Олигофрен в стадии имбецильности

Олигофрения — механизмы возникновения и способы лечения

В любые времена рождались «особенные» дети. К сожалению, тенденция рождения таких детей увеличивается с каждым годом. Олигофрения или по-другому малоумие, сегодня диагностируется у 3% населения земного шара. Мальчики в более высокой зоне риска по развитию заболевания, чем девочки 2:1.

Олигофрения — что это такое?

Олигофрения — это врожденное или приобретенное неполное умственное развитие (др.греч. ὀλίγος – малый, маленький, φρήν – ум). Умственная отсталость в международной классификации заболеваний (МКБ – 10) зашифрована под рубриками F 70-79. При слабоумии происходят процессы:

  • снижения навыков, которые возникают в процессе развития человека;
  • задержка общего интеллекта (познавательная, языковая сфера, моторика, социальная дееспособность).
  • Чем отличается ЗПР от олигофрении?

    Задержка психического развития (ЗПР) – общий термин, объединяющий те или иные нарушения в развитии психики. Кто такой олигофрен и какие существуют дифференциальные отличия ребенка с данным диагнозом от страдающего ЗПР:

  • Олигофрен сложно поддается обучению, дети с ЗПР при соответствующей подобранной программе способны достигать хороших результатов в учебе.
  • Дети с ЗПР принимают помощь других при освоении интеллектуальных задач и в дальнейшем применяют при аналогичных умственных операциях или задачах. При олигофрении даже многократное усвоение одной интеллектуальной задачи усвоение происходит в незначительной степени (зависит от степени тяжести заболевания).
  • Олигофрения – это тотальное нарушение мозговых функций, при ЗПР характерна мозаичность (недоразвитие одних функций головного мозга, при полной сохранности других).
  • ЗПР более свойственна эмоциональная незрелость, психофизический инфантилизм. Олигофрения — это интеллектуальный дизонтогенез.
  • Дети с ЗПР при должном внимании и обучении, могут становиться полноценными гражданами общества. Олигофрены часто нуждаются в попечительстве и опеке родителей или государства.
  • Причины олигофрении

    Олигофрен = это человек, которому был поставлен диагноз олигофрении. Почему рождаются дети с такой серьезной умственной патологией? Специалисты в области генетики и психиатрии называют множество причин:

  • Генетические аномалии: дупликации и делеции хромосом (синдром Дауна), дисфункции некоторых генов (синдром хрупкой Х-хромосомы, аутизм, синдром Ретта).
  • Глубокая недоношенность плода.
  • Наследственные нарушения обмена веществ (фенилкетонурия)
  • Тяжелые заболевания матери во время беременности (сифилис, листериоз, токсоплазмоз) и воздействие химических, физических неблагоприятных факторов (употребление психоактивных веществ, облучение).
  • Резус-конфликт.
  • Осложненные роды (асфиксия плода, родовые травмы, применение щипцов).
  • Черепно-мозговые травмы ребенка.
  • Перенесенные в младенчестве и раннем детском возрасте тяжелые инфекционные заболевания с нейротоксическим воздействием на ЦНС (менингит, менингоэнцефалит).
  • Педагогическая запущенность в периодах, когда идет бурное развитие когнитивных функций.
  • Неясная этиология.
  • Олигофрения — симптомы

    Если ребенок олигофрен родился в благополучной семье внимательные родители сразу замечают некоторые особенности, которые настораживают. При легкой степени слабоумия может пройти определенное время, что означает упущенные возможности коррекции. Как распознать олигофрена на раннем этапе — существуют определенные признаки олигофрении в зависимости от степени:

    • аномальное строение черепа (микроцефалы, аноцефалы, гидроцефалы);
    • приплюснутый нос, приподнятые вверх широко расставленные скошенные глаза;
    • эпикантус («третье веко»);
    • нарушения речевых навыков;
    • недоразвитие эмоциональной сферы;
    • мультиорганные поражения;
    • нарушения познавательных функций.
    • Виды олигофрении

      Механизмы возникновения олигофрении предопределяют категорию или вид, к которому будет отнесено заболевание. Существует несколько классификации олигофрении:

      1. Первичная (врожденная) олигофрения (генетические мутации).
      2. Вторичная или приобретенная олигофрения.
      3. Другая классификация олигофрений по М.С. Певзнер (детский психиатр-дефектолог), доработанная в 1979 г.:

        • неосложненная (легкая);
        • с нарушением процессов возбуждения и торможения;
        • с нарушением в работе анализаторной системы;
        • с преобладанием психопатоподобных форм поведения;
        • с выраженной недоразвитостью лобных долей.
        • Стадии олигофрении

          Нарушения при олигофрении протекают в зависимости от тяжести патологии и разделяются по стадиям:

        • Дебильность — легкая степень олигофрении. Позднее, по сравнению со здоровыми детьми развитие артикуляции, моторики, познавательных функций, дефекты речи. Олигофрения в стадии дебильности характеризуется возрастом на уровне 8-12 лет. Дети обучаются в заведениях специального типа. Уровень IQ 50-69.
        • Имбецильность – средняя степень. Олигофрен в состоянии адаптироваться в привычной обстановке, самостоятельно удовлетворяет физиологические потребности. Повышенное либидо и половая распущенность, агрессивность в поведении. Представлена в двух формах: невыраженная (соответствует психологическому возрасту 6-9 лет, IQ 35-49;) и выраженная имбецильность (3-6 лет, IQ 20-34).
        • Идиотия – самая тяжелая степень, при которой самые грубые нарушения интеллекта (менее 30, психологический возраст 1-3 года). Обучение невозможно. Из-за тяжелых поражений организма редко доживают до 30, только при надлежащем уходе.
        • Олигофрения лечение

          Олигофрения болезнь на «всю жизнь» жизнь, исключения составляет заболевание фенилкетонурия, при своевременной диагностике и правильно назначенной диете, ребенок может начать нормально развиваться. Лечение олигофрении тщательно подбирается врачом индивидуально и симптоматическая терапия направлена на поддержание жизненно важных органов и систем.

          womanadvice.ru

          Диагноз: олигофрения

          Слова ’олигофрен’, ’дебил’, ’имбецил’, ’идиот’ давно стали ругательствами. Однако мало кто знает, что это не ругательства, а диагноз, который ставится людям с нарушением интеллекта (кстати, подобные названия во всем мире уже давно признаны некорректными, и заменяются терминами ’исключительный ребенок’, ’ребенок с особыми потребностями’ и т.д.).

          Олигофрения — врожденное, или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с диагнозом ’олигофрения’ составляют в настоящее время 1-3 % всего населения.

          Проблема умственной отсталости очень актуальна в последнее время. Это вызвано повышением требований к интеллектуальному уровню человека. Считают, что распространенность олигофрении имеет тенденцию к повышению.

          Причиной возникновения умственной отсталости у ребенка являются различные нарушения развития плода во время беременности, родовые травмы, нарушения генетического характера, тяжелые травмы и заболевания, перенесенные до трех лет. При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

          По степени тяжести различают следующие формы олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия.

          При не резко выраженной дебильности ребенок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия ’пространство, время’ и т.д. Часто встречаются нарушения речи (отстает в развитии, искажение звуков, искажения грамматические, маленький словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия нецеленаправленны, импульсивны, развит негативизм. С программой общеобразовательной школы не справляются. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности. К 40 годам обычно так растворяются в обществе, что их не отличить.

          При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне, речь неразвита. Мышление конкретно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Могут овладеть порядковым счетом. Некоторым доступны навыки самообслуживания. К самостоятельной деятельности неспособны. Повышена внушаемость, при неблагоприятном окружении поведение может быть асоциальным.

          Идиотия — самая грубая степень умственной отсталости. При ней наблюдаются очень серьезные нарушения психики и физическое недоразвитие. Они не могут ходить, нарушено строение внутренних органов. Не способны к самостоятельной жизни. Речь не развита, нечленораздельные звуки. Мышление не развито, реакция на окружающее резко снижена. Эмоции делятся на положительные и отрицательные.

          Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Ученые отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно — педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Нервная система детей пластична, податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам.

          www.e1.ru

          Олигофрен в стадии имбецильности

          Олигофрения — это синдром врожденного психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.

          Олигофрения проявляется прежде всего в отношении разума, речи, эмоций, воли, моторики. Впервые термин олигофрения был предложен Эмилем Крепелином. Для олигофрении свойственен интеллект физически взрослого человека не достигший в своём развитии нормального уровня.

          К причинам заболевания приводят генетические изменения; внутриутробное поражение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое поражение; недоношенность ребенка, нарушения во время родов (родовая травма, асфиксия).

          Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическая запущенность в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается невыясненной этиологии.

          Генетические изменения могут спровоцировать олигофрению, и по статистике до половины случаев преподает на эту причину.

          Основные типы генных нарушений, ведущих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). К хромосомным аномалиям также относится синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Вильямса.

          Причины умственной отсталости могут быть спровоцированы дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов в которых степень превышает 1000.

          Характеристика олигофрении

          Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного. Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1. Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.

          Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрена считают индивидом, неспособным к социальной независимой адаптации.

          Классификация олигофрении

          Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени выраженности, однако существует классификация по М.С.Певзнер, а также альтернативная классификация.

          Традиционная по степени выраженности подразделяется на следующие: дебильность (слабо выраженная), имбецильность (средне выраженная), идиотия (сильно выраженная).

          Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

          Классификация олигофрении по М.С.Певзнер

          Результаты работ М. С. Певзнер позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на которую приходится 75 % от всех видов детских аномалий, и создать классификацию, учитывая этиопатогенез, а также своеобразие аномального развития.

          В 1959 году М. С. Певзнер предложила классификацию — типологию состояний, в которой отметила три формы дефекта:

          — осложненная нарушениями нейродинамики, которые проявляются в трех вариантах дефекта: в превалировании возбуждения над торможением; в выраженной слабости основных нервных процессов; в превалировании торможения над возбуждением;

          — дети-олигофрены с явной недостаточностью лобных долей.

          С 1973 по 1979 года М.С.Певзнер усовершенствует свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:

          — осложненная нарушениями нейродинамики (тормозные и возбудимые);

          — олигофрения в комплексе с нарушениями различных анализаторов;

          — умственная отсталость с психопатоподобными формами в поведении;

          — олигофрения с явной лобной недостаточностью.

          Диагностика олигофрении

          Выделяют диагностические критерии по МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:

          А . Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии задержанного, а также неполного развития психики, для которого характерно нарушение способностей, не развивающихся в период созревания и не дотягивающих до общего уровня интеллекта, включающих речевые, когнитивные, моторные, а также специальные способности.

          В . Умственная отсталость, развивающаяся в комплексе с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая самостоятельно.

          С . Нарушенное адаптивное поведение, однако при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения при лёгкой степени умственной отсталости вовсе не имеют явного течения.

          D . Измерение IQ осуществляется с учётом непосредственно кросс-культуральных особенностей.

          E . Определение выраженности поведенческих нарушений при условии, если нет сопутствующих (психических) расстройств.

          Классификация по Е. И. Богдановой

          1 — снижение интеллекта

          2 — общее системное недоразвитие речи

          3 — нарушение внимания (трудность распределения, неустойчивость, переключаемость)

          4 — нарушение восприятия (фрагментарность, замедленность, снижение объёма восприятия)

          5 — некритичность мышления, конкретность

          6 — малопродуктивность памяти

          7 — недоразвитие познавательных интересов

          8 — нарушения в эмоционально-волевой сфере (неустойчивость эмоций, малодифференцированность, их неадекватность)

          Трудности в диагностике олигофрении возникают при необходимости отграничений от рано начавшихся проявлений шизофрении. Больные шизофренией, в отличие от олигофренов, имеют частичную задержку в развитии, поэтому в клинической картине фиксируются проявления, свойственные эндогенному процессу — аутизм, кататонические симптомы, патологическое фантазирование.

          Степени олигофрении

          Одна и та же причина может вызвать у людей различную степень олигофрении. В настоящее время по МКБ-10 отмечают 4 степени олигофрении.

          psihomed.com

          Как развивается олигофрения в стадии дебильности и как её лечить?

          Олигофрения в стадии дебильности представляет собой самую слабую степень умственного недоразвития, которая формируется под влиянием задержки развития или органического повреждения мозга у плода.

          Олигофрения считается врожденной болезнью, но она может быть приобретенной в первые годы жизни ребёнка. Основные причины, способствующие развитию заболевания, можно классифицировать на три группы:

        • Генетические факторы.
        • Факторы, оказывающие влияние на развитие плода в утробе матери — злоупотребление алкоголем и болезни организма матери, применение лекарственных препаратов во время беременности, негативно влияющих на плод.
        • Тяжело проходящие роды и патологии ребенка в раннем возрасте — родовые травмы, черепно-мозговые травмы, иммунологическая несовместимость тканей плода и матери.
        • Несмотря на высокую степень изученности этиологических факторов заболевания, специалистам не удалость установить абсолютно все причины заболевания олигофрения в степени дебильности.

          Клинические признаки патологии

          Олигофрения в степени умеренной дебильности характеризуется проявлением общего неполноценного развития психики, особенно это отражается на познавательных способностях личности в целом. Первоначально нарушается высшая познавательная деятельность, а именно — абстрактное мышление на фоне изменяющихся эволюционных составляющих человеческой личности.

