Обучение детей с умственной отсталостью литература

Обучение детей с умственной отсталостью литература

24. Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. — М., 1957.

25. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. — М.: Просвещение, 1985.

26. Коробейников И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости // Социальная и клиническая психиатрия. — 1993. — № 1.

27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М.: Знание, 1987.

28. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М: Педагогика, 1991.

29. Кузмина Е.С. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников // Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. — М., 1987.

30. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 2004.

31. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. — 1999. — № 3. — С.18-21.

32. Мастюкова Е. М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития. — Иркутск, 1992.

33. Михеева Е.А. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. — 1994. — № 5. — С.67-74.

34. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). / Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Академия, 2003.

35. Орфинская В. К. Методика работы по подготовке и обучению грамоте анартриков и моторных алаликов. // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 256. — М., 1963.

36. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В. Чиркиной. — М.: Изд-во «АРКТИ», 2002.

37. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.

38. Парамонова Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции // Обучение во вспо могательной школе. — М.; Л., 1973.

39. Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М., 1963.

40. Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. — 1997. — № 3. — С.52-56.

41. Психология аномального развития детей: Хрестоматия в 2.Т./ под ред. Лебединского В.В. и Бардышевской М.К. — М.: ЧеРо, 2002

42. Психология умственно отсталых школьников / Под ред. В.П.Петровой. — Красноярск, 1995.

43. Речь и мышление детей с отклонениями в развитии: сб. науч. тр. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т., 1992. — Вып.2.

44. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.

45. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1980.

46. Стребелева Е.А. Наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. — 1993. — № 1. — С.77-82.

47. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Кн. Для педагога-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001.

48. Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. — 1994. — № 5. — С.62-66.

49. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

50. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. — М.: Альфа, 1993.

51. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии. — 2004. — №1.

52. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. — СПб.-М., 1996.

53. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

54. Шибаева Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. — 2001. — № 6. — С.34-38.

55. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. — М., 1998.

56. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. — Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000.

57. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.

studbooks.net

литература

Список рекомендуемой литературы

Истомина Н.Б.Методика обучения математике в начальных классах : Учеб.пособие для сред.и высш.пед.учеб.заведений. — 5-е изд.,стер. — М. : Академия, 2002. — 285,[3]с. : (49)

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / Баряева Л. Б. [и др.] ; под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Владос, 2010. — 181, (1)

Перова М.Н.Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : Учеб.для вузов. — 4-е изд.,перераб. — М. : Владос, 2001. -(10)

Белошистая А.В.Методика обучения математике в начальной школе : Курс лекций:Учеб.пособие для вузов. — М. : Владос, 2007. — 455;

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Бгажнокова И. М. [и др.] ; под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Владос, 2010. — 239, [1] c. : ил. — (Коррекционная педагогика). гриф 1)

Зайцева С.А.Методика обучения математике в начальной школе. — М. : Владос, 2008. — 192с. — (11)

Коняева Н. П.Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития : учеб. пособие для вузов : спец. «Олигофренопедагогика» / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. — М. : Владос, 2010. (3)

Методика и технология обучения математике: Курс лекций:Учеб.пособие для вузов / Науч.ред.:Н.Л.Стефанова,Н.С.Подходова. — М. : Дрофа, 2005. Гриф (5)

Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нaрушениями : учеб. пособие для вузов : спец. 050714 (031700) «Олигофренопедагогика» / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горский и др. ; под ред. Б. П. Пузанова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Владос, 2011. — 439, (2)

Чумакова И.В.Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта : Кн.для педагога-дефектолога. — М. : Владос, 2001. (2)

Статьи на общие темы

Дети с умственной отсталостью

1. Афанасьева, Ю. А. Воспитание нравственных качеств у умственно отсталых младших школьников на уроках развития речи [Текст] / Ю. А. Афанасьева, Н. В. Павлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 2–3. – С. 134–137. Представлены формы работы по развитию различных компонентов речи учащихся и активизации их мыслительной деятельности. Описана методика построения уроков.

