Обсессивный невроз у подростков

Проявления и лечение обсессивно-компульсивного расстройства у детей и подростков

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) может встречаться не только у взрослых, но и у подростков, и даже детей.

Благодаря исследованиям последних лет удалось установить, что у 33-50% взрослых, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством, первые проявления болезни возникли до 15 лет.

В ходе эпидемиологических исследований обнаружено что у 0,5-2% подростков определяются признаки данного заболевания. ОКР может встречаться даже у детей 7-летнего возраста, однако гораздо реже, чем среди подростков.

В детском возрасте признаки обсессивно-компульсивного расстройства личности чаще наблюдаются у мальчиков. Начиная с подросткового возраста, заболевание встречается с одинаковой частотой у представителей обоих полов.

Причины возникновения

Точная причина обсессивно-компульсивного расстройства у детей и подростков неизвестна.

Установлено, что среди причинных факторов наиболее значимыми являются биологические (к которым относят наследственность, нарушение функционирования центральной нервной системы и метаболизма биогенных аминов) и психологические (особые отношения в семье).

Среди людей, у которых ОКР началось в детском возрасте, гораздо чаще удается найти кровных родственников, страдающих аналогичным заболеванием или тиками, чем среди тех, у кого первые проявления расстройства возникли уже во взрослом возрасте.

Иногда обсессивно-компульсивное расстройство возникает после перенесенной стрептококковой инфекции (ангины, гломерулонефрита, ревматизма).

Данное заболевание чаще возникает у лиц, отличающихся повышенной мнительностью, тревожностью, а также у тех, у кого имеются признаки психастении.

Проявления у детей и подростков

Основные проявления обсессивно-компульсивного расстройства у детей и подростков практические не отличаются от взрослых.

Это нежелательные повторяющиеся или навязчивые мысли (обсессии) и действия (компульсии), навязчивые представления. Все эти явления переживаются детьми и подростками как чуждые, неприятные, они пытаются сопротивляться им.

Наиболее распространенные навязчивые мысли в детском и подростковом возрасте:

  • сомнения, связанные с загрязнением (пример — боязнь запачкаться, дотронувшись до чего-то или кого-то);
  • беспокойство по поводу того, выключил ли ребенок газ, свет, закрыл ли кран с водой, дверь;
  • чрезмерная озабоченность, касающаяся выполнения домашних заданий (например, правильно ли сделал пример, все ли выучил, что задавали в школе, не поставят ли завтра в школе плохую отметку);
  • навязчивый страх, что с родителями, братьями или сестрами или еще с кем-то близким произойдет что-то плохое (при отсутствии поводов для этого);
  • преувеличенное беспокойство по поводу того, симметрично ли расположены предметы (завязаны косички, шнурки, одеты носки).
  • У детей и подростков могут возникать следующие навязчивые действия:

  • повторяющееся мытье рук, ног, принятие душа, даже тогда, когда потребностей в этом нет;
  • навязчивое повторение молитв, защитных слов, чтобы гарантировать, что ничего плохого не случится;
  • регулярное выполнение определенных действий перед сном, которые мешают самому процессу засыпания;
  • некоторые ритуалы в поведении, заключающиеся в касании определенных частей тела, совершении каких-то телодвижений.
  • Иногда могут возникать контрастные навязчивости: мысли о том, чтобы прыгнуть с балкона, ударить кого-то из родных острым предметом, о том, что «мама плохая, пусть она умрет». Такие мысли пугают самого ребенка, он никогда их не реализует.

    Некоторые дети и подростки стараются скрывать беспокоящие их навязчивости, не рассказывают о них родителям, друзьям, чтобы те не посчитали их «ненормальными», психически больными.

    Помимо перечисленных симптомов обсессивно-компульсивного расстройства у детей и подростков может также присутствовать тревога, признаки депрессии (симптомы депрессии у детей и подростков). О наличии данных проявлений болезни дети и подростки не стесняются рассказывать родителям, врачам. Иногда ОКР остается не обнаруженным, а лечат лишь депрессивное расстройство.

    Норма или патология?

    Некоторые родители иногда не уделяют признакам ОКР должного внимания, принимая их за нормальные явления. Схожие признаки могут наблюдаться и при гораздо более тяжелых патологиях.

    Нормальные детские и подростковые ритуалы

    У маленьких детей отход ко сну может сопровождаться определенными ритуалами, особенно это выражено в возрасте от 2 до 3 лет, к школьному возрасту эти традиции становятся гораздо менее выраженными.

