Новое лечение неврозов

Лечение неврозов в гештальт-терапии

Невроз очень негативно влияет на нашу жизнь, и даже не столько на её продолжительность (мощность невроза не так высока, чтобы существенно сократить ее срок), сколько на качество этой жизни, на количество в ней «счастливости».

Трудность лечения неврозов заключается в том, что часто люди даже не подозревают о своем невротическом расстройстве, считая это состояние нормальным, поскольку оно является привычным уже долгие годы. Либо человек начинает замечать неладное (сталкиваясь уже не только с психическими, но и с физиологическими симптомами, болезнями), пытаясь решить эту проблему медикаментозно.

К счастью, в наше время многие врачи уже хорошо осведомлены о том, что для лечения неврозов требуется не только медицинская помощь, но и психологическая (и часто только психологической достаточно).

Что же такое невроз?

Невроз – это расстройство нервной системы, имеющее причиной воздействие внешних психологических факторов (в отличие от физических, химических или биологических). Это расстройство является функциональным, то есть структура, сами органы, не повреждены, с ними все в порядке, а нарушены функции этих органов.

Это можно сравнить с организацией, где есть здоровые, прекрасные, квалифицированные сотрудники, но в данный момент они почему-то плохо работают, ленятся или делают не свою работу.

Психогенным фактором в этом примере является фраза «почему-то плохо работают», то есть существует психологическая причина, значит что-то произошло: к этим сотрудникам кто-то когда-то пришел, что-то сказал или сделал, несовместимое с эффективным процессом, и после этого негативного влияния работа разладилась. Поначалу это мог быть острый конфликт, но со временем он мог забыться и малая эффективность стала привычным делом.

Задача психотерапии, в данном примере, вернуть сотрудникам организации былую живость и интерес, желание работать и творить, делать это эффективно и с удовольствием.

Каковы симптомы невроза?

Список этих симптомов очень широк. Вот некоторые из физиологических проявлений невроза:

  • головные боли,
  • чувство переутомления, усталости и истощения,
  • быстрая утомляемость,
  • чувствительность к стрессам,
  • нестабильность в настроении,
  • обидчивость, ранимость,
  • бессонница, поверхностный сон,
  • повышенная тревожность,
  • раздражительность,
  • колебания давления,
  • нарушения аппетита,
  • сердечные боли,
  • частый кашель.

На социальном уровне невроз можно рассматривать как очень неравномерное развитие различных качеств личности. При этом одна часть нашего потенциала успешно реализована, иногда даже слишком, а другая часть осталась почти без внимания.

«Я прекрасно владею профессией, я плохо сплю и много болею»;

«Я строю хорошие отношения с женщинами и не строю с мужчинами»;

«Я много кому помогаю, я мало зарабатываю»;

«Я добился успеха, у меня нет близких отношений»;

«Я выдерживаю большое напряжение, я почти каждый день пью»;

«Умею веселиться и отдыхать, не могу трудиться».

У всех этих примеров одна суть: какие-то качества мы развиваем в себе интенсивно, иногда даже слишком, и лишаемся других. Например, в человеке много доброты – это то, что он приобрел, но то, что он потерял – это возможность отказывать другим людям.

Как начинаются и развиваются невротические расстройства?

Коротко говоря, мы адаптируемся к условиям жизни, к требованиям родителей и общества, мы стремимся стать хорошими, умными, успешными.

Ради этого мы вытесняем собственные качества, мы отказываемся от самих себя, от собственного мнения, от собственных чувств, чтобы быть хорошими, чтобы заслужить любовь.

Мы вступаем в конфликт сами с собой, конфликт между «быть» и «казаться», конфликт между «хочу» и «надо», между «хорошо» и «плохо». Нас не поддерживают переживать то, что мы реально чувствуем: злиться и ругаться, когда нас задели, грустить и плакать, когда нам больно; громко смеяться, когда нам весело; фыркать и выражать недовольство, кричать от гнева, плясать от радости, просить и требовать желаемого.

Нас воспитывают и родители, и общество.

Невроз – это плод воспитания, это признак адаптации, это знак того, что мы очень постарались и смогли совместить в себе несовместимое.

И это делает нашу жизнь гораздо более скованной и ограниченной, и гораздо менее счастливой, лишенной многих цветов и оттенков, потенциально существующих в нашей душе и жаждущих реализации.

