Меню

Обыск местности собакой обучение

ПРИУЧЕНИЕ К ОБЫСКУ МЕСТНОСТИ И ПОМЕЩЕНИЙ

Навык обыска местности и помещений необходим для выполнения служебных задач по обнаружению человека, его предметов и запахового следа.

Условные раздражители: основные — команда “Ищи” и жест — показ рукой в направлении поиска; вспомогательные — команды “Апорт”, “Дай”, “Сидеть”, “Голос”, “Фу”.

Безусловные раздражители: апортировочный предмет, помощник, лакомство.

Навык вырабатывается на базе обонятельно-поисковой, активно оборонительной и пищевой реакций, а также навыка апортировки. Прием вводится в конце второго периода курса дрессировки розыскных, сторожевых собак, когда выработаны условные рефлексы поиска человека по запаховому следу, задержания помощника и отработаны следующие дополнительные упражнения к обыску местности и помещений.

Приучение к движению в указанном жестом направлении. Для этого на каждом занятии целесообразно определять учебное место размером 50X80 метров, которое обозначается флажками или ветками.

Во время выгуливания собаки дрессировщик подает команду “Гуляй” и жестом правой или левой руки посылает ее в нужном направлении и следует за ней, дав возможность дойти до границ участка, управляя длинным поводком (рис. 68).

Ежедневное многократное повторение таких упражнений способствует быстрой выработке у собаки условного рефлекса зигзагообразного движения, а у дрессировщика — умения ориентироваться и управлять собакой.

Приучение к поиску небольших предметов в траве, кустах по запаху.Для этого изготовляются различные апортировочные предметы (по форме, качеству) размерами не более 5—10 сантиметров длиной и 1—2 сантиметра в диаметре и цветом, соответствующим фону местности.

Упражнения выполняются так же, как и при апортировке, но бросанием предметов в места, маскирующие их и побуждающие собаку к обнаружению предметов с помощью обоняния.

Приучение к последовательному поиску и подноске 3—4 предметов, брошенных в разные стороны от дрессировщика. Это упражнение можно отрабатывать 2 способами.

Первый способ. Подбирается открытый участок местности с наличием растительного покрова. Дрессировщик с собакой двигается посередине участка, а помощник позади него на удалении 3—5 метров. По ходу движения помощник последовательно разбрасывает апортировочные предметы вправо и влево от дрессировщика. На первых 2—3 занятиях собака должна видеть полет этих предметов и посылаться за предметом сразу же после броска.

На последующих занятиях вначале разбрасываются предметы помощником, дрессировщик наблюдает за ним и после выгуливания собаки производит апортировку брошенных предметов.

Второй способ. Дрессировщик, находясь на месте, разбрасывает 3—4 предмета в разные стороны (в первое время на виду у собаки). Стоя в центре участка, поочередно посылает собаку на апортировку предметов.

Апортировка предметов в различных помещениях, приучение собаки к обнаружению и облаиванию тяжелых, подвешенных и закопанных предметов. Это упражнение отрабатывается, как правило, в нежилых помещениях с различной степенью освещенности в следующей последовательности.

Вначале дают собаке осмотреть помещение. Затем, возбудив собаку предметом, бросают его в помещение и сразу же посылают ее на апортировку. В последующем собаку посылают на поиск брошенного предмета после 1—2-минутной выдержки. Параллельно отрабатываются упражнения по приучению собаки к облаиванию обнаруженных предметов. С этой целью их кладут на деревья и в другие места, недоступные для собаки, закапывают в землю, используют тяжелые предметы (набитые землёй вещевые мешки и др.), которые неподъемны для собаки. При обнаружении собакой предмета дрессировщик подает команду “Голос” и за проявление лая поощряет лакомством. Постепенно надо добиваться, чтобы собака самостоятельно облаивала недоступные, неподъемные для нее предметы.

Методика и техника дрессировки.Первый период. Задача: приучить собаку к зигзагообразному поиску предметов на участке местности 50Х100 метров в облегченных условиях.

Требования, предъявляемые к условиям на первых занятиях. Упражнения выполняются в начале занятия, когда собака в бодром и полуголодном состоянии.

Подбираются апортировочные предметы небольшие по форме, по цвету соответствующие фону местности и хорошо сохраняющие запах человека, на которые собака реагирует заинтересованно. На вещах должна соблюдаться чистота индивидуального запаха.

