Неврозы статьи

Неврозы портят жизнь!

Функциональные психогенные расстройства связаны не с повреждением органа, например кишечника, головного мозга, сердца, легких, а с неправильным выполнением им функциональных действий при сохранении структуры. Неврозы являются признаком расстройства работы всего органа или системы.

Выделяют три основные формы неврозов — это истерический невроз, неврастения и невроз навязчивых состояний.

Истерический невроз — бывает очень часто у женщин и проявляется он безудержными слезами, истерическими поступками, неожиданной бурной реакций на незначительные внешние раздражители, при этом достаточно одного слова, как начнутся рыдания, угрозы и проклятия. Все больные неврозами, считают себя самыми несчастными на свете, становятся рабами своего образа и они верят, что это именно так, а переубеждение приводит к еще большему истерическому всплеску.

Причинами возникновения неврозов может быть наследственность, неправильное воспитание, длительное психическое перенапряжение, эмоциональный стресс, конфликтные ситуации, ослабление организма из-за травмы головного мозга или психического перенапряжения.

Неврастения — это заболевание из группы неврозов, при которой повышенная возбудимость, может сочетаться с быстрой утомляемостью, раздражительностью, снижением работоспособности и неустойчивым настроением. При неврастении нарушается сон и все функции вегетативной нервной системы при этом, такие люди испытывают головные боли, и часто страдают от блуждающих неврологических болей в ногах, спине и руках. Люди с неврастенией, испытывают легкую утомляемость от самой незначительной работы, у них падает зрение и при чтении буквы сливаются, но при незначительном отдыхе и после приема успокаивающих средств, все функции восстанавливаются.

Невроз навязчивых состояний — это когда у человека появляются, помимо его воли, различные воспоминания, сомнения и особенно часто, это необъяснимые страхи, которые преследуют его постоянно. При таких состояниях человек не может объяснить, чего он боится, замкнутых пространств, острых предметов, высоты, темноты, различных болезней, загрязнений и всего, что их окружает. Иногда фобии появляются на пустом месте, так боязнь высоты у него появляется, когда он только начал подниматься на эту высоту, но иногда страх появляется от одной только мысли о чем то, и при этом появляется непреодолимый страх. Когда у человека появляются страх, он становится бдительным и способным предохранить себя от беды, хотя эти страхи надуманы и иллюзорны и не подкреплены никакой реальной угрозой, а исполнение этих угроз маловероятны.Все эти неврастенические состояния без лечения, могут превращаться в самые разные фобии, которые могут нанести вред не только самому больному, но и его окружению. Так, при конфликтных ситуациях может возникнуть навязчивая идея, причинить этому человеку зло, вплоть до желания ему смерти, и такая навязчивая идея будет его преследовать, пока не исполнится.

Основная задача при лечении неврозов состоит в удалении негативных факторов, которые могут быть причиной заболевания, и лечение проводят с помощью медикаментов и психотерапевтов. Лечат больных неврастенией с помощью транквилизаторов и антидепрессантов, а также проводят психокоррекцию. При неврозах проводится психотерапевтическое воздействие, которое направлено на разрешение конфликтных ситуаций или изменение конфликта вообще. При неврозах применяют большое количество методов воздействия, от индивидуальных бесед, групповых или индивидуальных гипнотических сеансов, а также семейной или коллективной психотерапии. При медикаментозном лечении неврозов применяют транквилизаторы бензодиазепинов: диазепам, дуксен, седуксен, валиум, реланиум, хлордизепоксид, напотон, либриум, элениум, альпрозолам, неурол, кассадан, оксасепам, феназепам, тофозипам, мидазепам, нитрозепам, триоксазин, мепротаам, сибазон и другие. Все эти транквилизаторы действуют на содержание особых веществ в головном мозге, которые ответственны за передачу возбуждения между нервными клетками мозга, медиаторами, что приводит к торможению нейронов, и снижает их активность. Такие явления связаны не только с успокаивающими, седативными действиями этих препаратов, но и оказывают снотворное, антиксиолитическое (противотревожное), антифобическое, антиконвульсивное (противосудорожное) действие. Противопоказания при приеме этих препаратов бывают в виде сонливости, снижения концентрации внимания, иногда головокружения, но в индивидуальных случаях, может появиться кожный зуд, запоры, тошнота, снижение половой активности. При заболеваниях печени и почек, миастении, нельзя назначать транквилизаторы, но следует учитывать, что эти препараты уменьшают концентрацию внимания, поэтому принимать водителям их не рекомендуется. Транквилизаторы усиливают свои действия в присутствии алкогольных напитков анальгетиков, поэтому при приеме транквилизаторов, следует отказаться от алкоголя и приема обезболивающих препаратов. Кроме лекарственных препаратов при лечении неврозов назначают физиотерапевтические процедуры, общеукрепляющие средства, лечебную гимнастику, и комплексные витаминно-минеральные препараты.

