Обучение на дому детей с легкой умственной отсталостью

Обучение на дому детей с легкой умственной отсталостью

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Советский (официальный сайт)

1. Общие положения.

1.1. Данное Положение разработано на основе:

· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

· Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (с изм. от 21.12.2005 г).

· Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от24.11.1995 г.№181-ФЗ(сизм.от31.12.2005 г).

· Закона РФ “Об образовании”, Типового положения об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №325-14-22.

· Постановления Правительства Ханты-Мансийского АО — Югры от 9 июня 2009 г. N 135-п «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 6 мая 2006 года N 100-п».

· Постановления Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 Об утверждении порядка воспитания и обучения детей –инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.

· Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067)

· Письма Минпроса СССР от 5.05.78 г. №28-м “Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому”.

· Письма МНО РСФСР №17-253-6 от 14.11.88 г. “Об индивидуальном обучении больных детей на дому”.

· Письма МНО РСФСР и Мин. здравоохранения РСФСР 8-28 июня 1980 г. №281-м-17-13-186 “Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы”.

· Циркулярного письма Министерства просвещения СССР от 05 мая 1978 года, № 28 – М.

· Приказа Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от « 08» августа 2014 № 1042 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологии».

· Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 27.08.2014 г.№ 1138 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организации, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2014-2015 учебный год».

1.2. Настоящее Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения больных детей на дому (далее Положение) определяет порядок организации обучения в форме индивидуального обучения больных детей на дому, порядок разработки, экспертизы, утверждения и осуществления программ индивидуального надомного обучения в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский» (далее-Школа), а также права и обязанности участников образовательной деятельности по индивидуальному обучению больных детей на дому.

1.3. Школа создает условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому.

1.4. Под индивидуальным надомным обучением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дому в настоящем Положении понимается обучение больных детей со стандартными особенностями развития, детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью (лёгкая степень умственной отсталости, умеренная умственная отсталость, тяжёлая степень умственной отсталости), в ходе которого учащиеся осваивают общеобразовательную программу, адаптированные образовательные программы для обучающихся с задержкой психического развития, адаптированные образовательные программы для учащихся с умственной отсталостью (лёгкая степень умственной отсталости, умеренная умственная отсталость, тяжёлая степень умственной отсталости) в домашних условиях, а сама учебная деятельность обучения осуществляется по индивидуальным учебным планам.

· Индивидуальные учебные планы составляются в соответствии с заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии о программе обучения и в соответствии с Приказом Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от « 08» августа 2014 № 1042 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологии», Приказом Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 27.08.2014 г.№ 1138 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организации, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2014-2015 учебный год». К индивидуальному учебному плану прилагается пояснительная записка, с подробным описанием учебной деятельности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида на дому.

1.5. Школа реализует программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, использует образовательные программы, адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработанные на базе основных образовательных программ с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.

1.6. Школа при осуществлении индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дому создает условия для реализации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования на всех уровнях.

1.7. Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании.

1.8. Школа обеспечивает учащимся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе.

1.9. Школа в своей деятельности руководствуется Федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Правительства Ханты-Мансийского АО – Югры, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа Управления Образования, Типовыми положениями об общеобразовательном учреждении и данным Положением.

2. Организация образовательной деятельности.

2.1. Индивидуальное обучение на дому организуется приказом директора школы на основании заключения врачебной комиссии БУ ЦРБ и заявления родителей (законных представителей).

2.2. Порядок зачисления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в форме индивидуального обучения на дому в Школу определяется Уставом школы. Зачисление производится на основе следующих документов: заявления родителей (законных представителей) ребенка, медицинской карты ребенка, заключения врачебной комиссии БУ ЦРБ. С целью определения необходимости разработки индивидуальной образовательной программы, а также реализации специальных дидактических средств, методов, с ребенком может проводиться (с согласия родителей) собеседование с элементами тестирования и заключением врачебной комиссии БУ ЦРБ.

2.3. Право на ведение образовательной деятельности с учащимися индивидуального надомного обучения имеют педагоги с высшим педагогическим или средним педагогическим образованием, прошедшими курсы повышения квалификации по специальной педагогике, и имеющие опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

2.4. Занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами могут проводиться на дому и комбинированно: часть занятий проводится в школе, а часть на дому с письменного согласия родителей (законных представителей).

3. Образовательная деятельность.

3.1. Содержание образования учащихся, обучающихся на дому определяется образовательной программой (общеобразовательными программами), разрабатываемой на базе основных образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, принимаемой и реализуемой Школой самостоятельно.

