Общение стресс

PsyhologyGuide.ru

Общение при стрессе

Стресс, возникший по причинам, не зависящим от общения, или даже когда сам акт общения оказывается стрессогенным, существенно меняет характер последнего. При этом может проявляться многообразие форм человеческого общения. Отличительной чертой общения при остром стрессе является эмоциональность, которая может резко усиливать или, напротив, подавлять активность взаимодействия людей, делать его приятным, желанным или мучительным, невыносимым. Стресс может пробуждать в людях гуманное отношение друг к другу или, напротив, бесчеловечность.

Выделяют 3 основные стадии развития общения при групповой изоляции: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентаций.

Первая стадия отчетлива, непродолжительна (несколько суток), характеризуется активизацией внимания членов группы друг к другу, повышенной корректностью общения. Продолжительность стадий дискуссии от нескольких дней до 2-3-х недель, иногда до года. Члены изолированной группы, активно общаясь, беседуют на разные темы, выясняют взаимные взгляды на разные вопросы. При этом они активно и, как правило, доброжелательно ищут общения. В ходе дискуссий зарождается коалиционирование, определяется распределение неформальных функциональных обязанностей и ролевых ориентаций.

На стадии ролевых ориентаций возникают довольно устойчивые подгруппы, состояние из 2-3-х (реже 4-х) человек в каждой, со своими центрами притяжения. При длительном пребывании в условиях социальной изоляции первоначально конструкция группы чаще всего пересматриваются, некоторые коалиции распадаются, возникают новые. В этих условиях легко возникают конфликты, вызванные неэффективностью взаимодействия, различиями оценки собственного вклада в общую деятельность и вклада других. При возникновении межличностных напряжений в тех случаях, когда конфликт открыто, не реализовался, повышается стремление к уединению, желание спрятать глаза за книгой, и не встречаться взглядом. Третья стадия в динамике развития общения, отмеченная М.А.Новиковым при гр. изоляции — эта стадия ролевых ориентаций. Она сопровождается либо “кооперативным”, либо “конкурентным” взаимодействием.

Данная схема стадийности общения, при длительной стрессогенной изоляции предложенная М.А.Новиковым, отражает специфику условий, в которых проходили его исследования.

На основании обобщения собственных исследований общения при групповой изоляции в условиях многосуточного вращения во время экспедиций в труднодоступных населенных местностях Китаева – Смык Л.А., в ходе опроса и обследования участков многомесячных рейсов на рыбопромысловой базе «Восток», а также на основании анализа литературных данных им была предложена следующая схема дифференциации стадий развития общения при стрессе (см. Приложение 2. Рис.2). Первой стадией стресогенного изменения общения может считаться ориентировочно «замирание» индивида (индивидов). Эта стадия общения при стрессе может длиться от нескольких секунд, минут до нескольких часов. Она возникает и в незнакомых экстремальных условиях, и в том случае, когда человек бывал в таких условиях раньше, и когда стрессогенный фактор подействовал на человека в присутствии незнакомых ему людей и когда вокруг хорошо знакомые люди. Для этой стадии характерно снижение активности общения. Вербальное общение может полностью прекратиться. Состояния тревожности, настороженности, любопытства, смущения, гнева и т.д., определяющие окраску общения в этой стадии, могут периодически возвращаться (ремиссировать) на протяжении нескольких 1-ых дней и даже недель в ходе общения при развивающемся стрессе.

www.psyhologyguide.ru

«КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ»

Общение без стресса

Глава 5.2 Совершенствование поведенческих навыков

5.2.1 Общение без стресса

Как я уже писал в книге «Психология успеха», искусство общения без стрессов состоит из двух компонентов: информационного и эмоционального . С одной стороны, очень важно самому точно понять собеседника и обеспечить правильное понимание им ваших мыслей и пожеланий, а, с другой стороны, не менее важно создание позитивного эмоционального фона, который исключает возникновение конфликтных ситуаций.

Технологии обеспечения информационного взаимодействия — тема других книг, а здесь мы остановимся на создании благоприятной атмосферы во время общения как на работе, так и в неформальных отношениях. Если мы не позаботимся об этом важном компоненте, и сосредоточимся только на содержательной части коммуникации — стрессы нам обеспечены. Рассмотрим для примера два варианта взаимодействия между начальником и подчиненным на работе и между мужем и женой — дома. «Примерьте» оба эти варианта на себе, и подумайте, в каком случае будет ниже вероятность психологического напряжения (стресса), и где поручение будет сделано лучше и с хорошим настроением:

Муж — жене (не отрываясь от газеты или от телевизора, где идет футбол):

«Рубашку не забудь погладить — у нас завтра совещание в департаменте».

