Неврозы в детском возрасте их профилактика

Неврозы у детей: как помочь своему ребенку?

Наверное, не найти на всей земле такого родителя, который бы не хотел воспитать самого лучшего ребенка. Мужчины и женщины, как только узнают о том, что в скором времени станут родителями, начинают строить планы и расписывать своему еще не рожденному малышу всю жизнь на 10-20 лет вперед. Мамы и папы хотят, чтобы их кроха раньше всех стал ходить, кушать самостоятельно, рассказывать стихи и рисовать картины.

Но, к сожалению, многие родители бывают слишком строги и критичны к своим деткам и нередко в процессе воспитания своего чада совершают ошибки. Все было бы не так плохо, если бы эти ошибки не влекли за собой никаких последствий.

Именно неправильное воспитание провоцирует неврозы у детей и подростков. А что это за недуг и как подходить к вопросу воспитания своего чада, чтобы не навредить детской психике, поговорим дальше.

О природе нервоза

Детский невроз не появляется просто так. Это реакция организма крохи на травмирующие его психику события. Недуг, к счастью, является обратимым, то есть при своевременном лечении малышу можно помочь вернуться в нормальное состояние.

Причины возникновения невроза могут быть различными, к основным можно отнести следующие факторы, способные спровоцировать расстройство:

  • Конфликты и напряженная атмосфера в семье;
  • Стресс и испуг;
  • Длительная болезнь;
  • Сложные отношения со сверстниками в детском саду, школе, на игровой площадке и т.д.
  • Один из ведущих специалистов в области детских и подростковых неврозов А.И. Захаров в своей книге отмечает, что спровоцировать недуг может и гиперопека родителей. Это когда маленький человек полностью лишен самостоятельности, за него все делают мама и папа. В итоге, кроха растет замкнутым и депрессивным. В общем, почитать книгу о неврозах у детей, написанную Захаровым, стоит всем родителям. Это поможет избежать многих проблем в воспитании деток.

    Стоит сказать, что расстройство не всегда проявляется в младенческом возрасте, невроз можно заметить и у подростка. Правда, по мнению специалистов, истоки проблемы нужно искать в детстве. Очень часто бывает так, что родители возлагают на кроху свои несбывшиеся мечты и надежды. Например, папа мечтал быть великим футболистом, но что-то у него не получилось.

    Рождается у такого мужчины сын. И тут-то у папы возникает план: « Я не стал спортсменом, так мой сын сделает это! ». Начинает таскать своего малыша по спортивным секциям, стадионам, в общем, « лепить » футболиста. Будет просто замечательно, если чаду нравятся игры с мячом, и он показывает отличный результат.

    А если нет? Тогда кроха всеми силами будет пытаться доказать отцу, что он сможет, он хороший. Папа же не видит желаемого результата и недоволен сыном. Итог всего этого печален: постоянные конфликты в семье, ребенок чувствует себя ненужным и нелюбимым, замыкается и отдаляется от родителей. Все это может довести кроху до психического расстройства.

    Таких примеров можно привести множество. Поэтому родителям очень важно понять, что зачастую провоцируют недуг ошибки в воспитании. Прежде чем винить в чем-то чадо, проанализируйте свое поведение, возможно, все проблемы спровоцировали вы сами. Если самостоятельно разобраться сложно, то обратитесь к врачам: невролог, психотерапевт и педиатр занимаются неврозами деток.

    Симптомы заболевания

    Чтобы вовремя определить у своего малыша недуг и начать своевременное лечение, очень важно знать симптоматику этого психического расстройства. У некоторых деток могут наблюдаться приступы паники и страха, особенно часто перед сном. Длиться такое состояние может от 15 минут до получаса. В редких случаях в этот период малыши видят галлюцинации.

    Если ваш дошкольник боится темноты и рассказывает про чудовищ, прячущихся в ней, то это тоже повод « бить » тревогу. К сожалению, многие родители легкомысленно относятся к таким фобиям своих чад, а зря.

    Дети школьного возраста могут впадать в ступор. Такое состояние нередко сопровождается слезливостью, снижением аппетита, заторможенностью реакции.

    Малыши в возрасте 2–5 лет бывают подвержены приступам страха, который провоцирует нервное заикание.

    Если вы заметили у своего ребенка плаксивость, раздражительность, плохой сон, все длится не первый день, то это тревожный « звоночек », который говорит о том, что у малыша проблемы со здоровьем.

    У школьников часто возникает депрессия из-за сильной загруженности на занятиях и дома. Девочки могут ни с того ни с сего начать переживать за свое здоровье, бояться « подхватить » какой-то замысловатый недуг, о котором даже ничего и не знают.

    Каждый из вышеописанных симптомов не является нормой. Поэтому если вас что-то настораживает в поведении чада, то стоит показать его доктору.

    Какие бывают неврозы

    Теперь поговорим об основных разновидностях недуга:

    • Невроз навязчивых состояний у детей – это такое расстройство, когда кроха чувствует постоянный страх, тревогу, беспокойство. Часто такие страхи идут рука об руку с неврозом навязчивых движений, у детей это выражается в нервном тике: постоянном подергивании плечиками, головой, частым морганием, облизыванием губ и т.д.;
    • Нередко можно встретить истерический невроз у детей. В этом состоянии малыш громко плачет, кричит, падает на пол;
    • Такое расстройство, как ипохондрия, чаще встречается у людей преклонного возраста, но и у подростков вполне может наблюдаться. Такие дети очень переживают за свое здоровье;
    • У подростков часто встречается депрессивный психоз. При таком недуге они подавлены, не хотят общаться.
    • Про лечение

      Большинство расстройств нервной системы у детей лечится правильной организацией труда и отдыха. Взрослые должны строго следить за рационом чада, его сном и пребыванием на свежем воздухе.

