Обж стресс и его влияние на человека

Стресс и его влияние на человека

Жизнь человека многообразна и насыщена всевозможными событиями.

Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы.

События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определённое воздействие.

Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное они или отрицательное, называются стрессовыми факторами. Стрессовый фактор, или стрессор, — это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напряжения — стресс.

Таким образом, стресс — это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс — это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров — это неизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого человека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.

Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907—1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма на воздействие каких-либо стрессовых факторов.

Установлено, что действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса.

Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, потливость, углубление и ускорение дыхания, увеличение уровня сахара в крови и др.). Эти изменения Селье назвал общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром — это совокупность защитных реакций организма человека при стрессе.

Различают три стадии стресса: мобилизацию, сопротивление и истощение.

Стадия мобилизации. В ответ на действия стрессора возникает тревога. Она мобилизует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвычайной ситуации), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действия, долговременное пребывание в стадии мобилизации может привести к различным нарушениям функций организма.

Стадия сопротивления. Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров. Стадия истощения. Если уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создаёт такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозностью, смутной тревогой, быстрой утомляемостью, раздражительностью, чувством беспомощности, головной болью, бессонницей, потерей аппетита и др. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.

Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и т. д.), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным, имеющим цель в жизни.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Велика роль сильного стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается. Сильный, продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведёт к увеличению риска инфекционных заболеваний.

Необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса и, когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

В вашем возрасте, когда интенсивно формируются такие качества, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.

Основная цель борьбы со стрессом — научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принципы борьбы со стрессом.

На практике борьба со стрессом заключается прежде всего в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пытаться адекватно реагировать на события.

Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.

Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, на те события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, — это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.

Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что со- 178 веРшенство 8 принципе недостижимая вещь.

Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.

Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.

Физические упражнения и закаливающие процедуры помогают выйти из состояния сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.

Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.

Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.

1. Что следует понимать под стрессом?

2. Сформулируйте определение общего адаптационного синдрома и перечислите его стадии.

3. Сформулируйте содержание общих принципов борьбы со стрессом.

1. Внимательно прочитав материал данного параграфа, составьте свой план подготовки к противодействию сильному стрессу и воспитанию у себя необходимых для этого черт характера. Запишите этот план в дневник безопасности, старайтесь следовать его пунктам в повседневной жизни, по мере необходимости вносите коррективы.

2. Подготовьте небольшое сообщение на тему «Влияние стресса на состояние здоровья человека».

Вспомните, испытывали ли вы состояние стресса. Проанализируйте, как вы себя вели.

www.xn--24-6kct3an.xn--p1ai

Стресс и его влияние на здоровье человека

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Факультет социального управления

Тема: Стресс и его влияние на здоровье человека.

Студентка 753/3 гр.

Зотова Марина Александровна

I. Стресс и его влияние на здоровье человека—————————————-4

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Что такое стресс, как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться?

Наиболее широкоупотребимым определением является следующее:

» Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое».

Существуют и другие определения, но важно понять следующее – стресс это не само воздействие, а именно наша реакция на это воздействие. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности.

В данной работе я попытаюсь раскрыть понятие стресса, причины его возникновения и его влияние на здоровья человека. Также приведу примеры профилактики стресса и его связи с различными заболеваниями.

I. Стресс и его влияние на здоровье человека.

Что такое стресс? Фазы и виды стресса.

Понятие стресса появилось в 1954 году благодаря Гансу Селье. Он показал, что в связи с активностью гормональной системы, при травмах и горе, во время секса и радости, в жаре и на холоде и т.п., в коре надпочечников выделяются гормоны помогающие человеку адаптироваться к изменениям среды. Стресс протекает в три стадии. Первая и вторая соответственно тревога и адаптация вполне нормальны, и скорее полезны, чем вредны. Но если изменения окружающей среды происходят слишком часто, а сотрудникам офисов крупных и средних компаний это знакомо, то наступает третья стадия стресса – истощение. Истощение это прямой путь к болезням – психосоматическим заболеваниям.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Однако существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека.