Начальник — подчи-ненному ( со строгим выражением лица ): «К завтрашнему утру мне нужно справка по итогам работы нашего отдела за квартал. И что бы без ошибок — не так, как в прошлый раз!»

Муж — жене ( ласково глядя ей в глаза ): «Дорогая, мне будет очень приятно, если ты погладишь рубашку к завтрашнему совещанию. У тебя это так здорово получается!»

Начальник — подчи-ненному (доброжелательно, с уважением ): « Иван Иванович, мне к завтрашнему дню крайне необходимы данные по нашему отделу за квартал. Я очень на вас надеюсь. И, пожалуйста, хорошенько проверьте исходные цифры, чтобы избежать возможных ошибок»

Вспомните, что чаще всего портит наше настроение, отравляет нашу жизнь? Обиды, непонимание, зависть, ревность, раздражение — то есть негативные компоненты нашего общения. А что приносит нам радость? Отношения любви, дружбы, понимания, интимности, доверия, взаимопомощи. Конечно, имеются и другие немаловажные факторы жизни, влияющие на наше настроение (например, деньги), но их количество в определенной степени зависит от того, как мы смогли выстроить свои отношения с начальниками, подчиненными, компаньонами или конкурентами. Вот вам простая история, из разряда тех, что тысячами происходят в обыденной жизни.

День у Ивана Ивановича начался плохо, а продолжение было еще хуже. Он опоздал на работу на пять минут и для начала получил устный выговор от начальника. Потом босс добавил к нему еще один — на этот раз — с занесением в учетную карточку — за срыв сроков выполнения проекта. При этом он крепко поссорился с коллегой, который, выгораживая себя, свалил всю вину на него. Поэтому, вернувшись домой, Иван Иванович в сердцах накричал на открывшую ему дверь жену, отшлепал некстати попавшегося под руку сына и рухнул в кресло у телевизора, строго приказав не трогать его весь оставшийся вечер.

Как вы думаете, какое настроение было у его супруги, которая в этот вечер полтора часа провела у плиты, готовя ужин для мужа? А попытается ли сын в ближайшее время снова обратиться к папочке со школьными проблемами? И в какой атмосфере проведут все трое этот вечер?

А могло бы быть по-другому?

Например, злой и раздраженный Иван Иванович, возвращаясь домой, подумал бы: “ На работе меня не понимают, но у меня есть одно место, где я могу расслабиться и забыть о своих проблемах. Это дом, в котором меня ждет ласковая, любящая жена и сын, для которого я являюсь опорой и примером”. И если, придя домой, отец семейства повторит все эти мысли вслух и выразит своему семейству признательность за то, что они существуют, то те, в свою очередь, не останутся равнодушными. “ Сегодня у меня был ужасный день, но как я по вас соскучился, мои дорогие!” — эта фраза как по мановению волшебный палочки превратит полное злости и обиды тяжелое гнетущее молчание из первой ситуации в теплую атмосферу любви и взаимопонимания.

Терпение — опора слабости; нетерпение — гибель силы.

Основополагающие принципы эффективного общения впервые четко сформулировал Дейл Карнеги, поэтому давайте вспомним его мудрые советы и постараемся почаще применять их в своей жизни:

Будьте осторожней с критикой.

Критика вызывает всплеск эмоций и выброс в кровь гормонов гнева и равносильна нападению. Как только головной мозг распознает критику, то сразу же отдает приказ симпатической системе готовиться к отражению атаки. Сердце начинает биться чаще, мышцы напрягаются, кожа бледнеет, в кровь поступает адреналин, и в ней повышается уровень глюкозы. Инстинкт личностного самосохранения оберегает личность от воздействия чужой воли. Помимо всего прочего в нас заложена потребность в самостоятельности действий, поэтому любая критика (даже начатая с благими пожеланиями) является первым шагом к конфликтам и стрессам.