      Чтобы процесс лечения проходил эффективно, родителям необходимо осознать важность правильного поведения в этот непростой период. Взрослые должны без давления и нажима на чадо объяснить ему, как важно соблюдать все пункты лечения.

      Не стоит жалеть малыша и идти на уступки. Конечно, это сложно, но очень нужно. Так, по мнению специалистов, истерики и тики у малышей проходят быстрее, если родители игнорируют это.

      Бывают случаи, что помочь малышу без консультации опытного специалиста невозможно. Поэтому не стоит бояться врачей, в арсенале психотерапевтов есть много методик, направленных на лечение детских истерик, навязчивых движений и других неврозов. Квалифицированная помощь ускорит процесс выздоровления вашего чада.

      При таких видах расстройств лишь в крайних случаях малышам назначают лекарственные препараты. Чаще врачи стараются прибегнуть к игровой форме психотерапии. Такое взаимодействие с детками дает просто потрясающий эффект.

      Но, конечно, самое главное в лечении – найти причину, по которой у ребенка возник недуг. То есть, очень важно изменить жизнь малышу. Родители должны приложить массу усилий и заменить страх своего крохи радостными эмоциями и смехом.

      О профилактике неврозов у детей

      Ни для кого не секрет, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому-то большое значение имеет профилактика расстройств. К тому же, специалисты говорят о том, что невроз можно диагностировать даже у новорожденного при первичном осмотре.

      Наиболее сложным периодом для детской психики считается начальная школа. Ведь именно после того, как малыш идет в первый класс, он начинает осознавать, что беззаботная пора кончилась, нужно учиться, сидеть на уроках, выполнять задания, а это дается не так просто. Именно в этот период очень важно, чтобы родители стали для своего чада поддержкой и опорой. Мама и папа должны подготовить малыша к новому этапу его жизни: интересной, но сложной поре.

      Теперь вы знаете все о симптомах и лечении невроза у детей. А чтобы не столкнуться с таким расстройством, поддерживайте в семье здоровую атмосферу. Растите детей в любви и взаимоуважении. И тогда все у вас будет хорошо, удачи!

      mjusli.ru

      Профилактика неврозов у детей

      Для того чтобы понять, какую нужно проводить профилактику для предотвращения развития неврозов у детей, необходимо знать их характеристику. Что же такое неврозы?

      Неврозы — психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся страхом, тревогой, депрессией, колебаниями настроения, гиперактивностью ребенка, кусанием ногтей, нарушением сна, а так же изменением общего самочувствия. Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6-7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости. Согласно исследованиям невротические расстройства у детей школьного возраста встречаются в 2-2,5 раза чаще, чем у дошкольников. При этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.

      Предпосылкой развития неврозов у детей является патология беременности, родовые травмы, тяжёлый период послеродовой адаптации, наличие врождённых и хронических заболеваний, пренатальное поражение ЦНС. Как правило, это отражено в медицинской карте ребёнка, но родители не придаю значения ранним диагнозам и считают, что многие проблемы уйдут сами, с ростом и развитием ребёнка. Клинический опыт показывает, к сожалению, обратную картину. С ростом и развитием ребёнка более чётко обозначаются симптоматические проявления, скрытые в раннем возрасте.

      Началом этих проявлений являются наиболее яркие ступени развития — появление первых слов, ходьба, предметная игра, общение с родителями и со сверстниками. В дошкольном возрасте, невролог может своевременно распознать нарушенное развитие и принять необходимые меры по его коррекции. Сегодня в арсенале врача имеется широкий спектр терапевтических средств, с помощью которых можно избежать агрессивной лекарственной терапии и хорошо подготовить нервную систему и психику ребёнка к учебным нагрузкам. Наиболее показательными в плане школьной адаптации являются I и 5 классы. Именно в этот период родители «бьют в колокола» — обращаются к неврологам, психологам и другим специалистам. Обращения, по поводу того, что ребёнок не справляется со школьной программой, всегда взаимосвязаны с его психофизической готовностью к школьным нагрузкам. Сюда же относятся и поведенческие реакции, и рост заболеваемости, и невротические проявления, которые можно легко увидеть даже не специалисту. Наиболее наглядные симптомы «выдающие» школьную тревожность или являющиеся частью невротического симптомокомплекса: кусание ногтей, накручивание волос, покусывание губ. подёргивание лицевых и глазных мышц, сильный нажим руки во время письма и т.д. К более серьёзным проявления относятся: тики — мигания, наморщивание кожи лба. повороты головой, подергивание плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливание, притопывание ногами: нарушения сна — беспокойный сон, трудное засыпание, снохождение и сноговорение, страшные сноведения, высокая утомляемость, вялость, общее недомогание, снижение темпа мыслительной деятельности и другие астено-невротические симптомы. Могут наблюдаться снижения по возрастным нормам со стороны высших психических функций: памяти, внимания, речи. К невротическим проявлениям относятся разные типы заикания — логоневрозы. Не надо бояться увидеть эти проявления, гораздо хуже игнорировать то. что уже проявлено. Единственная просьба к родителям: «Будьте бдительны!». Со многими проблемами ребёнка можно справиться в начальной школе, пока нервная система достаточно пластична и поддаётся не только негативному воздействию, но и хорошо реабилитируется, специально подобранными лечебными и психологическими коррекционными программами. Прежде всего, это осуществляют специалисты психологи, которые параллельно сопровождают ребёнка программами коррекционно-развивающего обучения. И в течение всего учебного года, а если необходимо и более долговременно, ребёнок должен наблюдаться психологом. Такое взаимодействие даёт положительные результаты и выносимые проблемы, решаются поэтапно и своевременно.