Стрессор — это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессоры, к которым человеческий организм приспособился в результате эволюции, — это различные факторы, угрожающие безопасности.

Реакция борьбы или бегства (т.е. – естественная реакция на стрессор) иногда называется стресс-реакцией (или стрессовой реактивностью). Эта реакция заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, уменьшении слюноотделения, увеличении содержания натрия, усилении потоотделения, увеличении содержания глюкозы в сыворотке крови, увеличении секреции соляной кислоты в желудке, изменении волновой активности мозга и частых позывов к мочеиспусканию. Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье.

Автор теории стресса канадский психолог Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или бегству. Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма (например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса. Разработав теорию стресса, Г. Селье выделил в нем три фазы. Первая фаза — реакция тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и др.

Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма, т.е. стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто налаживается. Однако если стресс продолжается долго, то ввиду ограниченности резервов организма неизбежно наступает третья стадия — истощение.

Стресс является составной частью жизни каждого человека, и без него нельзя обойтись так же, как без еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах работы и обучения. Однако стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, в противном случае может возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.

Стрессы можно подразделить на:

эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;

кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;

физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные

Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы.

Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса – шок. Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных.

2. Причины стресса.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

2.1. Организационные факторы.

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

3. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

2.2. Личностные факторы.

На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, — это поможет смягчить негативные последствия.

works.doklad.ru

Стресс и его влияние на человека

Многие люди постоянно находятся под влиянием стресса. Это негативно сказывается на здоровье человека. Истощаются нервные клетки, снижается иммунитет, появляется склонность к различным физическим заболеваниям. А так же есть вероятность, что под действием стресса может появиться и психическое расстройство. Например, невроз навязчивых состояний, который не так-то просто поддается коррекции.

Пример из жизни: Анастасия жила счастливой жизнью до тех пор, пока от нее не ушел близкий человек. Этот уход она восприняла очень тяжело. Но Настя ничего не делала, чтоб смягчить воздействие стрессовой ситуации. А напротив, занималась самобичеванием. И в результате у девушки появилась фобия .

Или другой пример:

Сергей Иванович постоянно нервничал на работе. Даже дома он не мог полностью отойти от дел. В мыслях он был на служебном месте. Он все думал, как ему справиться с работой, как улучшить работу, как больше денег заработать, чтоб прокормить семью.

И в результате он заработал вначале хроническую усталость. А после язву.

Из этих двух примеров ясно, что стрессы оказывают отрицательное действие.

Вот список последствий влияние стресса на человека:

1.Энергетика человека под воздействием стресса снижается, появляется быстрая утомляемость. Силы истощаются, и возникает такое ощущение, что ничего не хочется делать. Нет сил, чтоб успешно справляться с работой.

2.Эмоциональная сфера страдает, снижается настроение, появляются депрессивные мысли. Человек начинает концентрироваться на плохом, а это приводит к тому, что плохое только усиливается. И получается замкнутый круг, из которого нужно выходить с помощью освобождения от отрицательных эмоций.

3.Физическое здоровье дает сбои. Обостряются хронические заболевания или появляются новые, такие как гипертония, диабет, болезни желудочно-кишечного тракта, болезни сердца и многие другие. Так же под влиянием стресса у человека повышается риск заболевание онкологией.

4.Человек, под влиянием стресса может поправиться. Это происходит потому, что еда начинает выполнять защитную функцию, происходит заедание стресса и естественно это отражается на вашей фигуре не самым лучшим образом.

Как избавиться от влияния стресса?

Существует много способов по освобождению от стресса. Мы в данной статье остановимся на самых легких и приятных.

1. Ванны с морской солью или эфирными маслами.

Особенно хорошо принимать после работы. Помогают расслабиться и снять напряжение.

2. Прогулки на свежем воздухе.

