Опросник депрессии бека для подростков старшего школьного возраста

Психологическая диагностика старших школьников

Подростковый и ранний юношеский возраст -это период раскрытия природных способностей, особых талантов и положительных черт характера человека.
Принято считать периодами возрастного развития детей :
*от 11-12 до 15-17 лет;-подростковым возрастом,
*от 15 до 21 лет._юношеским возрастом.
Разграничения отличий между подростковым и юношеским возрастами настолько мала, что целесообразно условно объединить их в один возрастной период.
Педагог-психолог общеобразовательного учреждения оказывает психологическое сопровождение обучающихся в школе детей всех возрастов в режиме реального времени.

Следует обратить особое более пристальное внимание к тем подросткам ,которые не испытывают желание обучаться,и ко всему почему порой активно противодействуют этому: мешают другим школьникам получать знания,нарушают процесс обучения своим недопустимым поведением,поскольку педагог вынужден отвлекаться на них на уроке.
Педагогам необходимо своевременно выявлять детей с неустойчивым поведением и передавать информацию руководителю учреждения,который оформит заявку в соответствии с требованиями действующего Законодательства специалисту педагогу-психологу на проведение консультации для решения вопроса о необходимости сопровождения ребёнка в процессе оказания психологичекой помощи в его развитии

Для каждого возраста установлены и определенны нормативы развития с учётом социальной ситуации:
*психофизического,
*мыслительного,
*эмоционального
* личностного .
Каждый возрастной период развития имеет возрастные кризисы с переходными периодами от одного возрастного этапа к другому.
Специально выделяется биологический, социальный и психологический возраст. В эти периоды возраста резко и качественно изменяются какие-то черты его личности, в тоже время поведение может оставаться «детским» или наоборот характеризует его как вполне взрослого человека.
С потерей детского мироощущения у человека появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта.
Поэтому педагоги-психологи прежде всего обращают внимание на психологический возраст подростка.
Психологический возраст — характеристика степени адаптивности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр.(Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002, с.641).
Важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развивать у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования. Как же это делать?
1. Педагогу-психологу школы необходимо знать как ведёт себя уроке подросток, чтобы сделать своё представление о ребенке более объемным, увидеть его как ученика, погруженного в учебную деятельность и учебные отношения.
2. Для этого педагог-психолог посещает уроки средних и старших классов и проводит следующие диагностические мероприятия:
*аппаратурные методы определения свойств нервной системы;
*Опросник «Анамнестическая схема показателей свойств нервной системы»;
*Опросник Айзенка;
*Опросник структура темперамента В.М.Русалова;
*Опросник ЧХТ (черты характера и темперамента);
*Тепинг-тест (определение свойств нервной системы по психомоторным показателям);
*Опросник структуры темперамента Я.Стреляу;
*Опросник САН (самочувствие-активность-настроение).
*Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение.
Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, который имеет обучение для подростка.
Основное условие всякого обучения — наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя.
Иногда, в реальной школьной жизни, приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Изучение особенностей познавательной сферы подростка

Восприятие у человека является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обусловливают и особенности его сохранения.

Методики изучения восприятия:

*методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков);
*методика «Часы» (восприятие пространственных признаков);
*методика изучения восприятия времени.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком.
Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

Методики изучения внимания:

*методика «корректурная проба»;
*красно-черные таблицы;
*методика Мюнстенберга;
*методика «расстановка чисел»;
*методика «отыскание чисел»;
*методика «отыскание чисел с переключением».

К числу индивидуальных особенностей относятся индивидуальные различия в функционировании памяти.
Для успешности обучения подростка способам рационального запоминания необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.

Методики изучения памяти:

*метод опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому);
*метод пиктограмм (по А.Р.Лурия);
*методика «запоминания цифр»;
*методика «запоминания образов»;
*метод попарного воспроизведения.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение.
По мере развития подростка, содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Методики изучения мышления:

*методика Векслера (детский вариант);
*ШТУР (школьный тест умственного развития);
*методика «сложные ассоциации»;
*методика «Матрицы Равена»;
*методика «анализ отношения понятий»;
*методика «выявление общих понятий»;
*методика «количественные отношения»;
*методика «интеллектуальная лабильность»;

Необходимо также знать особенности речевого развития подростка.

Методики изучения речевого развития:

*методика оценки продуктивности вербального воспроизведения; толкование пословиц;

Методики изучения мотивации обучения:

*методика изучения мотивации обучения; мотивация одобрения — шкала Марлоу-Крауна; шкала локализации контроля и др.

Изучение особенностей развития личности подростка
Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания.
Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я».
Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».
Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, и мжет приводить к страху от плохой оценки окружающими.
Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно, вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников.
Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками.
Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации.
В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.
Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
У многих подростков отмечаются акцентуации характера — определенное заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, алкоголизацию и наркоманизацию).

