Неврозы у новорожденных

Неврозы у детей

Невроз – это реакция организма на стресс, психическую травму, отрицательные воздействия, вызывающие негатив.

Дети обладают ранимой нервной системой из-за того, что она еще не сформирована, у них нет жизненного опыта и они не могут выразить точно свои эмоции. С появлением неврозов ребенок становится нервным, раздражительным и у него изменяется поведение. При своевременной помощи можно избежать проблем со здоровьем и общением с окружающими людьми.

Неврозы являются обратимыми расстройствами нервной системы.

Факторами возникновения невроза являются:

  1. Унаследованная предрасположенность к проблемам с нервной системой.
  2. Стрессы, психотравмы.
  3. Образование невроза могут спровоцировать частое недосыпание, переутомление, перенесенные заболевания, неспокойная обстановка в семье, физическое и психологическое напряжение. Также влияют: тип конституции, пол, возраст, тип темперамента.

    Дети с сильным темпераментом легче переносят раздражители, нежели со слабым. Поэтому чаще всего неврозами страдают меланхолики, реже флегматики.

    Невроз может быть сформирован в результате психической травмы (развод родителей, переезд, катастрофа и пр.). При психологической травме часто складывается так, что ребенок винит или себя, или других людей в проблеме. Он не может смириться с ней и постоянно о ней думает.

    Часто образование неврозов у детей провоцируют родители своим поведение. К этому относится гиперопека, воспитание нежеланного ребенка, вседозволенность, чрезмерная жесткость, требование подчинения, разные подходы к воспитанию у родителей, конфликты в семье, тревожность в воспитании, повышенный тон.

    Ребенку трудно отвечать ожиданиям родителей и в результате неудовлетворенности родителей своим чадом, ребенок начинает искать в себе плохие черты, пытается справиться сам. Нередко происходит следующее: ребенок учится хорошо, приносит грамоты из школы или кружков, а родители говорят: “когда ты займешь 1 место, тогда ты будешь молодец!”.

    Ребенок старается и через сколько-то времени приносит грамоту за 1 место, а родители вместо того, чтобы похвалить ставят новые цели. Возникает нежелание учиться, страх нелюбви родителей, страх недовольства родителей ребенком, неуважения. Появляется невроз. Насмешки над неудачами детей также играют важную негативную роль.

    Проявление неврозов:

    • изменение в поведении ребенка
    • гиперчувствительность, слезы без повода
    • ранимость, тревожность
    • резкие реакции на незначительный стресс
    • ухудшение памяти
    • ухудшение реакции на громкие звуки
    • тревожный сон, бессонница
    • ухудшение концентрации внимания
    • потливость

    В различные состояния неврозов входят навязчивые действия (мигание, моргание, топанье, вздрагивание и пр.), нервный тик (непроизвольные подергивания глазом, бровью и т.д.), фобические проявления (страх смерти, замкнутого пространства).

    В раннем возрасте закладывание невроза у детей осуществляется при помощи раскачивания телом, накручиванием волос на пальцы, прикасание к половым органам, обгрызание ногтей и сосание пальца и др.

    Различают также невротическое заикание, ипохондрический невроз, неврастению, депрессивный невроз и истеричный, анорексию и невротический энурез, невротический энкопрез и нарушение сна.

    Невротическое заикание.

    Возникает от 2 до 5 лет, чаще всего у мальчиков. Заикание невротического типа может вызваться сильным испугом, психической травмой, а также избытком информации.

    Ипохондрический невроз.

    Сильные переживания о своем здоровье в подростковом возрасте. Страх возникновения новых заболеваний, страх без причины.

    Неврастения.

    Раздражительность, плаксивость и плохой сон в школьном возрасте, вызванные чрезмерными нагрузками в школе.

    Депрессивный невроз.

    Заниженная самооценка, тихая речь и скудная мимика, низкая активность. Проявляется в подростковом возрасте.

    Истеричный невроз.

    Могут возникнуть у детей дошкольного возраста из-за наказания или отказа в желаемом. Выражается как мнимое удушье, падение на пол с воплями.

    Невротическое нарушение аппетита. Подвержены дети дошкольного и раннего возраста. Причиной анорексии может быть перекармливание, закармливание насильно, испуг и крик.

    Невротический энурез.

    Бессознательное мочеиспускание, чаще всего во время сна. Подвержены дети дошкольного возраста. В последствии из-за наличия данного невроза у ребенка может понизиться самооценка.

    Невротический энкопрез.

    Непроизвольна дефекация без позывов. Страдают этим в основном мальчики раннего дошкольного возраста.

    Нарушение сна.

    Дети подверженные этому неврозу плохо засыпают, могут разговаривать во сне, видят ночные кошмары, просыпаются ночью. Наблюдаются у детей дошкольного возраста.

    Лечение неврозов существует очень много. Есть как психологические разговоры с детьми, так и игры, лепка, рисование, сказкотерапия, гипнотерапия, а также внушение и групповая психотерапия и даже лечебная гимнастика. Кроме того, многие врачи допускают медикаментозную терапию.

    В нее входят транквилизаторы, антидепрессанты, укрепляющие средства и настои трав и витамины группы B. Однако первым делом лечащий врач говорит с родителями и выясняет все подробности образа жизни ребенка. Если проблемы образования невроза кроются в поведении родителей, то врач уже проводит психологические беседы с ними.

    Как распознать первые признаки системных неврозов у детей (Видео)

    Детская комната для школьника

    Гемангиома у новорожденных детей

    Токсикоз при беременности как с ним бороться

    Астма у детей симптомы, лечение, профилактика

    Массаж для новорожденного самостоятельно в домашних условиях

    Половое воспитание

    Даже не знала, что существует такое разнообразие форм детских неврозов. Но, главное, уделять больше внимания детям, всегда и во всем их поддерживать, окружить их заботой и любовью.

    На детей очень влияет поведение родителей. Если родители ссорятся, подвержены стрессу, то и малыш будет расти нервным.

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

    vseorebenke.ru

    Неврозы у детей – статистика, причины, симптомы, профилактика

    Содержание статьи:

    Невроз – собирательное название, объединяющее в себе целую группу нервно-психических расстройств обратимого характера. Все эти расстройства имеют тенденцию к длительному течению. Неврозы у детей в двадцать первом веке – явление довольно распространенное. К сожалению, с каждым годом неврозы «молодеют». Если раньше данная патология, как правило, встречалась у детей подросткового возраста, то сегодня картина существенно изменилась. По последним данным официальной статистики к пятому классу практически у половины детей отмечаются те или иные нервно-психические расстройства. И это обстоятельство не может не беспокоить родителей.

    Что делать, если вашему ребенку поставили диагноз «невроз»? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье. Но изначально хотелось бы успокоить родителей и еще раз напомнить, что неврозы относятся к обратимым состояниям, то есть они успешно лечатся. Психика ребенка довольно пластична, а потому легко поддается коррекции. Главное – не упустить время и не списывать резкую смену настроения, частые истерики, агрессию, страхи ребенка на возрастные психологические особенности. При своевременном обращении за помощью к специалистам — любой невроз излечим.

