Очерки об истерии

Фрейд З. — Очерки об истерии (Этюды об истерии). Статья О психическом механизме истерических феноменов

Йозеф Бройер, Зигмунд Фройд

Этюды об истерии

Лейпциг и Вена, 2. издание, 1909 г.

[Глава 1 впервые напечатана в журнале “Neurologisches Zentralblatt”, 1893 г., №№1 и 2]

Предисловие к первому изданию

В “Предварительном сообщении” (статья «О психическом механизме истерических феноменов» в журнале “Neurologischen Zentralblatt”за 1893 г., №№1 и 2]

Затем мы приведём целый ряд историй болезней, при отборе которых мы, к сожалению, не могли руководствоваться исключительно научным интересом. Наша частная практика ограничивается лечением представителей наиболее образованной и читающей части общества. Материал, который сообщает пациент на лечебных сеансах, довольно часто включает в себя интимные переживания и события из жизни наших больных. Публикация подобных сообщений являлась бы серьезным злоупотреблением доверием пациентов, учитывая опасность того, что больной будет узнан и среди круга его знакомых распространятся сведения, которые он доверил лишь врачу. Поэтому мы вынуждены отказаться от предоставления читателю наиболее поучительных и убедительных клинических случаев. Естественно, что прежде всего это относится к тем историям болезней, в которых наибольшее этиологическое значение имеют сексуальные и брачные отношения. Это приводит к тому, что мы не можем привести исчерпывающих доказательств в пользу нашей гипотезы, заключающейся в том, что главную роль в патогенезе истерии играет сексуальность, причем не только в роли психической травмы, но и как мотив “защиты”, приводящий к вытеснению образов из сознания. Как раз именно эти выделяющиеся своей сексуальной стороной клинические случаи мы вынуждены были исключить от возможности публикации.

После приведенных нами историй болезней читатель встретит ряд теоретических выводов, а в заключительной главе о психотерапии нами излагается техника “катартического метода”, причём в том виде, в котором она применяется неврологами. i [i]

Апрель 1895 г. Й. Бройер, З. Фройд

Предисловие ко второму изданию

Тот интерес, который со всё большей силой проявляется в отношении к психоанализу, по-видимому, начинает теперь обращаться и на написанные ранее “Этюды об истерии”. Издатель пожелал выпустить заново полностью раскупившуюся книгу. Здесь она воспроизводится в своём прежнем виде, хотя наши взгляды и применяемые нами методы лечения, которые были представленны в первом издании, как по своей широте, так и по глубине довольно сильно изменились. Что касается лично меня, то, после публикации первого издания книги, я специально не занимался этим предметом, а потому не имею никакого отношения к его огромному прогрессивному развитию и не могу ничего нового добавить к тому, что было сказано мною в 1895 г. Я хотел бы пожелать лишь одного, чтобы оба написанных лично мною раздела книги сохранились и в новом её издании в неизменном виде.

metodich.ru

Читать онлайн «Очерки об истерии» автора Фрейд Зигмунд — RuLit — Страница 1

Йозеф Бройер

Этюды об истерии

Издательство “Франц Дойтикке”

(1-ое издание 1895 г.)

[Глава 1 впервые напечатана в журнале “Neurologisches Zentralblatt”, 1893 г., №№1 и 2]

Предисловие к первому изданию

мы уже рассказывали о накопленном нами опыте по применению нового метода исследования и лечения истеричных симптомов и там же насколько только могли вкратце изложили теоретические выводы, к которым мы тогда пришли. Это “Предварительное сообщение” еще раз воспроизведено здесь в своём первоначальном виде, так как его довольно легко понять, а кроме того, оно быстро убедит читателя в правильности наших взглядов.

После приведенных нами историй болезней читатель встретит ряд теоретических выводов, а в заключительной главе о психотерапии нами излагается техника “катартического метода”, причём в том виде, в котором она применяется неврологами.1 [i]

Если в некоторых местах нашей книги встречаются различные или даже противоречащие друг другу мнения, то это вовсе не связано с шаткостью наших взглядов. Это объясняется естественным и обоснованным различием воззрений двух исследователей, которые едины во всем том, что касается конкретных фактов и основного подхода, но в толкованиях и гипотезах совпадают не всегда.