Методики изучения особенностей развития личности и ее свойств:

*опросник Кеттелла;
*БАЛ (брненская анкета личности);
*характерологический опросник К.Леонгарда;
*шкала оценки тревожности Тейлора;
*шкала оценки тревожности Спилбергера;
*шкала депрессии;
*методика «незаконченные предложения»;
*методика «несуществующее животное»;
*методика ДДЧ (дом—дерево—человек);
*метод исследования уровня субъективного контроля;
*методика изучения самооценки (по Будасси, Дембо—Рубинштейн и др.);
*методика изучения уровня притязаний;
*методика типического реагирования на конфликтные ситуации (К.Томаса);
*методика Q-сортировки.

Методики изучения свойств микрогруппового уровня:

*социометрия;
*референтометрия;
*опросники общительности;
*методика диагностики межличностных отношений Тимоти— Лири;
*репертуарные решетки;

ГОЛ (групповая оценка личности).
Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде.

Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного».
В первую очередь, это относится к подросткам с асоциальным поведением.
Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение.
У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс:
*реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.
Крайняя степень выраженности этой реакции — бродяжничество;

*реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению со сверстниками, ориентации на выработку групповых норм и ценностей, формирование собственной субкультуры;
*реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.
Определенные осложнения возникают у подростка в процессе профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии.
Выбор профессии подростком представляет собой многоэтапный процесс выработки и принятия решения.
При выборе профессии проявляется ряд индивидуальных стилей поиска решений:
*импульсивные решения,
*рискованные решения,
*уравновешенные решения,
*решения осторожного типа,
*инертные решения.

Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков.
Коррекции требуют:
*импульсные и
*инертные решения.

Методики изучения процесса самоопределения:

*методика «Карта интересов»;
*методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник, автор — Климов).

Рассмотрим некоторые из отмеченных выше психодиагностических методик[Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога М.: Владос-Пресс, 2001, c.154-159].

Компьютерная психодиагностика
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/kompyuternaya_psihodiagnostika
Компьютерная психодиагностика — психологическое тестирование, проводимое с помощью компьютера.
1. Примеры психодиагностических тестов, реализуемых некторыми современными компьютерными программами.
Комплексная оценка личностных черт:
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела;
Опросник CPI.
2. Оценка личностных черт и психических состояний:
Методика диагностики направленности личности Б. Басса;
Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку);
Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) EPQ;
Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера;
Опросник Спилбергера по оценке личностной тревожности;
Опросник Спилбергера по оценке ситуационой тревожности;
Шкала депрессии Бека.
3. Оценка мотивации:
Женская форма. Опросник мотивации достижения Мехрабиана;
Мужская форма. Опросник мотивации достижения Мехрабиана;
Опросник мотивации аффилиации Мехрабиана;
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
Методика трудовой мотивации И. Кокуриной.
4. Профориентация и профконсультация:
Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова.
5. Социально-психологическая оценка личности в коллективе:
Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;
Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (идеальное Я);
Модульный социотест Анцупова-Ковалева
Методика изучения социально-психологического климата трудового коллектива Михалюка О. С.Шалыто А. Ю.;
Методика определения стиля руководства Журавлев-Рубахин;
Роли в команде. Вопросник Белбина.