При своевременном обращении к врачу с этим заболеванием, можно предотвратить не только затяжной характер заболевания, но и сохранить хорошие, дружеские отношения с окружающими людьми, как в семье, так и на работе.

Специально для этого мы разработали аналитические модули «Неврозы» и «Межличностные отношения» , которые помогут вам разобраться в сложившейся ситуации и подскажут пути решения проблемы.

psihoanalitik.net

Для многих не секрет, что невроз самое распространенное явление в социуме и явно переваливает за отметку 95%. Но более волнующим фактом является отсутствие профилактики и эффективного лечения невроза у современной медицины. Хотя те, кто заботится о своем здоровье, вне зависимости от возможностей нашей медицины, найдут на сайте хороший вариант излечения.

В статье рассмотрено в подробностях явление как невроз, а также его влияние на значимые сферы жизни. Статья дает каждому шанс увидеть свою жизнь с другого уровня и возможно пересмотреть ее с целью качественного преобразования. А мы со своей стороны гарантируем дать вам инструменты для этих преобразований 😉

Что такое невроз

Невроз — это нарушение функционирования высшей нервной деятельности (ВНД). Для лучшего понимания невроза стоит рассмотреть, что входит в понятие высшей нервной деятельности:

  • восприятие (его более узкая характеристика — внимание)
  • мышление
  • память
  • речь

По сути, самые основные инструменты для построения жизни оказываются испорченными из-за невроза. Но стоит отметить, что они являются обратимыми, а значит лечатся. Правда затягивать смысла не имеет, потому что болезни имеют тенденцию прогрессировать.

7 основных сфер жизни на которые влияет невроз

В связи с нарушениями функций высшей нервной деятельности (ВНД), влияние происходит на следующие сферы:

  • обучение и развитие — сильно тормозится
  • эмоции — неуравновешенные, наблюдается реактивность, а также неадекватность реакций
  • система ценностей — путанная и противоречивая
  • интуиция — слабая
  • отношения с окружающими — не гармоничные
  • материальный достаток — имеет проблемный характер
  • творчество — ограничено или отсутствует
  • «Детство золотое» или как нас делают невротиками

    Так уж повелось, что с малых лет в каждом индивидууме заложены неудовлетворенность в любви и заботе. И это лишь некоторые компоненты, которые делают человека невротиком. Давайте рассмотрим подробнее, что создает условия для этой неудовлетворенности в базовых потребностях. Далее будут перечислены некоторые 3 аспекта воспитания, которые создают предпосылки для невроза.

    Итак, в связи с нарушениями ВНД у родителей невротиков воспитание происходит нелогично и непоследовательно. В связи с этим они могут выдвигать требования к ребенку не соответствующие его возможностям.

    Родители с признаками невроза обладают, как было сказано, плохим мышлением, которое порождает неприятие в ребенке каких-то проявлений, стремлений. Что в свою очередь дитем интерпретируется как неприятие его индивидуальности, своего «я».

    У ребенка к 5 годам уже формируется чувство собственного достоинства с которым нужно считаться. Но, к сожалению, в силу невроза родители не обращают на это внимания и продолжают гнуть свою линию, чтобы ребенок подчинялся и выполнял все беспрекословно. Но это приводит только к ломке личности вместо ее полноценного взращивания и облагораживания.

    При выше описанном раскладе:

    • неадекватными требованиями к ребенку
    • неприятие проявлений сущности ребенка
    • пренебрежение его чувством достоинства
    • все это выстраивает базу для отклонений в психике, а точнее — невроза. Вот так постепенно становимся жертвами жертв, а точнее жертвами невротиков, которых в свое время сделали такими же. Но порочный круг может быть разорван и начинать определенно следует с себя.

      www.nevroz-lechenye.ru

      НЕВРОЗЫ У РЕБЕНКА

      Тема детских неврозов очень распространена в настоящее время и активно обсуждается педагогами, психологами и врачами. С каждым годом число детей, стоящих на учете у невропатолога неуклонно растет. Все чаще в наш центр обращаются родители, чьи дети страдают заиканием, тиками, энурезами и прочими невротическими расстройствами. В этой статье мы поговорим о том, что такое невроз, какие формы невроза встречаются, где лежат его корни и как можно предотвратить развитие у ребенка невроза.

