Невроз в подростковом возрасте

Неврозы у подростков

Невроз у подростков – это неглубокое, полностью обратимое психогенное заболевание, основой которого являются нарушения высшей нервной деятельности, проявляющиеся аффективными расстройствами (переменами настроения, страхами, тревогой, депрессиями и др.).

Распространенность неврозов среди подростков сложно определить, так как далеко не все родители обращаются за помощью к специалистам. Из числа подростков, находящихся под наблюдением в психоневрологических диспансерах, 15% страдают неврозами. Число детей с невротическими расстройствами ежегодно растет.

Причины и особенности подростковых неврозов

Формирование неврозов у подростков происходит при наличии определенных психологических и физиологических факторов (тип нервной системы). У многих детей неврозы возникают еще в раннем детстве в виде нарушения поведения (капризы, агрессия, гиперактивность, упрямство, страхи и др.).

Для возникновения неврозов в современную эпоху есть все условия. Увеличилось число неполных семей, и подростки переживают стресс от развода родителей, жизни с отчимом или мачехой. Значительно выросла загруженность учебой, что также усугубляет психоэмоциональные нагрузки, чрезмерность которых способен перенести организм не каждого подростка.

Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

К общим относят:

  • невроз навязчивых состояний;
  • астенический;
  • невроз страха;
  • депрессивный;
  • истерический и др. неврозы.
  • А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

    К факторам, провоцирующим развитие психоневрологических расстройств у детей, относятся:

  • генетические: личностные особенности подростка и черты характера (истеричность, эмоциональная лабильность);
  • церебрально-органические: минимальные мозговые дисфункции, вызванные патологией беременности и родов;
  • психосоциальные: напряженные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание, стрессы, неполная семья, алкоголизм родителей и т.д.
  • неправильная система обучения: из амбициозных соображений родители нередко загружают детей непосильными дополнительными занятиями.
  • Взаимоотношения родителей с подростком имеют огромное значение. Надо быть внимательным к ребенку, любить его, но не «привязывать» к себе: у него должен быть свой круг общения, друзья. Всегда должно находиться время, чтобы выслушать ребенка и при необходимости поддержать его.

    Постоянная критика и сравнение с другими детьми (не в пользу ребенка) вызовет негативизм и протест со стороны подростка. Такая тактика воспитания обречена на провал. У каждого ребенка свой темперамент и особенности личности, задача родителей – помочь адаптироваться к жизненным требованиям.

    Подростковый кризис

    Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.

    Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

    Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».

    Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

    Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

    Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.

    Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая решения и выбирая компании.

    Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

    Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.

    Виды подростковых неврозов и их симптомы

    Характер проявлений неврозов у подростков может быть физиологическим и психологическим.

  • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
  • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
  • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
  • судороги и нервные тики;
  • невротический кашель;
  • боли в сердце и в области желудка.
  • Психологические симптомы неврозов:

  • частая смена настроения, раздражительность;
  • легкая ранимость, повышенная уязвимость, выраженная чувствительность;
  • истерические реакции;
  • склонность к депрессии;
  • различные фобии (страхи).
  • В зависимости от клинических проявлений, комбинации симптомов, у подростков выделяют такие виды неврозов:

    1. Истерический невроз, проявлением которого являются частые истерики с рыданиями. Могут наблюдаться истерические параличи конечностей, потеря голоса, рвота, обморок, псевдоалгические проявления (жалобы на боли при отсутствии органического поражения) и другие.
    2. Астенический невроз, симптомами которого являются общая слабость, быстрая утомляемость, нарушения сна, проявления ВСД у подростка.
    3. Депрессивный невроз со стремлением к уединению, подавленным настроением. Часто его развитие связано со стрессовой ситуацией: разводом родителей, смертью близкого человека, сиротством и ролью «Золушки». Возникать такой невроз может и при наличии у подростка физического недостатка. Бедная мимика, грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, плохой аппетит и сон, низкая самооценка, низкая школьная успеваемость – портрет подростка с депрессивным неврозом.
    4. Невроз навязчивых состояний, проявляющийся тиками, спазмом мышц, судорогами. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность (например, у ребенка может возникнуть желание совершить прыжок с балкона).
    5. Фобический невроз, для которого характерны различные страхи (одиночества, смерти, темноты и другие). Страх может возникать в виде приступа, особенно перед сном, сопровождаться чувством тревоги, навязчивыми мыслями и представлениями. Это может быть также страх устного ответа на уроке или страх выступления перед аудиторией.
    6. Ипохондрический невроз проявляется чрезмерными опасениями и необоснованными страхами заражения или возникновения всевозможных болезней.
    7. Лечение или реабилитация подростковых неврозов