Подбирается ровный, знакомый для собаки участок местности с наличием растительного покрова, без отвлекающих раздражителей. Ширина обыскиваемого участка местности на каждом занятии — около 50 метров, ветер — навстречу собаке. Помощник по указанию и под контролем дрессировщика, не заходя на участок, разбрасывает 5—7 предметов так, чтобы они составили треугольники и один от другого были не далее чем в 30—40 метрах, и не ближе 5 метров от края участка. В целях экономии времени дрессировщик может сам разбрасывать пинцетом апортировочные предметы помощника, хранившиеся в полиэтиленовом пакете.

Время от начала разбрасывания предметов до обыска местности не менее 15—20 минут, чтобы запаховые частицы от искомой вещи распространились по участку, создавая благоприятные условия для их обнаружения собакой.

Упражнение повторять на одном занятии не менее 2—3 раз.

В целях активизации работы собаки рекомендуется на первых 2—3 занятиях к предметам прикреплять мелкие кусочки мяса, можно использовать полые предметы. За каждый обнаруженный предмет собака поощряется лакомством.

Требования к подготовленности дрессировщика. В ходе занятий по отработке подготовительных упражнений первого периода дрессировщик должен научиться:

хорошо ориентироваться на местности. С этой целью подбираются разнообразные по характеру (рельефу, растительности, размерам) участки местности, которые обозначаются дополнительными флажками (ветками) на расстоянии друг от друга до 15 метров. Дрессировщик по команде “Гуляй” и жестом посылает собаку в направлении этих флажков;

умело, быстро разбрасывать вещи на участке местности, запоминать их местонахождение, чтобы направить собаку точно на предмет;

умело управлять собакой командами и жестами, а при необходимости и поводком. Понимать поведение своей собаки, своевременно поощрять ее за найденную вещь.

В первом периоде дрессировки отрабатываются следующие упражнения. Выработка первоначального условного рефлекса поиска 5—7 предметов на участке местности 50X80 метров. По заданию дрессировщика на избранном участке местности помощник разбрасывает предметы. Через 15—20 минут дрессировщик, выгуляв собаку, подходит к середине подветренной стороны участка и сажает ее у левой ноги. Присоединив длинный поводок, кладет его на землю слева от себя и позади собаки, по команде “Ищи” и жесту посылает собаку на обыск участка местности вправо в направлении ближнего предмета и следует за ней, управляя поводком. Как только собака обнаружит и поднимет предмет, дрессировщик подходит к ней, забирает предмет, поощряет ее лакомством и кладет предмет в полиэтиленовый пакет. После этого командой и жестом левой руки посылает собаку влево в направлении второго предмета и следует за ней. При обнаружении собакой второго предмета дрессировщик поступает так же, как у первого предмета и т. д.

В том случае, если собака, обнаружив предмет, подходит и не поднимает его, то дрессировщик обязан посадить ее у этого предмета, поощрить лакомством и послать в направлении следующего предмета. При обнаружении второго предмета посадить ее, поощрить лакомством и направить к третьему и так до конца выполнения упражнения. Конечная цель таких упражнений — выработка у собаки условного рефлекса обозначения обнаруженного предмета. После выполнения упражнения дрессировщик сажает собаку у левой ноги, сматывает длинный поводок (сигнал окончания работы), выходит в район выгуливания и предоставляет собаке отдых.

После 15—20-минутного отдыха упражнение повторяется. На одном 4-часовом занятии выполняются 2—3 упражнения.

Глазная цель таких упражнений — выработка у собаки рефлекса заинтересованного, зигзагообразного поиска предметов.

После выработки у собаки первоначального условного рефлекса постепенно увеличивается длина осматриваемого участка и доводится к концу периода до 100 метров при постоянной его ширине 50 метров. Помощник разбрасывает вещи с большими промежутками так, чтобы дрессировщику при движении с собакой можно было периодически направлять собаку вправо и влево к точке, где нет вещи.

На каждом занятии количество таких “пустых углов” увеличивается, углы с вещью и “пустые” делают в различном порядке, чтобы у собаки не образовалась нежелательная связь на систему раскладки предметов. Кроме того, целесообразно на занятиях использовать вещи, разнообразные по качеству, форме и цвету, близкие к личным вещам помощников.