      Невроз у детей – это такое нарушение здоровья, которое затрудняет приспособление организма к условиям жизненной среды, искажает восприятие человеком событий и приводит к развитию заболеваний нервной системы.

      Общепризнанны три формы невроза: неврастения, невроз навязчивых состояний и

      истерический невроз, н еврастения

      К неврастении чаще всего приходят детки с комплексом «гадкого утенка». При движении к неврастении ребенок с одной стороны мучительно страдает от неуверенности в себе, но с другой – пытается бороться и сохранить чувство собственного достоинства. Когда удается победить неуверенность и страх, он действует решительно и смело. Когда же побеждает чувство неуверенности в себе — он отказывается от натиска и действия. Эта борьба разных состояний получила название «внутренний конфликт». Ребенок, имеющий внутренний конфликт, контрастен — одновременно смел и боязлив.

      И если вдруг этот ребенок столкнется с сокрушительной неудачей или тяжелым унижением, которое выявит его несостоятельность, то произойдет острая психическая травматизация. Часто бывает, что ребенок старается изо всех сил, но результаты его труда оцениваются как плохие, или же над ним посмеялись, унизили, избили, а он проявил слабость и не сумел достойно ответить. В этом случае он окончательно и бесповоротно разуверился в себе. Его внутренний конфликт исчез, и он сделал выбор в пользу отказа от чувства достоинства.

      Смириться со своей никчемностью тяжело даже для взрослого человека, а для ребенка это и вовсе кажется невыполнимой задачей, поскольку это может серьезно исказить его судьбу. Поэтому, для сохранения психики ребенка в действие вступает психологическая защита. Ее суть заключается в неком неосознаваемом самообмане: ребенок искренне убежден, что он хорош всегда и во всем, а вина лежит на окружающих; что не он слаб, а жизнь несправедлива к нему. В результате чувство достоинства, и чувство несостоятельности исчезает . При неврастении ребенок неосознанно предъявляет родителям «невротическую астению», проявляющуюся в виде усталости и слабости. Всем своим обликом он как бы заявляет родителям: «Вы же видите, что я еле жив, что же вы от меня требуете, оставьте меня в покое». И его оставляют в покое: ему начинают во всем уступать жалеть его, отгораживать от ответственности. В итоге, ребенок получает то, чего неосознанно желал: он капитулировал и сохранил при этом чувство достоинства, потому что уверен: «Если бы я был здоров, я был бы суперменом!

      Невроз навязчивых состояний

      К неврозу навязчивых состояний склонны дети, при воспитании которых или в связи с неблагоприятными обстоятельствами их жизни чрезвычайно усиливается стремление к безопасности и тревожность. Для таких детей свойственна фиксированность только на себе, на своей безопасности, на своем благополучии, на своих проблемах с игнорированием интересов и проблем всех других людей; крайняя тревожность и мнительность относительно себя и своего здоровья, благополучия.

      К неврозу навязчивых состояний может привести наличие различных фобий — страха чего-то или кого-то. Например, ребенок панически боится заражения «микробами», часами моет руки. Другой опасается транспорта и никогда не переходит дорогу самостоятельно. Третий панически боится мостов, четвертый опасается острых предметов, отворачивает от себя острия ножей и вилок. Это могут быть фобии темных подъездов, лифтов, автоматически закрывающихся дверей, толпы, пустынных и прочих мест, из которых затруднен выход. В этих фобиях наблюдается осознанный устойчивый страх смерти или несчастного случая.

      Безопасность и благополучие для такого ребенка тесно связаны с благополучием родителей. Болезнь или любая другая угроза себе или родителям, все, что грозит благополучию, — острая психическая травматизация для такого ребенка . Вся жизнь такого ребенка направлена на создание и поддержание безопасности. В этом случае на помощь ребенку приходит психологическая защита, которая проявляется в виде символических ритуалов. И это уже истинный невроз навязчивых состояний.

