Обучение учащихся с умственной отсталостью

58. Принципы обучения учащихся с умственной отсталостью, их содержательная характеристика

Принципы обучения умственно отсталых детей опре­деляет специальная дидактика. Она обосновывает особен­ности реализации общедидактических принципов во вспо­могательной школе.

Наглядно-практический принцип предусматривает вза­имосвязь с интеллектуальными операциями, которые про­делывает ребенок, способствует коррекции и укреплению основ познавательной деятельности детей-олигофренов, развитию их личностных качеств.

Принцип коррекционяо-воспитательного обучения вы­ражается в требовании осуществлять обучение и воспита­ние не только через отбор учебного материала, но и через всю систему школьных учебно-воспитательных мероприя­тий, положительно влияющих на формирование личности ребенка.

Принцип доступности — это не только соответствие учебного материала, трудовых заданий возрасту школь­ников, уровню их развития, подготовленности, имеющим­ся знаниям, опыту, но и индивидуальным особенностям ребенка. Доступность не снижает значения фронтального вида работы, но требует в процессе обучения строгого уче­та индивидуальных особенностей детей. Для этого нужно хорошо знать каждого воспитанника.

Среди умственно отсталых школьников встречаются дети как со значительно заторможенной мыслительной деятель­ностью, так и расторможенные: чрезмерно подвижные, импульсивные. Ученики первой категории с трудом вклю-__чаются в работу, выполняют задание медленно, не прояв­ляют инициативы, а иногда совсем выключаются из учеб­ного процесса. Таких учащихся необходимо выводить из застойного состояния, почаще обращаться к ним с вопро­сами и заданиями. Очень полезно давать им поручения такого характера, как раздать материалы и инструменты, собрать их и т. д. Во время работы следует больше подхо­дить к таким детям, соответствующими вопросами или репликами активизировать процесс их деятельности. Расторможенные же дети не обдумывают задачу, постав­ленную учителем, они тотчас же приступают к выполне­нию. Основная задача в работе с такими детьми — преодо­ление их торопливости, выработка у них навыка пред­варительного продумывания своих действий и умение их регламентировать. В индивидуальной работе с такими деть­ми-школьниками надо соблюдать особую выдержанность и спокойствие.

Принцип сознательного обучения требует активного включения аномальных детей в познание изучаемых пред-

метов и явлений. Умственно отсталые дети должны уметь сознательно применять знания в конкретных практиче­ских ситуациях. Активность ребенка стимулируется са­мостоятельным выполнением посильных заданий, подчер­киванием его успехов. Надо добиваться, чтобы дети не механически зазубривали учебный материал, сообщаемые им сведения, а усваивали его осмысленно, целенаправ­ленно.

Принцип систематичности и последовательности дол­жен трактоваться не только применительно к содержанию программного материала, его расположению, преемствен­ности обучения. Необходимо соблюдать при этом и по­следовательность действий ученика и учителя, диктуемую логикой трудовых процессов.

Для лучшего закрепления и прочного усвоения матери­ала важна вариативность повторения, при которой каж­дый раз вносится что-то новое в содержание учебного ма­териала, в характер его усвоения.

studfiles.net

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

ГКОУ школы №15 г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края

В 2016-2017 учебном году в 1 классе нашей школы обучается 8 учащихся. По рекомендации районной ПМПК, результатам наблюдения и диагностики специалистами школы 5 учащихся обучаются в классе, 4 учащихся обучаются индивидуально на дому.

На основании рекомендации районной ПМПК и проведенного обследования выявлен уровень особых образовательных потребностей и определена программа обучения для каждого учащегося. Таким образом, образование учащихся 1 класса в нашей школе ведется по двум вариантам обучения, предусмотренным ФГОС:

5 учащихся обучаются по 1 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ),

3 учащихся, интеллектуальное развитие которых не позволяет освоить 1 вариант АООП, получают образование по 2 варианту адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Для каждого учащегося этой группы разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР)

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. В соответствии с требованиями ФГОС система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения программы по учебным предметам направлена на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Оценивая достижения по учебным предметам учитываются типологические и индивидуальные особенности развития и особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, динамика их достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии.

В первом классе обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся с учетом положений пунктов 10.10 и 10.30 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

При безотметочном обучении нами используются такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, не сравнивая детей между собой по их успеваемости. Для этого специалистами школы разработаны и используются условные шкалы, на которых фиксируется результат выполнения работы по определённым критериям, различные формы таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни учебных достижений ребёнка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Разработанная система оценивания личностных и предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения общеобразовательных программ общего образования, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов; позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

infourok.ru

Статья на тему:
«Дифференцированный подход к обучению учащихся с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы».

Предварительный просмотр:

Полева Людмила Гориславовна,

Луговик Светлана Валентиновна,

учитель специального коррекционного класса

для детей с умеренной умственной отсталостью

МБОУ СОШ №1 Аксайского района.