    Увлекаться играми с правилами дети начинают лет с 5, коллекционированием — с 6-7.

    В подростковом возрасте могут возникать излишнее увлечение каким-то кумиром, субкультурой, однако это скорее является способом социализации, построения отношений с другими подростками, имеющими аналогичные увлечения, не скрываются от окружающих (во всяком случае от друзей). При обсессивно-компульсивном расстройстве дети и подростки понимают «ненормальность» возникающих проявлений болезни, стараются им противостоять, даже скрывать их от окружающих.

    Шизофрения

    Шизофрения, возникающая в детском или подростковом возрасте, может сопровождаться навязчивыми мыслями или действиями. Поэтому если у ребенка возникают подобные проявления, необходимо тщательно следить за его поведением, нет ли других неадекватных действий, расспросить его, для чего он это делает, с чем связывает появление навязчивостей. Это необходимо для того, чтобы не пропустить возникновения столь тяжелого заболевания как шизофрения.

    Обсессивно-компульсивное расстройство является довольно устойчивым заболеванием. Без соответствующего лечения его признаки у детей и подростков могут сохраняться и спустя несколько лет, причиняя существенный дискомфорт.

    Существует 2 основных методики лечения обсессивно-компульсивного расстройства у детей и подростков — поведенческая психотерапия и медикаментозное лечение. Они могут применяться как по отдельности, так и комбинироваться.

    Управление своим поведением в большинстве случаев начинают с ведения дневника. Он помогает установить факторы и обстоятельства, вызывающие навязчивые действия, выстроить иерархию компульсий.

    Работу над преодолением навязчивостей начинают с определения наиболее легкой из них. Подросток должен тщательно следить за своим поведением, избегая выполнения данной навязчивости. После того, как это удастся, и результат закрепится, можно переходить к более тяжелым навязчивостям. Иногда положительный эффект может сопровождаться усилением тревоги, но это явления является кратковременным, если продолжать бороться с навязчивостью, то и тревога со временем исчезнет.

    Медикаментозное лечение может быть как дополнением поведенческой терапии, так и самостоятельно применяться. Хорошо зарекомендовали себя в лечении обсессивно-компульсивного расстройства личности у детей и подростков антидепрессанты из группы СИОЗС (флувоксамин, флуоксетин, сертралин, циталопрам), а также кломипрамин. Принимать лекарственное средство начинают с очень маленькой дозы, постепенно ее наращивают. Даже после достижения положительного результата нельзя резко прекращать их прием, это чревато обострением расстройства. Поэтому необходимо продолжать поддерживающую терапию, даже на фоне значительного улучшения, длительность которой определяет врач.

    Еще одна патология, встречающаяся не только у взрослых, но и у детей — подростковый алкоголизм.

    psi-doctor.ru

    Неврозы у детей: причины, лечение и профилактика

    К сожалению, в наше время неврозами все чаще страдают и дети. Некоторые родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но правильно поступают мамы и папы, пытающиеся разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.

    В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями (с воспитательной целью) мифического существа: черного мага, злой феи, «бабая» и др.

    Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.

    1. Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.
    2. Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.

      Дети, страдающие неврастенией — плаксивы и раздражительны.

      1. Астенический невроз, или неврастения, также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.
      2. Невротические тики также более характерны для мальчиков. Причиной возникновения может стать как психический фактор, так и некоторые заболевания: например, такие заболевания, как хронический блефарит, конъюнктивит вызовут и зафиксируют привычку необоснованно часто тереть глаза или мигать, а частые воспаления верхних дыхательных путей сделают привычными покашливание или «хрюкающие» звуки через нос. Такие, вначале обоснованные и целесообразные, защитные действия становятся затем фиксированными.

      Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности. Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики. Часто они сочетаются с энурезом и заиканием.

    3. Невротические нарушения сна проявляются у детей такими симптомами: трудности при засыпании, тревожный, беспокойный сон с пробуждениями, ночные страхи и кошмарные сновидения, лунатизм, разговор во сне. Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений. Этот вид невроза чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причины его до конца не изучены.
    4. Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.

      К началу школьного возраста ребенка мучают переживания своего недостатка, занижается самооценка, ожидание ночного мочеиспускания приводит к нарушению сна. Обычно проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.