Хорошо успокаивают и приводят мысли в порядок. Кроме того помогают укрепить здоровье.

3. Поход в любимый фитнес клуб.

Отличное средство для снятия стресса. Поэтому не пренебрегайте физической активностью. Запишитесь в танцы или йогу. А если не получается ходить в спорт клуб, занимайтесь в домашних условиях.

Широко известный и рекомендуемый способ для расслабления ума и тела. Для его осуществления достаточно включить приятную спокойную музыку, удобно расположиться и расслабиться. Чтоб было приятней можно еще и во время сеанса визуализировать приятные картинки. Например, берег моря, или прогулку в лесу.

5.Отдых на природе

Природа обладает целительным действием. Она помогает снятию стресса и дарит гармонию.

Есть и другие способы выйти из под действие стресса. И не важно, какой из них вы выберете для себя, главное, чтоб вам было хорошо.

mirrosta.ru

Обж стресс и его влияние на человека

Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
«Стресс и его влияние на здоровье человека»

Подготовлен материал учителем ОБЖ
высшей квалификационной категории
Лукиным Л.И.

Цель и задачи:
Углубить общие знания учащихся по характерным психологическим особенностям подросткового периода; подробно познакомиться с условиями адаптации организма и стресса, болезнями истощения. Помощь учащимся преодолевать характерную в подростковом возрасте чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, как в трудных, опасных ситуациях избегать стрессов.

Вопросы темы:

  1. Адаптация.
  2. Стресс.
  3. Аутогенная тренировка.
  4. Виды паники.
  5. Приёмы самовоспитания воли.
  6. Адаптация.

    В современной жизни человек периодически оказывается в сложных ситуациях, связанных с преодолением различных трудностей (на работе, в быту, отдыхе и т.д.), с изменениями в окружающей среде, необходимостью выполнять тяжёлую физическую работу, испытывать голод, находиться в непрерывных условиях разряженного воздуха и т.д.
    Для поддержания нормальной жизнедеятельности необходимо сохранение постоянства внутренней среды организма. Однако человек иногда сталкивается с такими возмущающими воздействиями, которые выводят его из равновесия (различные психические травмы, изнурительная работа, экстремальные и чрезвычайные ситуации, связанные с авариями, катастрофами на работе, дорогах, в быту, при возникновении опасных природных явлений и др.). Большинство людей, оказавшись в опасных ситуациях, не погибает, а приобретает ту или иную степень устойчивости к этим обстоятельствам. Это означает, что организм этих людей, обладает механизмами, обеспечивающими адаптацию (приспособление), т. е. возможность выживать в тяжёлых условиях. Каждый человек должен иметь представление о них и тех путях, которые способствуют улучшению адаптации, сохранению здоровья.
    Адаптация — это процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды (обще природным, производственным и социальным), который поддерживает относительное постоянство его внутренней среды (температуру, содержание кислорода, сахара в крови и др.), обеспечивает работоспособность, противостояние неблагоприятным воздействиям.
    Эти процессы возникают и развиваются в организме человека при выраженных изменениях окружающей среды, нередко в неадекватных, т.е. непривычных, необычных условиях. К одним факторам среды человек адаптируется полностью, к другим — частично. Это состояние зависит от пола, возраста, типа нервной системы, состояния здоровья, физической подготовленности, эмоциональной устойчивости.
    Решающую роль в адаптации играет тренировка. Приобретая устойчивость к различным воздействиям, организм получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью, и решать задачи, прежде не разрешаемые. (Тренировка — «пребывание в противогазе»). Опытные альпинисты могут существовать определённое время на большой высоте, в то время как неадаптированные к недостатку кислорода, в таких условиях погибают. Полная адаптация обеспечивает сохранение широкого диапазона поведенческих реакций, а неполная — лишь сохранение жизни.
    В развитии большинства адаптационных реакций прослеживаются два этапа:
    а) начальный — срочная, но незавершённая адаптация;
    б) последующий — совершенная, «;долговременная»;. Типичными проявлениями срочной адаптации, обеспеченными уже готовыми физиологическими механизмами, могут быть бегство животного в ответ на причиняемую боль, увеличение теплопродукции в ответ на холод, увеличение теплоотдачи в ответ на тепло, увеличение функций дыхания и кровообращения в ответ на недостаток кислорода и другие. У нетренированного организма деятельность систем организма протекает на пределе физиологических возможностей при почти полной мобилизации функционального резерва и далеко не в полной мере обеспечивает адаптационный эффект. При максимальной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые лимитируют интенсивность работы, двигательная реакция не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной. Адаптация реализуется «;с места»;, но оказывается несовершенной. Долговременный её этап возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов окружающей среды (физические нагрузки, подъём в горы, устойчивость к холоду, действию ядов и т. д.). Адаптация развивается в процессе обучения на основе памяти мозга и связана с возникновением новых устойчивых рефлексов и их реализация в виде соответствующих поведенческих реакций. Долговременная адаптация —; многократная реализация срочной адаптации.
    В процессе её формирования увеличивается мощность адаптационных систем до уровня, диктуемого средой.

