Ольга никольская аутизм

Ольга никольская аутизм

Успех социализации ребенка с аутизмом во многом зависит от того, имеют ли он и его семья постоянную психологическую поддержку. В чем она должна заключаться, сейчас хорошо известно психологам и педагогам, многие годы эффективно работающим с такими детьми. Однако это — достаточно узкий круг специалистов, сосредоточенных в основном в больших городах, в учреждениях, ведущих экспериментальную работу, и их опыт, к сожалению, пока широко не используется практиками. Ребенок с аутизмом или, по крайней мере, с его чертами может появиться в любом детском сообществе. По современным данным, детский аутизм и сходные с ним сложности психического и социального развития проявляются примерно у 20 из десяти тысяч детей.

Одной из причин медленного освоения психологической практикой уже существующих наработок в этой области является недостаточное нормативно-правовое обеспечение их использования. Индивидуальную поддержку, в которой нуждается ребенок с аутизмом, трудно вместить в установленные каноны работы психолога, она, безусловно, выходит за их рамки. Поэтому судьба такого ребенка очень часто зависит от человеческих качеств окружающих его людей, от их доброжелательности, готовности взять на себя лишнюю заботу.

Период школьного обучения особенно важен для таких детей и их близких. Поступлению в школу часто предшествуют годы усилий семьи и специалистов по возвращению ребенка в нормальное русло жизни. Конечно, и в начале коррекционной работы, и позже с такими детьми в основном нужно работать индивидуально. Однако при появлении хотя бы малейшей возможности нужно создавать условия, которые позволят им общаться с другими детьми и следовать нормальным образцам поведения.

Опыт показывает, что аутичный ребенок постоянно нуждается в стимуляции для перехода к более сложным отношениям с миром и с людьми. Ее нельзя организовать искусственно, но можно получить в обычной нормальной жизни, которая постоянно и естественно заставляет детей «собираться» и решать новые задачи.

pedlib.ru

Ольга Никольская: «Аутизм при пристальном взгляде, бывает, усматривается и там, где можно было бы думать лишь об особенностях характера ребенка»

Доктор психологических наук, исследователь из Института коррекционной педагогики Ольга Никольская — о том, что отличает аутизм от простых особенностей поведения, как ученые объясняют одаренность некоторых людей с аутизмом и каким образом общество реагировало на «особых детей» 40 лет назад

— Складывается впечатление, что в последние 30 лет людей с аутизмом стало рождаться больше, чем раньше.

— Действительно, раньше аутизм считался редкой, даже экзотической проблемой, а теперь мы встречаемся с ним чаще. Пока, правда, еще не очень понятно, становится он более распространенным или просто мы лучше его выявляем. По крайней мере по опыту мы знаем, что во многих регионах нашей страны даже специалисты искренне считают, что таких детей у них нет, пока кто-то действительно не начинает заниматься этой проблемой, и тут же оказывается, что нуждающихся в помощи детей с аутизмом много. Выявляется не только чистый синдром аутизма, но и целый круг расстройств аутистического спектра. С одной стороны, черты аутизма находят у детей с другими тяжелыми нарушениями развития, и это важно, потому что лучше становится понятно, в чем им надо помогать, с другой — аутизм при пристальном взгляде, бывает, усматривается и там, где можно было бы думать лишь об особенностях характера ребенка. Многое зависит от того, где мы сами устанавливаем границы нормального: где черты аутизма, а где черты индивидуальности. Поскольку аутизму сейчас в мире уделяется очень много внимания, эти границы сейчас растянуты. Это временное и неизбежное явление, когда какое-либо заболевание попадает в центр внимания.

Мы не знаем еще, объективное или субъективное, но ощущение надвинувшейся эпидемии аутистических расстройств существует и заставляет думать о проблемах экологии, о неорганизованных потоках информации, с которыми любому ребенку трудно справиться, о том, что матери все раньше возвращаются на работу или вообще не отрываются от нее.

— А что выделяет именно аутизм как нарушение развития?

