Неврозы заикания

Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

Nav view search

Невротическое заикание у детей

Каждый из нас наверняка не однократно сталкивался с нарушением у детей ритма, плавности и темпа речи. Этот дефект, который способен резко ограничить коммуникативные возможности, называется заиканием. Данное психическое заболевание представляет собой нарушение речи, которое проявляется наличием судорог мышц речевого, дыхательного и голосового аппарата.

На протяжении долгого времени заикание рассматривали лишь, как форму речевого расстройства, но со временем данное заболевание стали также считать одним из видов невроза, при котором заикание является лишь его внешней стороной. Проявляется невротическое заикание прерыванием плавного течения речи мышечными судорогами, задержкой дыхания и повторением отдельных звуков, не зависимо от воли человека. Данное психическое расстройство также характеризуется разнообразными нарушениями темпа и ритма речи, артикуляции и голоса, затруднением в нахождении подходящих слов, отсутствием четкой формулировки фраз, перестановкой выражений, поэтому его нередко называют «заиканием спотыканий»

Данный вид невроза чаще всего возникает у детей в возрасте от трех до пяти лет, в период формирования мышления, задавания множества вопросов познавательного мира. Следует также отметить, что девочки страдают данным заболеванием реже, чем мальчики.

Этиология невротического заикания.

Почему возникает данное психическое заболевание и кто наиболее ему подвержен? Главными причинам возникновения невротического заикание являются:

  • психические травмы шокового характера (испуг, внезапное волнение, изменение места жительства, расставание с родителями, транспортная катастрофа, нападение животного, смерть близкого человека);
  • затяжные психотравматические ситуации (неправильное воспитание, конфликты в семье, болезнь близкого человека);
  • плохая наследственность (наличие невротического заикания у близких родственников);
  • внешние факторы (перегрузка информацией и двуязычие в семье, попытки родителей ускорить темп речевого развития и чрезмерная требовательность к речи ребенка, а также подражание ребенка речи заикающегося человека).
  • Клиническая картина невротического заикания.

    Клиническая картина данного заболевания характеризуется наличием у больного тонических судорог в дыхательно-вокальной мускулатуре, которые через какое-то время начинают сопровождаться тоникоклоническими судорогами артикуляционной мускулатуры, при этом наблюдается повышение тонуса вокальных мышц, нарушение речевого дыхания, а также дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Со временем ребенок начинает замечать данный дефект, вследствие чего, отказывается говорить в присутствии посторонних, стесняясь данного психического расстройства. Далее возникает страх речи, сопровождающийся выраженными вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, нарушением ритма дыхания, повышенным артериальным давлением, который усиливает заикание при волнении или психическом напряжении. Такое состояние ребенка может привести к дезадаптации, снижению уровня знаний, постоянным переживаниям и замкнутости.

    Дети, страдающие невротическим заиканием, нередко прибегают к различным приемам, чтобы облегчить произношение трудных слов: включают вводные слова, заменяют трудные слова более легкими для произношения.

    Немаловажным является факт того, что невротическое заикание носит переменный характер, с наличием периодических усилений заикания и сопутствующих невротических расстройств под воздействием негативных психических воздействий. Таким образом, в привычной для ребенка обстановке, заикание становиться почти незаметным, усиливается лишь в резко выраженных условиях волнения и напряжения.

    Лечение невротического заикания

    Лечение данного заболевания довольно длительное, и, в большинстве случаев, успешное. Наиболее результативной в борьбе с невротическим неврозом является комбинированная терапия: сочетание психотерапевтического и фармакологического лечения, цель которой – устранить чувство неполноценности, сформировать уверенность в себе, обучить ребенка самоконтролю и естественному поведению в стрессовых ситуациях.

    При лечении данного расстройства у детей применяют методы поведенческой терапии, направленные на преодоление страха речи, а также эмоционального напряжения свободной и плавной речи. Эффективными являются методы обучения ребенка релаксации, сказкотерапия и арттерапия.

    Психотерапевты рекомендуют ограничение речевых нагрузок, а в некоторых случаях, и режим молчания, при невротическом заикании, которое было спровоцировано шоковой травмой.

    При длительной психотравмирующей ситуации, обусловленной неправильным воспитанием либо неблагоприятными семейными отношениями, необходимо ликвидировать негативные воздействия на ребенка.

