Новейшая литература по аутизму

Аутизм: книжные новинки и открытия

Медицинский подход привел к тому, что аутизм считали заболеванием, а все виды терапии были направлены на его «излечение». Сейчас вышли сразу несколько новых книг, которые отражают изменения в восприятии аутизма.

В то же время все громче и громче зазвучали голоса образованных и, даже если невербальных, нo довольно красноречивых людей с аутизмом, требующих признать их право на то, чтобы оставаться собой. При этом они, конечно, хотят приблизиться к остальному обществу и найти общий язык с ним.

«Нейроплемена», книга Стива Силбермана (Avery 2015), рассматривает исторические процессы, сформировавшие разделение на низкофункциональный и высокофункциональный аутизм, а также расширение диагностической категории, произошедшее в 1987 году. Его позиция – перестать доискиваться причин и сконцентрироваться на вопросах адаптации.

Как и книга Силбермана, книга журналистов Донвана и Зукер «В другом ключе» (Crown Publishers, 2016) уделяет внимание историческим аспектам проблемы аутизма. Если хорошо понять историю и политику формулировки диагноза, будет легче разобраться в современных критериях расстройства аутистического спектра (РАС). Доновану и Зукер удалось проинтервьюировать первого диагностированного человека с аутизмом, Дональда Триплетта. Триплетт, 1933 года рождения, чей случай был описан в статье Лео Каннера под псевдонимом «Случай 1, Дональд Т», прожил долгую, достаточно благополучную жизнь и принят жителями своего городка. Он учился, работал, путешествовал. Залог успеха – принятие окружающими.

Карен Зукер, у которой есть 21-летний сын с аутизмом, верит, что поддержка родителей – это ключ к успеху. Критики книги говорят о том, что подобное горячее сочувствие родителям («невоспетым героям аутизма») снова превращает аутизм в «проблему» или «заболевание», да и вообще «аутизм случается с аутистами, а не с их родителями», как заметил Ари Нееман, аутист, горячий и красноречивый поборник нейроразнообразия. Но самое важное в книге – это еще одна попытка развенчать прежний психоаналитический подход к родителям как чуть не причине аутизма.

Мне кажется, что критики книги недооценивают тот факт, что именно нейротипичным родителям приходится проходить большую часть пути навстречу их нейроразнообразным детям – учить, развивать, взаимодействовать больше, чем с их нейротипичными ровесниками. Вообще сам термин «нейротипичные» говорит всего лишь о том, что людей с подобной нейропроводкой на земле гораздо больше. Но все-таки по статистике последнего года один из 68 детей получает диагноз «расстройство аутистического спектра», и считаться с таким большим процентом населения становится все более и более важно.

Как восприняли две книги люди с аутизмом? Судя по реакции Ари Неемана, книга Силбермана обличает ошибки последних пятидесяти лет, тогда как книга Донована и Зукер воспевает удачи в процессе принятия, а также вопросы помощи людям с аутизмом и их семьям. Другой лагерь, представляемый организациями вроде «Autism Speaks», обвиняет защитников собственных прав в том, что они не желают никакого терапевтического вмешательства, но это не так.

Вот, к примеру, «Уникально человечные» (Simon and Schuster, 2015) написана одним из ведущих исследователей аутизма, доктором Барри М. Призантом. По мнению адвокатов нейроразнообразия, эта книга демонстрирует глубокое понимание и сочувствие конкретным людям, стоящим за симптомами. Доктор Призант призывает сосредоточиться на понимании того, как возникает то или иное поведение. Трудности в восприятии и переработке сенсорной и эмоционально окрашенной информации из окружающего мира надо рассматривать не как патологию, а как неудачные попытки сбалансировать окружающий аутистов мир, воспринимаемый ими как хаос. Не сражаться с ритуалами, а искать и расширять сильные стороны – вот что поможет улучшить качество жизни аутистов, говорит Призант, посвятивший последние 40 лет изучению аутизма и практическому применению методики SCERTS.

Еще одна книжка, «Пересмотрите свой подход к аутизму» (Jessica Kingsley Publishers, 2015), – пособие для родителей, популярно и довольно доходчиво пересказывающая новейшие теории и новейшие подходы к работе с людьми с аутизмом – вышла в самом конце 2015 года. Холли Бриджес не только рассказывает о теории множественных блуждающих нервов и о пластичности мозга, но и углубляется в вопросы связи тела и мозга, а также предлагает упражнения для лучшей координации и проводимости между различными частями мозга. К сожалению, это всего лишь тонкая брошюра, больше предназначенная для ознакомления родителей с теориями и именами их авторов, и она заслуживает того, чтобы написать развернутое продолжение.

Новые книги об аутизме отличаются друг от друга почти так же, как отличаются один от другого сами люди с аутизмом. Поскольку аутизм необыкновенно разнообразен, методы работы с ним тоже не могут быть одинаковыми для всех. Важно, что этих методов становится больше, и родители малышей, как и взрослые люди с аутизмом, получают все новые возможности использовать свое право на выбор.