    Стресс.
    Важным компонентом адаптационной реакции организма является общий адаптационный синдром (стресс-синдром), открытый Гансом Селье (1936 г.), в последствие ставшим директором международного Института стресса в Канаде. Он представляет собой сумму неспецифических реакций организма, обеспечивающих активизацию ряда образований организма, ответственных за работу и поступление в кровь и ткани адаптационных гормонов, стимулирующих механизмы, обеспечивающие поддержание равновесия организма с окружающей средой, его оптимальную деятельность в сложных и трудных условиях жизни. Эти реакции способны повышать не только сопротивляемость организма, т.е. устойчивость к воздействию какого — либо конкретного фактора среды (стрессора), но и к другим её факторам.
    Например, повышается устойчивость организма к воздействию низкой температуры окружающего воздуха и одновременно к токсическим веществам, радиации, действию болезнетворных микробов и т.д.
    Стресс-синдром — единая неспецифическая реакция на повреждения любого рода, включает в себя ряд стереотипных симптомов, т.е. отдельных признаков, которые закономерно выявляются при разнообразных воздействиях на организм. Задача этой реакции — справиться с возросшими требованиями к организму, попытка восстановить нарушенное равновесие в деятельности, как отдельных систем, так и организма в целом. Реакция человека на продолжительное и непривычное суровое испытание — плавание в холодной воде, лазание по скалам, отсутствие пищи — протекает по шаблону: сначала он ощущает трудность, затем втягивается и, потом чувствует, что больше вынести не в состоянии. Эта трёхфазная реакция — общий закон для живых существ, столкнувшихся с изнуряющей задачей. Соответственно, стресс — синдром протекает в последовательно развивающихся трёх стадиях.
    Ваш браузер не позволяет отображать содержимое данной страницы
    Три стадии общего адаптационного синдрома (стресса):

    1) реакция тревоги;
    2) стадия сопротивления (резистентности);
    3) стадия истощения.