«Дифференцированный подход к обучению учащихся с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы».

Специальный коррекционный класс для детей с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы — это первый опыт организации обучения детей данной категории в Ростовской области в условиях массовой школы в 2009г.

Главная цель при работе с такими детьми – обеспечение социализации детей, полноценной реабилитации, в том числе психологической, медицинской, социальной для успешной их интеграции в общество.

Все воспитанники класса инвалиды. Помимо умственной отсталости у всех детей наблюдаются самые разнообразные нарушения в развитии, такие как недоразвитие речи, нарушение зрения, нарушения в поведении, есть мальчик с болезнь Дауна, ВПС, плоскостопие, комбинированная тугоухость, остаточные явления ДЦП, гемипарез, нарушения крупной и мелкой моторики.

Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми навыками, надо учитывать их психофизические особенности, т. е. осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

По результатам диагностики мы видим, что дети даже со схожими диагнозами в процессе обучения по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Поэтому в классе были выделены типогруппы:

1 типогруппа — 1 ученик (программа 8класса)

2 типогруппа – 3 ученика (программа 2 класса)

3 типогруппа – 2 ученика (программа 1 класса)

4 типогруппа – 1 ученик (программа подготовительного класса)

Содержание образования учащихся класса «Особый ребенок» определяется специальной программой, разработанной НИИ дефектологии НИИ дефектологии АПИ СССР, с использованием примерных программ обучения детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития под редакцией И.М.Бгажноковой.

Но проработав год с детьми, стало ясно, что традиционная организация занятий по отдельным предметам с учащимися моего класса не эффективна. Более целесообразно, по нашему мнению, проведение интегрированных уроков, объединяющих различные виды деятельности: чтение и письмо, развитие речи и изобразительную деятельность, самообслуживание и ручной труд.

Такая организация урока обеспечивает частую смену видов деятельности и помогает предупредить быстрое утомление детей, сохраняет интерес к совместной учебной деятельности.

Учитывая серьезные нарушения не только психического развития, но и соматического развития, в процессе обучения активно используются здоровьесберегающие технологии.

Эти технологии направлены на коррекцию физического развития учеников, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучению двигательным умениям и навыкам. Уже традиционно первый урок мы начинаем с пальчиковой гимнастики, массажа ладоней и пальцев рук, массажа ушной раковины. Физическое воспитание кроме уроков физкультуры включает мероприятия по соблюдению режима дня, внеклассную физкультурную работу. Дети, с большим удовольствием гуляют на улице, выполняют посильные физические упражнения, играют в футбол.

В школе организован систематический медицинский контроль за физическим развитием и состоянием учеников.

Для полноценного проведения занятий очень важно иметь соответствующую учебно-материальную базу. Дети могут познать много, если они трогают, касаются, слушают, видят и чувствуют то, что должны усвоить. Для нашего класса было приобретено различное оборудование; разнообразные игры для развития у ребенка мелкой моторики, мышления, логики. А так же различные дидактические игры, монтессори-материалы, шнуровки, вкладыши, развивающие игры.

Еще одной особенностью класса «Особый ребенок» является то, что ученики в нем не только разного возраста, но и обучаются по программам разных лет обучения.

Конечно, в начале работы это вызывало определенные трудности при подготовке и проведении уроков, но на данном этапе мы с этой проблемой справились за счет использования индивидуального и дифференцированного подхода, разноуровневых заданий. На уроках есть общие задания, задания с разным уровнем сложности, индивидуальные задания. Все задания подбираются с учетом «зоны ближайшего развития» конкретного ребенка. Активно внедряется помощь более сильных учеников слабым.

Используются индивидуальные, парные, групповые формы работы.

Активность детей на уроке фиксируется в карте урока. Для этого нами были определены параметры активности детей:

  1. Организация наблюдения за действиями товарищей – ребенок, не принимающий никакого участия в работе, наблюдающий за всеми со стороны. Задача учителя вовлечь ученика в доступные ему виды деятельности. Все виды работ выполняет только с помощью учителя.
  2. Активный наблюдатель — ребенок, наблюдающий за происходящим в классе и изредка принимающий участие в работе. Все виды работ выполняет с помощью учителя или под контролем учителя.
  3. Принимает участие во всех действиях – принимает активное участие во всех этапах урока, выполняет все задания. Все виды работ выполняет с небольшой помощью учителя или под контролем учителя.
  4. Помогает проводить отдельные этапы урока — активное участие во всех этапах урока, помощь учителю в проведении некоторых из них. Все виды работ выполняются самостоятельно.
  5. Пример оформления карты урока по предмету «Развитие речи и ИЗО»

  6. Приветствие
  7. Организация наблюдения за действиями товарищей

  8. Определение темы урока.
  9. Пытаются отгадать загадку.