    Почему у детей дошкольного и школьного возраста возникает невроз — причины

  4. В современном мире детям живется совсем непросто. Конечно, мамы стараются сделать все возможное, чтобы их ребенок развивался. Вокруг своего материнства они выстраивают амбициозный сценарий, включающий в себя определенный детский статус. Появившись на свет, ребенок сразу становится заложником этого сценария. Родители постоянно что-то требуют от него. Они хотят гордиться успехами своего чада в спорте, музыке, живописи, изучении иностранных языков, хореографии и т.п. Девизом многих семей становится фраза «Вперед к новым победам!» И родители впадают в крайности, они записывают малыша в развивающие группы, водят его в самые разные кружки и секции, нанимают ему учителя музыки, репетитора по иностранным языкам. Некоторые взрослые уверены, что ребенок должен быть постоянно занят. Только в этом случае ему не будет хватать времени на детские проказы и шалости, он не будет слоняться по дому без дела. А бедные дети вынуждены подчиняться.
  5. Есть и другой тип родителей, которые наоборот относятся к своему чаду, как к тепличному экзотическому растению. Они запрещают малышу кататься на велосипеде, играть в мяч, гулять во дворе, общаться со сверстниками и т.д. Неправильное воспитание оказывает самое негативное воздействие на неокрепшую детскую психику. Что же в итоге? В первом случае – ребенок вынужден крутиться «как белка в колесе». Ведь он изо всех сил старается достичь той планки, которую обозначили для него родители. А что если она завышена? Стресс, депрессия, невроз? Во втором случае – дети постоянно испытывают чувство тревоги, страха, беспокойства, которые им внушают слишком заботливые родители. У таких детей снижен иммунитет, они очень ранимы, у них плохой аппетит, сон. Они слишком эмоциональны, капризны. В результате их неустойчивая психика дает «трещину».
  6. В последние годы диагноз «невроз» можно встретить в анамнезе детей 5-6 лет. Что уж говорить о подростках! Чрезвычайная загруженность, обилие информации, психоэмоциональные нагрузки и, конечно же, гормональные подростковые изменения – вот основные причины возникновения неврозов у детей двенадцати-шестнадцати лет.

    К группе «общих» относятся:

    • Неврастения.
    • Невроз страха.
    • ОКР или навязчивые состояния.
    • Невротическая депрессия.
    • Истерия.
    • К системным неврозам относятся:

    • Невротическое заикание.
    • Невротические тики.
    • Ипохондрия (чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья).
    • Патологические привычки (сосание пальцев, скручивание волос, раскачивание на стуле и т.п.).
    • Бессонница и нарушение сна.

    Провоцирующие факторы развития неврозов у детей

  7. Генетическая предрасположенность (эмоциональная неустойчивость, истеричность).
  8. Мозговые нарушения, связанные с патологией беременности и неудачными родами.
  9. Психосоциальная составляющая — ссоры родителей, напряженная атмосфера в доме, стрессы, алкоголизм в семье, неправильное воспитание, излишняя опека и т.д.
  10. Непомерная информационная нагрузка. Родительские амбиции, завышенные требования и претензии к ребенку со стороны взрослых.
  11. Постоянная необъективная критика, сравнивание ребенка с другими (с точки зрения взрослых) более успешными детьми.

Особенно подвержены неврозам:

  1. Соматически ослабленные дети.
  2. Дети, находящиеся длительное время в непростой жизненной ситуации.
  3. Подростки и дети от двух до пяти лет, а также первоклассники.
  4. baragozik.ru

    НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

    Транскрипт

    2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Д. В. Марушкин, Н. Я. Оруджев НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Учебно-методическое пособие Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности Педиатрия vox AUDITA LATt’f, UTTERA SCR1PTA MANETL ИЗДАТЕЛЬСТВО ВОЛГМУ Волгоград 2007

    3 УДК (07) Рецензенты: зав. кафедрой психиатрии и наркологии РостГМУ, доктор медицинских наук, профессор А. О. Бухановскищ зав. кафедрой психиатрии и наркологии ДГМУ, доктор медицинских наук, профессора Ф. Колотилин Д. В. Марушкин Неврозы у детей и подростков: учебно-методическое пособие / Д. В. Марушкин, Н. Я. Оруджев. — Волгоград: изд-во ВолГМУ, с. В учебно-методическом пособии представлен современный подход к вопросам этиологии, клиники, диагностики и лечения неврозов у детей и подростков. Отражены вопросы систематизации тиков. Показаны особенности клинической картины при различных формах неврозов. Рассмотрены общие принципы терапии неврозов и тикозных гпперкипезов у детей и подростков. Представлен гетерогенный подход к ночному шурезу у до «ей (h ражены особенности применения седативных препаратов у детей раннего возрасти Предназначено для студентов педиатрического факудькма медицинских вузов, ымппиичжих ординаторов и врачей-интернов. i) McipvuiKiui ДМ (>руим >I 2007 (0 Ионии pu.’u мп1 ни yiapi i iii’iiiibiii мелинит Mitt унт» n nu-i,4)07

    4 ПРЕДИСЛОВИЕ Невроз — это функциональное расстройство высшей нервной деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующего фактора, протекающее с эмоциональными и соматовегетативными нарушениями. Это состояние противоречия между личностью и значимыми для нее сторонами действительности. Для невроза характерно: 1. Наличие психогенного этиологического фактора. 2. Разнообразие и динамичность клиники. 3. Обратимость симптоматики. 4. Отсутствие патологоанатомического (морфологического, органического) субстрата. Эпидемиология неврозов Распространенность неврозов в детском и подростковом возрасте достаточно широкая и составляет от 15 до 25 %. Наиболее часто неврозы возникают в школьном возрасте и у мальчиков. Этиология неврозов Основным этиологическим фактором является острая или хроническая психическая травма, однако имеют значение и предрасполагающие факторы: 1. Пренатальные факторы: — невротическое состояние матери, неблагоприятная обстановка в семье во время беременности; — наличие диэнцефального синдрома у матери; — перенесенная хроническая внутриутробная гипоксия. 2. Интранатальные факторы: — преждевременные или поздние роды; — дискоординация родовой деятельности; — гипоксия, асфиксия плода в родах. Хроническая внутриутробная гипоксия обостряет механическую память у детей, улучшает способность ребенка к обучению, что дает основание родителям перегружать их информацией, от- 3

    5 правлять их в школы с повышенной нагрузкой. Однако психическая неустойчивость и общая невыносливость, вследствие отягощенного анамнеза развившейся цереброастении, вызывает перенапряжение психических сил и развитие личности по неврастеническому типу. Этиопатогенетическж факторы, воздействующие во время беременности (пренатальные), родов (интранатальные), в раннем детском возрасте, приводят к формированию минимального поражения ЦНС у ребенка (резидуалъно-органической недостаточности), на фоне которого возникают неврозы, неврозоподобные нарушения, психопатии. Ранее эти состояния относили к группе функциональных нарушений со стороны нервной системы. В настоящее время принято считать, что эти состояния не могут носить только функциональный характер, а имеют под собой изменения на клеточном уровне, что и обуславливает в ряде случаев невысокую клиническую эффективность проводимой терапии. Принципиально выделяют две группы патологических состояний: неврозоподобные и психопатоподобные. При наличии резидуальной церебральной патологии, невротических состояний без связи с психотравмирующей ситуацией, поведенческих нарушений в виде гиперкинезов говорят о неврозоподобных состояниях. Если в клинической картине присутствуют расторможенность и агрессивность, отсутствие критики своего состояния, то речь идет о психопатоподобных изменениях поведения. 3. Конституционально-генетические факторы В этиологии неврозов всегда отмечается взаимоотношение внешних и внутренних факторов. Велика роль преморбидных особенностей личности: эмоциональная лабильность, возбудимость, уровень тревожности, мнительность, ригидность (упрямство, неуступчивость), а также тип темперамента. Так, при холерическом темпераменте патогенным действием обладают чрезмерные ограничения со стороны родителей, что приводит к заострению возбудимости. Постоянная стимуляция детей-флегматиков оказывает тормозящий эффект, они становятся более пассивными, вялыми. 4

