Нлп при стрессах

6.2.8. Нейролингвистическое программирование

6.2.8. Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование (НЛП) как метод психотерапии базируется на исследовании оптимальных способов достижения успеха в самых разных сферах жизни – межличностной коммуникации, терапии, образовании, бизнесе, личностном росте – и представляет собой синтез методик Ф. Перлза (гештальттерапия), В. Сатир (семейная терапия) и М. Эриксона (гипнотерапия), к которым основатели НЛП Дж. Гриндер и Р. Бэндлер добавили свое представление о структуре человеческого языка. Основатели НЛП подчеркивали важность языка как основного средства коммуникации и структурирования индивидуального жизненного опыта, а также предполагали возможность «программирования» поведения индивидуума путем подбора оптимальных стратегий организации внутреннего опыта @@@@@8, 22, 29#####. К сожалению, в отечественной научной литературе ссылки на НЛП носят пока единичный характер, хотя в среде практических психологов это направление пользуется большой популярностью. Его методы с успехом применяются для купирования различных страхов, и в частности связанных с проблемами обучения – «школьные фобии», страх экзаменов и т. д. @@@@@6–8, 22, 28, 29#####. При этом одним из ведущих терминов здесь является понятие «якорь», под которым понимается стимул, связанный с определенным психологическим состоянием и являющийся его триггером. «Якорь» может иметь различную модальность и быть тактильным, визуальным или аудиальным. Для того чтобы человек мог впоследствии получать доступ к позитивным ресурсам (например, смелости, спокойствию, уверенности), специалист по НЛП должен предварительно активировать память своего пациента, вызвать нужное состояние, после чего «связать» его с определенным «якорем». После такого «связывания» одно только предъявление соответствующего «якоря» будет вызывать необходимые позитивные эмоции («ресурсы» – по терминологии НЛП), что позволит человеку в дальнейшем минимизировать страх, тревогу и другие негативные эмоции и успешно преодолевать психотравмирующие события.

Техника «интеграция якорей» показала свою эффективность при уменьшении экзаменационного стресса у студентов.

Среди неприятных переживаний, связанных с экзаменами, чаще встречались такие состояния, как волнение; страх; стыд; неуверенность; неожиданное «забывание» выученного материала; скованность и т. п.

Ресурсные состояния, необходимые для успешной сдачи экзаменов («положительные якоря»), включали: чувство уверенности в себе, спокойствие, внимательность, умение настоять на своей точке зрения, чувство собственной значимости, решительность, «упорядоченность мыслей», «свободу речи» и др.

Не умаляя несомненных достоинств этого подхода как весьма перспективного направления практической психологии, нельзя не отметить, что его часть, касающаяся «якорей», по своей сути является не чем иным, как слегка модифицированной методикой выработки классических условных рефлексов @@@@@32#####. Зарубежные специалисты по НЛП в своих работах не учитывают труды основателя условно-рефлекторного учения И. П. Павлова и поэтому допускают методические погрешности. Например, они рекомендуют ставить «якорь» (наносить условный раздражитель) на пике эмоциональных переживаний @@@@@22#####, в то время как специалистам по высшей нервной деятельности хорошо известно, что условный раздражитель наиболее эффективно действует при воздействии за некоторое время до безусловного подкрепления.

В настоящее время понятие условного рефлекса трактуется достаточно широко. Согласно современным представлениям, вырабатываемый условный рефлекс представляет собой сложное физиологическое и психологическое явление, которое включает в себя механизмы сенсорного анализа, активацию прошлого опыта, мотивации, прогнозирование будущего действия, оценку состояния внешней и внутренней среды, а также закономерные сдвиги в сфере вегетативных и эндокринных реакций. При этом отмечается, что лишь при наличии подкрепления, приводящего к удовлетворению какой-то актуальной потребности, может произойти выработка условного рефлекса. Отсюда вытекает, что для формирования нового («позитивного») условного рефлекса необходим комплексный подход, включающий в себя активацию следов памяти успешного поведения, нормализацию вегетативного баланса и стимулирование мотивации испытуемого на приобретение новых навыков поведения.