Апрель 1895 г. Й. Бройер, З. Фройд

Предисловие ко второму изданию

Воспроизведение первоначального текста первого издания было единственно возможным и по отношению к части книги, написанной мной. Прогресс и изменения, которые за 13 лет работы претерпели мои воззрения, настолько огромны, что было бы попросту невозможно привнести новые идеи в мою прежнюю работу не нарушая целостности и характера книги. К тому же у меня полностью отсутствуют какие-либо мотивы, которые могли бы побудить меня уничтожить этот памятник моих прежних взглядов. Даже сегодня я рассматриваю найденное мною ранее вовсе не как ошибку, а как первое ценное приближение к воззрениям, которые удалось сделать более совершенными в результате длительных неустанных усилий. Внимательный читатель этой книги сможет обнаружить в ней зародыш всех более поздних наслоений на учение о катарсисе (например: особую роль психосексуальных факторов, инфантилизм, огромную значимость сновидений и символики бессознательного). Да я, вообще-то, не могу дать никакого иного совета для всех тех, кто захочет узнать побольше о рождении психоанализа, берущего свои истоки в катартическом методе , как взять да и начать с “Этюдов об истерии”, проходя, таким образом, весь тот путь, который прежде преодолел я сам.

www.rulit.me

Толкование сновидений (1900)

Вторая фаза открытий Фрейда состояла в решении загадки сновидения. Мысль о том, что сновидения могут быть поняты, пришла к Фрейду, когда он наблюдал, сколь регулярно они появлялись в ассоциациях его невротических пациентов. Он пришел к пониманию того, что сновидения и симптомы имеют сходную структуру. И те, и другие были конечными продуктами компромисса между двумя наборами конфликтующих сил в психике, между бессознательными сексуальными желаниями детства, ищущими разрядки, и вытесняющей деятельностью остальной психики. При осуществлении этого компромисса, внутренняя цензура изменяла и искажала репрезентацию бессознательных сексуальных желаний, идущих из детства. Этот процесс делает сновидения и симптомы доступными для понимания. Те желания, которые участвовали в формировании сновидений, были связаны с приятными ощущениями, которые дети получают от стимуляции рта, ануса, кожи и гениталий, и напоминают открытые сексуальные действия, типичные для перверсий.

Толкование сновидений было в то же самое время частичной записью собственного самоанализа Фрейда. В нем Фрейд впервые описал эдипов комплекс, возможно, самую поразительную изо всех своих многочисленных идей, призванных нарушить сон мира. Кроме того, в заключительной главе этой работы, Фрейд попытался разработать теорию человеческой психики, которая будет охватывать сновидения, психопатологию, и нормальное функционирование. Центральный принцип этой теории состоит в том, что психическая жизнь представляет собой неослабевающий конфликт между сознательной и бессознательной частями психики. Бессознательные части психики содержат в себе биологические, инстинктивные сексуальные влечения, импульсивно стремящиеся к разрядке. Этим элементам противостоят те силы психики, которые являются сознательными или легко доступными сознанию. Эта часть психики функционирует на логическом, реалистическом, и адаптивном уровне. Так как фундаментальный принцип этой концептуализации психического функционирования был связан с глубиной или “слоем” мысли по отношению к сознанию, эта теория была названа топографической теорией.

В течение следующих 10 лет или около того после публикации Толкования сновидений, Фрейд использовал концепции бессознательного конфликта, детской сексуальности, и эдипова комплекса, для достижения более глубокого понимания психологии религии, искусства, формирования характера, мифологии и литературы. Эти идеи были высказаны в следующих работах: Психопатология обыденной жизни (1901), Остроумие и его отношение к бессознательному (1905d), Три очерка по теории сексуальности (1905b), и, намного позднее, Тотем и табу (1913).

О нарциссизме (1914)

Следующая фаза в развитии концепций Фрейда наступила, когда он попытался применить методы психоанализа к пониманию психозов. До этого момента Фрейд представлял главный конфликт в психической жизни как борьбу между энергией сексуального влечения (либидо), направленной на сохранение вида, и противостоящего эго (влечения самосохранения). Такая точка зрения не представлялась адекватной для прояснения симптомов психоза. Фрейд считал, что эти феномены могут быть лучше поняты на языке конфликта между либидозными энергиями, вложенными в себя, в противоположность либидозным энергиям, вложенным в репрезентацию объектов внешнего мира. Концепция нарциссизма оказалась полезной, вдобавок, при объяснении таких феноменов, как влюбленность, гордость своими детьми и групповая идентификация (Freud, 1914a, 1921).