Работа с неврозом в гештальт-терапии

Гештальт-терапия работает именно в направлении расширения доступных возможностей для человека, способствуя оживлению ранее блокированных частей личности. Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз выделял пять уровней (слоев) невроза, через которые должен проходить процесс терапии на пути раскрытия пациентом своей истиной индивидуальности.

1 уровень — фальшивых отношений

Уровень игр, ролей. «Большинство людей стремится к актуализации своей Я-концепции, вместе того чтобы актуализировать свое подлинное Я. Мы не хотим быть самим собой, мы хотим быть кем-то другим. В результате . Мы не удовлетворены тем, что делаем».

2 уровень — фобический

«Осознание «фальшивого» поведения и манипуляций. Но, когда приходит понимание, какие последствия могут быть, если начнем вести себя искренне, нас охватывает страх. Человек боится быть тем, кем является. Он боится, что общество не примет его таким и будет осуждать».

3 уровень — тупик

Безвыходное положение. «Если человек проходит первые два уровня, перестает играть не свойственные ему роли, отказывается от притворства перед самим собой, тогда он начинает испытывать чувство пустоты и небытия».

4 уровень — имплозия

«На этом уровне с горем, отчаянием к себе человек приходит к пониманию того, как ограничил и подавил себя. Имплозия проявляется после того, как человек проходит через тупик. Это моменты, когда огромное количество энергии вовлечено в столкновение противоборствующих сил внутри человека…»

5 уровень — эксплозия

«Достижение этого уровня означает достижение аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозию следует здесь понимать как глубокое и интенсивное эмоциональное переживание, которое приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие». Подобный путь проходят люди, уставшие тлеть на медленном огне собственных неудовлетворенностей, и готовые сделать смелый шаг на встречу истинному себе.

Стоит отметить, что психотерапия навсегда меняет жизнь человека, делая его более искренним и открытым для жизни и близких отношений. Работа с неврозами в гештальт-терапии дает возможность в достаточно короткие сроки преобразовать собственную личность, сделав ее более целостной и как следствие более счастливой и удовлетворенной!

youcanlive.ru

Лечение общих неврозов

Основным принципом лечения любых заболеваний является устранение причины, вызвавшей болезнь. Например, при воспалении легких, плеврите, туберкулезе назначаются антибиотики; при наличии инородного тела производится его удаление. В медицине этот принцип лечения носит название этиотропная терапия (от греч. aitia — причина). Проводится также патогенетическое и симптоматическое лечение. При этом первое включает комплекс лечебных мероприятий с учетом механизмов развития болезни, а второе — устранение различных проявлений болезни, или симптомов.

С указанных позиций следует подходить и к лечению неврозов, учитывая ряд особенностей причинно-следственных взаимоотношений. Эти особенности имеют свою специфичность, присущую только данной патологии. Так, при неврозах, возникших под влиянием острой психотравмы, например выраженном испуге, устранять уже нечего, ибо он исчез, вызвав ряд эмоционально-поведенческих нарушений, которые могут продолжаться в течение длительного времени. Но даже отсутствующая причина продолжает действовать на человека, и одно лишь воспоминание о ней вызывает страх и опасения, что усугубляет течение болезни. В таких случаях этиотропный принцип лечения сводится к тому, чтобы больной отреагировал на причину невроза как на индифферентный раздражитель или критически отнесся к случившемуся, когда причина заболевания ему не индифферентна.

Если невроз возникает вследствие хронической психотравмы или фактора эмоциональной депривации, которые в большинстве случаев обусловлены ненормальными внутрисемейными отношениями, остающимися таковыми и после развития невроза, то их необходимо устранить как ведущую причину болезни. Казалось бы все просто: есть причина — устрани ее. Однако здесь возникают непреодолимые трудности в плане выявления этих причин. Ведь родители в большинстве случаев не понимают, что их ненормальные взаимоотношения и неправильное воспитание ребенка являются главным причинным фактором невроза, а если и понимают, то не говорят об этом, чтобы «не выносить сор из избы». За четыре десятилетия врачебной и научной работы мне не приходилось видеть, чтобы родители прямо указывали на это. Они причину невроза у ребенка ищут в другом месте, обычно вне семьи: влияние улицы, плохой компании, детского сада, школы и т.д., и лишь окольным путем или с помощью конкретных вопросов можно получить какое-то представление о взаимоотношениях в семье и принципах воспитания ребенка. Но изменить обстановку в семье и отношение к своему потомству очень трудно, а порой практически невозможно. Ведь большинство родителей считают себя идеальными воспитателями, ссылаясь нередко и на семейные традиции («нас тоже так воспитывали»).