    6 Из-за неправильного воспитания формируются черты невротического характера: индивидуализм, инфантилизм, склонность к аффективным реакциям. 4. Психосоматические факторы: — черепно-мозговые травмы; — перенесенные нейроинфекции; — длительные соматические заболевания, а также любые другие астенизирующие факторы. Рассматривая психотравмирующее воздействие, необходимо учитывать силу и длительность воздействия. Выделяют следующие виды воздействий: 1) шоковые — внезапные, большой силы, связанные с угрозой для жизни и здоровья; 2) кратковременные — болезнь, конфликт в семье, развод родителей; 3) хронические — неправильное воспитание, противоречивый подход родителей, деспотизм, физические наказания, постоянная школьная неуспеваемость. Важное значение в формировании неврозов имеют взаимоотношения в семье: отсутствие взаимопонимания, трудность компромиссов, гиперопека. Огромную роль играет недостаточный контакт матери с ребенком, особенно на первом году жизни: замена матери няней. Патогенез неврозов В патогенезе неврозов имеется нарушение высшей нервной деятельности в результате напряжения а срыва процессов торможения, появления инертных застойных очагов возбуждения в коре и подкорковых образованиях. Важное место принадлежит синдрому дезорганизации — нарушению взаимоотношений в межполушарной системе, симпатическом и парасимпатическом отделах ВНС. Выявляются расстройства в системе гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников; вследствие признаков истощения симпатикоадреналовой системы (при хроническом стрессе) наблюдается изменение обмена адреналина, норадреналина, снижение содержания ДОФА в биологических жидкостях. 5

    7 L КЛАССИФИКАЦИЯ НЕВРОЗОВ I группа — общие неврозы 1) неврастения; 2) невроз навязчивых состояний; 3) депрессивный невроз; 4) истерия; 5) ипохондрический невроз; 6) нервная анорексия. В клинической картине общих неврозов преобладают эмоциональные расстройства (страх, тревога, раздражительность). II группа — системные неврозы 1) заикание; 2) невротические тики; 3) невротический энурез; 4) невротический энкопрез. III группа — характерологические неврозы 1) патохарактерологические реакции; 2) нарушения поведения (реакции протеста, отказа, имитации) Общие неврозы Неврастения (астенический невроз) В основе данного синдрома лежит слабость нервных процессов у лиц слабого или возбудимого типа. Как правило, возникает при длительной психотравмирующей ситуации, интеллектуальной нагрузке при постоянной стимуляции со стороны родителей, стремлении к успеху без учета сил и возможностей ребенка (школы и гимназии с многочисленными дополнительными перегрузками). Данная форма невроза характерна для детей школьного возраста. В клинической картине наблюдается повышенная раздражительность, утомляемость, истощаемость активного внимания, гнев с переходом в плач, невозможность сосредоточиться, легкое снижение памяти, плохое усвоение учебного материала. Данные симптомы сопровождаются вегетативными расстройствами — головными болями, снижением аппетита, гипергидрозом, нарушениями сна. 6

    8 Выделяют два типа астенического невроза: 1) астено-адинамический, в клинической картине — вялость, плаксивость, эмоциональная лабильность; 2) астено-гипердинамический, в клинической картине — двигательная расторможенность, беспокойство, повышенная возбудимость. Данная форма чаще встречается у детей младшего возраста. Описанные симптомы могут наблюдаться также и после перенесенных длительных или тяжелых соматических заболеваний. Но в отличие от неврастении в клинической картине будет преобладание астенических симптомов над маловыраженными невротическими реакциями, нет прямой связи с психотравмирующей ситуацией, т. е. астения носит соматогенный характер. Поэтому большое диагностическое значение имеет диагностика не только самой астении, а и ее этиологии, что позволит проводить этиотропную терапию Невроз навязчивых состояний В клинической картине данной формы неврозов преобладают разнообразные навязчивые явления, т. е. движения, действия, страхи, мысли, влечения, которые возникают помимо и вопреки воле ребенка. Дети старшего возраста, как правило, критически относятся к этим явлениям, стараются их преодолеть. Основными видами навязчивоетей являются навязчивые движения и действия (обсессии), навязчивые страхи (фобии). Таким образом, в зависимости от преобладания клинической симптоматики выделяют невроз навязчивых действий (обсессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Возможны смешанные навязчивые состояния — обсессивно-фобический невроз. Навязчивые страхи чрезвычайно разнообразны: страх смерти (такатофобия), тяжелого заболевания (кардиофобия, канцерофобия, СПИДофобия), загрязнения (лизофобия), устных ответов, открытых и закрытых пространств, острых предметов. Наиболее рано возникает боязнь темноты, одиночества. У большинства больных в качестве мер защиты появляются различные навязчивые действия, иногда носящие ритуальный характер (постоянное мытье рук, подпрыгивания в определенном порядке, обведение букв). 7

    9 У более старших детей возникают ритуалы (становиться только на светлые плитки покрытия пола, чтобы ничего не случилось и т. д.). Нередко развитию более сложных навязчивых движений и действий предшествуют невротические тики (см. ниже). Выражением невроза могут быть хульные мысли, противоречащие нравственным установкам. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются повышением общей тревожности. Навязчивые состояния характерны для больных шизофренией. Однако в пользу диагноза невроза будут говорить: 1) связь проявлений с воздействием психотравмирующего фактора; 2) критическое отношение к невротическим реакциям, стремление их подавить, скрыть; 3) усиление симптомов при волнении; 4) эффективность проводимой седативной терапии. Кроме того, при шизофрении отмечается усложнение клинической картины (появление аутизма, галлюцинаций), наличие признаков дезадаптации, расстройства мышления с интеллектуальным снижением. Невроз навязчивых состояний имеет склонность к затяжному рецидивирующему течению, чему способствуют тревожномнительные черты характера Депрессивный невроз Типичные проявления данной формы неврозов наблюдаются в подростковом возрасте. На первый план в клинической картине выступает подавленное настроение, бедная мимика, тихая речь, замедление движений, плаксивость. Психотравмирующая ситуация субъективно значима, неразрешима для ребенка. Самооценка занижена. Как правило, снижается школьная успеваемость, отмечаются соматические расстройства (снижение аппетита, запоры, бессонница). При этом первичные обращения к врачу нередко бывают по поводу соматовегетативных расстройств, которые беспокоят родителей. Часто не фиксируется внимание на психогенный характер нарушений. У детей младшего возраста депрессивный невроз проявляется атипично: в виде раздражительности, озлобленности, агрессивности, реакциями протеста (энурез, энкопрез).

