НВ самоукина стресс

Стресс на работе, способы управления стрессом на рабочем месте. Справляемся со стрессом после увольнения с работы

Мы расскажем о природе стресса на работе и его причинах. Также вы найдете здесь интересные и нужные рекомендации о способах ограничения и управления стрессом на рабочем месте.
Человек в большом городе пребывает в состоянии постоянного напряжения. Важно везде и все успеть: утром привести себя в порядок, позавтракать, отправить детей в школу. Успеть на автобус, на работу… Рабочий график расписан на недели и месяцы вперед, поэтому особенно остро дефицит времени ощущается на рабочем месте. Кажется, что как только человек переступает порог проходной или офиса, он из милого добропорядочного гражданина превращается в свирепого Цербера, готового порвать каждого встречного. А всё почему? Производственный стресс!
И все же, несмотря на то, что стресс является нормальной частью нашей жизни, не стоит забывать, что постоянный стресс на работе существенно снижает производительность труда, физическое и эмоциональное здоровье. Именно поэтому так важно найти способы, чтобы держать производственный стресс под контролем. К счастью, каждый из нас может самостоятельно ограничивать и управлять стрессом на работе, для этого необходимо правильно определить его признаки.

Признаки стресса на работе

Как понять, что с профессиональным стрессом необходимо что-то делать? В этом вам помогут признаки профессионального стресса, ведь влияние стресса бывает воистину непредсказуемым:
Физические признаки стресса на работе: головная боли, зубная боль, боль в груди, боли в сердце, одышка. Учащение сердцебиения, высокое кровяное давление, боли в мышцах, расстройство желудка, запор или диарея. Повышенное потоотделение, усталость, бессонница, снижение иммунитета.
Психосоциальные признаки стресса на работе: беспокойство, раздражительность, печаль, гнев. Частые перепады настроения, гиперчувствительность, апатия, депрессия, замедленная реакция или скачкообразность мыслей. Ощущение тревоги, беспомощности и безнадежности.
Поведенческие признаки стресса на работе: переедание или потеря аппетита, нетерпение, раздражительность, озлобленность, увеличение употребления алкоголя, никотина или наркотиков, социальная самоизоляция (нежелание общаться с другими людьми), пренебрежение ответственностью, низкая производительность труда, несоблюдение правил элементарной личной гигиены, изменение отношений в семье.

Как справиться со стрессом на работе?

Следуя незатейливым рекомендациям можно легко держать стресс на рабочем месте под контролем:
— Будьте доброжелательны с коллегами и подчиненными;
— Совершенствуйте свои коммуникативные навыки – учитесь говорить так, чтобы вас понимали именно так, как вы хотите;
— Соблюдайте принципы тайм менеджмента, учитесь управлять временем;
— Повышайте квалификацию – обязательно посещайте запланированные на работе курсы и тренинги;
— Регулярно выполняйте простые физические упражнения перед выходом на работу: лежа в постели можно сделать 20 повторений упражнения для мышц брюшного пресса. После чего встать, потянуться вверх в течение 10 секунд. Далее, не спеша сделать 20-30 приседаний, и если получится – отжиманий. Кроме того, после работы нужна легкая аэробная нагрузка, например, 30-ти минутная прогулка быстрым шагом или часовая прогулка перед сном в спокойном и размеренном темпе.

Что сделать, чтобы избежать стресса на работе?

Когда люди находятся под действием профессионального стресса, они становятся злыми и раздражительными. Такое состояние не лучшим образом сказывается на качестве их работы и производительности труда. Именно поэтому стресс лучше предупредить, чем бороться с непредсказуемым влиянием стресса на работу. Кроме того, профессиональный стресс не только уменьшает производительность труда, ухудшает взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными Стресс на рабочем месте оказывает самое пагубное влияние на здоровье. Ведь самое опасное в стрессе на работе – это продолжительность и очень часто – отсутствие возможности адекватной реакции на раздражитель. Ведь согласитесь, неразумно посылать босса, когда он того заслуживает – и, как результат – стресс.

Почему мы испытываем стресс на работе? Для профессионального стресса есть множество весьма веских причин:

— Страх увольнения. Потеря работы и стресс, безусловно связанные понятия.

— Рост требований со стороны начальства без увеличения заработной платы.

— Необходимость постоянно поддерживать определённый уровень работы.

Когда напряжение на работе уменьшает работоспособность или существенно влияет на личную жизнь, самое время принимать меры. Сначала важно обратить внимание на физическое и эмоциональное здоровье. Здоровому человеку гораздо проще противостоять стрессу. Чем лучше вы себя чувствуете, тем проще вам будет справляться со стрессом, когда работа становится непосильной.

Забота о себе не требует кардинального переворота в образе жизни. Даже пустяки могут поднять настроение и повысить уровень энергии. Сделайте всего один шаг и вскоре вы увидите, что количество стресса в жизни значительно сократилось. После этого, возможно, захочется сделать другие шаги для достижения баланса и гармонии в своей жизни.

1 шаг — жизнь в движении. Спорт – это потный, но эффективный способ подъёма настроения, повышения энергии, обострения внимания и расслабления для ума и тела. Для максимального расслабления вам потребуется 30 минут ежедневных интенсивных физических нагрузок.

2 шаг – еда в радость. Желательно есть то, что хочется именно сейчас, от чего «текут слюнки». Если есть возможность, принимайте пищу небольшими и дробными порциями в спокойной, располагающей к трапезе обстановке. Культура питания – важная составляющая здорового питания. Кроме того, частые и дробные перекусы способствуют сохранению нормального уровня сахара в крови – ведь низкий уровень сахара заставляет чувствовать беспокойство и раздражительность. Также напомним, что переедание делает человека вялым и лишает на продолжительное время работоспособности.

3 шаг – все в меру. Потребление алкоголя важно сократить до минимума. Понимание, что простая передозировка алкоголя снижает работоспособность организма человека вдвое на 3-4 дня – хороший аргумент в пользу умеренного потребления в течение рабочей недели и не только. Курение способствует снижению иммунитета, разрушает сосуды, наносит непоправимый вред легочной системе и снижает работоспособность на 25-30% — выводы делайте сами. Еще никотин повышает уровень тревоги, а это прямая дорога к депрессии.

4 шаг – здоровый сон. Беспокойство и стресс – главные причины бессонницы. Однако недосып снижает работоспособность, реакцию и способность концентрироваться, что на рабочем месте неминуемо ведет к стрессу. Бессонница ставит под угрозу способность противостоять стрессам. Гораздо легче сохранить эмоциональное равновесие, когда вы хорошо отдохнули.

Как снять стресс на работе? Когда стресс на рабочем месте не дает покоя, невозможно просто игнорировать его. К счастью, есть простые способы восстановления контроля над ситуацией. Ваша способность к самоконтролю будет восприниматься окружающими как сила, что приведёт к улучшению ваших отношений с коллегами и начальством.

