Опрос больного с шизофренией

Опрос больного с шизофренией

— «Обследование больного на шизофрению»

Сбор жалоб и анамнестичних данных в пациента

Собрать жалобы в больного на простую форму шизофрении (2 мин).

Собрать жалобы в больного на кататоническую форму шизофрении (2 мин)

Собрать жалобы в больного на гебефреническую форму шизофрении (2 мин)

Собрать анамнез в больного на простую форму шизофрении (2 мин)

Собрать анамнез в больного на параноидную форму шизофрении (2 мин)

Собрать анамнез в больного на кататоническую форму шизофрении (2 мин)

Собрать анамнез в больного на гебефреническую форму шизофрении (2 мин)

Собрать жалобы в больного на параноидную форму шизофрении (2 мин)

Исследовать расщепление психики на первому равные в больного на шизофрению(2 мин) .

Исследовать расщепление психики на второму равные в больного на шизофрению(2 мин) .

Исследовать расщепление психики на третьему равные в больного на шизофрению (2 мин).

Исследовать наличие синдрома Кандинского-Клерамбо (2 мин)

Исследовать наличие качественных нарушений восприятия (2 мин)

Исследовать наличие количественных нарушений восприятия (2 мин)

Исследовать наличие нарушений мышления в больного на шизофрению (2 мин)

Исследовать наличие кататонического синдрома ( кататонический ступор) (2 мин)

Исследовать наличие кататонического синдрома ( кататоническое возбуждение) (2 мин)

Исследовать наличие онейроидного синдрома(2 мин)

Исследовать наличие апато-абулической деформации личности в больного на шизофрению (3 мин)

Исследовать наличие параноидного синдрома в больного на шизофрению (2 мин)

Исследовать наличие парафренного синдрома в больного на шизофрению(2 мин)

Исследовать наличие нарушений эмоций в больного на шизофрению (2 мин)

Исследовать наличие деформации личности у больного на шизофрению (2 мин)

Интерпретация результатов лабораторно-инструментальных методов обследования

Оценить данные экспериментально-психологического исследования в больного на шизофрению (5 мин)

Интерпретация галлюцинаций (истинные, псевдогаллюцинации) (5 мин).

Оценить аминазиново-эозинофильную пробу. (5 мин).

Собрать жалобы у пациента больного на простую форму шизофрении

2. Установление доверительн ы х взаимоотношений (приветливое выражение лица,

Есть ли у вас жалобы на нежелание что-то делать?

Или вам нравится проводить время в одиночестве?

Вам нравится быть наедине с собой, своими мыслями, чем в обществе других людей?

Собрать анамнез у пациента больного на простую форму шизофрении

Есть ли у вас желание что-то делать?

Интересоваться ли вы окружающими событиями так, как интересовались раньше?

Вам нравится быть наедине с собой, своими мыслями, чем в обществе других людей

Собрать жалобы у пациента больного на параноидную форму шизофрении

1. Жалуетесь ли вы на ощущение безосновательной тревоги? (бредовая настороженность)

2. Есть ли у вас ощущение того, что что-то неизбежно должно случиться? (бредовая настороженность)

3. Или есть у вас неприятные ощущения в разных органах, и вы уверенные что-то или кто-то влияет на это? (сенсорный автоматизм)

4. Есть ли у вас ощущение того, что кто-то может читать ваши мысли, или вы можете читать мысли других людей? ( идеаторный автоматизм)

5. Бывает ли у вас неуправляемое течение мыслей, которые мучает вас? ( ментизм )

Собрать анамнез у пациента больного на параноидную форму шизофрении

Есть ли у вас ощущение безосновательной тревоги? (бредовая настороженность)

Есть ли у вас ощущение того, что что-то неизбежно должно случиться? (бредовая настороженность)

Или есть у вас неприятные ощущения в разных органах, и вы уверенные что-то или кто-то влияет на это? (сенсорный автоматизм)

Есть ли у вас ощущение того, что кто-то может читать ваши мысли, или вы можете читать мысли других людей? ( идеаторный автоматизм)

Бывает ли у вас неуправляемое течение мыслей, которые мучают вас? ( ментизм )

Собрать жалобы у пациента больного на кататоническую форму шизофрении

Есть ли у вас жалобы на ощущение мязового и языкового оцепенения? ( палач.ступор )

Собрать анамнез у пациента больного на кататоническую форму шизофрении

Когда проявились первые признаки вашей болезни?