      Лечением неврозов у подростков занимаются:

      • детский невролог: проводит обследование подростка для уточнения диагноза, при необходимости назначает успокаивающие или другие лекарственные средства;
      • детский психолог: помогает подростку справиться с комплексами, а родителям найти правильную тактику и подход к подростку, создать необходимый психологический доброжелательный семейный климат;
      • психотерапевт: при неврозе навязчивых состояний проводит сеансы гипнозотерапии.
      • К лечению могут привлекаться также психиатры, рефлексотерапевты, эндокринологи. Правильно и индивидуально подобранное, вовремя проведенное комплексное лечение дает возможность полностью избавить подростка от невроза.

        Профилактика

        Главная роль в обеспечении психологического здоровья и предупреждении развития невроза у подростков принадлежит родителям.

        Важно соблюдать такие правила:

      • Четкое соблюдение режима дня поможет нормализовать функции неустойчивой нервной системы.
      • Необходимо следить за нагрузками ребенка и при появлении симптомов перегрузки снижать их.
      • Посильные физические нагрузки помогут снизить психологическое напряжение.
      • В случае психологических проблем в семье следует прибегнуть к помощи психолога.
      • При стрессовых ситуациях необходимо обеспечить ребенку консультацию детского психолога.
      • При возникновении у подростка психологического напряжения необходимо использовать доступные в домашних условиях средства релаксации (аромалампу с успокаивающими эфирными маслами по совету невролога, хвойные ванны, дыхательную гимнастику, прием отваров успокоительных трав и др.).

    Резюме для родителей

    Подростковые неврозы легче предупредить, чем избавиться от них. Лечение невроза до полного выздоровления возможно при своевременном обращении за помощью к специалистам и терпеливом выполнении всех рекомендаций.

    Профилактика подростковых неврозов во многом зависит от правильного воспитания, внутрисемейных отношений. Важно научить детей преодолевать жизненные трудности, заниматься психическим закаливанием ребенка с тревожно-мнительным характером, интересоваться его проблемами и интересами.

    Государственная ТРК «Крым», программа «Азбука здоровья», выпуск на тему «Неврозы у подростков»:

    doctor-neurologist.ru

    НЕВРОЗЫ У ПОДРОСТКОВ

    Как уже отмечалось выше, в подростковом возрасте неврозы встречаются значительно реже, чем в детском, так как те факторы, которые приводят к неврозам в детском возрасте, у подростков чаще вызывают нарушения поведения. Несмотря на это, неврозы отмечаются у 12% подростков обычных школ.

    Выделяются такие же формы расстройств, как и у взрослых: неврастения, истерический и обсессивно-фобический неврозы, заикание. Помимо этого встречаются специфические для подростков пограничные состояния: дисморфомания, нервная анорексия, сверхценные интересы и увлечения.