    10 В связи с выраженной атипичностью симптоматики диагностика затруднена, требует проведения психологических исследований. В постановке диагноза помогает то, что в этом возрасте депрессивный невроз провоцирует достаточно сильный травмирующий фактор: смерть, развод родителей, длительная разлука с ними, переживание собственной неполноценности в связи с физическими дефектами. Течение депрессивного невроза в младшем возрасте кратковременно, но если принимает длительный характер (до 2-3 лет), то возможно появление отставания в физическом и психическом развитии. Диагностика депрессивного невроза от других невротических состояний достаточно важна, так как при депрессивном неврозе назначаются антидепрессанты, а назначение транквилизаторов может усилить депрессию Истерический невроз В основе психологического конфликта при истерии — высокий уровень притязаний, не соответствующий возможности личности. Важная роль принадлежит истероидным чертам личности в преморбидном состоянии (повышенная впечатлительность, эгоизм, эгоцентризм, «жажда признания», демонстративность, склонность к бурным аффективным реакциям). Для истерического невроза характерно большое разнообразие симптомов и их изменчивость даже у одного и того же больного, при этом они могут симулировать проявления самых разных болезней. Для детей младшего возраста характерны аффективнореспираторные припадки, которые развиваются при плаче, вызванным недовольством, гневом ребенка, при неудовлетворении желаний-. Дети с криком и плачем падают на пол, разбрасывают конечности, бьются о пол, испускают прерывистые вздохи, которые завершаются полной остановкой дыхания с развитием цианоза. Спустя секунд приступ заканчивается. Эти состояния необходимо дифференцировать с эпилептическими припадками. В отличие от эпилепсии при истерии нет полной потери сознания (сохранение зрачковой реакции на свет), нет выраженной сонливости или оглушения после приступа, кроме того, обращает внимание театральность, выразительность поведения, непосредственная связь с обидой. 9

    11 Возможно развитие истерических парезов и параличей (преимущественно нижний парапарез) — ребенок не может стоять и ходить, но при этом нет нарушений мышечного тонуса и рефлексов: при настоятельном требовании может встать, пойти, показать хорошую мышечную силу. Возможны сенсорные расстройства в виде нарушения чувствительности в дистальных отделах по типу носков, перчаток — обычно отмечается жжение или онемение. Такая локализация встречается при множественном поражении нервов (полиневритический тип нарушения чувствительности), но в отличие от истерии наблюдается расстройство всех видов чувствительности, поражения симметричны и возникают при полиневропатиях инфекционного и наследственного генеза. Гипервентиляционный синдром может имитировать приступ бронхиальной астмы (сопровождается выраженной нехваткой воздуха, общей тревогой, страхом удушья), однако при осмотре не наблюдается одышки, участия в дыхании вспомогательной мускулатуры, нет цианоза, бронхопровокационные пробы с метахолином отрицательны. Ребенок может жаловаться на слепоту (истерический амавроз), но при этом дети совершают все обычные действия. Больные, с одной стороны, подчеркивают исключительность своих страданий, с другой — проявляют безразличие к «парализованной» конечности, не тяготятся слепотой. Данные проявления могут служить защитой ребенка от каких-либо требований, оправдывая нежелание или невозможность выполнения чего-либо Ипохондрический невроз Это невротическое расстройство при чрезмерной озабоченности своим здоровьем, опасениями по поводу возникновения заболевания. Встречается в основном у подростков и связано со смертью или травмой близких либо недомоганием самого подростка. Наиболее часто встречается страх удушья, остановки сердца, боязнь неизлечимого заболевания. Данное состояние нередко сопровождается вегетативными изменениями в виде тахикардии, колебаний артериального давления, гипергидроза, снижения аппетита, субфебрилитета. 10

    12 Дети чувствуют сердцебиение, перистальтику кишечника, что еще больше настораживает подростка. Развитие ипохондрического невроза характерно у детей мнительных, эмоционально лабильных, чувствительных Нервная анорексия Нервная анорексия характеризуется патологическим отказом от еды. Может встречаться у детей дошкольного возраста после насильственного кормления, наказания, совпадающего со временем кормления или каких-либо неприятных событий, сопутствующих кормлению. Эффективным является устранение психотравмирующей ситуации, правильный режим питания, психотерапия. Значительно чаще данный вид невроза встречается у девочек пубертатного возраста. Преморбидными чертами личности являются педантизм, самолюбие, ригидность установок, тревожная мнительность, склонность к завышенным оценкам событий. Заболевание провоцируется замечаниями о фигуре, массе тела, обычно встречается в семьях с «культом еды». Идея похудания становится сверхценной. На первом этапе девочки ограничивают себя в рационе высококалорийными продуктами, затем и объемом пищи в целом. Больные начинают применять истощающие физические упражнения, вызывают рвоту, делают очистительные клизмы. Потеря массы тела достигает 20-30?/о, однако больные при этом сохраняют работоспособность, общую подвижность. На следующем этапе (кахексическом) наблюдаются выраженные соматоэндокринные нарушения: прекращение менструаций, дистрофия миокарда, гипотония, брадикардия, нарушение усвоения пищи. Без лечения данный этап может закончиться летальным исходом Системные неврозы Невротическое заикание Заикание (логоневроз) — это расстройство речи в виде нарушения ритма с непроизвольными остановками или повторениями отдельных звуков. Чаще всего развивается в возрасте 3-5 лет, несколько чаще — у мальчиков. 11

    13 Заикание обусловлено судорогами в артикуляционной голосовой и дыхательной мускулатуре. Невротическое заикание может начаться остро, подостро и постепенно, в зависимости от интенсивности и длительности психотравмирующей ситуации. При невротическом заикании до болезни развитие речи обычно бывает нормальным или даже ускоренным. Дети рано осознают свой дефект, поэтому быстро присоединяются другие невротические расстройства: страх речи, тики, ночной энурез. Проявления заикания усиливаются при волнении. Во время разговора отмечаются другие вегетативные проявления (тахикардия, гипергидроз, гиперемия или бледность лица). Проявления невротического логоневроза могут усилиться в критические периоды развития (6-7 лет) или в пубертатном возрасте. Невротическое заикание необходимо отличать от неврозоподобного, которое начинается обычно постепенно и не имеет прямой связи с психотравмой. Выявляются признаки органического поражения головного мозга, отмечается позднее развитие речи, косноязычие. Индифферентное отношение к своему состоянию также отличает неврозоподобное заикание от невротического. Возможно появление заикания в виде «повторения», которое возникает у детей, посещающих детские сады (в группе есть ребенок с невротическим или неврозоподобным заиканием), явление носит подражательный характер, возникает периодически, не связано с психотравмирующей ситуацией. Вокальные нарушения характерны и для болезни Жиль де ла Туретта (см. ниже). Однако при данной болезни дети непроизвольно многократно (эхолалия) повторяют отдельные слова или звуки (вокальный тик), часто ругательного характера (копролалия), этим проявлениям предшествуют гиперкинезы Невротические тики Тики являются наиболее распространенными гиперкинезами детского возраста, по данным различных исследований их число составляет от 0,85 до 6 случаев на 100 детей, а среди детей 6-12 лет тики наблюдаются в 12 %. Они характеризуются сокращением мимической мускулатуры мышц лица и плечевого пояса, движениями, напоминающими обычный рефлекторный акт или жест, но 12