Бывает ли у вас ощущение мязового и языкового оцепенения? ( палач.ступор )

Бывает ли у вас нецеленаправленное сильное возбуждение? (палач. возбуждение)

Были ли у вас в семье люди с похожей болезнью?

Собрать жалобы у пациента больного на гебефреническую форму шизофрении

проявить интерес, уважение и заботливость, соответствующий стиль общения);

Когда проявились первые ознаки вашей болезни?

Собрать анамнез у пациента больного на гебефреническую форму шизофрении

Как проявились первые признаки болезни?

Следует обратить внимание на поведение пациента, отвечает ли она его возраста. Пациент малодоступный контакту. Поведение пациента дурашлива, смешная, детская. Наблюдается розщеплання психики на третьем уровне (когда наступает расщепление психики когда наступает диссоциация психических процессов в сфере психики).

4. Закончить беседу, поблагодарить за общение.

Равные расщепления психики:

1 уровень : расщепление единства между внутренним Я и окружающим миром.

Основным проявлением является нарастающий аутизм, т.е. эмоциональное равнодушие во всем, что не касается аутистического ядра, а также негативизм.

В разговоре необходимо отметить следующие жалобы: «мне все безразлично», «меня на самом деле ничего не обходит», «не ощущаю в себе жизнь», только «пустоту в себе и вокруг себя», «не могу ни любить, ни ненавидеть». Во время беседы обратить внимание на гипомимичность , снижение или потерю чувства юмора, безынициативность, отсутствие планов на будущее, снижение или потерю заинтересованности к родным, друзей, того, что происходит в семье, на работе, в государстве, стереотипии в речи и поведении, отсутствие эмоциональной или какой-то другой реакции на собеседника (не смотрит, не отвечает на вопрос, не выполняет инструкций или выполняет наоборот). Ощущения, которые к больному «не достучаться».

Чем вы занимаетесь? Кто сейчас премьер-министр? Сколько караулит буханка хлеба?

2 уровень: расщепление между функционированием разных сфер психики («игра симфонического оркестра без дирижера»).

Пациент может говорить одно, ощущать другое, а делать что-то третье.

Примеры таких недоречностей :

«Я очень хочу найти себе девушку, чтобы создать семью!”( при этом пациент по целым дням смотрит телевизор и не проявляет никакой инициативы, чтобы осуществить задуманное — расщепление между мышлением и волей).

«Я знаю, что повешусь на дереве, когда мне будет 33 года»( пациент это декларирует с радостным выражением лица — расщепление между мышлением и эмоциями, паратимия ).

3 уровень : расщепление психики внутри одной из сфер.

При этом могут появляться следующие клинические феномены:

1) с-м «положительного» или «отрицательного двойника». Следует спросить, узнает ли больной близких и незнакомых людей;

2) Символизм мышления (например, пациент рассказывает, что не может общаться с женщинами в красной одежде, так как это означает «СТОП», как на светофоре);

3) Резонерство и появление неологизмов ( пациент «бесплодно мудрствует» на отдаленные от реальности темы);

4) Паралогичность мышление, когда суждение не отвечает умозаключения. Например, «самолет летит, так как пассажиров ждут их родственники».

5) Порванность мышления, когда язык состоит из случайных слов и словосочетаний. Например, «какой смысл в валентности структур имеет выпитый килограмм мучения».

6) Амбивалентность и амбитедентность , т.е. одновременное наличие в сознании больного противоположных мыслей, эмоций или побуждений. Пример: «вы мне так нравитесь, что я вас ненавижу»

Закончить беседу, поблагодарить за общение.

Студенту надо проявить наличие псевдогаллюцинаций, ментизм и псих. автоматизм (которые входят в состав синдрома Кандинского-Клерамбо ).