    Неврастения проявляется в повышенной утомляемости и раздражительности. Наблюдаются расстройства сна, головные боли, снижение настроения. Подростки с трудом (за счет переутомления) справляются со школьной программой, отмечается раздражительность, плаксивость. Могут быть соматические жалобы – ощущение вялости, сонливости, боли в сердце и животе, головокружение и т. д. При патопсихологическом обследовании отмечается выраженная ис-тощаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу. Память и внимание обычно в границах нормы, иногда незначительно снижены. Нарушений со стороны мышления и интеллекта не отмечается. Самооценка обычно низкая, особенно по факторам «здоровье», «эмоциональная устойчивость». При обследовании с применением проективных методов на первый план выступают проекции переживаний по поводу состояния своего здоровья. Часто отмечается акцентуация астено-невротичес-кого и лабильного типа. Если не проводить своевременного лечения, то возможно невротическое развитие личности с фиксацией на соматических расстройствах, возникновение страха смерти. При обнаружении проявлений неврастении у

    подростков желательна консультация невропатолога или психиатра, проведение рационально-разъяснительной коррек-ционной работы.

    Фобический невроз в подростковом возрасте возникает обычно под воздействием какой-либо психотравмирующей ситуации, но иногда может проявляться как заострение черт сенситивной и психастенической акцентуации. Содержание страхов зависит от возраста: если у дошкольников преобладает страх темноты, одиночества, собак и т. д., то у подростков – страх смерти и тревога, связанная с ситуациями общения. В подростковом возрасте общение со сверстниками занимает одно из ведущих мест в иерархии ценностей, значимо также желание быть «таким как все»: если подросток неуверен в себе, то может быть достаточно однократной незначительной ситуации конфликта со сверстником, чтобы возник страх общения. Это могут быть разнообразные страхи: страх речи, публичных выступлений и т. д. В некоторых случаях эти опасения направляются на свое тело – подросток боится, что он может покраснеть или начнется бурчание в животе и т. д. Поэтому подросток начинает избегать ситуаций общения со сверстниками, а затем и со взрослыми, при необходимости общаться он ведет себя скованно, напряженно и убеждается по реакции окружающих, что он «действительно не такой как все», что «все обращают на него внимание». Это еще больше усиливает невротическое состояние подростка.

    При патопсихологическом обследовании не отмечается существенных нарушений со стороны психических процессов. Самооценка занижена, но, в отличие от депрессивных состояний, это снижение не является равномерным, а затрагивает именно те особенности личности, которые связаны с неврозом. При описании картин ТАТ выражены проекции страха общения, при сохранной потребности в контактах. По результатам обследования с помощью ПДО в большинстве случаев отмечается акцентуация черт характера сенситивного или лабильного типа. Чаще всего страхи общения проходят с возрастом, но в некоторых случаях они могут сохраниться в течение всей жизни. При выявлении такого типа страхов после консультации с психиатром желательно проведение психокоррекционных мероприятий. (Подробнее о психокоррекционных мероприятиях см. гл. 12.)

    К другой группе фобических состояний относится страх смерти. Он может быть направлен на себя – подросток боится заразиться, заболеть СПИДом или онкологическими заболеваниями. Чаще страх направлен на других людей – подросток боится смерти матери по какой-либо причине или боится своими действиями причинить ущерб здоровью окружающих. Эти страхи часто сопровождаются возникновением защитных ритуалов: мытьем рук, совершением всевозможных «охранительных действий» (постукивание по мебели, ходьба по определенным линиям пола и т. д.). Эти ритуальные действия выполняются подростком «чтобы ничего не случилось», а если выполнить их не удается, возникает интенсивное чувство тревоги. При патопсихологическом обследовании этих подростков выявляется, что их психические процессы находятся в границах нормы. Иногда отмечается легкая инертность, недостаточность переключаемости внимания. При обследовании по методике ПДО преобладает психастенический тип акцентуации, иногда шизоидный или сенситивный. Описания картин ТАТ, методика «неоконченных предложений» позволяют уточнить содержание страхов.

    При отсутствии лечения и психокоррекционной работы ритуалы могут закрепляться и сохраняться на всю жизнь. При усилении чувства тревоги они могут изменяться, становиться более вычурными, заметными для окружающих. Во всех случаях невроза с ритуальными действиями обязательна консультация психиатра, так как нужно провести дифференциальную диагностику с начальными формами шизофрении.