Приучение собаки садиться с предметом у места его обнаружения. Если первоначально в целях активизации поиска дрессировщик не всегда сажал собаку у места обнаруженного предмета, то в последующем надо приучить ее садиться с предметом у места его обнаружения. Делается это так. Дрессировщик посылает собаку на обыск местности. При обнаружении собакой вещи по команде “Сидеть” сажает ее около предмета. Затем подходит к ней, забирает вещь, кладет ее в полиэтиленовый пакет и поощряет собаку лакомством. Такой обыск местности повторяется по 2—3 раза на каждом занятии. Цель этого упражнения — собака должна самостоятельно, без дополнительной команды дрессировщика садиться с предметом у места его обнаружения.

Читайте также:  Тедди кличка для собаки значение

Осмотр различных по характеру участков местности, изменение количества разбрасываемых предметов, увеличение давности от начала разбрасывания до их поиска. У собак, как и у других животных, сильно развита территориальная ориентация (опознание знакомой местности, запахов, связанных с деятельностью человека, в том числе занятость территории другими животными и др.). Поэтому после выработки первоначального условного рефлекса поиска предметов на знакомой местности необходимо систематически менять места занятий, т. е. предметы разбрасывать на различных по характеру участках местности (открытых, закрытых, и т. п.).

К концу первого периода собака должна: заинтересованно, активно и зигзагообразно производить обыск местности на участке 50X100 метров при управлении ею длинным поводком; самостоятельно обнаруживать запаховые предметы, поднимать их и садиться у места обнаружения.

Второй период. Задачи: совершенствовать у собаки условный рефлекс поиска до навыка в среднеусложненных условиях; приучать к обозначению обнаруженных предметов; выработать условный рефлекс обыска помещений.

Требования к подготовленности дрессировщика. Он должен: изучить особенности поведения своей собаки при обнаружении вещей и человека; овладеть техникой управления собакой как поводком, так и без поводка; уметь ориентироваться на сложной по рельефу местности, в помещениях; методически последовательно и технически правильно выполнять все упражнения с усложнениями второго периода.

Упражнения выполнять с соблюдением следующих правил: условия окружающей среды усложнять постепенно и осторожно; упражнения повторять 3—4 раза в неделю, в различное время суток; за каждый обнаруженный предмет собаку поощрять поглаживанием и лакомством; умело сочетать обыск местности и помещений по известным и неизвестным для дрессировщика условиям; использовать личные вещи человека, строго соблюдать правила хранения вещей и соблюдения чистоты запахов; количество предметов и их местонахождение (на земле, деревьях, закопанных и т. д.) на каждом занятии изменять, добиваться, чтобы собака искала вещи не только “нижним”, но и “верхним” чутьем.

Усложнения, отрабатываемые во втором периоде. От занятия к занятию постепенно усложняется режим работы и упражнений, увеличиваются размеры осматриваемых участков по ширине до 100 метров и в длину 150 метров. В этих случаях участки делятся на два подучастка размерами 50X150 метров и осматриваются поочередно (рис. 69). При этом путь движения дрессировщика постепенно выпрямляется, он управляет собакой, двигаясь посередине участка, только обозначая направление своего движения за собакой.

Параллельно усложняется характер местности, подбираются сложные участки с наличием кустарника, оврагов, деревьев. Упражнения проводятся в начале, середине, конце занятия, утром, днем, вечером и ночью. При переходе к обыску местности в новых условиях, особенно в первое время, работа собаки облегчается уменьшением количества вещей, “пустых” углов, размеров участка.

По мере активизации работы собаки используются апортировочные предметы различного качества (кожаные, металлические, пластмассовые, матерчатые и другие), небольших размеров и защитного цвета с учетом фона местности. Периодически обыск местности проводится по неизвестным для дрессировщика условиям, т. е. дрессировщик не знает о количестве разбрасываемых вещей и их местонахождении. При постановке задачи ему указывают только пределы осматриваемого участка. Это упражнение позволяет проверить степень подготовленности собаки, выявить возможные ошибки дрессировщика и приобрести навыки управления собакой в реальных условиях службы.

Приучение к обыску помещений.Параллельно с обыском местности собак приучают к обыску различных помещений. Этому должны предшествовать подготовительные упражнения: ознакомление с помещениями и постепенное приучение собак к безразличному отношению к раздражителям, встречающимся в процессе выполнения приемов общей дрессировки внутри помещения и особенно при апортировке своих и “чужих” вещей в различное время суток; приучение спокойно передвигаться в помещении, подниматься на чердаки, спускаться в подвалы; приучение к задержанию помощника, убегающего в помещение.