Аутизм у детей: что должно насторожить родителей

Более 400 000 родителей в нашей стране даже не догадываются, что проблемы у их ребенка связаны с аутизмом. Предлагаем посмотреть ролик, который поможет распознать ранние признаки аутизма.

Елисей Осин: «Главным для ребенка с аутизмом будет не врач, а учитель»

Детский психиатр, один из специалистов, занимающихся диагностированием аутизма, о реакции родителей и о том, можно ли их утешить.

www.psychologies.ru

Литература

«Дар дислексии»

Рональд Д. Дейвис

Первая книга, описывающая действенное решение связанных с дислексией проблем, которым может воспользоваться каждый. Познакомьтесь с революционно новым методом коррекции дислексии и других нарушений спосо бности к обучению.

«Игры и занятия с особым ребёнком»

В книге рассказано, как с первых дней жизни воспитывать ребенка с особыми нуждами и помогать ему развиваться. Автору, маме такого ребенка, удалось создать одно из лучших практических руководств в этой области.

Часть 1. Методические основы.

Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрен ия и множественными нарушениями развития

Часть 2. Расширение функциональных возможностей зрения, пространственной ориентировки и сенсорной интеграции.

«Маленькие ступеньки»

М. Питерси, Р. Трилор

«Услышать Голос Твой»

История триумфа одной семьи над аутизмом.

Ребенок-тиран: Как найти подход к детям пяти «трудных» типов

Стэнли Гринспен, Жаклин Сэлмон

Выдающийся детский психиатр, один из крупнейших в мире специалистов по коррекции детских эмоциональных нарушений Стэнли Гринспен объясняет родителям, как подобрать «ключик» к детям с эмоциональными отклонениями и наладить с ними душевный контакт. Книга адресована самой широкой родительской аудитории, она написана легко и доходчиво и содержит множество полезных рекомендаций, проиллюстрированных примерами из педагогической и психиатрической практики автора.

Разбалансированный ребенок

Кэрол Сток Крановиц

“… книга поможет понять читателю, почему дети порой ведут себя странно, и с чем связаны особенности детей, которых мы, взрослые, часто называем «трудными». Эта научно-популярная книга написана простым и понятным языком, в ней приведено множество примеров из жизни. Наверняка, в некоторых из этих примеров читателю будет легко узнать своего ребенка или ученика. Автор предлагает родителям и педагогам пути решения сложных проблем такого ребенка …”

Модель психолого-педагогоческой помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями

Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе

T.А Бондарь, И.Ю Захарова

Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы)

С.Бенилова, Л. Давидович, Н.Микляева

Учебное издание рассматривает содержание профессиональной подготовки бакалавров специального (дефектологического) образования с позиции ранней комплексной профилактики нарушений развития у детей, выступая в качестве дополнения к учебникам по дошкольной дефектологии. В нем описаны факторы, влияющие на развитие детей, их адаптацию и потенциалы воспитания и обучения. На основе учета данных факторов и междисциплинарного подхода взаимодействию специалистов представлена программа ранней комплексной профилактики нарушений развития у детей и раскрыта взаимосвязь профилактической и пропедевтической работы в ходе коррекционно-педагогического процесса в образовательном учреждении и сотрудничества с родителями.

Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам

Роберт С. Мендельсон

В своей книге, написанной в 1984 году и имевшей читательский успех, крупнейший американский врач-педиатр с позиций здравого смысла критикует пороки современной медицины. Автор не только открывает читателям тщательно оберегаемые корпоративные секреты, честно рассказывает о недостатках современной медицины, но и дает множество конкретных советов на случаи возможных угроз здоровью ребенка (с момента его зачатия), учит понятным, простейшим технологиям родительской помощи при детских недугах. Доктор Мендельсон утверждает, что вмешательство педиатра часто излишне и порой даже опасно, и призывает родителей взять здоровье детей в свои руки. Kнига aдресована не только родителям, медицинским работникам и педагогам, но и всем, кто хочет видеть детей здоровыми.

Детская поведенческая неврология в двух томах

Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления — детской поведенческой неврологии — той области неврологии, которая изучает связь между проблемами в поведении и обучении и их неврологической основой. Впервые предлагаемый российскому читателю двухтомник обобщает современные данные неврологии и других нейронаук о развитии и отклонениях в развитии ребенка, а также неврологические и нейропсихологические методы их оценки. Во 2-м томе рассматриваются развитие памяти и внимания у детей и их расстройства, включая гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, нарушения развития речи (дисфазия) и школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), аутистические расстройства, особые синдромы (поведенческие фенотипы), нейропсихиатрические нарушения, отставание и регресс в психомоторном развитии.