    К специфическим подростковым состояниям относятся такие явления, как нервная анорексия (упорное стремление к похудению) и дисморфомания (уверенность в наличии уродства, дефекта внешности). Эти состояния могут быть признаками иных психических заболеваний (прежде всего шизофрении), но также встречаются и как пограничные состояния. Их возникновение связано с естественным для подростков желанием быть внешне привлекательным, соответствовать идеальным представлениям о человеке. Отклонения от этого идеала (несколько избыточная масса тела, большие уши, кривые ноги и т. д.) воспринимаются как страшное уродство, и подросток прилагает все усилия по «исправлению» имеющегося (или воображаемого) дефекта. Большую роль в развитии этих состояний играют неосторожные замечания со стороны значимых для подростка людей: педагогов, родителей, иногда сверстников.

    Нервная анорексия. Это состояние характеризуется упорным стремлением к похудению, убежденностью в излишней массе тела. Такая болезнь описана в исследованиях М.В. Коркиной.

    Нервная анорексия обычно возникает у девочек 12-15 лет с несколько ускоренным темпом полового созревания. Для этих подростков характерно сочетание эпилептоидного типа акцентуации с чертами демонстративности, высокой конформностью. Иногда при обследовании по ПДО отмечается повышение индекса маскулинности над феминностью. Благодаря такому типу личности, девочки обычно хорошо учатся, отличаются большой усидчивостью и настойчивостью. В подростковом возрасте, за счет быстрого полового созревания, у таких девочек отмечается несколько избыточная масса тела. Для возникновения анорексии бывает достаточно шуток сверстников, высказываний учителя о том, что полнота безобразна. В некоторых случаях не удается обнаружить таких психотравмирующих факторов, а девочка сама приходит к выводу о том, что ее внешность не соответствует идеалу. После этого девочка начинает стремиться к похудению, ограничивает себя в пище. Если в начале эти ограничения касаются в основном калорийной, углеводной пищи, то затем распространяются на все блюда. Иногда диета отличается вычурностью; например, одна из девочек принимала «только жидкую пищу», питалась кофе и бульоном. При некоторых видах анорексии пища не ограничивается, но после еды вызывается обильная рвота. Помимо режима питания, девочки усердно занимаются изнурительными физическими упражнениями: часами наклоняются, приседают и т. д. Это приводит к быстрому снижению массы тела, но, несмотря на это, они не прекращают голодания и занятия физкультурой. Аппетит в начале заболевания нормальный, затем несколько снижается. Из-за физического

    истощения у девочек прекращаются менструации, нарушается работа эндокринных желез, усиливается рост волос по всему телу. Хотя масса тела значительно снижается (при росте 160 см она может доходить до 28 кг), девочки продолжают воспринимать себя как полных, бояться пополнеть, после каждого приема пищи чувствуют, что «жиреют». При патопсихологическом обследовании отмечается истощаемость психических процессов в сочетании с некоторой инертностью. Нарушений памяти и интеллекта обычно нет. В таких случаях нужно исследовать процесс мышления, так как иногда анорексия встречается при других заболеваниях (в частности, при шизофрении). Самооценка резко занижена по параметру «внешность», при адекватной самооценке по всем остальным параметрам. Проекции «прошлого, настоящего, будущего» связаны только с изменениями массы тела и красотой. При описании картин ТАТ иногда отмечается недостаточное отождествление с женскими персонажами, некоторая инфантильность мотивации. В картине семейных отношений преобладает холодность, формальность взаимоотношений с матерью при большой эмоциональной насыщенности и конфликтности отношений с отцом.