2. Бархатова, Ю. В. Обучение умственно отсталых детей компьютерной грамотности в условиях детского дома-интерната [Текст] / Ю. В. Бархатова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 2. – С. 76–82. Описан опыт обучения умственно отсталых младших школьников компьютерной грамотности. Представлен обучающий курс, разработанный Щадринским детским домом-интернатом для умственно отсталых детей.

3. Ботова, О. А. Особенности формирования мотивации к обучению умственно отсталых детей школьного возраста [Текст] / О. А. Ботова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 20–24. Многочисленные исследования доказывают, что интерес школьников к учёбе резко снижается с переходом из начального звена в среднее. В подростковом возрасте учебная мотивация ослабевает даже у нормально развивающихся школьников, не говоря уже о детях с интеллектуальной недостаточностью. Важнейшим способом компенсации нарушений развития является целенаправленное коррекционное обучение. Поэтому крайне важно сохранить и поддерживать у детей данной категории достаточный уровень мотивации к учению на протяжении всего обучения. Предлагаемые автором приёмы раз­вития мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности могут слу­жить для дополнения и обогащения существующего содержания методики обучения умственно отсталых учащихся. Данные материалы также могут быть использованы не только при обучении детей с нарушением интеллекта, но и при обучении нормально развивающихся учащихся и детей с другими нарушениями.

4. Васенков, Г. В. Применение компьютерных программ и тренажёров в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / Г. В. Васенков // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 46–50.

Подробно описаны этапы коррекционно-развивающей работы на уроках профессионально-трудового обучения с применением компьютерных технологий.

5. Василенко, О. В. Особенности понимания сложных синтаксических конструкций учащимися 7–9-х классов с лёгкой степенью умственной отсталости [Текст] / О. В. Василенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 28–32. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление особенностей понимания сложных синтаксических конструкций учащимися 7–9-х классов с легкой степенью умственной отсталости.

6. Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И. Г. Вечканова // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 20–29. Рассматриваются вопросы формирования театрализованной игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Представлены экспериментальные данные об особенностях восприятия сказки, иллюстрирования её содержания с помощью рисунков детьми дошкольного возраста. Предложена технология формирования театрализованной игровой деятельности.

7. Воробьёв, Е. А. Учебно-методический комплект «Картонажно-переплётное дело» и его применение в трудовом обучении умственно отсталых школьников [Текст] / Е. А. Воробьёв // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 2. – С. 71–75. Описано содержание учебно-методического комплекта «Картонажно-переплётное дело» для учащихся коррекционных школ VIII вида.

8. Выродова, И. А. Организация ранней помощи в Центре игровой поддержки ребёнка [Текст] / И. А. Выродова // Дефектология. – 2013. – № 2. – С. 50–58. Московский центр игровой поддержки ребёнка, ставший площадкой психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста, проводил научно-практический эксперимент, который позволил разработать и апробировать организацию и содержание первичных и развивающих игровых сеансов с парой «Мама – ребёнок с нарушениями психического развития».

9. Гребенькова, О. Т. Практическая направленность уроков математики [Текст] / О. Т. Гребенькова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 103–106. Освещены приёмы и методы коррекционной учебно-воспитательной работы. Даны методические рекомендации для проведения уроков математики с практической направленностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Фонд СГПИ

10. Дарбакова, Б. К. Подготовка учащихся с нарушениями интеллекта к доступным видам неквалифицированного труда [Текст] / Б. К. Дарбакова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 58–62. Профориентационная деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида имеет особое значение в подготовке воспитанников с нарушениями интеллекта к доступным видам неквалифицированного труда. Фонд СГПИ

11. Дуброва, Т. И. Уровневая дифференциация профессионального обучения подростков с нарушением интеллекта [Текст] / Т. И. Дуброва // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 40–48. В статье раскрываются теоретические основы и практические пути организации уровневой дифференциации обучения как средства подготовки обучающихся с нарушением интеллекта к профессиональной деятельности.