      Кроме того, причиной неврозов является действие психических травм. Психическая травма определяется содержанием информации, которую получает человек. Чаще всего неврозы вызываются информацией: о семейных невзгодах (ссоры в семье, развод родителей), о потере родителей, о наказании за совершенное деяние. Психической травмой может быть как безречевое, так и речевое воздействие, например, вид горящей квартиры или сообщение о пожаре или взрыве. Действие слова как носителя патогенной информации является одной из самых частых причин неврозов. Информацию может нести не только физический сигнал, но и его отсутствие, например, прекращение связи с родными и близкими. Или же возникновение различного рода неприятностей, которые в свою очередь при многократном повторении могут вызвать развитие невроза.

      Наряду с этим важное значение в этиологии неврозов имеют так же внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы: особенности личности, повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам; эмоциональная неустойчивость; изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризовые) периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в пубертатном периоде. Внешние факторы: неправильное воспитание; неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия; трудности школьной адаптации, психотравмирующие ситуации т.п.

      На развитие невроза влияет не только сама психотравмирующая ситуация, а так же ее значимость для человека, которая определяется содержанием значимых травмирующих переживаний в его жизни (переживания, вязанные с болезнью или смертью близких, несчастными случаями и т.п., случаи серьезных неудач в его жизни и т.д.).

      Собственно развитию неврозов предшествует этап психологической переработки личностью психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательными эмоциями (страх, тревога, обида и др.). В этом процессе участвуют защитно-компенсаторные психологические механизмы (переключение, подавление и др.). В связи с сильным воздействием психотравмирующих факторов и слабости механизмов «психологической защиты» происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности.

      Профилактика неврозов должна строиться на правильном понимании их сущности, повышении общей культуры, духовного и материального уровня населения, а также на предупреждении детской нервозности и правильном воспитании детей. Уменьшению заболеваемости неврозами способствуют ряд условий: правильное трудовое воспитание в семье и школе, регулирование нервно-психической и физической нагрузки, своевременное лечение соматических болезней, широкое распространение спорта и туризма, борьба с алкоголизмом и курением, достаточное поступление в организм питательных веществ, необходимых для реализации нормальной функции нервной системы. Поскольку одними из причин неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями, профилактикой травм мозга, в том числе родовых, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна. Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.

      У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи, с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания. Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов, — может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка.

      Таким образом, проведение всех вышеперечисленных мероприятий ведет к профилактике развития неврозов и уменьшению заболеваемости. Будьте здоровы!

      admmegion.ru

      Неврозы у детей

      Что такое Неврозы у детей —

      Неврозы – психогенные заболевания, представляющие собой реакцию личности на психическую травму (острую, внезапную или длительную психотравмирующую ситуацию).

      Что провоцирует / Причины Неврозов у детей:

      Основными причинами детских неврозов являются эмоциональная психическая травма, наследственность, перенесенные заболевания, семейные отношения родителей, и окружающих, физические и эмоциональные перегрузки, недосыпание, ошибки в воспитание.

      Патогенез (что происходит?) во время Неврозов у детей:

      Основой психологического конфликта при истерии является противоречие между личностью и окружающей ее действительностью, не удовлетворяющей обычно высокого уровня притязаний этой личности. Для больных неврастенией характерно стремление к чрезмерным усилиям, превышающим реальные возможности личности. Причиной неврастении у детей может быть постоянная стимуляция со стороны родителей, стремление к успеху без учета сил и возможности ребенка. Основой конфликта при неврозе навязчивых состояний является борьба между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями.

      Основная особенность неврозов у детей обусловлена их развитием у формирующейся личности. Личность в значительной мере определяется типом воспитания ребенка в семье. Различный тип неправильного воспитания («гиперопека», «неприятие», «потворствующая гиперопека», авторитарное, жесткое воспитание, контрастное, «гиперсоциализирующее» воспитание) искажает нередко биологические особенности личности, темперамент детей. При этом нарушается направленность реакции ребенка, создаются неблагоприятные черты характера, нередко формируется преневротический личностный радикал. Формирование преневротического радикала приводит к ощущению неполноценности, нарастающей тревожности, подготавливает к неадекватному восприятию так называемого пускового фактора. При наличии подготовленной почвы любое неосторожное слово, обидное замечание, изменение условий жизни и другие факторы могут привести к неврозу. Чем моложе ребенок, тем большее значение в происхождении невротических срывов имеют его биологические особенности, в частности невропатия или ранняя детская нервность.

      Невропатия характеризуется нарушением эмоционального фона основ личности. Наиболее частой причиной невропатии у ребенка является патология беременности, особенно наличие стрессов во время ее, осложнения в родах. В других случаях патология беременности и родов может быть причиной нарушения происхождения перинатальной энцефалопатии, приводящих к формированию Синдрому дефицита внимания и гиперактивности, это определяет плохую адаптацию детей в детских учреждениях, они чаще дают невротические срывы при госпитализации, при малейшем изменении жизненного стереотипа.

      Возрастной фактор, как фактор патогенеза, определяет клиническую картину многих заболеваний. Так, у детей раннего и дошкольного возраста в связи с незрелостью личности и самосознания редко наблюдаются «классические» формы неврозов, для них типичны более простые по структуре невротические реакции. Клинически – это так называемые моносимптомные или системные неврозы. Наиболее часто нарушения развиваются в системе речедвигательных механизмов (заикание) или системе регуляции мочеиспускания (энурез), возникают патологические условнорефлекторные связи между состоянием аффекта и наиболее интенсивным видом деятельности в момент аффективного напряжения. Так, рефлекторное защитное движение может привести к развитию невротических тиков.

      Начавшись как невротические реакции, системные неврозы могут в дальнейшем приобретать стойкий характер и превращаться у детей школьного возраста и подростков в невротические состояния, а с возрастом в невротическое развитие личности.

      Симптомы Неврозов у детей:

      Симптоматические проявления неврозов зависят от характера психической травмы и от особенностей личности больного. Наличие у ребенка определенных личностных особенностей, проявление тех или иных черт характера (сенситивность, истероидность, тревожная мнительность и др.) указывают на форму неврозного состояния: неврастению, истерию, невроз навязчивых состояний.


