Определение психологии стресса

Психология стресса

Такое научное понятие как стресс впервые обосновал канадский эндокринолог Ганс Селье (1907-1982). Он выяснил механизмы и причины данного явления, а также указал симптомы, которые в результате этого возникают в живых организмах. В принципе, подобное состояние напрямую зависит от психики. То есть можно утверждать, что существует некая психология стресса, которая и вызывает определённые химические процессы в недрах всего живого.

Эти процессы заключаются в том, что все млекопитающие, и человек в том числе, реагируют на нестандартную ситуацию определённым образом. При этом железы внутренней секреции, такие как гипофиз, который расположен под самым мозгом, начинают вырабатывать гормоны. Они, в свою очередь, стимулируют надпочечники. Механизм, посредством которого стимулирующий сигнал от стрессового участка, скажем, от перевозбуждённого мозга, передаётся в железы внутренней секреции, изучен в наши дни очень хорошо.

Многие считают, что условия, способствующие возникновению стрессового состояния, в основной своей массе появились в XX веке. Малую толику составляют лишь ожоги, переломы, какие-то раны. Львиная же доля приходится на отрицательные эмоции. Возникают они в результате стремительного темпа жизни, финансовых, производственных и межличностных отношений. То есть их порождают достижения человеческой цивилизации. А вот во времена пещерного человека ничего подобного не наблюдалось.

То есть жившие в древности люди не боялись угрозы атомного оружия, не следили с тревогой за состоянием биржи, а поэтому спали спокойно и безмятежно. Но тут надо учитывать, что тысячи лет назад людей одолевали совсем другие заботы. Например, они боялись быть съеденными медведями или львами. Поэтому можно утверждать, что современный человек испытывает отрицательные эмоции не чаще, чем его далёкие предки.

Получается, что сотни веков люди живут в состоянии страха и нервного расстройства. То есть стресс является нормальной деятельностью человеческого организма. Он присущ каждому и выполняет определённые защитные функции. Иными словами, спасает живых от верной смерти. Ведь волнения, страх и переживания являются производными от инстинкта самосохранения. А если человек будет спокоен и безмятежен в смертельно опасной ситуации, то быстро погибнет.

Это одна сторона стрессового состояния. Но тут также нужно учитывать, что чрезмерные волнения может порождать не только опасность, но и какое-то хорошее знаменательное событие. Например, защита дипломного проекта, победа в олимпийском чемпионате, триумф артиста, получающего «Оскар», большое наследство, неожиданно свалившееся на голову. Всё это заставляет организм испытывать огромные нервные нагрузки. Даже бывает, что люди умирают от счастья, а вот от страха подобное случается на 2 порядка реже.

Таким образом, видно, что психология стресса может носить самые разные черты. При этом замечено, что мужчины и женщины в равной степени подвержены возбуждённому состоянию, которое, как считается, негативно воздействует на психику и различные органы человеческого тела.

Нужно заметить, что в прежние времена женский стресс носил несколько иной характер и во многом отличался от мужского. За последние же 100 лет он приобрёл много черт, схожих с теми, которые присущи сильной половине человечества. Объясняется это тем, что женщины овладели профессиями, которые с испокон веков считались чисто мужскими.

Как следствие, стали возникать и схожие заболевания. Это гипертония, инфаркт, язвенные болезни, инсульт. Равенство с сильным полом во всём – это, конечно, хорошо. Но за него приходится расплачиваться своим здоровьем.

С медицинской точки зрения стресс определяется как неспецифическая реакция организма на физическое, психологическое или социальное воздействие. Однако не всегда можно сразу определить, что в работе организма произошёл сбой. Об этом может рассказать кровяное давление, содержание гормонов, электрическая активность мозга. Но тут необходимо соответствующее медицинское оборудование.

Но и сам человек может легко проконтролировать своё состояние. На нервную возбудимость укажет учащённый пульс, повышенная потливость, раздражительность, бессонница. Нередко у человека пропадает способность сосредотачиваться и концентрировать на чём-то своё внимание. В то же время надо учитывать, что стресс стрессу рознь. Это как температура тела. Бывает 36, 38, а бывает и 40.

Психология стресса всегда базируется на биологической основе. Человека пытаются заставить бежать со скоростью рысака. Но у него это не получается, потому что по своей природе он не способен на такие скорости. Так же бесполезно требовать от «человека-черепахи» побед на «скачках жизни» только потому, что их одерживал его отец, а до него – дед. Если у человека нет способностей, то нужно оставить его в покое. Черепаху невозможно превратить в рысака.