    Главная цель лечения данного вида невроза – оберегать психику ребенка, исключая все замечания по поводу дефектов речи. Немаловажен и правильный речевой режим в семье — спокойная, замедленная речь в присутствии ребенка, способствующая уменьшению страха и напряжения.

    При медикаментозном лечении назначают препараты для понижения спазмов артикуляционной мускулатуры, в редких случаях возможно применение психотропных средств, рекомендуют также электросон, иглорефлексотерапию и водные процедуры.

    Помощь профессионального логопеда занимает также особое место в борьбе с невротическим заиканием.

    Лечение данного вида невроза у детей очень важно, ведь данное заболевание может привести к невротическому развитию личности, поэтому родителям необходимо принимать различные профилактические меры, а в случае возникновения данного заболевания, помочь ребенку своевременно преодолеть данное психическое расстройство!

    nevroz-psixoz.com

    Причины логоневроза и методы лечения невротического заикания

    В основном, речевой невроз развивается у детей с 3 лет и чаще проблемой страдают мальчики. Если не начать своевременное лечение, патология останется на всю жизнь.

  • Неврозоподобное заикание. Отмечается в состоянии душевного волнения.
  • Причины и виды заболевания

    • поражение нервной системы инфекционного характера;
    • нарушения эндокринной системы;
    • ДЦП.
    • Существует три вида логоневроза:

      • клонический характеризуется частым повторением одних и тех же слов и звуков;
      • Симптомы нарушения

      • выдерживание паузы в разговоре и часто повторяющиеся слова и звуки;
      • затрудненное произношение слов;
      • спазм языка и губ;
      • появление гримасы;
      • ускоренное моргание;
      • психическое напряжение;
      • Стадии развития отклонения

        1. С 9 до 16 лет. Нарушение проявляется при конкретной ситуации. Только определенные слова и звуки являются трудными для произношения.
        2. Этап подросткового развития, взросление. Появляется сильный страх перед заиканием. В этой фазе пациенты избегают общения, слова и звуки при произношении – непонятные и затянутые. У человека развивается комплекс неполноценности и логофобия.
        3. В большинстве случаев заболевание диагностируется при первом осмотре больного. Невропатолог и логопед проводят несколько тестов, которые помогают выявить фазу развития болезни и причины. Только грамотный подход к каждому пациенту и применение новейших методик поможет устранить дефект речи на ранних стадиях.

        4. в начале речи появляются запинки и трудности;
        5. есть попытки справиться с заиканием при помощи гримас на лице.
        6. психоэмоциональная обстановка в семье;
        7. постоянные или приходящие проблемы с речью;
        8. Главная задача лечебного процесса заключается в устранении перевозбуждения нервной системы, улучшении психоэмоционального состояния, восстановлении сна, улучшении прохождения нервных импульсов речевого аппарата.

          Лечение логоневроза происходит в индивидуальном порядке, с учетом особенностей организма каждого пациента.

        9. общеукрепляющие: витамины группы B, препараты железа – Феррумлек.
        10. средства, улучшающие мозговое кровообращение: Глицин, Пирацетам, Ацефен.
        11. Используется и суггестивный метод лечения. Пациент проходит 1-2 сеанса гипноза. Погружая человека в это состояние, специалист воздействует на его эмоциональную сферу, артикуляцию и голосовой аппарат.

          Широко применяется иглоукалывание, расслабляющий массаж, который окажет седативное воздействие на организм пациента. Каждая из этих методик должна назначаться врачом – самолечение недопустимо.

          В результате заикания, у ребенка или подростка развивается комплекс неполноценности: он избегает общения со сверстниками; развивается мнительность, он чувствует разницу между собой и другими детьми.

          Нарастает раздражительность, чувство агрессии, страх, ухудшаются отношения с родителями и преподавателями. Заболевание может вызвать снижение успеваемости, причиной которого становится стеснительность и замкнутость, а в дальнейшем нередко становятся помехой на пути к самореализации.

          Существует две основные группы действий по профилактике логоневроза. Одна группа включает поддержание и укрепление здоровья ребенка, другая отвечает за организацию речевого развития. Важные факторы профилактики заболевания:

        12. режим труда и отдыха;
        13. достаточный и полноценный сон;
        14. частые прогулки на свежем воздухе;
        15. занятия спортом;
        16. обучение плавности и неторопливости речи;
        17. уметь правильно мыслить и излагать свои размышления;
        18. правильно произносить звуки;
        19. Американские и французские ученые в XIX веке разработали специальную гимнастику, которая помогала бороться с расстройством речи. Она не приносила быстрых результатов и утратила свою популярность.

          neurodoc.ru

          Логоневроз в переводе с латинского языка означает «заикание». Проявляется заболевание в виде нарушения речи и ее задержки непроизвольным способом, частого повтора слова или звука.

