Неврозы первоклассников

Школьный невроз формируется у каждого третьего первоклассника

Прошло два месяца с начала учебного года. Самыми тяжелыми они стали для первоклассников. Еще вчера они были воспитанниками детских садов, особых требований к ним не предъявлялось; сегодня же они — ученики. А значит, требования к ним теперь более жесткие, уроки более продолжительные, да и коллектив новый. Как выдержать эти перемены, как адаптироваться к школе? Об этом наш разговор с психологом Татьяной Карповой.
— Татьяна Викторовна, что в этот период происходит с первоклашками?

— Начну с примера. Анечка с самых ранних лет удивляла окружающих своими успехами. В четыре года научилась читать, в пять вполне сносно разговаривала по­английски, с шести лет занималась в музыкальной школе. Каково же было удивление родителей и родственников, когда в первые дни учебы в школе у девочки возникли проблемы: она терялась, когда ее вызывали к доске, не справлялась с простейшими заданиями, а на переменах «подпирала стенку», ни с кем из одноклассников так и не подружилась. По совету учительницы Аню отправили к психологу, который выявил у нее так называемый школьный невроз — панический страх перед школой. И такой же недуг формируется примерно у каждого третьего первоклассника.

Волнение и трепет перед незнакомой ситуацией — это вполне нормально. Но если родители замечают, что у ребенка, образно говоря, все валится из рук, учитель жалуется на его неусидчивость и отказы отвечать у доски, вечером он не может заснуть, а просыпается ни свет ни заря, по утрам жалуется на головные боли, тошноту или рвоту — нужно бить тревогу.

— Что бы вы посоветовали родителям первоклассников для избавления от «аллергии на школу»?

— Хочу дать ряд рекомендаций и пояснений к ним.

1. Всегда держите себя в руках. Контролировать свои эмоции — главная родительская задача. Даже если вас не устраивают успехи вашего ребенка, не наказывайте его. Раздражение, крик и нотации создадут дополнительную стрессовую ситуацию для малыша.

2. Внимательно наблюдайте за ребенком. Часто причиной плохого усвоения новых знаний является элементарное нездоровье или усталость. Необходимо составить режим дня, проконсультироваться у врача.

3. Постоянно общайтесь с учителем. Надо поддерживать с педагогом хорошие отношения. Не забывайте: он тоже человек со своими симпатиями и антипатиями, проблемами, которые могут наложить отпечаток на его отношения с ребенком.

4. Читайте специальную литературу. Если, к примеру, у малыша плохо получается выполнять задания по чтению или математике, существует множество различных методик, игровых заданий, применяемых в подготовительном классе, которые и в первом классе хорошо помогают. Подойдите к учителю и посоветуйтесь с ним.

5. Обращайтесь за помощью к специалистам — логопедам, психологам, дефектологам. Но родители зачастую почему­то считают, что сами справятся с возникшими проблемами. Ошибочно также полагать, что эти проблемы решит учитель, ведь у него в классе не меньше 25 учеников.

6. Не сравнивайте своего кроху с другими, более успешными, детьми. Подобного рода сравнения снижают самооценку ребенка, формируют у него неуверенность, комплексы. Полезно сравнивать ребенка с ним самим, с его собственными достижениями. Например, вчера у него в тетради были грязь и каракули, а сегодня он написал аккуратно.

7. Не забывайте хвалить ребенка. Слова поддержки, похвала пусть за самые незначительные достижения нужны малышу как воздух. Это стимул к достижению большего, так как малыши в первом классе вообще не понимают, зачем надо учиться.

8. Научите ребенка действовать в своих интересах. Общение с ребенком поможет понять, что же на самом деле лучше подходит именно ему. Каждый вечер устраивайте с ребенком «посиделки», обсуждая дела и события прошедшего дня. Учите его анализировать ситуацию и выбирать оптимальные для него варианты. Пришел малыш из школы, дайте ему отдохнуть, поинтересуйтесь, когда он думает делать домашние задания? Предложите сегодня начать с чтения или русского, а завтра наоборот. Узнайте, где бы он хотел делать уроки: в комнате или на кухне, рядом с мамой, — «ты мне будешь помогать, а я тебе».

9. Выработайте единую тактику воспитания. Довольно часто члены семьи придерживаются разных взглядов на воспитание. В идеале взрослым лучше договориться между собой, иначе у ребенка не будет четких ориентиров в поведении, что в свою очередь отрицательно скажется и на его школьных успехах. А когда закончится четверть, можно отпраздновать это событие семейным чаепитием, поблагодарить ребенка за успехи.

10. Помните, первый учитель — это для человека первый авторитет. И родители должны его поддерживать. Ни в коем случае в присутствии ребенка не говорите плохо о педагоге. И если возник какой­то конфликт, разрешать его нужно сразу, ни в коем случае не подключать детей.

— Татьяна Викторовна, многие родители стараются определить ребенка еще и в музыкальную школу, и в художественную, и в спортивную секцию… Как вы к этому относитесь?

— Нужно внимательно наблюдать за малышом. У некоторых из них такой энергетический запас, они настолько активны, настолько хорошо переносят дополнительные нагрузки, что для них не страшны ни музыкальная школа, ни спортивная секция. Если ребенок после уроков идет в музыкальную школу с удовольствием, такого отрывать не надо. Но если у ребенка после занятий в школе наблюдается утомление, он клюет носом во время выполнения домашнего задания, то о каких дополнительных нагрузках может идти разговор? Период адаптации у всех ребят проходит по­разному; иногда он продолжается и во втором классе.