Вот несколько советов для снижения стресса на работе за счёт улучшения организации и правильного выбора жизненных ориентиров и профессиональных приоритетов:

— Создание сбалансированного графика. Проанализируйте ваше расписание, обязанности и повседневные задачи. Помните, что ваша работа не должна быть игрой на выживание. Постарайтесь найти баланс между работой и семейной жизнью, общественной деятельностью и хобби, ежедневной ответственностью и отдыхом.

— Не перегружайте себя. Избегайте постоянного напряжения. Старайтесь не откладывать выполнения множества важных задач на последний день.
Просыпайтесь раньше. Запас в 10-15 минут избавит вас от спешки и утреннего стресса. Ранний подъём сделает ваш день немного длиннее и позволит вам быть пунктуальнее.

— Делайте регулярные перерывы в работе. Убедитесь, что вы делаете короткие передышки для своих мозгов в течение дня. В обед постарайтесь уйти со своего рабочего места. Короткий отдых поможет вам расслабиться, это поможет вам работать продуктивно.

Советы по снижению стресса на рабочем месте:

— Список приоритетных задач. Составьте список задач, которые вы должны решить в порядке убывания их важности. В первую очередь уделяйте внимание наивысшим приоритетам. Если вам необходимо сделать что-то не особенно приятное, займитесь этим как можно раньше. А оставшуюся часть дня посвятите более приятным делам и обязанностям.

— Разбивайте крупные проекты на части. Если крупный проект кажется невыполнимым, не бойтесь, просто разбейте его на большое количество маленьких этапов-шагов и выполняйте их постепенно. Сосредотачивайтесь на выполнении каждого шага в отдельности, вместо того чтобы думать обо всём и сразу.

— Делегируйте ответственность. Вы не должны делать всё. Если в вашей компании есть люди, которые могут справиться с выполнением одной из ваших задач, почему бы не позволить им заниматься этой задачей? Отпустите желание самостоятельно выполнять и контролировать все, даже самые незначительные, задачи. И вы снизите уровень своего напряжения.

Сокращение стресса на работе при помощи эмоционального самоконтроля

Эмоциональный самоконтроль на рабочем месте состоит из четырех основных компонентов:

* Самосознание – способность распознавать свои эмоции и понимать их влияние на ваши решения.

* Самоуправление — способность контролировать свои эмоции и поведение и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

* Общественное сознание — способность чувствовать, понимать и реагировать на чувства и эмоции других людей. Помогает комфортно себя чувствовать в коллективе.

* Управление отношениями – способность вдохновлять, влиять и взаимодействовать с другими людьми, желание и умение регулировать конфликты.

Чем выше ваша способность к эмоциональному самоконтролю, тем проще вам справиться с профессиональным стрессом. К счастью, эмоциональный самоконтроль – не является врождённым свойством, это то, чему мы можем учиться на протяжении всей жизни.

К примеру, смена места работы – тоже стресс. Как эмоционально подготовить себя к новому коллективу и с наименьшими эмоциональными потерями пережить первое время на новом месте? Вам необходимо постепенно развить в себе навыки эмоционального и невербального способа общения, которые включают в себя следующие приёмы:

* Признайтесь себе, что вы, возможно, будете испытывать стресс. Подготовьтесь к стрессу психологически – вспомните состояние внутренней гармонии и умиротворения. Постарайтесь научиться входить в это состояние в любой ситуации. Возможно, в этом вам поможет глубокое дыхание или воспоминания о счастливых моментах жизни.

* Отдавайте отчёт собственным эмоциям. Проговаривайте про себя: «сейчас я злюсь» или «сейчас я обижен» и т.д. Это упражнение поможет вам запомнить негативные эмоции, осознать и постараться переключиться на позитивный лад. Такая практика поможет вам научиться разбираться не только в своих эмоциях, но и в эмоциях окружающих вас людей. К примеру, если вы недавно устроились на работу, это поможет вам быстрее влиться в коллектив и понять, кто есть кто.

* Научиться распознавать и эффективно использовать невербальные сигналы, которые составляют 95-98% от вашего процесса коммуникации. Помните, что важно не то, что вы говорите, а как вы это говорите.

* Смейтесь. Ничто так не разряжает атмосферу, как хорошая шутка. Но знайте меру, т.к. шутки над другими людьми могут привести к обратному эффекту. Не смейтесь над коллегами.

Учитесь слушать. Человек, который умеет слушать, очень ценен.

Справляемся со стрессом после увольнения с работы.

Никто из нас не застрахован от ударов судьбы. В наши тяжелые времена потеря работы совсем не редкость, фирмы закрываются неожиданно и многие сотрудники не готовы к такому повороту, и после потери работы впадают в глубокую депрессию и не только не могут, но и не желают искать новую работу.

Универсального средства от плохого настроения и депрессии не существует, но можно выделить ряд элементарных решений, которые в итоге приведут ваше состояние в норму. Увольнение – это всегда стрессовый фактор и основная причина депрессии, поэтому чтобы пережить стрессовую ситуацию с наименьшими потерями необходимо придерживаться некоторых правил. Симптомы стресса после потери работы могут быть различными – это лень, потеря аппетита, раздраженность, эмоциональное и физическое истощение, плохое настроение и самочувствие.

Не всегда после увольнения стоит бросаться искать новую работу, вы переживете еще больший стресс, если это не удастся сделать с первого раза и в короткие сроки. Иногда лучше дать себе время на отдых, особенно если предыдущая работа была тяжелая и напряженная. Однако, просто лежать дома в кровати и целыми днями смотреть телевизор не выход. Такой отдых врятли поможет выйти из прострации. Не давайте себе застыть на одном месте. Чем дольше вы будете лежать на кровати, тем сложнее потом будет с нее подняться. Запомните, из состояния глубокого стресса выбираться намного тяжелее, самому справиться и устранить все симптомы депрессии будет невозможно и придется обращаться к специалистам — психологам и психотерапевтам.

Движение – это жизнь, поэтому, не смотря не на что, гуляйте, делайте физические упражнения, двигайтесь, ходите по магазинам, кафе, встречайтесь с друзьями и больше времени уделяйте родным и близким людям. Посетите те места, куда вы в прошлом по причине высокой занятости на работе не могли сходить. Это может быть кинотеатр, различные муниципальные учреждения, диспансеризация в поликлинике или визит к стоматологу. Запишитесь в бассейн, фитнесс или на курсы повышения квалификации. Тратьте на сон не больше чем 8 часов в сутки.

Во время такого вынужденного отдыха будет время подумать над тем, каковы ваши пожелания к новой работе. Хотите ли вы заниматься тем, чем раньше, или хотели бы попробовать что-то новое? А может вы давно мечтали обрести новую профессию, попробовать себя в новой «роли»?