    14 многократно усиленные (покашливание, хмыканье, потирание ладоней, облизывание губ, обкусывание ногтей, моргание, поправление одежды и др.). Следует выделять органические тики (синдром Туретта, ревмоэнцефалит и др.) и функциональные. При невротических тиках ребенок может имитировать их, при возникновении непреодолимого желания совершить то или иное движение усилием воли больной может сдержать его, испытывая дискомфорт. Во время осмотра (выполнение координаторных проб, проб ритма) гиперкинезы уменьшаются и даже исчезают. Невротические тики сочетаются с другими невротическими симптомами — неустойчивостью настроения, раздражительностью, плаксивостью. При органических тиках отмечается простой характер непроизвольных движений, их стойкость и малая зависимость от внешних факторов, локализация гиперкинезов в мышцах, не имеющих произвольной иннервации, возникновение гиперкинезов на фоне текущего органического заболевания или вскоре после острого периода, отсутствие эффекта от проводимой седативной терапии, прогрессирующий характер тиков. 1. Клиническая картина тиков Чаще наблюдаются в возрасте с 6 до 12 лет. Соотношение мальчики/девочки составляет 3:1. Клиническую картину дополняют паратики, синдром ММД, неврозоподобный синдром и врожденные аномалии дермато-мезенхимального происхождения. Для мальчиков типичны быстрые моторные тики: учащенное мигание, движение головы и плеча, а у девочек в дебюте заболевания значительно чаще встречаются двигательные стереотипии, медленные движения: открывание рта, прикусы ногтей, облизывание губ (паратики). 2. Систематизация тиков у детей (МЗ РФ, 2000 г.) МКБ, G Этиология: — первичные (наследственные); — вторичные (последствия пре- и перинатальной патологии, лекарст-венные, посттравматические); — криптогенные (без установленной этиологии). Топико-клинические проявления тиков: — локальный; 13

    15 — распространенный; — генерализованный, в сочет. с вокальными тиками (с-м Туретта) F Тяжесть: — единичные; — серийные; — статусные. Течение: — транзиторное F 95.0; — ремитирующее; — стационарное F 95.1; — прогредиентное. Стадии: — дебюта; — экспрессии симптомов; — резидуальная. К локальным (простым) тикам относятся гиперкинезы, захватывающие одну мышечную группу, в основном мимическую мускулатуру, которые проявляются в виде учащенного мигания, зажмуривания, движений углов рта и крыльев носа. Из всех локальных тикозных расстройств наиболее устойчиво учащенное моргание. При распространенном тике в гиперкинез вовлекаются несколько мышечных групп — мимические, глазодвигательные, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, мышцы живота и спины. Часто первыми симптомами являются локальные тики, в основном учащенное мигание. В отличие от локального тика в дебюте заболевания наблюдается заведение взора, повороты и наклоны головы. Распространенность синдрома Туретта составляет 1 случай на 1000 детского населения у мальчиков и 1 на у девочек. Общепринятыми в мировой практике являются критерии синдрома Туретта, приведенные в DSM-III: 1. Генерализованные моторные, один или более вокальных тиков, которые наблюдаются, хотя и не обязательно в одно и тоже время. 2. Тики возникают много раз в день (обычно сериями) почти ежедневно или периодами в течение одного года и более. 14

    16 3. Локализация, количество, частота, сложность и тяжесть тиков меняется. 4. Начало заболевания до 21 года. 5. Симптоматика возникает без связи с интоксикацией психоактивными веществами или в результате известных болезней нервной системы, таких, как хорея Гентингтона или вирусный энцефалит. Отличие хронических моторных тиков от синдрома Туретта (генерализованный тик) заключается в том, что при синдроме Туретта наблюдаются вокализмы, нарушения поведения асоциального характера, различные ритуальные движения, переживания контрастного содержания. 3. Тяжесть тиков Тяжесть клинической картины оценивают по количеству гиперкинезов за 20 минут осмотра: гиперкинезы могут отсутствовать, быть единичными, серийными и статусными. При единичных тиках их количество за 20 минут осмотра составляет от 2 до 9, чаще встречается у больных локальными формами. Серийные тики от 10 до 30, после которых наступают многочасовые перерывы, характерны при обострении заболевания при любой локализации. Серийные тики от 30 до 120 и более за 20 минут без перерыва в течение дня целесообразно описывать как статусные. 4. Варианты течения тиков Для тикозных гиперкинезов характерна неустойчивость симптоматики и наличие спонтанных ремиссий. С клинических позиций важным моментом являются выделение устойчивых гиперкинезов и закономерностей трансформации одних тиков в другие, определение критериев прогредиентности заболевания. По характеру течения выделяют: 1. Транзиторное течение тиков характеризуется полным исчезновением симптомов заболевания за период наблюдения в течение 3 лет и характерно для тиков не установленной этиологии. 2. Для ремитирующего течения типична сменяемость обострений тиков с полным регрессом симптомов или переход в локальные единичные гиперкинезы, провоцируемые психоэмоцональным напряжением. 15

    17 3. Стационарный тип течения заболевания определяется наличием стойких гиперкинезов различных групп мышц, которые сохраняются на протяжении 2-3 лет. 4. Прогредиентное течение характеризуется отсутствием ремиссий, переходом локальных тиков в распространенные тики и синдром Туретта, усложнением паратиков, ритуалов, развитием тикозных статусов, резистентностью к терапии. Прогноз неблагоприятный при проявлении агрессивности, копролалии, обсессий и компульсий Невротический энурез Энурез — недержание мочи. К неврозу следует относить те случаи энуреза, которые возникают под действием психической травмы, при внезапном изменении жизненного стереотипа (определении в детский сад, появлении второго ребенка семье). Данный вид энуреза в большинстве случаев является вторичным, т. е. появляется после выработки навыка опрятности. Клиника невротического энуреза характеризуется выраженной зависимостью от ситуации и обстановки, в которой находится ребенок. Недержание мочи резко учащается при обострении психотравмирующей ситуации и, наоборот, изъятие ребенка из неблагоприятной обстановки сопровождается урежением или прекращением энуреза. При этой форме наблюдается как ночной, так и дневной энурез, характерны ночные кошмары, страшные сновидения. Невротический энурез развивается у детей робких, тревожных, с заниженной самооценкой. Они болезненно переживают свой недостаток. Обычно наблюдаются также другие невротические расстройства — эмоциональная лабильность, сниженный фон настроения, раздражительность, астенические симптомы, навязчивые движения, заикание. При постановке диагноза необходимо исключить урологическую патологию, инфекции нижних мочевых путей и нейрогенную дисфункцию мочевого пузыря. Развитие энуреза может быть связано с легкими ранними органическими поражениями головного мозга, что первично приводит 16

    18 к нарушению сна, а затем и к задержке выроботки условного рефлекса. Такая форма энуреза в детском возрасте встречается значительно чаще, чем невротический энурез, и она будет рассмотрена ниже. При этом энурез, как правило, первичный, т. е. без светлого промежутка, наблюдается только ночью, отсутствуют дизурические дневные явления, у больных крепкий сон без сновидений, характерна отягощенная наследственность («семейные» формы энуреза) Невротический энкопрез Энкопрез — это непроизвольная дефекация при отсутствии нарушений функции прямой кишки и сфинктера заднего прохода. Энкопрез может быть единственным проявлением невроза, чаще по типу истерической реакции (невротический энкопрез). При острой психотравмирующей ситуации, например в случае сильного испуга, может возникнуть «медвежья болезнь». При хронической травме (конфликт в семье, приход мачехи или отчима, повышенные требования к ребенку) дети, не испытывая позыва к дефекации, «слегка пачкают штаны». В дошкольном возрасте они индифферентны к своему состоянию. Затем болезненно переживают свой недостаток, стыдятся. Данное расстройство обычно сочетается с другими невротическими проявлениями (тики, заикание, астения и др.). Невротический энкопрез может носить упорный характер, и основное значение в данной ситуации имеет нормализация психологической атмосферы в семье. Данную форму невроза необходимо дифференцировать с патологией кишечника и сфйнктерного аппарата, приводящей к появлению энкопреза. Необходима консультация гастроэнтеролога и хирурга, по показаниям дополнительное рентгенологическое и эндоскопическое обследование. 17