    Организация наблюдения за действиями товарищей.

  10. Просмотр видео. Определение цветов в радуге.
  11. Называет цвета в радуге.

    Пытаются назвать цвета в радуге.

    Организация наблюдения за действиями товарищей и просмотра видео.

  12. Просмотр презентации «Цвета радуги», уточнение цветов радуги. Работа со стихотворением «Каждый охотник…»
  13. Рассказывает стихотворение «Каждый охотник», помогает в уточнении цветов.

    Пытаются точно назвать и показать цвета.

    Слушают. Можно пригласить детей по очереди к доске и вместе с учителем назвать и показать цвета.

    Организация наблюдения за действиями товарищей и просмотра презентации.

  14. Работа с цветными табличками «Выложи радугу»
  15. Помогает проводить отдельные этапы урока.

    Выкладывает из цветных табличек радугу и помогает другим детям.

    Выкладывают из цветных табличек радугу

    Выкладывают из цветных табличек радугу под руководством

    Выкладывает из цветных табличек радугу с помощью.

  16. Повторение времён года.
  17. Принимает участие во всех действиях.

    Помогает называть времена года другим детям.

    Пытаются назвать времена года.

    Повторяют названия времен года.

    Организация наблюдения за действиями товарищей .

    1. Рисование радуги.
    2. Рисунок полностью выполняется ребенком. Композиция рисунка более сложная – радуга над полем.

      Рисунок выполняется самостоятельно с небольшой помощью учителя на начальном этапе, далее под контролем.

      Рисунок выполняется с помощью учителя.

      Композиция – радуга на весь лист, цвета находятся с помощью учителя, на листе учитель делает пометки цветными красками для правильного расположения цветов.

      Рисунок выполняется со значительной помощью учителя. Учитель выкладывает на парту по одному цвету и делает границы, далее начинает раскрашивать рукой ребенка. Оставшееся место просит закрасить ребенка самостоятельно

    3. Итог урока. Показ рисунков

    Самостоятельно выходит для показа рисунка к доске.

    С помощью учителя выходит для показа к доске.

    В таблице мы попыталась показать дифференцированный подход к заданиям для всех групп детей. Из неё видно, что Андрей (1 типогруппа) выполняет самые сложные задания самостоятельно и при этом помогает остальным детям; дети, относящиеся ко второй группе успешно справляются с заданиями при небольшой помощи учителя или Андрея; девочки из третей групп выполняют задания только с помощью учителя или Андрея; Мирза который относится к четвертой типогруппе работает только со значительной помощью учителя.

    Дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для всех детей, обучающихся в классе. Реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разных типогруппах, и добиться высокого раскрытия потенциала каждого ребенка.

    При целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы индивидуализации обучения через систему дифференцированных заданий на всех этапах урока, что позволяет достигать более высокого уровня развития всех психических процессов.

    В работе используются возможности компьютерного оборудования. В классе есть компьютер, уже в первом классе наиболее сильные дети стали привлекаться к самому элементарному освоению компьютера. На данный момент Андрей самостоятельно может включать и выключать компьютер, находить нужные программы и работать с ними, он хорошо рисует, Катя и Саша пытаются рисовать, работать с обучающими программами, остальные дети работают с обучающими программами с помощью учителя или сильного ученика.

    Дети познакомились с интерактивной доской, что вызвало у них большой восторг. И на едином методическом дне в школе мы с ребятами давали открытый интегрированный урок по предметам математика и ручной труд по теме: «Уточнение и закрепление знаний о форме, цвете и величине предметов» для учителей школы.

    Детьи много раскрашивают, рисуют, лепят, конструируют, делают аппликации. Все работы представляем на школьную выставку.

    Мы работаем по системе «свободный класс». Это значит, что если кто, либо из детей устал, он может спокойно оставить занятия, пойти отдохнуть, заняться более комфортным для себя делом. Это очень важно. Так как все дети повышенной утомляемости, у них низкие показатели соматического здоровья.

    Большое внимание в работе уделяется социализации детей. Дети данного класса являются полноценными учениками нашей школы. Они с удовольствием посещают школьные мероприятия, а также мероприятия, проходящие вне школы. С ними общаются дети других классов, они не чувствуют себя ущемленными.

    Ученик класса «Особый ребенок» для детей с умеренной умственной отсталостью Андрей Г. в течение трех лет занимал 1 место в районном конкурсе «Прояви себя» в номинации «Рисунок». В прошлом 2013году принимал участие в конкурсе организованном ДГТУ по противопожарной безопасности. Из 1300 рисунков работы Андрея вошли в 100 лучших. В 2012 году Андрей участвовал в международном конкурсе «Я карандаш с бумагой взял» посвященному 100-летию Сергея Михалкова, был награжден благодарственным письмом.