Постарайтесь во всем найти вдохновение, смотрите фильмы, читайте книги, представляйте себя работающей на новой интересной должности или с наслаждением мечтайте как возвращаетесь к своей старой профессии, только на новом месте. Рисуйте образы своих новых коллег по специальности. Все это поможет соскучиться по работе и с новыми силами приниматься за ее поиски. Хороший метод избавиться от эмоционального напряжения – излить душу, расскажите о наболевшем близкому другу или родственнику, поплачьте, вспомните все, что вас тревожит, но только один раз. Расскажите и забудьте.

Настройте себя на положительный лад, чтобы с вами не произошло, будь то потеря работы или любая другая стрессовая ситуация, ничего уже не изменить, но продолжать жить и работать все равно придется. Перестаньте винить себя и искать в себе отрицательные стороны, возьмите себя в руки и в любой ситуации ищите лишь положительные моменты. Вспомните о своих достоинствах, запишите их на бумаге, тем самым вы поднимите свою самооценку и с легкостью найдете новую работу. Хорошие специалисты нужны всегда и везде, внушите себе, что вы квалифицированный работник, позитивный человек и отличный коллега. Даже если с первого раза не удастся найти подходящую работу, не отчаивайтесь, продолжайте поиски и работу над собой, тогда такая причина стресса как потеря работы, покажется вам пустяком.

Материал подготовлен психологической службой

Главного управления МЧС России по ЕАО

79.mchs.gov.ru

НВ самоукина стресс

. Саморегуляция психофизического самочувствия — способность личности самостоятельно регулировать свое психическое и физическое состояние, эмоции и чувства. Способность к саморегуляции особенно важна в стрессовых ситуациях

. Термин»стресс» впервые был введен в научное применение относительно технических объектов. Еще в XVII в английский ученый. Роберт. Гук применил этот термин для характеристики объектов, к которым применяется нагрузки я и которые опираются такой нагрузке (например, городов, эксплуатируетсяя).

Впервые природу стресса, с точки зрения физиологии, психологии, медицины, описал. Ганс. Селье в 1936 г. основываясь на клинических исследованиях и связывая стресс нагрузками на сложные биологические, психологические и социально-психологические системы и противодействие такой нагрузкой. Г. Се-лье трактовал стресс как физиологический синдром, представленный совокупностью неспецифических реакций организма в ответ на требования, предъявляемые к организму. Характер этого синдрома является относительно независимым от факторов, его вызвали (стрессоров). Это позволило. Селье говорить о общий адаптационный синдром и основные его фазы: тревоги, сопротивления, истощения

. Для фазы тревоги характерно, что организм меняет свои характеристики, ослабляя уровень сопротивления стрессу. Если стрессор мощный, может наступить смерть. На фазе сопротивления, если действие стрессора совместимо с адаптационными возможностями себя организма, формируется длительный и мощный, выше обычного сопротивление стрессоры. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Если стрессор обладает длительным действием, организм сначала пытается адаптироваться, ал е постепенно адаптационная энергия иссякает, вновь появляются признаки реакции тревоги, что может привести к гибели индивида ва у фазе истощения. Клинические исследования предоставили основания. Селье говорить, что способность организма к адаптации (адаптационная энергия) не безгранична

Длительные исследования природы физиологического и психологического стрессов дают ученым основания говорить о совместных физиологические изменения в организме и о существенных различиях в механизмах их формирования. Так, физиологический стресс возникает в связи с непосредственными физическим ми влияниями, при психическом (эмоциональном) стрессе влияние психологических стрессоров опосредуется психическими процессами личности, обеспечивающих оценку раздражителя, сравнение его с собственным предварительное им опытом раздражитель приобретает признаки стрессора, если в результате психической обработки информации о раздражитель возникает ощущение угрозы. Субъективная оценка раздражителя зависит от собственного опыта (особенно н абутого в раннем детстве), личностных качеств, когнитивных процессов и психических состояний личности, обеспечивающие психологический механизм определения индивидуальной значимости стрессора. Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации личности в детском возрасте, когда в значительной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования. Вс тановлено, что вероятность возникновения связанных со стрессом психических (особенно невротических) расстройств зависит от соотношения стрессоров, которые влияли на человека в детстве (особенно стрессовые ситуации й, которые были обусловлены неадекватным поведением матери: ее упрямство, нетерпеливость к другим, завышенные притязания, авторитарность, чрезмерные требования к ребенку или, наоборот, обидчивость, сниженный эмоциональный фон, пессимизм, неуверенность в себе). Имеет место и негативное влияние со стороны отца: поведение, занижает самооценку ребенка, недостаток внимания, агрессивность. Причем особенности общения с матерью не могут компенсировать стрессогенные ситуации, связанные с отецбатьком.

. Психологическийс трес — это мобилизация сил организма, возникающая в ответ на измененные условия существования. Различают:

дистресс — мобилизация (реакция) сил организма в ответ на негативные условия, события (н-р, двойка на экзамене);

аустрес — мобилизация (реакция) сил организма в ответ на позитивные события, условия (н-р, свадьбы)

Способы саморегуляции делятся на две группы: способы предупреждения стресса, способы выхода из стресса

. Способы предупреждения стресса

а) на основе учета объективных стрессогенных факторов

. Способы предупреждения стресса основываются на знании факторов, его обусловливающих. Существуют объективные и субъективные факторы стресса. Объективно существующие факторы стресса — это факторы, которые не зависят от нас, от нашего сознания. Такие факторы условно можно объединить в следующие подгруппы:

. Объективно непоправимое (смерть, смертельная болезнь, природные и социальные катаклизмы). С такими факторами встречается в течение своей жизни каждый человек независимо от того, желает она этого или нет. Поэтому важно разбираться в а природе объективных факторов, сформировать собственную психологическую готовность действовать и жить в условиях объективно непоправимыйо. . В основе объективно существующего стрессогенных фактора всегда лежит потеря

В современном обществе люди постоянно несут потери. К ним ведут и природные катастрофы, и все чаще случаи терроризма и личные кризисы, без которых не обходится ни одна человеческое существо. Оказываясь в вы ири собственной жизни и загружаясь об страдания многих людей, несется бурным потоком из всех средств массовой информации, средняя лицо может быть слишком перегружена мыслями о возможные потери. Однако без потерь в течение всей жизни невозможно личностный рост. Многие люди потерей только смерть, но потери различных типов происходят ежедневноодня.

По определению. В. Шевченко потерей является любая ситуация, действительно, потенциальная или осознанная, в которой ценен для человека объект меняется или становится недоступным больше. Каждый из нас подвергается постоянным потерь. Потери одного человека могут быть неотъемлемой дчутнимы и незаметными для других, особенно это касается психологических потерь. Примером может быть плач ребенка, когда выбросили какой-либо ее камешек или кусочек стекла, который она представляла себе частью пиратских сокровищ, и который взрослым показался обычным мусором потерей для человека освобождения ее работы, когда потеря дохода является заметной и понятной для других, потеря самоуважения не является очевидной для в точеные [11, с 9-129-12].

