Оценка психического состояния и уровня стресса

Содержание:

2.2. Оценка уровня стресса

2.2. Оценка уровня стресса

Похожие главы из других книг

Оценка уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися наглядно-графической (образной) учебной деятельности

Оценка уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися наглядно-графической (образной) учебной деятельности Для оценки уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися наглядно-графической (образной)

Оценка уровня собственных возможностей

Оценка уровня собственных возможностей Если бы вас спросили: «Сможете ли вы прыгнуть на расстояние один метр?», то, пожалуй, многие не задумываясь ответили бы положительно. Казалось бы, что-что, а уж такие свои возможности мы знаем досконально. Однако не всегда стоит

Три уровня внимания

Три уровня внимания Внимание имеет направленность, силу и поле охвата, а следовательно, различимые уровни. Первым уровнем внимания будет механическое внимание. Оно характеризуется тем, что человек располагает минимальным количеством внимания и практически не способен

2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса

2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма Среди собственно физиологических методов исследования наиболее часто применяются следующие:+ регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС);+

2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса

2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса Психологические тесты (бланковые и проективные) В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих субъективно оцененный уровень стресса, а также сопутствующих негативных эмоциональных переживаний –

2.2.3. Прогноз уровня стресса

2.2.3. Прогноз уровня стресса Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и прикладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у которых возможно нарушение функционального

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный

Комплексная оценка проявлений стресса[56]

Комплексная оценка проявлений стресса[56] (Окончание). Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема.Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из «эмоционального» списка

Глава 2. Оценка уровня стресса

Глава 2. Оценка уровня стресса Упражнение 2.1. Работа с опросником по выявлению признаков стресса.Работа выполняется в индивидуальном порядке. Студенты дважды заполняют бланк опросника (приложение№1, «Комплексная оценка проявлений стресса»). Первый раз – оценивают свое

Глава 6. Методы оптимизации уровня стресса

Глава 6. Методы оптимизации уровня стресса Дыхательные техники Упражнение 6.1. Медитация на дыхании.Сядьте поудобнее, на время отвлекитесь от посторонних мыслей и сконцентрируйте свое внимание только на потоках воздуха, которые входят в ваши легкие, а затем покидают его в

2.2. Три уровня

2.2. Три уровня 1) Уровень объективной информации объединяет в одну логическую цепочку причину и ее следствие, например, начало депрессии (следствие) после потери значимого лица (причина).2) На уровне субъективной информации доминирует психологическая очевидность,

ТРИ УРОВНЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ТРИ УРОВНЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Нужно иметь четкое представление о трех различных уровнях возможностей. Все беды происходят тогда, когда начинают путать эти уровни. Вот эти три уровня:1. Возможность.2. Фантазия.3. Провокация.Представьте, что вы стоите на самом верху горящего

Приложение 5: Шкала для определения уровня стресса

Введение Многочисленные примеры из военной истории показывают, что допрос пленных и перебежчиков во время войны является одним из важнейших источников добывания сведений о противнике.В ходе войны, в связи с общим развитием техники, войсковая разведка обогатилась

День 12. Контроль уровня стресса

День 12. Контроль уровня стресса Если делаете много всего в единицу времени, вам начинает везти. Но с сильной энергетикой приходит ответственность. Порой могут возникать сбои и кризисы. Поэтому у вас должен быть план, что делать в дни кризисов. Волны жизни зависят от

Как оторваться от уровня II

Как оторваться от уровня II В 1990-х годах из отдельных подразделений бизнеса была сформирована большая корпорация «Lockheed Martin». Руководство хотело использовать систему ERP (планирование ресурсов предприятия), чтобы ее могли применять все бывшие подразделения, но

Оценка уровня стыда

Оценка уровня стыда 1. Бывает ли вам сложно испытать облегчение после исповеди ваших грехов перед Богом и/или другим человеком? Иными словами, испытываете ли вы после самой искренней исповеди и раскаяния болезненное чувство вины, от которого невозможно избавиться? ___Да

psy.wikireading.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ и ПСИХОТЕРАПИЯ

Человская Юлия Евгеньевна Психолог-консультант-психотерапевт

8 (985) 875- 26- 16

Методика «Шкала психологического стресса PSM-25»

Инструкция: Дайте оценку вашему общему состоянию. После каждого высказывания обведите число от 1 до 8, которое наиболее четко выражает ваше состояние в последние дни (4-5 дней). Здесь нет неправильных или ошибочных ответо в.