    19 2. ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ Несмотря на достаточно большой спектр седативных препаратов и транквилизаторов, терапия неврозов сложна и нередко малоэффективна. Принципы терапии: 1. Комплексный подход в лечении неврозов. 2. Психотерапия и режимные мероприятия как основа терапии. — выявление и устранение психотравмирующих факторов — изъятие ребенка из неблагоприятной обстановки; — применение различных методов психотерапии в зависимости от формы невроза больного. 3. Ступенчатый подход в медикаментозной терапии (применение препаратов с более выраженным седативным действием при неэффективности препаратов предыдущей группы). Выбор психотерапевтического метода определяется особенностями психогенеза невроза, характером психотравмирующей ситуации, особенностями течения невроза. При всех формах неврозов показана семейная психотерапия, нормализующая межличностные отношения, коррегирующая воспитательные моменты. При неврозах страха, депрессивном и неврастеническом неврозах эффективны рациональная психотерапия (особенно у школьников) и психотерапия переключения и отвлечения. У детей младшего школьного возраста основным методом является игровая психотерапия — через смоделированную игровую ситуацию нейтрализуются эмоциональные нарушения. В случаях неврозов навязчивых состояний, истерического невроза эффективны различные способы суггестивной психотерапи, в частности — гипнотерапия. В отдельных ситуациях, например при энурезе, большое значение имеет аутогенная тренировка — установка на положительнай эффект. В лечении неврозов обязательны режимные мероприятия: исключение раздражающих факторов — просмотр телевизора, занятия на компьютере; достаточный сон, прогулки на свежем воздухе, водные процедуры. 18

    20 Рекомендуется заинтересовать ребенка творческой работой (рисование, лепка, вязание), общением с животными. Необходимо обеспечить рациональное питание ребенку. При энурезе за 4 часа до сна ограничить питье; при энкопрезе перейти на молочно-растительную диету, вырабатывать условный рефлекс на опорожнение кишечника по утрам. Медикаментозная терапия назначается с целью сглаживания психотравмирующих переживаний, устранения тревоги, страхов, улучшения общего фона настроения. Медикаментозная терапия неврозов проводится в несколько этапов: 1) На начальном этапе назначаются фитопрепараты с легким седативным эффектом: настой пустырника, валерианы, листьев мяты, успокоительные сборы (корень валерьяны, шишки хмеля, листья мяты перечной, трилистник водяной); Ново-Пассит, санасон, циркулин, персен. Ново-Пассит не имеет возрастных ограничений по применению, эффективен, хорошо переносится, имеет несколько форм выпуска и экономически доступен, поэтому можеть быть рекомендован в качестве препарата выбора при легких формах неврозов у детей и подростков. Дополнительно к фитотерапии назначают физиотерапевтические процедуры: электрофорез с кальцием и бромом по Щербаку, дарсонвализация и электросон в условиях стационара и физиотерапевтической поликлиники. При возможности — жемчужные, хвойные или радоновые ванны, грязевые аппликации. При астенической симптоматике рекомендуется общеукрепляющие средства: препараты кальция, витамины, биогенные стимуляторы (настойка лимонника, элеутерококка). Кроме того, хорошие результаты в лечении функциональной астении у детей и подростков получены при применении милдроната. 2) При неэффективности проведенной терапии на предыдущем этапе в лечение добавляют ноотропоподобные препараты с седативным эффектом: танакан, фенибут, пантогам, пикамилон, энцефабол, глицин. Также на данном этапе фармакотерапии показано использование «мягких» транквилизаторов. К этой группе относятся: рудотель 19

    21 (медазепам), мебикар, транксен, мезапам, атаракс, бетамакс (сульпирид) и др. 3) Если положительной динамики не наблюдается и больного по-прежнему беспокоит чувство страха, тревога, повышенная возбудимость, нарушение сна, назначают транквилизаторы с седативным эффектом (элениум, эуноктин), а при гипостенических нарушениях — транквилизаторы с легким активизирующим действием (триоксазин). При субдепрессивном фоне настроения целесообразно применение фитопрепаратов с антидепрессивной активностью (негрустин, деприм), низких доз антидепрессантов — амитриптиллин, мелипрамин.

    22 3. ЛЕЧЕНИЕ ТИКОВ И СИНДРОМА ТУРЕТТА Задачи лечения: 1. Обеспечить больному социальную адаптацию, обучение в массовой школе, проводить профилактику обострений. 2. Определить вариант терапии и обеспечить ее подбор в зависимости от семиотики гиперкинезов. 3. Осуществить коррекцию синдромов минимальной мозговой дисфункции, синдрома гиперактивности, неврозоподобных синдромов. Схема терапии тикозных гиперкинезов Нозология Тяжесть Сроки Лечение Локальный тик Единичные 3-6 месяцев Глицин 0,2-0,3 в сутки Ново-Пассит Распространенный тик Серийные Единичные 6-12 месяцев Фенибут 0,25-0,75 мг Рудотель Ново-Пассит Атаракс Сонапакс мг Самоконтроль Никотинамид, вит. В6. Аналогично локальным серийным тикам Серийные Клоназепам 2-4 мг, глицин 0,3 г, самоконтроль Финлепсин мг Бетамакс мг Никотинамид, вит. В6 Генерализованный тик (с-м Туретта) Обсессивнокомпульсивный синдром Статусные Единичные Серийные Статусные Нейролептики по схеме СТ 1-5 лет По схеме локальных тиков Галоперидол 1,5-2,25 мг или Орап 2-3 мг Тиопридал мг Бетамакс мг Галоперидол 3-4 мг Клоназепам 2-4 мг Орап 4-6 мг Антиоксиданты Респеридон 2-4 мг 1-2 месяца Феварин мг в сутки Бетамакс мг Кломипрамин мг в сутки 21

    23 Терапия любого нервно-психического, невротического расстройства включает комплекс непосредственно медицинских мероприятий (фармакотерапия, физиотерапия) и социотерапевтических мер, направленных на социально-психологическую коррекцию. Терапия тиков включает препараты ингибиторы нейрональной активности (глицин), гамк-ергические метаболиты и регуляторы бензодиазепиновых рецепторов (фенибут, пантогам, клоназепам, финлепсин), лекарственные средства дофаминергического и серотонинового действия (финлепсин, феварин, сонапакс, галоперидол), антиоксидантную терапию (никотинамид, вит. В6), седативные препараты (Ново-Пассит) и транквилизаторы (бетамакс, атаракс, рудотель).

    24 4. ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЗОВ Для предупреждения неврозов у детей и подростков, прежде всего, должны быть приняты психогигиенические меры, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений и коррекцию неправильного воспитания. Учитывая важную роль в этиологии неврозов особенностей характера ребенка, целесообразно проводить воспитательные мероприятия по психическому закаливанию детей с тормозимыми и тревожно-мнительными чертами характера, а также склонных к невропатическим состояниям. Таковыми являются мероприятия по формированию активности, инициативы, преодолению трудностей, дезактуализация пугающих обстоятельств (темнота, разлука с родителями, незнакомые люди, животные и т. п.). Существенное значение имеет и воспитание в коллективе с индивидуализацией подхода, подбором товарищей и определенного склада характера.

