Нравственное развитие детей с умственной отсталостью

Статья на тему:
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,

Как воздухом дышать, —

Потребность, людям

Данная от Бога.

Лучами сердца

Мир отогревать,

И отдавать, и не считать,

Что отдал много…”

Марианна Озолиня

Предварительный просмотр:

ГКОУ РМ «ИНСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

КОЖЕВНИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Как воздухом дышать, —

И отдавать, и не считать,

Что отдал много…”

Эти строки философски определяют значимость нашего времени. Сегодня нас собрала и объединила одна проблема — воспитание детей, их нравственность и мироощущение.

Современное общество выдвигает новый идеал современного человека – это человек деятельный и компетентный. Конечно, деятельность и компетентность зависит от знаний, но кроме «академических» знаний важны «жизненные знания», и особенно они нужны людям с ОВЗ. На школу возлагается огромная роль в решении проблем духовно-нравственного воспитания, развития у детей высоких моральных качеств.

Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому дети с ОВЗ по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения обучающихся, воспитанников, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Поэтому в своей работе по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся я выделила следующие направления:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

По данному паправлению была проведена следующая работа: классные часы «Я –гражданин России», «Мои права и обязанности», «Конституция РФ – основной закон», «Мой край — Мордовия», «Правила поведения в школе», «Наши права и обязанности», «Вместе против террора», «Урок Мира», «День Народного единства», интерактивные игры «Символы России», «Символы Республики Мордовия», коллаж «Мы против терроризма», оформлен уголок «Наши права».

Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям. Ценности: толерантность; представление о вере, религиозной жизни человека; ценности религиозного мировоззрения.

По данному направлению я провела следующие классные часы: «Путешествие на планету Толерантность», оформлен уголок толерантности.

Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Были проведены следующие виды работ: классный час «4 октября – день защиты животных», интерактивная игра «В мире животных», экскурсии.

Направление 4 . Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

По данному направлению проведен классный час «Здоровье», «О болезнях грязных рук », интерактивная игра по Основам безопасности жизнедеятельности.

Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Проведены следующие беседы: «В мире профессий», «Труд взрослых в школе», «Я дежурный в классе!», «Моя главная работа это…….».

Направление 6 . Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Проведены: изготовление открыток к Дню матери, конкурсы рисунков к праздникам «День матери», «Новый год». Участие в неделе географии (конкурс рисунков «Мой край родной»). Участие в неделе чтения (конкурс рисунков «По дорогам сказки»)

Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; духовной культуре и светской этике.

Проведена следующая работа: классные часы «Поговорим о дружбе», «Лучик солнца-доброта», викторина «Умеем ли мы вести себя в общественных местах» .

Таким образом, процесс нравственного воспитания учащихся нашей школы, включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и качеств личности, навыков поведения. Нравственные и духовные качества учащихся с ОВЗ формируются и проявляются в процессе взаимоотношений с окружающей средой и являются важнейшей характеристикой личности ребёнка. Они развиваются во взаимосвязи с другими качествами личности как элемент единого целого.

Главное назначение педагога – быть источником нравственного влияния. Задачей же его является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Воспитанник, решающий нравственную проблему и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.

Нет в саду цветов негодных,

Хуже трав или плодов –

Нет в саду цветов-лентяев.

У заботливых хозяев

Нет неряшек, лежебок,

Грубый не найти цветок.

Нет болтливых и беспечных,

Хитрых, жадных, бессердечных,

Сорванцов и драчунов –

Нет в саду таких цветов!

Жизни сад благоухает,

Если в нем живут труды,

Если много доброты,

Если знание растет

И любви чудесный плод.

С незапамятных времен

В мире царствует закон:

«Что посеешь – то пожнёшь».

Ты каким цветком растёшь?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для умственно-отсталых детей особую проблему. Сложность их обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениям.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под.

Толерантность — нравственная основа личности.

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада.

В материале представлено выступление на педагогтическом совете. Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР: развити.

Комфортная предметно-пространственная среда формируется в соответствии с программой, которая реализуется в учреждении. Развивающая предметная среда имеет свою спец.

Доклад на семинаре по дефектологии, который прошел в феврале 2018 года.