2 – крайне редко;

Я напряжен и взволнован (взвинчен)

У меня ком в горле, и (или) я ощущаю сухость во рту

Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени.

Я проглатываю пищу или забываю поесть.

Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются.

Я чувствую себя одиноким, изолированным и непонятым.

Я страдаю от физического недомогания; у меня болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине, спазмы в желудке.

1 2 3 4 5 6 7 8

Я поглощён мыслями, измучен или обеспокоен.

Меня внезапно бросает то в жар, то в холод.

Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить.

Я легко могу заплакать.

Я чувствую себя уставшим.

Я крепко стискиваю зубы.

Мне тяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание

Я имею проблемы с пищеварением и с кишечником (боли, колики, расстройства или запоры).

Я взволнован, обеспокоен или смущен.

Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляет меня вздрагивать.

Мне необходимо более чем полчаса для того, чтобы заснуть.

Я сбит с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, и я не могу сконцентрировать внимание.

У меня усталый вид; мешки или круги под глазами.

Я чувствую тяжесть на своих плечах.

Я встревожен. Мне необходимо постоянно двигаться; я не могу устоять на одном месте.

Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение или жесты.

Подсчитайте сумму баллов по всем вопросам. Чем она больше, чем выше уровень вашего стресса. Шкала оценок:

  • Меньше 99 баллов – низкий уровень стрес са;
  • 100 — 125 баллов – средний уровень стресса;
  • Больше 125 баллов – высоки й уровень стресса.

psikholog.info

Глава 2. Оценка уровня стресса

Глава 2. Оценка уровня стресса

Упражнение 2.1. Работа с опросником по выявлению признаков стресса.

Работа выполняется в индивидуальном порядке. Студенты дважды заполняют бланк опросника (приложение№1, «Комплексная оценка проявлений стресса»). Первый раз – оценивают свое текущее состояние (при наличии признака «галочка» ставится слева от каждого признака). Второй раз студенты вспоминают ряд эмоционально значимых событий из своего ближайшего прошлого (экзамен, публичное выступление, ожидание приема у стоматолога и пр.), стараясь вспомнить, какие признаки эмоционального стресса для них были характерны. При этом отметка о наличии данного признака ставится справа от соответствующей строчки в опроснике.

Затем по приведенной ниже схеме подсчитываются суммарные баллы и делаются выводы.

Протокол к упражнению 2.1.

Упражнение 2.2. Изменение физиологического состояния человека при актуализации психологического стресса.

Студенты разбиваются на четверки. Задача первого из студентов – как можно подробнее вспомнить какую-то стрессовую ситуацию из своей жизни интенсивностью примерно 3–4 балла по 10-балльной шкале. Задача второго студента – измерение пульса на лучевой артерии своего товарища. Третий студент производит подсчет частоты и глубины дыхательных движений первого студента. Четвертый студент осуществляет координацию работы всей группы.

Ход работы. Вначале определяются фоновые показатели пульса и частоты дыхания испытуемого. Затем испытуемый выбирает из своего жизненного опыта стрессовую ситуацию средней силы и по команде координатора начинает как можно подробнее вспоминать ее. Основные инструкции, которые дает координатор: «Мысленно увидьте ситуацию своими глазами, услышьте то, что тогда звучало, и переживите те ощущения, которые были у вас в тот момент».