Подобные ситуации и порождают разлад в психике, а это сказывается на физическом состоянии. Но только в том случае, если стресс продолжается длительное время. Вот тогда и возникают гипертония, сердечно-сосудистые болезни, психические расстройства. Всё это типично стрессовые недуги.

Они способны сократить жизнь. А старение есть ни что иное, как сумма всех «шрамов», оставленных стрессовыми ситуациями, которым подвергался человек в течение жизни.

Но избежать негативных воздействий на психику невозможно, так как судьбы людей очень многообразны. В них происходит множество самых различных событий, и уберечь себя от негатива или чрезмерного позитива нельзя. Зато можно значительно сократить количество нежелательных ситуаций. А достичь этого можно, лишь пересмотрев свою жизненную позицию.

В основе большинства длительных стрессовых ситуаций лежит недовольство своей жизнью. Поэтому каждый должен заниматься тем, что ему нравится. Тем, на что он способен, и в том темпе, который присущ лишь ему. Если ты по своей сути черепаха, то и будь ей, а не стремись изображать из себя рысака. Именно подобные потуги и действуют убийственно на психику. Человек старается казаться не тем, кем он является на самом деле. А подлинную сущность переделать невозможно. Отсюда начинается разлад с самим собой, а заканчивается тяжелейшей депрессией.

Очень часто люди не хотят знать предела своих возможностей. В природе в этом отношении всё проще. Сокол – это сокол, а уж – это уж. И змея никогда не мечтает летать, потому что чётко осознаёт свои физические данные. А родившийся «ужом» человек стремится стать «соколом». Но он им никогда не станет, так как не имеет для этого соответствующих физических и психологических данных.

Психология стресса проистекает из нежелания понять очевидное. Это питательная среда для зависти и ненависти. А они, как известно, не способствуют душевному равновесию. Живите в гармонии с собой, чётко знайте свои возможности, найдите свою нишу, и тогда жизнь станет совсем другой. В ней не останется места для негативных эмоций, а стрессовые болезни никогда не потревожат вас.

www.factruz.ru

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД

Глава 9. Профилактика психологических перегрузок и основы психокоррекции

Характер, объем и динамика оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел определяются условиями оперативной обстановки. Они могут быть обычными, т.е. соответствующими повседневному режиму функционирования, и экстремальными, которые характеризуются наличием чрезвычайных происшествий, ситуаций или обстоятельств.

В экстремальных условиях существует вероятность высокой динамики развития общей и частной обстановки, морального и психологического напряжения, наличия других дезорганизирующих факторов.

Сложность решаемых задач, сокращенность временных резервов, повышенные параметры морально-психологической и физической нагрузок на руководящий и личный состав, ограниченность сил и средств в экстремальных условиях требуют от сотрудников высокой морально-психологической устойчивости.

§ 1. Понятие стресса, модель стресса

Слово «стресс» первоначально использовалось в физике. Оно означает напряжение, давление на систему. В гуманитарных науках оно означает возбуждение, напряжение, которое испытывает человек. Оптимальное количество напряжения полезно для человека. Слишком высокий уровень напряжения оказывает на человека негативное влияние.

Стресс – нежелательная физическая, психическая и психоэмоциональная реакция, вызванная ситуацией, с которой человек не справляется успешно или полагает, что не сможет справиться успешно. В этом определении акцент сделан на словах «нежелательная реакция».

Можно представить некую модель стресса, т.е. составляющие компоненты стрессовой ситуации.

Понятия «стресс» и «психическая напряженность» употребляются как синонимы при характеристике психической деятельности человека в сложных условиях.

Общий адаптационный синдром. Обнаружено, что реакции человека на продолжительное или непродолжительное суровое испытание протекают по одному шаблону: сначала он ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести не в состоянии. Он не знает, что эта трехфазная реакция – общий закон поведения живых существ, столкнувшихся с изнуряющей задачей. Г. Селье назвал эту реакцию общим адаптационным синдромом (ОАС) 1 . ОАС – совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (рис. 3).

В развитии адаптационного синдрома выделяются три стадии:

1) «стадия тревоги» продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы – шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма;

2) стадия сопротивляемости – устойчивость организма к различным воздействиям повышена.