Сбавьте темп. Не загружайте ребенка лишними занятиями, не устраивайте гонки из сборов в школу. Лучше позаботиться о том, чтобы он высыпался, правильно питался и больше бывал на свежем воздухе. У ребенка должно быть время на отдых и развлечения.

Сместите акценты. Вас должно интересовать в первую очередь, что волнует и что тревожит вашего ребенка, а только потом — какие отметки он получил в школе.

Поговорите с ребенком. Узнайте, почему он боится идти в школу. Поговорите с ним, что нужно сделать в той или иной ситуации. Невероятно, но факт: 90 % первоклассников боятся… заходить в школьный туалет, потому что там нет отдельных кабинок. В сложных случаях справиться со страхом ребенку помогут школьные психологи.

Присмотритесь к педагогу. Погода в школе во многом зависит от учителей. Если классная дама вашего ребенка строгая и холодная, наводящая ужас на своих подопечных и щедро отпускающая уничижительные замечания, возможно, ребенка стоит перевести в другой класс.

Валентин Адрианов №204(21871)
27.10.2006

m.wobla.ru

Типичные ошибки родителей первоклассников

Первый класс является серьезным испытанием как для учеников, так и их родителей. У одних детей адаптация проходит достаточно мягко и незаметно. У других — нелегко. Существует неутешительная статистика: процент детей, которые не хотят идти в школу, постоянно растет.

Увеличивается количество заболеваний, которые именуются функциональными отклонениями, вызываются они нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни.

Как показывают наблюдения у немалого количества детей, полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. И все это может протекать и на фоне хорошей учебной успеваемости. Но какой ценой? Такие дети, имея положительные отметки в дневнике, часто и подолгу болеют, они же и составляют группу риска так называемого школьного невроза.

Несомненно, учитель может в значительной степени как смягчить процесс адаптации к школе, так и усугубить его. Но хочется прежде всего обратить внимание на трудности, которые связаны с отношением родителей к школьной жизни.

Какие же ошибки чаще всего допускают родители?

  1. Не придают должного значения режиму дня своего ребенка. Бывает так: стоит только урегулировать распорядок дня (время подъема, приема пищи, прогулок, делания уроков, сна) — как жизнь ребенка значительно меняется в лучшую сторону. Часто родители уверены, что с режимом у их ребенка все в порядке, и только на приеме у врача выясняется, что их ребенок практически все это время не получал должного питания (так необходимого мозгу для нормального функционирования!). Утром, дома, он почти не кушал, мама надеялась на обед в школе, а обед в школе он не посещал, т.к. у него всегда были карманные деньги, которые ребенок тратил в буфете на сладости.
  2. Мало уделяют времени общению с ребенком. Родители слишком заняты, и ребенок проводит больше времени с неодушевленными предметами. Многие школьные проблемы у детей возникают просто оттого, что они не знают простых формул общения, и вообще они редко играют в игры с участием взрослых. Забыл дома ручку — не знает, как об этом сказать. Хочет в туалет — не знает, как попроситься, и т.п. Чтобы вооружить своего ребенка нужными формулами, поиграйте с ним в школу и в другие игры. Сначала он будет учителем, а вы учеником, потом — наоборот. Объясните ему на своем примере, что делает учитель, что надо сделать, если хочешь спросить его о чем-то, как вести себя, если чего-то не понял. Убедитесь, что ребенок запомнил словесные формулы, умеет правильно ими пользоваться.
  3. Ожидают от ребенка только очень хороших, высоких достижений и выражают активное недовольство тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. Сравнивают его результаты с эталоном (например, со старшим братом или соседской девочкой). В результате у ребенка снижается уверенность в себе, формируется заниженная самооценка, повышается тревожность, что приводит к ухудшению общего самочувствия и дезорганизации деятельности. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, увеличивают нагрузки, организуют дополнительные занятия, заставляют по нескольку раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к переутомлению, нарастанию проблем. А между тем, такой ребенок нередко нуждается в помощи специалистов, возможно, консультации у невропатолога или психиатра (особенно, если у ребенка была родовая травма, и не только).
  4. Отдают ребенка в различные развивающие секции, забывая о том, что полноценный отдых на этом этапе важнее. Полезнее будет для ребенка больше свободного времени провести на свежем воздухе (не менее 2 часов в день). А в секцию отдать ребенка чуть позже, когда ребенок адаптируется к школьным нагрузкам.
  5. Слишком раннее предоставление ребенку самостоятельности. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют ребенку полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за его деятельностью. Приучение ребенка к самостоятельности — задача важная, требующая грамотного подхода. Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше, и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Если так случилось, что время упущено, ситуацию поправить можно, не исключено, что с помощью специалиста.
  6. Не придают серьезного значения особенностям развития речи ребенка. А это нередко стоит во главе трудностей ребенка адаптации в школе. Ведь если ребенок правильно произносит все звуки, это еще не значит, что его речь развита согласно возрасту. Недостаточная сформированность речи — очень частый недостаток, встречающийся почти у 60 % первоклассников. Речь идёт не только о запинках и заикании, не стоит забывать и про небольшой словарный запас, трудности выделения звука в слове, неумение составлять рассказ по картинкам и вести диалог. Необходимо помнить: таким детям крайне не рекомендуются школы с углублённым изучением иностранного языка. К тому же, некоторые нарушения речи говорят о неполадках в работе нервной системы ребёнка. Следует обратить особое внимание, хорошо ли ребёнок спит, нет ли у него страхов, излишней раздражительности. Нет ли навязчивых движений, не грызёт ли он ногти. Если есть несколько вышеперечисленных признаков, необходимо обратиться за консультацией к детскому врачу-психоневрологу.
  7. Нередко родители доверяют больше народным целителям, в то время когда ребенок нуждается в наблюдении специалистов, в инструментальном исследовании мозга. Особенно остро проблемы обнаруживают себя в периоды повышенной стрессогенности (начало школьного обучения к таковым относится). На подобные размышления натолкнул недавний случай, когда обратилась за помощью мама одной девочки. При первом же инструментальном исследовании мозга девочке был поставлен серьезный диагноз, потребовалась госпитализация. Помочь ребенку можно было гораздо раньше, не доводя ситуацию до критической.