12. Евдокимова, И. И. Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы-интерната для детей с ОВЗ [Текст] / И. И. Евдокимова, Т. Н. Черноусова, М. И. Рыжкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 7. – С. 53–55. Охарактеризованы действующие программы спортивно-оздоровительной работы Пенской школы-интерната VIII вида

13. Зак, Г. Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в условиях детского дома [Текст] / Г. Г. Зак // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 49–57. Представлены исторические аспекты оказания помощи детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Рассмотрены современные проблемы социальной реабилитации детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в условиях детского дома. Представлен необходимый перечень социально-реабилитационных услуг, оказываемых в учреждениях системы Министерства здравоохранения и социального развития.

14. Зак, Г. Г. Система работы по коррекции мелкой моторики у детей с синдромом Дауна [Текст] / Г. Г. Зак, А. В. Кубасов, Н. В. Сергеева // Специальное образование. – 2013. – № 3. – С. 62–71. Всестороннему развитию ребёнка с синдромом Дауна способствуют различные игры и гимнастика для пальчиков. Они улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. В предлагаемой статье рассматриваются особенности моторики детей с синдромом Дауна, раскрывается содержание системы упражнений по коррекции мелкой моторики у данной категории детей.

15. Зак, Г. Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома [Текст] / Г. Г. Зак // Специальное образование. – 2013. – № 3. – С. 55–61. Организация социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, воспитывающихся в детском доме, требует тщательного изучения ребёнка и реализации таких форм, в которых он будет наиболее успешно развиваться как целостная личность. Актуальным вопросам социальной реабилитации указанной категории детей посвящена статья, предлагающая комплекс эффективных форм социально-бытовой реабилитации, позволяющих преодолеть социальную исключённость детей.

16. Закрепина, А. В. Коррекционно-развивающие занятияв группе кратковременного пребывания [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 4. – С. 48–51. В статье представлены примерные конспекты коррекционно-педагогических занятий, соответствующих предлагаемым в Программе воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью этапам обучения.

17. Закрепина, А. В. Программа «Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 4. – Прил. В программе раскрываются цели и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, посещающими группы кратковременного пребывания в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Программа адресована педагогам-дефектологам.

18. Закрепина, А. Умственно отсталые дети: синдромы, педагогическое изучение, коррекционная помощь [Текст] / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 58–66. В статье рассматриваются наиболее сложные синдромы, для которых общим является выраженное интеллектуальное недоразвитие. Раскрываются понятия «умственная отсталость» и «олигофрения». Приводится пример педагогической оценки психофизического развития ребёнка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, даются краткие рекомендации для организации индивидуальной коррекционно-педагогической помощи. Фонд СГПИ

19. Иванов, М. Ю. Развитие навыков пространственной ориентировки на горизонтальной и вертикальной плоскости чертёжного листа [Текст] / М. Ю. Иванов, Е. Д. Мазорук // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 83–87. Представлены педагогические средства коррекции, реабилитации и социализации умственно отсталых школьников в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 81 г. Москвы. Фонд СГПИ

20. Ильина, С. Ю. Использование личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / С. Ю. Ильина, А. С. Чижова // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 38–47. На уроках русского языка в коррекционной школе возможно использование личностно-ориентированных технологий, учитывающих особенности интеллектуального и речевого развития учащихся. В статье раскрывается значение их использования в развитии познавательных возможностей учеников.

21. Кабелка, И. В. Проблемный подход в обучении естествознанию учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 8. – С. 8–14. Проблемное обучение как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся массовой школы являлось предметом научных интересов многих исследователей и не теряет своей актуальности в современной системе образования. В статье рассматриваются проблемные ситуации и методические приёмы их создания на уроках естествознания.

22. Капустина, Р. И. Подготовка к самостоятельной жизни детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях [Текст] / Р. И. Капустина, В. А. Грицук // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 3–12. Составной частью социальной политики Российской Федерации в настоящее время является улучшение качества жизни населения страны. Россия стремится обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграции в общество детей с отклонениями в развитии, воспитывающихся в детских домах-интернатах. В практике работы социальных учреждений, представленной автором, используются различные способы осуществления подготовки умственно отсталых воспитанников к самостоятельной жизни, методики формирования знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни в социуме.