В подобной ситуации основная цель врача — смягчить действие психотравмы, раскрыть родителям основную причину невроза (лучше, если это сделано после посещения семьи и уточнения некоторых аспектов взаимоотношений), и пусть родители сами делают необходимые выводы. Можно также посоветовать временно изъять ребенка из психотравмирующей ситуации, например, отправить его в деревню пожить с дедушкой и бабушкой, особенно летом, если есть такая возможность и там нормальные семейные отношения.

В ряде случаев смягчить действие перенесенной психотравмы очень трудно. К примеру, фактор вакуума, когда ребенок или чаще подросток не достиг цели, хотя было приложено максимум усилий и ограничений себя в других аспектах жизни. В такой ситуации терапевтическим методом врача и родителей является выработка у ребенка силы воли, мужества, трудолюбия и настойчивости в достижении поставленной ранее цели или сосредоточение его интересов на другом не менее значимом направлении.

Приведенные здесь краткие данные говорят о том, что этио-тропное лечение неврозов, воздействующее на причину болезни, не может осуществляться медикаментозными методами терапии, физиотерапией, массажем и другими общепринятыми методами лечения органических заболеваний. Ведь невроз не сопровождается конкретными морфологическими изменениями структуры головного мозга. Это изменения в духовной жизни человека, и лежат они вне сферы материального, а причину болезни нельзя измерить какими-то числовыми единицами, зафиксировать объективно и сохранить для наглядности.

Изменения в сфере духовной жизни человека необходимо лечить такими же методами воздействия, ибо приходится лечить не тело, а душу, используя психологические (психотерапевтические) методики.

Психотерапия неврозов
Основным (доминирующим) методом лечения неврозов является психотерапия, которая в большинстве случаев проводится в сочетании с назначением медикаментозных препаратов, использованием различных физических факторов (физиотерапия) и некоторых других способов.

Что же такое психотерапия в научном понимании? О ней много говорят в обычном житейском обиходе как о методе убеждения и внушения. В принципе это верно, но недостаточно полно.

Согласно определению известного психотерапевта В. Е. Рож-нова (1974), «психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде». В более сокращенном виде психотерапия представляет собой «планомерное психическое воздействие на сознание больного с лечебной целью или для коррекции его поведения» (Н. Г. Шумский, 1989). Основным средством психотерапии является речь, поэтому иногда ее называют речевой терапией, что в принципе не совсем верно. Психотерапия в основном осуществляется путем речевого контакта психотерапевта и пациента. Однако, как указывает А. М. Свядощ (1998), имеет значение не только речь врача, но и сопутствующие ей мимика, жесты, интонация и весь облик говорящего. К тому же психотерапия может осуществляться и опосредованно через телевидение, радио, звукозапись и другие технические средства.

В недалеком прошлом у нас широко практиковалась телевизионная психотерапия путем «счета до тридцати или взмахивания руками». Это было то время, когда нам прививались единая идеология и единая цель, чему соответствовала и единая для всех психотерапия. А ведь каждый человек как индивидуальность требует к себе особого, индивидуального подхода. В этой связи следует полностью согласиться с мнением известных белорусских психотерапевтов В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донского (1993), которые утверждают, что наиболее эффективным психотерапевтическим воздействием обладают живое слово и непосредственное общение врача с больным.

Зарождение психотерапии и ее истоки кроются в глубокой древности. Ее возраст равен возрасту врачевания. Поэтому существует неисчислимое множество различных психотерапевтических приемов — свыше 3000, однако, к сожалению, нет единой международной классификации методов психотерапии. Даже в отдельных странах эти классификации различны и построены на основании теоретических воззрений и личного опыта конкретных ученых.

Чтобы разобраться в этом необъятном количестве информации В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской выделяют методы и форму (технику) психотерапии. Под методом следует понимать общий принцип лечения, вытекающий из понятия сущности болезни. Наличие конкретной болезни и представлений о механизме ее возникновения породило конкретные методы психотерапевтического воздействия. Например, представление 3. Фрейда о неврозе как о неудовлетворенной или подавленной в раннем детском возрасте сексуальности ребенка (или приятных для него переживаний, застрявших в подсознании) послужило основой для психоанализа как метода психотерапии.