Что должно насторожить родителей?

  • Отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков.
  • Ничего неинтересно, ребенок безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
  • Делает уроки только «из-под палки».
  • Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, желудочно-кишечные расстройства), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.
  • Избегает общения со сверстниками.
  • Появилась патологическая неуверенность в себе.
  • Очень не любит учителя или боится его, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.
  • Ключ к успеху — понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в том, что безвыходных ситуаций не бывает. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

    Желаем вам больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, терпения и выдержки, и тогда все получится!

    Авторы: Салима Сираева, Людмила Токмакова
    Журнал «Город детства».

    newslab.ru

    Предупреждение школьных неврозов у первоклассников

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ НЕВРОЗОВ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    Начало обучения в школе вносит в жизнь ребенка два противоположных фактора. С одной стороны, школа предоставляет ребенку больше свободы, дает ему некоторую независимость, изменяется отношение родителей — они меньше стесняют запретами и ограничениями. С другой стороны, дети попадают в новые условия, которые подчиняют их жизнь определенному режиму, требуют новых видов деятельности. Если в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка была игра, которую диктовали его собственные мотивы и потребности, то теперь младший школьник должен регулировать свою деятельность требованиями строгой школьной дисциплины, а мотивы этой деятельности подчинять требованиям учителя. Живущий в данном возрасте в большинстве эмоциями, а не сознанием, ребенок в школе вынужден сковывать свою активность, подавлять в себе постоянно возникающие желания.

    От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие его школьной взрослой жизни [3, с. 5].

    «Новая атмосфера школы с ее непривычным для ребенка укладом в физическом и духовном отношении производит неизбежный перелом всей жизни даже вполне здорового нормального ребенка», — писал известный русский ученый В.П. Кащенко [2]. Гораздо более труден такой перелом для детей со слабым или неуравновешенным типом нервной системы, а также еще в дошкольном возрасте перенесли нервное заболевание. У таких детей часто с началом обучения в школе усиливается заикание, нервные тики, иногда возобновляется ночное недержание мочи.

    У детей с сильным типом высшей нервной деятельности в результате неправильного предшествующего воспитания переход к школьному обучению также может протекать очень тяжело. Это проявляется у избалованных, изнеженных детей, которым в домашних условиях было все дозволено. Им трудно сразу быстро приспособиться к школьным требованиям и дисциплине. У таких детей могут развиваться школьные неврозы.

    Для многих детей поступление в школу может явиться сложным испытанием.

    По — видимому, хотя бы с одной из ниже представленных проблем, сталкивается каждый ученик:

    режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);

    коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

    проблемы взаимоотношений с учителем;

    проблемы, связанные с изменением семейной обстановки [3].

    Однако вопрос заключается в том, как ребенок справится с этими трудностями, какие способы решения проблем, связанных с процессом адаптации к школе, выбирет он сам. К сожалению, для некоторых учащихся эти проблемы остаются неразрешимыми. И если в таких случаях не оказывается помощь со стороны школьного психолога, педагога, родителей, то у детей могут наблюдаться различные формы школьных неврозов как способов неадекватной компенсации неподготовленности к школе.

    Исследования в школах показывают, что около 28 % детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи. В педагогической практике таких учеников относят к группе «трудных», запущенных или неприспособленных к школе детей. В литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз». Невроз понимается как неадекватный способ реагирования на те или иные сложности в школьной жизни. Школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, т. е. отклоняющемся, дезадаптивном поведении. Крайние случаи проявления агрессивности или страха, тревоги, неуверенности в себе встречаются в школьной практике относительно редко. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая выражается в волнении, — повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

    Для профилактики школьных неврозов необходимо систематически анализировать эффективность организации учебного процесса, изменять структуру и содержание образования, решать задачи охраны и сохранения здоровья учащихся, снятия перегрузки.

    Блок физиологического и психофизиологического сопровождения первоклассника должен включать: динамическое наблюдение за состоянием здоровья в течение года (заболеваемость); динамическое наблюдение за состоянием психического здоровья в начале и в конце учебного года (по поведенческим реакциям и оценке напряжённости); оценку организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели.

    Список использованной литературы

    Бурменская Г.В., и др. Возрастно — психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей — М. МГУ, 1990. 136 с

    Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. — М., 1994. — 223 с.

    Осолодкова, Е.В. Диагностика готовности и адаптация детей к обучению в школе: учебное пособие / Е. В. Осолодкова. — Челябинск: Изд — во ЧГПУ, 2016. — 198 с.

    arbir.ru

    Школьные неврозы

    Никому не бывает так тяжело, как первокласснику: новый вид деятельности, новая окружающая среда, новые требования, несравнимые с теми, что были раньше, и, как следствие, новые психологические проблемы, встающие перед ребенком.