          Такого рода нарушением речи страдает около 2 % населения всего мира. Традиционно синдром заикания рассматривается как невротическое расстройство, обусловленное травмой психики, например, из-за сильного испуга.

          Опасность этого состояния заключается в том, что у человека развиваются различные фобии, дискомфорт в общении, чувство неполноценности и как следствие, социальная неадаптированность.

          Существует две формы этого патологического состояния:

          1. Нарушение речи невротического характера. Есть выраженный дефект при произношении слов и звуков. Дети начинают произносить слова намного позже, чем их сверстники.

          Согласно данным статистики, невротическое заикание проявляется у детей в период формирования речи, также риск его возникновения – это подростковый возраст. Основными причинами развития логоневроза у детей являются:

        20. психоэмоциональные потрясения;
    • тонический представляет собой непроизвольные паузы в разговоре или затяжное произношение звука;
    • смешанный вид содержит в себе признаки клонического и тонического логоневроза.
    • Патологическая сбивчивость речи, лишающая возможности одномоментно выражать мысль – уже сама по себе симптом, но этому патологическому состоянию свойственно сопровождаться такими явлениями, как:

      • ощущение нехватки воздуха;
      • нарушение сна;
      • повышенная потливость;
      • отсутствие аппетита;
      • развитие чувства неполноценности.
      • Есть 4 основные возрастных фазы развития речевого невроза:

      • Дошкольный период. Логоневроз проявляется с определенной периодичностью. После данного периода, может наступить выздоровление. В этой фазе трудности с произношением обостряются, когда ребенок переволновался, разнервничался, чем-то расстроен или если ему предстоит вести длительный монолог.
      • Этап начальной школы. Заболевание становится хроническим, с незначительными проявлениями нормальной речи. Ребенок осознает и болезненно реагирует на свой комплекс.
      • Осмотр и диагностика

        Для диагностирования проблемы, необходимо обратить внимание на наличие следующих факторов:

      • нарушения ритмичности речи;
      • Когда перечисленные факторы наблюдаются в течение трех месяцев, устанавливается окончательный диагноз – речевой невроз. Чтобы исключить другие серьезные расстройства нервной системы, пациенту назначают пройти МРТ, РЭГ и ЭЭГ головного мозга. Собирается анамнез жалоб.

        Выясняются следующие свойства:

      • в какой период возникли жалобы;
      • с чем связано нарушение речи;
      • проводилась ли консультация логопеда, психолога и невропатолога.
      • Коррекция и восстановление

        Положительный результат приносит комплексное лечение, которое предполагает использование методов рефлексотерапии, физиотерапии и применение лекарственных трав.

        Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика направлены на укрепление и коррекцию мышц, задействованных в процессе произношения речи. Выполнение упражнений должно происходить под контролем инструктора.

        Медикаментозное лечение является вспомогательным средством и направлено на купирование тревожных состояний, проявлений депрессии и других психоэмоциональных расстройств. Для этого, пациенту назначают прием таких препаратов:

      • седативные средства: Афобазол, Новопассит.
      • Избежать проблемы легче, чем ее лечить

      • сбалансированное и здоровое питание;
      • исключение развития стрессовых ситуаций;
      • дозированный просмотр телевизора и компьютера;
      • общение со сверстниками;
      • следить за мимикой;
      • создать для ребенка благоприятную психоэмоциональную обстановку.
      • Интересные факты из истории логоневроза

        Симптомы заикания известны еще с давних времен. Согласно фактам истории, египетские фараоны страдали этим нарушением.

        Речевой невроз упоминался в трудах Гиппократа. Он считал, причиной заболевания является накопление влажности в головном мозге. А вот Аристотель предполагал, что проблемы речи возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

        Не зная, в чем причина развития этого недуга, лечение проводили при помощи разных мазей и заговоров. Страшной процедурой было подрезание уздечки языка или его мышц. Некоторым пациентам такие методики помогали.

        Многие факторы болезни и до нашего времени еще не известны. К примеру, ученые не могут найти ответ, почему при разговоре между собой и пении хором, пациенты, в обычной жизни, имеющие данную проблему, не заикаются.

        невроз речи

        Большой медицинский словарь . 2000 .