Дейл Карнеги писал: «В своих взаимоотношениях с людьми не забывайте, что имеете дело не с логично рассуждающими созданиями, а с созданиями эмоциональными, исполненными предрассудков и движимыми в своих поступках гордыней и тщеславием. А критика является опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости». Для того, чтобы убедиться, насколько прав был основатель практической психологии, выполните следующее упражнение:

Упражнение № 5.1 «Проверка на стрессоустойчивость»

Измерьте свой пульс, а потом попросите вашего лучшего друга в течение пяти минут критиковать вас, подвергая осуждению или насмешкам ваш внешний вид, рост, профессиональные и сексуальные способности, акцент, уровень музыкального слуха и голоса, чувство юмора и т. д.

Через три минуты остановите его (ибо за пять минут такого эксперимента можно запросто лишиться друга, а вам это не нужно), после чего снова измерьте свой пульс и честно опишите свои эмоции.

Ну, как? Неприятные ощущения, не правда ли? А ведь это была всего лишь игра, в которой критика была не настоящей, как бы, понарошку. А теперь сообразите, какой бывает ваша спонтанная реакция, когда вас критикуют. Представили? А вам не кажется, что, когда вы критикуете других людей, у них возникают похожие эмоции? Такое же чувство обиды, гнева, непонимания, желания ответить тем же самым. А вам это надо? Полагаю, что нет. Гораздо приятней вызывать у себя и рождать у людей чувства благодарности, признательности, радости. Для этого нужно совсем не много. Всего лишь использовать данные правила тогда, когда вам хочется кого-то покритиковать.

Нельзя критиковать то, что человек не может изменить (пол, рост, расовую принадлежность).

Следует оценивать не самого человека, а только его поступок. Вместо заявления: «Ты такой глупый!», лучше сказать: «Твой поступок был не очень умным».

Еще лучше описать свои переживания по поводу чужого поступка: «Твой поступок расстроил меня».

Критика должна быть конструктивной. Вместо слов «Ты делаешь это плохо», лучше сказать: «А что, если попробовать вот такой способ (предложить нечто конкретное)?».

Оптимальный алгоритм конструктивной критики, вызывающей минимальное сопротивление, можно описать так:

1. Выявление положительного эмоционального отношения к личности («присоединение»): «Я вас понимаю…»; «Мне понятен ход ваших мыслей…»; «Ваши взгляды заслуживают уважения…»; «Мне понравилось, как Вы. ».

2. Обнаружение личных эмоциональных переживаний: «. Но меня огорчил Ваш поступок», «Но войдите и в мое положение…», «Однако, получается, что я…» (в повествовательной манере сообщить о своих отрицательных эмоциях по поводу его конкретного поступка).

3. Формирование побудительной мотивации для нового мышления. Выбор новых путей и способов поведения: «А если сделать по-другому. »; «Давайте рассмотрим другие варианты решения проблемы…»; «В подобной ситуации очень полезно …».

Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе.

Находите в людях хорошее и говорите им об этом.

Этот принцип является логическим продолжением предыдущего. Мало воздержаться от критики и негативной оценке поступков ближнего, будет еще лучше, если вы отметите позитивные черты характера или поведения человека. Помните, что каждый из нас жаждет признания и ощущения своей значительности.

К сожалению, враг занимает больше места в наших мыслях, чем друг в нашем сердце.

Учитывайте потребности других людей.

Естественный эгоизм человека заставляет его делать в первую очередь то, что хочется или нравится ему, а не его ближнему (или, тем более, дальнему). Как же в таком случае вовлекать других людей в воплощение своих замыслов? Очень просто: связывать свои планы с их потребностями.

Для этого нужно две вещи:

q понять структуру потребностей другого человека

q дать понять человеку, что выполнение определенных действий (нужных вам), позволит удовлетворить какую-то из его потребностей.

5.2.2 Разрешение конфликтных ситуаций

Кто раздувает пламя ссоры и ворочает головни, тот не должен жаловаться, если искры попадают ему в лицо.

В последнее время многие исследователи на Западе обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного производственными или бытовыми конфликтами. Основными причинами возникновения серьезных нарушений здоровья становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механизмов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным («No Future» Syndrom), то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. ( L annone V., 1990, Pickering T., 1997).

Согласно определению, конфликт – это взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся людям несовместимыми. Как отмечают практические психологи, большая часть конфликтных ситуаций обладают рядом общих особенностей:

1. Очень часто причина конфликта заключается в отличиях моделей мира у людей, выясняющих отношения, причем участники конфликта не видят и не осознают этих принципиальных различий.