«Пишем и рисуем на песке». Практические рекомендации

У Русскоязычное издание книги Мариеллы Зейц под редакцией канд. пед. наук И.А.Качановой знакомит воспитателей и учителей с различными игровыми методиками рисования на песке, которые открывают широкие возможности для развития, коррекции и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эта книга – не скучное теоретическое издание, поскольку занятия с песком побуждают ребенка к экспериментам, позволяют пережить массу захватывающих впечатлений и ощутить радость творчества. При работе с песком учитываются индивидуальные особенн сти ребенка, в том числе, имеющего проблемы в развитии. Задания, описанные в данной книге, не воспринимаются детьми как упражнения, что позволяет в игровой форме развивать их моторику, зрительную и кинетическую память, чувство симметрии, а также навыки письма.

«Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития». Издание 2

Разработанная автором теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и многое другое — в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий.

«Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение».

Е. Р. Баенская, О. С. Никольская, М. М. Либлинг, И. А. Костин, М. Ю. Веденина, А. В. Аршатский, О. С. Аршатская

«Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности»

Доктор Гимпель руководит Клиникой развития мозга в Иерусалиме, является консультантом Министерства здравоохранения Израиля. Предлагаемый им междисплинарный подход включает целенаправленные интеллектуальные упражнения, рекомендации для родителей, развитие навыков мышления, укрепление уверенности в себе и самооценки, развитие навыков решения жизненных проблем и т.д.

Мальчик, который упал на землю

У счастливой лондонской пары появляется на свет пригожий сын, которому довольно скоро врачи ставят пугающее клеймо «аутист». И счастливая лондонская пара перестает быть счастливой, а вскоре и парой. Героиня оказывается один на один с оригинальным и ошеломительным ребенком, жизнь с которым — истинное испытание, страшное и веселое. Мечты бедной женщины разрушены, карьера отправлена под откос, домашнее хозяйство запущено навеки, а секс превращается в далекие воспоминания. Добро пожаловать в Страну жутких и смешных чудес!

Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями

Нэнси М. Джонсон-Мартин, Сюзен М. Аттермиер, Кеннет Г. Дженс, Бонни Дж. Хаккер

Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман.

Как помочь «особому» ребенку

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.

В книге представлены традиционные и нетрадиционные приемы обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с глубоким нарушением интеллекта в сочетании с другими формами патологии. Описываются новые подходы к психолого-педагогической диагностике и сопровождению развития «особых» детей, а также советы родителям на основе практического опыта специальных педагогов и психологов Санкт-Петербургской специальной (коррекционной) школы № 4 для детей с нарушением интеллекта.

Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни

Полински Л. РЕКiР: игра и движение

Помогите малышу заговорить!

Книга предназначена для игровых занятий с малышами 1,5-3 лет, которые в этом возрасте еще не говорят разборчивых слов.

Сборник упражнений для специалистов и родителей Поддержка детей с аутистическими нарушениями от 0 до 6 лет

Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс.

Краниосакральная терапия

Апледжер Джон Е.

Это произведение относится к категории Медицина и здоровье, которая включает в себя бесплатные книги разных авторов, как российских, так и зарубежных.

15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи

О. И. Ефимов, В. Л. Ефимова

Ваш ребенок с нарушениями речи долго ходил к логопеду безо всякого результата? Хотите узнать почему?
А может быть, вы — логопед. И вы убедились в том, что традиционные методы логопедической работы не всегда помогают?
Или вы педиатр, которого мамы замучили вопросами о детской речи?
Если на один из вопросов вы ответили «да», то вы не разочаруетесь, прочитав эту книгу. Кого-то она рассмешит, кого-то возмутит, а кого-то заставит иначе взглянуть на детскую речь и нарушения ее развития.
Впервые вы увидите проблемы детской речи сразу с двух сторон: глазами невролога и глазами логопеда. Возможно, именно на стыке этих двух наук находится ответ на вопрос «Как победить речевые нарушения?»

Формирование поведения человека

Перед вами серьезный академический текст и — одновременно — увлекательное пособие, в котором содержится полный и ясный обзор всего того, что знают психологи на сегодняшний день о психологии научения и законах формирования поведения человека. Книга предлагает исторический взгляд на развитие теорий научения, описывает главные принципы и приложения каждой теории, оценивает их достоинства и недостатки в сравнении и во временном контексте.
Рекомендовано преподавателям и студентам факультетов психологии университетов и педагогических институтов, консультантам и социальным работникам, организационным психологам, и всем, кто интересуется формированием поведения человека.

Дар аутизма. Раскрытие секретов мудрых сердцем

Книга Уильяма Стиллмэна посвящена исследованию аутизма и тому, как это явление воспринимается в обществе. Автор считает, что миру необходимо изменить свое отношение к детям и взрослым с аутизмом. На основании многолетнего опыта работы с пациентами и их родными, Стиллмэн приходит к выводу: аутизм — не заболевание, а скорее даже — дар.
Аутист отличается памятью о времени до своего рождения, способностями к предсказанию и телепатии, необычной чувствительностью к животным, умением общаться с умершими людьми и эфирными существами, которых многие называют ангелами. Большую часть своей жизни аутисты проживают, не ощущая себя в собственном теле — отсюда странная для обычных людей манера поведения.
В книге уделяется внимание социальным проблемам аутистов, приводится множество историй семей, в которых родились аутичные дети, и примеры того, как можно полноценно жить в данной ситуации.