        Смотреть что такое «невроз речи» в других словарях:

        Невроз речи — – см. Заикание, Логоневроз … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

        Невроз ожидания — (Крепелин, 1908) – невротическое состояние, которое автор относит к понопатии (греч. ponema – труд, pathos – страдание, болезнь) расстройству, возникающему в связи с трудом, деятельностью. Характеризуется чувством ожидания провала в осуществлении … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

        Афазия у детей (расстройства развития речи) — нарушения формирования механизмов речи у детей, обусловленные задержкой или повреждением развития речевой функции. Предполагается, что упомянутые нарушения вызваны задержанным биологическим созреванием головного мозга в дородовом периоде жизни,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

        Оральный невроз — (лат. oris невроз) – в психоанализе – различные проблемы развития речи (запинки, заикание и др.), вызванные, как полагают, расстройством динамики орального либидо … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

        ОРАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ — Термин, используемый некоторыми психоаналитиками для обозначения различных дефектов речи, таких как запинание или заикание, при условии, что они возникли вследствие расстройств орального либидо. Доказательств этой точки зрения немного, и, честно… … Толковый словарь по психологии

        логоневроз — (logoneurosis; лого + невроз , син. невроз речи) расстройство речи в форме заикания, обусловленное неврозом … Большой медицинский словарь

        Логоневроз — I Логоневроз (греч. logos слово, речь + Неврозы форма заикания, характеризующаяся непостоянством его проявления, а также сочетанием с другими невротическими расстройствами, см. Заикание. II Логоневроз (logoneurosis; Лого + Невроз, син. невроз… … Медицинская энциклопедия

        Логоневроз — (греч. logos neuron нерв, osis суффикс, указывает на расстройство) заикание, невротическое расстройство речи, вариант системного невроза (наряду с функциональными энурезом, энкорезом, тиками, элективным мутизмом и т.п. нарушениями). Синоним:… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

        Логоневроз — (лого + греч. neuron – нерв, –osis – суффикс, обозначающий патологическое состояние, болезнь). Невротически обусловленное заикание (заикание может быть и следствием органического поражения головного мозга). Син.: невроз речи … Толковый словарь психиатрических терминов

        Субъект общения в состоянии невроза — Невроз клинический (Н. к.) широко употребляемый термин, применяющийся для обозначения психол. нарушений, несвязанных с отрывом личности от реальности и сопровождающихся поведением, расценивающимся как защита от тревоги. В настоящее время… … Психология общения. Энциклопедический словарь