Психологическое тестирование
http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskoe_testirovanie
Психологическое тестирование (раздел психодиагностики) — исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование используется при отборе на работу, в психотерапии и психологическом консультировании и пр.
Хороший психолог (не обязательно с дипломом психолога: это может быть опытный руководитель, квалифицированный кадровик, внимательный психиатр) расскажет вам о человеке все или почти все без всякого тестирования. Иногда для этого достаточно беседы, иногда и беседа не нужна, достаточно одного взгляда: на лицо человека, на его походку, достаточно услышать интонации его разговора. Однако хороших психологов мало, а разбираться в людях нужно, и вот тут пригождаются как раз психологические тесты.
Основные характеристики психологических тестов — это валидность, надежность, репрезентативность и достоверность. Валидность — это соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Надёжность — свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надёжность как внутренняя согласованность — направленность всех элементов тестовой шкалы на измерение одного качества. Репрезентативность — соответствие между нормами (интервалами на тестовой шкале), полученными на выборке, и нормами, которые могут быть получены на популяции. Достоверность — свойство теста противодействовать фальсификации — намеренному или бессознательному искажению результатов испытуемыми.
В процессе разработки и апробации разные исследователи могут менять количество и состав вопроса теста, но в таком случае трудно сопоставлять результаты, полученные разными исследователями. Только со временем создается стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов. На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал. Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности 1990-х годов мало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки персонала затруднен.
Профтестирование, или тестирование в кадровой работе — метод отбора кандидатов для выполнения работы. В профтестировании различаются две основные категории тестов: тесты, созданные для оценки эффективности исполнения работы, профессиональных знаний и умений; и тесты, созданные для оценки черт характера и свойств (специальных способностей), которые способствуют эффективному исполнению работы.
Психологический тест — стандартизированное задание (испытание), по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и профессиональными тестами.
Тесты личности (Personality tests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. (См.Классификация психотипов). Личностные тесты подразделяются на проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные тесты, кейсы).
Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека.
Вербальный тест (Verbal test) — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.
Тест достижений (Achievement test) — стандартизированный тест, конструируемый на учебном материале и предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.
Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений, помогающий определить наиболее предпочтительную для конкретного человека работу.
При приеме на работу в качестве тестов также нередко используются тест имитации и кадровый спектакль. Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Кадровый спектакль — процедура, где претендентам дается твореское групповое задание, требующее командной работы и выявляющее такие личностные характеристики, как готовность брать на себя инициативу, ответственность, позитив и конструктив во взаимодействии.
Результаты тестов нередко представляют в виде психограммы (Psychogram), графически наглядно изображая результаты исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов.
Проективные методики:
• Тест Роршаха
• Психология цвета: цветовой тест Люшера, цветоаналитический тест Фрилинга,
• Психология образа: тест Маркерта — «В каком Вы настроении?»
• Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
Опросники:
• Опросник Роттера (уровень субъективного контроля)
• Опросник уровня цивилизованности
• Опросник Шмишека,
Тесты
• тест Кэттелла (16 PF-опросник),
• тест Равена,
• Соционический ДВ-Тест,
• MMPI,
• диагностический комплекс 7 (САН, ММИЛ, СМИЛ, СМИЛ сокр., Кэттелл, Спилбергер),
• индикатор типов Майерс и Бриггс (MBTI)
• шкала самооценки (Спилбергер-Ханин),
• шкала депрессии,
• комплекс программ Келли,
• интерактивная психодиагностика,
• репертуарные методики,
• психогеометрия,
• методика изучения внутрисемейных отношений
• NEO PI-R
• [[FIRO-B]]
• Диагностика межличностных отношений Лири
• Полиграф (детектор лжи)
• Анализ почерка (графология)
Полезные ссылки
• Сайт о психологическом тестировании
• тест Personality Interpreter
• Сборник из 500 психологических тестов
• Сайт психологических тестов
• Тесты по психологии
• Энциклопедия психодиагностики

Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

www.chitalnya.ru

Опросник депрессии бека для подростков старшего школьного возраста

Использование «Шкалы депрессии Бека(BDI) » для выявления наличия и выраженности депрессии у подростков

Поскольку в жизни подростка много негативных факторов, влияющих на психоэмоциональную сферу и приводящих к возникновению депрессивных состояний, на втором этапе данного эксперимента нами было проведено обследование учащихся по методике «Шкалы депрессии Бека». Депрессия рассматривается как один из видов психических состояний, которые выражаются в особенностях переживаний и поведения: понижением настроения, пессимизмом, чувством недовольства собой, неудовлетворенности, вины, самообвинения, раздражительности, неспособности к работе, нарушением сна, влечением к смерти и т.д.

Инструкция. Этот опросник состоит из 21 групп утверждений. Прочтите внимательно и обведите кружком номер (О, 1, 2 или 3) утверждения, наилучшим образом отражаюшего Ваше самочувствие в течение последней недели, включая сегодняшний день. Если подходящими Вам кажутся несколько утверждений в группе, обведите каждое из них. Убедитесь, что Вы прочитали все утверждения в каждой группе, прежде, чем сделать выбор.

1)0 Я не чувствую себя расстроенным, печальным.

2 Я все время расстроен и не могу от этого отключиться.

3 Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать.

2) 0 Я не тревожусь о своем будущем.

1 Я чувствую, что озадачен будушим.

2 Я чувствую, что меня ничето не ждет в будущем.

3 Моё будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему.

3) 0 Я не чувствую себя неудачником.

1 Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди.

2 Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач.

3 Я чувствую, что как личность я — полный неудачник.

4) 0 Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.

1 Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.

2 Я больше не получаю удовлетворения ни от чего.

3 Я полностью не удовлетворен жизнью и мне всё надоело.

5) 0 Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым.

1 Достаточно часто я чувствую себя виноватым.

2 Большую часть времени я чувствую себя виноватым.

3 Я постоянно испытываю чувство вины.

6) 0 Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо.

1 Я чувствую, что могу быть наказан.

2 Я ожидаю, что могу бьть наказан.