      Подобные ритуалы повсеместны, и многие суеверные люди часто используют их в особых ситуациях (стучат три раза по дереву или трижды плюют через левое плечо). Однако, дети, страдающие неврозом навязчивых состояний, защищаясь от тревоги и страха, стремятся постоянно воспроизводить ритуальные действия, чтобы достичь «сверхбезопасности» . Они особым образом взмахивают руками, при ходьбе притоптывают, пройдя несколько шагов, делают полный оборот, как бы выполняя команду «кругом», и только после этого идут дальше. Они поминутно приседают, или обходят темные пятна на дороге, или поднимаются по лестнице, перешагивая, например, только через две ступени. Иногда такие дети ритуально ходят только зигзагами. Они не садятся в транспорт с непринимаемым номером; дотрагиваются с целью обезопасить себя до всех или каких-то определенных предметов. Дети с неврозом навязчивых состояний определенным образом садятся и встают, раздеваются и одеваются, складывают одежду так, чтобы брюки были обязательно сверху или снизу. Ритуалы, навязчивые действия успокаивают их. Так они защищаются от страхов, в основе которых страх смерти, беды, неблагополучия.

      При этой форме невроза вместо мужественной борьбы с трудностями, вместо естественного интереса ко всему в этом прекрасном мире, вместо счастливого, беззаботного детства ребенок замыкается только на своих узкоэгоистических проблемах, на состоянии своего здоровья и, главное, замещает реальную жизнь иллюзорным миром символики.

      Трихотилломания — навязчивое выдергивание волос, бровей и ресниц, очень распространенная форма невроза навязчивых состояний. Ребенок делает это автоматически, не отдавая себе отчета — для чего. Он не только не испытывает боли, но, напротив, переживает некое глубинное удовлетворение. Порой он и сам недоумевает, глядя в зеркало на результат своих действий. Он обещает больше не делать этого, держится какое-то время. Но вот он отвлекся, читает или смотрит телевизионную передачу, а пальцы автоматически уже в волосах…

      Известно, что к волосам на голове, бровям, ресницам, как и к бороде, у человека издревле особое отношение. Остричь человека, обрезать ему бороду нередко считалось оскорблением, бесчестьем, потерей достоинства. Так и ребенок неосознанно лишает себя волос, бровей и ресниц из чувства вины или из-за нестерпимой досады на себя самого, на свои промахи, неудачи, поражения. Как правило, в семье детей с трихотилломанией остро стоит вопрос принятия. Возможно, родители слишком грубы по отношению к ребенку, жестко критикуют его действия или отвергают его внешний вид. Дети воспринимают такое неприятие как собственную виновность, никчемность. Они не ищут виновных на стороне, они считают, что, раз их не любят, значит, они плохие.

      Таким образом, при трихотилломании имеет место символический ритуал навязчивых действий. Обезобразив себя, ребенок ощущает неосознаваемое удовлетворение, защищая, таким образом, свое чувство достоинства: «Я плохой, я в чем-то виноват, но я сам наказываю себя!»

      Истерический невроз возникает, как правило, у детей, отличающихся крайней эгоцентричностью, требовательностью, склонностью всегда и во всех случаях, что бы ни случилось, обвинять других. Ребенок может гневно осуждать бабушку за то, что он ударил ее и у него болит рука. Такие дети отличаются «социальным инфантилизмом»: они как бы задерживаются в развитии на этапе раннего детства, когда «все можно», и от ребенка в данном случае ничего не требуют. Характерно игнорирование понятий «надо» и «нельзя», «стыдно». Властвует «хочу!» и «не хочу!».

      Однако и у этих детей есть чувство несостоятельности, поскольку низка самооценка из-за ощущения ими своей беспомощности в реальной жизни. Поэтому сорваться в невроз такому ребенку легко, любая неудача или презрение окружающих подрывает их самомнение. И это будет истерический невроз.

      Пока у такого ребенка «все в порядке», пока родители ему «служат» , прикрывая его от требований реальной жизни, устраняя все трудности и угрозы, он все-таки как-то учитывает интересы других и понимает, что есть некие границы дозволенности и приличий. Внутренний конфликт у таких детей разворачивается между «не хочу», «но надо», между «хочу», «но нельзя», «стыдно».