Опыт применение техник НЛП для уменьшения экзаменационного стресса показал свою высокую эффективность как в плане снижения психоэмоционального напряжения, так и в плане оптимизации вегетативного баланса студентов @@@@@27—29#####. Работа с лицами, испытывающими страх перед экзаменами, проводилась с помощью двух методов НЛП: методики «изменения личной истории» и методики «интеграции якорей». Эти методы описаны в многочисленных руководствах, поэтому мы не будем на них подробно останавливаться.

Коротко алгоритм техники «интеграция якорей» представлен на рис. 43.

Последний этап техники неоднократно повторялся до окончательного закрепления новой временной связи. Цель выработки такого условного рефлекса состояла в том, чтобы ситуация экзамена вызывала у студента не чувство страха и неуверенности в себе, как это было прежде, а, наоборот, генерировала спокойствие и ощущение уверенности в себе и своих знаниях. Фактически данная методика осуществляет замену одной программы поведения на другую. До «перенастройки» поведения ожидание экзамена, вид экзаменационных билетов, контакт с экзаменатором автоматически вызывали у студентов негативные аффективные переживания – страх и тревогу. После применения техник НЛП те же условные раздражители – вид билетов и контакт с экзаменатором – как своеобразные триггеры «запускали» развертывание позитивных эмоций (уверенности в себе, смелости, ощущения спокойствия и пр.). Поэтому после многократного сочетания мысленного воспроизведения экзаменационной ситуации с переживанием ресурсных состояний неэффективная прежде программа поведения на экзамене меняется на новую, помогающую лучше реализовывать имеющиеся знания.

Рис. 43. Метод интеграции якорей.

Если стресс человека вызван внутренним конфликтом, то для его разрешения целесообразно использовать технику «Интеграция конфликтных частей», которая помогает нахождению гармонии между двумя конфликтующими «субличностями» человека. В этом случае априорно делается предположение о том, что наличие двух противоположных потребностей является следствием существования как минимум двух «частей» личности, которые имеют различные намерения и конфликт между которыми вызывает у вас стресс.

Например, какой-то человек любит плотно покушать перед сном и в то же время переживает по поводу лишнего веса. Подростка может тянуть к новым людям и новым приключениям, и в то же время он испытывает стеснение или страх перед незнакомцами. Беременной женщине хочется выносить ребенка, но она при этом переживает по поводу своего внешнего вида и хочет поскорее вернуть былую привлекательность. Таких ситуаций бывает множество, и часто они являются источником психологических стрессов, от которых люди часто не могут избавиться, так как причина конфликта таится внутри самого человека.

Техника «Интеграция конфликтных частей» состоит из основных этапов, наглядно представленных на рис. 44.

Рис. 44. Техника «Интеграция конфликтных частей».

psy.wikireading.ru

Управление стрессом при помощи НЛП (полный видео тренинг)

О стрессе:

Стресс, это бич нашего времени. Особенно, если вы живёте в городе, работаете с информацией, просто загружены работой, у вас большая семья, проблемы в отношениях, имеете бизнес или много других дел. Именно от него-стресса происходят различные психологические и психосоматические заболевания. А при затяжном стрессе происходит психологическое выгорание и возникновение депрессии, и как следствие апатия.

Результаты затяжного стресса:

-Депрессия
-Неврозы
-Синдром хронической усталости
-Снижение иммунитета, и как следствие подверженность многим вирусным заболеваниям
-Внутренние органы (желудок, печень и т.д)
-Кровяное давление, сердечно сосудистые заболевания
-Болезни костей
-Неудовлетворительные отношения

Что же является причинами стресса:

1. Цейтнот (плохое планирование)
2. Плохая организация рабочего места (не найти ничего)
3. Санитарно-гигиенические факторы (пыль, шум, температура воздуха)
4. Режим дня (питание, сон, активность и отсутствие физ. упр)
5. Внутренние и внешние конфликты (подавление эмоций)
6. Коммуникативные затруднения (не умение выражать эмоции, делиться с близкими; неумение говорить «нет»; негативное мышление и катастрофизация)
7. Неспособность/не умение отдыхать
8. Не знание техник релаксации
9. Информационная перегрузка/повышенная ответственность

Человек может даже и не подозревать, что находится в длительном затяжном стрессе. Он понимает это тогда, когда симптомы вырываются наружу.