Через 20—30 с после произнесения инструкции координатор засекает время и дает сигнал студентам, осуществляющим регистрацию физиологических реакций. В течение одной минуты второй и третий студенты регистрируют частоту сердечных сокращений и дыхания испытуемого и прекращают подсчет по команде координатора. Кроме того, оба наблюдателя и координатор отмечают замеченные ими мышечные и кожные реакции во время опыта (побледнение или покраснение кожи, мышечные сокращения, видимые напряжения мышц и т. д.). После выполнения упражнения при необходимости испытуемый делает несколько глубоких дыхательных движений с удлиненным выдохом, чтобы нейтрализовать нежелательные воспоминания.

Результаты измерений и самоотчет испытуемого заносятся в протокол.

Протокол к упражнению 2.2.

После оформления протокола проходит обсуждение результатов, полученных разными группами студентов, и формулируются выводы.

Упражнение 2.3. Структурный анализ стресса.

Студенты анализируют один из своих типичных стрессов по следующей схеме:

После оформления таблицы проходит обсуждение результатов, полученных разными группами студентов, и находятся общие черты в группе по второму и третьему столбцу, после чего делаются выводы.

Методики диагностики психического состояния

Если исключить методы диагностики функционального состояния путем снятия психофизиологических показателей, то пожалуй самой распространенной группой методов окажутся опросники, направленные на самооценку своего ПС испытуемым.

Одной из самых распространенных методик диагностики ПС в отечественной психологии является САН [52], направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенный по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся ПС (по 10 на каждую шкалу) .

Распространенным также является методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером (см. его статью в [158]) и адаптированная Ю.Л. Ханиным, на диагностику личностной тревожности и реактивной. Последняя выступает в качестве ПС.

Среди наиболее известных опросников на диагностику ПС можно еще указать «Опросник нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина [114], содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым [130]: «Опросник психических состояний школьника» и «Опросник психических состояний учителя». Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как «азарт», «гнев», «ненависть», «досада», «чуткость» и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого ПС.

Интерес представляют три опросника, предложенные В.И. Чирковым [184]: ФПС-1Л (шкала Ликерта; 4 параметра: «мотивация», «настроение», «оценка успеха» и «уровень бодрствования»), ФСП-2Л и ФСП-2Т (соответственно — шкалы Ликерта и Тэрстоуна; 5 параметров: «настроение», «оценка вероятности успеха», «мотивация», «уровень бодрствования» и «отношение к работе»).

Существует и ряд прикладных (по отношению к разным профессиям) опросников ПС. В качестве примера можно указать сборник [158], в котором опубликован ряд опросников, касающихся уровня стресса и тревожности спортсменов.

К методам, не относящимся к опросникам можно отнести диагностику эмоциональной напряженности по особенностям речи [115], автоматизированную диагностику эмоциональной реактивности на основании предпочтения цвета или формы в структуре психического образа [99], методику экспертного визуального определения эмоционального состояния по мимике лица [64] и др.

К опросникам можно отнести еще и методику Семикина В.В. «Рефлексия», позволяющую оценивать также параметры как функциональный комфорт, операциональная напряженность, эмоциональная напряженность, начальная стадия утомления, состояние выраженного утомления [49].

Пример использования классификации ПС для

К проективным методикам относится «Физиологический тест Кунина», позволяющий оценивать общую удовлетворенность работой [207].

Использование цветового теста Люшера тоже относится к проективным методикам, и в последнее время он довольно широко используется для диагностики ПС. Базируясь на концепции М. Люшера [97] о значениях основных четырех цветов, Н.А. Аминов предлагает диагностировать структуру текущих доминирующих мотиваций в ПС: предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации (доброжелательность-враждебность), предпочтение зеленого — мотив самоутверждения (доминирование-подчинение), предпочтение красного — поиск ощущений (возбуждение-скука), желтого — мотив конструктивного самовыражения (реактивность-заторможенность) [7]. К. Шипош [191] предложил так называемый коэффициент вегетации:

где Кв — коэффициент вегетации, Кр — номер позиции красного цвета (нумерация начинается с наиболее предпочтительного цвета), Ж — позиция желтого, С — синего, З — зеленого. Значения Кв > 1 трактуются как эрготропное доминирование (преобладание возбуждения симпатической нервной системы), Кв

azps.ru

Оценка психического состояния и уровня стресса

30. Диагностика психических состояний.