    В ходе лечения в стационаре, систематически проводимой психокоррекционной работе удается изменить представление девочек о красоте, добиться увеличения массы тела до нормы. В дальнейшем некоторые девушки продолжают сохранять вес на нижней границе нормы, некоторые полностью выздоравливают, но бывают случаи резкого увеличения веса с сопутствующей депрессией. После лечения девочки нуждаются в периодическом наблюдении психолога, так как психотравмы, периоды депрессий могут привести к возобновлению анорексии. Если признаки анорексии возникают у мальчиков, то необходима срочная консультация психиатра, так как в большинстве случаев это служит симптомом психического заболевания.

    По механизмам, сходным с анорексией, возникает дис-морфомания. Как уже отмечалось, иногда она основывается на реальных, но малозаметных недостатках внешности (веснушки, оттопыренные уши и т. д.), но бывает и не связана с какими-либо реальными причинами. Подростки в зависимости от своей настойчивости и наличия искажений мышления изобретают различные способы борьбы с этим «уродством». Иногда это специальные прически, одежда и т. п., в некоторых случаях подросток может стремиться к хирургическому исправлению «дефекта». В более тяжелых случаях борьба со своим недостатком принимает нелепый, вычурный характер: подросток перестает выходить из дому, так как «все обращают на него внимание», закрывает лицо платком, надевает на нос прищепки («для исправления его формы») и т. д. Рациональному разъяснению убежденность в наличии дефекта практически не поддается. При обращении подростка или его родителей с жалобами такого рода необходима срочная консультация психиатра.

    При патопсихологическом обследовании нарушения со стороны памяти и внимания обычно не обнаруживаются. Обязательно тщательное исследование процессов мышления, так как достаточно часто встречаются искажения (в виде разноуровневости, разноплановости суждений, ориентации на слабые признаки и т. д.). Самооценка занижена. При обследовании по ПДО отмечается шизоидный, сенситивный, иногда лабильный или психастенический тип акцентуации. При описании картин ТАТ иногда отмечаются нарушения эмоционального восприятия, проекции идей отношений.

    При пограничном уровне расстройств и своевременном лечении возможно благополучное выздоровление. При психотическом уровне необходимо длительное лечение и динамическое наблюдение районного психиатра.

    Одной из задач школьного психолога является консультирование подростков с отклоняющимся поведением и направление их на обследование к психиатру, в случае обнаружения проявлений психических заболеваний.

    Дата добавления: 2016-05-31 ; просмотров: 1233 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    poznayka.org

    Как развивается невроз в пубертатном периоде?

    Подростки нередко страдают неврозами, хотя в данном случае, процент заболевания ниже, чем в более младшем возрасте. Отмечена высокая болезненность состояния, которая объясняется тем, что многие пациенты страдают данным заболеванием с детства. В психоневрологических диспансерах на учете стоят до пятнадцати процентов больных. У некоторых может вызвать удивление тот факт, что при пубертатном кризисе и в период полового созревания не наблюдается резкого всплеска заболеваний неврозами. Специалисты считают, что данный возраст отличается склонностью к замене моторных и вегетативных невротических симптомов нарушениями в поведенческой области.

    Психогенные факторы, вызывающие подростковый невроз, у детей и взрослых одинаковы, хотя они проявляются индивидуально, и свойственны для периода становления характера, влекут за собой девиантное поведение. Формы невроза тоже как у взрослых пациентов. У подростков диагностируется обсессивно-фобический невроз, истерический невроз, неврастения. Если рассматривать отличия подросткового невроза от взрослого, то следует обратить внимание на некоторые особенности психогенных факторов, и психогенеза, которые являются отражением специфики подросткового возраста, к примеру, реакцию эмансипации. Также наблюдается более отчетливая связь между отдельными формами, имеющими определенный тип акцентуаций характера.

    Чаше всего подростковый невроз выражен неврастенией. Заболевание развивается у подростков, имеющих лабильный и астеноневротический тип акцентуации. Подростки имеют ту же симптоматику, что и взрослые. Обычно это высокая утомляемость, тем более, когда дело касается умственного напряжения, волнующей обстановки. При этом данное состояние дополняется раздражением, которое становится более выраженным при усталости. Поэтому у подростка возникает психологическая защита, стремление оградиться от различной нагрузки, как в физическом, так и в психологическом плане. Могут возникнуть нарушения сна, склонность к ипохондрическому настроению, головные боли.