Для этого следует задать соответствующие вопросы.

Встречаются ли у Вас мысли, которыми Вы не можете руководить? ( ментизм )

Есть ли у Вас неуправляемые мысли, которые мешают Вам и мучают Вас? ( ментизм )

Или Вы иногда ощущаете постороннее влияние на Ваше мышление? ( идеаторный автоматизм)

Не кажется ли Вам, что кто-то не дает Вам самостоятельно думать? ( идеаторный автоматизм)

Не ощущаете ли Вы что кто-то насильно навязывает Вам разные идеи? ( идеаторный автоматизм)

Не имеете ли Вы разные ощущения (напр. разные изжоге, боли в разных органах) и уверенные, что это влияние посторонней силы? (сенсорный автоматизм)

Или Вы не ощущаете постороннего физического влияния на Ваши ощущения? (сенсорный автоматизм)

Не кажется ли Вам, что Ваши движения навязанные Вам какой-то посторонней силой? (моторный автоматизм)

Бывает ли так, что Вам кажется, что Ваши действия и поступки навязанные Вам какой-то силой? (моторный автоматизм)

Бывает ли так, что Вы ощущаете разные „голоса”, которые звучат в Вашей голове или других участках тела? (псевдогаллюцинации)

Расстройства восприятия в больных на шизофрению

1. Ощущаете ли вы как у вас под кожей что-то лазит?

Сенестопатии — комплексные необыкновенные неприятные ощущение в теле, с переживаниями переливания, перемещение

2. Бывает ли так что вы сидите в пустой комнате и чуете как кто-то говорит?

Галлюцинация — восприятие объекта или сенсорного образа, которое возникает без наличия реального объекта, но сопровождается уверенностью в так как этот объект существует. В данном случае -слуховая.

3. Бывает ли так что у вас в голове кто-то говорит?

Псевдогаллюцинации — восприятие объекта или сенсорного образа, которое возникает без наличия реального объекта, но сопровождается уверенностью в так как этот объект существует. Возникает ощущение сделанного, вложенного. В данном случае -слуховая.

4.Бывает ли так, что вам кажется что мир изменился, стал безжизненным, ненастоящим?

Дереализация виражается в изменении:

— размеров и формы

— темпа и времени

5. Бывает ли так, что вам кажется что вы стали каким-то другим, не таким, может пустым, может ненастоящим?

Деперсонализация виражается в следующих симптомах:

— изменения «Я», своеобразные ощущения трансформации собственного лица, чаще отрицательные, что сопровождаются страхом сойти из ума, переживанием собственной ненужности, пустоты, потери желаний.

— изменения схемы тела, удлинение, укорочение концовок

— расщепление «Я», что проявляется в ощущении наличия в себе двух и больше лиц

6. Или нет у вас ощущение что вы это уже где-то видели?

Симптом «уже виданного» — впервые виданное кажется знакомым

7. Или нет у вас ощущение что вы это уже где-то чуяли?

Симптом «уже слышанного» — впервые услышанное кажется знакомым

Расстройства мышления у больных на шизофрению

1. Бывает ли у вас такое что внезапно пропадают мысли?

Шперунг внезапная, кратковременная остановка течения мыслей.

2. Бывает ли у вас такое что у вас бывает много мыслей, представлений, которые вы не можете остановить?

Ментизм — невольный, беспрерывный, неуправляемый наплыв мыслей, образов, представлений, которые имеют отягощающий характер

3. Объясните мне, пожалуйста, чему вы пожгли в больницу

Резонерство — доводы больного не основываются на реальных фактах, больной бесплодно говорит, не освещая сути вопроса

4. Расскажите мне какие отношения у вас в семье.

Паралогическое мышление — оказывается нарушением логики высказывания. Понятия заменяются символами и знаками, понятными лишь больному. Выглядит как необоснованные бессмысленные выводы.

5. Расскажите мне о своей семье.

Разорванное мышление — проявляется потерей смысловых связей между понятиями, хотя грамматическая и синтаксическая основы предложения сохранены.