    25 5. ПРИМЕНЕНИЕ НОВО-ПАССИТА В ТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (Информационно-методическое письмо Комитета по здравоохранению V Администрации Волгоградской области от г.) Данные официальной статистики свидетельствуют о значительной распространенности психической патологии в детскоподростковой среде. Все большую распространенность в последнее время приобретают психические расстройства, сопутствующие соматическим заболеваниям; расстройства, являющиеся последствием поражения ЦНС резидуально-органического генеза. Так, среди детей — воспитанников интернатных учреждений нашей области — у 42 % выявлены разнообразные психосоматические расстройства, у 62 % — отставания в развитии, сопровождающиеся гиперкинетическими нарушениями. Неврозы относятся к тем заболеваниям, которыми может заболеть практически любой изначально психически здоровый ребенок. Это зависит от социальных параметров роста, развития и воспитания ребенка. Эпидемиология неврозов в детском и подростковом возрасте достаточно широкая и составляет от 15 до 25 %. Непосредственной причиной невроза являются психогении — эмоционально заостренные, существенные для ребенка переживания, с которыми он не может справиться из-за возрастной незрелости психики, интенсивности психотравмирующего воздействия. Наличие невроза у ребенка уже говорит об опосредованном стрессом нервно-психическом расстройстве растущего организма, приводящем на определенном этапе к болезненному нарушению центральных функций вегетативной нервной системы. Чем меньше ребенок, тем в большей степени последствия невротического стресса затрагивают его вегетативную и соматическую сферу. Чем он старше, тем более очерченными становятся нервно-психические и психомоторные нарушения. Соответственно, и клиническая картина невроза выражается соматическими, эмоциональными и психомоторными расстройствами, нарушениями саморегуляции и психической астенией. 24

    26 Помимо неврозов как болезненных состояний у ребенка нередко возникают невротические реакции в ответ на действие тех или иных психотравмирующих факторов, не приводящие к выраженным нервно-психическим расстройствам и носящие обратимый характер. К ним можно отнести повышенную возбудимость, капризность, переживания ущербности или физического дефекта, заостренную эмоциональную реакцию на оценку или мнения окружающих, сопровождающуюся соматовегетативными реакциями, нарушениями сна, аппетита. Количество детей с пограничными нервно-психическими расстройствами существенно увеличилось за последнее десятилетие: среди дошкольников этими расстройствами страдают до 20 % детей. К концу первого класса их количество возрастает до 40 %, к концу школьного обучения — от 40 до 60 %. К подростковому периоду возрастает количество лиц с церебрально-сосудистой недостаточностью вследствие дезрегуляторного неблагополучия центров, участвующих в регуляции сосудистой и вегетативной деятельности. Это приводит к снижению адаптации организма к экзогенным и эндогенным воздействиям, включая физиологический возрастной дисбаланс. Клинически это проявляется общим ухудшением самочувствия, сосудистым и вегетативным недомоганием, висцеральным неблагополучием чаще всего со стороны желудочно-кишечного тракта (ощущение спазмов в кишечнике, диспепсия, запоры), астеническими состояниями, нарушениями сна. Терапия любого нервно-психического, невротического расстройства включает комплекс непосредственно медицинских мероприятий (фармакотерапия, физиотерапия) и социотерапевтических мер, направленных на социально-психологическую коррекцию. В группе фармакологических препаратов широко используют ноотропные, метаболические, однако основное место традиционно принадлежит седативным препаратам и транквилизаторам. Выбор фармпрепарата подразумевает стремление к максимальному охвату патогенного регистра (симптомов невроза), быстроте и эффективности достижения результата при минимальном риске осложнений. В России в течение длительного времени в терапии неврозов наиболее широкое распространение получили производные бензо- 25

    27 диазепина. В настоящее время приходится признать, что данный способ терапии далеко не идеален, в первую очередь из-за наличия побочных эффектов, в частности, при использовании производных бензодиазепина. К побочным эффектам применения бензодиазепинов относятся: угнетение когнитивных функций (что недопустимо в детском возрасте), развитие фиксационной амнезии, снижение концентрации внимания, слишком выраженный седативный эффект, нарушение сна, повышенная сонливость, быстрое развитие зависимости (физической и психической) и наличие синдрома отмены. Терапевтическое действие может быть направлено на причины, вызвавшие психопатологические проявления (этиологическая терапия); патогенетические механизмы, обусловливающие течение заболевания, и компенсаторные механизмы; компенсаторная терапия, действуя через разные пути (психотерапия — через систему социально-психологических связей; биологическая терапия — путем нормализации патологической активности ЦНС), способствует стимуляции компенсаторных процессов в организме. Компенсаторное влияние при психосоматических и невротических расстройствах оказывают многие лекарственные средства — сердечно-сосудистые, гипнотики, психотропные с неспецифическим стимулирующим или седативным эффектом и терапевтические методы — психотерапия, физиотерапия и т. д. К таким средствам можно отнести и фитотерапию. Наиболее популярными в наше время являются лекарственные сборы, позволяющие гармонизировать действие отдельных компонентов сбора. Именно к таким препаратам относится Ново-Пассит. Терапевтическую эффективность препарата определяет синергизм входящих в него компонентов, оказывающих комплексное психотропное и соматотропное воздействие на функциональные системы организма. В настоящее время, согласно инструкции Фармакологического комитета МЗ РФ (протокол 1 от г.), отменены возрастные ограничения по использованию Ново Пассита в детском возрасте. Мы в течение длительного времени применяем Ново-Пассит в детском возрасте (в том числе и у грудных), считаем его препаратом выбора в терапии неврозов и разнообразных невротических 26

    28 расстройств у детей и подростков. У подростков с церебральнососудистой недостаточностью Ново-Пассит может быть базисным препаратом — оптимизатором ЦНС, сочетающим метаболический и транквилизирующий эффекты Фармакологическое действие Комбинированный препарат, состоящий из комплекса экстрактов лекарственных растений (валериана лекарственная, мелисса лекарственная, зверобой продырявленный, боярышник обыкновенный, пассифлора инкарната, хмель обыкновенный, бузина черная) 157,5 мг и гвайфенезина

    200,0 мг в одной таблетке или 5 мл (1 чайная ложка) раствора. Оказывает седативное и анксиолитическое действие. Уменьшает проявления тревоги и психического перенапряжения. Расслабляет гладкую мускулатуру. Действие Ново-Пассита является совокупным действием его компонентов, гвайфенезин быстро абсорбируется из желудочнокишечного тракта, метаболизируется и выводится почками Показания — легкие формы неврастении, сопровождающиеся раздражительностью, тревогой, страхом, усталостью, рассеянностью, нарушением памяти; — легкие формы расстройств сна; — головные боли, обусловленные нервным перенапряжением; — мигрень; — «синдром менеджера»; — климактерический синдром; — функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта; — нейроциркуляторная дистония; — дерматозы, сопровождающиеся зудом Режим дозирования Взрослым назначают по 1 табл. или 5мл (1 чайная ложка) раствора 3 раза в день с интервалом 8 часов. 27

    29 Детям нами предлагается применять следующие дозы: Детям до 1 года — разовая доза из расчета 1 капля раствора на 1 полный месяц жизни ребенка 2 раза в сутки. Детям старше года — 1 мл/год жизни в сутки в 2-3 приема, не более 5 мл (1 табл.) 2-3 раза в день. Детям с 12 лет и старше — 5 мл (1 табл.) 2-3 раза в день. Курс лечения составляет от 10 дней до 1 месяца Побочное действие Препарат, как правило, переносится хорошо, однако при применении Ново-Пассита возможно развитие головокружения, усталости, сонливости, мышечной слабости и судорог. Со стороны ЖКТ — тошнота, рвота, изжога, диарея, запоры. Возможно развитие аллергических реакций — зуд и экзантема. Наш опыт применения Ново-Пассита, в том числе и у детей с аллергическими заболеваниями, показал его хорошую переносимость детьми, минимум побочных эффектов. Имеющиеся побочные эффекты, в основном, носили дозозависимый характер (кратковременные диспепсические расстройства) Противопоказания Повышенная индивидуальная чувствительность к компонентам препарата, миастения, эпилепсия. Следует осторожно назначать препарат при заболеваниях ЖКТ Взаимодействие Гвайфенезин, содержащейся в Ново-Пассите, усиливает действие алкоголя и других веществ, вызывающих угнетение центральной нервной системы Передозировка препаратом Проявляется чувством подавленности и сонливости, затем эти симптомы могут сопровождаться тошнотой, легкой мышечной слабостью, болями в суставах и ощущением тяжести в животе. 28

