых или хронических заболеваний, снижение слуха, зрения.
    3. Социально-педагогический фактор — трудности взаимодействия между учеником и педагогом.
    4. Коррекционно-профилактический фактор — слабость взаимодействия специалистов смежных специальностей.
    5. Семейно-средовой фактор — патологизирующие типы воспитания, тяжелый эмоциональный фон в семье, воспитательная непоследовательность, неблагоприятное социальной окружение, отсутствие эмоциональной поддержки.
    6. Когнитивно-личностный фактор — нарушения психического развития ребенка (несформированность высших психических функций, задержка эмоционально-волевого и личностного развития).
    7. По данным А.Б. Царевой, для школьников-подростков характерен высокий уровень невротизации. Более чем у половины из группы исследования выявлен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. Это означает, что они предрасположены к невротическим расстройствам [3]. Соответственно, можно предположить, что учащиеся младшей школы подвержены т. н. невротическим реакциям еще в большей степени, чем подростки.

      Проведенное исследование опиралось на запрос родителей младших школьников, обеспокоенных психологическим и соматическим состоянием детей, проблемами их успеваемости. Выборку составили 58 третьеклассников самарских общеобразовательных школ в возрасте 8—10 лет и их родители. Исследование включало анкетирование родителей и тестирование детей методикой диагностики уровня школьной тревожности Филлипса и проективной рисуночной методикой «Несуществующее животное».

      Показатели невротизации учащихся, выявленные при помощи анкетирования родителей, представлены ниже:

    8. раздражительность (91,8 %);
    9. страхи, связанные со школой (83,3 %);
    10. эмоционально-негативные высказывания в адрес школы, учителей, одноклассников (76,5 %);
    11. трудности сосредоточения на выполнении домашнего задания, затрачивание чрезмерно большого времени (68 %);
    12. трудности понимания учебного материала по основным учебным предметам (63 %);
    13. физиологические корреляты страхов (тошнота, рвота, боли в животе, частое мочеиспускание, не имеющие медицинского объяснения и не поддающиеся лечению) (49,3 %);
    14. плаксивость (22,1 %);
    15. нарушения сна (позднее засыпание, раннее пробуждение, беспокойный сон, ночные кошмары) (11,9 %).
    16. Родителям также было предложено написать в анкете в свободной форме, в чем причины проблем ребенка. Часть высказываний отражает проблемы высокой загруженности детей: «Домашнее задание задают огромное, один ребенок никогда бы не справился, помогаем всей семьей», «Дочь сидит с уроками до 12, до часу ночи, часто плачет, потом не может заснуть», «Ребенок все выходные делает «домашку», хотя обещали на выходные не задавать». Некоторые причины невротизации касаются взаимоотношений учащегося со сверстниками: «Соседка по парте берет все, что захочет, ручки, стерки, кладет к себе в портфель, потом говорит, что ничего не брала. Под локоть может специально толкнуть. Моя плачет. Просила рассадить их, учительница сказала, что будет пересаживать каждые два месяца, пусть потерпит», «Мальчик в классе есть психованный, может подойти, стукнуть ни за что. Ни учитель, ни родители ничего не делают. Сын нервничает из-за него, боится, что он столкнет его с лестницы». Немало родителей недовольны учителем и считают его причиной беспокойства и страхов ребенка: «Классный руководитель очень язвительная, замечания делает так, что ребенок боится инициативу проявлять, может «на смех поднять» перед всем классом, а ведь нам ее хвалили, мы именно к ней шли в класс, теперь жалеем», «Учителю дети безразличны, сплошная показуха, родители поделки делают, рисуют, она выставки устраивает», «Учитель детей стравливает, никогда в ситуации не разберется, не выслушает, поощряет ябедничество». Не все дети способны усваивать программу обучения, что и является причиной дезадаптации: «Контрольными работами замучили, пугают, двойки ставят. Как только контрольная, у дочери то истерика, то температура поднимется, то живот болит», «У меня мальчик левша, делает медленнее, чем другие дети, отстает. Учительница не подойдет, не поможет. Потом сами дома каждую тему разбираем». Соматоформная и вегетативная симптоматика, носящая психосоматический характер, приводит к ипохондрическому реагированию, «уходу в болезнь» от неприятной ситуации и вызывает дополнительную нагрузку для педиатров, хотя реально дети и их семьи нуждаются в психологической помощи.

      Анализ структуры школьной тревожности младших школьников показал, что наиболее выраженными факторами в структуре общей школьной тревожности являются страх самовыражения (49,3 %), страх публичной проверки знаний (54,4 %) и страх в отношениях с учителями (42,5 %). Учащиеся со страхом самовыражения испытывают выраженное беспокойство в ситуациях самопрезентации и стараются избегать их. Часто они получают низкие оценки не потому, что у них недостаточно знаний или слабо развиты необходимые навыки, а потому, что их «парализует» сама ситуация самовыражения перед другими людьми. Школьники со страхом проверки знаний, даже выучив урок, переживают о том, что не смогут ответить и боятся негативной оценки учителя, его порицания. Эти дети могут отвечать на вопросы учителя только индивидуально или письменно. Когда ребенок плохо отвечает у доски и во время урока, но при этом хорошо пишет контрольные работы, у учителя возникают сомнения в самостоятельности его работ. Учащиеся со страхом в отношении учителя стараются лишний раз не обращать на себя внимание педагога, даже если чего-то не понимают в изучаемом материале.

      Анализ рисунков младших школьников показывает, что у 93,5 % повышен уровень тревожности, 49,3 % имеют низкую самооценку, 40,8 % эгоцентричны, 32,3 % испытывают потребность в эмоциональной поддержке, 30,6 % характеризуются выраженной инфантильностью.

      Большую роль в социальной адаптации младших школьников имеет воображение. Анализ рисунков и названий показал, что многие учащиеся вместо несуществующего животного рисовали реальных животных, героев мультфильмов и художественных фильмов, а названия животных, как правило, представляли собой сочетание названий реально существующих зверей или были связаны с их анатомическими особенностями. Это говорит о несформированности способности к фантазированию, невозможности внутренней переработки межличностных конфликтов, стресса, фрустрации.

      Таким образом, практически все обследованные младшие школьники имеют те или иные проявления «школьного невроза». Самым частым из проявлений является повышенная тревожность, в структуре которой преобладают страх самовыражения, страх публичной проверки знаний и страх в отношениях с учителями. Наряду с тревожностью выявляются низкая самооценка, эгоцентричность, инфантильность, проблемы в семье. Перечисленные особенности могут служить факторами, невротизирующими ребенка, препятствующими формированию школьной адаптации.

      Ранняя профилактика «школьных неврозов» в настоящее время представляет собой насущную необходимость. Снижение темпов эмоционально-волевого развития, инфантилизм, тревожность, высокая школьная и внешкольная нагрузка ставят перед детьми проблемы, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Главным в профилактической работе является создание педагогических и социально-психологических условий для успешного обучения в начальной школе, достигающееся при помощи психологического сопровождения учащихся. Сопровождение должно включать в себя не только работу с самими учащимися, но также с педагогами и родителями.

      sibac.info