После отработки этих упражнений собаку приучают к обыску помещений в целях обнаружения запаховых предметов, а затем и человека. Это делается так. Помощник, не заходя в помещение, разбрасывает 2—3 предмета. Через 10—15 минут, выгуляв собаку, дрессировщик пускает собаку на обыск помещения, управляя ею командами.

Когда собака обнаружит предмет, дрессировщик поощряет ее лакомством. Затем жестом и командой “Ищи” направляет в сторону другого предмета. В последующем вещи прячут, подвешивают. Для активизации работы собаки целесообразно на первых занятиях к вещам помощника прикреплять кусочки мяса.

Периодически следует проводить обыски помещений по неизвестным для дрессировщика условиям. Параллельно с поиском вещей собаку приучают к обнаружению спрятавшегося помощника. По мере выработки условного рефлекса вводятся следующие усложнения: растет число осматриваемых помещений и изменяется их характер, а также количество закладываемых вещей, их качество, форма и размеры; увеличивается время от начала до пуска собаки на обыск помещений до 2 часов.

Приучение собаки обозначать обнаруженные вещи, не трогая их. В соответствии с требованиями служебных инструкций собака, не трогая обнаруженный предмет, должна садиться около него или облаивать. Это место дрессировщик обозначает флажками (ветками), о результатах осмотра докладывает руководителю занятия.

На первых занятиях целесообразно на участке местности, в помещениях раскладывать тяжелые предметы (вещевые мешки с опилками), подвешивать или закапывать их. При обнаружении собакой вещи дрессировщик по команде “Сидеть” сажает собаку около нее или командой “Голос” вызывает проявление лая, после чего поощряет собаку лакомством. В последующем разбрасываются разнообразные вещи’ и при их обнаружении дрессировщик командой “Сидеть” предупреждает попытку собаки схватить предмет, при необходимости подает команду “Фу”, Надо добиваться, чтобы собака самостоятельно садилась у обнаруженного предмета, а при отсутствии дрессировщика подавала голос.

К концу второго периода дрессировки собака должна: активно и заинтересованно производить зигзагообразный поиск предметов на участке местности размером 100X150 метров и в различных помещениях как на длинном поводке, так и без поводка; самостоятельно обозначать обнаруженные предметы, сидя около них или голосом.

Третий период. Задача: совершенствовать у собаки навык обыска местности и помещений в комплексе с другими специальными навыками в условиях, близких к требованиям службы.

В этом периоде необходимо соблюдать следующие правила: занятия проводить в разное время суток (не менее 30 % в ночное время) в комплексе с работой по запаховому следу и сторожевкой на различных участках местности; обыскивать местность и помещение по неизвестным для дрессировщика условиям и лишь периодически по известным; на каждом занятии создавать сложную обстановку, требующую от дрессировщика смекалки и творчества; проработку каждого запахового следа заканчивать обыском местности в районе задержания помощника.

Усложнения, отрабатываемые в третьем периоде. В заключительном периоде дрессировки совершенствование навыка обыска местности и помещений продолжается в условиях, приближенных к требованиям службы. В начале периода осматривают (обыскивают) участок 150X200 метров. Этот участок разбивают на 3 подучастка размерами по 50X200 метров и осматривают поочередно. Затем размеры увеличиваются до 200X200 метров (рис. 70).

При осмотре больших участков дрессировщики должны соблюдать следующую последовательность — вначале осматривать средние участки (№ 2, 3), затем крайние (№ 4, 1). Это объясняется тем, что выброшенные или спрятанные предметы (оружие, документы и др.) злоумышленника вероятнее всего будут находиться на ближних (средних) от места задержания участках. К тому же вероятность обнаружения собакой предметов больше, пока она не утомлена и поиск будет вести активнее.

При обыске местности следует учесть, что границы осматриваемого участка весьма условны. Возможны переходы за пределы

намеченного участка. Поэтому дрессировщик должен внимательно следить за ориентирами на границах подучастков.

В дальнейшем упражнения отрабатываются в комплексе с другими специальными приемами. На указанном участке местности (в помещении) помощник, не заходя на участок, разбрасывает 4—5 предметов и прячется в укрытии в конце участка. В этом случае вначале производится обыск местности для обнаружения вещей, а затем обыск продолжается до обнаружения и задержания помощника. В последующем помощник должен тщательнее маскироваться на дереве, в кустах, под хворостом и т. п.