      Истерия. Для истерического невроза характерны повышенная чувствительность и впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость, неустойчивость настроения, эгоизм и эгоцентризм. Одним из основных свойств истерической личности является требование признания. Основа психологического конфликта при истерии – высокий уровень притязаний, не соответствующий возможностям личности (обычно как результат эгоцентрического воспитания — «кумир семьи»). Для истерии характерно большое разнообразие симптомов. В детском возрасте многообразие симптомов истерии встречается редко, обычно они бывают при наличии истероидных черт личности ребенка. У большинства детей истерические реакции выражаются моносимптомными проявлениями. Для детей младшего возраста характерны аффективно-респираторные припадки (приступы задержки дыхания), чаще проявляется у единственных избалованных детей. Припадок развивается при плаче, вызванном недовольством, гневом ребенка при неудовлетворении его желаний. В более старшем возрасте истерические припадки многообразнее, иногда сходны с эпилептическими припадками, иногда с приступами удушья при бронхиальной астме. Для истерического припадка характерна театральность, выразительность поз, припадок может длиться долго, если есть наблюдатели. Для истерии характерно несоответствие предъявляемых жалоб объективным данным при осмотре.

      Неврастения. Основным клиническим синдромом неврастении является раздражительная слабость. Ребенок становится раздражительным, плаксивым, по малейшему поводу дает аффективные бурные вспышки с последующим раскаянием. Поведение характеризуется то вялостью, пассивностью, то двигательным беспокойством. Настроение часто меняется, иногда бывают проявления депрессии. Отмечаются повышенная утомляемость, невнимательность, понижение работоспособности. Очень характерна головная боль при утомлении, психическом напряжении, реже по утрам. Головная боль может быть постоянной, сжимающей. У детей старшего возраста, подростков и у взрослых возникают ипохондрическое представление тяжести заболевания, неизлечимости его. Характерно для неврастении нарушение сна. Чаще затруднено засыпание, сон поверхностный, с кошмарными сновидениями, частым пробуждением. Довольно нередко при неврастении отмечаются ночные страхи, обычно связанные с дневными переживаниями, с резкими вегетативными проявлениями – сердцебиение, дрожание, покраснение или побледнение лица и др.

      Невроз навязчивых состояний. Для этого невроза большое значение имеют такие психологические особенности, как неуверенность в себе, нерешительность, мнительность, боязливость. Иногда у кого-либо из родителей в детстве также отмечались черты тревожной мнительности. Дети с раннего возраста боятся всего нового, одиночества, темноты, насекомых, животных. В школьном возрасте характерны мнительность, тревожность, боязнь заразиться, заболеть. Больные создают себе различного рода запреты («чтобы не случилось чего-нибудь плохого»). Такое развитие личности называется обсессивным, а невроз навязчивых состояний – обсессивным неврозом.

      Детям чаще свойственны разнообразные фобии – страх смерти, заражения, острых предметов, животных и др. У большинства больных в качестве мер защиты появляются различные навязчивые действия, иногда ритуального свойства (бесконечное мытье рук, подпрыгивание в определенном порядке, похлопывание рукой и др.). В более старшем возрасте возникают навязчивые сомнения, мысли, счет. В качестве характерного признака навязчивых состояний выделяют наличие у больных критики к этой навязчивости, элементов борьбы с навязчивыми действиями, выработку защитных ритуалов.

      Нередко более сложному навязчивому движению и действию предшествуют невротические тики, возникающие как закрепившиеся условнорефлекторные движения. Тики принадлежат к неврозоподобным нарушениям, при которых основной причиной служит не психогения, а раннее органическое поражение головного мозга. Дифференциальная диагностика между невротическими и неврозоподобными тиками представляет значительные трудности, тем более что невротические тики часто возникают у детей с СДВГ. Для невротических тиков характерна определенная последовательность их появления, стереотипные сокращения отдельных мышечных групп, напоминающие защитные движения. Обычно в 4-5-летнем возрасте возникает мигательный тик, который через несколько недель или месяцев проходит. Однако малейшее психическое напряжение, переживание, испуг вызывает тики других мышечных групп, которые постепенно захватывают мышцы лица (поднимание бровей, подергивание носом, оттягивание углов рта, заведение глазных яблок). Один вид тиков сменяется другим, в более тяжелых случаях почти без интервала. При недостаточном лечении, при постоянной психотравмирующей ситуации тики могут распространяться по всему организму. После острых респираторных инфекций чаще появляются так называемые респираторные тики – навязчивое покашливание, втягивание носом, хмыканье и др.

      Тики могут входить в структуру одного из трех неврозов. Как уже было отмечено, невротические тики могут быть одним из начальных проявлений невроза навязчивых состояний, сопровождаясь при этом соответствующими особенностями личности, ощущением отчужденности, с попыткой задержки тиков волевым усилием, с постепенным присоединением более сложных навязчивых действий и ритуалов. Для истерического невроза характерна демонстративность тиков, усиление их в определенной ситуации, в присутствии лиц, на которых направлена истерическая симптоматика. При неврастении тики чаще возникают (или усиливаются) после различных соматических заболеваний, усугубляющих и другие неврастенические симптомы. При хронической психотравмирующей ситуации этап невротической реакции сменяется затяжным невротическим состоянием с ведущим симптомом тиков.

      Невротическое заикание (логоневроз). Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Обычно заикание впервые возникает в 2-4 года под влиянием какого-нибудь сильного впечатления, испуга. Частота заикания в этом возрасте обусловлена интенсивным формированием мышления, становлением и усложнением фразовой речи. У детей младшего возраста отмечаются как клонические, так и тонические судороги речевой мускулатуры, у более старших детей преобладают тонические судороги. В происхождении заикания у детей определенное значение имеет наличие в семье больных с заиканием, причем кроме фактора подражания большую роль играет наследственная предрасположенность к речевой патологии. Невротическое заикание резко усиливается при волнении, сопровождаясь сопутствующими движениями, облегчающими речь ребенка (притоптывание ногой, прищелкивание пальцами и др.), иногда тиками мышц лица.