— Если говорить о самом главном, то это, с одной стороны, огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, их нельзя путать с обычной застенчивостью или с несговорчивостью и не надо связывать с отсутствием потребности в общении. Ребенку действительно трудно принять ласку, утешиться у мамы на коленях, разделить с ней игру, взаимно координировать внимание, вести диалог. Понятно, как это мешает развитию. С другой стороны — трудность приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, отсутствие радости от новизны, исследования. И это тоже нельзя спутать с индивидуальной склонностью к устойчивому порядку. Ребенок с аутизмом часто так сопротивляется незначительным изменениям, будто от этого зависит его жизнь. В общем, нарушается развитие отношений не только с людьми, но и вообще с окружающим миром.

«Природа необязательно компенсирует аутизм каким-то даром»

— На какие типы делится аутизм?

— Во всем мире степень нарушения развития при аутизме принято оценивать по уровню достижений ребенка в интеллектуальном и речевом развитии, по тому, насколько он способен общаться с другими, как осваивает бытовые умения и навыки социальной жизни. Мы думаем, что можно пытаться оценить глубину самого аутизма по его качеству и характеру стремления ребенка к постоянству в окружающем. Есть дети, аутизм которых проявляется как отрешенность от людей, они вообще мало реагируют на происходящее, другие активно сопротивляются вовлечению во взаимодействие и отчаянно отстаивают неизменность в окружении, у третьих аутизм больше выражается в захваченности собственными переживаниями, в утверждении своей линии поведения, полной неспособности договариваться; четвертые легче вступают в контакт, но проявляют серьезные трудности в самой организации взаимодействия, они осваивают правила, нормы социального поведения, но следуют им очень негибко, стереотипно. И эти характеристики очень тесно и точно связаны с уровнем когнитивного, речевого развития ребенка.

— Но если оставить ребенка в этой «удобной» для него среде, ему будет от этого только хуже?

— Если думать только об удобстве и комфорте ребенка, вряд ли можно помочь ему в развитии. Часто кажется, что дело только в установлении контакта: пробился к ребенку, и дальше все будет хорошо. На самом деле с установлением контакта работа только начинается. Но если он возникает, мы в состоянии помочь детям начать постепенное усложнение отношений с миром, детализировать их, не разрушая при этом кардинально тех условий, к которым они привыкли. Основная трудность такого ребенка, даже самого умного, — это фрагментарность его представлений об окружающем. Они могут очень много знать в отдельных областях, но не представлять самых простых бытовых связей. У них другие градации простого и сложного, и часто помогать им надо как раз в том, что нам кажется самым простым. Например, учить понимать, почему люди смеются, что такое шутка, учить понимать, что другие люди могут вести себя по своей логике, и на это у них есть свои внутренние причины.

— Есть расхожее мнение, что у людей с аутизмом часто бывает особый дар, талант в какой-то области.

— Природа необязательно компенсирует аутизм каким-то даром. Мы встречались с музыкально, художественно, лингвистически, даже математически одаренными людьми с аутизмом. В жизни человек может испытывать трудности в использовании речи и в то же время иметь чувство формы языка, быть абсолютно грамотным, причем не только в родном языке. Про таких людей могут говорить, что они свой родной язык изучают как иностранный.

«раньше встречались семьи, которые выходили гулять с детьми только в ночное время, чтобы никто из соседей не видел»

— Ученые как-нибудь объясняют одаренность, о которой вы говорите?

— Пытаются и связывают ее с особым типом организации информации, характерным для аутизма. Что-то они могут лучше нас, обычных людей, но эти крайне выраженные способности не уравновешиваются или мало уравновешиваются другими, необходимыми для реализации таланта. Как пишет про себя одна умная женщина, пережившая похожие трудности в детстве: я была умна, но не сообразительна. Дети могут увлекаться схемами, упорядочивающими структурами, но затрудняться в импровизации, в «приблизительном» фантазировании. Но мы ведь сейчас говорим о верхушке одаренных и высокоинтеллектуальных людей с аутизмом, а надо помнить, что в большинстве случаев это все же тяжелое особое нарушение психического и социального развития. Это в большинстве не «интересные» люди, а люди, нуждающиеся в поддержке и помощи, так же, как их близкие.

— Существует еще одно убеждение: аутизм можно лечить медикаментозно.