Обыск местности с последующей проработкой запахового следа и после проработки следа в районе задержания помощника проводится так. Помощник разбрасывает на участке 4—5 предметов, затем заходит на край участка и прокладывает запаховый след в соответствии с заданием. В этом случае дрессировщик по истечении необходимой давности производит обыск местности в целях обнаружения предметов. После обнаружения и обозначения всех вещей прорабатывает запаховый след помощника до его задержания (рис. 71).

Читайте также:  Что будет если собака ест сладкое

В последующем после каждого проработанного запахового следа и 5—10-минутного отдыха собаку пускают на обыск местности или помещения в районе задержания помощника для обнаружения выброшенных, закопанных или подвешенных вещей (документов, оружия и т. д.). Размеры осматриваемого участка ‘должны быть не менее 200X200 метров. Дрессировщик разбивает по ориентирам указанный участок на 4 подучастка размерами по 50X200 метров и поочередно их осматривает с учетом направления ветра (рис. 72).

Обыск местности в комплексе со сторожевкой. Для этого через намеченную дозорную тропу прокладывается запаховый след. В конечном пункте разбрасываются предметы. Помощник

прячется в укрытии. По истечении намеченной давности следа дрессировщик с собакой выполняет сторожевку в движении и, обнаружив запаховый след, прорабатывает его, задерживает помощника. Затем, отконвоировав его в сторону, производит обыск местности в целях обнаружения брошенных предметов.

Осмотр местности вдоль линии следа (маршрута движения задержанного). В практике службы нередко приходится осматривать местность вдоль линии следа злоумышленника в целях обнаружения возможно выброшенных им предметов. Для этого помощник, двигаясь по указанному маршруту, разбрасывает вещи вправо и влево от себя. Через определенное время дрессировщик пускает собаку на обыск местности вдоль линии следа, зигзагообразно пересекая запаховый след помощника. Можно производить одновременный осмотр двумя собаками, двигаясь по обе стороны линии запахового следа.

После третьего периода собака должна: активно, организованно и зигзагообразно производить обыск местности на участке 200X200 метров как на поводке, так и без поводка; смело заходить в различные помещения, активно и заинтересованно производить их обыск как в присутствии, так и в отсутствии дрессировщика; самостоятельно обозначать обнаруженные предметы через 4 часа после их разбрасывания, не прикасаясь к ним, а также смело вести борьбу с помощником; обнаруживать запаховые следы давностью до 2 часов.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Разбрасывание предметов помощником, двигающимся только с одной стороны участка, в результате предметы оказываются близко один к другому.

2. Проведение занятий на однообразной местности, в одно и то же время вырабатывают привычку к работе только в определенных условиях.

3. Использование однообразных предметов приводит к тому, что собака может не обнаружить предметы других качеств.

4. При расположении помощников за одинаковыми местными предметами собака привыкает искать помощника только в определенных местах.

5. Частое управление собакой без поводка, в результате у собаки снижаются дисциплинированность, организованность поиска.

Источник



Обыск местности собакой обучение

Обыск местности и помещений, служебное собаководство



г. Саратов

Контакты

office@ abc64 .ru
+79173107415

Статистика от Yandex, Rambler

Приучение собаки к обыску местности означает выработку у нее навыка производить обыск местности по команде «Ищи» и навыка зигзагообразного обыска местности с нахождением предметов помощника и подноской этих предметов к дрессировщику.

Условные раздражители — команда «Ищи» и жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в направлении посылки собаки на обыск и опускание к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед. Вспомогательные условные раз-, дражители — команды «Апорт», «Дай», «Фу», восклицание «Хорошо».

Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание, апортировочные предметы.

Из навыков ОКД у нее должен быть выработан навык апортировки.

Занятия рекомендуется проводить на открытой местности (поле, опушка леса, пустырь, двор) площадью около 240 квадратных метров, в маловетреную погоду, и так, чтобы небольшой ветер дул навстречу собаке. Отвлекающих раздражителей (посторонних людей, животных, транспортных средств) должно быть как можно меньше.

Рис. 108. Приучение собаки к обыску местности

Дрессировщик, не заходя на участок, разбрасывает по нему апортировочных предмета так, чтобы они расположились треугольником на расстоянии 15-20 м один от другого. Затем Дрессировщик с собакой выходит на середину стороны (границы) Участка, позволяющей стоять лицом к участку и против ветра, 11 по команде «Ищи» и жесту посылает собаку на обыск местности, дав предварительно занюхать свой предмет или руку. Следуя за собакой, он управляет ее поиском, добиваясь движения зигзагом (челноком), для чего кроме команды «Ищи» подает жест правой рукой. Команду «Апорт» нужно применять лишь в тех случаях, если собака не поднимет найденный предмет. Подача предметов дрессировщику поощряется восклицанием «Хорошо», лакомством. Упражнение повторяется 2-3 раза, лучше каждый раз на новом месте.