23. Комарова, С. В. Организация уроков развития устной речи с позиций коммуникативного подхода [Текст] / С. В. Комарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 7. – С. 12–16. В статье представлены принципы организации работы по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью, освещены практические вопросы реализации коммуникативного подхода к обучению их русскому языку.

24. Кормильчикова, И. В. Возможности использования психокоррекционных авторских сказок в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. В. Кормильчикова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 63–68. Представлены различные методы, техники и приёмы коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью. Описано использование психокоррекционных авторских сказок, направленных на решение и профилактику конкретных индивидуальных проблем ребёнка. Фонд СГПИ

25. Кормильщикова, Н. Н. Музыкальный фольклор, как средство воспитания умственно отсталых детей [Текст] / Н. Н. Кормильщикова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2012. – № 3. – С. 37–42. О коррекционно-развивающих возможностях фольклора и его применении в воспитании школьников с умственной отсталостью.

26. Кувшинов, В. С. Возможности оздоровления организма детей с нарушением интеллекта при обучении правильному дыханию на уроках физкультуры [Текст] / В. С. Кувшинов // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 68–74. О применении в специальной (коррекционной) школе VIII вида здоровьесберегающих технологий, направленных на нормализацию дыхательной системы детей с нарушениями интеллекта. Фонд СГПИ

27. Кузнецов, Ю. Ф. Приёмы работы с иллюстративным материалом учебника истории для специальной школы VIII вида [Текст] / Ю. Ф. Кузнецов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 5. – С. 11–19. Автор статьи обосновывает важность применения принципа наглядности при преподавании курса истории в коррекционной школе. Анализирует как важность опоры на этот принцип, так и его ограничения. Подробно описывает работу с различными типами иллюстративного материала.

28. Ларионова, О. Плюс новые технологии [Текст] / О. Ларионова // Социальная защита. – 2011. – № 1. – С. 14–17. В Мончегорском доме-интернате проживают воспитанники со сложными нарушениями в развитии на почве тяжёлой или глубокой степени умственной отсталости. Долгое время господствовало мнение, что такие дети необучаемы и бесперспективны в смысле воспитания. Но опыт работы данного учреждения говорит о другом и, возможно, он покажется интересным коллегам. В статье представлены некоторые аспекты социально-психологической реабилитации воспитанников со сложными нарушениями в развитии, которые прошли апробацию, доказав на практике свою эффективность.

29. Леснова, Е. Ю. Музыкально-ритмические занятия в традициях устного народного творчества [Текст] / Е. Ю. Леснова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 54–58. Рассмотрен опыт работы специальной (коррекционной) школы-интерната № 81 VIII вида г. Москвы по содержанию и организации музыкально-ритмических занятий с учащимися со сниженным интеллектом. Фонд СГПИ

30. Мамаева, А. В. Формирование коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью через взаимодействие со сверстниками [Текст] / А. В. Мамаева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 32–36. Одним из актуальных направлений развития специального образования в России является определение содержания, методов, организационных форм воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, направленных на формирование средств коммуникации и умений использовать их в определённых жизненных ситуациях. Организация взаимодействия между детьми, находящимися на примерно одинаковом уровне развития, методики организации совместных занятий и результаты этого взаимодействия описаны автором.

31. Митин, А. Е. Применение гуманитарных технологий специалистом по АФК в работе с родителями детей-инвалидов [Текст] / А. Е. Митин // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1. – С. 15–17. В статье рассматривается проблема работы педагогов с родителями детей-инвалидов, посещающих дошкольное учреждение. Обсуждаются возможности занятий физическими упражнениями в повышении эффективности социализации детей с нарушениями интеллектуального развития. Фонд СГПИ

32. Мозговой, В. М. Современные подходы к физическому воспитанию умственно отсталых детей [Текст] / В. М. Мозговой // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 4. – С. 75–80. В статье описаны методы физического воспитания учащихся, показаны типы уроков и виды упражнений на уроках физической культуры, направленные на исправление нарушений физического развития.