        dic.academic.ru

        Рубрика: Заикание и энурез

        Заикание и энурез в подростковом возрасте и их отношение к неврозам

        В советской психиатрии детского возраста традиционно принято выделять особую группу «системных» или «моносимптоматических» неврозов [Сухарева Г. Е., 1959; Ковалев В. В., 1979].
        Некоторые из этих расстройств в подростковом возрасте исчезают. Заикание и энурез могут сохраняться у подростков и гораздо реже у взрослых. Однако в этих случаях картина и течение данных расстройств позволяют в большинстве случаев усомниться в их невротическом генезе. Невротической оказывается лишь личностная реакция подростка на собственный недостаток.
        Заикание.
        Возникает обычно в детстве — чаще всего в возрасте 4-7 лет, т. е. в период интенсивного развития речевой активности. В детском возрасте принято различать невротическое и неврозоподобное заикание [Ковалев В. В.. 1979].
        Н е в р о т и ч е с к о е з а и к а н и е начинается чаще всего внезапно, после сильного испуга. Преобладает тоническая судорога речевых мышц. Ухудшение наступает под действием психогенных факторов (испуг, разлука с родителями и т. п.). Дети рано начинают стесняться своего недостатка.
        Н е в р о з о п о д о б н о е з а и к а н и е развивается обычно постепенно, часто без предшествующих психических травм.
        Более выражена клоническая судорога речевых мышц. Ухудшение наступает под действием соматических факторов (инфекционные заболевания и т. п.). В неврологическом статусе могут быть обнаружены симптомы нерезко выраженного диффузного резидуального органического, поражения головного мозга. Дети обычно не стесняются своего недостатка, игнорируют его, наоборот, любят болтать.
        В подростковом возрасте заикание у многих сглаживается, а при правильном лечении с детства может полностью проходить.
        Однако у части подростков наблюдается рецидив или усиление заикания в возрасте 15-17 лет [Тяпугин Н. П., 1966 цит. по В. В. Ковалеву, 1979], но, главное, резко проявляется личностная реакция на свой речевой дефект. Подростки становятся стеснительными, избегают сверстников, контакта с незнакомыми людьми, отказываются от устных выступлений и т. п.
        Может развиться логофобия — страх устной речи. Meждy личностнои реакциеи и самим заиканием развивается нечто подобное порочному кругу — одно усиливает другое.
        Подобную личностную реакцию нередко расценивают как невротическую, подчеркивая астеничность, сенситивность, «псевдошизоидность» и т. п. Однако за пределами деятельности, связанной с устной речью, никакой астении не обнаруживается. «Сенситивность» заикающихся подростков также избирательна, и этим они отличаются от подростков с сенситивной акцентуацией характера. Они, например, охотно поют перед публикой, выступают в спортивных соревнованиях и т. п.
        «Шизоидность» целиком состоит в избегании контактов с некоторыми сверстниками и малознакомыми людьми. Психологические исследования с помощью проективных тестов выявили несвойственную сенситивной акцентуации экстрапунитивность, т. е. скрытые агрессивные тендещI.ИИ в отношении окружающих [Шкловский В. М., Ильдеринская В. И., 1972].
        Разделение заикания на невротическое и неврозоподобное в подростковом возрасте провести трудно. Особенности самого заикания проявляются уже не столь отчетливо. Яркая личностная.
        реакция на свой дефект и психогенное ухудшение заикания может наблюдаться во всех случаях. Неврологическая симптоматика к этому возрасту может компенсироваться. Наконец, подобное разделение утрачивает актуальность и потому, что логопедическая помощь строится на основании своих подходов к классификациям речевых дефектов.
        П а т о г е н е з заикания, с нашей точки зрения, позволяет усомниться в том, что это своеобразное страдание вообще следует относить к неврозам (так называемый логоневроз). Вряд ли заикание подпадает под определение невроза как «нерационально и непродуктивно разрешимое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности» [Мясищев В. Н., 1960]. При заикании, как правило, не удается выявить присущую неврозам психологически понятную связь между нарушениями речи, особенностями личности и психотравмирующей ситуацией. Подобные невротические формы заикания встречаются относительно редко. Невротической скорее может быть реакция личности на существующий дефект.

        Само же заикание представляется одной их форм функционального дизонтогенеза, т. е. срывом формирующегося в онтогенезе навыка. Как известно, концепция «психического дизонтогенеза» привлекается для понимания многих нарушений у детей и подростков [Ковалев В. В., 1979, 1981; Вроно М. Ш., 1979].
        Функциональная неполноценность речедвигательной системы при заикании установлена специальными нейропсихологическими исследованиями [Шкловский В. М., Репнин В. Я., 1972], но эта не.по