3.2. Основным принципом организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является обеспечение щадящего режима проведения занятий, максимально приближенного к домашним условиям. На каждом уроке предусматривается обязательное проведение двух физкультпауз в 1-4 классах, одной физкульпаузы в 5-9 классах с включением упражнений, корригирующих познавательные особенности детей. Домашние задания даются обучающимся со стандартными особенностями развития и с задержкой психического развития с учетом выполнения их в пределах: I класс — 30 — 40 минут; II — IV классы — до 1 часа; V — VI классы — 1,5 часа; VII — IX классы — 2,5 часа; X — XI классы — 3 часа. Домашние задания для обучающихся имеющих умственную отсталость и обучающихся с тяжелым умственным дефектом домашние задания не задаются.

· Организация образовательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентируется учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утвержденными школой самостоятельно на основании письма МО РСФСР от 04.11.88 № 7-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Приказа Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от « 08» августа 2014 № 1042 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологии», Приказа Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 27.08.2014 г.№ 1138 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организации, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2014-2015 учебный год» и согласованными с родителями (законными представителями).

3.3. Образовательная деятельность в форме индивидуального обучения на дому осуществляется в соответствии с уровнями общего образования:

• начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4 года);

• основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет);

• среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).

3.4. Обучение организуется как по учебникам (дидактическим материалам, рабочим тетрадям и др), разработанным для организации, осуществляющих образовательную деятельность так и по специальным учебникам в зависимости от особенностей обучающихся. Для обучения используются учебники, входящие в перечень школьных учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ .

3.5. Коррекционно-развивающее обучение обучающихся в форме индивидуального обучения на дому осуществляется на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. С учетом психолого-педагогических и физических особенностей об учающихся возможна разработка индивидуальных программ обучения . Индивидуальные программы обучения разрабатываются и согласуются в рамках методического объединения учителей коррекционного и надомного обучения согласно общепринятой в Школе процедуре утверждения рабочих образовательных программ.

3.6. Обучающийся, получающий образование в форме индивидуального обучения на дому, зачисляется в класс. Оценки за учебные дисциплины, изучаемые в форме индивидуальных занятий, записываются в специально отведенный журнал индивидуальных занятий, куда и выставляются текущие и итоговые оценки.

3.7. На каждого учащегося оформляется журнал индивидуальных занятий (Приложение 1) в соответствии с Циркулярным письмом Министерства просвещения СССР от 05 мая 1978 года, № 28 – М., куда заносятся даты занятий в соответствии с расписанием, согласованным с родителями (законными представителями) обучающегося и согласованного с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, содержание пройденного материала, количество часов, после проведения учителем урока родители (законные представители) ставят свою подпись в данном журнале. На основании этих записей производится оплата труда педагогических работников.

3.8. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Обучающимся со стандартными особенностями развития, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью в легкой степени в условиях индивидуального надомного обучения предоставляется возможность получить начальное общее образование, основное общее образование или среднее (полное) общее образование. Государственная (итоговая) аттестация об учающихся со стандартными особенностями развития, детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью в легкой степени, обучающихся в условиях индивидуального надомного обучения , должна осуществляться по правилам, установленным согласно Положению о государственной (итоговой) аттестации . Выпускники индивидуального надомного обучения, независимо от состояния здоровья, получают документ государственного образца.

3.9. Основными направлениями деятельности Школы являются:

• организация образовательной деятельности по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, состоянием их соматического и психического здоровья;

• комплексная диагностика поведенческих особенностей, уровня психического, физического развития детей;

• оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам со стандартными особенностями, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой степени в профориентации;

• консультирование детей и родителей, учителей, оказание поддержки всем участникам образовательных отношении, кто в ней нуждается;

• проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов с привлечением всех участников образовательных отношении.

4. Участники образовательных отношений.

4.1. Участниками образовательных отношений, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому, являются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, их родители (законные представители), педагогические работники (учителя, администрация) .

4.2. Образовательная деятельность в Школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется специалистами в области педагогики, прошедшими соответствующую подготовку.

4.3. На индивидуальное обучение на дому переводятся дети, имеющие перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому на основании заключения врачебной комиссии БУ ЦРБ и заявления родителей (законных представителей).

Обучающийся имеет право:

· на получение полного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом;

· вносить предложения по совершенствованию образовательной деятельности;

· на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

· на моральное поощрение за успехи в учении.

· соблюдать требования Школы;

· добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

· уважать честь и достоинства работников Школы;

· соблюдать расписание занятий.

Родители имеют право:

· защищать законные права ребёнка;

· обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации Школы, в управление образования;

· присутствовать на уроках с разрешения администрации Школы.

· выполнять требования Школы;

· поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;

· ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности режима;

· создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний;

· своевременно, в течение дня, информировать Школу об отмене занятий по случаю болезни и возобновлений занятий;

· контролировать выполнение домашних заданий.