    Типы неврастении у подростков

    Подростковая неврастения выражена двумя типами, это астеноипохондрический тип, и гиперстенический. При гиперстеническом типе среди основных симптомов врачи называют крайнюю раздражительность, усиливающуюся при напряжении, или пребывании подростка с сложной для него обстановке. Даже ничтожный повод может стать причиной раздражения, после чего следуют раскаяния и слезы. Причем, данное поведение может быть адресовано близким, родным, или незнакомым людям, независимо от возраста. Порой это сверстники, а иногда взрослые люди. Проявление возбудимости состоит и в том, что подросток не переносит шума, его раздражает яркий свет, резко выраженные запахи.

    Выраженная вегетативная лабильность подтверждается колебаниями частоты пульса, игрой вазомоторов, величиной артериального давления. Подростковый невроз в виде неврастении отличается тем, что вегетативная реакция достигает в некоторых случаях уровня кризов, которые похожи на диэнцефальные. Они сопровождаются обильным потом, резкой тахикардией. Кожные покровы попеременно то краснеют, то становятся очень бледными. При этом подросток жалуется на головокружение, могут возникнуть кишечные спазмы, чувство дурноты. Как правило, такие приступы возникают, если человек сильно взволнован. Что касается девочек, то у них подобное происходит во время менструации.

    Нарушения сна проявляются в том, что возникают трудности засыпания. Иногда сон бывает очень беспокойным, сновидения тяжелые, человек часто просыпается. Головная боль сопровождается ощущением сжатия, болезненностью кожи головы. По утрам боли сильнее, тем более, если подросток долго спит по выходным. В том числе, имеются жалобы на трудность сосредоточения, плохо усваиваются занятия. При астеноипохондрическом типе главным симптомом является вялость, быстрая утомляемость, постоянное стремление отдохнуть, посидеть спокойно. Раздражительность и гнев отсутствуют, в данном случае проявляется слезливость, ламентации. Сон также плохой, имеются трудности с засыпанием. После сна нет бодрости, сонливость присутствует и днем.

    Причины

    Обычно при подростковом неврозе кроме головных болей, имеется немало других соматических жалоб. Подростки жалуются на сбои сердечного ритма, сердцебиения, дискомфорт в области сердца. При этом присутствуют спазматические боли в животе, боли неопределенного характера в различных частях тела. Центром ипохондрических переживаний является сердце, особенно у мальчиков. Специалисты считают, что подростковый невроз обусловлен у девочек физиологическим отставанием увеличения сердечных размеров от показателей роста всего тела. Девочки также жалуются на дисфункции ЖКТ. При этом фиксируется сниженное настроение, но внешнее проявление в данном случае не выражено так ярко, как при эндогенных и реактивных депрессиях.

    Установлено, что у подростков течение неврастении длительное, и растягивается на года. Возникают периоды значительного улучшения, и иногда пациент достигает полного выздоровления. Новые ухудшения появляются, если возникают трудные, напряженные ситуации, появляются психологические травмы. В любом случае, неуклонное прогрессирующее ухудшение отсутствует, и поэтому тема о развитии неврастении отсутствует. Если правильно подобрана терапия, и имеются благоприятные условия, то даже при затянувшемся нарушении состояние нормализуется к завершению пубертатного периода. Чтобы установить диагноз, врач исключает наличие хронических соматических заболеваний, черепно-мозговых травм. Известно, что в некоторых случаях подростки скрывают такие факты от родителей, поэтому чрезвычайно важно убедиться в их отсутствии. Если лечение начато своевременно, то подростковый невроз успешно лечится, освобождая подростка от многих проблем.