    Страх перед неизвестностью — один из основных у каждого человека. Представьте себе, какие страхи встают перед вчерашним дошкольником, впервые идущим в школу! Недаром 6 — 7 лет — пиковый возраст детей, когда у них максимальное число страхов. Безусловно, эти страхи связаны с началом новой жизни ребенка, но их закрепление в представлениях первоклассника, усиление и всемогущество, — к сожалению, результат работы начальной школы.

    Окружающая среда, куда попадает, и с чем сталкивается первоклассник: школы, кабинеты, дети, учитель, — далеко не всегда безопасна для ребенка. Зачастую она и вовсе агрессивна. Особую роль здесь, конечно, играет учитель: крики, холодность, усталость, раздражение, — все это ежедневно сваливается на ребенка начальной школы. Поэтому и он, в свою очередь, считает новую окружающую среду — школу — отнюдь не безопасным местом.

    В своем мире представлений ребенок начальной школы, как может, защищается. Он фантазирует, строит безопасные, как ему кажется, заслоны перед внешней агрессией, но все эти фантазии не идут на пользу ребенку. Не в силах реально противостоять ни агрессии учителя, ни агрессии детей, в том числе и старших, он замыкается на каких-то защитных моментах своего внутреннего мира, зацикливается на них и в итоге оказывается пленником собственных неврозов, которые никогда не заставят себя долго ждать.

    С каждым годом пребывания в начальной школе неврозы, если ими специально не заниматься, только усиливаются, растут, закрепляются, и в результате становятся неотъемлемой частью личности; и понятно, что далеко не самой лучшей ее частью.

    Неврозы сказываются и на поведении детей, и на их учебе, и на их взаимоотношениях с окружающими. Через нашу начальную школу проходит много таких детей, умных, симпатичных, вполне сообразительных и талантливых, но зажатых в рамках своих неврозов.

    В этом учебном году пришел к нам новый мальчик из государственной школы, специально не буду называть его имя, в 4 класс. Папа жаловался на проблемы в учебе, на поведение, замкнутость, нежелание работать. Действительно, ребенок специфичный. Весь мир он воспринимал как враждебный. Уроки — невыносимой мукой, карой за одному только богу известную провинность. От детей шарахался и всех хронически оскорблял. Одноклассники, многие прошедшие схожий путь, крепились как могли, чтобы только не побить нового мальчика, щуплого и низкорослого, — думаю, их терпимости мог позавидовать любой взрослый. Сам мальчик бегал, скрючившись, по школе, делая все, чтобы только улизнуть от начавшегося урока. Оказывается, в старой школе его постоянно били, а учителя зажимали на уроках.

    Первое время пришлось с ним работать индивидуально: оставлять после уроков, еще раз объяснять материал. Прошло время, и мальчик начал потихоньку оживать: перестал пугаться учителей, одноклассников, многих предметов, в том числе и ненавистную математику, по которой у него были существенные пробелы. Оказалось, что у ребенка великолепная память, неубитая любовь к чтению, живой пытливый ум. Последняя победа — английский язык. Он пришел в класс, где дети занимались языком с 1 класса, с нулевым уровнем; понятно, что страх перед предметом в такой ситуации — обычное дело. Действительно, первое время были трудности, двойки, нежелание работать. Сейчас же учитель говорит, что с ребенком нет проблем: он с удовольствием работает, получает высокие оценки. Спокойствие и доброжелательность учителя, настрой на то, что все получится, сделали свое дело.

    Такой типичный случай школьного невроза, к сожалению, характерен. Ребенок начальной школы боится педагогов, уроков, и, как следствие, перестает учиться. Он теряет веру в себя, свои силы, которая с годами тает и исчезает насовсем, превратившись в практически неискоренимую черту личности. Самое страшное, что многие учителя ничего не делают или, напротив, усиливают этот страх, считая, что он — условие сдерживание класса. Получаются же такие дети, задерганные, запуганные, загнанные в узкие рамки невроза.

    Такая жизнеутверждающая история, когда за короткий срок удалось справиться с рядом проблем ребенка начальной школы, не исключение. Многие проходят схожий, где-то более тернистый путь через нашу начальную школу; только, увы, таких историй становится с каждым годом все больше и больше, и довольно трудно становится подбирать к каждому ребенку свой особый подход. Некоторые раскрываются лишь через год, два, три. Некоторым же мы уже не в силах помочь — слишком сильно запущенные неврозы стали частью личности; в такой ситуации мы можем только что-то корректировать, чтобы хоть как-то сберечь оставшееся живое в ребенке.

    Встречаются и дети, которые в результате приобретенных неврозов вынуждены принимать лекарства. И таких детей тоже становится все больше. Тенденция, с которой приходится считаться.

    Соответственно и обучение в начальной школе начинает строится с учетом данных особенностей учеников. На первое место среди учительских качеств становятся такие, как терпение, спокойствие, умение адекватно отреагировать на любую возникшую ситуацию. Повышением голоса и уж тем более авторитарностью работать с такими детьми бесполезно: они настолько привыкли к такому обращению, что уже не реагируют на него, или, напротив, реагируют, защищаясь, агрессивно.

    Важную роль играет эмоциональное состояние учителя. Довольно тяжело работать с невротическими детьми эмоционально холодному учителю. Какими бы знаниями и опытом он не обладал, не будет у него на уроке комфортно ребенку с неврозами. С неврозами можно справляться только эмоционально теплому человеку, готовому делиться своим теплом с детьми.