Педагогический работник имеет права, предусмотренные Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации».

Обязанности педагогических работников.

· выполнять государственные программы с учётом склонностей и интересов детей;

· развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;

· знать специфику заболевания, особенности режима и организации индивидуальных занятий;

· не допускать перегрузки;

· своевременно заполнять журналы индивидуальных занятий.

· в случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы, не допуская перегрузки обучающегося посредством увеличения объема заданий.

· Контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже 1 раза в четверть;

· Контролировать своевременность проведения индивидуальных занятий и ведения журнала индивидуальных занятий;

· Обеспечить своевременный подбор учителей.

4.4. При желании обучающиеся, находящиеся на индивидуальном надомном обучении, и их родители (или законные представители) могут отказаться от обучения на дому и продолжить обучении по ранее осваиваемой образовательной программе.

5. Управление образовательной деятельностью в форме индивидуального обучения на дому.

5.1. Управление образовательной деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется на основании Устава Школы и школьных локальных актов.

5.2. Общее руководство образовательной деятельностью в форме индивидуального обучения на дому осуществляется администрацией Школы, непосредственно заместителем директора по учебно-воспитательной работе, прошедший аттестацию и имеющий опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

5.3. В компетенцию администрации Школы входят следующие управленческие действия:

· Принятие решения об организации образовательной деятельности в форме индивидуального обучения на дому.

· Разработка и утверждение локального акта Школы: «Положения об организации образовательной деятельности в форме индивидуального обучения на дому».

· Контроль за организацией и осуществлением образовательной деятельности.

6. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

6.1. С обучающимися, находящимися на индивидуальном обучении на дому работают учителя и специалисты, имеющие опыт работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность и прошедшие специальную подготовку.

6.2. Педагогическим работникам Школы устанавливается надбавка в размере 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам.

Основанием для начала и проведения индивидуального обучения на дому является:

1. Приказ по школе об организации индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по программе надомного обучения.

При организации индивидуального обучения на дому школа должна иметь следующие документы:

• Заявление родителей (законных представителей).

• Оригинал заключения врачебной комиссии (на текущий учебный год) БУ ЦРБ

• Приказ по школе.

• Индивидуальный учебный план, утвержденный директором школы МБОУСОШ№ 4, и письменно согласованный с родителями.

• Индивидуальное расписание уроков, письменно согласованное с родителями и заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

86sch4-sov.edusite.ru

Программа обучения на дому детей с умственной отсталостью

Бекітемін: Тексерілді: ӘБ қаралды:

Утверждаю: Проверено: Рассмотрено на МО:

_________________ ___________________ ____________________

Мектеп д иректор ы ОІМ

«________» 2014г. «________» 2014г. «________» 2014г.

Образовательная программа обучения детей с умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование занятий

2014-2015 учебный год

Разработано в соответствии с учебными программами, рекомендоваными Министерством образования и науки республики Казахстак и Наицональной Академии образования имени Ы. Алтынсарина, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года.

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу детей с особыми образовательными потребностями, с диегнозом умственная отсталость.

Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей является развитие их потенциальных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Конечной целью обучения и воспитания является приобщение таких детей к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыков самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.

В программе дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого этапа обучения. Каждая из предложенных программ имеет пояснительную записку, в которой кратко раскрываются методические подходы к обучению данной категории учащихся в зависимости от поставленных коррекционных задач.

Все учебные предметы для учащихся с умеренной умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя, воспитателя.

С целью развития мотивации к учебной деятельности, коррекции высших психических функций, при обучении детей возможно использование компьютера практически на всех предметах.

Ввиду психологических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью, с целью усиления практической направленности обучения используются следующие принципы коррекционной работы:

А)Главный принцип в работе с этими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определённые учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой.

Б) Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. Речь идёт о принципе доступности обучения.

В) Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знаниями, надо учитывать их психофизические особенности, т.е. осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Г) Важнейшим принципом в работе с этими детьми является принцип практической направленности обучения. Известно, что данная категория детей, обладая относительно сохранным практическим интеллектом, способна к целесообразному употреблению орудий труда, выбору обходных путей, т.е. к разному действию.

Работу с умеренно умственно отсталыми детьми строится с учетом перечисленных принципов общей и специальной педагогики, а также двух особых принципов, которые чрезвычайно важны именно для этой категории.

Д)Прежде всего, это принцип расширения социальных связей. Несомненно, расширению социальных связей таких детей должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними.

Е) Еще один принцип – принцип интегрированного обучения умеренно умственно отсталых детей вытекает из необходимости возможно более разностороннего изучения предметов окружающего мира, привлечения для этого разных анализаторов, включения изучаемых объектов в различные виды деятельности.