И так, что же будет на тренинге по управлению стрессом:

1. Теория стресса.
2. Стадии стресса.
3. Позитивная составляющая стресса.
4. Причины ситуативного и затяжного стресса.
5. Не верные способы борьбы со стрессом.
6. Причины стресса на 6-ти уровнях сложности.
7. Уровней преодоления стресса.
8. Практические упражнения на 6-ти уровнях для работы со стрессом.
9. Терапевтические медитации.

На данном тренинге будет около 70% практических упражнений и всего 30% теории.

Что даст прохождение данного тренинга:

1. Вы узнаете необходимую информацию об видах стресса.
2. Узнаете об уровнях стресса.
3. Сможете правильно диагностировать своё состояние стресса.
4. Узнаете, как использовать стресс для достижений, в противовес разрушению себя и своей психики.
5. Узнаете, как правильно работать со стрессом.
6. Получите множество простых технологий и упражнений для самостоятельного последующего использования в работе со стрессом.
7. Проработаете свой стресс на самом тренинге.

Данный тренинг не требует дополнительной подготовки. Если вы сталкиваетесь со стрессом или знаете, что он ожидает вас в будущем, то у вас есть великолепный шанс защитить себя, своё здоровье, своих близких от разрушительного воздействия стресса.

Тренинг проводит:

Президент Ассоциации Профессиональных Коучей (APC),

основатель тренинг центра Meta Leader,

сертифицированный тренер курсов по НЛП и Коучингу — Кирилл Прищенко.

metaleader.ee

«Якорь» НЛП — как его правильно ставить

Важные моменты применения техники якорения в НЛП:

При выполнении техники постановки «якоря» (техники «ресурсного якорения», «интеграции якорей», «изменения личной истории» и пр.) необходимо придерживаться следующих правил:

Исходное положение:

  • Терапевт сидит сбоку от клиента.
  • Подстройка по позе, дыханию, темпу и тембру речи.
  • Понять карту клиента, войти в нее, и работать исходя из его модели мира.
  • Использовать слова и выражения клиента.
  • Особенности постановки якоря:

    1. Перед началом техники обязательно предупреждаем клиента, что будем его касаться, и получаем соответствующее разрешение.

    2. Предварительно проверяем место будущих касаний – убеждаемся, что там уже не стоят «якоря» из предыдущей жизни клиента.

    3. Якорь ставится так, чтобы мы смогли его четко повторить (используем маркеры на одежде) – в том же месте и с той же силой прикосновения.

    4.Для входа в нужное психическое состояние используем фразу: «Представьте себе эту ситуацию как можно более подробно: УВИДЬТЕ, — УСЛЫШЬТЕ, — ПОЧУВСТВУЙТЕ» то, что было с вами тогда» + Убедитесь, что человек ассоциирован, а не смотрит со стороны!

    5 .Когда клиент входит в нужное состояние, мы обязательно калибруем его по невербальным признакам.

    6. Длительность касания положительного якоря – 10-15 секунд, отрицательного – 5-7 секунд.

    7. Между отдельными входами в различные психические состояния возвращаем клиента в текущую реальность. Предлагаем клиенту встать и подвигаться.

    1. Проверка якоря: «Теперь закройте глаза и прислушивайтесь к своим ощущениям (терапевт касается якоря). Это похожее чувство?»

    9. Если якорение не произошло, повторяем попытку, проверив выполнение всех правил якорения, внося необходимые изменения в технику или попросив клиента точнее выполнять ваши инструкции, сопровождая это тщательной калибровкой (при постановке отрицательного якоря может мешать психологическая защита).

    Важные моменты постановки якоря (их нужно обязательно учитывать)

    1.Помните о раппорте. Если вы просите вспомнить о каком-то эмоционально значимом положительном событии, то вы должны гово­рить об этом положительным приподнятым тоном, выражая эти положи­тельные эмоции невербально. О спокойствии мы говорим медленно и расслаблено, о силе – твердо и четко. То же касается и отрицательных ситу­аций.

    2.Калибруйте вхождение в ситуацию. Убедитесь, что человек переживает событие, ассоциирован с ним.

    3.Убедитесь, что человек переживает ОДНО КОНКРЕТНОЕ СОБЫТИЕ, а не пытается пережить несколько.