    1. Реакция тревоги (мобилизации).
    Вначале преобладают явления декомпенсации, нарушения функций: снижается температура тела, отмечается депрессия центральной нервной системы, уменьшается содержание сахара в крови и другие. Если стрессор сильный (тяжёлые ожоги, высокая температура), может наступить смерть. Если этого не произошло, то начинается приспособительная деятельность — активный поиск организмом устойчивых состояний, соответствующих новым условиям среды, развёртывается активность механизма общей адаптации, что ведёт к восстановлению нарушенного равновесия. Нарастает выделение в кровь адаптивных гормонов, что приводит ко второй стадии.
    2. Стадия сопротивления (резистентности).
    Признаки реакции тревоги практически исчезают, регистрируется относительно устойчивое приспособление. Уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного. Это связано в первую очередь с поступлением в кровь большого количества адаптивных гормонов, которые обеспечивают ускоренное образование ферментов и различных структурных белков. Увеличивается содержание сахара в крови, повышается мышечная сила и работоспособность, нормализуется обмен веществ. Всё это приводит к мобилизации энергетических и «строительных» ресурсов организма, повышается адаптационная энергия, возрастает сопротивляемость многим агентам (стрессорам).
    Вторая стадия обеспечивает переход срочной адаптации в устойчивую адаптацию (долговременную), происходит совершенствование клеточных структур. Устойчивая адаптация устраняет нарушение равновесия в организме и, как следствие, исчезает ставшая излишней стресс « реакция. Если же действие стрессора, к которому организм приспособился, продолжается, то постепенно истощаются запасы адаптивной энергии, и вторая стадия переходит в третью. 3. Стадия истощения.
    В это время вновь проявляются реакции тревоги, но теперь они необратимы, и человек погибает. Создание учения о стрессе сопровождалось всё большим признанием ведущей роли центральной нервной системы в его развитии. Учитывая особую роль эмоциональной сферы человека и её влияние на обменные процессы в организме, а также значение психологических факторов, значительное распространение получил термин «эмоциональный стресс». Он часто встречается в жизни человека и оказывает на него значительное влияние. Эмоциональные стрессоры имеют информационную природу: чувство тревоги, эмоциональные расстройства, переживание угрозы безопасности, неудачи, когда человек сталкивается с реальными трудными ситуациями либо считает их психологически трудными, неразрешимыми. У него учащается пульс, повышается потливость, артериальное давление, усиливается раздражительность, иногда пропадает сон, отмечается повышение двигательной активности, снижается способность сосредоточиться. Состояние напряжения возникает только тогда, когда перед человеком встаёт трудная задача, а средство для достижения цели оказывается недостаточно. Чтобы справиться с этим состоянием, нужны такие средства, как опыт, навыки, знания (информация), энергия, необходимая для активных действий ради достижения цели и, конечно, время. Стрессовая ситуация может возникнуть, когда человек вынужденно оказывается в одиночестве, получает травму, теряет ориентацию и другие. Тогда возникает «эмоциональный стресс» и организм мобилизует резервы. Состояния напряжения и есть форма мобилизации резервов организма, освобождённая реакция, направленная на то, чтобы решить возникшую нелёгкую задачу. И вовсе нередки случаи, когда у человека в экстремальных ситуациях удесятеряются силы, и он совершает то, на что в обычных условиях не способен
    Если человек воспитывался в «тепличных» условиях, ему не приходилось вступать в борьбу, а он лишь информирован как себя вести в экстремальных ситуациях, то вместо борьбы, и активной деятельности по преодолению возникших ситуаций у него возникает непреодолимый страх, паника, появляется оборонительная реакция, обездвиживание и стадия тревоги быстро перерастает в стадию истощения. Известно немало случаев гибели людей, например при кораблекрушении, когда находили плот с мёртвыми людьми, у которых был не использован запас еды и воды. Это говорит о том, что в трудной обстановке человек должен уметь регулировать своё эмоциональное состояние, не допускать чрезмерную стрессовую реакцию. Это возможно, если он имеет достаточную информацию о способах выживания в трудных условиях и владеет навыками психической само-регуляции (аутогенной тренировки и другие навыки поведения в экстремальных ситуациях).