    У такого учителя дети начинают оживать, в них просыпается вера в себя, в свои силы. Не будем лишний раз говорить, что значит учитель для ребенка в начальной школе — на первых порах он по своему авторитету перекрывает родителей, — и если такой учитель доброжелателен и отзывчив, то и ребенок постепенно становиться доброжелательным и отзывчивым. С таким учителем дети готовы работать, причем подчас и без устали, готовы к преодолению возникающих у него на пути не только учебных, но и личных препятствий. У такого учителя дети учатся, конечно не сразу, правильно реагировать на замечания, спокойно переживать плохие оценки, и, безусловно, с надеждой смотреть в свое будущее, которое им уже перестает казаться черным и бесперспективным.

    Так что все во власти учителей: создавать, закреплять неврозы или сглаживать, снимать их. Все зависит от установки учителя: пользуюсь я любовью маленьких учеников для наведения дисциплины и порядка в классе, где учитель — главная фигура, или помогаю им, преодолевая трудности, обрести себя как личность.

    zolotou.com

    Пути преодоления школьных неврозов у детей младшего школьного возраста

    Актуальность проблемы

    В последние годы много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Школа ли виновата в этом? Родители часто сетуют, мол до школы со здоровьем детей не возникало никаких проблем, у них не находили никаких отклонений, они не стояли на учёте у невропатолога, спокойно росли. И вдруг внезапно ухудшается здоровье! Но так ли уж внезапно? Неужели ребёнок «ни от чего» становится нервным, плаксивым, часто болеющим?

    «Ни от чего» здоровье не ухудшается, а многие трудности, которые волнуют взрослых, связаны именно с тем состоянием здоровья ребёнка, с которым он приходит в первый класс.

    С сентября 2001 года по май 2005 года мне пришлось работать в режиме федерального эксперимента по модернизации образовательного процесса в начальной школе. Эксперимент носил познавательный характер, поэтому невозможно было заранее детально предсказать всевозможные повороты и направления движения. Однако я уверена, полученные результаты позволят не только обогатить массовую практику, но и станут материалом для дальнейших научных исследований, необходимых для коррекции процесса модернизации российского образования.

    В эти же годы я работала над темой по самообразованию «Проблема школьных неврозов и пути их преодоления у детей младшего школьного возраста». Работа в режиме эксперимента позволила мне шире раскрыть эту тему. Дважды в год проводились диагностики школьной мотивации учащихся, неоднократно было изучено психо-эмоциональное состояние детей, взаимоотношение с учителем, со сверстниками, проблемы с родителями. Решение определившихся проблем, дало возможность сделать некоторые выводы, помогающие теперь мне в работе. Хочу с Вами поделиться своими наработками, которые, я уверена, будут интересны молодому поколению учителей, любящих своё дело и желающих плодотворно работать в этом направлении. Учитывая актуальность проблемы, и немалый багаж предложений и рекомендаций, считаю, что проблему школьных неврозов можно если не снять вообще, то значительно снизить.

    Ниже будут описаны ряд факторов, на которые необходимо обращать большое внимание при построении учебно-воспитательного процесса каждому учителю, а именно:

    • Фактор самооценки школьника.
    • Индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей.
    • Работа с родителями.
    • Текущая и итоговая аттестация.
    • Расписание и гигиеническая организация уроков.
    • Изучение работоспособности учащихся в процессе учебных занятий.
    • Общий режим дня учащихся.
    • Для начала хочу предоставить анализ учебной и внеучебной нагрузки учащихся 1-х классов. Именно нагрузка, как известно, непосредственно сказывается на состоянии здоровья и конечно же на успеваемость учащихся.

      Анализ внеучебной учебной и нагрузки школьников 1-х классов.

      Проблема школьной нагрузки (перегрузки) имеет в России почти 100-летний опыт изучения и попыток изменения ситуации. Начиная с 20-х годов прошлого века, Министерство образования, Правительство «принимали меры» по разгрузке учебных программ, учебников, нормализации нагрузки. Исследования, проведённые в начале учебного года (октябрь) показали:

      • Продолжительность занятий в школе учащихся 1 класса в среднем не превышает допустимые нормативы максимального объёма учебной нагрузки.
      • Продолжительность домашних заданий у 85% учащихся 1 класса составляет 37 минут (домашние задания задаваться не должны).
      • Занятий по выбору (факультативных и т.п.) у учащихся 1 класса в начале учебного года практически не было.
      • Исследования, проведённые в конце учебного года (апрель-май) показали:

        • до 90 % первоклассников занимаются в режиме 5-дневной учебной недели;
        • у подавляющего большинства (более 90%) занятия в школе -4 урока (в среднем 20 часов в неделю), что соответствует гигиеническим нормативам.
        • При этом дополнительная (вариативная) нагрузка составляет в среднем 5 часов в неделю (1 час в день), что также соответствует гигиеническим нормативам. В то же время у 10-15% учащихся учебная нагрузка в школе составляет ежедневно 5 уроков плюс 1-1,5 часа дополнительных занятий. Особую тревогу вызывают школы (1-3 %), где продолжительность учебных занятий составляет 6-8 уроков. Анализ объёма учебной домашней нагрузки первоклассников (время приготовления домашних заданий) показал, что большая часть школьников укладываются в гигиенический норматив (от 0,5 до 1 часа). Однако около трети учащихся выполняют домашние задания от 1 до 2-х и более часов. Это может быть связано с нерациональной организацией самого учебного процесса, низкой эффективностью работы учащихся на уроках, несоответствием методов и методик обучения и низкой квалификацией педагога. Таким образом, учебная нагрузка до 20% школьников 1 класса значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведёт к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья.

          Фактор самооценки школьника.