          Зачастую отклонения в психическом развитии дают о себе знать не сразу, а постепенно, порой они проявляются только в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте патология проявляется посредством недостаточности эмоциональных ответов, отставания развития речи, слабым интересом к окружающему миру, неспособностью выстраивать общение со сверстниками, неспособностью выявления конкретных явлений и признаков.

          Для больных данной патологией в подростковом и более старшем возрасте характерно развитие незрелости личности, невозможность самостоятельного принятия важных решений и импульсивность поступков.

          Олигофрения в легкой степени дебильности характеризуется следующими клиническими проявлениями:

        • неполноценное восприятие картины мира, рассеянность внимания, плохая память и низкая способность логического мышления;
        • неполноценное развитие нравственных и интеллектуальных эмоций, неадекватный ответ на события, происходящие вокруг, недостаточное проявление инициативы;
        • отсутствие целенаправленности действий;
        • серьезная задержка психологического развития и плохой коэффициент интеллекта.
        • Олигофрен в стадии дебильности с детства проявляет некоторое отставание в развитии, позже других детей начинает говорить, ходить. Фразовый речевой поток формируется лишь к трем — четырем годам, часто сопровождаясь отклонениями артикуляции.

          Некоторые больные поступают на обучение в обыкновенную школу, поэтому не в состоянии осмысливать даже несложный учебный материал. Но одновременно хорошая механическая память, усидчивость ребенка, а также настойчивость педагогов дают возможность для некоторых больных с успехом усвоить программу обучения в начальной школе, но уже с обучением в средней школе они справиться не в состоянии. В связи с этим, многие остаются на второй год обучения, поэтому специалисты рекомендуют отдавать таких детей в специализированные учебные заведения.

          Больные олигофренией способны овладевать каким-либо видом труда, обычно это неквалифицированная трудовая деятельность, так как работа выполняется механически в соответствии с инстинктом подражания. Круг интересов больных очень узкий. Они в основном сосредотачиваются на удовлетворении своих физиологических потребностей и потребностей в развлечении, они не интересуются жизнью коллектива и тем более не придают значения отвлеченным событиям и вопросам.

          Даже при развитии навыка чтения на удовлетворительном уровне олигофрены практически не уделяют внимания чтению книг, отдают предпочтение посещению кино или просмотру телевизора. Выбор программ или фильмов совершенно случайный. Обычно это приключения или детские фильмы.

          Люди, страдающие олигофренией в стадии дебильности, сохраняют способность обобщения полученного опыта, они способны проводить несложные умозаключения и делать практические выводы из них. В определенных жизненных ситуациях, основываясь на полученном опыте, больные могут проявлять активность и целенаправленность своих действий. Для дебильности характерно преобладание конкретно-образного мышления.

          Дебильность в зависимости от глубины поражения психики человека принято классифицировать на глубокую, среднюю или умеренную и легкую степень развития.

          Процесс лечения патологии

          Специализированного лечения для олигофрении разработано не было, так как патология не поддается никакой терапии, если только она не соотносится с нарушением обменных процессов в организме. Основное правило, которое может облегчить протекание заболевания — это патронаж физического и психического характера.

          В первую очередь его должны реализовывать родители. Но помимо опеки родителей в любом государстве имеются специальные заведения для детей с психическими отклонениями, в которые производится максимально возможная адаптация больного ребенка к жизни в современном обществе. Как правило, организуются занятия в соответствии с возрастной группой ребенка, после чего дети продолжают учебный процесс в специальных школах.

          При любой стадии развития олигофрении в форме дебильности ребенку назначается прием лекарственных средств, корректирующих метаболические процессы, а также терапия витаминами, аминокислотами и медикаментами, улучшающими кровоток в мозге и стабилизирующими внутричерепное давление.

          Профилактика развития патологии

          Любые профилактические мероприятия, предназначенные для профилактики прогрессирования олигофрении, классифицируются на первичные и вторичные средства. К первичным способам относятся: диагностика отклонений развития ЦНС плода, что дает возможность предотвратить рождение ребенка с умственными патологиями, реализация мер по охране здоровья будущих матерей и предотвращение развития у них инфекций и травмирования ребенка в процессе родов.

          Вторичные профилактические мероприятия предполагают проведение диагностирования слабоумия и полноценного лечения, а также реабилитации пациентов с олигофренией. Установление диагноза и последующее лечение — это вопрос медицины, а вот реабилитация пациентов — это полноценный комплекс профилактических мер, реализация большинства из которых предполагает наличие социального обеспечения и материальной поддержки со стороны государства.

          Прогнозы патологии

          Прогнозы развития заболевания полностью зависят от степени умственной отсталости и от формы протекания. Для большинства олигофренов в степени дебильности остается возможной социальная адаптация, но при более запущенных стадиях олигофрении прогноз остается неудовлетворительным

          tvoelechenie.ru

          Что значит олигофрения в стадии дебильности?

          Олигофрения означает слабоумие. Оно выражается в том, что психика и интеллект остаются недоразвитыми. Во многих случаях эта проблема сопровождается физическими пороками. Олигофрения может проявляться в разной степени. Самая легкая степень — дебильность. Люди с диагнозом олигофрения в степени дебильности способны к обучению. Как правило, им удается закончить вспомогательную школу и наладить самостоятельную жизнь.

          Дебильность принято классифицировать на глубокую, умеренную и легкую степень. Разграничение степени проявления дебильности особенно актуально, когда больной в подростковом возрасте заканчивает школу. Олигофрения в легкой степени дебильности дает возможность приобрести рабочую профессию, значит, есть необходимость продолжить обучение в профессиональном училище или техникуме. В более тяжелых случаях может быть доступен только неквалифицированный труд.

          Клинические признаки и особенности олигофрении в стадии дебильности

          Дебильность характеризуется общим недоразвитием психики. Особенно страдают познавательные способности. Коэффициент интеллекта (IQ) у таких людей от 50 до 70. Они могут нормально разговаривать, хотя часто бывают косноязычны. Математические действия для них понятны те, которые имеют отношение к жизни, например, сосчитать деньги.

          Общие клинические проявления дебильности

        • Неполное восприятие картины мира,
        • Рассеянное внимание,
        • Плохая память,
        • Низкая способность к логическому мышлению,
        • Неадекватный ответ на события,
        • Недостаточность эмоций,
        • Низкий интеллектуальный коэффициент,
        • При легкой степени дебильности зачастую в младенческом и дошкольном возрасте отклонения в психическом развитии не дают о себе знать. Ребенок ничем не отличается от других детей, примерно также развивается, как все. При поступлении в школу, когда уже требуется напряжение интеллекта, применение абстрактного мышления, волевых качеств, психические недостатки проявляются ярче. Особенно это заметно при проблемах в усвоении школьной программы.

          Олигофрены в стадии дебильности могут проявлять признаки отставания в развитии, они позже начинают ходить, разговаривать. Говорить целыми фразами такой ребенок может только к трем-четырем годам. Серьезные проблемы возникают, когда ребенок идет в общеобразовательную школу. При дебильности он не в состоянии осмысливать учебный процесс. Однако в некоторых случаях начальную школу такие дети заканчивают успешно, но в средних классах они не справляются с программой. В результате этого могут быть конфликты с педагогами, проблемы с поведением. Специалисты рекомендуют детей с такой патологией отдавать в специальную школу.

          Проявления в дошкольном возрасте:

        • Недостаточная эмоциональность,
        • Отставание развития речи,
        • Слабый интерес к окружающему миру,
        • Неспособность к построению отношений со сверстниками.
        • Проявления в подростковом возрасте:

        • Незрелость личности,
        • Неспособность к самостоятельному принятию решений,
        • Импульсивность поступков.
        • Среди больных олигофренией в стадии дебильности различают различные типы поведения:

        • Эретичный (возбудимый),
        • Вялый,
        • Мстительный,
        • Злобно-упрямый,
        • Торпидный (заторможенный).
        • Лечение олигофрении

          Данная патология не поддается лечению. Как правило, больной должен находиться под контролем психиатра. При необходимости ему назначаются средства, улучшающие когнитивные процессы, успокоительные или тонизирующие препараты в зависимости от проявлений. Однако серьезных улучшений в состоянии психики и интеллекта не происходит.

          Прогноз на будущее

          Больные легкой степени могут овладеть профессией. Люди с олигофренией в степени умеренной дебильности, как правило, способны лишь механически выполнять некоторые действия, поэтому им доступен самый неквалифицированный труд. Круг интересов у них очень узок, в основном это удовлетворение физиологических потребностей и развлечения. Самое популярное развлечение — телевизор. Такие люди могут обобщать полученный ими опыт и делать из него некоторые практические выводы.

          Глубокая стадия дебильности олигофрении означает, что больному нужен будет постоянный контроль и поддержка не только психиатра, но и близкого человека, так как самостоятельно решать серьезные вопросы он не сможет.

          tvoyaybolit.ru