Если собака хорошо выполняет все команды дрессировщика и проявляет заинтересованный зигзагообразный поиск, переходят к занятиям с помощником, который разбрасывает не 3, а 4 вещи, последнюю оставляя вблизи от места, откуда дрессировщик будет посылать собаку на обыск. Дав занюхать предмет и послав собаку на обыск, дрессировщик идет по средней линии участка, управляя собакой. Если она проходит мимо искомых предметов, не замечая их, дрессировщик жестом помогает собаке обнаружить эти предметы (рис. 108).

На следующих занятиях условия дрессировки усложняют. Площадь обыскиваемых участков увеличивают до 420 квадратных метров, приучают собаку работать без поводка. Посыл на обыск после разбрасывания предметов оттягивают (от 5 до 30 и более минут), что ведет к ослаблению запаха человека на разбросанных вещах. И наконец, обыск местности производят без предварительного занюхивания собакой вещи дрессировщика или помощника. Затем вводят «пустые углы» без апортировочных предметов, чтобы собака не изменяла направления движения только после обнаружения предмета.

Для того чтобы приучить собаку облаивать предметы, которые она не в состоянии поднести к дрессировщику, помощник в указанных дрессировщиком местах оставляет тяжелые предметы или маскирует сверху травой, листьями и засыпает землей (снегом) телогрейку, пальто и др. Некоторые предметы помощник подвешивает на ветви деревьев, кустов или на забор. На первых занятиях дрессировщик при обыске местности наводит собаку на эти предметы, командой «Голос» побуждает ее облаивать их и поощряет за лай восклицанием «Хорошо», лакомством. Затем собаку приучает к самостоятельному поиску и облаиванию этих предметов.

Чтобы приучить собаку обнаруживать спрятавшегося человека, помощник, разбросав вещи для поиска, прячется в конце обыскиваемого участка. Собака по команде «Ищи» и жесту сначала обнаруживает вещи, а затем находит и задерживает помощника, который берется под охрану и конвоируется.

Приучение собаки к обыску помещений проводится следующим образом. Помощник вблизи помещения (сарая, землянки и др.) внезапно нападает на собаку и дрессировщика, а затем, вырвавшись, убегает в помещение, где тщательно прячется. Дрессировщик с собакой входит в помещение и командой «Иши» и жестом пускает животное на обыск. Обнаруженный и задержанный собакой помощник передается другому лицу (помощнику). На последующих занятиях помощник не только сам прячется в помещении, но и прячет вещи, которые собака при обыске должна найти.

При выработке навыка обыска местности и помещений возможны следующие основные ошибки дрессировщика.

1. Проведение занятий на одной и той же местности, вследствие чего собака привыкает к поиску в определенных условиях и плохо работает в других.

2. Первоочередная выработка навыка у нескольких собак на одном и том же месте. В этом случае собака отвлекается на оставленный на местности запах ранее прошедших собак (особенно кобели на запах сук).

3. Использование одинаковых однотипных вещей, что вызывает заторможенность собаки при нахождении предметов, сильно отличающихся от привычных.

4. Раскладка вещей каждый раз у одних и тех же местных предметов (ориентиров). Это приучает собаку искать вещи только у определенных предметов.

Источник

Приучение собаки к обыску местности

Необходимое снаряжение. Ошейник, длинный поводок, пять деревянных брусков (палочек) или тряпочек (как для выборки вещи), набор из пяти и больше самых разных предметов (старые перчатки, ботинки, смятые коробки из-под сигарет).

Значение навыка. Используют в ряде других служб (от PC до ПС); в бытовых условиях может пригодиться для поиска потерянных вещей хозяина. Кроме того, это прекрасный способ «развлечения» собственной собаки на прогулке и повышения уровня ее интеллекта.

Выработка навыка. Происходит в несколько этапов.

Поиск вещей со своим запахом. На подготовительной стадии, играя с собакой, владелец бросает апортировочный предмет в густую траву, так чтобы собака потеряла его, и командует «Ищи, апорт!». Поощряет своего питомца словами «Хорошо, ищи», если тот ищет предмет. Поощряет игрой на перетягивание или лакомством, когда молодая собака приносит найденный предмет. Далее дрессировщик относит в сторону сначала один апортировочный предмет и прячет его так, чтобы собака видела его действия. Потом отпускает собаку на длинном поводке и командует «Ищи, апорт!», делая соответствующий жест рукой в сторону предмета.