          Попадая в школу, ребёнок в первую очередь нуждается в том, чтобы получить подтверждение своей значимости от учителя, ибо именно от учителя первоклассник наиболее зависим. И горе тому ребёнку, с которым учитель устанавливает исключительно рыночные отношения: ты» стоишь» в школьном мире столько, сколько заслуживаешь своими стараниями. Для того чтобы почувствовать себя комфортно и начать действовать в новом школьном мире, ребёнок должен получить от учителя то же, что, родившись в мир, должен получить от родителей: любовь и принятие безусловное, то есть не строящегося ни на каком условии. Не получив знаков безусловного принятия, чувствуя себя отверженным, ученик обречён на душевное благополучие. Если общая самооценка ребёнка ущербна или если её благополучию что-то угрожает, то включаются мощные защитные механизмы, действующие на бессознательном уровне. Защиты проявляются в следующих особенностях поведения:

          • ребёнок реагирует на критику агрессивно, становится болезненно обидчив, повышенно чувствителен к оценке, в самой безобидной шутке усматривает пренебрежение, презрение, неуважительное отношение к себе;
          • ребёнок оценивает других людей как потенциальных обидчиков и отзывается о них дурно, превентивно снижая цену их оценок; все окружающие оказываются либо дураками, либо мерзавцами;
          • на похвалу, на любое выражение любви (пусть даже формальное, поверхностное) ребёнок отвечает всплеском слепого обожания, некритичной привязанности, впадает в зависимость от человека, выразившего доброе отношение, и любое отдаление воспринимает как предательство, как крушение мира;
          • любое дело, за которое ребёнка критиковали, обесценивается, интерес к нему падает, быстро растёт число отвлечений, и соответственно, ошибок, замечания вызывают поток резонерства, самооправдания, всегда находятся внешние причины для неуспеха, (кто-то помешал, навредил);
          • ребёнок отчаянно стремится привлечь к себе внимание любыми средствами, и если не получается по-хорошему, то в ход пускаются хулиганские выходки, шутовство, демонстративное неподчинение, ибо безразличие мира гораздо страшнее, чем осуждение;
          • снижается общий уровень поведения, ребёнок спускается на предыдущий, более инфантильный уровень самостоятельности, своей беспомощностью побуждая окружающих проявить к нему больше внимания, участия, опекать и оберегать его.
          • В школьной практике мало учитываются индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей. Это ведёт к непониманию педагогом причин многих неудач в учебной и воспитательной работе. Знание наиболее распространённых психологических трудностей младших школьников позволит педагогу более точно сориентироваться в построении взаимоотношений с детьми, у которых ярко выражены соответствующие особенности:

            1) неуверенность в себе

            2) повышенная утомляемость

            3) повышенная потребность во внимании

            4) повышенная двигательная активность

            5) трудности в переключении с одной деятельности на другую

            6) замедленность темпа деятельности

            Работа с родителями.

            Включение родителей в учебно-образовательный процесс может быть весьма эффективным и значимым, повысит их заинтересованность, поможет получить объективные данные об организации внешкольных занятий и оценить состояние детей. Кроме этого, привлечение родителей может снять конфликты между школой и родителями.

            Основными задачами работы школы с родителями являются:

            • Информирование о современных тенденциях в образовании; об образовательных технологиях и конкретной образовательной программе, которую реализует школа. Это особенно важно в тех случаях, когда школа работает в рамках нетрадиционных образовательных технологий. В частности, родители должны представлять себе особенности принятых в данной школе (классе) учебников и о том, каким именно путём школа планирует работать с их детьми в дальнейшем.
            • Обеспечение реального участия родителей в жизнь школы особенно эффективно при организации внеучебных форм работы, хотя и не должно ограничиваться только ими.
            • Помощь (в том числе, консультативная) родителям в построении отношений с ребёнком: поддержки ребёнка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения и т.п.
            • Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребёнок не только сам не сможет успешно учиться, но, и мешает другим детям. Нарушения семейных отношений, приводящие к школьным проблемам, часто порождаются самой школой. Широко распространена практика привлекать родителей для наказания ребёнка, отстающего в учёбе или нарушающего правила поведения, сообщать негативную информацию о ребёнке на родительском собрании. Вернувшись домой после такого собрания, родитель вымещает гнев на виновнике неприятностей, стремясь получить эмоциональную разрядку после пережитого публичного унижения и не заботясь о воспитательном эффекте своих действий. Чтобы исправить положение, необходимо разорвать этот порочный круг. Для этого должны неукоснительно соблюдаться следующие условия:

              Учитель должен говорить родителям о недопустимости наказания ребёнка за его школьные повинности. Это дело самой школы (обычно для младшего школьника достаточным наказанием служит строгое замечание учительницы).

              Любые сведения о плохом поведении или учебных трудностях ребёнка должны сообщаться родителям только индивидуально. Администрации школы следует официально известить родителей о существовании такого правила, чтобы в случае необходимости они сами могли контролировать его соблюдение.

              Текущая и итоговая аттестация.

              Отдельно необходимо затронуть вопрос о текущей и итоговой аттестации учащихся.

              Общепринятая пятибалльная отметка является травмирующим элементом начального обучения. Основные эффекты отметки:

              • искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой;
              • повышение тревожности и невротизация детей;
              • искажение учебной мотивации;
              • невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он «круглый отличник» или «неуспевающий».
              • Для маленьких школьников пятёрка не означает «Я хорошо пишу», а значит «Я хороший. Меня любят». Двойка означает «Меня не любят, я плохой». Тем самым с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки. Ребёнок перестаёт думать о содержании обучения, а начинает в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки. Для «слабых» учеников отметка травматична потому, что фиксирует их неспешность в классе и создает дополнительные эмоциональные напряжения в отношениях с родителями. Для «сильных» учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус отличника, становится главной задачей учебы.