6. Расскажите о чем вы постоянно думаете.

Мышление аутистическое — мышление оторвано от реальности. Ассоциации возникают на основе идей, представлений, ощущений, связанных с болезненными доминирующими переживаниями. Больные запертые, держатся в стороне, ни с кем не общаются.

7. Расскажите кто вас хочет отравить.

Бредовые идеи отравления — больной убежденный, что его хотят отравить. Не подвергаются убеждению.

8. Расскажите о своем изобретении.

Бредовые идеи изобретения — больной убежденный в так как он сделал большое изобретение, которое поможет человечеству.

9. Расскажите, кто в вас вселился.

Бред одержимости — больной убежденный что в его тело кто-то вселился, какие-то мифические существа, духи, определенные животные.

10. Расскажите кто на вас влияет.

Бредовые идеи влияния — больной убежденный что причиной изменений в его организме есть кто-то, что на него влияют лучами, аппаратами, гипнозом.

Протокол обследования больного для выявления кататонического ступора и возбуждения

3. Корректный опрос, сбор анамнеза:

Попросите больного пройтись по палате.

Если больной не двигается и не отвечает ( мутизм ), то это может быть кататонический ступор.

Попробуйте согнуть руку больного.

Если вам это не удалось, то есть повышение мышечного тонуса.

Попробуйте поднять ногу больного.

Если он застыл в такой позе, то это ступор с восковой гибкостью (каталепсия).

Наклоните главу больного в правую сторону.

Если больной наклонил ее в левый, то это ступор с негативизмом.

Если больной застыл в эмбриональной позе и не двигается — попробуйте разогнуть его.

Если вам это не удалось, то это ступор с оцепенением.

Понаблюдайте за больным.

Если он поет, декламирует стихи, принимает театральные позы, выкрикивает призывы, танцует, то это экстатическое возбуждение.

Если больной куда-то бежит, наносит удары окружающим, потом внезапно застывает и снова начинает бежать, то это импульсивное возбуждение.

Если больной делает гримасы, немотированно веселый, плоско шутит, становится внезапно агрессивный, то это гебефреническое возбуждение.

Если действия больного имеют агрессивный, разрушительный характер, он чинит сопротивление, самоповреждается , но при этом молчит, то это немое возбуждение.

Протокол обследования больного для выявления онейроида

Спросите больного: „что вы видите?”

Если больной описывает увлекающие путешествия, космические полеты, пребывание в древних цивилизациях и т.п., то это может свидетельствовать об онейроид.

Спросите больного: „кем вы сейчас являетесь?”

Если больной описывает себя участником этих событий, ощущает себя перевоплощенным у других существ, это может свидетельствовать об онейроид.

Спросите больного: „что происходит со временем?”

Если больной говорит, что время „застрял”, „идет прерывисто” или „двигается в обратном направления”, это может свидетельствовать об онейроид.

Спросите больного: „де вы сейчас находитесь?”

Если больной говорит, что одновременно и здесь и там или описывает свое местопребывание согласно видениям, это может свидетельствовать об онейроиде.

Если больной не реагирует на вас, находится в состоянии ступора или кататонического возбуждения, то это пик онейроида.

После выхода больного из этого состояния спросите: „ помните ли вы, что с вами происходило?”

Если больной помнит свои фантастические переживания, то это был онейроид.

Спросите больного: „ помните ли вы, что с вами было в реальности?”

Если больной упоминает частично или ничего не помнит, то это был онейроид.

Протокол обследования больного для выявления апато-абуличной деформации

Спросите больного: „ хотите ли вы выписаться из больницы?”

Если больного это мало интересует, то это свидетельствует о пассивности, отсутствии инициативы.

Спросите больного: „ интересует ли вас то, что происходит с вами?”

Если нет, то интерес к окружающему утрачен.

Спросите больного: „ с готовностью ли вы ходите в трудмастерскую ?”

Спросите больного: „кто есть сейчас президентом?”

Если не знает, то это снижение интеллектуальной активности.

Попросите больного рассказать анекдот.