    4.При постановке якоря нужно АССОЦИИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ (своими глаза­ми, а не со стороны)

    5.Ставьте якорь на пике переживания или немного раньше. Лучше поставить якорь ДО наступления ресурсного состояния, чем после него.

    6.Якорь должен быть уникальным. Вы должны быть уверены, что до вас никто не ставил ТАКОЙ якорь НА ЭТО САМОЕ МЕСТО.

    7.Вы должны быть уверены, что сможете точно его повторить через некоторое время. Поэтому запоминайте способ и место постановки.

    8.Сила (+) якоря должна превосходить силу (-) якоря. Чем больше выражено отрицательное переживание, тем более сильные позитивные состояния мы должны найти в жизненном опыте клиента.

    Посмотреть видеоурок на YouTube по технике «Ресурсного якорения» вы можете ЗДЕСЬ

    net-stressu.ru

    Нлп при стрессах

    Хочешь быть лучшим — учись у лучших!

    г. Самара, тел. 8(846) 243-20-26, vk.com/nlpsamara , e-mail: info@nlpsamara.ru

    Ближайшие тренинги

    14-16 сентября
    Психосоматика
    Снятие мышечных зажимов ,

    Осень-зима
    Метафорические карты , ведет Дивеева А.С.
    г. Самара
    Записаться

    Даты уточняются
    Путешествие героя , ведет М.Гордеев
    г. Самара
    Записаться

    Нейро- и психофизиология стресса и возникновения проблематики

    Семинар входит в программу по Психотерапии кризисных состояний и последствий психологической травмы Института Психотерапии и Клинической Психологии (г. Москва).
    Возможно участие в семинаре без участия в остальных семинарах курса.

    Ведет: Марина Георгиевна Ивашкина, тренер Института Психотерапии и Клинической Психологии (г.Москва), клинический психолог, кандидат психологических наук, зав. кафедрой общей психологии психолого-социального факультета РГМУ.

    В программе семинара:

    — Понятие стресса, Стресс как неспецифическая адаптивная реакция.
    — Стрессоры и повреждающие эффекты стресса. Триада Г. Селье.
    — Физиология, патофизиология стресса.
    — Адаптивные и патологические гормональные изменения при стрессе.
    — Стресс-лимитирующие системы, подавляющие эффект воздействия стресса.
    — Психологические и психосоматические нарушения, возникающие вследствие истощения стресс-лимитирующих систем при остром и хроническом стрессе.
    — Вегетативные субсиндромы стресса.
    — Когнитивные субсиндромы стресса.
    — Течение острой стрессовой реакции по классификации Г. Селье.
    — Течение острой стрессовой реакции по классификации М. М. Решетникова.
    — Разбор реальных примеров течения острой стрессовой реакции.
    — Стадии реагирования на острую стрессовую ситуацию.
    — Психогенные и патохарактерологические расстройства, возникающие после перенесенной тяжелой стрессовой реакции.
    — Влияние острого и хронического стресса на тело.
    — Формирование симпатоадреналовой зависимости вследствие длительного тяжелого хронического стресса.
    — Осложнения при острой реакции на стресс и механизм их возникновения (суицид, невротические и депрессивные расстройства, ПТСР, зависимости, психосоматика, социальная дезадаптация).
    — Стрессоустойчивость.
    — Физиологические и психологические корреляты стресса.
    — Физиологические методы оценки стрессовой реакции.
    — Инструментальная психологическая диагностика уровня стресса.

    Документы по окончании:

    Длительность семинара: 8 ак.часов (1 день).

    После прохождения семинара выдается внутреннее свидетельство о повышении квалификации.
    По желанию участника может быть выдан сертификат об участии.

    После прохождения всех семинаров программы выдается диплом о профессиональной переподготовке. При прохождения нескольких семинаров программы (72 ак.ч. и больше) выдается удостоверение о повышении квалификации.

    Документы выдаются Институтом Психотерапии и Клинической Психологии (г. Москва) http://psyinst.moscow

    Внимание! Размер группы ограничен! Предварительная запись строго обязательна!

    www.nlpsamara.ru

    7 типов человеческих проблем — по НЛП

    Я хотела бы начать разговор об НЛП с самого, на мой взгляд, важного — как НЛПисты представляют (классифицируют) человеческие «проблемы», иными словами — трудности или сложные задачи личностного роста, именуемые — Жизнью.