                Если мы хотим, чтобы в школе ученик научился оценивать себя адекватно, то мы обязаны заботиться об обеих сторонах самооценки, всячески поддерживая положительную общую самооценку и развивая способность ребёнка к конкретным оценкам своего учения. Правила оценочной безопасности обязательны во всех человеческих отношениях и для людей всех возрастов. Взрослые обязаны их соблюдать, учителя учат их соблюдению детей. Поиск достойных (безопасных) форм такого обучения — одно из основных направлений эксперимента. Список правил оценочной планировании урока учителю необходимо в первые три четверти его уделять внимание изложению наиболее трудного материала, а последнюю часть использовать для относительно лёгкой работы. Критерием здоровых, безопасных оценочных взаимоотношений в любом обществе, в частности — в классе, является постоянное дополнение и уточнение этого списка. Вот его начало:

                Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.).

                Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо » Ты сделал три ошибки в этом примере» лучше сказать: «Давай с тобой найдём в этом примере три ошибки».

                «На ложку дёгтя — бочка мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и на нём закрепиться.

                Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» эффективней установка: «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, а в этом — не больше пяти».

                «За двумя зайцами. «. Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

                Формула «опять ты НЕ. » — верный способ выращивания Неудачника.

                Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

                Расписание и гигиеническая организация уроков.

                Нельзя не сказать, что весомым толчком для проявления детских неврозов в начальной школе служит их физическое переутомление по причине не всегда правильно составленного расписания уроков. Оценивая расписание уроков в школе с гигиенических позиций, в первую очередь необходимо обратить внимание на соответствие продолжительности учебного дня и учебной недели возрастным возможностям детей и подростков. Величина учебной нагрузки должна быть такой, чтобы были обеспечены нормальная деятельность коры головного мозга учащихся, высокая работоспособность, профилактика раннего утомления и переутомления и охрана здоровья учащихся. При составлении расписания уроков должна учитываться динамика работоспособности школьников в течение учебного дня и в течение учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках. На 3 и, особенно, на 4 уроке она снижается. Динамика работоспособности учащихся в течение недели имеет свои характерные особенности. Понедельник является днём, когда работоспособность школьников относительно невысокая, что связано с врабатываемостью после воскресного отдыха. Во вторник и среду работоспособность у учащихся наибольшая, а в четверг она снижается и достигает минимума в пятницу. Учитывая динамику работоспособности учащихся, изучаемые предметы должны распределяться в течение дня и недели в зависимости от их трудности. Деление предметов по степени трудности очень относительно. Оно зависит от индивидуальных особенностей и наклонностей учащихся, от умения педагога организовать урок, от постановки преподавания данного предмета в школе и пр. Единого мнения о трудности предметов нет как среди педагогов, так и среди гигиенистов, и даже самих учащихся. Для учащихся младшего школьного возраста наиболее трудными предметами являются математика и чтение. Наиболее трудные предметы, требующие значительного умственного напряжения, должны быть поставлены на 2-3 уроки, а лёгкие — на последние. На понедельник и субботу предусматривается меньшее количество учебных часов, отведённых преимущественно предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, должны быть более нагруженными. В расписании уроков желательно чередовать математику с гуманитарными и естественными предметами. Такое чередование различных предметов в течение учебного дня создаёт благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга и предупреждения чрезмерного утомления учащихся. По той же причине важно избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным и приводят к понижению работоспособности учащихся на всех последующих уроках. Контрольные работы требуют от школьников напряжения умственных и психических сил. Недопустимо проводить контрольные работы в пятницу, субботу, а также на последних уроках. Благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся оказывают правильно организованные уроки труда и физической культуры, на которых преобладает физическая динамическая пауза. Уроки по этим предметам являются мощным фактором сохранения работоспособности школьников в течение учебного дня и недели. Правильно поставленные в расписание, они способствуют снятию утомления и сохранению работоспособности на последующих уроках.

                Одним из основных элементов школьного режима является урок. Первым и существенным элементом гигиенической организации урока является ограничение длительности урока. Сокращение уроков в 1 классе до 35 минут значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) учащихся, сохраняет их работоспособность на протяжении всего учебного дня. Кроме продолжительности урока на сроки возникновения утомления влияет построение урока. При планировании урока следует иметь в виду, что работоспособность школьников претерпевает изменения от начала и к концу урока. Физиологи, рассматривая динамику работоспособности школьников на уроке, различают 5 фаз:

                • Фаза перехода на новый, более высокий уровень работоспособности (так называемое «врабатывание»);
                • Фаза установления максимального уровня работоспособности;
                • Фаза оптимальной работоспособности;
                • Фаза неустойчивой работоспособности;
                • Фаза падения работоспособности.
                • Длительность первой фазы составляет приблизительно на 1-м уроке 10 минут, на каждом последующем — 5 минут. Большое значение для исключения раннего утомления имеет интерес к уроку, к новому материалу. Интересное проведение урока сохраняет работоспособность на более высоком уровне, и наоборот, малоинтересный урок способствует раннему утомлению и делает урок малоэффективным. Интерес к уроку зависит не только от содержания материала, но и от умения учителя преподнести материал, от поведения учителя, его речи. Тихая монотонная речь способствует возникновению запредельного торможения, дремотного состояния и затрудненного восприятия учебного материала. Для профилактики раннего и чрезмерного утомления преподавание должно строиться с учётом максимального использования функциональных возможностей первой сигнальной системы, т.е. с максимальным использованием наглядных пособий. Одним из важнейших условий сохранения работоспособности школьников является чередование учебной деятельности с отдыхом. Во время занятий в школе это обеспечивается путём представления перерывов -перемен между уроками. Значение перемен, прежде всего, заключается в том, что они обеспечивают отдых и восстанавливают работоспособность школьников. Пятиминутные перемены неэффективны. Даже после относительно небольшого утомления учащихся они не полностью восстанавливают работоспособность.