Если не может, то страдает чувство юмора.

Попросите больного описать пейзаж за окном.

Если описывает однотонно, без эмоций, то это может быть симптомом апато-абулического синдрома.

Спросите больного: „ добрый у вас аппетит?”

Спросите больного: „ привлекают вас красивые женщины?”

Если нет, то есть снижения потенции.

Спросите больного: „як давно вы болеете?”

Если 6-15 лет, то это может быть апато-абулический дефект.

Бывает ли так , что вы чуете или видите что-то, что не видят (чуют) другие люди ?

Бывает ли так, что вы ощущаете что-то, что не ощущают другие?

Не кажется ли вам, что кто-то хочет нанести вам ущерб?

Не считаете ли вы, что родственники относятся к вам как-то удивительно?

Не казалось ли вам, что кто-то хочет вас отравить?

Не казалось ли вам, что кто-то подсыпал вам что-то в пищу?

Не кажется ли вам, что за вами следят?

Не ощущаете ли вы иногда, что вас преследуют незнакомые люди?

Не считаете ли вы, что другие люди относятся к вам плохо7

Не считаете ли вы, что вам не раз наносили ущерб, но вы дивом выжили7

Студенту надо проявить наличие

Бред преследования и действия

Не казалось ли вам, что за вами следят? (Бред преследования)

Не казалось ли вам когда-либо что вас преследуют незнакомые люди? (Бред преследования

Не считаете ли себя более важным за других людей? (бред величия)

Не считаете ли вы, что имеете особую миссию на земле? ? (бред величия)

Не считаете ли себя умным за других людей? (бред величия)

Считаете ли себя особым человеком? (бред величия)

Или вы думаете, что значительно отличаетесь от других людей? (бред величия)

8. Как вы можете оценить свои умственные способности?

9. Что необыкновенного было в вашей жизни? (Фантастические конфабуляции)

Бывает ли у вас повышенное расположение духа? Как часто? (Эйфория).

Расстройства эмоций в больных на шизофрению

1. Что изображено на рисунке ?

Эмоциональное сплощение — необратимая нарастающая недостаточность яркости эмоциональных проявлений, потеря переживаний, холодность, опустошенность в эмоциональной сфере.

2. Что интересует вас в жизни ?

Апатия — состояние эмоциональной тупости, равнодушия, бездумья. Ничто у больного не вызывает интереса, эмоций.

3. Как вы относитесь к своему отцу ?

Амбивалентность эмоций — больной одновременно проникается двумя противоположными чувствами

4. Чему вы были такие веселые, когда поступали в стационар ?

Паратимия — чувство, которые не отвечает причине (количественной и качественной ), которая его обусловила

Протокол обследования больного для выявления деформации личности при шизофрении

Спросите больного: „ не начали вы в последнее время утомляться больше чем раньше, помогаете ли вы родным в домашней работе?”

Если утомляется и нет желания выполнять работу, которую выполнял раньше, то это легкие изменения личности, которые характерные для больных на отдаленных этапах шизоафективного расстройства.

Спросите больного: „як вы относитесь к своей маме?”

Если больной безэмоционально описывает свое отношение или вообще не реагирует на ваш вопрос, то это свидетельствует об эмоциональной обедненности , аутизм, которые могут наблюдаться в ремисиях приступоподобной шизофрении.

Возразите больному. Например, больной говорит, что он властитель мира, а вы отвечаете „нет, на самом деле вы больной и находитесь в больнице”

Если больной агрессивно отстаивает свое утверждение, то это может быть психопатоподобный дефект.

Спросите больного: „ есть у вас ощущение, что вы „стали другим”?”

Спросите больного: „ общаетесь вы с соседями по палате, любите ли углубляться в свои раздумья?”

Спросите больного: „ научились вы чему-то новому за последнее время?”

Попросите чтобы больной описал свой обычный день и или придерживается он этого распорядка каждый день?

Если так, то есть стереотипизация жизненного уклада.

Спросите больного: „ можете ли вы самостоятельно прийти к врачу чтобы обсудить особенности лечения?”