Даже не ошибка. Отцовское путешествие в таинственную историю аутизма

Книга Пола Коллинза, американского писателя, журналиста и историка науки, сочетает драматический рассказ о сыне-аутисте и своего рода «научный детектив».
Вспоминая полузабытых гениев и исследуя медицинские архивы, писатель сам начинает понимать, зачем посвятил свою жизнь изучению биографий талантливых чудаков, и в свою очередь объясняет читателю, почему все эти истории важны и даже необходимы для того, чтобы пролить свет на проблему аутизма. Для широкого круга читателей.

Путешествия с Алисой, или Разбитое зазеркалье. Книга про аутизм для родителей, воспитателей, педагогов и психологов

В книге журналистки Натальи Петровой рассказывается о загадочном заболевании — аутизме. Это не «особенные» дети, а больные, которые требуют квалифицированного и комплексного лечения с раннего возраста. И таких больных с каждым годом становится все больше. Автор собрала и проанализировала большой объем информации, в том числе из иностранных источников, об этом нарушении, его диагностике и лечении.
Автор провела много времени с девочкой, которая благодаря усилиям врачей, логопедов и психологов, настойчивой заботе мамы преодолела заболевание и успешно учится в школе, участвует в общественной жизни класса.
Даны рекомендации родителям по выявлению ранних симптомов заболевания — «красных флагов аутизма», адекватной тактике в отношении лечения и правильного воспитания таких детей. Книга будет интересна и полезна как родителям детей с аутизмом, так и специалистам.

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

В этой книге собран и предложен читателям опыт предшествующих поколений. Рассмотрены наиболее интересные и эффективные нетрадиционные методы лечебной и коррекционной педагогики: фито- и ароматерапия, металло- и литотерапия, хромо (цвето)- и музыкотерапия, гидротерапия и многие другие, которые при разумном использовании помогают нашим детям справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышают работоспособность, улучшают память, оказывают педагогам, воспитателям, медикам и родителям эффективную помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности. Книга может быть интересна профессорско-преподавательскому составу, врачам, психологам, социальным работникам, педагогам-практикам, дефектологам медицинских и образовательных учреждений, а также учащимся колледжей, студентам, слушателям курсов повышения квалификации, родителям, широким слоям населения.

Аутизм. История вопроса и современный взгляд

Б. Е. Микиртумов, П. Ю. Завитаев

Особенное внимание авторов уделено важнейшему аспекту аутизма — аутистической трансформация личности, ее структурным и динамическим характеристикам. На современном уровне обсуждаются типология и механизмы процессуальной личностной перестройки. Впервые были проведены клинико-семантические исследования аутистической лексики с применением модифицированной лингвистической методики компонентной анализа. Выделен ряд новых специфических симптомов (симптом аллонима, гиперономность лексики и др.), стадий (стадии семантической инкогеренции, семантического консгизуировання и семантической эксплицитности) и механизмов патологического смыслообразования при аутизме.
Авторами предложена концепция о специфичности психопатологической лексики и существовании при психической патологии специфического варианта индивидуального языка — патоидиолекта. Совокупность аутнетических высказываний рассматривается авторами в качестве разновидности патоидиолекта.

Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма

Тэмпл Грэндин, Маргарет М. Скариано

В 2010 году журнал Time включил Темпл Грэндин в список ста самых влиятельных людей в мире в категории «Герои». Профессор Колорадского университета, всемирно известный специалист в области животноводства, автор множества книг и статей, выступающий по всему миру, — эта женщина сумела преодолеть аутизм и реализовать свой творческий и общественный потенциал. Эта книга — самая известная из всех, написанных человеком с аутизмом. Вскоре после издания она была переведена на датский, исландский, немецкий, шведский, японский и другие языки. Автор делится воспоминаниями о жизненном пути, на котором было много и сложнейших препятствий, и замечательных людей, понимавших ее и помогавших справляться с трудностями.
Опыт Т.Грэндин, которая сумела изменить себя и найти свое место в жизни, очень важен для родителей аутичных детей и специалистов.

Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Педагогам-дефектологам

Работа известного бельгийского ученого посвящена актуальным проблемам воспитания и развития детей, страдающих аутизмом. Предлагаемая читателю книга служит продолжением книги К.Гилберта и Т.Питерса `Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие`. В ней нашел обобщение многолетний практический опыт как самого автора, так и многих его коллег в разных странах мира.

Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах

Для большинства специалистов, непосредственно работающих с аутичными детьми и для многих родителей детей с аутизмом, эффективность поведенческой терапии не вызывает сомнений.
В книге рассмотрены методы коррекционной работы и вопросы практической психологии; приведены конкретные примеры из уникального опыта работы специальной школы по коррекции аутизма, использовавшей прикладной поведенческий анализ как методическую основу своей деятельности.

www.sulamot.ru

Новейшая литература по аутизму

От издателя: Книга написана в жанре дневниковых записей, из которых, как из мозаики, складывается целостная картина, отражающая представления автора о сущности аутизма, о способах работы с аутичными детьми и о многом-многом другом. В ней органично переплетаются две линии: одна — про аутизм, его природу, специфику, про семьи аутичных детей, про виды терапии. Вторая линия — это рефлексия профессиональной позиции и мировоззрения самого автора, путь профессионального становления и обретения личностной зрелости. Издание будет интересно не только тем, кто работает с аутичными детьми, не только их близким, но и всем думающим и чувствующим читателям.

От издателя: В книге журналистки Натальи Петровой рассказывается о загадочном заболевании: «аутизм». Это не «особенные» дети, а больные, которые требуют квалифицированного и комплексного лечения с раннего возраста. И таких больных с каждым годом становится все больше. Автор собрала и проанализировала большой объем информации, в том числе из иностранных источников, об этом нарушении, его диагностике и лечении. Автор провела много времени с девочкой, которая благодаря усилиям врачей, логопедов и психологов, настойчивой заботе мамы преодолела заболевание и успешно учится в школе, участвует в общественной жизни класса. Даны рекомендации родителям по выявлению ранних симптомов заболевания, адекватной тактике в отношении лечения и правильного воспитания таких детей.

От издателя: Эта книга не является справочником или детальным руководством. Она больше похожа на карту, которая позволит родителям, педагогам и клиническим специалистам ориентироваться в «мире аутизма». При написании этой работы использовались новейшие данные и разработки.

От издателя: Книга посвящена одному из сложных и загадочных нарушений психического развития детей — раннему детскому аутизму. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва).Для широкого круга специалистов, причастных к работе с аутичными детьми, и членов семей, в которых растут такие дети.

От издателя: Книга о нарушении психического развития детей — раннем детском аутизме. Рассказано об особенностях и трудностях психического развития и приобщения аутичных детей к обществу. Намечены пути помощи в обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики в раннем возрасте и оказания помощи в различных случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе многолетнего опыта специалистов в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва). Для специалистов, причастных к работе с аутичными детьми, и членов семей, в которых растут такие дети.

От издателя: В книге подробно описываются закономерности проявления синдрома раннего детского аутизма на разных возрастных этапах, в том числе в подростковом и юношеском возрасте. Анализируются проблемы семей, воспитывающих детей и подростков с аутизмом. Предлагаются конкретные приемы психологической работы, направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка. В книге отражены результаты многолетнего опыта работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся вопросами оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями аутистического спектра: родителям таких детей, воспитателям и педагогам дошкольных учреждений, психологам, дефектологам, врачам.

От издателя: «Детский аутизм» — первая публикация на русском языке книги французского психиатра Пьера Феррари, которая вышла в свет в 1999 году в Париже и с тех пор выдержала несколько изданий. Автор останавливается на истории вопроса, подробно освещает современное состояние проблемы, касающейся этиологии и патогенеза детского аутизма. Большое внимание уделено ранней диагностике, а также течению и прогнозу различных вариантов аутистических расстройств. Специальный раздел посвящен подростковому возрасту и периоду взросления. В книге предложен алгоритм обследования ребенка при подозрении на синдром аутизма, проанализированы имеющиеся подходы к коррекции и лечению. Книга может быть полезной специалистам: психологам, врачам, дефектологам, студентам психологических и педагогических факультетов, а также родителям, воспитывающим аутичных детей.

От издателя: Как узнать, доволен ли ваш ребенок или ему грустно, голоден он или устал, если он не хочет говорить ни о чем другом, кроме ос или о том, какого цвета двери поездов метро? Что надо сделать, чтобы отвлечь девятилетнего мальчика, который сотни раз в день задает одни и те же вопросы о смерти? И как ухаживать за маленькой дочкой, если она не выносит прикосновений? Вопросы, подобные этим, превращают воспитание ребенка, страдающего аутизмом или синдромом Аспергера, в путешествие по неизведанным землям. Именно поэтому так важно понимать, как дети с этими нарушениями на самом деле мыслят и чувствуют и чем их сознание отличается от сознания обычных детей. Питер Сатмари не только помогает вам увидеть мир глазами вашего ребенка, но и раскрывает ключевые принципы научного подхода к этим нарушениям. Эта книга, проникнутая состраданием, показывает, как понимание действий и переживаний вашего ребенка может упрочить связи, необходимые для его обучения и роста, и поможет вам проложить дорогу к счастливому будущему. Рассчитана на родителей и профессионалов.