Пример: Руководитель настаивает на сверхурочной работе подчиненного в субботу, а сотрудник отказывается ее делать. У руководителя существует твердое представление, что главное в жизни — это работа и карьера, а для данного сотрудника — главное в жизни — это рыбалка или футбол.

2. Люди, вовлеченные в конфликт, часто не осознают его истинных причин, кроящихся в подсознании, при этом декларируемая причина конфликта оказывается лишь поводом.

Пример: Жена смотрит бразильский сериал, а муж требует переключить на канал, где идет детектив. Возможно, что данное требование — лишь демонстрация тезиса «Кто в доме хозяин?», либо мелкая месть, за уступку в каком-то другом вопросе.

3. Если конфликт не разрешается в короткие сроки, то он имеет тенденцию нарастать, переходя из производственной на личную сферу и вовлекая в него других людей.

Пример: Два сотрудника из разных отделов поссорились из-за ксерокса. Каждому из них нужно было срочно размножить большое количество документов, и никто не хотел уступать первенство. Если они не смогли прийти к взаимоприемлемому решению, то в дальнейшем у них может произойти перенос отрицательной оценки на личность коллеги («наглый», «агрессивный»), и даже на других сотрудников его подразделения («кредитчикам все делают вне очереди, а наш отдел получается второго сорта»).

4. Основная трудность успешного выхода из конфликтной ситуации состоит в необходимости разрешения противоречия между двумя противоположными стремлениями: доказать свое право на отстаивание собственной позиции, с одной стороны, и сохранить хорошие отношения с оппонентом по конфликтной ситуации — с другой. В этом случае стремление доказать свою правоту и значимость часто не позволяет человеку идти на уступки даже там, где потери от последствий конфликта явно превышают выгоды от победы в нем.

Пример: Всем известная повесть Н.В.Гоголя о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

Трудность взаимовыгодного выхода из конфликта состоит не в злой воле оппонента, стремящегося сделать «специально всем назло» (как это часто думают люди), а в неумении понять другого человека (его ожидания, мотивацию, установки), и отсутствии навыков ведения конструктивных переговоров. Поэтому освоение навыков активного слушания и алгоритмами разрешения конфликтных ситуаций позволяют значительно снизить число и остроту конфликтов.

В производственных отношениях причины конфликтов могут иметь как объективный, так и субъективный характер. К первой группе можно отнести плохие условия труда, низкую заработную плату, недостатки в материальном обеспечении работников материалами и оборудованием, отсутствие четких критериев результатов труда, несогласованность работы подразделений и т. д. К субъективным причинам производственных конфликтных ситуаций можно отнести: злоупотребление служебным положением со стороны руководящих работников, неумение или нежелание понять другого человека, различия в темпераменте и интеллекте, стремление любой ценой доказать свою правоту и т. д.

Упражнение 5.2 «Производственные конфликты

Вспомните 1-2 конфликтные ситуации, которые имели место на вашем предприятии. Проанализируйте эти конфликты и выпишите по 3 причины объективного (связанных с особенностями организации производства) и субъективного (связанных с личностными особенностями) характера.

Признаки конфликтной ситуации:

§ Появление и дальнейшее усиление отрицательных эмоций по отношению к другому человеку, причем негативные чувства сохраняются вне рабочей конфликтной ситуации.

§ Перенос ответственности за конфликт на другого человека, сведение к минимуму собственной ответственности за происходящее.

§ Упорное нежелание изменить свою точку зрения и принять точку зрения оппонента.

Если вы отмечаете все три признака конфликта, то имеет смысл, не откладывая в сторону, начать урегулирование конфликтной ситуации.

Психологи выделяют пять основных способов поведения участников конфликтов, в зависимости от направленности людей на интересы и ценности себя или другого человека.

www.no-stress.ru

Общение при стрессе. Социально-психологический субсиндром стресса

Изменение функционального состояния человека при стрессе меняют его отношение к окружающему миру, в том числе к миру людей.

Схема развития социально-психологического субсиндрома стресса

Исследования внутригруппового взаимодействия в условиях длительной изоляции показали, что оно является фактором, существенным образом влияющим на эффективность деятельности членов группы. На основе огромного экспериментального материала, полученного как в лабораторных сурдокамерных экспериментах, так и в полевых условиях во время групповых глубокоподводных погружений, в ходе экспедиции в полярных условиях, в ходе многомесячных, без заходов в порты, рейсов на рыбопромысловой базе «Восток» были выделены три основные стадии развития общения при групповой изоляции: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентации.