Переход от одного периода личностного развития к другому также сопровождается потерями. Примером такой зрилиснои потери или потери взросления является молодой человек, который теряет детскую свободу от отв ственности. Другие примеры потерь, связанных с ростом и развитием человека, изложены ниже в таблице 1.

. Таблица 1 . Потери, связанные со стадиями личностного роста и развития

Стадия роста и развития (возрастной период)

uchebnikirus.com

PDF. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). Шаповаленко И. В.
Страница 305. Читать онлайн

306 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека.

Анциферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития Л Психологический журнал. 1999. № !. С. 6 — !9.

Аргайл йг’. Психология счастья. М., 1990.

Боровинская Л.В., Фролов Ю.И. Кризис 30 лет и модели поведения женщин II

Психология зрелости и старения. 2001. № 6.

Васияюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис Л Психологический журнал. 1995. № 3.

Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости

(4! — 46 лет) ! Под ред. И.Я. Петрова. М., 1978.

Ганезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.

Кгмиов Е.A. Психология профессионала. М., 1996.

Коудиен В. Внутренняя сила. СПб., 1997

Ньюмен Ю., Ньюмен Б. Различия между детством и взрослостью: идентификационная граница.

Психология возрастных кризисов: Хрестоматия! Сост, К.В. Сельченок. Мн., 2000. Самоукина НВ. Парадоксы любви и брака. M., 1998.

Саиоукина Н.В. Психология материнства Л Прикладная психология. 1998. № 6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Собояьников В.В. Психология развития зрелой личности в особых условиях. Новосибирск, 1998.

Фиеиппова ГГ. Материнство: сравнительно-психологический подход II Психологический журнал. 1999. № 5.

Фонюана Д. Как справиться со стрессом. — — Перри Г. Как справиться с кризисом.-

Брум А., Длселлико Х. Как жить с вашей болью. М., 1995.

Франка В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Холодная МА. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.

Хорна К. Невротическая личность нашего времени. М., ! 993.

Шайе К.У. Интеллектуальное развитие взрослых II Психологический журнал.

ВЗРОСЛОСТЬ: СТАРЕНИЕ И СТАРОСТЬ

1. Старость как биосоциопсихологическое

Поздняя взрослость, старость как психологический возраст — это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Старость рассматривается как сложное биосоЧиопсихологическое явление. Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Как социальное явление, старость обычно ассоциируется с

Читайте еще:

Лекция седьмая. Замещение частной собственности собственностью личной.Становление интеллектуального класса в качестве элиты постиндустриального общества резко подчеркивает грань, отделяющую его от остального социума. В отличие от индустриального общества, это неравенство вполне оправдано, так как новая элита не является паразитической, а обращает себе на пользу.

ГЛАВА 8Сразу хочу вас разочаровать. В этой книге вы не найдете точных научных выкладок, не утолите своей неуемной жажды научных знаний. Возможно, вы не откроете для себя ничего нового, прежде неведанного, и все, о чем здесь говорится, вы давно знаете. Более того, некоторые утверждения могут показаться.

Но ДЮМА и ДРАЙЗЕР отличаются е»Для брака из четырех типов асимметрич> приемлем лишь один: муж — передатчик,; ник. И то лишь в том случае, если мужская в семье соответствуют классически патриа] феминисток и инфантильных мужчин-под ден обратный вариант: жена — передатчик).

5. Библейские основания для исцеления памятиПотом она поняла, что та ночь была кульминацией отчаяния и ненависти к себе. Именно с той поры Джойс стала думать и чувствовать, что Бог наказывает ее; она сама продолжала наказывать себя своим разрушительным сексуальным поведением. В своей молитве она позволила милостивому и любящему Богу.

Вместо послесловия.Эти пророчества, предчувствия, подозрения, не нуждающиеся во внешних подтверждениях, обладают поистине магической способностью создавать полный эффект «реальности», что и определяет их особую важность для темы нашего разговора. Они по праву занимают достойное место не только в жизни отдельных.

7. Наведение через косвенно обусловленное закрытие глазВ своих попытках концептуализовать эриксоновское понимание транса и его фасилитацию мы использовали ряд различных моделей

Общество, состоящее из различных слоев, обычно представляют в виде пирамиды, вверх по уступам которой карабкаются люди. Но можно воспользоваться другим сравнением и сказать, что люди в большинстве своем рождаются на неплодородном склоне горы и потом прилагают все старания, чтобы перебраться.

«Перенос».В результате стойких торможений, создающихся с раннего детства современной средой по отношению к большому количеству проявлений в первых двух областях, биологически наиболее ответственных, – сумма возбуждений, сосредоточенных вокруг них, в порядке переключений центров его накопления неизбежно.

Глава 6. Черные и белыеХэл. Так, я чувствовал. я был очень травмирован. .Я думал, не был ли я причиной ее приступов и какую роль я играл в этом. В какой-то степени я был виноват, потому что не находил времени выслушать ее, не знал, что это все так серьезно. И мне было тяжело думать, что, много работая с другими.

bookap.info

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУ ДАРСТВЕffilЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА. Кафедра социальной психологии рег.

Транскрипт

1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУ ДАРСТВЕffilЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА Факультет психологии Кафедра социальной психологии рег.

— 2.PL.1-t СОГЛАСОВАНО Заведующий кафедрой социальной _ псих

оло _..-. _ Г.В. Гаталъская 2с> r. СОГЛАСОВАНО Декан факультета психологии

2014г. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИllЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ЭРГОНОМИКА» для специальности 1-23 О 1 04 Психология специализации 1-23 О Социальная психология специализации 1-23 О Педагогическая психология специализации 1-23 О Психология семейных отношений специализации 1-23 О О Психология предпринимательской деятельности Составители: Т.Е. Черчес, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии БП1У ; О.И. Деревянко, преподаватель кафедры социальной психологии БГПУ Рассмотрено и утверждено на заседании Совета БГПУ 1)