      Острая психическая травматизация для такого ребенка — все, что конфликтно противоречит «хочу» или «не хочу». Это резко возросшие требования к нему, когда с его «хочу» или «не хочу» перестают считаться и вместо этого начинают что-то требовать от него (такое часто случается в яслях или детском саду, школе, при встрече со сверстниками). Ребенок воспринимает такие условия шокирующими, ухудшающими условия его жизни. Тогда внутренний конфликт разрешается в пользу эгоцентричности, «надо», «нельзя» и «стыдно» отбрасываются. Однако подобное надо объяснить себе и другим. И возникает психологическая защита в форме «бегства в болезнь», «инвалидной реакции». Ведь больные люди имеют свои привилегии, право на льготы, послабления, защиту от трудностей и сложностей жизни.

      И он защищается поведением, которое принято характеризовать как идущую из древности форму приспособления слабых. Известно, что животные, неспособные себя защитить, при опасности нередко демонстрируют мнимую смерть и хищник не видит их, поскольку они неподвижны, или отказывается от «мертвого». Подобно этому, ребенок в стрессовой ситуации имеет тенденцию к «замиранию». Истеричный невроз – это приспособление слабых, поэтому он имеет место даже у самых маленьких.

      При истерическом неврозе ребенок приспосабливается через удивительную способность неосознанно воссоздавать модель любого заболевания. Например, он может перестать посещать детский сад, школу, заболев гриппом. Неосознаваемо следует «приказ» центру терморегуляции — и температура тела повышена. «Надо» — и паралично повисает рука, опускаются веки, начинается сильный кашель, рвоты и т.д.

      В отличие от неврастении, когда неосознанно хотят, чтобы «оставили в покое», истерический невроз — это решение своих эгоистических проблем руками других. Истерический симптом всегда имеет адресата. Почти всегда он адресуется родителям. Мать волнует болезнь ребенка — и он болеет. Она нервничает, если у ребенка плохой аппетит, — и он не ест. Если события не повернуть вспять, так будет всегда, даже когда он станет взрослым, только сменится адресат: им могут стать муж, сослуживцы и т.д. У ребенка, страдающего истерическим неврозом, как и при неврастении или неврозе навязчивых состояний могут быть тики. Но если в первом случае ребенок стремится их скрыть, то при истерии как раз в кабинете врача они наиболее часты и демонстративны.

      Ребенок с истерическим неврозом уверен, что тяжело и хронически болен. И таков он везде — дома и вне его. Если он не желает ходить в детский сад и отпускать от себя мать-служанку, на его пороге он бледнеет, у него обморок, рвота, высокая температура. В итоге он и не будет посещать детский сад. Но не стоит забывать, что каждая новая льгота или поблажка закрепляют и усиливают его истерический невроз.

      Распространенные формы истерического невроза:

      1. Энкопрез — недержание кала. Есть и обратная реакция, когда дети, напротив, задерживают дефекацию на пять — семь дней, повергая родителей в панику. Энкопрезом чаще страдают мальчики в возрасте от 4-5 до 8, редко до 14-15 лет. Как истерический симптом он возникает у мальчиков, матери которых особенно тревожно следят за регулярностью физиологических отправлений ребенка. При энкопрезе ребенок постоянно упускает кал, пачкая трусики, при этом, как бы, не чувствуя этого. Иногда дети измазывают калом кровать матери, одеяло, стенку кровати. Таким образом, они символически как бы закрепляют за собой определенную территорию и саму мать. Энкопрез как истерический синдром часто возникает при появлении в семье отчима или младшего ребенка (как и в случаях с истерическим недержанием мочи), а также при угрозе развода родителей. Энкопрез отвлекает внимание матери от младшего; отец, собравшийся уйти из семьи, остается в ней, поскольку «тяжело болен ребенок»; отчим, шокированный странным заболеванием ребенка и тяжелым запахом в квартире, как правило, быстро исчезает, и мать снова безраздельно принадлежит ребенку.
      2. Элективный мутизм . Чаще встречается у девочек. Как правило, дома, с родными, такая девочка болтлива, а в детском садике молчит, и воспитатели не могут добиться от нее ни слова. Это позволяет ей быть на особом положении. Ее водят только за руку. Ее знает весь персонал. Ее буквально охраняют, мать после работы стремглав мчится за ней. Если такую больную вовремя не излечить, то и в школе она также промолчит один-два года, и тогда преодоление болезни окажется очень трудным, ибо количество льгот возрастает. В конце концов, она способна добиться того, что вообще перестанет посещать школу, а школа в лице учительницы сама придет к ней на дом.
      3. Остро возникающие неврозы.