Первая стадия отчетлива, непродолжительна (несколько суток), характеризуется активизацией внимания членов группы друг к другу, повышенной корректностью обращения. Продолжительность стадий дискуссии от нескольких дней до двух-трех недель, иногда до года. Члены изолированной группы, активно общаясь, беседуют на разные темы, выясняют взаимные взгляды на разные вопросы.

При этом они активно и, как правило, доброжелательно ищут общения. В ходе дискуссий зарождаются коалиции, распределяются неформальные функциональные обязанности и ролевые ориентации. На стадии ролевых ориентации возникают довольно устойчивые подгруппы со своими центрами притяжения. При длительном пребывании в условиях социальной изоляции первоначальная конструкция группы чаще всего пересматривается, некоторые коалиции распадаются, возникают новые. В этих условиях легко возникают конфликты, вызванные неэффективностью взаимодействия, различиями оценки собственного вклада в общую деятельность и вклада других, недовольство членов группы в случае блокировки канала связи с другими социальными группами и т.д. Стадия ролевых ориентации сопровождается либо «кооперативным», либо «конкурентным» взаимодействием.

Анализ общения в изолированных группах показал, что социально-негативные компоненты общения становятся доминирующими на пятом-седьмом месяце. Стрессовый эффект длительной групповой изоляции и скученности усугубляется напряженным режимом труда. Исследования показали, что при этом закономерно снижалась производительность труда и возрастала заболеваемость с широким спектром болезней.

При стрессе в экстремальных условиях, на определенном этапе взаимодействия членов группы, закономерно возникают как увеличение активности общения (консолидирующее или дезорганизующее группу), так и уменьшение активности общения, возникающее за счет либо значительного ухудшения функционального состояния и самочувствия членов группы. В результате симптоматики дистресса (апатия, адинамия, снижение умственной и физической активности, чувство дискомфорта и т.д.) снижается мотивация и способность к общению. Так и при сравнительно удовлетворительном физическом состоянии и самочувствии членов группы за счет «интериоризации» мыслительной активности индивида при его самоуглубленности. Интенсивность общения снижается при стрессовой самоотчужденности субъекта, когда для него, казалось бы, снижается значимость собственной персоны и отношения к себе окружающих людей. Человек пренебрегает своим внешним видом, мнением о себе других людей, гигиеной своего тела, регулярным питанием и т.д. Некоторыми исследователями подобное самоотчуждение интерпретируется как форма протеста против стрессогенного социального давления, не всегда полностью осознаваемая субъектом.

Кроме перечисленных форм, снижение активности общения при стрессе возможно при активности поведения. Нередко отмечается феномен «когнитивного нигилирования» партнера. У человека появлялась нарастающая неприязнь к партнеру по изоляции. Ее причиной было главным образом своего рода «переполнение», «перегрузка» субъекта информацией разного рода, исходящей от его партнера, при том, что прочая информация из внешнего мира была крайне ограничена и однообразна. Партнер становился не столько ненавистен, сколько нежелателен, избегаем, вплоть до того, что люди начинали избегать встречаться взглядами и даже смотреть друг на друга. Дальнейшее развитие такой тенденции чревато возникновением склонности к агрессии как выражению побуждений к реальному нигилированию партнера. Причем агрессия может быть направлена как на него, так и на себя (суицид). Последнее — это результат стремления уничтожить общение с партнером, с объектом общения (т.е. с избыточностью однообразной монотонной информации, исходящей от партнера по общению) через уничтожение себя — субъекта общения.

Такие формы болезненно измененного общения, как некритичная, не вполне контролируемая сознанием агрессивность по отношению к партнерам по общению и суицид, могут возникнуть при нескольких, казалось бы, различных предшествовавших формах общения:

1. В результате неблагоприятного развития «когнитивного нигилирования» партнеров;

2. Активизации общения, дезорганизующего группу, при невозможности покинуть группу или «уединиться» в ее структуре.

Выделяются шесть степеней «когнитивного нигилирования» партнера:

1-я степень: «Все время помню, что не надо заходить на территорию соседа». Актуализация в сознании целесообразности ограничить контакты с партнером.

2-я степень: «Предпочитаю не смотреть в сторону, где сидит сосед». Избегание визуальных контактов.

3-я степень: «Неприятно произносить слова, которые часто говорит сосед». Избегание «вербальной общности».

4-я степень: «Разговаривать с соседом — неприятно, когда приходится — произношу слова с усилием, иногда с запинкой, с заиканием». Нарушение вербального контакта.