      При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:

    5. тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;
    6. зацикленность на конфликтной ситуации;
    7. снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;
    8. трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;
    9. повышенная потливость, учащенное сердцебиение, колебания кровяного давления.
    10. Неврозы у подростков

      Невроз у подростков – это неглубокое, полностью обратимое психогенное заболевание, основой которого являются нарушения высшей нервной деятельности, проявляющиеся аффективными расстройствами (переменами настроения, страхами, тревогой, депрессиями и др.).

      Распространенность неврозов среди подростков сложно определить, так как далеко не все родители обращаются за помощью к специалистам. Из числа подростков, находящихся под наблюдением в психоневрологических диспансерах, 15% страдают неврозами. Число детей с невротическими расстройствами ежегодно растет.

      Причины и особенности подростковых неврозов

      Формирование неврозов у подростков происходит при наличии определенных психологических и физиологических факторов (тип нервной системы). У многих детей неврозы возникают еще в раннем детстве в виде нарушения поведения (капризы, агрессия, гиперактивность, упрямство, страхи и др.).

      Для возникновения неврозов в современную эпоху есть все условия. Увеличилось число неполных семей, и подростки переживают стресс от развода родителей, жизни с отчимом или мачехой. Значительно выросла загруженность учебой, что также усугубляет психоэмоциональные нагрузки, чрезмерность которых способен перенести организм не каждого подростка.

      Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

      Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

      К общим относят:

    11. невроз навязчивых состояний;
    12. астенический;
    13. невроз страха;
    14. депрессивный;
    15. истерический и др. неврозы.
    16. А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

      К факторам, провоцирующим развитие психоневрологических расстройств у детей, относятся:

    17. генетические: личностные особенности подростка и черты характера (истеричность, эмоциональная лабильность);
    18. церебрально-органические: минимальные мозговые дисфункции, вызванные патологией беременности и родов;
    19. психосоциальные: напряженные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание, стрессы, неполная семья, алкоголизм родителей и т.д.
    20. неправильная система обучения: из амбициозных соображений родители нередко загружают детей непосильными дополнительными занятиями.
    21. Взаимоотношения родителей с подростком имеют огромное значение. Надо быть внимательным к ребенку, любить его, но не «привязывать» к себе: у него должен быть свой круг общения, друзья. Всегда должно находиться время, чтобы выслушать ребенка и при необходимости поддержать его.

      Постоянная критика и сравнение с другими детьми (не в пользу ребенка) вызовет негативизм и протест со стороны подростка. Такая тактика воспитания обречена на провал. У каждого ребенка свой темперамент и особенности личности, задача родителей – помочь адаптироваться к жизненным требованиям.

      Подростковый кризис

      Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.

      Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

      Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».

      Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

      Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

      Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.

      Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая решения и выбирая компании.

      Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

      Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.

      Виды подростковых неврозов и их симптомы

      Характер проявлений неврозов у подростков может быть физиологическим и психологическим.

    22. головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
    23. нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
    24. изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
    25. мышечная слабость, повышенная утомляемость;
    26. судороги и нервные тики;
    27. невротический кашель;
    28. боли в сердце и в области желудка.
    29. Психологические симптомы неврозов:

      • частая смена настроения, раздражительность;
      • легкая ранимость, повышенная уязвимость, выраженная чувствительность;
      • истерические реакции;
      • склонность к депрессии;
      • различные фобии (страхи).
      • В зависимости от клинических проявлений, комбинации симптомов, у подростков выделяют такие виды неврозов:

      • Истерический невроз, проявлением которого являются частые истерики с рыданиями. Могут наблюдаться истерические параличи конечностей, потеря голоса, рвота, обморок, псевдоалгические проявления (жалобы на боли при отсутствии органического поражения) и другие.
      • Астенический невроз, симптомами которого являются общая слабость, быстрая утомляемость, нарушения сна, проявления ВСД у подростка.
      • Депрессивный невроз со стремлением к уединению, подавленным настроением. Часто его развитие связано со стрессовой ситуацией: разводом родителей, смертью близкого человека, сиротством и ролью «Золушки». Возникать такой невроз может и при наличии у подростка физического недостатка. Бедная мимика, грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, плохой аппетит и сон, низкая самооценка, низкая школьная успеваемость – портрет подростка с депрессивным неврозом.
      • Невроз навязчивых состояний, проявляющийся тиками, спазмом мышц, судорогами. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность (например, у ребенка может возникнуть желание совершить прыжок с балкона).
      • Фобический невроз, для которого характерны различные страхи (одиночества, смерти, темноты и другие). Страх может возникать в виде приступа, особенно перед сном, сопровождаться чувством тревоги, навязчивыми мыслями и представлениями. Это может быть также страх устного ответа на уроке или страх выступления перед аудиторией.
      • Ипохондрический невроз проявляется чрезмерными опасениями и необоснованными страхами заражения или возникновения всевозможных болезней.
      • Лечение или реабилитация подростковых неврозов