Особенности морально-нравственной регуляции поведения детей с умственной отсталостью

Транскрипт

1 3. Гамаюнова, А.Н. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся с нарушением интеллекта/ А.Н. Гамаюнова//Фундаментальные исследования С Дмитриев, А.А. Некоторые концептуальные положения валеологической работы во вспомогательной школе/ А. А Дмитриев, И. Ю. Жуковин// Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., С Журавлева, И. В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: диссертация. доктора социологических наук / И.В. Журавлева. М., Маллаев, Д.М. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника/ Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, О.А Бажукова. — СПб., Малоземов, О.Ю. Здоровьесбережение: социальные и психологопедагогические аспекты: учеб.пособие / О.Ю. Малоземов, Ю.И. Громыко. Екатеренбург: ОГ ФСО «Юность России», Навыки необходимые для здоровья. Всемирная Организация Здравоохранения. Информационные серии по школьному здравоохранению (документ 9). — Алматы, Петленко В.П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность / В.П. Петленко, Д.Н. Давыденко. — СПб: Балтийская педагогическая академия, Особенности морально-нравственной регуляции поведения детей с умственной отсталостью Лыкова Н.С., МГППУ (аспирант МГППУ, научный руководитель А.М.Щербакова)

2 В настоящее время одной из основных задач учебно-воспитательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях является социализация ребенка в обществе. Она включает в себя процесс освоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать среди людей. Успешная социализация человека во многом определяется уровнем его моральнонравственного развития. В течение долгого времени в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью внимание специалистов было направлено, в основном, на их познавательное развитие. Проблема становления личности таких детей до сих пор изучена недостаточно как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Процесс морально-нравственного развития довольно сложен. Он начинается еще в раннем возрасте и определяется не только набором знаний основных норм и правил поведения, но также зависит от социальных условий воспитания, ценностей, установок, особенностей самооценки и т.д. Изучение развития морально-нравственной сферы включает исследование когнитивного (знания и представления о нравственных нормах), эмоционального (нравственные чувства) и поведенческого (реальное поведение в ситуации морально-нравственного выбора) компонентов нравственного развития. Мы проводили исследование когнитивного и поведенческого компонентов морально-нравственного развития младших школьников (7-10 лет) с легкой степенью умственной отсталости, воспитывающихся дома и в институциональных условиях (дети-сироты). Для исследования когнитивного компонента использовались беседы и незаконченные истории, содержащие в себе моральные дилеммы. В процессе беседы детям задавались вопросы на знание и понимание основных нравственных категорий. В результате бесед был выявлен низкий уровень развития представлений о нравственных нормах у младших школьников с умственной

3 отсталостью. Дети понимали ограниченное количество моральнонравственных норм, их суждения отличались конкретностью. Это определяется свойственными для них особенностями, к которым можно отнести слабость обобщений, конкретность мышления. В случае же с детьми, воспитывающимися в условиях интерната, зачастую еще и неблагоприятными условиями, которые формируют неверный социальный опыт. Для исследования поведенческого компонента использовались различные моделированные ситуации, в которых необходимо было совершить морально-нравственный выбор: модифицированная методика на основе заданий, созданных С.Г. Якобсон, В.Г. Шур, Р.А. Курбановым, М.Т. Бруке-Бельтран и модифицированных Е.А. Слепович и Е.А. Винниковой («Коробки» свободное и заданное распределение игрушек, «Лотерея»). При распределении игрушек дети, воспитывающиеся в семье, чаще делали выбор в свою пользу и забирали большинство игрушек себе, в то время как дети, воспитывающиеся в интернате, делали выбор либо в пользу другого, либо выбирали вариант поделить поровну. При распределении конфет большинство детей из обеих выборок в большинстве случаев брали большую часть конфет себе. Первая особенность, возможно, связана с социальными условиями. Так, дети-сироты предпочитали разделить игрушки «по справедливости», или отдать их в силу того, что в интернате все общее, дети живут вместе и приучены делиться. Конфеты для детей привлекательнее игрушек, и при распределении конфет большую роль играет непосредственная мотивация. Весьма интересным результатом является тот факт, что у детей из обеих выборок наблюдалось рассогласование между реальным и вербальным поведением. Часто дети вели себя нравственно в вербальном поведении, но в реальном нарушали эти нормы. Результаты выполнения заданий по методике «Лотерея», где детям надо было честно сказать, выиграли ли они приз или нет, были очень показательны. Несколько детей из обеих выборок