    Дать точное определение стресса, по мнению Г. Селье, очень трудно, хотя оно вошло в обыденную речь. Он уточняет, что «стресс — это не обязательно болезнь» и выделяет два его типа — эустресс («хороший», тренирующий, адекватный, оптимальный), вызванный здоровыми положительными эмоциями и дистресс («плохой», повреждающий) — напряжение, вызванное неприятными отрицательными переживаниям (связанными с горем, несчастьем). Г. Селье считает, что стресса не следует избегать, полная свобода от него означает смерть. Стресс — это аромат и вкус к жизни. Поскольку он связан с любой действительностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок. Чтобы насладиться отдыхом, надо сначала почувствовать усталость, лучшим же поваром всегда был голод. Как избежать дистресса? Отказаться от решения трудных задач, которые нередко порождают отрицательные эмоции, и ждать только радостей жизни? Конечно, нет. В борьбе, а преодоления трудностей достигается желанный результат, решение проблемы вызывает положительную эмоцию и глубокое удовлетворение. Для того чтобы стресс не перешёл в болезненное состояние, необходимо интеллектуальное обучение и физическая тренировка (добровольная или вынужденная), которая повышает сопротивляемость организма.
    Чрезмерная стрессовая реакция при эмоциональном стрессе оказывает отрицательное влияние на здоровье человека. Для того чтобы её снять или уменьшить, используют различные приёмы. Хороший эффект оказывают на человека физическая нагрузка и занятия спортом, (в Японии, например, на некоторых фирмах, существуют комнаты психологической разгрузки, там стоят резиновые копии руководителей фирм, и каждый сотрудник в свободное время может высказать им всё, что он думает о руководителе). И не только высказать, но и физически выразить своё неудовольствие.
    4. Аутогенная тренировка.
    Каждый человек должен владеть основами психической саморегуляции и непроизвольных функций организма, чтобы избежать чрезмерной отрицательной эмоции, приводящей к дисстресу. Необходимо уметь в нужный момент снять сильное напряжение, преодолеть страх, неуверенность. Большие возможности в этом открывает так называемая аутогенная тренировка, получившая широкое распространение во всём цивилизованном мире.
    Это активный механизм психотерапии, псих профилактики и психогигиены, призванный поддерживать психическое здоровье. Создателем данного метода является Г. Шульц. Ему и принадлежит и сам термин. Это синтетический метод, объединяющий в себе ряд эмпирических и научно-обоснованных открытий, сделанных в самых различных областях психотерапии, науки, которая с помощью слова воздействует на психику человека, а через неё на весь организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к себе. У аутогенной тренировки три источника. Система йогов, учение о гипнозе, методика самовнушения — Кую. Основными элементами йоги, вошедшими в современную систему, являются упражнения, направленные на овладение регуляцией мышечного тонуса, тренировка волевых процессов и дыхательная гимнастика. Применяя гипноз с лечебными целями, Г. Шульц обратил внимание, что в тех случаях, когда пациенты непроизвольно мысленно повторяли формулы внушений, произносимые врачом, эффективность гипнотерапии оказывалось более высокой и выздоровление наступало быстрее. Это побудило учёного к созданию достаточно простых и легко запоминаемых фраз, предназначенных для самостоятельного использования больными в психотерапевтических целях. Позднее они были названы формулами самовнушения. Изучая самоотчёты людей, занимающих гимнастикой йогов, он обратил внимание, что у них возникало ощущение тяжести в мышцах и во всём теле при расслаблении мышц, а самовнушение чувства тепла вызывало состояние лёгкой дремоты, напоминающее начальные стадии гипноза. В дальнейшем оказалось, что только внушением этих двух ощущений — тяжести и тепла можно погрузить человека в гипнотическое состояние, не прибегая к обычным в таких случаях внушениям сонливости. Ярко представляя себе эти ощущения, испытуемые могли погружаться в гипнотическое состояние самостоятельно. Когда врач применяет гипноз, у пациента повышается внушаемость, и его роль при этом пассивна. С этой точки зрения для здоровья человека самогипноз предпочтительнее.
    При аутогенной тренировки применяется 6 стандартных упражнений: вызывание ощущения тяжести в теле и ощущения тепла; регуляция ритма сердца; регуляция дыхания; влияние на органы брюшной полости; влияние на сосуды головы. Эти упражнения реализуются путём мысленного повторения соответствующих формул самовнушения, предложенным врачом-психотерапевтом и озвученных обучающимся (например, «моя правая рука тяжёлая», «моя правая рука тёплая» и т.д.). Во время занятия, обучаемый человек вызывает у себя яркие, образные представления о сказанном, овладевает релаксацией (саморасслаблением) — способностью достаточно быстро расслабить мышцы и прийти в состояние лёгкой сонливости. Создание глубокого внутреннего успокоения и расслабления опорно-двигательного аппарата, всего организма в целом достигается во всех случаях, если последовательно осуществляется взаимно влияющие друг на друга действия: расслабленная поза; закрытые глаза; неторопливый, размеренный ритм дыхания; мысленные распоряжения, ориентированные на успокоение; расслабление и отдых. С помощью аутогенной тренировки можно укрепить эмоционально-волевую сферу. Формулы упражнений, направленные на общее укрепление эмоционально-волевой сферы:

  7. Я всё лучше владею собой…
  8. Я владею своими мыслями…
  9. Я владею своими чувствами…
  10. Я всегда внимателен…
  11. Я постоянно собран…
  12. Я всегда уверен в себе…
  13. Я всегда уравновешен…
  14. Я владею собой.
    В процессе занятий даётся установка на победу, на решение поставленных задач.
    Эта тренировка применяется в спортивной практике в виде системы эмоционально-волевой подготовки как метод стимуляции способностей и творчества, а также у лиц с повышенным эмоциональным напряжением. Имеется значительный опыт её применения для улучшения функции памяти, внимания, мышления. Она способствует повышению обучаемости, лучшему восприятию информации, требующей запоминания.
    С целью профилактики, чрезмерного нервно — эмоционального напряжения и предотвращения заболевания неврозом, для определённой категории лиц, целесообразно развивать качества психологической защиты.
    Формулы необходимые при совершенствовании качеств, психологической защиты:

    Устойчивое внимание — это качество сильного человека…

  15. Я сильный и уверенный…
  16. Возможные неудачи переношу спокойно…
  17. Я не могу быть правым всегда…
  18. Во всех неудачах виню себя, во всех удачах — объясняю обстоятельствами…
  19. На замечания реагирую внутренне спокойно и доброжелательно…
  20. Взгляды окружающих приятны мне…
  21. Я могу управлять своим настроением, мои реакции управляемы…
  22. Я с удовольствием делаю добро другим…
  23. Я хозяин своей судьбы.
  24. При неприятностях становлюсь особенно волевым и сильным, уверенным в себе…
    В библиотеках имеется многочисленная литература, с помощью которой можно овладеть основами аутогенной тренировки, однако сделать это не просто, так же как стать мастером спорта без тренера. Целесообразно пройти специальные курсы под руководством специалиста, лучше всего врача-психотерапевта, с обязательным выполнением домашних заданий. Если такой возможности не представляется, то вполне возможно освоить отдельные элементы, которые окажут несомненную роль в повседневной жизни и в экстремальных условиях.
    Таким образом, аутогенная тренировка — мощное средство нейтрализации отрицательных последствий, обострённых отрицательных реакций и адаптации к современному темпу жизни.
    Следует развивать и применять на практике навыки, основанные на самовнушении, медитацию, аутотренинг, нервно — мышечное расслабление, самогипноз. Метод самовнушения основан на единстве и взаимодействии слова чувства. Слово исходит от самого человека и адресуется его эмоциональной сфере, после чего активизируется воображение и осуществляется волевое воздействие. В тяжёлой обстановке у психологически неподготовленных людей может возникнуть страх — эффектное психологическое состояние, которое вызывается чрезвычайно сильными, опасными для жизни внешними раздражителями. Это состояние может нарушить психическую устойчивость человека, вызвать отрицательные проявления (безучастность, обездвиживание, временная потеря привычных навыков привычек), ослабить его способность принимать правильные решения. По степени интенсивности и глубине переживания страх возрастает от беспокойства, волнения, тревоги и испуга к боязни и ужасу. Состояние страха у человека, как правило, проявляется в астатической форме и стенической форме. В первом случае под влиянием опасности человек цепенеет и оказывается неспособным к движениям и действиям: стеническая реакция характеризуется, напротив, резким двигательным возбуждением, суетливостью, стремлением уйти от угрозы для жизни, без способности учитывать особенности ситуации. Состояние ужаса дезориентирует личность, вызывает в ней глубокое потрясение. Одной глубоких патологических форм страха является психологический шок — временная утрата всякой способности психологической деятельности у людей, не подготовленных в психологическом отношении к жизненным ситуациям. Он может вызвать панику (групповое состояние) — подавляющий эффект, развивающийся внезапно при неожиданном впечатлении угрожающего характера и быстро распространяющийся путём психологического влияния на множество лиц. Паника охватывает, подобно эпидемии, почти внезапно целую массу лиц, заражает их чувства неминуемой опасности.