        ноuенность, видимо, играет роль предрасполагающего фактора.
        Психические травмы скорее становятся факторами провоцирующими (например, испуг) или преципитирующими (например, неблагоприятная семейная ситуация). В ряде случаев патогенной оказывается перегрузка речевого аппарата или свойственная детям реакция имитации и др.
        Про г н о з при заикании у подростков относительно благоприятен. По данным Ю. А. Флоренской (цит. по В. В. Ковалеву, 1979), при повзрослении у 90 % заика,ние резко уменьшается или исчезает вовсе.
        Л е ч е н и е заикания должно осуществляться специально подготовленными специалистами и представлять собой единый комплекс логопедических и психотерапевтических методов.
        Энурез. Навык пробуждаться при наполнении мочевого пузыря у детей полностью устанавливается к 3-4 годам.
        Недержание мочи во время сна может быть симптомом различных заболеваний — от урологических. до эпилепсии. Однако чаще всего у детей и подростков оно — бывает связано с замедленным формированием или срывом непрочно установившегося навыка. В. В. Ковалев (1979) различает три вида энурсза.
        Н е в р о т и ч е с к и й э н у рез является одним из симптомов детской невропатии, т. е. недифференцированной формы детского невроза. Этот энурез усиливается в психотравмирующей ситуации (например, разлука с матерью), сочетается с тревожным, беспокойным сном, с трудностями засыпания, раздражительностью, капризностью, плаксивостью.
        Н е в р о з о п о д о б н ы й э н у р е з возникает на фоне резидуальнога органического поражения головного мозга, отличается монотонностью, регулярностью, усиливается при соматических заболеваниях.
        П е р в и ч н ы й, и л и Д и з о н т о г е н е т и ч е с к и й, э н у рез представляет собой задержку становления навыка, скорее всего наследственно обусловленную — В 70 % случаев удается констатировать энурез в детстве среди кровных родственников [Гольбин А. Ц., 1979].
        В подростковом возрасте невротический энурез практически не встречается. Чаще всего приходится сталкиваться с рецидивами первичного (дизонтогенетического) энуреза. Непроизвольное мочеиспускание случается эпиз.одически на фоне очень глубокого («мертвого») сна, наступающего после сильного физического утомления (например, туристский поход), алкогольного опьянения или приема снотворных или нейролептиков.
        у подростков может продолжаться с детства неврозоподобный энурез на фоне нерезко выраженного резидуального органического поражения головного мозга. В этих случаях рецидивы наблюдаются при соматических, особенно лихорадочных, заболеваниях, после алкоголизации, при плохом сне и даже после обильного питья на ночь.
        У подростков при энурезе обычно развивается выраженная личностная реакция на свой дефект. Они избегают ситуаций, где этот недостаток может быть обнаружен (отказываются от поездки в лагеря, туристские походы и т. п.). Когда подростка с энурезом помещают в интернат, это может стать причиной депрессивной реакции или побегов. Однако реакция на энурез значительно зависит от типа акцентуации характера у подростка: гипертимные и эпилептоидные становятся особенно раздражительными и гневливыми, лабильные — угнетенными и слезливыми, истероидные стремятся сделать своих близких «козлом отпущения», а сенситивные и шизоидные — замыкаются в себе.
        Сенситивных девочек-подростков энурез может наводить на суицидные мысли.
        П а т о г е н е з энуреза, вероятно, при всех его видах представляет дизонтогенетическое расстройство, когда задержка становления навыка обусловлена и наследственностью (первичный, генуинный энурез), и поражением мозга вследствие перенесенных травм, инфекций или интоксикаций (неврозоподобный энурез), и срывом формирующегося навыка под действием психогенных факторов (невротический энурез). При регистрации ЭЭГ в течение всего ночного сна обнаружено, что неnроизвольное мочеиспускание происходит в определенный момент — во время перехода «медленноволнового» сна в так называемый парадоксальный, «быстроволновый» сон (с быстрыми нистагмоидными движениями глазных яблок, учащением сердцебиений и т. п.). Высказывается предположение, что энурез тесно связан с недостаточным развитием механизмов сна [Гольбин А. Ц., 1979].
        Л е ч е н и е в подростковом возрасте сводится к сочетанию лекарственных средств и специального режима. Наиболее эффективен рмитриптилин (25 мг за 5-6 ч до сна и 50 мг на ночь).
        Адиурекрин, т. е. средство, угнетающее образование мочи, либо дает кратковременный эффект, либо вообще не помогает.
        Полезен бывает водно-солевой режим: за 6 ч до сна исключается всякое питье и жидкая пища, перед сном съедают круто посоленный кусок хлеба.
        Исходя их того, что при энурезе нарушены механизмы сна, рекомендуется при первичном энурезе с глубоким беспробудным сном давать на ночь сиднокарб, а при невротическом энурезе с тревожным, поверхностным сном — эуноктин (радедорм).
        Лечение энуреза гипнозом с внушением всякого рода словесных формул вроде «Я проснусь, как только почувствую желание помочиться!», а тем более использование разного рода аппаратов, автоматически включающихся «при первой капле» (громкий зуммер, электрокожный стимулятор с целью прервать сон), вряд ли рациональны, так как этим только нарушаются еще плохо установившиеся циклы сна.

        Исход и прогноз

        При всех неврозах прогноз в подростковом возрасте относительно благоприятен. Однако под действием новых психических травм невротические реакции склонны рецидивировать. При хронической психической травматизации неврозы могут приобретать затяжное течение. Такие случаи нередко принято обозначать как «невроз развития» [Мясищев В. Н., 1960] или «невротическое развитие» [Кербиков о. В., 1962; Лакосина Н. Д., 1970]. В подростковом возрасте разделение психопатических и невротических развитий довольно трудно — как астеническое, так и истерическое или психастеническое развитие у подростков неминуемо сопровождается изменениями характера, которые могут приводить к социальной дезадаптации. Прогноз в этих случаях становится таким же, как при психопатических развитиях этого типа.
        Читать далее «Заикание и энурез в подростковом возрасте и их отношение к неврозам»

        doctormind.ru