4 «обманули» экспериментатора. Примечательно, что это были именно те дети, которые чаще всего полностью отрицали наличие у себя каких-либо негативных качеств: «я никогда не брал чужое», «я никогда не вру». Реальное поведение этих детей часто было противоположным поведению тех детей, которые признавали за собой наличие безнравственных поступков. Результаты бесед и наблюдений за поведением детей с умственной отсталостью показывают, что знание определённого набора нравственных норм зачастую не обеспечивает их перенос в реальные жизненные ситуации. Некритичность мышления приводит к тому, что дети не могут адекватно оценить свой поступок и его последствия. Исследование особенностей морально-нравственного развития учащихся с умственной отсталостью является важным для правильной организации обучения и воспитания детей данной категории. Полученные нами первые результаты дают основание для продолжения исследования. Его цель — проследить взаимосвязь между уровнем интеллектуального развития, сформированностью нравственных представлений, нравственным поведением и самооценкой, а также проанализировать влияние условий обучения и воспитания на становление морально-нравственного развития. Это предполагает привлечение групп типично развивающихся детей младшего школьного возраста, воспитывающихся как в семейных, так и институциональных условиях. Литература 1. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. Учебное пособие для студентов пед.институтов. М., Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб., Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология

5 4. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. Дерманова И.Б. СПб., 2002 Направление коррекционной работы с тяжело умственно отсталыми детьми Маллер А.Р. АПКиППРО, Москва В настоящее время большое внимание уделяется вопросам организации коррекционной помощи детям с выраженными нарушениями умственного развития. Разрабатываются различные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей обучению, исследуются возможности их интеграции в общество. Важнейшее значение для дальнейшего совершенствования, воспитания и обучения детей с тяжелой умственной отсталостью имеет факт включения этой категории детей в концепцию специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (6). Предполагается, что обучение детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями интеллекта организуется по четвертому варианту специального государственного стандарта. Дети получают образование, уровень которого определяется способностью ребенка овладеть элементарными навыками коммуникации, бытовой и социально-трудовой адаптации. Именно социальное обучение детей является ведущим в коррекционной работе с ними. Исследованиями установлено, что «социальный коэффициент у умственно отсталых детей несколько выше, чем коэффициент интеллекта. Способность развития социальной компетентности при разных степенях тяжести умственной отсталости достаточно велика». (7). Важнейшим условием коррекционной работы является трудовое обучение этих детей. Необходимо своевременное включение воспитанников

docplayer.ru

Статья на тему:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Дипломная работа по олигофренопедагогике.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Кафедра коррекционной педагогики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

слушатель КПП по направлению

Султанова Эльза Анваровна

к.пс.н., доцент, зав.кафедрой

коррекционной педагогики ИРО РБ

Абуталипова Эльза Насибулловна

Работа допущена к защите:

к.пс.н., доцент, зав. кафедрой

Э.Н. Абуталипова ______________

Дата защиты: «__»__________2016 г.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

  1. Психолого-педагогические особенности развития младшего школьника с умеренной умственной отсталостью………………6
  2. Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью……..10
  3. Сказкотерапия в нравственном воспитании младших школьников с умеренной умственной отсталостью……………………………………14

2.1. Диагностика развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью …………..19

2 .2.Организация нравственного воспитания во внеурочной

2.3.Рекомендации педагогам по воспитанию нравственных качеств во внеурочной деятельности………………………………………………….44

Актуальность: Нравственность формируется в процессе нравственного воспитания через развитие у ребенка нравственного сознания, определяющего внутреннюю позицию по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям и принципам; через формирование нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения. Важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других.
Формирование нравственного сознания происходит в процессе воспитания и обучения ребенка, направленных на формирование нравственных понятий: долга, справедливости, совести, чести, сострадания, отзывчивости, сочувствия, любви, надежды, самоуважения и уважения.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.

Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Цель: выявить уровень развития нравственных качеств у младших школьников с умеренной умственной отсталостью с применением средств сказкотерапии.

Объект исследования : нравственное воспитание младшего школьника с умеренной умственной отсталостью.

Предмет исследования : — педагогические условия нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью с использованием сказкотерапии.

— Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.

— Провести изучение сказок.

-Определить уровень сформированности нравственных чувств детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.

Гипотеза исследования : — поставленные перед нами задачи будут выполнены при условии, если:

— если педагог будет использовать сказку для развития нравственных качеств у детей в системе интегрированных занятий;

— если занятия будут проводиться по системе;

— если родители будут помощниками в воспитательно-образовательном процессе.

Практическая значимость исследования:

— работа может быть использована в практической деятельности педагогов коррекционных учреждений;

— методические рекомендации послужат основанием для создания авторских методических пособий (мини-рабочих тетрадей, шпаргалок) для работы с обучающимися.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Старобалтачево, Балтачевского района РБ, 2 в класс.

Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения. Объем работы составляет 51страница.

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

1.1.Психолого-педагогические особенности развития младшего школьника с умеренной умственной отсталостью

Под умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческих сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.Об этом говорится в книге Петровой В.Г. Согласно классификации, принятой Всемирной организации здравоохранения в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: лёгкую, умеренную, тяжёлую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.Умеренная умственная отсталость – это средняя степень психического недоразвития. Главным образом, она характеризуется несформированными познавательными процессами. Интеллектуальный коэффициент у учащихся с умеренной умственной отсталостью находится в пределах 35-49 [20].

Характерным для учащихся с умеренной умственной отсталостью является нарушение мелкой моторики. Расстройства мелкой моторики возникают не вследствие мышечной слабости или недостаточности мышечных ощущений, обусловленных парезами за счет очагового поражения мозга. Школьники с умеренной умственной отсталостью обнаруживают крайнюю неумелость, моторика мало дифференцирована, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений. Недостаточность ручных умений и навыков у учащихся влияет на формирование навыков социальной адаптации. Несформированность и отставание двигательной сферы тесно связано с нарушениями функций всех психических процессов. Сенсорная сфера у детей с умеренной умственной отсталостью нарушена. Узость объёма и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром [11].

Для детей с умеренной умственной отсталостью характерно поверхностное восприятие. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Из-за отсутствия анализа, синтеза, сравнения, применения адекватных способов действия деятельность приобретает беспорядочный и неосмысленный характер, что затрудняет социализацию детей. Внимание детей с умеренной умственной отсталостью неустойчиво, дети легко отвлекаются. Не могут длительно сосредоточиться на чем-либо. Нарушение внимания проявляется в трудностях при достижении цели, влияет на развитие познавательной деятельности, препятствует социальной адаптации детей. Мышление учащихся с умеренной умственной отсталостью конкретное, непоследовательное. Основной чертой учащихся с умеренной умственной отсталостью является неспособность к самостоятельному абстрактному (понятийному) мышлению. Основным недостатком мышления детей с умеренной умственной отсталостью является слабость обобщений, они с трудом усваивают правила и общие понятия. У них нарушена аналитико-синтетическая деятельность. Нарушения мышления создает трудности в становлении личности ребенка, его самосознания, препятствует развитию общения, формированию различных видов деятельности, расширению социальных связей.

Память у детей с умеренной умственной отсталостью как механическая, так и логическая находится на низком уровне. Объём памяти небольшой. Произвольное запоминание нарушено. Дети испытывают значительные трудности при запоминании вербального материала. Несколько успешнее запоминают наглядный материал — наглядные картинки, изображающие хорошо знакомые объекты или реальные часто употребляемые предметы. Неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит учащихся с умеренной умственной отсталостью к ошибкам при воспроизведении. Особенности памяти детей с умеренной умственной отсталостью затрудняют организацию деятельности, усвоение определенных норм, правил взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование социальных навыков [19].

У Б.Д. Карвасарского отмечено, что особенностью эмоциональной сферы детей с умеренной умственной отсталостью является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций. Для детей характерна слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций. Дети умеренной умственной отсталостью долгое время не понимают эмоциональных состояний, не проявляют личного отношения к происходящему. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, прогнозирование последствий своих поступков. Дети с умеренной умственной отсталостью с трудом осмысливают наблюдаемое в жизни, обладают малым запасом нравственных представлений для анализа норм и правил поведения. Формирование деятельности детей с умеренной умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, которое в первую очередь обуславливается низким уровнем развития предметных, игровых действий детей. Игровые действия носят отражательный характер, действия не сопровождаются речью, они действуют, молча, с большим трудом овладевают речевым содержанием, без которого невозможны режиссерские игры. Дети с умеренной умственной отсталостью не проявляют инициативы и творчества. Для деятельности характерно отсутствие самостоятельности, оперирование штампами, основанными на подражании [24].

Делая выводы необходимо подчеркнуть, что у детей с умеренной умственной отсталостью отмечается деформированное физическое развитие, недоразвитие таких психических процессов как речь, внимание, память, мышление, восприятие, что связано с органическим поражения головного мозга, недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Таким детям сложно усваивать социальные нормы и правила, они нуждаются в углубленной реабилитационной работе, направленной на коррекцию всех психических процессов .