5-я степень: «Несколько раз поймал себя на том, что забывал обычные слова, которые часто произносил сосед».

Амнестические реакции на партнера по общению.

6-я степень: «Подолгу сосед для меня перестает существовать, хотя при совместной деятельности, как это неприятно, приходится вновь и вновь смиряться с его существованием». Периодическое «когнитивное нигилирование» Вероятность попыток «ломки» неприемлемой для субъекта, нетерпимой им формы общения через агрессию в адрес партнеров — участников общения наиболее высока, когда к прочим стрессогенным факторам, обрушившимся на субъекта, присоединяется надругательство над ним, физическое притеснение его со стороны кого-либо из членов группы, при участии или попустительстве остальных ее членов.

Выделяются 5 степеней стрессогенной агрессивности или депрессивной склонности к суициду.

1-я степень: подобные тенденции полностью, отчетливо не актуализирующиеся в сознании (осознаются позднее);

2-я степень: периодические, неожиданные для себя самого мысли о возможности агрессии;

3-я степень: постоянные, сдерживаемые мысли об агрессивных актах, воспринимаемые субъектом как несерьезные;

4-я степень: периодическая неспособность сдерживать агрессивные выпады против партнеров по общению (препирательства, ругань и т.п.);

5-я степень: намеренная подготовка осуществления не критически оцениваемых субъектом, т.е. кажущихся ему оправданными и нужными, агрессивных действий в адрес партнеров по изоляции.

Следует отметить, что актуализация в сознании при стрессе возможности или необходимости крайних форм агрессии или самоагрессии (об убийстве партнера или о самоубийстве) может возникнуть внезапно, неожиданно для субъекта. Причем субъект может либо осознавать абсурдность этихдействий, либо ошибочно признавать их необходимыми, неизбежными. Внутреннее побуждение к агрессии Может внезапно возникнуть Ё СОСТОЯНИИ аффективной конфронтации с партнером. Есть сообщения о том, что совершенное насилие снижает уровень стресса у человека, его совершившего, тем «спасая» его от психической стрессогенной травмы.

Действительно, часто человек психологически, биологически оказывается не защищен против деструктивных последствий эмоционального стресса. Однако это не означает, что вообще не существует возможностей адекватной адаптации в данных условиях. Такая адаптация возможна (в силу способности человека обучаться) на основе стимуляции и оптимального использования социально-психо-физиологических ресурсов организма, в первую очередь повышения способности к саморегуляции.

В ситуации, когда нет возможности устранить или ослабить воздействие стресс-фактора, используя психофизиологические механизмы саморегуляции, человек, тем не менее, может целенаправленно корригировать свои реакции. Оказываясь не в состоянии избежать психотравмирующей ситуации, человек может изменить, рационализировать отношение к ней, ослабив, тем самым, ее «экстремальность» (2,с.67).

Для нас представляет особый интерес информация о факторах устойчивости личности к стрессовым воздействиям.

В целом данные факторы устойчивости личности многими психологами обозначаются понятием «ресурсы» личности. Именно через систему ресурсов: внутренних-личностных и внешних-социальных, преломляется воздействие различного рода стресс-факторов в результате чего, формируется та или иная адаптационная реакция личности. К внутренним ресурсам относятся: представление человека о себе, его Я-концепция, умение контролировать свою жизнь, свое поведение, брать за это ответственность на себя — интернальный локус контроля; умение общаться с окружающими и знания о социальной действительности -определенная социальная компетентность; умение быть эмоциональным, сопереживать окружающим в процессе общения, «проживать вместе с ними» какой-то отрезок жизни и таким образом накапливать свой собственный опыт- эмпатия; умение общаться с людьми, желание и стремление быть с ними вместе — аффилиация. К ресурсам также относятся и такие элементы личностной зрелости как своя, собственная позиция по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере, духовности; ценностные ориентации и мотивационная структура личности. Помимо ресурсов личности человек обладает и ресурсами социальной среды, которые также определяют его поведение. Это — та социальная сеть, то окружение, в котором живет человек. Эта система социальной поддержки может существовать на разных уровнях: на уровне страны, конкретного города, района, конкретной организации, семьи, друзей и т.д. Важно не просто наличие этой системы, необходимо, чтобы социальная поддержка реально оказывалась, воспринималась, чтобы человек умел ее запрашивать, находить. Такой социально — поддерживающий процесс также является ресурсом человеческого поведения, влияющим на уровень адаптации (6,с.50).