        Лечением неврозов у подростков занимаются:

      • детский невролог: проводит обследование подростка для уточнения диагноза, при необходимости назначает успокаивающие или другие лекарственные средства;
      • детский психолог: помогает подростку справиться с комплексами, а родителям найти правильную тактику и подход к подростку, создать необходимый психологический доброжелательный семейный климат;
      • психотерапевт: при неврозе навязчивых состояний проводит сеансы гипнозотерапии.
      • К лечению могут привлекаться также психиатры, рефлексотерапевты, эндокринологи. Правильно и индивидуально подобранное, вовремя проведенное комплексное лечение дает возможность полностью избавить подростка от невроза.

        Профилактика

        Главная роль в обеспечении психологического здоровья и предупреждении развития невроза у подростков принадлежит родителям.

        Важно соблюдать такие правила:

      • Четкое соблюдение режима дня поможет нормализовать функции неустойчивой нервной системы.
      • Необходимо следить за нагрузками ребенка и при появлении симптомов перегрузки снижать их.
      • Посильные физические нагрузки помогут снизить психологическое напряжение.
      • В случае психологических проблем в семье следует прибегнуть к помощи психолога.
      • При стрессовых ситуациях необходимо обеспечить ребенку консультацию детского психолога.
      • При возникновении у подростка психологического напряжения необходимо использовать доступные в домашних условиях средства релаксации (аромалампу с успокаивающими эфирными маслами по совету невролога, хвойные ванны, дыхательную гимнастику, прием отваров успокоительных трав и др.).
      • Резюме для родителей

        Подростковые неврозы легче предупредить, чем избавиться от них. Лечение невроза до полного выздоровления возможно при своевременном обращении за помощью к специалистам и терпеливом выполнении всех рекомендаций.

        Профилактика подростковых неврозов во многом зависит от правильного воспитания, внутрисемейных отношений. Важно научить детей преодолевать жизненные трудности, заниматься психическим закаливанием ребенка с тревожно-мнительным характером, интересоваться его проблемами и интересами.

        Государственная ТРК «Крым», программа «Азбука здоровья», выпуск на тему «Неврозы у подростков»:

        doctor-neurologist.ru

        Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

        Виды неврозов в детском возрасте

        В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. В этом случае ребенок может убегать из школы (иногда даже из дома). Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.

      • Невроз навязчивых состояний. Он делится на 2 вида: обсессивный невроз (невроз навязчивых действий) и фобический невроз, но могут быть и смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.
      • Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики. Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.

      • Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленнее настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.
        1. Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость.

        2. Ипохондрический невроз также более характерен для подросткового возраста. Проявлениями этого состояния является чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья, необоснованный страх возникновения различных заболеваний.
        3. Невротическое заикание чаще возникает у мальчиков в период развития речи: ее становления или формирования фразовой речи (с 2 до 5 лет). Провоцируют его появление сильный испуг, острые или хронические психические травмы (разлука с родителями, скандалы в семье и др.). Но причиной может стать и информационная перегрузка при форсировании родителями интеллектуального или речевого развития малыша.
        4. Анорексия, или невротическое нарушение аппетита, более характерно для раннего и дошкольного возраста. Непосредственной причиной может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение с кормлением какого-либо неприятного события (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).
        5. Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью). Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера. Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность. Физические и психологические наказания еще больше усугубляют проявления.
        6. Невротический энкопрез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез. Страдают этим видом невроза чаще мальчики младшего школьного возраста. Механизм развития до конца не изучен. Причиной чаще является слишком строгие воспитательные меры к ребенку и семейные конфликты. Обычно сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.
        7. Привычные патологические действия: обкусывание ногтей, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания. Чаще проявляется у детей до 2-летнего возраста, но может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.
        8. плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;
        9. повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;
        10. myfamilydoctor.ru