3) стадия истощения, которая может окончиться гибелью организма.

Рис. 3. Модель общего адаптационного синдрома

Когда запасы адаптационной энергии иссякают, наступает старость. В организме, как в цепи, рвется слабейшее звено, хотя все звенья находятся под нагрузкой.

Даже при первых признаках развития стресса – повышенной раздражительности и утомляемости, неуверенности в себе, плохом настроении, поверхностном сне или бессоннице – необходимо провести стрессотерапию.

Границей, отделяющей обычные условия от измененных, мы считаем такие ситуации, в которых под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечить адекватное отражение и регуляторную деятельность человека.

В этих случаях происходит «прорыв» адаптационного барьера, «ломка» динамических стереотипов, сложившихся в процессе онтогенеза, и наступает психическая адаптация или кризис. Психическая дезадаптация в экстремальных условиях проявляется в нарушениях восприятия пространства и времени, появлении необычных психических состояний и сопровождается выраженными вегетативными реакциями.

При возвращении человека из необычных в обычные условия жизни динамические стереотипы, сложившиеся в экстремальных условиях, разрушаются, возникает необходимость восстановить прежние стереотипы, т.е. реадаптироваться. Лишение любимой работы, хотя бы временное, тоже может быть причиной стресса.

Остаточный стресс. Каждый раз, когда человек находится в состоянии борьбы / бегства, организм производит дополнительные гормоны. Они дают организму дополнительную энергию, которая в большинстве случаев не бывает использована и должна быть трансформирована в кислоты. Последние должны быть выведены из организма (нормально, когда в течение сна организм очищается). Лучшее физиологическое состояние для организма – организм расходует эти кислоты. Но если организм не успевает их расходовать, то появляется остаточный стресс. Чтобы понять сущность остаточного стресса для индивида, лучше всего описать его с точки зрения различных фаз функционирования человека.

Функционирование жизнедеятельности организма можно изобразить в системе двух координат: продуктивность и возбуждение. Человеческая деятельность начинается тогда, когда появляется возбуждение. Малое возбуждение вызывает у человека здоровое напряжение. Продуктивность при этом низкая, но дела идут хорошо – организм функционирует нормально. Когда возбуждение увеличивается и достигает оптимума для определенного человека, он испытывает состояние здорового утомления – устал, но может еще что-то делать при этой усталости. Если человеку, находящемуся в состоянии здорового утомления, предъявляются дополнительные требования, вынуждающие увеличить его продуктивность, возбуждение увеличивается, но продуктивность не возрастает, а уменьшается, и организм истощается.

Истощение – это состояние, когда человек устал и ничего не может с этим сделать. Могут возникать нарушения сна, трудности с принятием решений, допускается много ошибок, снижается иммунитет.

Следующая ступень – полный упадок, и это может иметь различные формы (сердечный приступ, перенапряжение).

Цель реакции борьба / бегство – выживание организма.

Человеческое существо может получить угрозу на физическом или психологическом уровне. Организм не делает различий между физической или психологической угрозой.

Когда мы подвергаемся физической угрозе, то закономерно возникает реакция борьбы / бегства, и она является положительной. Организм заряжается энергией, мышление блокируется, и выбор решения происходит на эмоциональном уровне. Эмоциональная и энергетическая разрядка будут ощущаться как освобождение.

Когда кто-то получает психологическую угрозу и реагирует по схеме борьба / бегство – это не адекватная реакция. Тело перегружено энергией, которая не нужна в этой ситуации: мышление будет блокировано, а в случае психологической угрозы вы будете нуждаться больше в силе ума; эмоции возьмут верх, но они будут подавляться, потому что в нашей культуре эмоциональный взрыв рассматривается как свидетельство слабости.

Реакция борьба / бегство, возникающая в ситуации психологической угрозы, приводит к парадоксу – программа выживания в конце концов будет угрожать выживанию.

Стрессоры. Стрессорами называется все то, что переживается как угроза.