    30 5.8. Форма выпуска Таблетки 30 во флаконе. Таблетки 10 в блистерной упаковке. Флаконы по 50 и 100 мл с мерным колпачком, соответствующие 5мл -1 табл Выводы Применение Ново-Пассита в терапии неврозов у детей и подростков позволяет значительно улучшить результаты лечения. Новопассит обладает высокой клинической эффективностью (особенно при симптомах гипервозбудимости, неглубоких невротических расстройствах, нарушениях сна, вегетативных нарушениях и зудящих дерматозах), оказывает мягкое седативное и анксиолитическое воздействие, хорошо переносится и экономически доступен. Разнообразие форм выпуска препарата положительно сказывается на возможностях его применения у детей. Побочные эффекты отмечаются достаточно редко, как правило, носят дозозависимый характер и исчезают при уменьшении дозы. Клиническая эффективность применения Ново-Пассита значительно повышается при его использовании в комплексной терапии (психотерапия, физиолечение и в комплексе с ноотропами, витаминами и метаболическими препаратами). 29

    31 6. НОЧНОЙ ЭНУРЕЗ У ДЕТЕЙ Ночное недержание мочи (ночной энурез — НЭ) — расстройство, которое существует столько же долго, сколько и человечество. Уже в руководстве Авиценны ( гг.) «Канон врачебной науки» есть глава «Мочеиспускание в постель». Несомненно, за тысячелетнюю историю этой патологии написано огромное количество работ, высказаны разнообразные взгляды. Однако, несмотря на такие древние представления, ученые разных специальностей и в настоящее время посвящают этой патологии большое количество исследований. Изучением этой проблемы занимаются педиатры, неврологи, психоневрологи, нефрологи, урологи и врачи других специальностей. Практически каждые 5-7 лет меняются представления о сущности данного заболевания. Высказываются разнообразные, порой даже взаимоисключающие, точки зрения, касающиеся как терминологии, так и вопросов этиологии, патогенеза и терапии данного заболевания. Актуальность проблемы НЭ в настоящее время определяется следующими факторами: — достаточно большой распространенностью этой патологии в детском возрасте; — отсутствием единых взглядов на этиологию и патогенез этого заболевания; — отсутствием эффективных методов лечения; отсутствием системы мероприятий по социальнопсихологической адаптации детей с НЭ; — трудностью экспертизы заболевания; — возможной связью НЭ в детском возрасте с нарушением потенции у взрослых (синдром «парацентральной дольки» в сексопатологии). 6Л. Терминология Трактовка термина «энурез» в отечественной и зарубежной литературе двояка. Одни исследователи трактуют его как недержание мочи, другие — как ночное недержание мочи. Это связано с различным переводом слова «энурез» с латинского и древнегре- 30

    32 ческого языков. Мы считаем необходимым придерживаться «международной классификации болезней», где термин «энурез» трактуется как расстройство, проявляющееся, прежде всего, стойким непроизвольным мочеиспусканием днем или ночью (без связи с временем суток). Под ночным недержанием мочи (НЭ) принято понимать непроизвольное мочеиспускание во время ночного (чаще) или дневного (реже) сна. С какого возраста можно считать это состояние патологическим? Пожалуй, нельзя провести четкую возрастную границу. Подход должен быть индивидуальным, с учетом формирования высших корковых функций у каждого конкретного ребенка. Мы считаем, что этот возрастной период — от 3,5 до 4,5 лет. В случаях, когда НЭ сочетается с дневным или другими дизурическими явлениями, необходимо обследование ребенка в более раннем возрасте Эпидемиология По данным различных исследований, распространенность НЭ в детском возрасте колеблется от 2,5 до 28,1 % (в среднем 7 12 %). Такие различия объясняются трудностью получения достоверной информации от родителей и неодинаковой частотой патологии в разных возрастных группах. Так, среди детей 4-5-летнего возраста НЭ страдает около 20 %, 5-8 лет — 14 %, 8-12 лет %, лет — 3-3,5 %. У 15-летних и взрослых распространенность НЭ — 1-1,5 %. Значительное уменьшение частоты НЭ к подростковому возрасту связано не столько с эффективной терапией заболевания, сколько с «доброкачественным» течением патологии. Ежегодно НЭ проходит у % детей, независимо от лечения. Если в детском возрасте, НЭ встречается чаще у мальчиков, то среди взрослых преобладает у лиц женского пола. Дневное недержание мочи чаще наблюдается у девочек. Несколько выше частота НЭ в детских учреждениях закрытого типа — до %, что, возможно, связано с более достоверным сбором информации и большей распространенностью нарушений интеллекта среди этих детей. По нашим данным, НЭ несколько чаще встречается у детей с остеодисплазиями и патологией мочевыводящих путей, что далеко не во всех случаях носит причинноследственный характер. 31

    33 6.3. Регуляция мочеиспускания Условно можно выделить 3 этажа регуляции мочеиспускания, каждый из которых имеет определенную физиологическую функциональную самостоятельность и подчиняется верхнему. При патологии верхних этажей регуляция будет осуществляться на более низком уровне. Так, у новорожденных регуляция мочеиспускания происходит на спинальном уровне и характеризуется автоматизмом, когда мочевой пузырь опорожняется по мере его наполнения. При становлении высших корковых функций кора обеспечивает направляющее и регулирующее влияние в формировании функционального единства организма. Первый, то есть нижний этаж регуляции мочеотделения составляют детрузор (мышца мочевого пузыря), внутренний и наружный сфинктеры. Опорожнение мочевого пузыря осуществляется благодаря содружественному действию детрузора и сфинктеров — путем сокращения детрузора и расслабления сфинктеров. Сокращению детрузора могут способствовать мышцы брюшного пресса. Для нормального мочеотделения необходима синергия детрузора и сфинктеров. Среди заболеваний, приводящих к нарушению мочеиспускания на этом уровне, можно выделить инфекции и аномалии развития нижних мочевых путей (экстрофия, дивертикулы мочевого пузыря и т. д.). Общими специфическими клиническими симптомами при нарушении на этом уровне регуляции мочеиспускания являются: — нарушения мочеиспускания в дневное время; — наличие других дизурических явлений (болезненность, затруднение опорожнения мочевого пузыря и др.); — клиника инфекционного процесса; — НЭ неоднократно в течение всей ночи. Второй этаж представляют спинальные центры регуляции мочеиспускания и периферическая иннервация мочевого пузыря (симпатические и парасимпатические нервы). Симпатический нерв — п. hypogastrics (подчревный) — берет начало в боковых рогах сегментов L2-L4 спинного мозга и иннервирует детрузор и внутренний сфинктер. Раздражение этого центра приводит к удержанию мочи. Парасимпатические нервы берут свое начало на уровне S2-S4 32

    docplayer.ru