Такое обучение предполагает параллельное прохождение одних и тех же тем на разных уроках с помощью разных средств и методов.

Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:

укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;

расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Обучение грамоте, чтению и письму направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в определенной последовательности. Они должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи.

Обучение математике направлено, главным образом, на овладение учащимися порядковым счетом, на совершение простейших арифметических операций на конкретном материале, имеющих практическую значимость.

При знакомстве с живым миром развивается память, речь, внимание, логическое мышление, повышается интерес к деятельности и происходит коррекция личностных качеств учащихся.

навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда.

Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования личности, которая займет достойное место в обществе. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию детей в общество.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса.

Элементарные математические представления

У детей с умеренной умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

Обучение математике детей с умеренной умственной отсталостью должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений.

На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

В течение всего года занятия по развитию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Занятия могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентировки на единый сюжет. Кроме того, занятия по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием. Эти уроки-занятия направлены на:

уточнение уровня сформированности элементарных ма
тематических представлений у учащихся;

определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся,что дает возможность учителю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения;

формирование у детей положительного эмоционально го отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;

развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;

формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого);

развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);

формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.

Предполагаемые результаты обучения (для учителя) — наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:

осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);

понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;

выделять признаки цвета (красный и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же. »), по образцу и по словесной инструкции;

понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств и соотнесении предметов по величине;

выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

узнавать цифры первого десяткаи соотносить их с количеством пальцев и предметов;

писать цифры по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно;

осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;

производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты);

соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;

перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;

показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);

перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

В данную программу входит изучение тех знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть дети, так как без них невозможна социальная реабилитация и адаптация ребенка с проблемами в психическом развитии.

Элементарные представления по предмету «Грамота»

Обучение чтению детей с умеренной умственной отсталостью ведется по звуковому аналитико – синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности таких детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

На первых годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках чтения широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

Конечная цель обучения чтению заключается в том, чтобы более способные дети усвоили все буквы, научились их сливать в слоги и читать несложный короткий текст (печатный или письменный), отвечать на заданные вопросы. Так как многие из них не в состоянии осмыслить прочитанный текст. Они воспринимают его фрагментарно и поэтому передают содержание не связными между собой отрывками.

Дети с умеренной умственной отсталостью отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.

Целью обучения письму данной группы детей является научить самостоятельно читать вывески на магазинах, небольшие тексты, рассказы, отвечать на вопросы текста, научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.

Основной задачей обучения письму является подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки.

Обучение письму умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом применяются различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом: игровая деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания), использование яркого доступного наглядного материала.

Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.

На 1 году обучения учащиеся усваивают буквы, их графический образ, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения).

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно им пользоваться при проведении линии), так и умения в изображении отдельных элементов букв.

Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов и, по возможности, предложений.

При обучении письму следует, учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся. Обучение письму детей с умеренной умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.

Конечная цель обучения письму заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.

У умственно отсталых субъектов запас овладений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у данных детей конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Их можно научить группировать одежду, животных и т.д. Устанавливать различия им удается только на конкретных предметах. Они совершенно не способны оперировать отвлеченными понятиями. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне. Эти расстройства мышления проявляются в крайне неполноценном использовании предметов и орудий при решении наглядно-практических задач: жизненно-бытовых, игровых и конструктивных, в которых в качестве средств решения выступает наглядный или представляемый образец. Они не могут анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Их затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Из-за этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, переключаемость с одного действия на другое, не развит самоконтроль (Цикото Г.В., 1975). Составить связный рассказ по сюжету самой элементарной картинки не удается. Чаще всего называются отдельные изображенные предметы. Они не могут расположить по порядку картинки, объединенные одним сюжетом, и понять последовательность происходящего (Занков Л.В., 1995). Суждения бедны, как правило, являются повторением услышанных советов, рекомендаций и т.д.

Некоторые умеренно умственно отсталые дети усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают даже короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, выше их возможностей. Они воспринимают его фрагментацию и потому передают содержание не связанными между собой отрывками. Они осваивают материал неосознанно, механически.

К концу года ученик должен:

научиться составлять связные предложения на заданную тему;

знать буквы алфавитва;

читать слоги, слова;

пересказывать известные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя»;

восстанавливать последовательность картинок в зависимости от сюжета.

Элементарные представления по предмету окружающий мир

Различать времена года;

Называть приметы времен года;

Различать домашних и диких животных;

Различать группы растений;

Показывать части тела человека и называть их;

www.metod-kopilka.ru