    Выделяются следующие два вида паники:
    1) «развивающаяся» при внезапном возникновении угрожающей обстановки, в отсутствии периода ожидания опасности (например, взрыв);
    2) «возникающая» в обстановке длительного ожидания опасности, нарастании тревоги и групповой напряжённости, которые способствуют истощению нервной энергии людей, и они начинают на обычные раздражители реагировать панически. Возникновению такой паники способствуют: отрицательные слухи и недостаток информации; незанятость людей; отсутствие ответственности, за какой либо участок работы; разрушения, вид обезображенных людей и т.д. В возникновении панических настроений определённую роль играет время суток (чаще возникает вечером и ночью, когда ухудшается зрительная ориентация и человек испытывает утомление).
    Панику, как страх, легче предупредить, чем остановить. Основным условием предупреждения является моральная, волевая и психологическая подготовка людей, в ходе которой у них формируются устойчивые нравственные чувства, идейные мотивы, волевые качества. Способствует этому также возмещение недостатка опыта проведением специальных психологических тренировок.
    Основными путями подавления и пресечения страха и паники служат:
    1) твёрдое и решительное управление деятельностью людей со стороны старших, имеющих жизненный опыт, руководителей коллективов;
    2) умение выявлять паникёров и изолировать очаги паники;
    3) способность восстанавливать организационную структуру и подчинённость коллективов;
    4) чёткость команд, распоряжений и жестов.
    Только волевой человек может преодолевать стрессовое состояние и принимать правильное решение. Но волю в себе надо воспитывать.

    Приёмы самовоспитания воли.

    Приёмы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но они включают соблюдение следующих условий:

    1. Начинать воспитание воли следует с систематического приобретения привычки преодолевать сначала сравнительно незначительные трудности, а со временем и значительные. Необходимо каждое препятствие рассматривать как «не взятую крепость» и делать всё возможное, чтобы взять «эту крепость». Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершать подвиги в боевой и трудовой деятельности.
    2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определённых целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Это имеет большое значение в воспитании общественных потребностей, сознательности и чувства долга.
    3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда оно принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется, размагничивается. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Поэтому всё надо всесторонне обдумать, а затем выполнять.
    4. В том случае, если человек поставил перед собой цель, имеющую далёкую перспективу, весьма важно видеть этапы её достижения, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

    К числу важнейших условий формирования воли относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка жизни человека. Наблюдение за слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовывать не свою работу, не свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек — хозяин своего времени.
    Одним из существенных условий закалки воли являются систематические занятия спортом, которые служат подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.
    Не следует забывать, что успех деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков, как условий реального выполнения намеченного. Недостаточно только искренне желать чего-то, нужно уметь это делать. Таким образом, формирования волевых навыков, и прежде всего трудовых, выступает, как одно из важнейших условий достижения поставленных целей.
    Наконец, следует указать, что развитие волевых качеств у человека происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной деятельности с ними. Вне общения, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

    terepec48.ru