      Невротическое заикание чаще возникает у детей с нормальным или ускоренным развитием речи. При отсутствии наследственной предрасположенности и нормальном «речевом климате» в семье, своевременно проведенном лечении заикание в течение нескольких недель может пройти полностью.

      При особенно сильном испуге аффективно-шоковая реакция может проявиться отсутствием речи с последующим развитием заикания. Нередко заикание рецидивирует. В более тяжелых случаях у больных происходит фиксация заикания на основе закрепления двигательного речевого стереотипа, развивается невротическое состояние с синдромом заикания, логоневроз. Течение логоневроза волнообразное с периодическим усилением заикания и сопутствующих ему невротических расстройств под влиянием различных психогенных ситуаций (большая школьная нагрузка, экзамены и др.). Характерно усиление логоневроза в пубертатном периоде с обострением реакции личности на дефект речи, резким усилением логофобии.

      Неврозоподобное заикание, возникающее в связи с органическим заболеванием головного мозга, развивается чаще постепенно. Обычно отмечается позднее развитие речи, косноязычие. Характерно отсутствие реакции личности на дефект речи, больные не стараются скрыть его, выраженность заикания мало зависит от ситуации. Реакция личности при неврозоподобном заикании появляется обычно в пубертатном возрасте, и тогда его трудно отличить от невротического заикания.

      Энурез, или ночное недержание мочи, может быть продолжением физиологического энуреза, когда из-за чрезмерной глубины сна длительно не вырабатывается «сторожевой пункт» в коре головного мозга. К неврозу следует относить только те случаи энуреза, которые возникают под воздействием психической травмы, при внезапном изменении жизненного стереотипа (посещение яслей, детского сада, появление второго ребенка в семье и др.).

      Подчеркивают роль нарушения механизмов сна в патогенезе энуреза. Клиника невротического энуреза характеризуется выраженной зависимостью от ситуации и обстановки, в которой находится ребенок, от различных воздействий на его эмоциональную сферу. Временное изъятие ребенка из психотравмирующей обстановки может привести к заметному урежению и даже прекращению энуреза. Возникновению невротического энуреза способствуют такие черты характера, как робость, тревожность, впечатлительность, неуверенность в себе, заниженная самооценка дети болезненно переживают свой недостаток, у них возникает чувство собственной неполноценности, тревожное ожидание ночного упускания мочи. В тех случаях, когда заболевание не заканчивается выздоровлением, у детей и подростков происходит субдепрессивный сдвиг настроения с недовольством собой, замкнутостью, сенситивностью, ранимостью или повышенной аффективностью, возбудимостью, несдержанностью, озлобленностью.

      Энурез у детей иногда развивается вместе с функциональным недержанием кала – энкопрезом. Энкопрез может быть единственным проявлением невроза, чаще по типу истерической реакции (на появление в семье отчима, определение в ясли, детский сад).

      Диагностика Неврозов у детей:

      Очень важно диагностировать невроз в раннем возрасте ребенка. Ведь чем раньше удастся распознать невроз, тем легче его будет вылечить в дальнейшем. Диагностика детских неврозов состоит из нескольких этапов:

    • Психологического анализа жизни ребенка.
    • Анализа отношений в семье между родителями и ребенком, а также его поведением с другими детьми и родственниками.
    • Проведения бесед с ребенком на заранее разработанные вопросы в процессе игрового общения с малышом.
    • Наблюдение за поведением ребенка во время игры (спонтанной или заранее организованной).
    • Анализ рисунков ребенка. Благодаря рисункам можно понять чувства, переживания и желания ребенка.
    • Обследование родителей, а также бабушек-дедушек.
    • Разработка доктора совместно с родителями индивидуальной психотератии ребенка.

    Лечение Неврозов у детей:

    При неврозах патогенетическим лечением является психотерапия. Психотерапия у детей в основном направлена па улучшение семейной обстановки, нормализацию системы отношений в семье, коррекцию воспитания. Значение медикаментозной терапии, физиотерапии, рефлексотерапии состоит в обеспечении необходимого психосоматического фона для более успешной психотерапии. При неврозоподобных состояниях, особенно при наличии массивных невротических наслоений, психотерапия тоже имеет большое значение, но на первый план выступает медикаментозная терапия (как этиотропная, так и симптоматическая), а также физио-, бальнеотерапия и др.

    Психотерапия

    Все методы психотерапии можно разделить на 3 группы: семейная, индивидуальная и групповая психотерапия.

    Значение семейной психотерапии при лечении неврозов у детей особенно велико, так как в контакте с членами семьи врач непосредственно изучает жизненные проблемы семьи и ребенка, способствует устранению эмоциональных нарушений, нормализации системы отношений, коррекции воспитания. Особенное значение семейная психотерапия имеет у детей в дошкольном возрасте, когда она наиболее эффективна, когда легче устранить патологическое влияние ошибок воспитания. Семейная терапия включает в себя обследование семьи (в процессе которого следует определить семейный диагноз – совокупность психопатологических, личностных и социально-психологических особенностей семьи). На втором этапе проводятся семейные обсуждения. Беседы с родителями, бабушкой, дедушкой. С ребенком занимаются в кабинете, оборудованном как игровая комната – с игрушками, масками, письменными принадлежностями. Сначала ребенку предоставляется возможность свободного обращения с игрушками, книжками. По мере установления эмоционального контакта с ребенком проводится беседа. Семейные обсуждения обычно предшествуют занятиям с ребенком, но иногда можно начать с занятий с ним, при этом улучшение в состоянии ребенка положительно влияет на ход семейных обсуждений. При семейных обсуждениях определяется педагогическая перспектива, подчеркивается роль родителей в психотерапии, необходимость тесного сотрудничества.