Каждый метод может иметь различные формы, или способы реализации. Например, метод убеждения (рациональная психотерапия) может проводиться в виде индивидуальной беседы или занятий с группой, чтения лекции и т.д. Комплекс разных методов, объединенных единым подходом к лечению, образует систему, или направление психотерапии.

Наиболее часто используемыми методами психотерапии являются: суггестивная психотерапия (от лат. suggestio — внушение) — внушение в состоянии бодрствования, естественного сна, гипноза и др.; самовнушение (аутосуггестия) — внушение, направленное на определенные стороны собственной психической деятельности, функции нервной системы и внутренних органов с целью устранения имеющихся расстройств; рациональная психотерапия — доступные пониманию больного разъяснения причины и сущности болезни, отдельных ее клинических проявлений с приведением доказательств безопасности заболевания с целью формирования отношения к своему состоянию и мобилизации сил на выздоровление; групповая психотерапия — занятия с группой больных, имеющих сходные заболевания, что обычно сопровождается положительным влиянием пациентов друг на друга; игровая психотерапия — используется обычно в детском возрасте, в том числе у дошкольников, проводится путем игр с простыми и сложными сценами, применяется для перевоспитания личности и отреагирования на различные переживания; семейная психотерапия — проводится со всеми членами семьи одновременно, кроме больного ребенка, что позволяет выявить дефекты воспитания, наметить пути их устранения и нормализовать внутрисемейные взаимоотношения; условно-рефлекторная психотерапия — выработка условного рефлекса, например движения конечности больного истерическим параличом, в ответ на индифферентный раздражитель, который сочетается с безусловно-рефлекторным неприятным воздействием (электрический ток, покалывание и др.).

Все чаще стал использоваться забытый отечественными психотерапевтами психоанализ 3. Фрейда (вернее, не столько забытый, сколько не соответствующий нашим «передовым» идеологическим воззрениям). Интересное высказывание по этому поводу приводят В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской: «Став материалистами, мы «выбросили на помойку» все, что так или иначе несло в себе идеалистические начала, в том числе и учение о психоанализе. В итоге в некоторых аспектах психотерапии, например в гипнологии, по сравнению с зарубежными психотерапевтами мы продвинулись несколько дальше, а в других, особенно в части недирективных методов, несомненно, отстали.

Было бы неверно думать, что две трети психотерапевтов Канады или Америки заблуждаются, а мы безоговорочно правы. Необходимо искать точки соприкосновения. А для этого требуется глубокое исследование теоретической базы зарубежной психологии и психотерапии. Иначе мы просто не поймем сущности многих зарубежных психотерапевтических методик, которые до сего дня чаще всего просто механически копируются».

Конечно, в прошлом можно было просто забыть 3. Фрейда и вообще ничего не писать о его воззрении на неврозы и предложенном им методе психоанализа. Но гений этого ученого прорывается через железный занавес запретов и забвения. И теперь лишь с иронией приходится читать в работах известных психиатров и психотерапевтов о том, что «умозрительность и несостоятельность» метода психоанализа «были убедительно доказаны рядом советских и зарубежных авторов». Не будем приводить ни авторов этих строк, ни тех советских ученых, которые «громили» 3. Фрейда и фрейдизм, пусть это остается на их совести, тем более, что в другие аспекты психиатрии они внесли весомый вклад.

Среди методов психиатрии, используемых в настоящее время для лечения неврозов в детском и юношеском возрасте, наиболее часто применяются суггестивная, рациональная, коллективная (групповая), игровая, семейная психотерапия и наркопсихотерапия.

С одной стороны, психотерапия, как ведущий метод лечения неврозов у детей, должна проводиться не только специально подготовленными психотерапевтами, но и врачами общего профиля. Врач любой профессии, занимающийся лечением детей, должен обладать общими знаниями по психотерапии. Их не обязательно осваивать на специальных курсах повышения квалификации (конечно, желательно, при наличии такой возможности), ибо основы психотерапии должны быть присущи каждому душевному и порядочному человеку. Это такие качества, как доброта, забота о ближнем, любовь к людям, чувство милосердия и сострадания к больным и немощным, готовность оказать помощь нуждающимся в ней. Пусть это будет «элементарная» психотерапия, проводимая не по специальным методам и приемам, а лишь по велению души: умение внимательно выслушать больного, сказать ему доброе слово, вселить надежду на положительный исход. Нередко священник или пожилая женщина, умудренная жизненным опытом, оказывают большее положительное влияние на больного, чем посредственный психотерапевт. Однако это одна сторона вопроса, касающаяся психотерапевтических аспектов любого метода лечения.