    www.psyportal.net

    Неврозы у детей

    Невротические расстройства у детей

    Хактеристика детских невротических расстройств

    По мнению Д.Н. Исаева, ддетские невротические расстройства подразделяются на общие и системные. К общим невротическим расстройствам у детей относят расстройства, связанные с эмоциональными и поведенческими нарушениями: тревожные фобические расстройства; истерический, астенический, ипохондрический и депрессивный неврозы. Системные неврозы связаны с нарушением каких-либо функциональных систем (речи, движений, выделительной, системы, сна). К ним относятся: логоневроз, невротические тики, невротическое расстройство сна, невротическое расстройство аппетита, невротические энурез и энкопрез (дневные, ночные, смешанные), патологические привычные действия.

    Детские невротические расстройства, по предположению В.Д. Менделевича, представлены невротическими реакциями, а также невротическими состояниями, невротическими расстройствами на фоне резидуальной органической патологии, легкой интеллектуальной недостаточности, хронических соматических заболеваний, в числе которых: пороки сердца, тромбоцитопения, бронхиальная астма, инсулинозависимый сахарный диабет, гипоплазия суставов, хроническими неспецифическими заболеваниями легких (ХНЗЛ). В.Д. Менделевич также считает, что определенная клиническая форма невротического расстройства у ребенка связана с типом психологической травмы. При острой психотравме наблюдаются тревожные, конверсионные и обсессивно-фобические расстройства, тики и логоневроз, а при хронической – депрессивное, соматоформное и гиперкинетическое расстройства, энурез и энкопрез.

    Л.С. Чутко в своем исследовании указывает на то, что «особенностями неврозов у детей являются слабость или отсутствие личностного осознания имеющихся нарушений, преобладание соматовегетативных или двигательных расстройств, часто имеет место непосредственная реакция на психотравму без глубокой внутренней переработки («короткое замыкание»)». Как считает А.И. Захаров, детям с невротическими расстройствами свойственны следующие психологические качества: сенситивность, впечатлительность, эмоциональная лабильность, непосредственность, наивность, выраженность чувства «Я», гиперсознательность; импрессивность (внутренний тип переработки эмоции), противоречивость развития из-за несоответствия характера темпераменту; тревожность, мнительность.

    Таким образом, детские невротические расстройства имеют свои особенности, а именно недостаточное осознание и понимание причин возникновения невротического расстройства. Появление детского невроза у ребенка может быть связано со многими факторами.

    Этиология невротических расстройств у детей

    А.И. Захаров, И.Ф. Тибербулатов и В.Л. Юлдашев определяют следующие факторы в развитии детских невротических расстройств: социально-психологические, социально-экономические и социально-культурные. К социально-психологическим факторам относятся: наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько; недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье), перестановка или инверсия традиционных семейных ролей, низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов. Среди факторов, которые приводят к детским невротическим расстройствам, особенно выделяют проблему неполных семей, когда ребенок воспитывается одним родителем. Особенно неблагоприятная ситуация складывается, когда мальчик лишен отца и воспитывается матерью. К социально-культурным факторам развития детских невротических расстройств относятся проблемы, связанные с проживанием в большом мегаполисе (недостаток времени у родителей на воспитание детей, более сложный характер межличностных отношений, низкие условия для отдыха и снижения эмоционального напряжения). К социально-экономическим факторам возникновения детских неврозов относят недостаточные жилищно-бытовые и материальные условия семьи; постоянную занятость родителей.

    В свою очередь, Д.Н. Исаев перечисляет 3 этиологических фактора: биологический (наследственность, патология беременности и родов, перенесенные соматические заболевания), психологический (психологические травмы в детстве, болезни близких, межличностные конфликты в семье, акцентуации характера и психопатии) и социальный (развод родителей, воспитание приемными родителями, неправильное воспитание и т.д.)

    Таким образом, этиологические факторы детских невротических расстройств представлены тремя типами: социальными, психологическими и биологическими.