2014 г. протокол 8

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящий электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по учебной дисциплине «Психология труда, эргономика» предназначен для преподавателей и студентов БГПУ дневной и заочной форм получения образования, обучающихся по специальности «Психология». ЭУМК представляет собой систему дидактических средств обучения по учебной дисциплине «Психология труда, эргономика», созданную в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, сформулированных программой по этому предмету и служащих всестороннему развитию личности студента. Цель создания ЭУМК: — повышение уровня компетентности студентов в области психологии труда и эргономики; — улучшение методического обеспечения учебного процесса на факультете психологии БГПУ по дисциплине «Психология труда, эргономика». ЭУМК составлен в соответствии с содержанием учебной программы дисциплины «Психология труда, эргономика». Психология труда — отрасль психологической науки, изучающая трудовую деятельность человека и ее психологические особенности, в зависимости от используемых орудий труда (технических средств труда), организации производственного процесса, индивидуально-психологических характеристик человека. Учебная дисциплина «Психология труда, эргономика» является одной из основных в цикле специальных дисциплин государственного компонента, что составляет основу профессиональной подготовки специалиста данного профиля высшей квалификации. При разработке ЭУМК учтены данные современных социальных, педагогических, психологических исследований в области психологии труда и эргономики, проведенные в Республике Беларусь и зарубежными исследователями. В основу разработки ЭУМК положены принципы научности, системности, рефлексивно-деятельностного подхода, практической направленности обучения. Содержание дисциплины выстроено с опорой на знания: общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, педагогической психологии, дифференциальной психологии. Основными разделами настоящего ЭУМК являются: теоретический, практический, контроля знаний и вспомогательный. Теоретический раздел ЭУМК содержит содержание дисциплины, примерный учебно-тематический план лекционных занятий. Практический раздел ЭУМК содержит план семинарских занятий, а также план управляемой самостоятельной работы студентов, в котором отражено достаточно большое разнообразие форм контроля знаний. В раздел контроля знаний включены вопросы к экзамену, критерии оценок аттестации студентов, методика формирования итоговой оценки, а также бланковый тест контроля знаний для текущей аттестации студентов. 2

3 Вспомогательный раздел ЭУМК представлен: рекомендуемым списком основной и дополнительной литературы; электронной библиотекой (33 источника); методическими рекомендациями, разработанными как для студентов, так и для преподавателей читающих учебную дисциплину; терминологическим словарем по учебной дисциплине «Психология труда, эргономика»; дополнительным материалом для подготовки к семинарским занятиям и к управляемой самостоятельной работе студентов. Содержательным дополнением вспомогательного раздела являются рекомендации для студентов по преодолению экзаменационного стресса. В результате работы с ЭУМК студент должен: знать методологические основания психологии труда, объяснительные теории поведения человека в профессиональной деятельности, категориальный аппарат дисциплины, фундаментальные принципы, стратегии и методы психологического сопровождения на этапах профессионального становления; уметь разрабатывать программы конструктивного разрешения профессиональных кризисов и минимизации развития профессиональных деформаций; владеть приемами самообразования и самопомощи. ЭУМК рассчитан для учебной дисциплины «Психология труда, эргономика», объём которой составляет 207 часов; из которых 64 часов — лекционные занятия, 60 часов — семинарские занятия. Итоговый контроль знаний студентов по дисциплине проводится в форме экзамена. 3

4 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1. Методологические основы психологии труда Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Объект, предмет, задачи психологии труда. Место психологии труда в системе наук. Взаимосвязи психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Основные методологические принципы психологии труда. Формирование психологического знания о труде на различных этапах исторического развития человеческого общества (древность, эпоха феодализма, вв.). История развития зарубежной психологии труда. История развития советской и российской психологии труда. История развития психологии труда в Республике Беларусь. Тема 2. Методы исследования в психологии труда Неэкспериментальные методы. Метод наблюдения, особенности его использования в психологии труда. Методы опроса в психологии труда. Беседа. Анкетирование. Биографический метод. Тесты. Экспериментальные методы (естественный и лабораторный эксперименты). Специфические методы психологии труда. Профессиографические методы. Метод экспертных оценок и его применение в изучении профессионально важных качеств работников. Метод критических инцидентов. Хронометраж. Фотография рабочего дня. Трудовой метод (самонаблюдение психолога, «эксперимент на себе»). Анализ продуктов трудовой деятельности. Циклография. Оценка рабочей позы. Применение физиологических методов для регистрации физиологических функций человека в процессе труда. Моделирование. Методы изучения групповой деятельности. Тема 3. Трудовая деятельность, как объект психологии труда Общепсихологические представления о деятельности. Типы деятельности (игровая, учебная, трудовая). Системный подход к анализу трудовой деятельности (В.Д. Шадриков). Социальная сущность трудовой деятельности. Физиологическая сущность трудовой деятельности. Психологическая сущность трудовой деятельности. Психологические признаки трудовой деятельности (Е.А. Климов). Психологические регуляторы трудовой деятельности (Е.А. Климов). Психологическая структура совместной деятельности. Психологическая готовность к деятельности. Длительное и временное состояние готовности. Структура состояний психологической готовности. Адаптация и дезадаптация. 4

5 Труд, профессиональная деятельность, профессия, должность. Функции трудовой деятельности. Структура трудовой деятельности. Тяжесть труда. Оценка тяжести труда. Эффективность трудовой деятельности. Классификационные признаки трудовой деятельности: по содержанию труда; по средствам труда; по условиям труда; по организации труда; по требованиям к субъекту труда. Психологические факторы безопасности трудовой деятельности. Объективные и субъектные причины несчастных случаев и аварий. Методы изучения и анализа несчастных случаев и аварий. Психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности. Тема 4. Психология субъекта трудовой деятельности Человек как субъект деятельности. Структурно-функциональный анализ субъекта деятельности (когнитивный, регулятивный, коммуникативный компоненты). Психологические основы профессионального становления личности. Факторы, детерминирующие становление личности как субъекта труда. Основные этапы становления личности как субъекта труда (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Д. Сьюпер). Психологическое сопровождение профессионального становления личности как субъекта труда. Проблема кризиса в профессиональном становлении личности (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк). Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития. Психологические особенности кризисов профессионального становления. Соотношение личности и профессии. Прогрессивная стадия профессионального развития личности (формирование профессиональных мотивов; формирование структуры профессиональных способностей). Регрессивная стадия профессионального развития личности. Профессиональные деструкции: профессиональная деформация, профессиональные акцентуации, профессиональная стагнация, синдром профессионального выгорания. Тема 5. Психология профессий Профессиональное и личностное самоопределение субъекта труда. Основная цель и задачи профессионального самоопределения. Типы и основные уровни профессионального самоопределения. Профессионализация субъекта труда. Профессионально-важные свойства. Профессиональноважные качества (ПВК). Индивидуальный стиль деятельности. Принципы определения профессиональной пригодности. Психологическая система деятельности и профессиональная пригодность. Профессиональная пригодность и профессиональная надежность. Надежность субъекта труда (профессиональная, функциональная). Принципы психологического анализа ошибочных действий и классификация их причин. Профессиональная ориентация. Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития субъекта профессионального 5