Метапсихологические статьи (1915)

На основании клинических наблюдений Фрейд пришел к пониманию определенных несоответствий в своей топографической модели психики. Он заметил, например, что многие бессознательные психические содержания были, в действительности, анти-инстинктивными и вели к самонаказанию; строгая качественная дифференциация психических феноменов согласно единственному критерию доступности сознанию явно лишалась своей логической обоснованности. В ряде статей, в особенности в Вытеснении (1915а) и Бессознательном (1915b), Фрейд попытался синтезировать свои психологические концепции под общим заглавием метапсихология. Под этим термином он имел в виду “описание психического процесса во всех его аспектах — динамическом, топографическом, и экономическом.” Статьи, написанные в этот период, представляют переходную фазу в мышлении Фрейда, прежде чем он предпринял крупную переработку своей теории.

Дуальная теория инстинкта (1920)

Роль агрессии в психической жизни убедила Фрейда в необходимости пересмотра его теории влечений. Он заметил, как направленная на себя агрессия действует в депрессии, мазохизме, и, в общем виде, в тех многочисленных путях, которыми люди себя наказывают. Индивиды, сокрушенные успехом, лица, совершающие преступления из-за чувства вины в надежде получить наказание, и пациенты в терапии, которые негативно реагируют на глубинное понимание, достигаемое ими во время лечения, типичны для этой категории. В 1920-м, в своем эссе По ту сторону принципа удовольствия, Фрейд расширил свою дуалистическую концепцию, выдвинув представление о двух инстинктах, либидо и агрессии, оба из которых вели свое происхождение, в свою очередь, от более широких, повсеместно распространенных биологических принципов — инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти и самодеструкции (Танатос).

Структурная теория (1923)

Осознав, что в ходе психического конфликта совесть может действовать как на сознательном, так и/или на бессознательном уровне, и поняв, что даже те способы, какими психика защищает себя от тревоги, могут быть бессознательными, Фрейд преобразовал свою теорию на языке структурной организации психики. Психические функции были сгруппированы в соответствии с той ролью, которую они играли в конфликте. Трем главным подструктурам психического аппарата он дал название эго, ид и суперэго. Эго включает в себя группу функций, которые ориентируют индивида по отношению к внешнему миру, и является посредником между ним и внутренним миром. В действительности, эго действует как исполнитель влечений, соотнося их требования с должным вниманием к совести и миру реальности. Ид представляет собой общую сумму инстинктивных давлений на психику, в основном сексуальных и агрессивных импульсов. Суперэго — это отколовшаяся часть эго, осадок ранней истории морального воспитания индивида и наиболее важных детских идентификаций и идеальных устремлений. При обычных условиях, нет никакой резкой границы между этими тремя главными компонентами психики. Интрапсихический конфликт, однако, ясно высвечивает отличия и разграничения между ними.

Одна из главных функций эго — защищать психику от внутренних опасностей, то есть, от угрозы прорыва в сознание обремененных конфликтами импульсов. Разница между психическим здоровьем и болезнью зависит от того, насколько хорошо эго может справляться с этой функцией. В своей монографии, Торможение, симптом и тревога (1926), Фрейд уточнил, что ключом к решению этой проблемы является появление неприятного аффективного состояния тревоги, возможно, наиболее частого симптома психоневроза. Тревога служит в качестве сигнала, предупреждающего эго об опасности подавляющей тревоги или паники, которые могут последовать, если вытесненное, бессознательное желание всплывет на поверхность сознания. Будучи предупреждено, эго может применить какую-либо из широкого набора защит для своей защиты. Этот новый взгляд имел далеко идущие следствия как для теории, так и для практики.

studopedia.org

Очерки об истерии

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 401 ; Нарушение авторских прав