Многие авторы обращают внимание на необходимость индивидуального подхода к регуляции стресса с учетом личностных особенностей человека. Отмечается возможность обучения, тренировки и укрепления личностных особенностей, способствующих устойчивости человека перед психологическими и социальными стрессорами. Используются методы групповой психотерапии дистресса, методы суггестии, медитации. Наиболее успешными оказываются комплексные подходы к профилактике и купированию неблагоприятных проявлений стресса.

Таким комплексным методом воздействия являются занятия психологического тренинга с обучением методам саморегуляции.

Представляемая программа коррекционной работы с дезадаптивными военнослужащими представляет собой систему методов активизации как внутренних ресурсов личности (на основе обучения методам саморегуляции, тренировки навыков саморегуляции), так и внешних ресурсов личности (на основе специально организованного «безопасного» общения в тренинговой группе, методов повышения группового сплочения).

xn--80ahc0abogjs.com

Избавляемся от страха общения: 7 эффективных советов

Дата публикации 22 июля 2015 . Опубликовано в Развитие

Все люди разные. Каждый обладает своим характером и взглядами на жизнь. Наше общество условно можно поделить на две группы: инроверты и экстраверты. Кто они такие? Экстраверты – это те люди, которые открыты обществу, рады новым знакомствам. Они не испытывают напряжения при контакте с большим количеством человек. Интроверты же наоборот, немного замкнуты в себе, но это не значит, что всю жизнь они проводят в одиночестве. Просто им очень трудно заводить новые знакомства. Страх общения, скованность и застенчивость можно убрать из своего характера. Итак, вот несколько советов по преодолению страха перед обществом.

Начать разговор первому

Многие, зная о своей проблеме, утверждают, что они просто скромные. На деле застенчивость и скромность – это вещи разные. Это препятствие можно преодолеть, нужно просто начать разговор первым. Не важно, о чем будет идти разговор, о погоде или же, о чем-то серьезном, главное – начать. Другого способа преодоления страха нет. Уже после выполнения этого совета можно начать свободно общаться с посторонними людьми.

Не важно, что думает собеседник о вас

Прекратите думать о себе плохо и думать о том, что собеседник такого же мнения о вас. Некоторые боятся показаться собеседнику назойливыми, приставучими и неинтересными. Почему это должно быть именно так? Не пытайтесь прочесть мысли собеседника – это еще никому не удавалось. Такие мысли возникают от волнения. Ничего страшного, конечно, но лучше избавиться от этого. Так в вас появится уверенность. Во время разговора человек может думать об отдаленных от темы вещах.

Работа – не повод для борьбы со страхом

На работу устраиваются ради карьеры и заработка. Если работа выбирается для борьбы с замкнутостью – лучше сидите дома. Нет, это не значит, что на работе каждый должен молча делать свои дела. Общение там должно быть деловым, профессиональным. Навыки общения можно тренировать в другой обстановке. Да и к тому же на работе есть некие рамки, которые могут довести до стресса.

Место для общения выбирайте по душе

Снять напряжение помогут непринужденные условия. Общаться с людьми нужно каждый день – без этого никак. В жизни полно ситуаций, когда приходится контактировать с посторонними (магазин, почта, больница и т.д.) Чаще посещайте такие места, чтобы оттачивать навыки общения. Можно завести разговор с соседом в автобусе или поезде, только нужно придумать тему для разговора. Вскоре вы почувствуете, как легко вам стало общаться.

Не будьте суровыми

Грустные, занудливые и серьезные люди могут отпугивать других людей. Шутки, интересные истории помогут вам в ведении разговора. К тому же все напряжение как рукой снимет.

Что-то не так?

Бывает так, что разговоры проходят не на совсем удачные темы. Ужасный разговор – это кошмар для неуверенного в себе человека. Но это не повод для депрессии. Ничего страшного не произошло, собеседник от этого не стал кусаться. Любая ошибка – это опыт.

Плевать на комплексы

Да, закрытость, это не очень-то и здорово. Ну и что такого? Этот комплекс не стоит того, чтобы зарываться в себе. Жизнь продолжается. Уныние только забирает желание тренироваться и развиваться. Нужно сразу же избавляться от таких мыслей. Всего лишь некоторое время при общении вы будете испытывать дискомфорт, зато потом все наладится.

www.vitamarg.com