При обнаружении предмета дрессировщик хвалит собаку и поощряет ее лаской и лакомством. Затем дрессировщик раскладывает сначала три, потом пять апортировочных предметов следующим образом: он идет по какой-нибудь тропинке в местах выгула или в одном направлении на дрессировочной площадке и бросает влево на расстоянии одного-двух метров от своего следа один предмет, потом проходит пять шагов и бросает следующий предмет вправо и т. д. Берет собаку на длинный поводок и по команде «Ищи, апорт!» проходит по своим следам, направляя собаку жестом влево-вправо, и сам бегает с ней, побуждая ее двигаться челноком.

Когда собака находит вещь, он хвалит ее, кладет вещь в карман или сумку и продолжает движение. Если собака пропускает какую-либо вещь, то от последней вещи следует повернуть назад и вновь пройти с собакой челноком весь маршрут с другой стороны. То есть не следует посылать собаку несколько раз в одну и ту же сторону (скажем, влево). Можно продолжать двигаться прямым маршрутом, но сделать холостой посыл вправо, а потом опять влево — к месту пропущенной вещи.

Часто возникают проблемы с движением челноком и поиском вещей; следует отметить, что собака прекрасно находит вещи, проходя по следу хозяина: сначала она находит самую дальнюю, потом, возвращаясь, в хаотичном порядке — все остальные.

Следует четко разделить поставленные себе задачи:

  • научить собаку искать вещи;
  • научить собаку искать их челноком

В начале обучения собаку хвалят за любую найденную вещь, каким бы способом она не была найдена. Потом отрабатывают челночный поиск. Для этого расширяют пространство, на котором разбросаны предметы, увеличивая количество холостых пробегов в обе стороны, и при этом сокращают количество предметов. Собаку посылают на поиск командой «Ищи!», сопровождая ее жестом рукой, либо дрессировщик сам бегает с собакой каждые 15—20 шагов в сторону от центральной линии, либо оставляет ее на стартовой линии, а отбегает один (против направления ветра) и подзывает собаку к себе (не грубой командой «Ко мне!», а скорее приглашением побегать и поиграть). Обычно собака обгоняет его. Тогда дрессировщик останавливается и бежит зигзагом в противоположную сторону, опять свистит или зовет собаку. И обращает ее внимание на главную задачу — поиск предметов.

Постепенно поиск усложняют: апортировочные предметы присыпают землей, развешивают на кустах на высоте головы собаки, маскируют каким-либо другим способом. Когда собака освоит поиск на длинном поводке, ее пускают искать вещи без поводка, так же тщательно следя за тем, чтобы она и вещи искала, и пробегала маршрут челноком.

Источник

Методика и техника отработки приёма «Обыск местности ».

1.Цель: выработать у собаки стойкий навык, по первой команде или жесту дрессировщика, обыскивать указанный им участок местности, обнаруживать на нём запах наркотического средства и обозначать его сигнальной позой.

2.Назначение: для практической работы.

3.Условный раздражитель: команда дрессировщика «нюхай», «ищи», жест в направлении участка, запах НС, вид участка местности.

4. Безусловный раздражитель: воздействие поводком, нажим на круп, оглаживание, лакомство.

5. Методика: от простого к сложному.

6. Метод: контрастный.

7. Техника: наиболее оптимальный вариант обыска открытой местности — поочередный осмотр челночным способом полос (коридоров) шириной 4-6 м. Такая ширина выбрана не случайно. Во-первых, кинологу удобно управлять движениями собаки и контролировать тщательность принюхивания. Во-вторых, проделанный коридор можно сразу же использовать для прохода людей и техники.

Перед тем как приступить к дрессировке подбирается ровный участок местности (лучше с небольшой травой или рыхлым грунтом). Флажками обозначаются границы участка. При первых пусках длина коридора, как правило, делается минимальной — примерно 10-15 м.

При подготовке места занятия на участке местности маскируют 5-6 раскопов: из них лишь один, расположенный в конце полосы, содержит ВВ. Ложные раскопы делают недалеко от краев полосы, причем с таким расчетом, чтобы при проводке собаки челноком она могла непосредственно обнюхивать их. На начальных этапах формирования навыка осмотра местности контейнер с НС лишь маскируется. Проще всего для этого использовать уже имеющиеся неровности, щели, листву и т. п. На ровной местности в грунте проделываются углубления, форма и размеры которых точно соответствуют контейнерам с НС. Верхнюю часть закладки, находящейся на уровне поверхности грунта, чем-либо прикрывают, стараясь при этом не затруднить выход запаховых частиц от контейнера с НС.