    Следующий этап – совместная психотерапия больного и родителей. С дошкольниками проводятся предметные игры, рисование, постройки. Со школьниками – обсуждение различных тем, направленные предметные игры. При взаимодействии детей и родителей наглядно определяются привычные эмоциональные реакции, конфликты. В последующем проводятся ролевые игры, отражающие общение в жизни («школа», «семья»). В психотерапии используется сценарий, который разыгрывают дети и родители, меняясь ролями. Психотерапевт во время игры демонстрирует оптимальную модель семейных отношений. Так постепенно создаются условия для перестройки семейных отношений и ликвидации психологического конфликта.

    Индивидуальная психотерапия. Основные методы – «разъясняющая», или рациональная, психотерапия, рисуночная (арттерапия), игровая, аутогенная тренировка, суггестивная психотерапия (внушение).

    Рациональная психотерапия проводится в три этапа. Вначале, после установления эмоционального контакта с больным, врач в доступной форме объясняет ему сущность его болезненного состояния. На втором этапе врач вместе с больным старается определить источник его переживаний. В последующем в домашнем задании (больной должен закончить начатый врачом рассказ) он, разбирая разные варианты окончания рассказа, пытается разрешить трудные конфликтные ситуации сам или с помощью врача. Даже незначительные успехи во владении ситуацией при одобрении врачом способствуют перестройке отношений, коррекции неблагоприятных черт характера.

    Арттерапия (рисование, лепка). Иногда рисование может быть единственным способом общения ребенка. Рисуя, ребенок лучше разбирается в своих переживаниях. Наблюдение за ним во время рисования дает представление о его характере, общительности или замкнутости, особенно если ребенок рисует в небольшой группе детей, дает представление о самооценке, наличии творческого потенциала, фантазии, кругозоре. Рисование часто используется и при групповой психотерапии. Очень информативно рисование на заданные темы – рисунок семьи, изображение страхов и др. Для врача анализ рисунка семьи, беседа с ребенком об изображенных на рисунке лицах дает больше представления о структуре семьи, семейных отношениях, чем формально собранный у мамы анамнез. По завершению сеанса ребенок «отдает» нарисованные им страхи врачу. Вместо рисования иногда используют изготовление разных масок, лепку. Устранение ситуационных страхов предотвращает развитие навязчивых страхов. Хороший эффект устранения страхов отмечается в группе, когда дети дома рисуют страхи, а на занятиях совместно обсуждают, проигрывают их.

    Игровая психотерапия наряду с рисуночной наиболее соответствует возрастной потребности детей в игре, но требует организации игры как терапевтического процесса, эмоциональной включенности врача, способности к игровому перевоплощению. Используется как спонтанная игра без определенного сценария, так и направленная, но допускающая импровизацию. Игра с терапевтической целью показана детям 2-12 лет при аффективных и характерологических нарушениях, затруднении в общении. Игра направлена на восстановление нарушенных отношений. В спонтанной игре у ребенка появляется возможность эмоционального и двигательного самовыражения, осознания напряжения, страха. В импровизационной игре доктор создает стрессовые ситуации страха, обвинения, спора для того, чтобы ребенок научился самостоятельно или с его помощью найти выход из ситуации. Наиболее удачный этот метод считается у детей в возрасте 4-7 лет, когда происходит интенсивный процесс ролевого развития личности. В старшем возрасте драматизация проводится без кукол и игрушечного реквизита, в воображаемой обстановке. Таким образом, в совместном с врачом проигрывании происходит обучение подростков принятию адекватных решений в стрессовых ситуациях.

    Одним из вариантов игровой терапии является сказкотерапия, в процессе которой решаются вопросы психодиагностики и психокоррекции. При этой методике не только рассказывают, сочиняют и разыгрывают сказки, изготовляют сказочных персонажей, кукол-марионеток, но и проводят медитацию на сказку. При статической медитации дети прослушивают сказку в удобном (обычно лежа) положении под спокойную музыку. При психодинамической медитации – двигаются, перевоплощаясь в различных животных, и исполняют другие упражнения.

    Аутогенная тренировка (метод мышечного расслабления) проводится только у подростков. Метод эффективен при лечении системного невроза, в частности логоневроза, тиков. Положительный эмоциональный настрой, создаваемый врачом («путешествие», «пребывание в любимых местах отдыха», представление солнечного луча, согревающего в определенной последовательности мышцы нижних конечностей, туловища, затем верхних конечностей и, наконец, лица), легко вызывает мышечное расслабление, уменьшение и даже на время исчезновение тиков, заикания. С каждым последующим сеансом нарастает эффект мышечного расслабления и уменьшения невротических симптомов, кроме того, у ребенка появляется вера в выздоровление.

    Суггестивная психотерапия включает внушение в бодрствующем состоянии, косвенное внушение, гипнотерапию. Внушение в бодрствующем состоянии является обязательным элементом в любом психотерапевтическом воздействие. Внушение чаще применяется при острых невротических реакциях, при действии сверхсильных раздражителей (истерический амавроз, афония, мутизм, остро возникшие страхи). Внушение часто используется и при других невротических реакциях, невротической форме энуреза, патологических привычках. При хорошей внушаемости и установке на лечение внушение может проводиться в состоянии мышечной релаксации. Нередко у детей применяется косвенное внушение, при котором создается установка на лечебный эффект при приеме тех или иных лекарств, проведении каких-либо процедур (например, эффект электростимуляции при истерическом параличе). Примером косвенного внушения является плацебо – индифферентное вещество, оформленное в виде лекарства.