Психодиагностика

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Психическое состояние — устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Психические состояния занимают промежуточную позицию в классификации психических явлений между психическими процессами, протекающими в конкретный момент времени и психическими свойствами личности, являющимися стабильными и устойчивыми характеристиками человека.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьезно влиять на формирование характера.

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений.

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение лиц, следует прежде всего отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности — фрустрации, аффект, а также страдания.

Состояние тревоги (тревога, тревожность) — особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации.

Состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой ситуацией, имеющей место в действительности, но и тем, какой она представляется индивиду, какое он ей придает значение и какой смысл вкладывает в нее.

Страх, по мнению известного исследователя эмоциональных состояний Кэррола Е. Изарда, является наиболее опасной из всех эмоций.

Страх мешает людям использовать свои способности, добиваться поставленных целей, быть счастливыми и довольными. Переживание страха обычно варьируется от предчувствия опасности, боязни, до ощущения испуга, ужаса. В последнем случае ситуация, вызывающая интенсивный страх (аффект страха), может даже завершиться летальным исходом.

Обычно страх зарождается, когда источник тревоги невозможно устранить, и она переходит, постепенно трансформируясь, в состояние страха, который является своего рода производным продуктом воздействия на психику, сознание человека переживаемой им тревоги и ее интеллектуальной переработки.

Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.

Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряженности или в состоянии стресса.

Стресс — это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением) психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Жизнь современного человека полна всевозможными ограничениями и запретами, и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные ответные эмоциональные реакции. Эти реакции, возникающие в условиях конфликта как следствие противоречия между неудовлетворенными желаниями и существующими в обществе ограничениями и запретами, получили название фрустрации.

Фрустрация — это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задач.

Самой распространенной группой методов диагностики функционального состояния являются опросники, направленные на самооценку своего психологического состояния испытуемым. Это субъективно-оценочные методы диагностики психических состояний.

Это группа методов представлена двумя типами методик.

К первой группе относятся методики, которые представляют собой шкалы–градусники, по которым обследуемому необходимо оценить степень выраженности каждого признака, выбрав необходимую цифру, меду парами слов-состояний. В эту группу входят широко применяемые методики “САН”, “АСС”, “Шкала-градусник оценки состояния”, “Рельеф психического состояния” и т.д.

Одной из самых распространенных методик диагностики психологического состояния в отечественной психологии является методика САН, направленная на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенная по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся психологического состояния (по 10 на каждую шкалу).

Ко второй группе относятся методики, которые представляют собой опросники, в которых приводится ряд признаков, описывающих то или иное состояние. Обследуемому необходимо оценить, насколько эти признаки свойственны именно ему в данный момент (или обычно) и свою оценку выразить с помощью выбора того или иного ответа. При этом ответ может быть в простой форме (да, нет) или в более сложной дифференцированной (нет, совсем не так; пожалуй, так; верно; совершенно верно). В эту группу входят такие методики, как “Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина”, Методика Тейлора, Опросник MBI, Методика “Прогноз”, Методика диагностики состояния агрессии Басс А. – Дарки А. и т.д.

Среди наиболее известных опросников на диагностику психологического состояния можно еще указать «Опросник нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина, содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым: «Опросник психических состояний школьника» и «Опросник психических состояний учителя«. Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как «азарт», «гнев», «ненависть», «досада», «чуткость» и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого психологического состояния.

С одной стороны, применение субъективно-оценочных методов в диагностике психических состояний дает возможность:

· качественно интерпретировать психическое состояние;

· отделить одно состояние от другого и выяснить его феноменологическое содержание;

· оценить интенсивность испытываемого состояния;

· осуществить раннюю диагностику психических изменений, поскольку субъективная оценка более чувствительна к динамике состояния;

· получить широкий перечень состояний, доступных для обследования, как отдельного человека, так и целых групп;

· выяснить индивидуальную картину переживаний;

· достаточно быстро и точно получить исследовательские данные, не требующие применения дорогостоящей аппаратуры и сложных методов обработки.