    У всех детей есть результаты в развитии и обучении, только у одних это очень маленькие незначительные сдвиги, а у других большие продвижения вперёд.

    Все изменения отслеживаются. На каждого ребёнка заведена «Индивидуальная карта развития», в которой фиксируются все достижения ребёнка в учебной сфере, результаты психолого-педагогической диагностики, диагностические исследования логопеда, показатели физического здоровья. Разработана карта развития социальной адаптации. Результаты достижений в учебной сфере оцениваются баллами. Так же на каждого ребенка ведётся дневник наблюдений.

    Изучалось мнение родителей класса о результативности работы класса. Все родители положительно отзываются, высказывают одобрение, их дети с удовольствием приходят в школу.

    nsportal.ru

    Как завершить обучение учащихся с умственной отсталостью (аттестация, экзамены)?

    Ребенок обучается в 9 классе по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    1. Где он сдает экзамены? В школе, где проводится обучение учащегося с умственной отсталостью, или надо заключать договор с коррекционной школой 8 вида?
    2. Какими документами надо руководствоваться при подготовке к аттестации такого ребенка?

    Проводите промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося в школе самостоятельно в соответствии с локальными актами.

    Завершение обучения по образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не сопровождается проведением государственной итоговой аттестации. В соответствии с ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ при завершении обучения учащихся с умственной отсталостью им выдается свидетельство об обучении, который не является документом об образовании.

    Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 59 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Проведение же промежуточной аттестации находится в самостоятельной компетенции образовательной организации. Промежуточная аттестация обучающихся в школе направлена на определение уровня усвоения обучающихсяся образовательной программы, построения образовательного процесса в зависимости от потребностей обучающихся. Потому она и называется промежуточной, она не требует специальной подготовки. Итоговая определяет уровень освоения образовательной программы, она не является условием для выдачи свидетельства об обучении.

    Согласно ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», проведение промежуточной аттестации относится к компетенции образовательной организации (далее – ОО). В связи с чем на уровне ОО должны быть отработаны все вопросы, связанные с организацией и проведением промежуточной аттестации обучающихся в школе, и, соответственно, закреплены локальным нормативным актом – Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

    Дополнительно сообщаем, на сегодняшний день образовательные организации не подразделяются на виды в зависимости от типа реализуемых адаптированных образовательных программ.

    Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

    Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

    Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

    www.menobr.ru

    Обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Интегрированный урок при обучении школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Основной формой коррекционно-развивающего обучения является урок. Выделяют следующие основные типы уроков:

    Урок изучения нового материала.

    Урок закрепления знаний.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Урок проверки и оценки знаний.

    При обучении умственно отсталых школьников используются следующие методы:

    1. Наглядно-демонстрационный,
    2. Словесно-объяснительный,
    3. Экспериментально-практический,
    4. Индивидуально-развивающий.
    5. Смешанный.

    Методы учебной и воспитательной работы реализуются за счёт конкретных учебных мероприятий, форм обучения и воспитания, различных видов деятельности учащихся, а также с помощью средств обучения, которые используются в процессе реализации того или иного метода.
    Специфика методов обучения в школе для детей с ОВЗ заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает:

    замедленность обучения и частую повторяемость,

    подачу учебного материала малыми порциями,

    максимальную развернутость и расчлененность материала,

    наличие подготовительного периода в обучении,

    постоянную опору на опыт ребенка.

    Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбирать и применять. Ценность метода реализуется в том случае, если он:

    обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника,

    делает обучение доступным и посильным,

    обеспечивает прочность знаний,

    учитывает индивидуальные особенности ребенка,

    способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.

    На сегодняшний день в АООП, разработанной в соответствии с ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выделяют предметные и личностные результаты обучения. Для обучающихся специальных школ приоритетными являются личностные результаты, способствующие социализации в окружающей действительности. Необходимо помнить, что для таких детей важны не сами предметные знания, а умение применять их на практике. Иными словами, учащиеся должны получить те необходимые для них предметные знания, применяя которые они смогут беспрепятственно сосуществовать с другими представителями общества.

    Таким образом, урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой в общем и перед учителем в частности:

    — оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребёнку;

    — способствовать его социальной адаптации.

    Особое значение имеет проведение интегрированного урока, в ходе которого прослеживаются межпредметные связи. Все учебные предметы можно интегрировать между собой. Рассмотрим интеграцию таких учебных предметов как чтение, ИЗО, музыка. Примером послужит урок-экскурсия, проведённый в 5 классе на тему: «Зима в произведениях поэтов, писателей, художников и композиторов». Данный урок – комбинированный, поскольку содержит в себе как обобщение и систематизацию ранее полученных знаний так и ознакомление с музыкальными и художественными произведениями, посвящёнными зимней тематике. Он проведён как урок-экскурсия.