        Это особый вид невроза, который может возникнуть без наличия у ребенка определенных психологических особенностей. Причина его возникновения заключается в очень резкой и тяжелой психической травматизации. Она потрясает ребенка до самых глубин и мгновенно изменяет его отношение к себе, к другим и к жизни. Характер психической травматизации определяет в подобных случаях форму невроза. Если она нестерпимо унизила, тогда имеет место неврастения; она сильно испугала, пережиты ужас, угроза жизни или благополучию — невроз навязчивых состояний; она угрожает личным интересам ребенка — и тогда возникает истерический невроз.

        Невроз как результат одного, мгновенного удара направлен против повторения подобного переживания. Классический пример возникновения «мгновенного» невроза — случай с ребенком, который забрался в холодильник, а дверца захлопнулась. Он бился телом о дверцу, но она не открылась. Холод, темнота, нехватка воздуха заставили ребенка поверить в приближающуюся смерть. И ребенок замер, сдался, психологически пережив смерть. Его нашли, спасли, утешили, но ситуация неосознанно зафиксировалась в психике, и возникла установка: «Буду всегда осторожен». Возникли символические ритуалы, в основе которых борьба со страхом смерти, несчастного случая, то есть невроз навязчивых состояний.

        Говоря о психической травматизации, следует заметить, что она не всегда очевидна, особенно у детей. То, что взрослым представляется чушью, у ребенка может вызвать психологический шок. Напротив, ребенок не всегда способен понять, что разыгравшееся на его глазах — трагедия. У детей свои ценности, свои понятия о страшном, о жизни и смерти.

        Итак, для развития невроза любого типа характерно:

      4. Наличие у ребенка определенного психологического типа, который складывается в определенных условиях воспитания (предневроз);
      5. Наличие внутреннего конфликта, в котором находится ребенок;
      6. Психическая травматизация, приводящая к разрешению внутреннего конфликта;
      7. Активизация защитной психологической функции (в роли которой и выступает сам невроз).

      Как предупредить и излечить невроз?

      Очевидно, что невроз – это не просто привычка, а очень серьезное заболевание. Поэтому, его легче предупредить, нежели излечить. Однако, вылечить невроз тоже вполне реально, но это требует гораздо больших усилий и совместной работы родителей и психотерапевта.

      Для начала, отметим, что ребенку, страдающему неврозом, никогда не говорят: «Возьми себя в руки». Как раз этого он и не может сделать без преодоления самого невроза, и такое требование только усиливает у него чувство несостоятельности.

      Если ребенка дразнят за его внешний вид, говоря ему, что он «толстый», или «слабак», не стоит его утешать или говорить, чтобы он не обращал на это внимание. Ребенок сталкивается с реальностью, которая, увы, бывает жестока. И вместо того, чтобы утешать его, подкрепляя в нем чувство несостоятельности, его следует готовить к жизни в этом мире и равноправному общению со сверстниками. Если у ребенка лишний вес, ему нужно прописать определенный режим, диету и физические упражнения. Чтобы привнести в сознание ребенка струйку гордости собой, его учат плавать и ездить на велосипеде, хорошо владеть своим телом, играть в мяч и хоккей, уметь не только то, что умеют другие, но дополнительно и еще что-то. Конечно, это требует большего времени и внимания, которого у родителей часто не хватает.

      Постепенно малыш убедится в том, что он действительно сильный и не хуже других, а то и лучше. Таким образом, чувство несостоятельности ослабевает и, в конце концов, изживается. Только успехи побеждают робость. Только преодоленные неудачи и трудности ликвидируют страх неудачи, страх перед трудностями и порождают мужество и оптимизм.

      Невроз, как у мальчика, так и у девочки — свидетельство дефицита мужественности как духовной категории. Мужественность и оптимизм, воспитываемые в ребенке примером жизни родителей, их поступками, — лучшая профилактика невроза для сына и дочери. Невроз как болезнь воспитания и лечится более всего воспитанием или, вернее, перевоспитанием. И устранить невроз можно только одним путем: устранить чувство несостоятельности, вооружив ребенка знаниями, умениями, навыками, здоровьем, силой, ловкостью, способностью достойно защитить свое достоинство. Воспитать ребенка таковым можно, но лишь если родители сами изначально таковы или стремятся стать таковыми.