С другой стороны, нужны квалифицированные врачи-психотерапевты, знающие сущность той патологии, при которой они оказывают положительное воздействие. Психотерапевт, занимающийся лечением детей, должен иметь четкое представление о возрастных анато-мо-физиологических особенностях ребенка, знать основы детской неврологии и психиатрии, ориентироваться в соматической патологии. Это позволит оказать положительное воздействие не только на отдельные признаки болезни (жалобы), но и на болезнь в целом с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Психотерапия неврозов должна начинаться с первого посещения врача. Она требует способности расположить к себе больного ребенка и его родителей, умения выслушать их жалобы, создать доверительные отношения. Уже во время первой беседы должно создаться общее представление-сгличности родителей, обстановке в семье и их отношении к ребенку, что может дать общее впечатление о характере психотравмирующего воздействия.

Психотерапевтический подход к детям и взрослым имеет существенные различия. Если взрослые (зрелая личность) излагают жалобы с пониманием их чуждости, неадекватности и желания избавиться от имеющихся расстройств, то ребенок раннего и дошкольного возраста (развивающаяся личность) не понимает своего дефекта и жалобы описать не в состоянии. Подобное весьма часто наблюдается и у детей раннего школьного возраста. Следовательно, анализируются не жалобы больного, а жалобы на больного.

В случае присутствия на приеме обоих родителей в личной беседе с ними (без больного) выясняются особенности воспитания ребенка и при наличии явно неправильной микросоциально-психологической атмосферы в семье в тактичной форме даются советы по устранению дефектов воспитания. Это и-есть начало семейной психотерапии, которая может быть продолжена в домашних условиях в присутствии всех взрослых членов семьи.

Следует учитывать особенности мышления детей первых шести лет жизни. Оно носит не абстрактный, а конкретный, в основном чувственный характер. Об этом писал еще В. М. Бехтерев в 1911 г. Он считал более целесообразным метод несловесного (вербального), а «чреспредметного» внушения как ведущего психотерапевтического воздействия. Подобной точки зрения придерживаются и современные психиатры и психотерапевты, в частности В. В. Ковалев и М. И. Буянов. Они советуют широко использовать метод отвлечения, переключения, игровую психотерапию, культурно-массовые мероприятия в сочетании с лечебной педагогикой. Последняя представляет собой совокупность методов воспитания и обучения детей с органическими и психогенно обусловленными нарушениями с целью правильного формирования личности.

Одним из принципов психотерапии в детском возрасте является широкое привлечение родителей к проводимым мероприятиям, особенно того из них, к которому ребенок больше привязан.

В ряде случаев весьма эффективной является игровая психотерапия, которая может быть директивной, когда психотерапевт руководит игрой в нужном направлении, и недирективной (спонтанной), когда психотерапевт не вмешивается в игру детей, не руково

psyera.ru

Лечение невроза: список эффективных методов, которые помогают

Неврозы относят к самым часто встречающимся расстройствам нервной системы. Сегодня существует более 2-х десятков разновидностей этого заболевания: истерический невроз, невроз навязчивых состояний, профессиональный, детский и подростковый неврозы. По мнению специалистов, количество больных неврозом в крупных городах будет продолжать увеличиваться и в ближайшие годы, эта болезнь займет первое место среди других патологий, опередив даже сердечно-сосудистые заболевания и травмы.

Лечение невроза на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем в психиатрии, ведь чем раньше будет начато специализированная терапия нервного расстройства, тем больше шансов у больного быстрее вернуться к обычной жизни и избежать развития более тяжелых нервных расстройств. Давайте разбираться с тем, как лечить невроз.

Причины и симптомы невроза

Невроз или невротическое расстройство – это понятие, объединяющее группу функциональных расстройств нервной системы, сопровождающихся изменением психоэмоционального состояния, снижением работоспособности, лабильностью настроения и ухудшением соматического здоровья.