В случае физической угрозы имеются три варианта проявления стрессоров:

  • агрессор, угрожающий физически;
  • ситуации, когда на работе человек находится под действием перегрузок;
  • неожиданное нападение.
  • В случае психической угрозы также может быть три варианта проявления стрессоров:

    1. угроза собственному «я», когда установки, роли, образы, с которыми мы себя идентифицируем, подвергаются угрозам;
    2. боязнь, что наши потребности снизятся или не будут удовлетворены полностью;
    3. переживание прошлого опыта, в котором человек получил травму. Человеческий мозг не делает различий между реальной травмой и прошлой травмой, которая заново переживается в уме. В обоих случаях организм реагирует по формуле борьба / бегство. В случае с травматическим стрессом личность и после травмы продолжает переживать опыт прошлого, находящийся в памяти. Мы смотрим на жизнь сквозь призму нашего прошлого опыта, которым окрашено настоящее.
    4. В результате ряда исследований установлено, что воздействие экстремальных факторов вызывает различные реакции в организме в зависимости от индивидуальных характеристик. Выявлено четыре типа таких реакций:

      1-й тип («усиление»). Под влиянием экстремальной ситуации происходит усиление психических и двигательных функций человека. При этом мыслительные процессы протекают четко, решение принимаются быстро и правильно, движения скоординированы и последовательны. Эти изменения протекают на фоне преимущественного тонуса симпатической нервной системы.

      2-й тип («диссоциация»). Эмоциональные реакции в экстремальных ситуациях сопровождаются разнообразными изменениями психических и двигательных функций, возникает усиление или ослабление некоторых психических процессов. Функции не нарушаются полностью, лишь поддаются воздействию и влиянию. В этом случае вовремя поданная команда, совет, поддержка оказывают большое положительное влияние и помогают правильно действовать в экстремальной ситуации. Изменения психических и двигательных функций также протекают на фоне преимущества тонуса симпатической нервной системы, хотя отчетливо проявляется влияние парасимпатической нервной системы.

      3-й тип («паническая реакция»). Эмоциональные реакции, возникающие в экстремальных ситуациях, сопровождаются торможением психических функций при значительном возбуждении двигательных. Внимание сконцентрировано на некоторых деталях обстановки, одном действии. Значительно снижены мыслительные процессы. Повышается тонус парасимпатической нервной системы.

      4-й тип («торможение»). Возникающее эмоциональное состояние сопровождается резким торможением как психических, так и двигательных функций. Человек заторможен или совершает неосознанно какое-либо одно действие. Эти изменения, как и при 3-ем типе реакций, протекают на фоне подавляющего преимущества тонуса парасимпатической нервной системы.

      Люди с разной силой нервной системы по-разному реагируют на стрессовые ситуации.

      Пока еще не существует лабораторных методов диагностики стресса. Рекомендуется проанализировать реакции собственного организма на стрессоры и сделать первый шаг на пути к преодолению стресса.

      Лишь сознательная оценка способна перевести эмоциональные сигналы в сферу рациональную, что дает возможность достичь психосоматического равновесия и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

      Признаки стрессового напряжения:

    5. Невозможность сосредоточиться на чем-то.
    6. Частые ошибки на работе.
    7. Ухудшение памяти.
    8. Частое возникновение чувства усталости.
    9. Очень быстрая речь.
    10. Мысли часто улетучиваются.
    11. Часто возникают боли (головы, спины, желудка и т.п.).
    12. Повышенная возбудимость.
    13. Работа не доставляет прежней радости.
    14. Потеря чувства юмора.
    15. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
    16. Пристрастие к алкогольным напиткам.
    17. Постоянное ощущение недоедания.
    18. Пропадает аппетит.
    19. Невозможность вовремя закончить работу.
    20. Причины стрессового напряжения:

    21. Мы делаем не то, что хотим, а то, что нужно и не входит в наши обязанности.
    22. Постоянная нехватка времени.
    23. Нас кто-то или что-то постоянно подгоняет.
    24. Нам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого–то внутреннего напряжения.
    25. Постоянное желание поспать.
    26. Очень много курим.
    27. Употребляем алкоголя больше, чем обычно.
    28. Нам почти ничего не нравится.
    29. Постоянные конфликты в семье.
    30. Ощущение неудовлетворенности жизнью.
    31. Влезаем в долги и даже не знаем, как с ними расплатиться.
    32. Появление комплекса неполноценности.
    33. Нежелание поговорить с кем-то о своих проблемах.
    34. Не чувствуем уважения к себе ни дома, ни на работе.

    Для того чтобы попытаться выяснить причины стресса, нужно найти зависимость между стрессом и вызывающими его импульсами.

    1 См.: Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

    yurpsy.com

    Психологический стресс

    Понятие психологического стресса

    Термин «стресс» (от английского stress — давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

    В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определятся как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относится к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и Кэннон и Селье употребляли этот термин. Функцией этих физиологических реакций, вероятно, является поддержание поведенческих действий и психических процессов по определению этого состояния.