От издателя: В пособии представлены современные клинические, психологические и педагогические представления по диагностике и коррекционному обучению детей с ранним детским аутизмом (РДА). Приводятся работы отечественных авторов и обзоры зарубежных публикаций по данной проблеме. Рассматриваются особенности обучения детей с РДА и различные виды терапии, применяемые в настоящее время в разных странах. Учебное пособие рекомендуется для студентов, обучающихся в высших и средних педагогических и медицинских учебных заведениях, а также может быть использовано в работе практических психологов, детских врачей, психиатров, педагогов, дефектологов.

От издателя: В книге обобщены результаты более чем 30-летнего изучения аутизма в детстве. В работе освещены новые современные подходы к определению типологии аутизма, обсуждаются его многофакторность, течение, прогноз, терапия и реабилитация. Впервые представлены результаты нейрофизиологического обследования детей с разными формами аутизма. Отечественная систематика аутизма в детстве сопоставлена с его систематикой в МКБ-10 (1994, 1995) в связи с введением последней в практику отечественного здравоохранения. Для детских психиатров, педиатров и специалистов смежных специальностей.

От издателя: В книге рассказано, как с первых дней жизни воспитывать ребенка с особыми нуждами и как помогать ему развиваться. Автору, маме такого ребенка, удалось создать одно из лучших практических руководств в этой области. Из Содержания: Как принять ситуацию. Как сохранить здравый рассудок. Что могут родители. Отношения с вашим супругом. Отношения с родными и друзьями. Реакции посторонних. Диагноз. Как облегчить путь к успеху. Когнитивные навыки. Игры и занятия. Развитие речи. Физическое развитие. Эмоциональноеразвитие. Поведение. Сон. Приучение к туалету. Для родителей и специалистов, занимающихся с детьми с нарушениями развития.

От издателя: Книга посвящена проблеме детского аутизма. Автор делится практическим опытом работы с детьми дошкольного возраста, страдающими аутизмом. Использование специалистами сенсорных и терапевтических игр, описанных в книге, поможет наладить контакт с аутичным ребенком, выявить подавленные негативные эмоции и страхи, начать работу по их преодолению. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия. Практические советы помогут близким аутичного ребенка оптимально организовать его режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий, подскажут, как действовать в сложных ситуациях. В книге представлена информация об организациях, оказывающих помощь аутичным детям, и ресурсы Интернет, посвященные этой проблеме.

От издателя: Книга «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» была впервые опубликована в 1978 году. Она стала первым изданием, посвященным влиянию музыкальной терапии на развитие ребенка с аутизмом, и до сих пор является одним из основополагающих руководств в этой области. В книге подробно описаны конкретные методики работы музыкального терапевта с детьми с различной степенью выраженности аутизма. Описание психотерапевтического процесса систематизировано, автор выделяет отдельные этапы работы. Методики сопровождаются примерами из практических занятий Дж.Алвин, одной из первых применившей музыку в работе с аутичными детьми. Книга отредактирована и дополнена Э.Уорик, вице-президентом Британского Общества музыкальных терапевтов. Большое внимание уделено участию родителей, описываются пути решения многих проблем на совместных занятиях. Издание адресовано музыкальным терапевтам, педагогам, психологам и другим специалистам,- как уже работающим с аутичными детьми, так и делающим первые шаги в этой сфере. Книга будет полезна всем, кто интересуется помощью детям с нарушениями общения.

От издателя: Подробно описаны конкретные методики работы музыкального терапевта с детьми с различной степенью аутизма. Методики сопровождаются примерами из практических занятий Дж.Алвин, одной из первых применившей музыку в работе с аутичными детьми. Большое внимание уделено участию родителей и совместным занятиям.

От издателя: В книге представлен опыт работы Центра для детей и подростков с аутизмом — врожденной отсталостью развития. Автор Патрик Сансон — эксперт с 30-летним стажем, директор одного из таких учреждений. Книга издана по материалам семинара, проходившего в Москве в 2005 г. Представлены современные западные методики работы с людьми, страдающими аутизмом, Особое внимание уделено языку «Макатон», истории его создания, сфере применения, положительным сторонам и ограничениям. Книга адресована специалистам, работающим с детьми и подростками с аутизмом, родителям и всем, кто интересуется вопросами оказания помощи людям с нарушениями развития.

От издателя: В книге представлен опыт работы Центров для детей и подростков с аутизмом, расположенных в пригородах Парижа. Автор — Патрик Сансон, французский эксперт с 30-летним стажем, директор одного из таких Центров. Книга издана по материалам семинара, проводившегося в Москве в мае 2005 года. Патрик Сансон представил современные западные методики работы с аутистами, особое внимание было уделено языку МАКАТОН: история создания, возможности адаптации, сфера применения, положительные стороны и ограничения. Эти методики творчески преобразованы П.Сансоном, им создана собственная, живая и творческая, система работы с аутистами. Рассказу об этой системе и посвящена данная книга. Книга адресована специалистам, работающим с детьми и подростками с аутизмом, родителям и всем, кто интересуется вопросами оказания помощи людям с различными нарушениями развития.