1.2.Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью

Нрaвственное воспитание — это фoрмирование ценностного oтнoшения к жизни, которое обеспечивает устойчивое, гармоническое развитие человека, и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Зaкладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности необходимо с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям [7].

Исследователь Воронкова В.В. отмечает, что одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость — их нравственное воспитание, формирование у них правильного поведения. У детей с умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения. В работе с умственно отсталыми детьми нередко приходится придерживаться прямо противоположной позиции, особенно в тех случаях, когда речь идёт о начальных этапах формирования нравственных чувств. Умственно отсталому ребёнку похвала необходима именно тогда, когда он совершил самый простой хороший поступок. Такой поступок означает овладение ранее неизвестной или неверно представлявшейся элементарной нормой нравственного поведения. Одобрение со стороны окружающих создаёт у ребёнка такой эмоциональный подъём, что он готов с радостью повторить подобный «подвиг». Именно желая быть «хорошим» в глазах близких людей, ребенок старается совершать хорошие поступки. Положительные эмоции, возникшие в связи с выполнением элементарной нормы поведения, служат той основой, на базе которой можно воспитывать нравственные чувства более высокого порядка. У детей с нарушениями интеллекта, как известно, эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослыми часто оказывается нарушенным и к моменту прихода в дошкольное учреждение нравственные чувства не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития. Не лучше обстоит дело и с нравственными представлениями, так как стихийно, без специального направленного воздействия дети с нарушениями интеллекта их не усваивают [11].

Богданова О.С методы нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта классифицирует на две основные группы: методы формирования общественного поведения и методы формирования нравственного сознания. К методам формирования общественного поведения относятся методы и приемы накопления детьми нравственного опыта, воспитания навыков и привычек общественного поведения. Наиболее характерная черта этих методов состоит в том, что они находят свое конкретное воплощение в самых разнообразных видах деятельности: учебной, общественно-полезной, трудовой, игровой и т.д.Как правило, не соответствует возрастной норме и само поведение детей с нарушениями интеллекта. Все эти особенности определяют собой принципы подхода к процессу воспитания дошкольников с нарушениями интеллекта [7].

В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Это вполне возможно в связи с тем, что, как мы уже говорили, дети с нарушениями интеллекта хотят соответствовать предъявляемым к ним требованиям, заслужить похвалу взрослого, избежать неуспеха. Однако эти привычки правильного поведения не могут стать подлинно нравственными, если параллельно не будет проводиться работа по формированию нравственных представлений и на их основе нравственных чувств.

Нравственные представления в повседневной жизни детьми усваиваются с трудом. Они требуют коррекционной работы. Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, показывать необходимость нравственных поступков, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Но такого ознакомления недостаточно, потому что полученные таким образом представления могут оказаться формальными и не реализоваться в конкретной ситуации. Например, ребенок с нарушениями интеллекта может знать, что нужно помочь товарищу, если тот упал и нуждается в помощи. Когда такая ситуация изображена на картинке или в рассказе, он говорит, что мальчик упал, ему нужно помочь подняться. Но на прогулке спокойно проходит мимо упавшего и плачущего сверстника. Такой пример говорит о формальном усвоении нравственных представлений. Чтобы нравственные представления детей с нарушениями интеллекта стали подлинными, действенными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее. Кроме того, необходимо специально создавать ситуации, в которых практически реализуются нравственные представления, полученные детьми в процессе занятий[8].

По мнению педагогов одной из основных задач нравственного воспитания — воспитание готовности к труду. Трудолюбие, потребность трудиться являются одним из главных свойств личности человека. Все эти качества необходимо прививать воспитанникам специальных дошкольных учреждений. Педагоги и родители должны прививать детям потребность трудиться, умение находить удовлетворение и радость в труде, трудиться в коллективе, воспитывать чувство гордости за результат своего личного труда и труда сверстников. Любовь к труду предполагает определенный комплекс личностных свойств и качеств, где важное место занимает интерес к порученному делу, добросовестность, ответственность, настойчивость в достижении намеченных целей. В труде большие возможности для того чтобы учить детей планировать свои действия: что будет сделано сначала, что потом, осмысливать значение последовательности действий для достижения конечного результата, что к старшему дошкольному возрасту позволяет добиться и появления элементов самоконтроля[14].

Нравственное развитие ребенка — сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь «вербальную сферу»: ребенок осваивает нормы «на словах», в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные нормы. Но в то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, «соприкасаясь» с бескорыстным общением со стороны близких взрослых, «высекает искру» нравственности нового типа — нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить положительный образ себя. Нравственности, свободной от внешнего контроля. Нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений. И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.