    В связи с отсутствием общей теории стресса нет общепринятого его определения. Р. Лазарус также отмечал, что различные представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу.

    Для пояснения понятия стресса Лазарус сформулировал два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, ели при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы — например, процесс оценки угрозы. Во-вторых, стрессовая реакция может быть понята только с учетом защитных процессов, порождаемых угрозой, — физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней психологической структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с этой угрозой. Характер стрессовой реакции причинно связан с психологической структурой личности, взаимодействующий с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты.

    Следствием неоднозначности трактовки понятия «стресс», отягощенности его медико-биологическими и односторонним психологическими представлениями явилось то, что некоторые отечественные авторы этому понятию предпочитают другое понятие — «психическая напряженность».

    Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяется выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.

    В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположенное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и другие. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.

    Однако, по мнению Н.И. Наенко, эти понятия фактически не дифференцированы между собой, удельный вес эмоционального компонента в состояниях психической напряженности неодинаков и, следовательно, можно заключить о неправомерности сведения последней к эмоциональным формам. Это мнение разделяют и другими исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение», как родовое по отношению к понятию «эмоциональное напряжение».

    Простого указания на обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической напряженности недостаточно для понимания их места в структуре соответствующих состояний. В работе Наенко раскрывается их роль в отражении условий, в которых совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой деятельности.

    В психологической структуре психической напряженности особая роль принадлежит мотивационным и эмоциональным компонентам. Автором в теоретико-экспериментальных исследованиях обоснована целесообразность разделения понятия психическая напряженность на два вида — операциональную и эмоциональную. Первый вид определяется процессуальным мотивом деятельности, который либо совпадает с ее целью, либо находится в близких с ней отношениях. Он характеризуется тесной связью объективного и субъективного содержания деятельности. Второй вид (эмоциональная напряженность) обусловливается доминирующим мотивом самоутверждения в деятельности, который резко расходится с ее целью и сопровождается эмоциональными переживаниями, оценочным отношением к деятельности.

    Анализ работ исследователей, изучавших состояние психической напряженности, позволяет определить его как неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней. [Занковский А.Н. Психическая напряженность как свойство личности., 1989 по 2]

    Требуется обратить внимание на тот факт, что четкого смыслового и феноменального разграничения понятий «психологический стресс» и «психическая напряженность» исследователи не приводят. Более того, подавляющее их большинство эти понятия употребляют как синонимы, характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности.

    В ряде случаев предпринимаются попытки «развести» значения этих терминов по характеристике степени выраженности этих состояний: стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности, которая в свою очередь используется для обозначения состояний, оказывающих сильное и отрицательное влияние на деятельность в отличие от состояния напряжения, которое характеризует повышенное и адекватное условиям функционирование организма и личности.

    Можно предположить, что характер соотношения категорий «мотив — цель» деятельности будет существенно отражаться и в особенностях развития и появления психологического стресса и в этой связи данное понятие является возможно более емким, чем понятие эмоционального стресса.

    Однако до настоящего времени оба эти понятия используются, как правило, в качестве синонимов и оба они не имеют достаточно четкого и тем более однозначного определения.

    Разные исследователи термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах физиологических и психологических границ психоэмоционального напряжения, до состояний на грани патологии, психической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного и повторного эмоционального напряжения.

    Выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее в какой-то мере тому понятию «стресс», которое, по концепции Селье, определяется как общий адаптационный синдром, было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объективный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с позиции их психологической сущности для индивида. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующие развитие эмоциональных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому на ряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс».

    Г.Н. Кассиль, М.Н. Русланова, Л.А. Китаев-Смык и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.

    Ю.Л. Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса — с его порывом. К.И. Погадаев, учитывая ведущую роль ЦНС для формирования общего адаптационного синдрома, определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани. При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмоции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Ранее уже отмечалось, что Лазарус характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. В таком контексте между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции.

    В медицине основной акцент в оценке сущности эмоционального стресса делается не на начальных состояниях, а на конечных фазах эмоционально-стрессового процесса, являющихся патогенетической основой многих заболеваний.