    1.4.3 Клиническая картина невротических расстройств у детей

    Особенности клинической картины детских невротических расстройств, по мнению В.Д. Менделевича, зависят от стадий развития психики ребенка, от возрастного уровня нервно-психического реагирования. Выделяют следующие уровни данного реагирования: соматовегетативный (0-3 года); психомоторный (4-10 лет); аффективный (7-12 лет); эмоционально-идеаторный (12-15 лет).

    Клиническая картина невротических расстройств у детей отличается определенным своеобразием ввиду незавершенности и рудиментарности симптомов, значительной выраженности соматовегетативных и двигательных нарушений, а также меньшей, чем у взрослых, степени личной переработки психотравмирующих переживаний и самих невротических расстройств. Д.Н. Исаев считает, что «как правило, детские неврозы отличаются моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы, В клинической картине очень большое место занимают соматовегетативные проявления, различные формы нарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способы приспособления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение)».

    Д.Н. Исаев считает, что «в раннем детском возрасте среди клинических проявлений преобладает соматовегетативная симптоматика. Она, как правило, возникает в 6-7 месяцев, реже в более раннем возрасте. Дети становятся пугливыми, плаксивыми, не отпускают от себя мать, боятся новых лиц и игрушек, страдают нарушениями сна, расстройствами функций желудочно-кишечного тракта. Отличаются к реакциям протеста. Среди клинических проявлений невротических расстройств в раннем возрасте чаще других встречаются следующие: астеновегетативный синдром – (нарушение сна, аппетита, капризность, раздражительность, запоры или поносы, иногда нарушение терморегуляции); анаклитическая депрессия (специфическое расстройство при разлуке с матерью, когда у ребенка вслед за протестной реакцией наступает адинамия, анорексия, безразличие к окружающему, вплоть до необратимой остановки в развитии); невротическая депрессия (возникает в условиях эмоциональной депривации и характеризуется плаксивостью, капризностью, нарушениями сна, анорексией или булимией, иногда с регрессом поведения и утратой ранее приобретенных навыков); синдром навязчивости (первом году жизни отмечаются элементарные двигательные навязчивости в виде сосания кулачков, тряпочек, белья, реже морганий и разнообразных раскачиваний; на 2-3-м году жизни – простые ритуальные действия); истериоформные проявления (крики, визжание, бурные рыдания с падением на пол и т. п. как способ достижения желаемого); страхи (возникают после падений, неожиданных и громких звуков, появления незнакомых людей и животных, окатывания водой, устрашающих рассказов, угроз, скандалов, запугиваний); ночные страхи (возникают в виде приступов ночью, чаще в просоночном состоянии, когда аффект страха сопровождается двигательным возбуждением по типу оборонительных движений, гипнагогическими галлюцинациями, являющимися продолжением сновидений); аффективно-респираторные приступы (возникают у детей от 1 года до 3-4-х лет в связи с недовольством, обидой, гневом, во время бурного плача в виде кратковременного состояния с тоническим напряжением мышц, запрокидыванием головы и остановкой дыхания). Как предполагает Д.Н. Исаев, в период первого возрастного криза (2-4 года) уже появляются нарушения поведения, среди которых преобладают активные (вспышки возбуждения, аутоагрессия и гетероагрессия) и пассивные (невротический энурез и энкопрез, анорексия, булимия) реакции протеста. Во время второго возрастного криза (6-8 лет) невротические расстройства становятся разнообразнее, и среди них могут быть уже системные неврозы: невротиический энурез, логоневроз, тики, школьные неврозы. В подростковом возрасте реакции протеста приобретают черты сверхценных образований (например, уходы из дома), наблюдаются ипохондрические состояния, повышенная склонность к возникновению сверхценных идей (дисморфомании, нервной анорексии или булимии), разные формы имитационного поведения».

    Можно сделать следующий вывод о том, что клиника детских невротических расстройств во многом зависит от возрастных особенностей и протекания психологических кризисов больного ребенка.

    www.b17.ru