    Ведь от того, как — то или иное психотерапевтическое учение классифицирует и понимает в самом широком смысле наши (обычно спутанные в клубок и с трудом осознаваемые) проблемы, зависит и то, с какой долей доверия мы отнесёмся к данному учению, подходу, методу.

    Классификация человеческих проблем, которую даёт НЛП, на мой взгляд, интересна. НЛП делит все многообразные проблемы на семь типов. Конечно, данное деление очень условно, но зато удобно в работе (что доказывает практика) и наглядно для самого пациента (то есть, для всех нас с вами).

    Вот они, семь типов человеческих проблем по НЛП, как на ладони.

    Первая причина человеческих проблем (по НЛП)

    Это когда как минимум две части нашего «Я» находятся между собой в конфликте.

    Вам знакомо это состояние? Недаром оно вынесено в первопричину всех человеческих страданий и раздраев, не дающих нам двигаться туда, куда мы хотим или просто наслаждаться спокойной жизнью.

    Художественная культура то и дело описывает (по-своему, метафорически) подобные состояния.

    • Всем известное «Рак пятится назад, лебедь рвётся в облака, а щука тянет в воду» (Крылов). Это — о жизненных целях, когда по результатам жизни у человека одарённого — воз (почему-то) и ныне там.
    • «И вкусы и запросы мои странны. Я — экзотичен, мягко говоря. Могу одновременно грызть стаканы и Шиллера читать без словаря». (Высоцкий) Это — о глубинных свойствах натуры, о «безобразном поведении», которое вырывается наружу и не смиряется никакой культурой и никаким предыдущим «благочестивым» воспитанием. Доктор Джекил и мистер Хайд, иными словами.
    • Ну и наконец, классическое описание душевного (сердечного) раздрая, описанного античным классиком Катуллом в его самом известном двустишии о любви — «Ненавижу и люблю». (Odi et Amo). Вот его дословный перевод: «Я ненавижу и люблю. Ты спросишь, почему я так делаю. Не знаю, но чувствую, что так совершается, и исхожу в мучениях».

    Вторая причина человеческих проблем по НЛП

    Проблема Идентичности. Это когда наше представление о самих себе (картинка нашего «Я») настолько плохо сформирована (мы настолько не знаем себя), что не можем в принципе нормально функционировать — находимся в постоянном стрессе и ограничиваем себя во всём том, что как раз и положено нам по нашей природе.

    Ничего удивительного и редкостного в таком «диагнозе» нет. Удел каждого человека: в начале осознанной и самостоятельной жизни ничегошеньки не знать о себе настоящем и лишь с годами и опытом (годы познания сокращаются тем быстрее, чем экстремальней получаемый опыт), начинать понимать себя, знакомиться с собой настоящим.

    Третья причина человеческих проблем по НЛП

    Проблема Эмоциональных Состояний. Связана с тем, что человек то закрывается от любых истинных и глубоких эмоций (искусственная фригидность), то наоборот, открывает все шлюзы навстречу самым подлинным эмоциям, на фоне того, что абсолютно не умеет управлять этими эмоциями, контролировать их.

    Я хочу разобрать эту человеческую проблему на конкретном примере. Ещё мой любимый Карл Роджерс заметил следующее.

    В моменты, когда человек обычно открывает все шлюзы навстречу эмоциям (а это бывает обычно в «необычной» нештатной ситуации, когда человек как бы выбит из своей привычной колеи) случается такая штука.

    Первое выражение его (человека) ИСТИННО ЗНАЧИМЫХ ЧУВСТВ происходит чаще всего в форме негативного отношения к другим окружающим его людям.

    Представьте себе, это закон, известный всей психотерапии. А Вы знали это?

    Какие же ситуации можно назвать «нештатными», «необычными»? Где, попросту говоря, человека выбивает из колеи?

    Первое (отдадим дань уважения психотерапии) это психотерапевтическая группа — семинар, тренинг. Там этот взрыв негативных эмоций отслеживается Ведущим-психотерапевтом и вводится в здравое русло.