33. Москалькова, С. Н. Психолого-педагогические условия формирования исполнительских действий в технике работы кистью и красками у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / С. Н. Москалькова // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С. 57–65. Предложена методика обучения художественным операциям младших школьников, имеющих нарушения интеллекта, даны рекомендации по организации коррекционно-педагогической деятельности, способствующей формированию у младших школьников с нарушением интеллекта изобразительных умений при работе кистью и красками.

34. Наливайко, Г. А. Воспитание чувства ответственности – одна из главных задач коррекции развития личности ребёнка с нарушениями интеллекта [Текст] / Г. А. Наливайко, Е. Д. Мазорук, Г. А. Кокорева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 74–76. О воспитании чувства ответственности у детей с нарушением интеллекта в начальной школе. Фонд СГПИ

35. Наливайко, Г. А. Опыт работы методического объединения воспитателей по коррекции развития личности ребёнка с нарушением интеллекта [Текст] / Г. А. Наливайко, Е. Д. Мазорук, Г. А. Кокорева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 88–91. О психолого-педагогической коррекции развития личности ребёнка с нарушением интеллекта в начальной школе. Фонд СГПИ

36. Олейникова, Н. П. Социально-бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционных школ VIII вида [Текст] / Н. П. Олейникова, О. В. Вострикова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 11–14. О формах и методах формирования навыков социально-бытовой ориентировки у учащихся коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллектуального развития.

37. Прокопенко, М. Е. Работа с дневниками наблюдения [Текст] : из опыта работы / М. Е. Прокопенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 19–24. Описан опыт работы с дневниками наблюдения в Волжской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, представлена разработанная форма такого документа, отмечены подходы специалистов к данному виду деятельности.

38. Пушкин, С. А. Дополнительное физкультурно-спортивное образование лиц с ментальными нарушениями средствами спортивной гимнастики [Текст] / С. А. Пушкин, Т. П. Бегидова, М. В. Бегидов // Адаптивная физическая культура. – 2012. — № 2. – С. 14–16. Статья посвящена применению технологии занятий спортивной гимнастикой на основе примерной программы учреждений дополнительного образования спортивно-адаптивной направленности, её влиянию на физическую подготовленность и успеваемость занимающихся. Фонд СГПИ

39. Рубан, О. В. Традиционные хороводные игры как метод коррекции коммуникативных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / О. В. Рубан, Н. Л. Белопольская // Дефектология. – 2013. – № 4. – С. 37–43. В последнее время в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, применяются традиционные детские хороводные игры. Их особенности и методики описаны в предлагаемой статье.

40. Сляднев, А. А. Формирование двигательно-символической интенциональности как цель физического воспитания ребёнка с нарушением интеллекта [Текст] / А. А. Сляднев // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1. – С. 21–23. В статье обосновывается необходимость формирования у ребёнка младшего школьного возраста с нарушением интеллекта компенсаторного механизма двигательно-символической интенциональности средствами адаптивной физической культуры. Фонд СГПИ

41. Степурина, С. Е. Организация внеклассной работы по математике [Текст] / С. Е. Степурина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 8–11. В статье представлены практические рекомендации по организации внеклассной работы по предмету с учащимися специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

42. Сычёва, Л. Ф. Способы мотивации учебной деятельности для детей с нарушением интеллекта на уроках русского языка [Текст] / Л. Ф. Сычёва, Г. Н. Отрох // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 2–3. – С. 78–83. Автор статьи дал подробное описание содержания уроков русского языка, представил примеры применяемых форм работы для эффективной мотивации детей к учебному процессу.

43. Толстикова, О. Н. Задачи и организация коррекционно-развивающей работы по формированию мотивации учебной деятельности у умственно отсталых младших школьников [Текст] / О. Н. Толстикова // Специальное образование. – 2012. – № 3. – С. 73–81. Раскрыты особенности коррекционно-развивающей работы по формированию мотивации учебной деятельности у умственно отсталых младших школьников.