6 самоопределения. Общая характеристика активизирующих профориентационных методов. Профессиональный психологический отбор персонала. Сущность профессиографии. Профессиограмма и психограмма. Принципы составления профессиограмм (К.К. Платонов, О.Г. Носкова). Дифференцированное профессиографирование. Методы профессиографических исследований. Психологическая классификация профессий. Классификация профессий Дж. Холланда. Классификация профессий Е.А. Климова. Описательные психологические характеристики типов профессионалов. Тема 6. Психические состояния в профессиональной деятельности Общая характеристика функциональных состояний (показатели, формирование, структура). Механизмы и функции функциональных состояний. Классификация и виды функциональных состояний. Работоспособность субъекта труда. Психофизиологические компоненты работоспособности. Динамика работоспособности (Г.М. Зараковский, А.Б. Леонова). Взаимосвязь категорий «работоспособность» и «утомление». Причины, признаки и виды утомления. Теоретические концепции проблемы утомления. Механизм утомления. Особенности утомления в различных видах деятельности. Развитие и механизмы регуляции утомления. Методы диагностики профессионального утомления. Состояние монотонии и психического пресыщения в труде. Влияние монотонности на организм человека и его трудовую деятельность. Критерии оценки монотонности. Регуляции развития монотонии. Профессиональный стресс. Причины профессионального стресса. Виды профессионального стресса. Реакции субъекта труда на профессиональный стресс. Специфика развития стресс-синдромов в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, возраста, стажа работы и гендерных различий. Методы и средства управления функциональными состояниями. Тема 7. Прикладная психология труда Профессиональная пригодность практического психолога (критерии и факторы). Противопоказания к деятельности практического психолога. Модель деятельности практического психолога (Е. Аллен, Г.С. Абрамова). Этапы профессионального развития практического психолога. Профессиональная психологическая культура практического психолога. Культура речи практического психолога. «Кризисы-разочарования» в деятельности практического психолога. Профессиональные деструкции в развитии практического психолога. Психологические аспекты социально-трудовой адаптации личности с ограниченными возможностями. Способность к труду при особенностях развития личности. Психология восстановительной трудотерапии. 6

7 Трудотерапия при психопатологии. Психологические аспекты экспертизы трудоспособности человека с ограниченными возможностями. Психология трудовой деятельности в особых и экстремальных условиях. Закономерности деятельности в экстремальных условиях. Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях. Переносимость экстремальных условий. Тема 8. Эргономика как наука. Условия и организация операторской деятельности. Эргономика как научная и проектная дисциплина. Научно-технические предпосылки возникновения эргономики. Структура и состав эргономики. История развития эргономики в советской, российской психологии и Республике Беларусь. Методы исследования в эргономике. Эргономичность Системы «Человек-Машина-Среда» (СЧМС). Эргономические свойства СЧМС: управляемость, обитаемость, обслуживаемость, освояемость. Эргономические показатели СЧМС. Методологические подходы к проектированию СЧМС. Этапы эргономического проектирования: структура, назначение и содержание. Проектирование деятельности человека-оператора. Эргономическая оценка технических средств деятельности. Эргономическая оценка деятельности человека-оператора. Тема 9. Система «Человек-Машина-Среда» «СЧМС»: состав и общие особенности. Классификация «СЧМС» и особенности отдельных групп «СЧМС»: по целевому назначению, по характеристикам человека, по характеристикам машины, по типу взаимодействия человека и машины. Свойства системы «СЧМС»: быстродействие, надежность, точность работы, безопасность туда, степень автоматизации. Функциональные характеристики человека и машины. Адаптация человека и техники. Деятельность человека-оператора в СЧМС. Этапы операторской деятельности. Психическая регуляция деятельности человека-оператора в СЧМС. Эффективность операторской деятельности. Структура характеристик человека в СЧМС. Классификация характеристик зрительного анализатора. Содержание характеристики зрительного анализатора. Характеристики слухового анализатора. Антропометрические характеристики мужчин и женщин. Рабочие движения человека-оператора. Оптимизация рабочих движений. Средства отображения информации: назначение и классификация. Информационные модели. Эргономические требования к средствам отображения информации. Органы управления. Эргономические требования к органам управления. Рабочее место человека-оператора: понятие, состав и классификация. Общие эргономические требования к рабочему месту. Выбор рабочей позы и 7

8 параметров рабочего места. Организация интерьера рабочего места. Эргономика рабочего места при использование компьютера. 8

9 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Методологические основы психологии труда Вопросы для рассмотрения: 1.1 Введение в психологию труда и эргономику. 1.2 История развития зарубежной и отечественной психологии труда и эргономики. Литература: 1. Вайнштейн Л.А. Психология труда: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. — Минск: БГУ, с. 2. Носкова О.Г. Психология труда / Под ред. Е.В. Климова. Академия, с. 3. Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М.: Юрайт, с. 4. Социальная психология труда: теория и практика. Том 1,2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. — М.: Институт психологии РАН, с. Тема 2. Методы исследования в психологии труда Вопросы для рассмотрения: 2.1 Неэкспериментальные методы; 2.2 Экспериментальные методы; 2.3 Психодиагностические методы; 2.4 Специфические методы психологии труда. Литература: 1. Вайнштейн Л.А. Психология труда: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. — Минск: БГУ, с. 2. Носкова О.Г. Психология труда / Под ред. Е.В. Климова. Академия, с. 3. Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М.: Юрайт, с. 4. Социальная психология труда: теория и практика. Том 1,2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. — М.: Институт психологии РАН, с. Тема 3. Трудовая деятельность как объект психологии труда Вопросы для рассмотрения: 3.1 Психологические концепции деятельности; 3.2 Психологическая готовность к деятельности; 3.3 Сущность трудовой деятельности; 3.4 Психологические факторы безопасности трудовой деятельности. Литература: 1. Вайнштейн Л.А. Психология труда: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. — Минск: БГУ, с. 2. Носкова О.Г. Психология труда / Под ред. Е.В. Климова. Академия, с. 3. Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М.: Юрайт, с. 9

10 4. Социальная психология труда: теория и практика. Том 1,2 / Отв. ред. A.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. — М.: Институт психологии РАН, с. 5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. / B.А. Толочек. 2-е изд. — СПб.: Питер, с. 6. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. — М.: ИП РАН, с. 7. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Кандыбович, Л.А. Кандыбович. — Мн., с. Тема 4. Психология субъекта трудовой деятельности Вопросы для рассмотрения: 4.1 Человек как субъект трудовой деятельности; 4.2 Психологические основы профессионального становления личности как субъекта труда; 4.3Кризисы профессионального становления личности как субъекта труда; 4.4 Соотношение личности и профессии. Литература: 1. Вайнштейн Л.А. Психология труда: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. — Минск: БГУ, с. 2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. — СПб: Изд-во «Питер», с. 3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. 3-е изд. — М.: Академия, с. 4. Носкова О.Г. Психология труда / Под ред. Е.В. Климова. Академия, с. 5. Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М.: Юрайт, с. 6. Социальная психология труда: теория и практика. Том 1,2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. — М.: Институт психологии РАН, с. 7. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала / Е.П. Ермолаева. — М.: Институт психологии РАН, с. 8. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: уч. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. — М.: Академический Проект, с. 9. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, с. 10.Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. 2-е изд. — СПб.: Питер, с. Тема 5. Психические состояния в профессиональной деятельности Вопросы для рассмотрения: 5.1 Определение понятия «функциональные состояния»; 5.2 Работоспособность субъекта трудовой деятельности; 5.3 Утомление, как функциональное состояние; 5.4 Монотония, как функциональное состояние; 5.5 Профессиональный стресс; 10