— В настоящее время не существует такой таблетки или укола, который вылечил бы детский аутизм. Но полностью отказываться от лечения тоже неразумно, потому что в каких-то случаях ребенку нужно и медикаментозное сопровождение. Сейчас понятно, что аутизм — это не только трудности психического развития, но и физического созревания, что требует по крайней мере внимательного врачебного наблюдения. Нам попадаются семьи, которые ориентируются только на врачей, семьи, отвергающие лечение. Но я думаю, что когда дело касается ребенка, не стоит быть слишком принципиальным: прежде всего — его нужды.

— Вы работаете с 1970 года. Что-то поменялось в людях, которые к вам обращаются?

— Сейчас приходят гораздо раньше и с проблемами, которые только начинают складываться. И соответственно, с маленькими детьми легче работать. Реже встречаются уже сложившиеся, хрестоматийные случаи, родители уже больше знают про аутизм, раньше начинают помогать.

— А поменялось ли отношение посторонних людей?

— Когда мы только начинали работать, встречались семьи, которые выходили гулять с детьми только в ночное время, чтобы никто из соседей не видел. Сейчас с этим стало гораздо проще — это говорит, что и отношение соседей изменилось. Мы с нашими детьми ездили на экскурсии, в путешествия — и чаще всего встречали понимание. Людям, которые сами не сталкивались с аутизмом, хочется сказать: пожалуйста, будьте осторожны и тактичны, если видите на улице маленького капризного ребенка и его «бестолковую» молодую маму. Может быть, все так и есть, а может быть, и нет. Ребенок с аутизмом обычно внешне абсолютно здоров, часто даже очень симпатичный, и люди думают, что все дело в дурном воспитании. Это может быть не так, и ваше замечание может спровоцировать и закрепить срыв в его поведении. Понимание, наоборот, поможет маме дать ребенку опыт выхода «в свет», и в следующий раз они оба будут более уверены в себе.

bg.ru

Преподаватели

Никольская Ольга Сергеевна

Доктор психологических наук, профессор кафедры детской и семейной психотерапии

Никольская Ольга Сергеевна

Кафедра: Детской и семейной психотерапии

Должность: профессор (совместитель)

Ученая степень: доктор психологических наук

Ученое звание: профессор

Образование

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 1971 год. Специальность — психология. квалификация — психолог, преподаватель психологии

Профессиональная деятельность

Заведующая лабораторией эмоциональных проблем Института коррекционной педагогики РАО.

Награды, премии, звания

Лауреат Премии Президента РФ в области образования за 1997 г.

Преподаваемые дисциплины

— Аутичный ребёнок (бакалавриат)

— Эмоционально-аффективная сфера человека (магистратура)

— Производственная практика (магистратура)

— Руководство магистерскими диссертациями

Публикации

Опубликовала более 70 работ, в том числе за рубежом. Автор ряда монографий, в том числе

— «Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение».

— Никольская О. С. Аффективная сфера человека как система смыслов, организующих сознание и поведение.– М.: МГППУ, 2008.(Монография)

— Никольская О.С. Специальный Федеральный государственный стандарт начального школьного образования детей с расстройствами аутистического спектра. (макет) // Журнал «Дефектология». 2010 , № 2. С. 3-18.

— Никольская О.С. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. // Журнал «Дефектология», № 1 – 2010 — стр. 6-22. (1,5 п.л.)

— Никольская О.С. (в соавторстве:Баенская Е.Р., Либлинг М.М.) Аутичный ребёнок. Пути помощи. – М.: Теривинф, 2012 – 286.с. (Монография)

— Никольская О.С., Баенская Е.Р., Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: Содержание подхода // Дефектология. 2014, №4. С. 23 -33

Научные интересы

Основные направления исследований: нарушения психического развития при детском аутизме, нарушения эмоционального развития ребенка, закономерности эмоционального развития в норме, методы психологической помощи при нарушениях эмоционального развития; автор теоретических исследований по проблеме аффективной организации поведения человека.

pk.mgppu.ru

Ольга Никольская — Аутичный ребенок. Пути помощи

Ольга Никольская — Аутичный ребенок. Пути помощи краткое содержание

Книга посвящена одному из сложных и загадочных нарушений психического развития детей – раннему детскому аутизму. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва).

Для широкого круга специалистов, причастных к работе с аутичными детьми, и членов семей, в которых растут такие дети.