Если нет, то наблюдаются явления психического инфантилизма.

Понаблюдайте за больным. Не заметили ли вы экстравагантной одежды, языка, жестов?

Если так, то изменения личности по типу фершробен .

Спросите больного: „какой сейчас месяц?”

Если ответ не по теме, например: „сегодня началась революция” или больной что-то бормочет и на вас не реагирует, то это может свидетельствовать о выраженных изменениях личности при конечных состояниях резидуальной шизофрении.

Оценить данные экспериментально-психологического исследования мышления больного на шизофрению:

1. Обобщение :назовите одним словом: корова, конь, ишак, свинья;

2. Исключение: исключите слово, которое не отвечает родовому понятию: смелый, храбрый, злой, решительный, отважный;

3. Определение и различение: определите, какая разность между ребенком и карликом; речкой и озером.

4. Классификация: Берите 40 карточек с изображениями одежды, животные, овощей и других предметов. Разложите карточки на группы с изображениями

так, чтобы в каждой группе были однородные предметы.

5. Понимание переносного содержания пословиц и метафор: объясните, как вы понимаете фразу ,,золотые руки ’’, ,,яблоко от яблоньки недалеко котится ’’.

6. Исследование осмысления: осмысление рассказа, картинки с бестолковостями.

7. Опосредствованное запоминание ( метод пиктограмм): я буду называть слова, которые вам необходимо запомнить. Для облегчения запоминания делайте зарисовку каждого понятия, тем не менее обозначать понятие цифрами или буквами не желательно: веселый праздник, голодный ребенок, смелый поступок, беззубый дед, счастье, победа, вражда, богатство, мечта, ум, скука, надежда.

Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций:

1. Поздороваться и назвать себя (имя, уровень компетенции, объяснение или выяснение причины консультации, получение согласия пациента);

Видите ли вы иногда вещи, недоступные для других людей?

Что именно вы видите?

Где находятся эти образы по отношению к вашему телу: вне его границ или внутри?

Может ли кто-нибудь другой видеть эти образы?

Сопровождается ли возникновение этих образов ощущением насилия?

Сопровождается ли видение этих образов какими-то вашими действиями?

Чуете ли вы иногда звуки, но не видите объекту, что их создает?

Что именно вы чуете?

Откуда походит звук, который вы чуете: извне или из вашей головы или тела?

Ощущаете ли вы, что ваши мысли звучат вслух и кто-нибудь кроме вас может их чуять?

Может ли кто-то умышленно принуждать вас слушать эти звуки?

Чуют ли другие люди эти звуки?

Вкусовая, обонятельная ,тактильная, висцеральная модальности:

Или ощущаете вы иногда неприятный или непривычный вкус или запах?

Всегда ли вы знаете откуда он походит?

Ощущают ли его другие люди?

Ощущаете ли вы посторонние ощущение на вашей коже?

Кажется ли вам, что ваши внутренние органы изменились? Как именно?

Ощущаете ли вы , что кто-то умышленно принуждает вас ощущать эти ощущения?

Ощущаете ли вы иногда, что движения вашего тела происходят независимо от вашей воли, под внешним влиянием?

Ощущаете ли вы иногда вы говорите вещи, говорить которых не хотите, но какая-то внешняя сила принуждает вас это делать?

3. Объяснить , какое обследование Вы будете интерпретировать, о чем оно может свидетельствовать

В больного утром определяют количество еозинофилов в переферической крови натощак, а потом через 30 мин. После внутримышечной реаккции 1 мл 2,5 % раствора аминазина . Увеличение общего количества еозинофилов более как на 30 % с большой степенью достоверность свидетельствует о наличии мд , а при шизофрении — наоборот, уменшаются на 30 % и больше.

4. Сообщить результат обследования, в доступной форме объяснить его

5. В случае наличия патологических изменений успокоить пациента, сообщить о дальнейших действиях

6. Уверить в положительных изменениях и благоприятном прогнозе при выполнении всех врачебных рекомендаций

7 . Закончить беседу, поблагодарить за общение.

intranet.tdmu.edu.ua