1.3.Cказкотерапия в нравственном воспитании младших школьников с умеренной умственной отсталостью

По мнению Петровой Е.Ю.одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения [21].

М.Франц считает, что школьном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло [28].

По мнению Яничева П.И. необходимо остановиться на двух различных подходах к сказкотерапии, которые отличаются, с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой – степенью директивности применяемого подхода. Директивная (направленная) и недирективная (ненаправленная) формы психотерапии отличаются функцией и ролью психолога, педагога в работе с ребенком. При директивном подходе психолог, педагог – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Используемые здесь психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы. Психологи, работающие в рамках этого направления, отмечают, что первым необходимым этапом создания метафоры, сказки является определение желаемого результата, который должен быть, во-первых, конкретным, во-вторых, подконтрольным, зависимым от самого ребенка, а не от внешних обстоятельств и людей, и в-третьих, сформулированным в позитивной форме, т.е. подчеркивать, чего необходимо достичь, а не от чего избавиться. При этом сама структура сказки должна быть связана с жизнью и проблемами ребенка [51].

Подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними придается особое значение. В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными. Например, если в реальности основная проблема заключается в несогласованности методов воспитания между родителями, где папа предъявляет завышенные требования к ребенку, тогда как мама всячески защищает и заступается за сына, то сказочный сюжет может разворачиваться между членами команды волшебного корабля, состоящей из строгого капитана, доброго помощника капитана и молодого неумелого юнги [50].

Одним из свидетельств директивности этого подхода является то, что в процессе своей работы психолог, педагог следят за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики и пантомимики, и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией. Интересно, что даже движение глаз отражает внутреннее состояние человека, в частности, движение глаз влево и вверх означает использование прошлых зрительных воспоминаний, движение вправо и вверх свидетельствует о построении новых или будущих образов; отсутствие фиксации взгляда говорит о работе воображения, движение глаз влево и вниз свидетельствует о внутреннем слуховом процессе; горизонтальное движение влево и вправо указывает на слуховое восприятие; а движение глаз вправо и вниз свидетельствует о кинестетических ощущениях. Все эти реакции ребенка психолог использует в своей работе по созданию метафоры, учитывая, таким образом, не только сознательный чувственный опыт ребенка, но и его бессознательный чувственный опыт[27].

Другое направление сказкотерапии- менее директивное поскольку оно исходит из представления о том, что каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому цель сказкотерапии -помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения. Психолог, педагог в данном случае создают особую атмосферу эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств (например, вводится правило:«Не драться, не кусаться, не обзываться»). Очень часто сказкотерапия в рамках этого направления проводится в форме групповых занятий с 3-5-ю детьми в течение одного-двух месяцев. При этом сказки создаются для всей группы в целом, поскольку считается, что каждый ребенок не похож на другого и воспринимает сказку по-своему, беря из нее только то, что актуально для него, созвучно его проблемам [34].

Различные авторы, использующие этот метод в своей работе указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем. В частности Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. пишет, что посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей ребенка, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Целью сказкотерапии является активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, совершенствование его взаимодействия с окружающим миром; восстановление адекватного поведения ребенка с помощью различных «сказочных»приемов.
Задачи:
•Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
•Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
•Передача ребенку основных жизненных принципов и закономерностей.
•Стимулировать творческое самовыражение.
•Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».
Практика и педагогические исследования дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Ребенок должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А как известно, сказка является источником проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. Такие нравственные ценности как, добро, любовь, истина, правда, красота, жизнь, человечность, сочувствие, Родина, семья, долг, подвиг, — должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей [15].

В заключение хотелось бы отметить, что приведенные здесь два различных подхода (дерективный и недерективный) не имеют на практике столь явного разграничения и используются в комбинированном виде. Предпочтение того или иного направления работы в первую очередь зависит от желания и квалификации психолога, или владения навыками составления собственных сказок и историй по проблеме клиента.

Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения, что мы и попытались осуществить в коррекционной программе.

ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

2.1. Диагностика развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Цель исследования: исследовать и выявить, как сказка влияет на воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.

Исследование проводилось в МОБУ СОШ №2 с. Старобалтачево. В классе всего 12 детей. В исследовании приняли участие 2 учащихся в возрасте 8 лет с заключением ПМПК.

nsportal.ru