    В явлении эмоционального стресса следует различать:

    — комплекс непосредственных психологических реакций. Который в общей форме можно определить как процесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал «угрозы», состояние дискомфорта, осознание конфликта и т.д.);

    — процесс психологической адаптации к эмоционально-негативному субъективному состоянию;

    — состояние психической дезадаптации, обусловленной эмоциональными для данной личности сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведет к нарушению регуляции поведенческой активности субъекта.

    Каждое из этих трех состояний (они принципиально сближаются с общими фазами развития стресса, но оцениваются по психологическим, а не соматическим проявлениям) сопровождается, по мнению авторов, широким комплексом физиологических сдвигов в организме. Вегетативные, симптоматико-адреналовые и эндокринные корреляты обнаруживаются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и негативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической дезадаптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций дифференцировать эмоцию от эмоционального (психологического) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным.

    В деятельности человека-оператора основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмоционального (психического) состояния на процесс его функциональной активности, на результативность работы. Состояние эмоциональной (психической) напряженности как раз и определяется по возникновению помех этой деятельности, появлению ошибок, отказов и т.д. В период развития непосредственной психологической реакции на экстремальное воздействие возникает больше всего в аварийных ситуаций. На первом этапе стрессовой реакции остро развивающееся эмоциональное возбуждение играет роль дезорганизатора поведения, особенно в том случае, если содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности. Нарушается сложный процесс анализа и плана формирования деятельности, выбора наиболее оптимальной ее стратегии.

    С термином «стресс» связаны и другие понятия, таки как тревога, напряжение и т.п. По утверждению Ч.Д. Спилбергера, состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. Склонность к такого рода эмоциональной реактивности характеризуется как личностная тревожность.

    При описании тревоги как процесса существенным является не только отчетливое разделение понятий стресса и состояния тревоги, но и акцентирование внимания на понятии угрозы как психологической реальности. В свое время C.D. Spielberger предложил использовать термины «стресс» и «угроза» для обозначения различных аспектов временной последовательности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. По мнению автора, понятие «стресс» должно использоваться для соотнесения с условиями-стимулами, порождающими стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторно-поведенческими и физиологическими изменениями. Стресс может пониматься и как промежуточная переменная и в собирательном смысле для отображения всей сферы исследования.

    Термин «стресс» Спилбергером предлагается использовать для обозначения степени распространения или величины объективной опасности, связанной со свойствами раздражителя в данной ситуации. Иначе говоря, термин «стресс» должен использоваться исключительно для обозначения условий окружающей среды, которые характеризуются определенной степенью физической и психологической опасности. Автор признает, что такое определение стресса, очевидно, более ограниченно, но в тоже время более точно, чем то, которое используется в настоящее время.

    В противоположность понятию «стресс», отражающему объективные свойства стимулов, характеризующих ситуацию, термин «угроза» по мнению автора должен использоваться для описания субъективной (феноменологической) оценки индивидом ситуации как заключающей в себе физическую или психологическую опасность для него. Несомненно, оценка ситуации в качестве опасной или угрожающей будет зависеть от индивидуальных различий в способностях, умениях, свойствах личности, а также от специфики личного опыта индивида в переживаниях подобных ситуаций.

    Спилбергер считает, что термин «состояние тревоги» должен использоваться для отражения эмоционального состояния или определенной совокупности реакций, возникающих у индивида, воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную, без относительно к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуации объективная опасность.

    Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления претерпело значительные изменения, связанные как с расширением сферы его применения, так, главным образом, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы — причинности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса. Понятие «стресс» применяется не всегда обосновано, иногда им подменяются другие близкие (но не всегда) по смыслу термины, — например, довольно часто любое эмоциональных напряжение называют стрессом. Неоднозначность понятия стресса приводит к различиям во взглядах на сущность тех или иных психических явлений, несовпадению трактовок изучаемых феноменов, противоречивости полученных данных, отсутствию строгих критериев пи их интерпретации, использованию неадекватных методических приемов исследования и т.д.

    Логика изучения проблемы и расширение сферы проявления стрессовых состояний обуславливают необходимость дальнейшего развития понятийного аппарата в этой области, дифференциации и четкой иерархии основных понятий. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время наряду с понятием «психологический стресс», который, как отмечено выше, некоторыми рассматривается в качестве синонима «эмоционального стресса», все чаще используется дифференцировка этого вида стресса в понятиях «профессиональный», «информационный», «операциональный», «посттравматический» и т.д.

    studbooks.net