    Гипнотерапия применяется для мобилизации психофизиологических ресурсов, укрепления эмоционально-волевой сферы, оказывает в основном симптоматическое воздействие, быстро ликвидируя тот или иной симптом. Гипнотерапия противопоказана при нежелании лечиться, асоциальных установках, страхе гипнотического воздействия, психомоторном возбуждении, депрессии, остром соматическом заболевании. Гипнотерапия проводится при недостаточной эффективности внушения наяву, при различных невротических симптомах, астеноневротических состояниях, психосоматических заболеваниях.

    Групповая психотерапия. Основные показания для групповой психотерапии:

  • неблагоприятные личностные изменения при длительном течении невроза (эгоцентризм, повышенный уровень притязания);
  • трудности общения и связанные с этим аффективные расстройства (излишняя застенчивость, скованность, мнительность, непереносимость ожиданий и др.);
  • необходимость дальнейшей коррекции семейных отношений при трудноразрешимых конфликтах.
  • Противопоказания: отрицательное отношение к лечению, выраженная расторможенность, возбудимость, агрессивность и снижение интеллекта. Группы подбираются постепенно в процессе индивидуальной психотерапии. Число больных в пределах малой группы: 4 больных в возрасте 4-5 лет, 6 – в возрасте 5-11 лет, 8 – в возрасте 11-14 лет. Длительность занятий от 45 мин у дошкольников до 1 ч в 7-12 лет и 1,5 ч у подростков, что позволяет разыгрывать сложные сюжеты.

    Объединения в группу проходит путем совместного посещения музеев, выставок с последующим обсуждением рассказов, интересных книг, своих увлечениях и др, таким образом. достигается снятие напряженности. Дети начинают делиться своими собственными переживаниями, проблемами. По сравнению с индивидуальной психотерапией раскрытие переживаний в группе оказывает больший терапевтический эффект. Далее вводится игровой метод спонтанных и направляемых врачом игр. После чего следует тренинг психических функций (с применением игр, развивающих быстроту реакций, внимание, выносливость, координацию движений). Подростки обучаются приемам самоконтроля и саморегуляции. Существует несколько методик групповой психотерапии, в процессе занятий используются различные приемы – разнообразные игры, тренирующие не только перечисленные выше функции, но и воображение, различную технику общения, наблюдательность, творческую активность. В качестве домашних заданий используются различные рисуночные тесты, с последующим обсуждением. На каждом занятии проводится релаксация с внушением тех положительных качеств, которые участники группы приобрели на занятии. Обсуждение в конце курса лечения закрепляет результаты групповой психотерапии, расширяет кругозор детей, развивает их самосознание.

    Медикаментозная терапия

    Как уже отмечалось, медикаментозная терапия при неврозах имеет в основном второстепенное значение, действуя на тот или иной симптом, снимая напряжение, повышенную возбудимость (или депрессивный фон), уменьшая астенический синдром. Обычно медикаментозная терапия предшествует психотерапии. Возможно комплексное лечение, когда психотерапия проводится вместе с лекарственной терапией, физиотерапией. Комплексная терапия показана при неврозоподобных состояниях. При этом обычно назначается общеукрепляющая и дегидрационная терапия, средства, уменьшающие астению, ноотропы. Применение транквилизаторов и антидепрессантов может осложнить проведение психотерапии. Транквилизаторы используются в основном при органической расторможенности, гиперактивности.

    При неврозах, особенно у детей, целесообразно назначение настоев лекарственных растений, которые могут применяться длительно, до 1,5 мес. В настоящее время фитотерапия все чаще используется при лечении неврозов и психосоматических заболеваний. Большинство лекарственных растений вызывает седативный эффект (валериана, пустырник и др.).

    Так как у детей неврозы нередко развиваются на основе перинатальной энцефалопатии, невропатии, астенических состояний, лечение обычно проводится комплексно. При астенической симптоматике рекомендуют общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (хлорид, глюконат, лактат, глицерофосфат), липоцеребрин, витамины, настойки китайского лимонника, заманихи; полезны пантогам, ноотропил. При астенических состояниях с субдепрессивным синдромом показано применение настойки элеутерококка, аралии, женьшеня. При раздражительной слабости хороший эффект вызывает микстура Павлова в сочетании с настойкой валерианы, пустырника. Полезны ванны (в частности, хвойные); физиотерапия: электрофорез с кальцием, магния сульфатом, бромом, димедролом; электросон. Из психотропных средств при гиперстеническом синдроме применяют транквилизаторы с седативным действием (элениум, эуноктин), при гипостеническом – транквилизаторы с легким активирующим действием (седуксен, триоксазин). При невротических состояниях с субдепрессивным синдромом целесообразны малые дозы антидепрессантов – мелипрамина, амитриптилина. При повышенной возбудимости, гиперкинетическом синдроме показан сонапакс (меллерила).

    Лечение системных неврозов (заикание, тики, энурез) желательно проводить с учетом основного патогенетического фактора.

    При лечении невротического заикания основным методом является психотерапия, щадящий речевой климат в семье (лица, окружающие ребенка, не должны заставлять его «правильно» говорить; сами должны говорить медленно, плавно, напевно). Ребенок будет подражать, при медленном темпе речи заикание, возникшее после испуга по типу невротической реакции, обычно довольно быстро проходит. Рекомендуются настой лекарственных растений, микстура Павлова, уменьшение нагрузки (не форсировать речь ребенка, меньше читать ему, не заставлять заучивать длинные стихотворения). Требуется уменьшить общение со взрослыми, не говорить с ними о болезни ребенка, исключить контакт с заикающимися. На этой стадии не стоит обращаться к логопеду. При наличии выраженного аффекта, испуга показана игровая и рисуночная психотерапия. На стадии логоневроза проводится комплексное лечение, в котором наибольшее значение имеет психотерапия (элементы разъяснительной терапии, внушение в бодрствующем состоянии или в гипнозе, аутогенная тренировка, групповая психотерапия). Обязательна консультация логопеда с выполнением его рекомендаций. Периодическое применение седативных, общеукрепляющих средств, электрофорез кальция, брома, аминазина по воротниковой методике или на область речевых мышц, электросон.