    Второе (как ни странно прозвучит) это праздники (особенно долгие), каникулы и отпуск. Вот здесь «выражение истинно значимых чувств» может проконтролировать только милиция. К сожалению. Вы часто сталкивались с тем, что компания весёлых друзей, приехав вместе отдохнуть, начинает вдруг ссориться вплоть до мордобоя? Виной всему алкоголь? Не совсем так. Насмерть ссорятся даже те, кто не пьёт.

    Почему же происходит так, что когда человек хотя бы на время «оттаивает» от своей идиотической мёртвой жизни, которой он живёт весь год (и некоторые из нас — большую часть своего существования) он первым делом проявляет такие истинные эмоции, от которых хочется с негодованием отвернуться или вызвать милицию?

    Это объяснил гениально Карл Роджерс. Даю ему слово, не перебивая. Видите ли, «Глубоко положительные чувства выражать гораздо труднее и опаснее, чем негативные. Если я говорю, что люблю Вас, я — уязвим и открыт для самого ужасного отвержения. Если я скажу, что ненавижу Вас, на меня могут напасть, но я смогу защищаться. »

    Четвёртая причина человеческих проблем по НЛП

    Проблема, коренящаяся в языке или — «мысль изречённая есть ложь».

    Можно сказать и так, что для самого НЛП эта проблема вообще — первая и базовая. Как и для всей-всей науки 20 века, откуда пошло родом и НЛП. Ещё Витгенштейн сказал, что все философские «псевдопроблемы» это результат неточного, несовершенного по своей природе — языка.

    Именно язык, считал Витгенштейн (главный философ 20 века) может легко порождать псевдопроблемы и напрасные споры о них.

    Или как сказал другой великий мыслитель того же 20 века, Экзюпери: «Самого главного словами не сказать. Зорко одно лишь сердце».

    НЛПисты считают, что есть три базовых языковых ошибки, приводящие потом всех нас к психологическим (и просто жизненным) проблемам:

  • поддерживание постоянного «внутреннего диалога» (эта тема настолько всем известна, что мы не будем её здесь поднимать),
  • негативные утверждения («Я хочу не расставаться с тобой»),
  • неконструктивные утверждения («Они у меня попляшут», «Чтоб они знали». и тому подобное сотрясение воздуха).
  • (Подробней обо всём мы поговорим в последующих статьях).

    Пятая причина человеческих проблем по НЛП

    Проблема неверных стилей (паттернов) мышления. НЛП постулирует свою главную рабочую мысль: важно не то, о чём мы думаем, а то КАК мы о чём-либо думаем. Вот это «как» и бывает обычно неверным. А о чём думать — это на самом деле — всё равно.

    Приведу пример из личной практики.

    В ходе проведения обычного психологического теста, связанного с визуализацией (представьте себе, что вы идёте по пустынной местности и встречаете различные артефакты и существа на своём пути) одна дама средних лет до этого демонстрировавшая явные психологические проблемы в общении показала интересный результат.

    В тесте человек, идущий по пустынной местности, должен был встретить на своём пути животного, похожего на собаку и — описать эту свою встречу. Какая собака? Собака ли? Где она оказалась? Как отреагировала на вас? Как вы на неё? Что было потом? И так далее.

    Женщина рассказала вот что: «А я увидела тощего умирающего от жажды пса, который лежал жалкий на земле и уже почти издыхал. Я стала насильно поить его водой».

    Не буду вдаваться в подробности, но именно такое отношение к своему (ни от чего не издыхающему) и пока всё ещё жизнерадостному внуку женщина демонстрировала всё то время, пока мы могли за ней наблюдать.

    Шестая причина человеческих проблем по НЛП

    Проблема неверных (потому что ограничивающих) убеждений или неверных (потому что слишком бедных) смыслов.

    Людей тревожат не сами факты, а их собственные представления об этих фактах.

    С нами может случиться всё что угодно (и повернуться в итоге как угодно), но страх, боль и панику приносят нам именно мысли о том, что мы думаем об этом, какие смыслы происходящему приписываем.

    Самолёт улетел без меня, беда? Да нет, вдруг тебе было важней остаться на земле?

    Седьмая причина человеческих проблем по НЛП

    Проблема стратегий — незнание (нехватка верной информации) о том, как же изменить формы своего поведения.

    Собственно, заполнению этих лакун мы и посвящаем цикл статей об НЛП, которые будут публиковаться на нашем сайте.

    © www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

    Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

    www.live-and-learn.ru