Пуск осуществляется с левого края полосы по команде «нюхай» и жесту руки. Первые 10-12 проходов специалист — кинолог сопровождает собаку на поводке от одного края полосы к другому. За один «шаг» движения по зигзагу (туда и обратно) перемещение вперед должно составлять примерно 0.7 м. Кроме проводки собаки по зигзагу специалисту — кинологу необходимо добиваться от собаки постоянного принюхивания к грунту на всех участках проходимого пути. Выработке этого навыка способствуют ложные раскопы, привлекающие внимание собаки. В тех случаях, когда собака пытается обозначить ложный раскоп, ей подается команда «ищи» и жест в направлении дальнейшего поиска.

Если же кинологу не удается совместить у собаки челночное движение с принюхиванием, используется один из следующих вариантов упражнения: на линии зигзага не далее 1 м друг от друга делаются хорошо просматривающиеся бугорки (метки) из взрыхленной земли. Примерно в каждую 2-3-ю метку помещают кусок лакомства. В конце маскируется закладка с ВВ.

Освоив простые варианты поисковых задач на местности, переходят к более сложным: постепенно увеличивается продолжительность полосы до 80-100 метров и соответственно площадь обследуемой территории. Увеличивается глубина закладывания НС до 10 см. в грунте и до 50 см. в рыхлом снегу, поиск проводят на пересечённой местности с различным покрытием и наличием различных запаховых раздражителей. В один раскоп помещается как один, так и несколько видов НС.

Во время работы, если специалист – кинолог видит, что собака явно устала после просмотра полосы, ей предоставляют короткий (3-5 мин) отдых. Лучше всего в это время удерживать собаку возле себя, периодически оглаживая и похлопывая ее по груди. Затем приступают к дальнейшей работе. Таким образом, количество проверяемых полос доводят до 2-3. Количество закладок с НС на осматриваемой территории увеличивается до 5-10. Время холостой работы (от пуска до обнаружения) каждый раз меняют, сохраняя лишь общую тенденцию к постепенному наращиванию продолжительности поиска.

Необходимо отметить, что после каждого обнаружения НС контейнер кинологом не извлекается, а обозначается флажком. Собака поощряется и отводится от места с НС на 1 м. вперёд.

На последнем этапе в качестве закладок используют различные штатные мины, оружие и боеприпасы.

В некоторых случаях на практике из соображения безопасности проверку объектов, предметов, небольших участков местности целесообразно проводить не на поводке, а с предоставлением собаке свободного поиска на расстоянии 10-20 м. от кинолога. Данный навык отрабатывается следующим образом. Заранее в намеченном месте открыто кладется контейнер с НС и 2-3 контрольных предмета без запаха НС. Собаку, находящуюся в 10-15 м от разложенных объектов, пускают на обследование по жесту и команде. Кинолог остается на месте. Собака принявшая сигнальную позу у искомого объекта, поощряется дрессировщиком словесным сочетание «Хорошо! Сидеть», после чего не торопясь подходит к собаке и поощряет её лакомством, оглаживанием и уводит. В дальнейшем упражнение усложняют: искомый объект зарывается (маскируется) неподалеку от контрольных предметов без запаха НС, а затем и на участке местности без всяких ориентиров (контрольных предметов). естественно, что вблизи от искомой должна находится и ложная закладка.

-отработка приёма в одном и том же типе грунта, в одно и тоже время суток;

-сложные закладки на первоначальном этапе дрессировки;

-дрессировка собаки без учёта индивидуальных её особенностей;

-не своевременное пресечение попыток царапания собакой мест сокрытия НС;

— одна и та же масса НС.

9. Норматив: согласно приказа №1171 «Об утверждении наставления по организации деятельности кинологических подразделений ОВД РФ» от 31. 12. 2005г. собака считается подготовленной, если она по команде специалиста — кинолога ведёт активный поиск на участке местности, по комплексному запаху безошибочно обнаруживает НС всех типов на глубине до 15 см. в грунте, обозначает его сигнальной позой, и сохраняет это положение до команды специалиста — кинолога.

Источник

Что мы знаем о собаках © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.