                  Восстановление сниженной работоспособности складывается из двух фаз:

                  • восстановление
                  • упрочение достигнутого состояния, которое делает его устойчивым.

                  Установлено, что для снятия утомления, возникшего во время урока, необходим отдых продолжительностью не менее 10 минут. Большая перемена продолжается 30 минут.

                  Изучение работоспособности учащихся в процессе учебных занятий.

                  Учебная работа школьников представляет собой умственный труд, связанный, главным образом, с деятельностью центральной нервной системы.

                  Под влиянием интенсивной или длительной учебной работы у детей возникает и развивается утомление, т.е. наблюдается временное снижение функциональных возможностей организма. Это отражается в ухудшении количественных (объём работы) и качественных (ошибки) показателях умственной работоспособности, неблагоприятных изменениях в деятельности некоторых органов и систем организма. Утомление нарастает постепенно и в основном проявляется на последних уроках. У школьников начальных классов утомление нарастает в значительной степени уже к третьему — четвёртому уроку. У школьников утомление развивается в результате нерациональной организации учебного процесса и чрезмерной учебной нагрузки. Учебная нагрузка должна быть такой, чтобы обеспечить нормальную деятельность центральной нервной системы учащихся и высокий уровень работоспособности.

                  Проблема перегрузки тесно связана с нарушениями в организации общего режима дня учащихся.

                  Режим дня учащихся 1-х классов должен предусматривать:

                  • полноценный ночной сон (не менее 10 часов);
                  • активный отдых (прогулки) на воздухе (не менее 2,5 часа);
                  • дневной сон (для ослабленных детей) (1-1,5 часов);
                  • свободное время (игры, чтение, любимые занятия, ТV, компьютер) (не менее 1,5 часов);
                  • время на гигиенические процедуры и самообслуживание (не менее 1,5 часов);
                  • время на еду ( 4-5 раз) (не менее 1,5 часов);
                  • учебные занятия +дорога в школу (4-5 часов);
                  • домашние занятия (до 1 часа);
                  • дополнительные занятия (музыка, спорт и т.п.) (до 1 часа).
                  • Оценка режима дня, общей нагрузки учащихся является необходимой составной частью всех экспериментальных исследований по изучению динамики работоспособности школьников в процессе учебной и трудовой деятельности. При изучении режима следует обращать внимание на порядок чередования отдельных компонентов режима дня и их длительность, т.е. бюджет времени.

                    Причины школьных неврозов и пути их преодоления.

                    Итак, в чём же кроется причина школьных неврозов? Каковы пути их преодоления? Прежде всего, необходимо начать комплексную работу с родителями ещё до поступления детей в школу. Организация всеобучей, психологических консультаций, «родительских курсов» подготовят родителей к новой роли родителей первоклассников. Необходимо дать им возможность совершить осознанный выбор той или иной системы образования, познакомиться с образовательной программой данного образовательного учреждения, узнать о том, как необходимо вести себя в период адаптации ребёнка к школе. Основа этой роли состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу, что родитель никогда не должен становиться учителем. Основная функция родителей в помощи первокласснику — эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению школьных правил.

                    Необходимо систематически анализировать эффективность организации учебного процесса, изменять структуру и содержание образования решая задачи охраны и сохранения здоровья учащихся, снятия перегрузки.

                    Блок физиологического и психофизиологического сопровождения должен включать:

                    • обследование учащихся в начале и в конце учебного года;
                    • динамическое наблюдение за состоянием здоровья в течение года (заболеваемость);
                    • динамическое наблюдение за состоянием психического здоровья в начале и в конце учебного года (по поведенческим реакциям и оценке напряжённости);
                    • оценку организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели.
                    • Рекомендации по нормализации учебного процесса.

                      Нормализация учебного процесса школьников необходима для снятия перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников. Нормализация учебного процесса в значительной степени определяется рациональной организацией учебного процесса.

                      Показателями рациональной организации учебного процесса является:

                      1. Объём учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность + выполнения домашнего задания.
                      2. Дополнительные занятия в школе — факультативы, индивидуальные занятия, занятия по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы). Занятия активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
                      3. Рациональное расписание учебных занятий. Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяется динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное школьное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статистического компонентов во время занятий. Следует отметить, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме рабочего дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5cуточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура несколько различна для детей разных возрастных групп.
                      4. Рациональная организация урока. Физиологически обоснована и продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 класса, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение худ. литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.)
                      5. Рациональная организация общего режима дня школьников. Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме рабочего дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (За вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура несколько различна для детей разных возрастных групп.
                      6. Нормализация отношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», ликвидация проблем с родителями.
                      7. В заключение хочу отметить, что в ходе экспериментальной работы в моём классе значительно возросло качество знаний и успеваемость учащихся, большее количество учащихся стали соблюдать физиолого- гигиенические нормативы режима дня, увеличилось число детей, занимающихся спортом, улучшилось состояние здоровья учащихся, изменилось отношение родителей к школьной жизни детей.

                        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai