Описание заикания

Что нужно знать о заикании

Заикание — достаточно распространенное расстройство речи. Им страдают от 3% до 6% населения.
Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ).
Классифицируют заболевание по следующим признакам:
Вид — выделяют невротическое (логоневроз) или органическое (неврозоподобное) заикание. Тип судорог, которыми проявляется нарушение ритма речи — тонические, клонические или смешанные. Место локализации судорожных сокращений — голосовое, артикуляторное, дыхательное. Степень выраженности — от легкой до тяжелой.

Физиологические.
Прежде чем искать решение, как вылечить заикание , необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы.

Психологические
Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д

Социальные
Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу.
Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Провоцирующие факторы
Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

Формирование здоровой речи в ПЛЦ «Кристаллик»

Наш курс реабилитации речи — комплексный. Многолетняя практика доказывает, что заикание — это не только логопедическая проблема. Необходима слаженная работа целого ряда специалистов.

Основные методы коррекции заикания у детей и подростков:

Логопедические занятия.

Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом (сопряжено) , потом отраженно и, наконец самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка. В нашем центре широко используется методика Л.З.Арутюнян. Основа метода— устранение речевых судорог при помощи синхронизации воспроизведения звуков с движениями пальцев ведущей руки.

Дыхательная гимнастика.

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре.

Точечный массаж.

Курс точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на биологически активные точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты могут быть заметны очень быстро, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи.

Интерактивные программы.

Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ.

Аутогенная тренировка.

Программа обучения навыкам саморегуляции, самовосстановления и релаксации.

Логоритмика.

Пожалуй самое любимое занятие у детей. Это речь с движениями под музыку. Метод развития темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речи.

Изоритмика.

Эффективный метод формирования здоровой речи через самовыражение.

Занятия проходят 2 раза в неделю в небольших группах и индивидуально.

Удачи, терпения и позитивного настроя!

Практически повсеместно – дома, в саду и школе, на работе, на всевозможных встречах и собраниях – люди с помощью речи знакомятся, обмениваются информацией, высказывают друг другу свои мысли и чувства. И даже сегодняшний виток цивилизации, подаривший нам виртуальное общение посредством интернета, не заменит живого общения. Через живое участие в разговоре мы завязываем дружбу, становимся специалистами в выбранной профессии, выстраиваем близкие душевные отношения, растим детей и помогаем им становиться сильнее. С помощью устной речи мы сообщаем, кто мы такие, чего хотим и почему важно, чтобы нас услышали.

Для человека, не страдающего заиканием, говорение – это самая простая и естественная вещь. Чтобы озвучить мысль, ему достаточно открыть рот. Его мозг автоматически подбирает нужные слова, и они сами по себе изливаются наружу через органы речи. И практически сразу же, без каких-либо сознательных усилий, он слышит, как говорит. Он не задумывается о том, как взаимодействуют при этом клетки его мозга, нервы, мышцы и другие органы, делающие возможным его речь. Слова изливаются из него, подобно чистой воде горного ручья.

Подобное – просто недостижимая мечта, для страдающего заиканием или другим видом расстройства устной речи. Коррекция речи будет опираться на тип расстройства. Надо сказать, что не только у заикающихся людей случаются ситуации, когда буквально отнимается язык. К примеру, при ответе у доски, при разговоре с начальником, в конфликтной ситуации или при публичном выступлении. Бывает, человек не знает, что сказать, боится усугубить ситуацию или кого-нибудь обидеть. И он реально может молчать, не выдавив из себя ни одного слова! Однако даже в такой ситуации он не усомнится в своей способности говорить. Чтобы начать коррекционную работу с устной речью нужно точно знать природу происхождения симптома.
Он может быть:

  • органического происхождения, когда нарушены механизмы передачи импульса
  • эмоционального происхождения, когда симптом очень похож, но проблем с повреждением процессов нервной деятельности не выявлено.
  • В зависимости от состояния речи, для коррекции неправильного звукопроизношения может потребоваться комплексное лечение, включающее в себя логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, речевые тренинги и даже посещение музыкальных занятий и курсов ораторского мастерства. Занятия в группе дают возможность раскрепоститься и стать более общительным и уверенным в себе, для взрослых именно в этом часто заключается их преимущество перед индивидуальными занятиями.

    Если раньше занятия по коррекции речи воспринимались многими как унылая утомительная муштра, то в настоящее время на смену механическому повторению артикуляционных упражнений пришла возможность избавиться от заикания без ненужного утомления и скуки.

    Развитие просодической стороны речи.

    Мелодико-интонационная сторона речи включает в себя умение правильно расставлять логические ударения. Это значит, что ребенок должен научиться выделять голосом наиболее важные по смыслу слова в предложении. Большое значение имеет и формирование навыка пользования различными интонациями – вопросительной, повелительной, восклицательной. Естественные интонации – важная составляющая речи, умея пользоваться различной интонацией, человек может легко выразить в речи не только смысл, но и эмоции.

    На занятиях с логопедом также осуществляется коррекция темпа речи и формирование правильного дыхания. Заикание на согласных, затягивание отдельных звуков, паузы в речи часто связаны со спазмами речевого аппарата, неумением правильно дышать. Дыхательные упражнения оказывают существенный благотворный эффект в преодолении заикания, поэтому именно им следует уделять повышенное внимание.

    В большинстве случаев логопедические упражнения при заикании помогают справиться с речевыми проблемами, однако, для получения желаемого результата необходимо правильно разработать комплекс упражнений с учетом индивидуальных особенностей человека. В качестве дополнительного средства можно использовать и массаж. Специальный логопедический массаж при заикании нацелен на то, чтобы расслабить мышцы лица, шеи, плеч. В сочетании с артикуляционными упражнениями массаж может принести большую пользу.

    Являясь активной формой терапии, современная логоритмика при заикании нацелена на решение целого спектра оздоровительных, коррекционных и образовательных задач. Выполнение специального игрового комплекса упражнений под ритмичную музыку дает детям возможность сформировать двигательные навыки, улучшить координацию движений, укрепить костно-мышечный аппарат. Благодаря музыкальному сопровождению и игровой форме занятий дети довольно легко осваивают и закрепляют не только двигательные, но и речевые навыки, учатся правильному дыханию.

    На занятиях логоритмикой все упражнения выполняются по принципу «от простого к сложному». Педагог разучивает с детьми не только стихи, сказки и песни, но и специально разработанные комплексы движений головой, пальцами, руками, ногами, а также танцевальные связки. На следующем этапе дети учатся соединять текст и движения, согласовывать темп и амплитуду движений с ритмом музыки, а также осваивают технику правильного дыхания.

    В настоящее время при коррекции заикания и логоневрозов у детей, подростков и даже взрослых чаще всего используются специально разработанные игровые методики. Именно игра в коррекции речи малышей имеет основное значение, ведь во время игры малыш может раскрепоститься, почувствовать себя уверенно, смело. Развлекаясь и веселясь, ребенок достаточно легко усваивает навыки правильного произношения различных гласных и согласных звуков, причем сформированные навыки правильной речи не утрачиваются. со временем.

    Успешно используются различные игры при заикании у подростков и взрослых. Игровые методики позволяют быстрее достичь желаемых результатов, в игре человек меньше утомляется и значительно легче воспринимает и усваивает новую информацию и навыки.

    На фоне системной терапии принятой во всем мире на раннем этапе лечения заикания, ребенок нуждается в коррекционной работе. Ему не требуется госпитализация и серьезные лекарственные препараты! А вот речевую работу нужно начинать сразу! Ранняя логопедическая помощь ребенку с заиканием потребуется на протяжении 3-х недель. Но до коррекционных занятий, ребенка необходимо показать врачу-психотерапевту, необходима подробная история жизни и начала заболевания, чтобы установить видимые и скрытые причины заикания.

    Частой причиной заикания считают испуг. Хочется развеять это десятилетиями существующий миф. Переведем слово «испуг» на профессиональный язык: психотравмирующая ситуация, разнящаяся по силе воздействия и времени нахождения ребенка в травмирующей психику ситуации. Опасна не сама ситуация, а эмоциональная реакция у ребенка, ею вызванная! Здесь иметь значения будет сила воздействия и время. И, конечно, зрелость ребенка, чем он старше, тем острее и опаснее последствия от психотравмы. Поэтому ранняя логопедическая помощь строится с учетом заключения врача-психотерапевта.

    Устранение заикания у дошкольников – абсолютно реальная задача! Все симптомы расстройства темпа и плавности можно убрать полностью. Гарантией успеха будет своевременное обращение к психотерапевту. Не доверяйте здоровье своего ребенка людям, которые не имеют специализации в речевой патологии, не имеют достаточного опыта и стажа в своей профессии. К сожалению и монотерапия малоэффективна, отдельная логопедическая коррекция не приведет к успеху, без участия врача-психотерапевта. И врач бессилен, если не подключается к лечению логопед.
    Алгоритм обращения за помощью при заикании у дошкольников следующий:

  • консультация врача-психотерапевта
  • консультация логопеда
  • спектр диагностических процедур, при необходимости
  • Невролог на этапе преодоления заикания у дошкольников не всегда целесообразен. Так как преодолевается заикание у дошкольников коррекционной работой.

    Преодоление заикания у дошкольников – это последовательная дидактическая работа, не требующая приема серьезных лекарств.

    Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания при заикании выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания; укороченный речевой выдох; несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

    Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы.

    1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (формирование длительного выдоха через рот).
    2. Формирование длительного фонационного выдоха.
    3. Формирование речевого выдоха.

    Учитывая, что у заикающихся людей отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения.

    Дыхательную гимнастику подбирает грамотный специалист, который учитывает клиническую картину и возраст заикающегося человека, выраженность симптома, степень тяжести заикания. Дыхательная гимнастика при заикании — это ряд последовательных упражнений, верно подобранных, и терапевтического эффекта можно добиться только понимая анатомию и физиологию речевого аппарата.

    Дыхательная гимнастика при заикании — занимательная терапевтическая процедура только в руках профессионала. Не занимайтесь самолечением! Часто это приводит к нежелательным побЗаикание — расстройство речи, при котором нарушена ее плавность, возникают непроизвольные задержки произнесения отдельных звуков и слогов или их повторения.

    kristall-deti.ru

    Заикание – это нарушение речи, при котором появляется многократное повторение определенных звуков, их удлинение, паузы в словах, общая нерешительность и неритмичность речи. Проблема данного нарушения речи стоит достаточно остро, особенно в последние десятилетия.

    Заикание можно разделить на два типа. Первый – это врождённое поражение мозговых центров, которые образуют сложную цепочку передачи импульсов на речевой аппарат или приобретённое вследствие перенесённых серьёзных нейроинфекций. Заикание этого типа лечению не поддаётся.

    Второй тип заикания обусловлен внешними факторами воздействия на ребёнка. Резко возросший объём информации порой создаёт элементарную перегрузку мозга и, как следствие этого, нарушается передача нервных импульсов от одного мозгового центра к другому и выход на воспроизведение слов получается несколько хаотичным. Без своевременного лечения это не проходит само по себе, в том числе во время подросткового периода и после него.

    Выделяют три вида заикания:

  • Тоническое, при котором некоторые звуки слишком растягиваются или появляются паузы между словами;
  • Клоническое, при котором отдельные элементы (звуки или слоги)могут многократно повторяться;
  • Смешанное, которое сочетает в себе как паузы, так и повторение отдельных слогов.

Заикание может сочетаться с нарушением речевой моторики в целом, с различными невротическими реакциями, несколько более медленным речевым и общим развитием ребенка.

Дефекты речи могут отсутствовать в спокойной привычной обстановке, но появляться при стрессе, испуге, разговоре с незнакомом человеком, при публичном выступлении и других волнующих обстоятельствах.

Клиника «БИОСФЕРА» напоминает: чем раньше Вы обратитесь за помощью к специалисту, тем больше шансов сохранить здоровье и снизить риск развития осложнений:

Без своевременного лечения заикание не проходит само по себе, в том числе во время подросткового периода и после него, а наоборот, имеет свойство усугубляться. Ребенку (или взрослому), становится все труднее начинать разговор, произносить слова. Заикание, которое имеет невротическую природу, имеет свойство погружать больного в замкнутый круг причины и следствия — факт заикания заставляет человека нервничать, а нервничая, человек сильнее заикается.

Осложнения

Расстройства такого рода, как заикание, препятствуют нормальному социальному общению ребенка (или взрослого), снижают его самооценку. У взрослых оно может мешать успешной карьере и семейной жизни. Это, в свою очередь, является предпосылкой для развития:

Эффективность лечения обусловлена в таких случаях нормализацией функционирования мозговых центров. В интегративной медицине это достигается посредством транскраниальной электростимуляции мозга, при которой идёт непосредственное действие на клетки мозга, и в сочетании с психотерапевтическим воздействием носит не временный, а постоянный характер, в отличие от лекарственных средств. Остеопатические приемы с помощью устранения напряжения тканей в области черепа (кости черепа, мозговые оболочки), восстановления кровотока и ликворотока также дают ощутимый результат.

Процесс полного излечения может занимать от нескольких месяцев до одного года, но результат остаётся на всю жизнь.

biosfere.ru

Детское заикание: причины, формы и лечение

Заикание– это нарушение речи, проявляющееся в частом повторении слов, слогов или звуков и/или частыми паузами между ними. При заикании характерен также разрыв плавного ритма речи. С подобным дефектом следует обращаться к соответствующим специалистам для предотвращения проблем адаптации ребенка в социуме в дальнейшем. Такими специалистами обычно являются детские неврологи, логопед и психолог. Эксперты в тандеме разрабатывают стратегию лечения заикания у детей.

Краткое описание

Опасность. По поводу серьезности заболевания врачи не сходятся в едином мнении. Одни считают подобный дефект нормальным проявлением на фоне общего развития ребенка, другие говорят об органическом поражении мозга. Поражение могло возникнуть еще как во время беременности и родов, так и в детском возрасте без проявления симптоматики.
Последствия. В результате заикания может развиться социофобия – страх публичных выступлений. Даже владея знаниями и умением кратко и четко излагать мысли, ребенок чувствует растерянность при виде публики, и не может выступить перед ней. Это грозит замкнутостью, нерешительностью и отстраненностью от социума в дальнейшем.

Группа риска. Очень часто заикание наблюдается у детей от 4 до 5 лет, в особенности – у мальчиков.

Причины детского заикание

К наиболее частым относят следующие причины:

  • ощущение тревоги;
  • трудности при коммуникации с другими детьми и взрослыми;
  • чувство страха;
  • пребывание в одиночестве и так далее;
  • наследственность (ориентировочно у 19% больных);
  • *психологическая травма: испуг, конфликт и проч.
  • *Психологическая травма провоцирует психогенное заикание. Важно, что у более чем 90% пациентов такой дефект – временный, и проходит без вмешательства специалистов.

    Лечение

    Тактика лечения подбирается индивидуально для каждого ребенка в зависимости от причины заикания.

  • Если заикание не провоцировано психологической травмой, то назначается курс препаратов. Медикаменты способны нормализовать работу головного мозга, уменьшить чересчур завышенный мышечный тонус, расслабить мускулатуру. Кроме того, рекомендуются занятия с логопедом. Лечение заикания у детей проводится именно таким образом: прием медикаментов сопровождается уроками с логопедом. Такой комплексный подход поможет быстро и эффективно вылечить недуг.
    • Если заикание вызвано стрессом и иными психотравмами, то необходим курс психотерапии. Он ориентирован на вызывание релаксирующего эффекта. Допустимы формы семейной или групповой психотерапии.
    • Какое бы лечение ни назначил эксперт, важно четко следовать всем инструкциям.

      Меры предосторожности

      Ни в коем случае нельзя полагаться на самолечение. Родители не могут провести экспертную диагностику и выдать профессиональное заключение по типу и форме заикания. А именно от этих данных зависит курс выздоровления. Более того, заикание может быть симптомом другой, еще более серьезной и опасной болезни. Например, признаком невроза, шизофрении или умственной отсталости. Поэтому самостоятельные попытки устранить дефект речи обречены на провал, и могут только усугубить ситуацию.

      Профилактика

      Во время беременности. Профилактика, как ни странно, связана с протеканием беременности. Будущая мамочка должна строго соблюдать рекомендации своего гинеколога. Тем самым, риск возникновения и развития самых разных заболеваний у малыша, резко уменьшается.

      После родов. В первую очередь нужно оградить детей от негативных и конфликтных ситуаций в семье. Теплая и дружелюбная атмосфера, внимание к детям и обеспечение их безопасности от вредной информации (фильмы ужасов, жестокие игры на компьютере и гаджетах и так далее).

      После выздоровления. Важно, чтобы по истечении курса лечения наблюдение лечащего врача не прекращалось. Периодически стоит проходить осмотры у эксперта. Иногда рекомендована семейная психотерапия. С ее помощью возможно восстановить нормальный психологический климат в семье, а значит обеспечить профилактику заболевания.

      www.medprofi39.ru

      Заикание. Причины, симптомы и лечение заикания

      Заикание – нарушение ритма и плавности речи, характеризующееся повторением букв, слогов или слов.

      Заикание возникает в результате возникающих судорог мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти). Иногда к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей. В тоже время, интересным фактом является то, что люди с заиканием спокойно поют.

      Заикание, чаще всего, возникает у детей, возрастом от 2 до 5 лет. У мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

      Очень важно вовремя заметить первые признаки заикания и сразу же обратиться к логопеду.

      Первыми признаками заикания является протягивание слов, повторение букв или слогов. Проявляется нервозность. Иногда малыш вовсе замолкает, и это его очень расстраивает. Если с заиканием не бороться, то наивысшего пика эта дисфункция речевого аппарата достигает в юности, а к 30 годам и дальше — затихает.

      Заикание. МКБ

      МКБ-10: F98.5
      МКБ-9: 307.0

      Причины заикания

      Рассмотрим причины заикания более подробно.

      Заикание возникает:

      1. У детей с дефектом нервной системы (неврозоподобное заикание):

      — наследственная предрасположенность;
      — травма при родах;
      — тяжелая беременность матери;
      — болезненность в первые годы жизни.

      Такие детки внешне абсолютно здоровы. Но, при обследовании, могут обнаружить повышенное внутричерепное давление и повышенную судорожную готовность.

      2. У детей со здоровой нервной системой:

      — после неврозов, вызванных стрессами и переутомлением, после испуга или сильного расстройства, потрясения;

      Такому подвержены впечатлительные детки. Им не стоит смотреть фильмы, которые могут испугать. Не стоит их заставлять много учиться, а плохие новости рассказывать аккуратно. Такого типа заикание усиливается, когда ребенок волнуется.

      Другие причины заикания

      Бывают, случаи, когда ребенок хочет кому-то подражать, после чего он начинает заикаться;

      Заикание также может возникнуть, если ребенка насильно переучить из левши в правшу.

      Симптомы заикания

      Если ребенок колеблется перед началом речи, повторяет слова или запинается – это еще не значит, что он заикается. В этом случае стоит присмотреться и понаблюдать за ним. Многие детки просто слишком торопятся что-то сказать и не успевают за собой выразить свою мысль правильно. Такая речь в возрасте 2-7 лет относиться к норме.

      Но, если такая речь постоянно и сопровождается тревогой, напряжением и избеганием речи – то это может указывать на начальную стадию заикания.

      Симптомы заикания:

      — частые повторы слов, слогов или букв;
      — протяжные звуки;
      — избегание общения;
      — частое пребывание в расстроенном состоянии;
      — напряженные мышцы лица и шеи;
      — относительная слабость воли;
      — страх говорить в присутствии определённых людей или в обществе;
      — резкие подъемы громкости голоса.

      Осложнения заикания

      Наличие заикания может вынудить человека избегать разговоров, в результате чего, у него сужается круг общения, и как следствие — общего развития. Может возникнуть мнительность, напряженность, настороженность, чувство неполноценности, раздражительность, пугливость, которые приводят к еще большему усугублению заикания.

      Также, заикание может привести к снижению успеваемости в учебе, помешать в выборе профессии, карьерном росте, создании семьи, т.к. заикающийся человек, или как таких людей часто называют – «заика», с годами становится стеснительным и замкнутым.

      Диагностика заикания

      Диагноз «заикание» ставят, если симптомы длятся более 3 месяцев.

      Среди методов диагностики заикания различают:

      Лечение заикания

      Как избавится от заикания? Лечение заикания включает в себя соблюдение следующих мероприятий:

      1. При первых признаках заикания, в ребенке необходимо воспитывать уверенность и сознательное стремление преодолеть этот недостаток.
      2. Разговаривайте с ребенком плавно, спокойно, выговаривайте внятно слова.
      3. Никогда не перебивайте ребенка, всегда давайте ему возможность выговориться.
      4. Приучите ребенка управлять темпом речи, избегать ускорений и говорить на выдохе, а не на вдохе.

      5. Научите говорить слова чуть замедленно, но не монотонно.
      6. Регулярно общайтесь с ребенком, задавайте вопросы, пусть он Вам постоянно что-то рассказывает. Но сначала, делайте это только в узком, семейном кругу, а по мере успеха, расширяйте круг «посвященных».
      7. Никогда не заставляйте ребёнка говорить или читать, когда ему не комфортно, т.к. в этой ситуации заикание может только усилиться.
      8. Во время разговора смотрите ребенку в глаза и при его заикании ни в коем случае не показывайте, что Вы расстроены, не отводите глаз.
      9. Следите за речью ребенка, исполняйте все вышеперечисленные рекомендации, но не переусердствуйте с контролем.

      Другие методы лечения заикания

      Невротическое заикание хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Лечение включает в себя коллективную игровую психотерапию и логопедическую ритмику. Также для лечения заикания назначают физиотерапию, общий массаж и логопедический массаж.

      Главным приемом лечения заикания считается замедленная ритмизированная речь. Существуют также специальные устройства для людей с проблемой заикания, которые отбивают ритм и помогают координировать речь.

      Советую ни в коем случае не обращаться и не водить ребенка к бабкам, дедкам, различным экстрасенсам и поддавать их гипнозу. Лучше делайте все от Вас зависящее и молитесь Богу, Он сотворил нас, и Ему нет ничего невозможного!

      Будьте здоровы. 🙂

      К какому врачу обратиться при заикании?

      Заикание — видео

      medicina.dobro-est.com

      Особенности детей с заиканием

      2 — 4 года — возраст, наиболее опасный с точки зрения возможности возникновения этой речевой патологии. В это время у ребенка только формируется речь, и диагностировать у него появившееся заикание не так просто. Если малыш, разговаривая, начинает «спотыкаться», повторять слоги (причем часто не в начале, как принято считать, а в конце слова: «я хочу-чу-чу»), делать нелогичные паузы, говорить на вдохе или с прерывающимся выдохом — покажите его специалисту, хорошо знающему особенности развития детей с заиканием. Крайне важно не пропустить начало нарушения — в первой стадии оно хорошо поддается коррекции.

      Физические проявления заикания у ребенка

      Физические особенности детей с заиканием проявляются речевыми судорогами. Во время разговора возникает спазм мышц артикуляционного, дыхательного или голосового аппарата (губы, язык, голосовые связки и т.д.), длящийся от долей секунды до 1 — 1,5 минут. Не исключены и другие симптомы со стороны ЦНС: нервный тик, вздрагивание, нарушения моторики, скованность, дискоординация, холодный пот и т.д.

      Характерное для заикания явление — двигательные уловки: ребенок прибегает к движениям, которые помогают ему скрыть запинки или облегчить речь. Когда заикающийся говорит, он может шмыгать носом, топтаться с ноги на ногу, сжимать кулаки, топать ногой, стучать, стараясь преодолеть спазм и т.д. Со временем закрепляется стойкая взаимосвязь между вспомогательным движением и речевым высказыванием: одно без другого не получается.

      Особенности речевого поведения у заикающихся детей

      Заподозрить у ребенка заикание на начальном этапе позволяют следующие признаки:

    • лишние звуки перед словами;
    • повторяющиеся слоги и слова;
    • паузы в середине слова;
    • заминка в начале фразы;
    • речь на вдохе;
    • речь с прерывистым выдохом.
    • Что делать, если ребенок начал заикаться? Как можно быстрее обратитесь к психоневрологу и логопеду. На первой стадии ребенок еще не понимает, что с его речью что-то не так. Пока у него нет фиксации на дефекте, шансы исправить заикание составляют более 90%.

      Чем больше «стаж» нарушения, тем больше заметны особенности речевого развития у детей с заиканием. Ребенок понимает, что его речь не такая, как у всех, и начинает стесняться своего дефекта. Для маскировки заикания дети стараются избегать «трудных» звуков, используют речевые уловки. «Лишние» слова, звуки и фразы («э», «ну», «вот» и т.д.) становятся постоянным спутником речи заикающегося ребенка. Это — его «палочка-выручалочка», помогающая начать фразу и скрыть недостаток.

      Психолого-социальные особенности детей с заиканием

      С возрастом психологические особенности и проблемы детей с заиканием усугубляются: ребенок стыдится своего дефекта, старается меньше общаться, избегает публичных выступлений. Опасение, что его не поймут, формирует страх речи и неуверенность в себе.

      Встречается особо болезненная фиксация на заикании — психологическая особенность детей, особенно подростков. Ребенок слишком зациклен на своей проблеме: его преследуют жгучий стыд, переживания о некрасивой речи, мнительность, ощущение неполноценности.

      Особенности общения заикающихся детей

      У ребенка при заикании неизбежно формируются особенности общения. Обидчивость, плаксивость, замкнутость, упрямство — нередкие спутники дефекта речи у детей. От собеседников требуются спокойствие, четкая правильная речь, доброжелательные интонации, мягкая настойчивость. Это обусловлено особенностями поведения ребенка при заикании: во время диалога он проявляет настороженность, склонен к негативной оценке жестов и мимики, а это увеличивает нервозность и частоту речевых ошибок.

      Специалисты Центра коррекции речи «Арлилия» в своей работе проявляют индивидуальный подход к каждому пациенту. Методика, созданная профессором Л.З. Арутюнян, учитывает все особенности общения и психологии детей с заиканием. Занятия проводятся как в мини-группах (не более 3-х человек), так и персонально, в зависимости от потребностей ребенка.

      В процессе лечения маленькие пациенты осваивают плавную речь и уверенно применяют этот навык вне стен Центра — благодаря целенаправленному развитию активного речевого поведения. По окончании курса ребенок в течение года получает квалифицированную поддержку для закрепления результатов терапии.

      www.arlilia.ru