Аутичный ребенок. Пути помощи читать онлайн бесплатно

О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг

Аутичный ребенок. Пути помощи

Светлой памяти Клары Самойловны Лебединской

Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам, и семьи, имеющие аутичных детей, зачастую годами не могут получить квалифицированную помощь. Нередки случаи, когда родители вынуждены сами ставить диагноз и сами, практически без всякой профессиональной поддержки, начинать и годами вести самоотверженную борьбу за ребенка. Это заставляет нас адресовать данную книгу всем, кто так или иначе причастен к коррекционной работе – семье, учителям и воспитателям, дефектологам и логопедам, детским психиатрам и даже педиатрам, – ведь детские врачи первыми начинают отвечать на тревожные вопросы родителей.

Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательство и даже отторжение, получают тяжелые душевные травмы.

Очень важна информированность общества о проблемах детского аутизма. Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине сильно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление «противостоять всему миру», рвутся дружеские связи, растет страх перед появлением в общественных местах – т.е. формируется вторичная аутизация всей семьи.

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть таких детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время, в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми, и каждый серьезный шаг на этом пути доставляет огромную радость и удовлетворение ему и его близким. Нередко успешной социализации способствует особая одаренность ребенка в какой-либо сфере: это может быть, например, «врожденная» грамотность, способность к музыке, рисованию, техническому конструированию.

В этой книге мы попытались дать сведения и рекомендации, необходимые для организации адекватной помощи аутичным детям. В основной части книги рассматривается собственно синдром раннего детского аутизма, излагается современное понимание специфики этого нарушения психического развития, дается представление о проблемах аутичного ребенка и его семьи, приводится психологическая классификация, позволяющая различать качественно разные типы аутизма, предлагаются подходы к диагностике и психологической коррекции, воспитанию и обучению аутичных детей.

Наш взгляд – это взгляд психологов, много лет занимающихся данной проблематикой. Адресуясь к читателям-профессионалам – нашим коллегам психологам и педагогам, хотелось бы выразить надежду, что полученные ими знания о детском аутизме будут применены не только для диагностики и разовых консультаций, но и для реальной систематической помощи ребенку.

Ценный материал для настоящей книги предоставили наши сотрудники М.Ю. Веденина и О.Н. Окунева (раздел «Развитие социально-бытовых навыков»), Н.Б. Заломаева (Приложение 1) и специалист Центра лечебной педагогики И.Ю. Захарова (Приложение 2). В Приложениях отражен опыт педагогов, работающих с такими детьми, которых другие специалисты посчитали бы, возможно, «необучаемыми».

Для того чтобы облегчить неспециалисту чтение данной книги, мы включили в ее состав «Краткий словарь специальных терминов».

Читатели, решившие начать более подробное знакомство с исследованиями в области раннего детского аутизма, могут воспользоваться помещенной в конце книги библиографией.

В заключение хотелось бы выразить свою глубокую признательность всем друзьям и коллегам из Центра лечебной педагогики, оказывавшим нам поддержку и помощь на протяжении всей работы над настоящей книгой, и прежде всего – Р.П. Дименштейну, О.А. Герасименко, Ю.В. Липес. Появление первого издания книги было бы невозможно без заинтересованного участия издательства «Теревинф» и лично М.Е. Пекарской и А.Г. Яковлева. Особую благодарность за неоценимый труд мы приносим Д.В. Щедровицкому, помогавшему нам при обработке большей части текста.

Благодарим также родителей, позволивших опубликовать рисунки своих детей. Мы надеемся, что эти рисунки позволят читателю ближе соприкоснуться с внутренним миром аутичных детей, почувствовать их желание учиться, быть вместе с другими людьми.

Детский аутизм: введение в проблему

Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызвана и недостаточностью его зрения или слуха, глубоким интеллектуальным недоразвитием и речевыми трудностями, невротическими расстройствами или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте). В большинстве этих очень разных случаев нарушения коммуникации оказываются прямым и понятным следствием основной недостаточности: малой потребности в общении, трудностей восприятия информации и понимания ситуации, болезненного невротического опыта, хронического недостатка общения в раннем детстве, невозможности пользоваться речью.