11 5.6 Управление функциональными состояниями. Литература: 1. Вайнштейн Л.А. Психология труда: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. — Минск: БГУ, с. 2. Бодров В.А. Профессиональное утомление: Фундаментальные и прикладные проблемы / В.А. Бодров. — М.: Институт психологии РАН, с. 3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. — СПб: Изд-во «Питер», с. 4. Носкова О.Г. Психология труда / Под ред. Е.В. Климова. Академия, с. 5. Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М.: Юрайт, с. 6. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, с. 7. Социальная психология труда: теория и практика. Том 1,2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. — М.: Институт психологии РАН, с. 8. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. — М.: Институт психологии РАН, с. 9. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. 2-е изд. — СПб.: Питер, с. Тема 6. Психология профессий Вопросы для рассмотрения: 6.1 Профессионализация субъекта труда; 6.2 Профессиональная пригодность; 6.3 Профориентология; 6.4 Профессиографирование; 6.5 Психологическая классификация профессий. Литература: 1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд / В.А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, с. 2. Вайнштейн Л.А. Психология труда: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. — Минск: БГУ, с. 3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие. 3-е изд. / Е.А. Климов. — М.: Академия, с. 4. Носкова О.Г. Психология труда / Под ред. Е.В. Климова. Академия, с. 5. Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М.: Юрайт, с. 6. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика: уч. пос. для высшей школы / Э.Ф. Зеер и др.. — М.: Академический Проект, с. 7. Иванова Е.М. Профориентационная профессиография. Методическое пособие / Е.М. Иванова. — М.: Высшая школа психологии, с. 11

12 8. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: уч-к для вузов / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, с. Тема 7. Прикладная психология труда Вопросы для рассмотрения: 7.1 Профессиональная деятельность практического психолога; 7.2 Психологические аспекты социально-трудовой адаптации личности с ограниченными возможностями; 7.3 Психология трудовой деятельности в особых и экстремальных условиях; 7.4 Психологическая трудовая экспертиза. Литература: 1. Вайнштейн Л.А. Психология труда: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. — Минск: БГУ, с. 2. Носкова О.Г. Психология труда / Под ред. Е.В. Климова. Академия, с. 3. Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М.: Юрайт, с. 4. Социальная психология труда: теория и практика. Том 1,2 / Отв. ред. A.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. — М.: Институт психологии РАН, с. 5. Смирнов Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. — Х.: Гуманитарный центр, с. 6. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. / B.А. Толочек. 2-е изд. — СПб.: Питер, с. Тема 8. Эргономика как наука. Условия и организация операторской деятельности Вопросы для рассмотрения: 8.1 Эргономика как научная и проектная дисциплина; 8.2 Эргономичность Системы «Человек-Машина-Среда» (СЧМС); 8.3 Методологические подходы к проектированию СЧМС. Литература: 1. Вайнштейн Л.А. Эргономика: уч. пособие / Л.А. Вайнштейн. — Минск: ГИУСТ БГУ, с. 2. Сергеев, С.Ф. Инженерная психология и эргономика: уч. пособие / C.Ф. Сергеев. — М: НИИ школьных технологий, с. Тема 9. Система «Человек-Машина-Среда» Вопросы для рассмотрения: 9.1 Характеристика Системы «Человек-Машина-Среда» (СЧМС); 9.2 Характеристика человека-оператора в СЧМС; 9.3 Организация операторской деятельности. Литература: 1. Вайнштейн Л.А. Эргономика: уч. пособие / Л.А. Вайнштейн. — Минск: ГИУСТ БГУ, с. 12

13 2. Сергеев, С.Ф. Инженерная психология и эргономика: уч. пособие / С.Ф. Сергеев. — М: НИИ школьных технологий, с. 13

14 ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Семинар 1 Тема: Методологические основы психологии труда. 1. Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. 2. История зарубежной психологии труда 3. Психология труда в России в е гг. XX в. 4. История развития психологии труда в России с 1960г. XX в. 5. Советская психология труда в годы ВОВ и в послевоенные годы 6. История развития психологии труда в Республике Беларусь Семинар 2 Тема 2. Методы исследования в психологии труда 1. Неэкспериментальные методы (наблюдение, метод опроса и др.). 2. Экспериментальные методы (естественный и лабораторный эксперименты). 3. Психодиагностические методы. 4. Специфические методы психологии труда. 5. Обзор современных эмпирических исследований по психологии труда. Семинар 3 Тема: Трудовая деятельность как объект психологии. 1. Внешние характеристики трудовой деятельности (субъект труда, предмет труда, условия труда, средства труда, организация труда). 2. Внутренние характеристики трудовой деятельности (мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, прогнозирование результатов деятельности, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция). 3. Готовность к деятельности. Основные виды и типы психологической готовности к деятельности. 4. Фазы и этапы формирования психологической готовности к деятельности. Структура психологической готовности к профессиональной деятельности (Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко). 5. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и адаптация личности к профессии. Дезадаптация. Семинар 4 Тема: Трудовая деятельность как объект психологии. 1. Понятие о труде и трудовой деятельности. Эффективность трудовой деятельности. 2. Классификационные признаки трудовой деятельности. 3. Социальная сущность труда. 4. Физиологическая сущность труда. 5. Психологическая сущность труда. 6. Объективные и субъектные причины несчастных случаев и аварий в трудовой деятельности. 14

15 Семинар 5 Тема: Психология субъекта трудовой деятельности. 1. Человек как субъект деятельности. Факторы, детерминирующие становление личности как субъекта труда. 2. Основные этапы профессионального становления личности как субъекта труда (Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Д. Сьюпер). Сравнительный анализ. 3. Модели профессиональной деятельности специалиста Л.М. Митиной (модель адаптивного поведения и модель профессионального развития). 4. Психологическое сопровождение на разных этапах профессионального становления личности как субъекта труда. Семинар 6 Тема: Психология субъекта трудовой деятельности. 1. Проблема кризиса в профессиональном становлении личности (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк). 2. Психологические особенности кризисов профессионального становления. 3. Прогрессивная стадия профессионального развития личности (формирование профессиональных мотивов; формирование структуры профессиональных способностей). 4. Профессиональная деформация (мотивационная сфера; когнитивная сфера; деформация структуры личности). 5. Трудоголизм — как профессиональная деформация субъекта труда. 6. Синдром профессионального выгорания. Семинар 7 Тема: Психические состояния в профессиональной деятельности. 1. Общая характеристика функциональных состояний (показатели, формирование, структура и классификация). 2. Работоспособность. Динамика работоспособности (Г.М. Зараковский, А.Б. Леонова). 3. Утомление: причины, признаки и виды утомления. Теоретические концепции проблемы утомления. 4. Состояние монотонии и психического пресыщения в труде. 5. Профессиональный стресс: причины, виды и реакции субъекта труда на профессиональный стресс. 6. Специфика развития стресс-синдромов в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, возраста, стажа работы и гендерных различий. 7. Методы и средства управления функциональными состояниями. Семинар 8 Тема: Психология профессий. 1. Профессиональное самоопределение субъекта труда (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников). 2. Показатели профессионализации (Ю.П. Поваренков): профессиональная продуктивность, профессиональная идентичность, профессиональная зрелость. 3. Профессионально-важные свойства субъекта труда. 4. Профессионально-важные качества (ПВК) субъекта труда. 15