      Подводя итог всему вышесказанному, отметим еще раз: невроза не бывает у уверенных в себе, у подготовленных к реальной жизни, у способных нормально и достойно адаптироваться в жизни, а главное, у людей, лишенных эгоцентричности!

      Тот, кто интересуется всем вокруг себя, кто любознателен, кто чувствует чужую боль, кто искренне сочувствует чужой боли, кто любит и бережет природу, кто оптимистичен, способен любить других так же, как себя, — невроза не имеет.

      Подробнее о детской психотерапии, детских психологах в г.Челябинске:

      psychology74.ru

      Как мне представляется, прежде чем обсуждать проблему неврозов мегаполиса, необходимо определиться с определениями «невроза» и «мегаполиса».

      Мегаполис (изначально – мегалополис) – «большой город» (греч.) — наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций.

      Однако чем отличается понятие мегаполиса от понятия обычного большого города, и что такое большой город? Мы знаем такие понятия как посёлок городского типа, город, столица, городская агломерация, глобальный город и альфа-город. Любой ли большой город является мегаполисом? Можно ли считать город большим, если в нём живёт 100 тыс. жителей? А 500?

      В контексте таких вопросов представляется правильным выделить характерные черты, отличающие мегаполис, как особую форму городской организации поселения людей:

      1) Исторически обусловленное слияние соседних городов, обусловленное их разрастанием. То есть был посёлок Чертаново, деревня Фили, г. Москва, а получилась Москва – мегаполис.

      2) Линейный характер застройки, вытянутой в основном вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей (иногда судоходных рек или морских побережий). В настоящее время застройка Москвы ведётся преимущественно путём создания микрорайонов высотных однотипных многоэтажек вдоль основных транспортных артерий.

      3) Общая полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием относительно близко расположенных друг к другу крупных городов-центров агломераций, формирующих мегаполис. Москва традиционно делится на «центр» («собственно центр», «бульварное кольцо» и «садовое кольцо»), «в пределах «трёшки», «спальные районы» и «замкадье».

      4) Хотя точного необходимого количества жителей, необходимого для соответствия определению мегаполиса, не существует, обзор наиболее часто упоминаемых мегаполисов мира (материалы сети Интернет) показывает, что обычно в мегаполисе живёт не менее 10 млн жителей – Токио (35 млн), Сеул (24), Мехико (22), Джакарта (15), Чикаго (9,5).

      Итак, Москва представляет собой пример города, отвечающего всем основным признакам мегаполиса.

      Теперь необходимо определиться с термином «невроз». Из истории известно, что впервые данный термин использовал шотландский врач Куллен, в 1776 году. В его понимании невроз – нарушения чувств и движений, которые зависят от общего страдания организма, поражающего все движения и мысль вообще. В дальнейшем понятие невроза развивалось такими известными личностями, как Бёрд («неврастения»), Фрейд («психоневрозы»), Гиляровский («преневротические состояния») и т.д. В контексте данной работы под неврозом понимается собирательное название для группы психогенных расстройств, тяжесть выраженности психических симптомов которых не доходит до уровня пограничных расстройств и психозов. В обывательской смысле можно было бы сказать, что неврозами могут быть патологические реакции на внешние и внутренние конфликты, нарушения развития личности, травматические ситуации и вызванные другими причинами.

      Итак, переходим к рассмотрению специфических причин возникновения неврозов, характерных именно для жителей мегаполисов в силу особенностей организации жизни в них.

      Основные факторы, вызывающие стресс у жителей мегаполиса

      Жители современного мегаполиса практически во всех промышленно развитых странах систематически подвергаются воздействию множества стрессогенных факторов, что негативно влияет на состояние их здоровья, психики, на их социальное благополучие.

      К наиболее значимым факторам возникновения стресса в мегаполисе можно отнести следующие.

      1. Перенаселённость, высокая плотность жителей. Современные психологи, медики и демографы считают перенаселённость, скученность людей (в частности, в общественном транспорте) одним из существенных факторов, вызывающих стресс.

      Действительно, в настоящий момент в часы пик в метро иногда можно попасть в вагон только при прохождение пятого или шестого состава, после стойкого отстаивания своего места в плотной толпе. Житель крупного города вынужден постоянно «ужимать» своё индивидуальное психологическое пространство, что, в конце концов, приводит к таким негативным последствиям, как подавленность, бессонница, раздражительность, ухудшение состояния здоровья, к межличностным конфликтам и т. п.