Существует, однако, нарушение общения, при котором все эти трудности связаны в один особый и странный узел, где сложно разделить первопричины и следствия и понять: не хочет или не может ребенок общаться; а если не может, то почему. Такое нарушение может быть связано с синдромом раннего детского аутизма.

libking.ru

Программа обучения специалистов «Аутичный ребёнок — пути помощи»

Дорогие коллеги, рады Вам сообщить, что в новом учебном году мы возобновляем обучение по программе «Аутичный ребёнок — пути помощи» из 3-х семинаров. Авторы и ведущие семинаров программы — специалисты мирового уровня, занимающиеся практической работой с детьми с расстройствами аутистического спектра, доктора психологических наук и авторы многочисленных книг по проблеме аутизма, Баенская Е.Р. и Никольская О.С.

«АУТИЧНЫЙ РЕБЁНОК — пути помощи» — программа обучения специалистов работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра – из трёх семинаров. Это совместный проект РБОО «Центр лечебной педагогики» и Института коррекционной педагогики РАО

Семинары ведут Никольская Ольга Сергеевна, Баенская Елена Ростиславовна – специалисты мирового уровня, имеющие многолетний опыт практической работы с аутичными детьми, доктора психол. наук и научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.

Книжные издания ведущих:

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.

Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети и подростки с аутизмом.

Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). и др.

График проведения семинаров – 10:00-17:00 (или 11:00-18:00).

Стоимость участия в каждом семинаре – 6500 руб. для физ.лиц, 8000 руб. при оплате через юр.лицо (выдаётся сертификат на 16 часов).

Посетившим все семинары программы выдаётся УДОСТОВЕРЕНИЕ о краткосрочном повышении квалификации.

При посещении 3-его семинара физ.лицам предоставляется скидка на оплату обучения – 10% тем, кто оплатил один из предыдущих семинаров программы; 15% — тем, кто оплатил два предыдущих семинара программы.

06-07 октября 2017 г.:

СЕМИНАР. Аффективное развитие ребенка: задачи психологической помощи при отклонениях от нормы – доктора психолог. наук О.С.Никольская и Е.Р.Баенская, научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.

Участники семинара получат представления о задачах и методах психологической помощи ребенку с аутизмом на каждом этапе работы в зависимости от структуры нарушения; обсудят этапы и варианты индивидуального развития аффективной сферы, научатся определять возможные угрозы возникновения отклонений, обосновывать выбор соответствующего направления психологической помощи и профилактической работы с ребенком. Подать онлайн-заявку

03-04 ноября 2017 г.:

СЕМИНАР. Ранняя диагностика и коррекция нарушений аффективного развития у детей

Е.Р. Баенская, д. психол. н., ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО.
Участникам семинара дается представление об основных закономерностях и этапах раннего аффективного развития в норме, о наиболее показательных признаках его неблагополучия в младенческом и раннем возрастах, об их специфическом сочетании, приводящим к формированию синдрома аутизма. Раскрывается содержание особенностей поведения ребенка и его трудностей взаимодействия с окружающим миром, характерных для разных вариантов аутистического дизонтогенеза, прослеживается их динамика. Обосновываются направление и задачи коррекционной помощи при ранних нарушениях аффективного развития, представляются ее этапы и методы (на примерах работы с аутичными детьми). Подать онлайн-заявку

01-02 декабря 2017 г.:

СЕМИНАР. Совместная игра и сюжетное рисование как методы коррекционной работы с аутичными детьми – доктор психолог. наук Е.Р.Баенская, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО.

Участникам семинара дается представление о направлении и основных задачах психологической коррекционной работы с детьми с синдромом аутизма. Дается обоснование методу игрового взаимодействия и его аналогу – методу сюжетного рисования, раскрывается их содержание; прослеживаются последовательные этапы развития совместных с ребенком игры и рисования; рассматриваются их особенности при работе с детьми с разными вариантами аутистического дизонтогенеза и разного возраста. Конкретные приемы работы и возможности оценки трудностей и достижений ребенка, возникающих в процессе формирования игры и сюжетного рисования, анализируются с опорой на видеозаписи коррекционных занятий с аутичными детьми. Подать онлайн-заявку

Вопросы, пожелания и заявки направляйте, пожалуйста, по адресу:

РБОО «Центр лечебной педагогики», 119311, Москва, ул. Строителей, д.17Б.

Тел./факс: (499) 553-92-41 доб.204 или 205. Контактное лицо – Ольга Шлейфман.

www.ccp.org.ru