История психоанализа в истинном смысле этого слова начинается с того момента, когда Йозеф Брейер, венский врач с исследовательскими интересами, рассказал Фрейду о замечательном опыте работы с его пациенткой (Анной О.), которая, по-видимому, излечивалась от своих симптомов истерии посредством разговора. Брейер заметил, что когда он вводил пациентку в гипнотический транс и заставлял ее рассказывать о том, что угнетало ее психику, она начинала говорить о некоторой эмоционально значимой фантазии или событии из своей жизни. Если рассказывание этого материала сопровождалось сильной вспышкой эмоций, пациентка освобождалась от своих симптомов. При пробуждении, пациентка абсолютно ничего не помнила о том “травматическом событии”, о котором она рассказывала, или о связи данного травматического события с ее нетрудоспособностью. Фрейд применил эту же процедуру на других пациентах и смог подтвердить открытия Брейера. Они подвели итог своим открытиям в работе, озаглавленной Очерки об истерии (1895), в которой они пришли к выводу, что симптомы истерии были результатом не нашедшего разрядки количества эмоции, связанной с очень болезненным воспоминанием. Эти воспоминания были отщеплены от их связи с остальной психикой, но они продолжали оказывать динамическое, интрузивное воздействие в форме симптомов. Задача терапии состояла в вызывании воспоминания о забытом событии и катартическом отреагировании неразряженной эмоции. Работая независимо, Фрейд пришел к заключению, что травматические события, которые послужили причиной истерии, происходили в детстве и обычно имели сексуальную природу. Так как в то время обычно считалось, что у детей до периода полового созревания нет сексуальных влечений, Фрейд пришел к заключению, что наблюдаемые им пациенты все были совращены более взрослыми людьми. Дальнейшее исследование показало, что это было не так. Фрейд, не ведая об этом, натолкнулся на данные, которым суждено было стать основой его открытия детской сексуальности.

life-prog.ru

«Очерки об истерии» (Зигмунд Ф.) — скачать книгу бесплатно без регистрации

Поделиться ссылкой на книгу!

Самый Свежачок! Книжные поступления за сегодня

  • Карнавал в честь завершения третьего пятисотлетия основания космической империи. Грандиозные зажигательные шоу, эффектные зрелища, развлечения без ограничений. Яркие впечатления, заразительное веселье, феерия наслаждений! Попасть на этот праздник жизни… сомнительное удовольствие? Именно так, если ты — ледвару. А это значит, придётся забыть о том, что хочется тебе, и заботиться об удовольствии гостей. И воплощая в жизнь чужие желания, ты не имеешь права думать о своих. Но так хочется верить, что и они когда-нибудь сбудутся.

    Тибби — убежденная феминистка. Такой ее сделала жизнь, а особенно постарался ветреный кавалер, после разрыва с которым она решила, что замужество — нелепость, любовь — фантазия. Только своему верному пажу Питеру Тибби способна поведать о том отчаянии, что терзает ее. Пит везет подругу в Лондон, но каникулы складываются неудачно: Тибби попала в больницу. С этой минуты она изменила свое отношение к жизни — ведь врач-травматолог, как выяснилось, способен излечить не только тело, но и душу…

    Рубикон перейден и жребий брошен. Огромный игровой механизм набирает обороты, вовлекая в водоворот событий все новые и новые силы, которые могут развалить всю игру и перекроить реальный мир. Многим кажется, что они уже все поняли и только самые умные чувствуют, что что-то идет не так. Вот только что?

    Говорят, от судьбы не убежишь. Она найдёт тебя, где бы ты ни был в независимости от того, хочешь этого или нет, но что делать, если судьба оказалась совсем не такой радужной, какой бы хотелось её видеть? Как быть, если она забросила в место, которое другие видят в страшных снах? Приходится выбирать, бороться или сдаться. Если ты выбираешь бороться, будь готов очернить свою светлую душу, терять друзей и жить среди кошмаров из бездны. Дашь слабинку — умрёшь, неверный шаг — смерть, бездействие тоже ведёт к погибели. Как же выбраться из города, который не отпускает своих посетителей? Как не потерять веру, когда каждый день видишь смерть? И как суметь полюбить ту, что причинила самую большую боль в жизни? Ответы на эти вопросы постепенно станут известны, но, задумайся, готов ли ты к ним.

    Молодая девушка приезжает в опустевший город. Пятьдесят лет назад он был разрушен ураганом и считается призраком. Его нет на карте и в памяти людей. Но по счастливой случайности, Авроре пришло письмо, в котором советовали посетить город-призрак. Полуразрушенные здания, окутанные туманом, брошенные машины и отсутствие людей. Это идеально подходит для книги в мистическом жанре, которую хочет написать девушка. Ей предстоит ответить на много вопросов: пуст ли город на самом деле или в нём остались признаки жизни? Какие тайны скрываются под густым туманом? Тени, которые видит она, заблудшие души или игра воображения? Чем больше девушка узнаёт об этом месте, тем меньше шансов на спасение. Сможет выбраться Аврора или город её не отпустит?