16 5. Индивидуальный стиль деятельности субъекта труда. Семинар 9 Тема: Психология профессий. 1. Профессиональная пригодность. Формирование профессиональной пригодности (В.А. Бодров). 2. Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития субъекта профессионального самоопределения. 3. Профессиограмма и психограмма. Принципы составления профессиограмм. 4. Классификация профессий Дж. Холланда. Классификация профессий Е.А. Климова. 5. Описательные психологические характеристики типов профессионалов. Семинар 10 Тема: Прикладная психология труда. 1. Профессиональная пригодность практического психолога (критерии и факторы). 2. Этапы профессионального развития практического психолога. 3. Модель деятельности практического психолога (Е. Аллен, Г.С. Абрамова). 4. Профессиональная психологическая культура и культура речи практического психолога. 5. Профессиональные деструкции в развитии практического психолога. Семинар 11 Тема: Прикладная психология труда. 1. Способность к труду при особенностях психического развития личности. 2. Трудотерапия при психопатологии. 3. Психологические аспекты экспертизы трудоспособности человека с ограниченными возможностями. 4. Закономерности деятельности в особых и экстремальных условиях. 5. Изменения в поведении и функциональном состоянии в особых и экстремальных условиях. 6. Психологическая трудовая экспертиза. Виды и формы психологической трудовой экспертизы. Семинар 12 Тема: Эргономика как наука. Условия и организация операторской деятельности. 1. Научно-технические предпосылки возникновения эргономики. 2. История развития эргономики в советской, российской психологии. 3. История развития эргономики в Республике Беларусь. 4. Методы исследования в эргономике (неэкспериментальные, экспериментальные, психодиагностические, специфические). Семинар 14 Тема: Эргономика как наука. Условия и организация операторской деятельности. 1. Эргономические свойства СЧМС: управляемость, обитаемость, обслуживаемость, освояемость. 2. Эргономические показатели СЧМС (количественные и качественные). 16

17 3. Этапы эргономического проектирования: структура, назначение и содержание. 4. Проектирование деятельности человека-оператора. 5. Эргономическая оценка технических средств деятельности. 6. Эргономическая оценка деятельности человека-оператора. Семинар 15 Тема: Система «Человек-Машина-Среда». 1. СЧМС: состав и общие особенности. Классификация СЧМС. 2. Свойства системы СЧМС: быстродействие, надежность, точность работы, безопасность труда, степень автоматизации. 3. Этапы операторской деятельности (прием информации, обработка информации, принятие решения, реализация принятого решения). 4. Распределение функций между человеком и машиной. Адаптация человека и техники. 5. Психическая регуляция деятельности человека-оператора в СЧМС. Семинар 16 Тема: Система «Человек-Машина-Среда». 1. Характеристики зрительного анализатора человека-оператора. 3. Характеристики слухового анализатора человека-оператора. 4. Средства отображения информации: назначение и классификация. Информационные модели. 5. Эргономические требования к средствам отображения информации. 6. Органы управления: назначение и классификация. 7. Эргономические требования к органам управления. 17

18 ПЛАН УСРС по учебной дисциплине «Психология труда, эргономика» Название темы УСРС 1 Тема: История развития зарубежной и отечественной психологии труда и эргономики. Вопрос: Формирование психологического знания о труде на различных этапах исторического развития человеческого общества (древность, эпоха феодализма, вв.). Задание: Провести аналитический обзор формирования психологического знания о труде на различных этапах развития общества. УСРС 2 Тема: Психологические концепции деятельности. Вопрос: Общепсихологические представления о деятельности в исследованиях Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, К.А. Альбухановой-Славской и др. Задание: Описать содержательные характеристики теоретических подходов к определению деятельности. УСРС 3 Тема: Психологические основы профессионального становления личности как субъекта труда. Содержание эссе предполагает ответы на следующие вопросы: — Почему профессиональное развитие рассматривается неотделимо от личностного развития личности?; — Какие социальные факторы оказывают влияние на профессиональное развитие субъекта труда?; — Какие концепции профессионального развития вы знаете? Дать краткую характеристику. Объем эссе до 2 печатных листов. УСРС 4 Тема: Психические состояния в профессиональной деятельности Задание: Составить словарь терминов Словарь терминов должен содержать: формулировку термина, содержательную характеристику термина УСРС 5 Тема: Профориентология. Вопрос: Общая характеристика активизирующих профориентационных методов. Задание: Изучить активизирующие профориентационные методы. Описать назначение метода и способ использования. Кол-во часов 2 лекция 2 лекция 2 семинар Форма контроля т а р Ве Он Реферат Эссе S о щ t а я > 3 2 семинар — S и и Нв* и о Ч 2 семинар о са Я — 2 & и н а а са о Ч и Дата контроля 18

19 УСРС 6 Тема: Профессиональная деятельность практического психолога. Задание: 1. просмотреть 1 к/ф из приложенного списка; 2. описать профессиональную деятельность практического психолога по выделенным критериям: профессиональная компетентность практического психолога; профессионально-важные качества практического психолога; профессиональная психологическая культура практического психолога; культура речи практического психолога; противопоказания к деятельности практического психолога. УСРС 7 Тема: Эргономичность Системы «Человек-Машина- Среда» (СЧМС). Задание 1: Разработать структурно-логические схемы по вопросу «Эргономические свойства СЧМС» с учетом количественных и качественных показателей. УСРС 8 Тема: Эргономичность Системы «Человек-Машина- Среда» (СЧМС). Задание 2: Провести тестирование технического устройства (GSM-телефона/планшета) по эргономическим свойствам. 4 семинар 2 лекция 2 семинар УСРС 9 Тема: Организация операторской деятельности. 2 лекция н а Задание 1: Составить реферат по теме «Эргономика рабочего 2015 г. ационный

Учебные задачи дисциплины: процесс изучения дисциплины «Профконсультирование» направлен на формирование следующих компетенций:

Пояснительная записка (методические указания). Исходный уровень компетенций, знаний, умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению дисциплины «Профконсультирование»: приступая к изучению

docplayer.ru