    При неврозоподобном заикании внутренняя речь развита недостаточно, часто отмечаются задержка развития речи, дизартрия, дизграфические нарушения. Для этой формы заикания наибольшее значение имеют систематические логопедические занятия. Из лекарственных средств – дегидратационные, рассасывающие, ноотропы, витамины группы В. Лечебная гимнастика с включением дыхательных упражнений, массаж пальцев рук, речевой мускулатуры дополняют этот комплекс. Психотерапия имеет второстепенное значение, показана в основном при наличии невротических наслоений.

    При лечении невротических тиков наибольшее значение имеет предупреждение их фиксации в начале развития. Поэтому не допускается никаких замечаний, требований следить за собой, сдерживая тики. Желательно установить причину (испуг, подражание, перегрузка в школе и др.) и по возможности устранить ее. Из медикаментозных средств более эффективным является фенибут. Психотерапию желательно начинать рано, выбор ее зависит от возраста ребенка, начинать надо с индивидуальной (рисуночная, игровая) психотерапия. Старших детей после индивидуальной психотерапии обычно переводят на групповую.

    Лечение энуреза зависит от формы. Более распространен невротический и неврозоподобный энурез. При невротической форме в лечении главной является психотерапия; у детей младшего и среднего возраста более эффективна гипносуггестивная психотерапия, у подростков – аутогенная тренировка. Из медикаментозных средств у детей дошкольного возраста применяются лекарственные сборы с седативным эффектом, у старших детей прием транквилизаторов утром, днем. При неспокойном сне рекомендуется перед сном половина возрастной дозы эуноктина. Принципиально важным считается применение средств, регулирующих и способствующих восстановлению нормального сна. При простой форме энуреза (гиперсомнической) с дефицитом парадоксальной стадии сна придается большое значение воспитательно-гигиеническим мероприятиям. Например, рекомендуется лечебная гимнастика перед сном в связи с выраженной гиперактивностью больных, целесообразностью перевода гиперактивности в адекватные формы. Не рекомендуется насильственное пробуждение ночью (будить можно только в том случае, если ребенок начинает беспокоиться). Антидепрессанты (мелипрамин) целесообразны при простой и диспластической форме энуреза. При невротической и невропатической форме рекомендуют адаптогены (элеутерококк, женьшень и др.). Физиотерапия широко применяется при различных формах энуреза, но часто без заметного эффекта. В заключение следует сказать, что физиотерапия, как и многие лекарственные средства, могут оказать лечебное действие, если они назначаются с суггестивной установкой.

    Следует отметить, что при всех формах неврозов и неврозоподобных состояний лечение вызывает наибольший эффект в их начальной стадии, на стадии невротической реакции. При развитии невротического состояния и особенно невротическом формировании личности эффективность лечения заметно уменьшается.

    Дозы рекомендуемых лекарственных средств:

    Хлорид кальция – 5% раствор; 1 чайная, десертная или столовая ложка 3-4 раза в день (после еды).
    Глюконат кальция – таблетки по 0,5 г в упаковке по 10 шт. Детям до года – 0,5 г; от 2 до 4 лет – 1 г; от 5 до 6 лет – 1-1,5 г; от 7 до 9 лет – 1,5-2 г; от 10 до 14 лет – 2-3 г 2-3 раза в день.
    Глицерофосфат кальция – таблетки по 0,2 и 0,5 г; для детей разовая доза 50-200 мг.
    Липоцеребрин – таблетки по 0,15 г; детям назначают по 0,5-1 таблетке 3 раза в день.
    Настойка китайского лимонника – по 10-15 капель 1-3 раза в день до еды.
    Настойка заманихи – по 10-15 капель 3 раза в день.
    Настойка элеутерококка – по 10 капель 2-3 раза в день (до еды).
    При энурезе препарат назначают, начиная с 2 капель на ночь, постепенно увеличивая до 15-20 капель, а затем ее медленно снижают (с психотерапевтическим подкреплением).
    Настойка аралии – по 10-15 капель 2-3 раза в день.
    Настойка женьшеня – по 10 капель 3 раза в день.
    Настойка валерианы, пустырника – столько капель, сколько лет ребенку, 3 раза в день.
    При лечении неврозов желательно избегать парентерального применения препаратов, в частности витаминов, особенно если ребенок дает выраженную негативную реакцию на инъекции.
    Дозы рекомендуемых витаминов. Пиридоксин (витамин В6), таблетки 0,002 г, 0,005 г, 0,01 г. назначают 2-3 раза в день в возрастной дозе.
    Тиамина бромид (витамин В,), таблетки 0,002 г. назначают по 1 таблетке 3 раза в день.

    Профилактика Неврозов у детей:

    Профилактика неврозов заключается в понимание причин их возникновения и правильном воспитание. Для того чтобы предотвратить заболевания родителям стоит создать благоприятную атмосферу, умерить физические нагрузки и занятия спортом, своевременно начинать лечение соматических болезней; питание ребенка должно быть сбалансированным, содержать питательные вещества, необходимые для реализации нормального функционирования нервной системы.

    В профилактике неврозов важную роль играет лечение и устранение острых и хронических инфекций, профилактика травм мозга, к которым относится родовая, острая и хроническая интоксикация, нарушение питания организма, нехватка сна и отдыха. Недосыпание у детей влияет на развитие астенического состояния.

    Правильное воспитание является одним из условий профилактики неврозов и подразумевает развитие у ребенка таких качеств как выдержка, терпение, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, умение делиться с другими детьми, уступать, считаться с интересами других, научиться социально контактировать.

    К каким докторам следует обращаться если у Вас Неврозы у детей:

    Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Неврозов у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

    Как обратиться в клинику:
    Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

    Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

    У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

    Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

    www.eurolab.ua