    В сборник вошли три зарубежных детектива, авторы которых женщины. Всем авторам сборника свойственны неистощимая фантазия, искрометный юмор, динамичность и напряженность действия.

    Дэн Робертс — творческий псевдоним венгерских врачей Эвы Букор и Габриэллы Хорват. Крутой детектив «Поставь на карту жизнь» — их дебют в литературе.

    Детектив «Любить, но не терять рассудка», напротив, принадлежит перу известной английской писательницы Джозефины Тэй (1876–1952), автора множества детективных и исторических романов.

    Остроумный шарж на «черный роман», на «роман ужасов» создала польская писательница Иоанна Хмелевская. Ее детектив «Что сказал покойник», с героиней которого происходят совершенно невероятные приключения, выдержал не одно издание.

    Набор «Неделька» — топ новинок — лидеров за неделю!

    Что за тайны прячутся в его темных коридорах? Какие загадки скрывают старые стены? О чем умалчивают связанные с замком семейные легенды?

    Жизнь в английском имении течет размеренно и неспешно, но графиня Уэнсфилд, молодая супруга владельца Вуллсхеда, не торопится доверять этому обманчивому спокойствию. Слишком уж часто она чувствует на себе чей-то пристальный взгляд. И слишком уж много вопросов вызывает ее собственный брак.

    А если принять во внимание удивительно реалистичные портреты, загадочных незнакомцев и странные зеркала, то вопросов только прибавится.

    Если бы еще полгода назад мне рассказали о другом измерении или же о демонах, что живут среди нас, скрываясь под масками обычных людей, я бы ни за что не поверила. Я бы сказала: «Вы — сумасшедший». Да признаться, поначалу я и сама решила, что схожу с ума. Но, попав в Академию, где учат охотников на демонов, я стала менее категорична. Руноведение, тактика поведения, основы экзорцизма, искусство боя? Да, есть такие предметы. Конечно, простой девушке, выросшей вдали от второго измерения и всех его тайн, непросто в этом разобраться, к тому же все осложняется неожиданными чувствами. И хотя вопросов становится все больше, я стараюсь понять — так ли однозначно делится этот мир на хороших и плохих?

    Меня зовут Халли Эрпи, я обычная студентка академии магии, почти без средств к существованию, зато с потрясающей способностью находить приключения. Сын главнокомандующего империи Райд Эллэ, первый красавчик и известный бабник, — тоже одно из них. Он предложил мне стать фиктивной невестой, но я не готова к любви понарошку. Выбор непрост: покориться или преступить закон?

    Темная сторона — смертельно опасное место для обычного мага. Но для того, кто умеет пересекать границу между мирами, это — лишь ещё один слой реальности, где можно неплохо существовать. Со временем, если привыкнуть к царящему здесь холоду, начинаешь ценить это место за покой и постоянство пейзажей. Но даже избраннику бога не стоит заступать за очерченную Смертью границы. Потому что там, в глубине, обитают гораздо более опасные создания, чем умруны и моргулы. И горе тому, кто однажды осмелится потревожить их сон.

    Галактика середины четвертого тысячелетия. Звездные империи, независимые и гордые королевства, агрессивные и жестокие диктатуры — основные места событий, происходящих с людьми и некоторыми представителями других разумных рас. И над всем этим довлеет гигантская, мегаполисная структура самого мощного экономического конгломерата Так называемая «Доставка».

    «Доставке» подвластно все: менять правительства, вести войны, покупать и продавать планеты и целые системы. Шефы «Доставки», высокопарно называемые Дирижерами, имеют влияние во всех уголках необъятной Галактики. Но не всегда судьбы других людей подвластны Дирижерам. Отчаянные и непобедимые герои порой переделывают мир по своему усмотрению. И, как всегда, восстанавливают справедливость.

    • Юрий Иванович. На древней земле (роман), с. 5–276.

    • Юрий Иванович. Дорога между звезд (роман), с. 277–504.

    • Юрий Иванович. На родном Оилтоне (роман), с. 505–716.

    • Юрий Иванович. Торжество справедливости (роман), с. 717–953.

    Олег Юзифович. Что скрывают маски (статья), с. 954–958.

    nemaloknig.com