При этом использование субъективно-оценочных методов диагностики имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов:

· возможность неискреннего ответа, особенно в условиях конкурсного отбора;

· собственное понимание и толкование смысла определений, как используемых в общеупотребительной лексике, так и содержащихся в диагностических шкалах;

· расхождение в точности и широте описания состояний за счет разной степени сформированности у обследуемых способности к рефлексии и разного опыта их анализа;

· влияние состояния самого респондента на момент обследования (например, при сильном эмоциональном возбуждении точность самооценки снижается);

· зависимость субъективных критериев оценки состояния от индивидуальных особенностей диагностируемого (например, оптимист оценивает свое состояние выше, чем пессимист).

Методы, направленные на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, можно также разделить на две группы.

К первой группе относятся физиологические методы, которые не являются собственно психологическими, но, тем не менее, используются психологами в своей работе. При помощи данных методов диагностируется функциональное состояние человека путем снятия психофизиологических показателей (вегетативных проявлений): частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и т.д.

К данной группе относятся такие методики как Релаксационно-активационный тест (РАТ), направленный на определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванических реакций; Методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-гальванической реакции; “Методика экспресс-диагностики функционального состояния и работоспособности человека” доктора биологических наук М.П. Мороз, в основе которой лежит анализ показателей вариационной хронорефлексометрии — динамических характеристиках времени простой зрительно-моторной реакции.

Физиологические методы регистрации психических состояний дают возможность описать непосредственные сдвиги в функционировании психики человека. Нередко объективные характеристики, основанные на физиологических данных, оцениваются как более надежные и достоверные в сравнении с субъективными характеристиками, поскольку психофизиологические данные, полученные для разных людей в одинаковой ситуации или для одного и того же человека в различных ситуациях, поддаются объективному сравнению. Но существуют также и ограничения, с которыми связано использование психофизиологических методов:

· психофизиологические методы дают излишне обширную информацию об активации, о мере психического напряжения и других сдвигах в организме;

· они чувствительны к побочным явлениям, что ведет к возникновению артефактов и делает практически невозможным их использование в реальных жизненных ситуациях или при изучении динамического взаимодействия человека и среды;

· методы данной группы ограничивают одновременное обследование нескольких лиц;

· использование физиологических методов не дает возможности качественно интерпретировать психические состояния, так как при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний очень часто бывает разной, то есть одно и то же психическое состояние часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических показателей, а разные психические состояния могут иметь одинаковые физиологические измерения (например, увеличение частоты сердечных сокращений может наблюдаться при различных состояниях — утомлении, тревоге, страхе, а укорочение времени простой сенсомоторной реакции может свидетельствовать как об оптимальном состоянии человека, так и о неоптимальном (состоянии монотонии);

· при использовании только физиологических методов не учитывается зависимость психических состояний от индивидуальных особенностей личности и сознательного характера процессов саморегуляции.

Ко второй группе данных методов, направленных на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, относятся психологические проективные методики. Они направлены на исследование глубинных неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. К данной группе относятся такие методики, как Метод цветовых выборов (МЦВ), “Методика изучения фрустрационных реакций” С. Розенцвейга. Преимущество этих проективных методов перед субъективно-оценочными методами в диагностике психических состояний в том, что они меньше провоцируют реакции защитного характера.

Тревожность. Фрустрация. Агрессивность. Ригидность.

Уровень тревоги. Уровень невротической депрессии. Уровень астении. Уровень истерического типа реагирования. Уровень обсессивно-фобических нарушений. Уровень вегетативных нарушений.

Самочувствие. Активность. Настроение.

Тест для женщин. Телесное здоровье. Самочувствие.

www.konspektov.net