44. Фатихова, Л. Ф. Дифференциальная диагностика наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л. Ф. Фатихова // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С. 72–80. Исследование мыслительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями – достаточно разработанная проблема в специальной психологии и педагогике. Основываясь на имеющихся разработках, автор даёт краткий анализ оригинальной методики диагностики социального интеллекта этих детей, излагает экспериментальные данные об особенностях проявления способностей к распознаванию эмоциональных состояний.

45. Фоменко, Л. А. Система работы по учёту ошибок, их предупреждению и преодолению на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида [Текст] / Л. А. Фоменко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 63–74. Автор рассказывает о правилах проведения работы над ошибками на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида.

46. Царькова, С. М. Использование наглядно-дидактических игр в сенсорном воспитании детей с нарушением интеллекта [Текст] / С. М. Царькова, Г. Р. Ковбай, Н. А. Дубина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 42–47. У детей, имеющих нарушения интеллекта, затруднено восприятие окружающего мира. Восприятием детей необходимо руководить, формировать и развивать его на основе игры. В статье представлен авторский игровой наглядно-дидактический комплекс, предназначенный для коррекционно-реабилитационной работы при взаимодействии группы специалистов.

47. Черенева, Е. А. Формирование самоконтроля учащихся с нарушенным интеллектом в процессе обучения решению арифметических задач [Текст] / Е. А. Черенева, С. А. Филиппова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 7. – С. 21–31. Приведены результаты исследования самоконтроля в процессе решения простых арифметических задач у учащихся 3–4-х классов с нарушенным интеллектом. Описаны критерии оценки сформированности самоконтроля и методические рекомендации по организации индивидуального и дифференцированного подхода к процессу формирования навыка решения простых арифметических задач с опорой на самоконтроль.

48. Черников, М. П. Ресурсы коррекционной школы-интерната VIII вида в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М. П. Черников // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 96–102. В статье освещены возможности коррекционной школы-интерната VIII вида по реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Представлен комплекс ресурсов, используемых школой-интернатом в реабилитационном процессе коррекционного воздействия. Фонд СГПИ

49. Шаповалова, О. Е. Психологическое изучение умственно отсталых школьников с помощью беседы [Текст] / О. Е. Шаповалова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 28–33. Показаны методы психологической диагностики, обоснованы возможности и диагностическая ценность беседы с умственно отсталыми учащимися при организации их психологического изучения.

50. Шнайдер, Н. А. Особенности нравственного развития детей с умственной отсталостью [Текст] / Н. А. Шнайдер // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 98–105. Представлены результаты экспериментального исследования особенностей нравственного развития детей с умственной отсталостью, проведённого в Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате.

51. Штефанова, Е. С. Изучение коммуникативных умений и эмоционально-поведенческого компонента у детей 6–8 лет с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости [Текст] / Е. С. Штефанова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 17–21. Согласно взглядам отечественных психологов, общение выступает в качестве одного из основных условий развития и формирования личности. В общении активно усваиваются и представлены все аспекты речевой коммуникации. Автор, проанализировав результаты экспериментального исследования специфических особенностей коммуникативных умений и механизмов коммуникативных нарушений у детей 6–8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости, даёт рекомендации по изучению и формированию коммуникативных умений и навыков у данной категории детей.

52. Щетинина, Е. Б. Использование словесных методов обучения географии в коррекционной школе VIII вида [Текст] / Е. Б. Щетинина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 2–3. – С. 60–64. Показаны методические приёмы работы для коррекции и развития речевых умений и навыков учащихся с нарушением интеллекта на уроках географии.

53. Югова, О. В. Взаимодействие специального педагога с родителями детей с отклонениями в развитии как залог успешного раннего педагогического сопровождения ребёнка [Текст] / О. В. Югова // Специальное образование. – 2011. – № 1. – С. 93–101. В статье освещены основные проблемы семей с детьми, имеющими отклонения в развитии, описан контингент детей, прошедших психолого-педагогическую диагностику, раскрыты пути коррекционно-развивающей помощи.

studfiles.net