Олигофрения идиотия имбецильность дебильность

Психические болезни: Олигофрения (идиотия, имбецильность, дебильность)

Последняя модификация: 10.08.2014 г

Олигофрения — врожденное или рано приобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом. Олигофрения — не прогредиентный процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Олигофрения нередко сопровождаются пороками физического развития.

Этиология. Причинами олигофрении могут служить:

  1. наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопати-ческие формы);
  2. внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз);
  3. вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, имму-нологическая несовместимость крови матери и плода-конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).

Идиотия — наиболее глубокая степень олигофрении, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают злобно-гневливые вспышки, у других — вялость и безразличие ко всему окружающему. Идиоты произносят лишь отдельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних. Они не владеют элементарными навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть, иногда даже не пережевывают пищу, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

Имбецильность — средняя по тяжести степень олигофрении. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания. Эмоции имбецилов более дифференцированы, они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Мышление имбецилов примитивно, они лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

Дебильность — самая легкая степень слабоумия. Дебилы обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одаренность (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).

Диагноз. Трудности в диагностике олигофрении могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов у больных шизофренией задержка развития носит парциальный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений-аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

Олигофрению дифференцируют также от деменции — приобретенного слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

Лечение. Специфическая терапия проводится при некоторых видах олигофрении с установленной этиологией (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при олигофрениях, связанных с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Для стимуляции психической деятельности используют пирацетам, аминалон (гаммалон), а также другие психоактивирующие средства и витамины группы В. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращенных влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление.

В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

Профилактика некоторых наследственных форм олигофрении начинается во время беременности: обследование беременных для выявления сифилиса, токсоплазмоза, резусотрицательного фактора в крови; предупреждение заболевания беременных краснухой и другими вирусными инфекциями; квалифицированная помощь во время родов, а также предотвращение травм и тяжелых инфекций у новорожденных и маленьких детей.

humanus.site3k.ru

Как диагностировать олигофрению в стадии дебильности. Особенности мышления при данном заболевании

Олигофрения может проявляться задержкой психического и интеллектуального развития разной степени – от полной несостоятельности до лёгкой недостаточности, пограничной с нормой. Тяжесть заболевания определяет как этиология олигофрении, так и сроки её выявления и последующего лечения.

Обычно выделяют три степени олигофрении – идиотия, имбецильность и дебильность. Среди них в подавляющем большинстве случаев (порядка 75%) встречается дебильность. Разделение по степеням осуществляется в соответствии с коэффициентом интеллекта (IQ):

  • IQ 50-70 баллов – дебильность
  • IQ 20-50 баллов – имбецильность
  • IQ менее 20 баллов – идиотия.
  • Могут возникнуть затруднения при определении пограничных состояний, например нижней границы нормального интеллекта и лёгкой степени дебильности, или тяжелой дебильности и начальной стадии имбецильности. В этом случае виды олигофрении дифференцируют с учётом социальной адаптированности, способности к обслуживанию себя и абстрактному мышлению.

    Олигофрения в стадии дебильности, в свою очередь, разделяется на несколько стадий: IQ 65-69 баллов считается лёгкой дебильностью, 60-64 балла – умеренной, и 50-59 – тяжелой.

    Дополнительно выделяют следующие формы дебильности:

    • Стеническая форма – самая распространённая, различают два её вида – уравновешенная (при которой больные активны, общительны, добродушны) и неуравновешенная (с вспыльчивостью, неупорядоченным поведением, перепадами эмоций).
    • Астеническая форма характеризуется утомляемостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью.
    • Атоническая форма отличается невозможностью осмысленного, рационального поведения.
    • Дисфорическая форма встречается реже других и характеризуется склонностью к разрушениям, агрессии, сниженному фону настроения.

    Симптоматика дебильности у детей

    Из-за невыраженных проявлений зачастую диагностируется лишь с началом обучения в школе в возрасте 7-10 лет. Развитие устной речи у таких детей запаздывает, первые слова они произносят в 1,5-2 года, но к 5 годам большинство из них достаточно для бытового общения овладевают речью. Замедление скорости психического развития может оставаться незамеченным родителями и даже воспитателями в детском саду. Явным оно становится после начала обучения в школе, где ребёнок испытывает явные затруднения с обучением, особенно абстрактным предметам, например математике. Это затруднение может быть столь выраженным, что возникает потребность в переводе ребёнка в специализированную школу. Специальные методики обучения помогают детям с дебильностью освоить навыки письма, счёта, чтения, изучить программу, аналогичную первым 3-4 классам обычной школы.

    При этом у детей наблюдаются и все олигофренические особенности мышления – они испытывают затруднения с пониманием условий задач, с трудом определяют взаимоотношения предметов, связи между ними. Это особенно явно проявляется в задачах на логику, например в которых нужно исключить предмет из ряда или найти недостающий. Также дети с дебильностью тяжело усваивают правила правописания.

    При этом дети с дебильностью хорошо обучаются навыкам самообслуживания, могут помогать в ведении домашнего хозяйства.

    Особенности мышления больных

    Нарушения в интеллектуальной сфере у больных с дебильностью характеризуются значительным затруднением или полной невозможностью выработки, формулировки и использования абстрактных понятий, обобщений, выводов.

    Мышление у больных с олигофренией в степени дебильности описательного характера, они распознают только внешние причины событий и на их основании строят рассуждения. Ситуацию в целом большинство дебилов охватить не могут. С этим связано и то, что такие больные не формируют собственных суждений о мире, они перенимают их у окружающих, легко принимая на веру всё сказанное. При этом у них отсутствует и потребность в таких обобщениях, любознательность, пытливость. В детстве они заучивают правила игр, отдельные фразы и употребляют их шаблонно, в той же форме, в которой заучили.

    Несмотря на невозможность абстрактного мышления, больные с олигофренией в стадии дебильности, особенно в лёгких её формах, хорошо ориентируются в житейских ситуациях, покладисты, умело избегают конфликтов.

    Часть дебилов проявляют частичную одарённость на фоне общей задержки психического развития – у них может быть абсолютная память (при этом вовсе не обязательно они понимают запомненное), идеальный музыкальный слух, способность выполнять в уме сложные математические вычисления.

    Эмоциональная сфера

    Олигофрения в стадии дебильности характеризуется доверчивостью больных, они легко попадают под чужое влияние, принимают на веру идеи. Ввиду лёгкой внушаемости, дебилы могут быть опасными для окружающих. Они охотно верят сказанному, выполняют указания без критического осмысления. Поэтому злоумышленники могут использовать их как орудие осуществления преступления. По чужому указанию дебил может поджечь дом, что-то сломать или избить человека, не обдумывая эти указания и не учитывая их последствий.

    У дебилов, как и при олигофрении в степени имбецильности и идиотии часто наблюдается явное растормаживание эмоциональной сферы и примитивных влечений. Особенно это заметно в отношении сексуальной сферы, например больные не стесняясь онанируют в окружении людей.

    В эмоциональном отношении дебилы чаще всего бывают или добродушными, ласковыми, приветливыми, или же напротив, озлобленно-агрессивными. В отношении двигательной активности они обычно либо чрезвычайно активны, непоседливы, либо заторможены.

    Социализация больных с дебилизмом

    Крайне важно в реабилитации больных с олигофренией в стадии дебилизма правильно организовать быт и работу. Приложив некоторые усилия для их обучения, и рационально оборудовав рабочее место, можно получить отличного работника, усердного и исполнительного. Часто дебилы достигают высокого уровня профессионализма в выполнении своей работы.

    Многие дебилы создают семью, обзаводятся детьми, и живут в счастливом браке. У них часто развиваются особые компенсаторные механизмы, призванные нейтрализовать недостаточные способности к абстрактному мышлению. Так, многие дебилы эмоционально чувствительны, пластичны, легко приспосабливаются к требованиям окружающих, окружают их заботой, выполняют тяжелую работу в доме. Они сознательно или неосознанно избегают ситуаций, где может проявиться их интеллектуальная несостоятельность, стараются не посещать официальных учреждений, больниц, школ, различных мероприятий.

    Для дебилов характерно внешнее проявление незадачливости и беспомощности, что стимулирует окружающих опекать больных, помогать им. Также они в силу неразвитости интеллекта больше полагаются на интуитивные ощущения и механизмы, их поступки основываются на инстинктах, поэтому часто более естественны и располагают к себе. Дебильность в лёгкой стадии также характеризуется некоторым инфантилизмом в сочетании с живостью и яркостью эмоций, которые не угасают со временем. Их чувства к супругу будут даже спустя 30 лет совместной жизни такими же яркими, как в день первой встречи. Такая подкупающая открытость часто привлекает людей и компенсирует несостоятельность в других сферах жизни.

    onevroze.ru

    Олигофрения

    Олигофрения — наследственное заболевание обмена веществ, обусловленное дефицитом одного из ферментов обмена фенилаланина, сопровождающееся нарушением гидроксилирования аминокислоты фенилаланина в тирозин. В результате в организме больного ребёнка происходит постепенное накопление фенилаланина и его метаболитов, оказывающих токсическое действие на ЦНС с дальнейшей задержкой психического развития. Болезнь в первые описана в 1934 г. А. Феллингом.

    Характеризуется тотальностью (недоразвиты оказываются все нервно–психические процессы) и иерархичностью психологического дефекта (в большей степени наблюдаются нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуально–речевой сфере и в меньше степени — в сенсомоторной). Интеллектуальный дефект при олигофрении может иметь различную степень тяжести, в соответствии с которой выделяют три группы: идиотию (IQ не больше 20), имбицильность (IQ = 20–50) и дебильность (IQ = 50–70).

    Идиотия — самое тяжелое слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления. Восприятия, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь ограничивается звуками, отдельными словами; больные не понимают обращенную к ним речь. Дети, страдающие идиотией, не овладевают статическими и локомоторными навыками (с связи с чем многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с большим опозданием. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей.

    Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Их речь косноязычна, с аграмматизмами. Они могут произносить несложные фразы. Развитие статических и локомоторных функций происходит с большой задержкой, больные осваивают навыки самообслуживания, например самостоятельно едят. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке.

    Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Некоторые имбецилы в состоянии овладеть порядковым счетом, знают буквы, усваивают простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом выявляются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость.

    Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах возможно их социальное приспособление. Дебилы в отличие от имбецилов нередко обладают довольно развитой речью, в которой, однако, выражены подражательные особенности, пустые обороты.

    В поведении они более адекватны и самостоятельны, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость. У них выявляются слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным для них затруднителен. Дебилы обучаемы в школе, при этом обнаруживаются медлительность и инертность, отсутствие инициативы и самостоятельности. Они овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.

    Лечение олигофрении

    Зависит от ее причины и носит сугубо симптоматический характер. Для улучшения обменных процессов назначают ноотропы, церебролизин, глютаминовую кислоту, липоцеребрин, проводят витаминотерапию. Для снижения внутричерепного давления делают вливания магнезии, назначают глицерин, диакарб.

    При сильной заторможенности применяют стимуляторы (сиднокарб, женьшень, китайский лимонник, алоэ и т.д.). При возбуждении назначают нейролептики, при наличии припадков — противосудорожные средства.

    Эффективность лечения тем выше, чем раньше оно начато. Большое значение имеют коррекционные лечебно-педагогические мероприятия (олигофренопедагогика), в т.ч. обучение умственно отсталых детей и подростков в специализированных учреждениях (например, вспомогательных школах, интернатах, специальных ПТУ).

    medinfa.ru

    Олигофрения идиотия имбецильность дебильность

    Идиотия — наиболее глубокая степень психического недоразвития (IQ= 0—5), характеризующаяся отсутствием или зачаточным состоянием познавательных функций. Активность больных ограничивается инстинктивными действиями, часто извращенными реакциями удовольствия или неудовольствия на пищевые, болевые и другие безусловные раздражители. Больные с трудом овладевают ходьбой, в моторике преобладают стереотипии, яктации. Существенная положительная динамика отсутствует, дети остаются полностью социально не приспособленными, даже на уровне самообслуживания.

    Имбецильность — недоразвитие психики, которое характеризуется рудиментарным мышлением (в представлениях), наличием недоразвития речи разной степени, возможностью относительного приспособления на уровне самообслуживания или элементарных трудовых процессов, что, однако, удается только при постоянной опеке.

    Глубокая имбецильность приближается к идиотии (IQ = 5—19), но этим больным доступна ориентировка в конкретной ситуации, узнавание близких, адекватное реагирование на привычные обиходные слова и фразы, использование отдельных слов с 3—5 лет в коммуникативных целях; могут быть обучены навыкам элементарной опрятности. Как идиотия, так и глубокая имбецильность по МКБ-10 относятся к глубокой умственной отсталости и шифруются как F73.

    Резко выраженная имбецильность (по МКБ-10 — тяжелая умственная отсталость, F72.). Характеризуется недоразвитой дефектной речью в виде фраз из 2—3 слов (IQ = 20—34), носящей ситуационный характер, крайней бедностью представлений, возможностью обучения лишь навыкам самообслуживания.

    Умеренная имбецильность (по МКБ-10 — умеренная умственная отсталость, F71.)—состояние, при котором больной может быть обучен простым трудовым навыкам, имеет фразовую речь и иногда может овладеть чтением, письмом (IQ = 35—49). Эмоции недифференцированные, примитивные.

    Диагноз имбецильности, как и идиотии, может быть поставлен с первых лет жизни; к 1 году дети еще не узнают близких, не реагируют на речь. Обращает на себя внимание недифференцированность мимики. Запаздывает становление статомоторных актов, отсутствуют моторно-адаптивные движения (использование рук для удерживания, захватывания предметов). Отсутствует или очень слабо выражен интерес к окружающему, игрушкам. У детей в возрасте 2—4 лет нарушено внимание, осмысление окружающего, обращенной к ним речи, которую они понимают больше по интонации, чем по смыслу. Игровая деятельность носит стереотипный и подражательный характер.

    В старшем возрасте диагностика дебильности основана на психопатологическом и экспериментально-психологическом выявлении недостаточности абстрагирования, конкретности и шаблонности мышления, неумении выделить существенные признаки, слабости критики своих поступков. У некоторых олигофренов с хорошей механической памятью внешне богатая речь в виде сложных шаблонов контрастирует со слабостью логического мышления. Важно оценить не количество знаний, а способность пациента осмысливать события собственной жизни, свое положение, действия, с которыми больной повседневно сталкивается в семейной и школьной обстановке. С психическим недоразвитием часто согласуются недостаточность тонкой моторики, трудность приобретения навыков, требующих дифференцированных движений, переключения темпа. Очаговая неврологическая симптоматика характерна лишь для олигофрении перинатального и постнатального происхождения.

    Дети с олигофренией степени дебильности должны обучаться во вспомогательных школах или интернатах, в случаях сочетания дебильности с тяжелыми нарушениями зрения, слуха — во вспомогательных группах специальных детских садов, школ для слепых или слабозрячих, глухих или тугоухих. Этим детям, как и с олигофренией, осложненной недоразвитием речи I—II уровня, психопатоподобным поведением, аутистическим синдромом и другими синдромами, нарушающими адаптацию в соответственном возрасту коллективе, показано оформление социального пособия по детской инвалидности.

    Шифром F78. по МКБ-10 обозначается другая умственная отсталость, степень которой трудно или невозможно определить из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, шифром F79. — неуточненная умственная отсталость из-за отсутствия достаточной информации для определения степени умственной отсталости.

    Четвертый знак шифра МКБ-10 используется для обозначения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим психическим расстройством:

    F7x.O — минимальные поведенческие нарушения пая отсутствие их;
    F7x.l — значительные поведенческие нарушения, требующие лечебных мер (психопатоподобное, нарушение влечений, протестное и др.);
    F7x.8 — другие поведенческие нарушения (аутистические, парааутистические, лобная аспонтанность, апрозексия);
    F7x.9 — неопределенные поведенческие нарушения.

    medicalplanet.su

    ОЛИГОФРЕНИИ — идиотия, имбецильность и дебильность

    Олигофрения (врожденная умственная отсталость, врожденное слабоумие, умственное недоразвитие) — группа патологических состояний, аномалий развития с врожденным и рано приобретенным нарушением познавательной деятельности, преимущественно в виде интеллектуальной недостаточности. Термин «олигофрения» предложен Е. Kraepelin.

    Умственная отсталость как форма психической патологии встречается достаточно часто. По данным Дж. Уортиса (1978), около 3% населения земного шара обнаруживают признаки умственного недоразвития. Б Д. Петраков (1972) пишет, что распространенность олигофрении в США составляет 8:1000, в 15 ведущих капиталистических странах этот показатель колеблется от 2 : 1000 до 31,2 : 1000

    Н. М. Жариков (1977) отмечает, что распространенность олигофрении среди учтенных психически больных в СССР равна 8,8%. В. Г. Ротштейн (1977) на основании выборочного исследования психической заболеваемости в ряде районов страны определяет частоту умственной отсталости в городском населении 1,5: 1000 и сельском 7,8: 1000. Относительно большое число умственно отсталых в населении косвенно отражается на частоте их направления на судебно-психиатрическую экспертизу. В связи с этим олигофрении в судебно-психиатрической практике занимают значительное место.

    Олигофрению в зависимости от глубины интеллектуального недоразвития принято делить на идиотию, имбецильность и дебильность.

    Идиотия (греч. idiotea — невежество) — наиболее глубокое врожденное слабоумие. Больные с самого раннего возраста обнаруживают резкое отставание в развитии, поздно начинают держать голову, сидеть, ходить. Научившись ходить, они передвигаются неуклюже, без содружественных движений рук и ног. Выражение лица у них обычно бессмысленное, иногда с оттенком довольства или с гримасой злобы. Лицо часто одутловатое, язык толстый. Речь не формируется. Они способны издавать нечленораздельные звуки, отдельные слоги, зачастую повторяя их беспрестанно. По типу насильственных движений могут совершаться и другие моторные акты (маятникообразные движения головой, туловищем, атетозные движения конечностями). Навыками самообслуживания и опрятности они не овладевают. Внешне поведение не мотивировано, могут наблюдаться отдельные импульсивные поступки, агрессия, членовредительство. Преобладает инстинктивная жизнь: прожорливость (больные могут брать в рот несъедобные предметы), открытый упорный онанизм. При идиотии нередко бывает выраженная очаговая неврологическая симптоматика. Больные не могут жить в обычной семейной среде, их помещают в специальные интернаты.

    Имбецильность (лат. imbecilis — слабый)—тупоумие. Начальные периоды развития у этих больных свидетельствуют о значительном отставании. Ходить больные начинают в 2—3 года, у них постепенно, хотя и с большой задержкой, формируется речь. Речь взрослого имбецила отличается крайней бедностью словаря, аграмматизмами, затруднением в построении простых фраз. Пытаясь выразить какую-нибудь мысль, такой больной помогает себе мимикой, жестами, зачастую утрированными и карикатурными. Нередко отмечаются косноязычие, затруднение в произнесении отдельных слов и звуков. Содержание речевой продукции обычно очень примитивно и сводится к просьбам об удовлетворении простейших желаний и потребностей. Моторика неразвита. Движения угловаты, плохо координированы. Мелкими точными ручными двигательными актами они не овладевают. Походка обычно неуклюжая, скованная, сгорбленная. Выражение лица тупое, без тонкой мимической игры, мигание редкое. У многих больных отмечаются выраженные врожденные стигмы (приросшие мочки, оттопыренные уши, грубое строение лицевого черепа, дефектный прикус, гидроце- фальный или микроцефальный череп и т. д.), а также очаговые неврологические симптомы. Такие больные овладевают навыками опрятности, способны к элементарному самообслуживанию. При обучении они могут научиться считать с опорой на конкретные признаки (на пальцах, отдельных предметах) в пределах десятка, различать монеты и бумажные деньги, называть знакомые предметы на картинках. Однако читать, писать, составить последовательный рассказ в серии сюжетных рисунков они не могут. Им посильны некоторые трудовые навыки: под контролем они могут убрать квартиру, подмести и вымыть пол и т. д. Иногда больные занимаются этим охотно, с роботоподобной настойчивостью, гордятся своими успехами и проявляют гнев вплоть до агрессии, если кто-нибудь насорит в убранной ими комнате. Их интересы ограничены лишь удовлетворением низших потребностей. Фон настроения чаще благодушный, но может прерываться малообъяснимыми вспышками гнева с агрессией, иногда крайне жестокой. В некоторых случаях у таких больных отмечаются расстройства сексуального влечения, хотя в целом оно снижено. В период сексуального возбуждения они могут нападать на женщин с целью изнасилования, но особенно часто совершают опасные сексуальные действия в отношении малолетних девочек и мальчиков. Изредка такие лица сами становятся жертвами. Среди направляемых на судебно- психиатрическую экспертизу больных с имбецильностью немного.

    Дебильность (лат. debilis — слабый, хилый)—легкая степень олигофрении. Такие больные с детства обнаруживают отставание в развитии, позже начинают ходить, говорить. Фразовая речь формируется к 3—4 годам. Зачастую у них долго отмечаются дефекты артикуляции. Иногда они поступают в массовую школу, но учатся очень плохо, не могут полноценно осмыслить даже простой учебный материал. Вместе с тем неплохая механическая память, усидчивость и настойчивые усилия педагогов позволяют некоторым больным усвоить школьную программу начальных классов, но с обучением в средних классах они не справляются. Многих приходится оставлять на второй год в 1—2-х классах, поэтому при дебильности рекомендуется обучение во вспомогательных школах.

    Такие лица способны овладеть тем или иным видом труда, чаще неквалифицированного, трудовые процессы они выполняют механически, зачастую подражательно. Интересы больных узки, сосредоточены главным образом на удовлетворении физиологических потребностей, развлечениях, их не занимает жизнь коллектива, а тем более отвлеченные вопросы, события. Даже при удовлетворительном навыке чтения они почти не чи

    тают книг, за исключением сказок, предпочитают посещать кино, смотреть телевизор. Выбор фильмов и телепрограмм случайный, в основном это детские и приключенческие ленты.

    В отличие от имбецилов эти больные нередко могут обобщать полученный опыт, делать несложные умозаключения и практические выводы. В некоторых жизненных ситуациях, используя накопленный опыт, такие лица проявляют достаточную целенаправленность и активность. При дебильности преобладает конкретно-образное мышление.

    Дебильность, как и олигофрению в целом, в зависимости от глубины интеллектуальной недостаточности принято делить на глубокую, среднюю — умеренно выраженную и легкую.

    Выделяют также, преимущественно за рубежом, пограничную умственную отс’талость. В советской психиатрии и дефектологии предпочитают говорить о задержке психического развития, подчеркивая обратимость, возможность компенсации интеллектуального дефекта в этих случаях [Лебединская К. С., 1980]. Для лиц с задержкой психического развития характерны бедность словарного запаса, трудность в формировании своих мыслей, зачастую склонность к неправильному, недисциплинированному поведению в старших классах школы. При неплохой ручной умелости такие подростки справляются с учебными заданиями путем механического заучивания. В отличие от дебилов им доступно чувство юмора, у них значительно меньшая внушаемость. В формировании пограничной умственной отсталости ведущая роль принадлежит неблагоприятным средовым факторам. По данным В. X. Абрамович (1980), 40% таких подростков были из неполных семей, у 25,6% отмечались конфликты между родителями, у 44,1% родители страдали алкоголизмом.

    Задержку психического развития следует рассматривать вне рамок олигофрении, как своеобразный дизонтогенез, имеющий иные происхождение и исход, чем врожденная умственная отсталость.

    О. Е. Фрейеров (1964) указывал, что чем менее глубока дебильность, тем большим числом слов и понятий оперирует больной. Однако речь может быть резко дефектной и при небольшой дебильности. Иногда больной многословен, его речь довольно быстрая, но при анализе выявляются бедный словарный запас, многократное повторение одних и тех же штампованных фраз.

    Изменения критических способностей при дебильности различны. При легкой дебильности нередко сохраняются достаточная критическая оценка несложных ситуаций, возможных последствий своих поступков, понимание общепринятых норм поведения и требований закона. Мнестические функции обычно недостаточны, но возможна хорошая механическая память: больные запоминают даты, факты, но использовать эти знания не в состоянии. Внимание у больных также нарушено.

    Особое место среди клинических признаков дебильности занимают повышенная внушаемость и подчиняемость, вследствие чего такие лица легко подпадают под влияние других, соглашаются с любыми предложениями окружающих, отвечают в зависимости от наводящих вопросов.

    Интеллектуальная недостаточность при дебильности обычно сочетается с эмоциональными и волевыми нарушениями. В зависимости от их выраженности выделяют «простой» тип дебильности [Певзнер М. С., 1963], при котором эмоционально- волевые расстройства незначительны, гипердинамический (эретический) и гиподинамический (торпидный) типы [Фрейе- ров О. Е., 1964]. Гипердинамическому типу свойственны растор- моженность, двигательное беспокойство, безмотивные аффективные разряды. При гиподинамическом типе отмечается общая заторможенность психических процессов. Д. Н. Исаев (1971) выделяет у детей-олигофренов в зависимости от эмоционально- волевых проявлений астеническую, атоническую, дисфориче- скую и стеническую формы. Специальный анализ эмоциональ- но-волевых расстройств при дебильности позволил в рамках этих основных типов обнаружить ряд характерных вариантов расстройств, имеющих особое значение для судебно-экспертной оценки [Чуркин А. А., 1980].

    Описывается мориоподобный (эйфорический) вариант: больные беспечно-благодушны, безмятежны, но безынициативны, пассивно подчиняемы. Иногда они склонны к примитивным однообразным фантазиям, касающимся их узких интересов. На фоне постоянного довольства и повышенного настроения они могут становиться гневливыми, злобными.

    Апатико-абулический вариант с низкой способностью к психическому напряжению, психомоторной заторможенностью, слабостью побуждений, иногда до аспонтанности. Вялость, бездеятельность наряду с повышенной подчиняе- мостью в ряде случаев позволяют таким лицам довольно успешно учиться во вспомогательных школах, они овладевают несложными навыками и могут трудиться под присмотром своих близких или в лечебно-трудовых мастерских.

    Дисфорический вариант с частыми аутохтонно возникающими расстройствами аффекта с расторможенностью, возбудимостью, неусидчивостью, иногда гиперсексуальностью. У взрослых дебилов дисфории могут возникать и вслед за психогенным или соматогенным воздействием. Выделяются также сходные с психопатиями варианты с преобладанием эксплозивной, истерической и тормозимой симптоматики.

    Наконец, в рамках эмоционально-волевых расстройств при дебильности нередки нарушения влечений. Могут встречаться пиромании, реже — вагабондаж (дромомания) и достаточно часто— патология сексуального влечения. Обострение этих проявлений в пубертатном периоде нередко приводит к опасным действиям или непредсказуемому поведению таких больных.

    Разделение больных по эмоциональным и волевым проявлениям правомерно не только с клинических позиций, но и на основании экспериментального исследования высшей нервной деятельности. С возрастом отмеченные эмоциональные и волевые нарушения могут стать более выраженными или, наоборот, смягчиться.

    По тяжести интеллектуального дефекта олигофрения делится v.a идиотию, имбецильность и дебильиость. Идиотия.
    Дебильность характеризуется менее глубоким интеллектуальным дефектом.

    Различают три основные ее степени: легкая (дебильность), средняя (имбецилъность) и глубокая (идиотия). Особую остроту проблема определения способностей имеет в связи с выбором профессии.

    К олигофрении относятся недоразвитие психики, возникающее в результате заболеваний головного
    В зависимости от степени умственной отсталости различают следующие формы О.: идиотия, имбецильность, де-бильность.
    Дебильность — легкая степень слабоумия.

    По тяжести олигофрения делится на три ее формы: дебильность, имбецильность и идиотию. Основная особенность олигофрении заключается в диффузном и тотальном недоразвитии или.

    www.bibliotekar.ru