      Жители домов, окна которых выходят на крупные магистрали, постоянно жалуются на то, что шум от автомобилей не прекращается даже в ночное время. Те, кто живёт над линией метрополитена, вынуждены страдать не только от шума, но и от постоянной вибрации здания. К этому прибавляется «аудиомусор» от работающих по ночам увеселительных заведений, двигателей лифтов и кондиционеров и, конечно же, неизбежный шум от не соблюдающих режим тишины соседей, которые зачастую вовсе не виноваты в этом, так как в современном мегаполисе масса людей работает и отдыхает в разное время суток.

      2. Транспортные проблемы. Время, которое тратит житель мегаполиса на дорогу, в среднем составляет около 1,5-2 часов в день. Это время отнимается от отдыха, от семьи, уменьшает возможности личностного развития. В данном случае можно говорить о комплексе проблем: это не только усталость и раздражительность, но и постоянный страх опоздать, не успеть к назначенному сроку. Человек, отправляющийся на работу, на вокзал или в аэропорт, никогда не может быть уверен, что доберётся вовремя.

      3. Страхи попасть в аварийную ситуацию, связанную практически со всеми видами транспорта, включая лифты. Директор Центра экстренной психологической помощи МЧС РФ Ю. Шойгу в интервью радиостанции «Эхо Москвы» отметила высокую распространённость подобного рода проблем среди населения больших городов (Шойгу, 2006). Это такие страхи, как страх попасть в аварию на собственной машине; данное явление особенно характерно для тех, кто уже оказывался в подобной ситуации хотя бы один раз. Кроме того, довольно часто встречается страх попасть в аварию среди пассажиров маршрутного такси. Некоторые из них, например, избегают садиться на переднее сиденье, воспринимаемое как потенциально опасное.

      Существенный стресс испытывают также родители, переживающие за своих маленьких детей, чьё детство проходит в постоянном соприкосновении с опасностью от транспортных средств.

      4. Информационные проблемы. Для большого города характерно обилие информации на улицах, в местах торговли, в транспорте, в СМИ, на работе. Особенно подвержена информационному давлению психика ребёнка, у которого ещё не успели сформироваться защитные механизмы.

      Пожилые люди также с трудом адаптируются к стремительно меняющимся условиям существования в крупном городе. Даже, казалось бы, такой сам по себе позитивный фактор, как широкий выбор товаров в магазинах, также вызывает особый покупательский стресс. Так, заведующий кафедрой экстремальной психологии факультета психологии МГУ М. Ш. Магомед-Эминов отмечает, что жители современных мегаполисов фактически тонут в обилии избыточной информации, которая искажает и подменяет реальность, предоставляя зачастую эрзац полноценных человеческих взаимоотношений (Магомед-Эминов, 2000).

      Не только психологи, но и представители городских служб все чаще отмечают, что обилие рекламы на улицах городов существенно снижает безопасность вождения автомобиля, так как отвлекает водителя от отслеживания ситуации на дороге, мешает восприятию дорожных знаков.

      Наряду с информационной перегруженностью, стресс вызывается также и беспокойством по поводу нехватки «нужной» информации. Это выражается, например, в навязчивой потребности части горожан смотреть новостные передачи телевидения чаще, чем того требует объективная необходимость, постоянно проверять свою электронную почту, бесцельно «лазить по Интернету». Сюда же относятся постоянное желание посылать и принимать sms-сообщения по сотовому телефону, боязнь выйти на улицу без телефона, боязнь оказаться «вне зоны доступа».

      5. Ухудшение экологии, в особенности, качества воздуха является одним из самых часто отмечаемых жителями практически всех крупных городов мира стрессогенных факторов. От плохого состояния городской атмосферы страдают и даже гибнут не только люди, но также животные и растения. Предпринимаемые городскими службами попытки снизить токсичность выхлопных газов или промышленных выбросов, безусловно, позитивны и должны приветствоваться, но все же они не могут решить проблему ухудшения экологической ситуации в мегаполисах принципиально. На смену атмосферному смогу приходит «электромагнитный смог», возникающий от множества работающих электроприборов, повсеместного распространения сотовой связи.

      В последнее время западные специалисты все чаще задаются вопросами о возможной опасности широко применяемых сетей беспроводного доступа в Интернет (Wi-Fi).

      ivan-psycho.livejournal.com