Для этой группы заболеваний, прежде всего, характерно отсутствие грубой органической патологии нервной системы – неврозы возникают у полностью здоровых психически людей, когда в их организме нарушается связь и взаимодействие между нервной системой и другими органами и одновременно развивается изменение психоэмоционального и физического состояния.

Причинами невроза, чаще всего, становится нервное и психическое истощение, вызванное чрезмерно напряженным графиком работы, хроническим стрессом или постоянным недосыпанием и отсутствием отдыха.

Ощущаете постоянную усталость, депрессию, и раздражительность? Узнайте про средство, которого нет в аптеках, но которым пользуются все звезды! Чтобы укрепить нервную систему, достаточно просто.

Острое состояния обычно возникает на фоне какого-либо психотравмирующего события или длительного нервного перенапряжения.

Проявляется невроз повышенной тревожностью, страхом, беспокойством, раздражительностью, плаксивость, снижением работоспособности, ухудшением когнитивных функций, забывчивостью, рассеянностью. У больного постоянно плохое настроение, он не может успокоиться, отдохнуть, расслабиться, все время переживает, беспокоиться, негативно воспринимает любые новости и изменения. Характерны лабильность настроения и резкое повышение чувствительности. Беспокоит и раздражает буквально все – громкие звуки, яркий свет, запахи, перепады температуры и другие факторы.

Кроме психоэмоциональных проявлений, ухудшается и физическое состояние – появляются головные боли, слабость, головокружения, подъем или снижение артериального давления, повышенная потливость, нарушение сна и аппетита. Реже возникают боли в груди, животе, мышечные и суставные боли при отсутствии патологии органов и систем. Поэтому важно вовремя произвести лечение невроза. Давайте разберемся, как вылечить невроз.

Лечение невротического состояния

При неврозах уменьшается концентрация нейромедиаторов, отвечающих за передачу нервных импульсов и психоэмоциональное состояние человека. Это становится причиной ухудшения настроения, появления апатии и раздражительности.

Кроме этого «разлаживается» и вся работа нервной системы, уменьшается стрессоустойчивость, способность переносить различные раздражители и нагрузки, из-за постоянного нервного перенапряжения увеличивается синтез гормонов стресса: адреналина и кортизола, которые вызывают спазм сосудов и мышечной ткани, тахикардию, повышенную потливость, а также страхи, беспокойство или агрессию. Справиться с этими неприятными проявлениями помогают антидепрессанты, транквилизаторы, препараты, обладающие седативным эффектов и стабилизирующие настроение.

Если медикаментозная терапия призвана бороться с имеющимися проявлениями невроза, то немедикаментозное лечение и психотерапия помогают разобраться с причинами возникновения неврозов, найти способы справляться со стрессами без ущерба для здоровья, поведения и самочувствия.

Медикаментозное лечение

При лечении используют следующие группы препаратов:

  1. Антидепрессанты – препараты этой группы участвуют в прямом и обратном захвате серотонина, дофамина и норадреналина или блокируют фермент, разрушающий эти гормоны, за счет чего увеличивается концентрация этих гормонов в крови и улучшается настроение пациента. Антидепрессанты не вызывают привыкания, не оказывают влияния на скорость реакции и имеют мало побочных действий. Основным недостатком препаратов считается необходимость накопления в крови определенной дозы, из-за чего ощутимый эффект возникает только спустя 2-3 недели после начала приема, а курс лечения должен составлять не менее 2-3 месяцев подряд. Для лечения невротического расстройства используют либо классические антидепрессанты, эффект и побочные действия которых наиболее хорошо изучены или препараты последних поколений, считающиеся наиболее эффективными и безопасными. Антидепрессанты должны приниматься только по назначению врача, так как дозировка и длительность курса подбираются индивидуально, в зависимости от тяжести состояния пациента и других факторов. Для лечения чаще всего используют: Азафен, Амитриптилин, Миансерин, Флуоксетин, Феварин, Пароксетин и другие.
  2. Транквилизаторы – воздействуют на передачу нервных импульсов в головном мозге, за счет происходит торможение нервной системы и уменьшается реакция больного на раздражители, препараты оказывают седативное и противотревожное действие. Транквилизаторы считаются «опасными» препаратами, так как вызывают привыкание, отрицательно влияют на скорость реакций и концентрацию внимания и при их приеме запрещено управление транспортным средством или выполнение работ, требующих точной координации движений и концентрации внимания. Из транквилизаторов популярностью пользуются: Седуксен, Реланиум, Элениум, Лорам, Сибазон и другие.
  3. Седативные препараты – при более легких видах невроза можно обойтись приемом седативных препаратов, но только психиатр или психотерапевт может оценить состояние больного и решить, достаточно ли в этом случае будет психотерапии и седатиков. Седативные препараты оказывают действие, сходное с транквилизаторами, но гораздо менее эффективны и не вызывают такого числа побочных действий и привыкания. Чаще всего используют практически безвредные растительные седатики: настойка корня валерианы, пиона, пустырника, боярышника и их производные: Ново-пассит, Валоферин, Гербион, Фиторелакс и другие.