От издателя: Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать `сложных` детей выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности агрессивности тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких `проблемных` детей, а также советы родителям. Для психологов, воспитателей, учителей младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов.

От издателя: Как научить ребенка говорить? Как помочь ему раскрыть свои способности и творческие задатки? Как правильно общаться с `трудными` детьми? На эти и многие другие `родительские` вопросы отвечает эта книга. Ее автор — человек поистине уникальный. Ромена Августова — создатель единственной в своем роде методики обучения детей с синдромом Дауна. Благодаря этому педагогическому открытию безгласные существа становятся личностями — думающими и способными к творчеству. Эта книга, безусловно, заинтересует всех, чья жизнь связана с детьми — родителей, воспитателей и педагогов.

От издателя: В книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом. Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению. Одна из глав посвящена изложению методики занятий с малышами от двух до трех лет. Это тот возрастной период, когда начало целенаправленной работы над речью особенно эффективно. Методика Л.Г.Нуриевой также с успехом применяется для развития речи у детей с сенсорной и моторной алалией. Наглядные материалы, необходимые для занятий, содержатся в отдельном приложении. Для логопедов и других специалистов, работающих с особыми детьми; для занятий с такими детьми дома.

От издателя: В книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом I и II группы (по классификации О.С.Никольской). Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению. По этой методике проводилась успешная работа на протяжении 10 лет не только с аутичными детьми, но и с детьми, страдающими сенсорной и моторной алалией. В книгу также включена глава, описывающая занятия с малышами от двух до трех лет. Это тот возрастной период, когда начало целенаправленной работы над речью особенно эффективно. Для логопедов и других специалистов, работающих с «особыми» детьми.

От издателя: В книге рассматриваются ранние этапы и закономерности эмоционального развития в норме. Описываются наиболее значимые для ранней диагностики признаки аффективного неблагополучия, выделяются их сочетания, характерные для искажения эмоционального развития. Прослеживается логика формирования разных вариантов раннего детского аутизма, определяются специфические для них проблемы. Предлагаются адекватные для раннего возраста приемы психологической коррекционной работы с детьми с аутизмом. Книга адресована родителям, воспитывающим детей с особенностями эмоционального развития. Она может быть полезна и специалистам (психологам, педагогам, врачам), студентам психологических и дефектологических факультетов вузов.

От издателя: Книга известного специалиста посвящена одной из самых острых проблем современной специальной психологии — детскому аутизму. Основанный на богатом опыте работы автора с аутичными детьми, представленный материал отвечает как диагностическим, так и коррекционным задачам в практике психолога. Эта книга поможет специалистам, работающим с детьми с аутизмом, а также позволит родителям, имеющим детей с отличительными особенностями, лучше понять их таинственный мир.

От издателя: Для большинства специалистов, непосредственно работающих с аутичными детьми и для многих родителей детей с аутизмом, эффективность поведенческой терапии не вызывает сомнений. В книге рассмотрены методы коррекционной работы и вопросы практической психологии; приведены конкретные примеры из уникального опыта работы специальной школы по коррекции аутизма, использовавшей прикладной поведенческий анализ как методическую основу своей деятельности. Пособие адресовано широкому кругу педагогов-дефектологов, психологов, врачей, работающих с детьми с различными отклонениями в развитии, а также родителям детей с аутизмом, студентам дефектологических факультетов, учителям начальных классов коррекционных школ, воспитателям специальных детских учреждений и всем, кто изучает специальную, возрастную и общую психологию.

От издателя: Эта книга открывается серию «Особый ребенок», посвященную детям с проблемами психического развития и/или социальной адаптации. Уникальные воспоминания Темпл Грэндин — женщины, сумевшей преодолеть аутизм и реализовать свой творческий и общественный потенциал. Помощь при написании оказала ей литератор Маргарет М. Скариано. Книга переведена на датский, исландский, немецкий, шведский, японский языки. От издателя: Информационная система «Особый ребенок» включает в себя: русскоязычную телеконференцию usenet.relcom.child.special и электронную библиотеку в Интернете: http://brain.botik.ru:8080/scdl/index.htm Система призвана содействовать информированию и общению специалистов, родителей, сотрудников органов государственного управления и других лиц, причастных к оказанию помощи детям с проблемами психического развития и/или социальной адаптации.

От издателя: Работа известного бельгийского ученого посвящена актуальным проблемам воспитания и развития детей, страдающих аутизмом. Предлагаемая читателю книга служит продолжением книги К.Гилберта и Т.Питерса `Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие`. В ней нашел обобщение многолетний практический опыт как самого автора, так и многих его коллег в разных странах мира. Книга адресована педагогам, психологам, родителям, а также студентам, готовящимся работать в сфере специального образования.