Немедикаментозные методы

Среди немедикаментозных методов для устранения невроза считаются самыми эффективными фототерапия и гипноз, цвето- музыкотерапия, дыхательные гимнастики, ароматерапия, арттерапия, пескотерапия и некоторые другие виды.

Выбор конкретной методики при лечении невроза зависит от причины заболевания и характера человека.

Так, фототерапия или лечение светом, помогает при развитии сезонной депрессии у людей, живущих в умеренном или северном поясах и испытывающих дефицит солнечных лучей, необходимых для синтеза витамина Д. Гипноз показан при нежелании пациента осознавать причины внутреннего конфликта, необходимости пережить и «отпустить» давнюю травму, которая может быть уже забыта пациентом.

Продолжая разбираться с вопросом как избавиться от невроза, следует заметить, что цвето- и музыкотерапия направлены на стимуляцию в мозгу у пациента зон удовольствия. Дыхательные гимнастики, арттерапия, пескотерапия и другие виды творчества помогают избавиться от внутреннего напряжения, выявить свои чувства и «выплеснуть» негативные эмоции.

Психотерапия

Психотерапия – важнейшая часть терапии невроза. В отличие от других методов лечения, этот воздействует на причину, а не на последствия заболевания, а значит помогает не просто улучшить состояние больного, но и навсегда избавиться от опасности повторного возникновения невроза.

Для лечения невротического состояния используют следующие виды психотерапии:

  1. Рациональная психотерапия – включает в себя изучение личности больного и причин, вызвавших заболевание. Во время сеансов больной должен осознать, какие мысли, поступки, поведение стали причиной невротических расстройств и выработать методы исправления ситуации. Психотерапевт помогает пациенту сформировать другие модели поведения, укрепить личностные качества и проводит «тренировку» изменившейся личности.
  2. Семейная психотерапия – этот метод лечения подходит для тех пациентов, которые стали «заложниками» сложных семейных ситуаций и не могут разрушить болезненные отношения. Это может быть слишком сильная «привязка» между родителем и ребенком, мешающая ему строит собственную семейную жизнь, давление мужа –тирана на жену, проработка отношений между пациентом и его собственными детьми и так далее. Такая психотерапия дает возможность больным осознать, что именно в отношениях стало причиной болезни и как правильно вести себя, чтобы освободиться от этой ситуации.
  3. Личностно-ориентированная психотерапия – эта разновидность методики «работает» на то, чтобы помочь пациенту как можно лучше узнать себя, научиться осознавать свои желания, возможности, понять, что вызывает сильные эмоциональные реакции и как с этим можно справляться без ущерба для психики и здоровья. Такой тип терапии особенно полезен людям чрезмерно ответственным, привыкшим поступать «как нужно, как положено», находящимся под контролем или влиянием авторитарных родственников или спутников жизни;
  4. Когнитивная или бихевиористская психотерапия – этот метод считается наиболее практичным и простым для понимания, подходит для людей, привыкших опираться только на логику. Бихевиористы предпочитают «не копаться» в сознании и подсознании пациента, а оценивают его мысли и поступки, результатом которых стали определенные действия, на сеансах пациенты учатся понимать, какие поступки приводят к негативным ситуациям в их жизни и как с этим бороться.
  5. Вот мы и выяснили, как избавиться от невроза.

    Автор статьи: врач-психиатр Шаймерденова Дана Сериковна

    Хотите сбросить лишний вес к лету и почувствовать легкость в теле? Специально для читателей нашего сайта скидка 50% на новое и высокоэффективное средство для похудения, которое.

    depressio.ru