От издателя: Книга известного психолога посвящена более чем десятилетнему опыту работы с аутичными детьми и содержит практические рекомендации по их адаптации к жизни в современном обществе. Большое место в работе занимают вопросы, связанные с включением семьи в процесс терапии. Для специалистов и всех тех, кто так или иначе связан с аутичными детьми.

От издателя: Данная публикация — перевод материалов еще не изданной на языке оригинала книги. К сожалению, неизвестно, когда книга сможет выйти на шведском языке. Поэтому, прочитав текст и увидев, какую ценность он представляет для специалистов, работающих с аутичными детьми. Текст переведен почти дословно, чтобы не искажать мысли автора и не навязывать читателям чужую интерпретацию. Поскольку работа над текстом для шведского издания еще не завершена, издатели решились опубликовать его без сколько-нибудь серьезного редактирования. Издатели надеятся, что уникальный жизненный опыт автора, богатство ее внутреннего мира, настойчивое желание понять себя и помочь другим не оставят равнодушным вдумчивого читателя.

От издателя: Авторы книги имеют многолетний практический опыт работы с детьми, страдающими аутизмом в Бельгии. Они проводят многочисленные обучающие семинары в разных странах мира, в том числе и в России, как для специалистов, так и для родителей. Данная книга будет полезна для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, родителей и всех тех, кому небезразлична судьба детей с таким тяжелым и мало изученным заболеванием. Адресована также студентам, готовящимся работать в сфере специального образования.

От издателя: Книга известного английского ученого Франчески Аппе представляет собой обзор современных теорий аутизма. Автор анализирует концепции и основные линии исследований, в которых аутизм рассматривается на поведенческом, биологическом и когнитивном уровнях, что дает читателю возможность увидеть проблему в целом. Сложные современные идеи, многие из которых освещаются на русском языке впервые, описаны понятным и доходчивым языком. Книга для студентов и аспирантов, изучающих аутизм в его психологическом, медицинском, логопедическом и педагогическом аспектах, а также для всех, кто заинтересован в более глубоком понимании проблемы аутизма.

От издателя: Книга представляет собой обзор современных теорий аутизма — погружения в мир личных переживаний с активным отстранением от внешнего мира. Известный английский ученый анализирует концепции и основные направления исследований. Аутизм рассматривается на поведенческом, биологическом и когнитивном уровнях. Современные идеи, многие из которых освещаются на русском языке впервые, изложены понятным языком. Для специалистов, студентов соответствующих специальностей, для всех интересующихся.

От издателя: Книга известного немецко-американского психоаналитика Бруно Беттельхейма посвящена проблеме детского аутизма, многолетней психотерапевтической практике излечения этого тяжелого психического расстройства. Автор подробно излагает существующие теоретические и практические подходы к пониманию истоков болезни и ее лечению, излагает собственные взгляды на аутизм. Книга получила широкое признание среди специалистов и стала классической монографией по проблеме аутизма. Книга адресована психологам, педагогам и родителям.

От издателя: Автор книги — психоаналитик, представительница парижской школы фрейдизма, врач-практик Франсуаза Дольто. Ее книга принадлежит гуманистической психологии, для которой детство — не подготовка к жизни, а сама жизнь и ребенок — не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, человек, за которого и перед которым мы ответственны.

От издателя: В этой уникальной по своей важности книге Гленн Доман — первопроходец в области лечения детей с повреждениями мозга — несет надежду тысячам детей, многим из которых не сможет помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в таком страшном и, подчас, опасном мире. Гленн Доман — основатель и глава всемирно известных Институтов Достижения Человеческого Потенциала, в которых прошли лечение 15000 пациентов из США и других стран. В этой бесценной для родителей и коллег-специалистов книге Доман описывает полувековую историю успешной работы Институтов с детьми с повреждениями мозга, приводя статистические данные с рассмотрением частных случаев и иллюстрируя основные принципы развития мозга таблицами, диаграммами и рисунками. Он объясняет, почему старые теории и методики терпели неудачи, разъясняет философию Институтов и революционный подход к лечению именно мозга, вместо бесполезного воздействия на тело, рассказывает о всемирном исследовании работников его персонала, об их прорывах и неудачах, об их неустанных попытках улучшить методы лечения повреждений мозга. Он раскрывает свои спасительные методики и инструменты для их измерения — и, в конце концов, их совершенствования — а именно подвижность, речь, мануальное, зрительное, слуховое и тактильное развитие, включая уникальные методы копирования, использования масок и создания мотивации, для использования в рамках индивидуализированной домашней программы Институтов, в которой родители и любовь -незаменимые ингредиенты. И все это направлено на то, чтобы ребенок с повреждением мозга однажды присоединился к своим сверстникам, избежав участи быть заключенным специальных учреждений.

Представленные выше книги посвящённые теме детского аутизма можно скачать бесплатно.

autist-ru.narod.ru