3 Я чувствую себя уже наказанным.

7) 0 Я не разочаровался в себе.

1 Я разочаровался в себе.

2 Я себе противен.

3. Я себя ненавижу.

8) 0 Я знаю,что я не хуже других.

1 Я критикую себя за ошибки и слабости.

2 Я все время обвиняю себя за свои поступки.

3 Я виню себя во всем плохом, что происходит.

9) 0 Я никогда не думал покончить с собой.

1 Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять.

2 Я хотел бы покончить с собой

3 Я бы убил себя, если бы представился случай.

10) 0 Я плачу не больше,чем обычно.

1 Сейчас я плачу чаще, чем раньше.

2 Теперь я все время плачу.

3 Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется.

11) 0 Сейчас я раздражителен не более, чем обычно.

1 Я более легко раздражаюсь, чем раньше.

2 Теперь я постоянно чувствую, что раздражен.

3 Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали.

12) 0 Я не утратил интереса к другим людям.

1 Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше.

2 Я почти потерял интерес к другим людям.

3 Я полностью утратил интерес к другим людям.

13) 0 Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше.

1 Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения.

2 Мне труднее принимать решения, чем раньше.

3 Я больше не могу принимать решения.

14) 0 Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.

1 Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.

2 Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.

3 Я знаю, что выгляжу безобразно.

15) 0 Я могу работать так же хорошо, как и раньше.

1 Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь.

2 Я с трудом заставляю себя делать что-либо.

3 Я совсем не могу выполнять никакую работу.

16) 0 Я сплю так же хорошо, как и раньше.

1 Сейчас я сплю хуже, чем раньше.

2 Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснугь опять.

3 Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могузаснуть.

17) 0 Я устаю не больше, чем обычно.

1 Теперь я устаю быстрее, чем раньше.

2 Я устаю почти от всего, что я делаю.

3 Я не могу ничего делать из-за усталости.

18) 0 Мой аппетит не хуже, чем обычно.

1 Мой аппетит стал хуже, чем раньше.

2 Мой аппетит теперь значительно хуже.

3 У меня вообше нег аппетита.

19) 0 В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной.

1 За последнее время я потерял более 2 кг.

2 Я потерял более 5 кг.

3 Я потерял более 7 кr.

Я намеренно стараюсь похудеть и ем меньше (отметить кр.).Да__;Нет__

20) 0 Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.

1 Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т д.

2 Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом.

3 Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать.

Таблица 7. Оценка результатов депрессивных симптомов учащихся 9, 8, 7 классов по Шкале депрессии Бека (BDI) на первом этапе эксперимента.

Пункты 14-21 — субшкала соматических проявлений депрессии (S-P) (В соответствии с рисунком 2.2.5).

Рисунок 2.2.5. Гистограмма депрессивных симптомов у учащихся 9 класса по Шкале депрессии Бека (BDI).

0-9 — отсутствие депрессивных симптомов

10-15 — легкая депрессия (субдепрессия)

16-19 — умеренная депрессия

20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести)

30-63 — тяжелая депрессия

Оценки результатов. (В соответствии с рисунком 2.2.6)

Рисунок 2.2.6. Гистограмма результатов депрессивных симптомов у учащихся 8,7 классов по Шкале депрессии Бека (BDI).

Психологическая диагностика по методике CD1 М.Ковач показала, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 7 % испытуемых, которые идентифицируют депрессионное состояние, 15 % испытуемых маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения 25 % подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии. Отсутствие депрессивных состояний диагностируется у 50% испытуемых подростков.Неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50 % испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания.

Таблица 8. Оценка результатов депрессивных симптомов учащихся 9, 8, 7 классов по Шкале депрессии Бека (BDI) на первом этапе эксперимента.

Ф.И.учащихся 9 класса

Ф.И.учащихся 8 класса

Ф.И.учащихся 7 класса

Психологическая диагностика по методике CD1 М.Ковач показала, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 7 % испытуемых, которые идентифицируют депрессионное состояние, 15 % испытуемых маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения 25 % подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии. Отсутствие депрессивных состояний диагностируется у 50% испытуемых подростков. Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50 % испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания.(В соответствии с рисунком 2.2.7).

Рисунок 2.2.7 Гистограмма депрессивных симптомов у учащихся 9 класса по Шкале депрессии Бека

Для проведения более качественной диагностики были использованы шкала депрессии Бека, результаты по которым подтвердили ранее полученные данные. При выборе вида коррекции учитывалось, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, и потому предпочтение было отдано групповому варианту.(В соответствии с рисунком 2.2.8)

Рисунок 2.2.8. Гистограмма депрессивных симптомов у учащихся 9 класса по Шкале депрессии Бека (BDI).

В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической активности — сначала в групповой ситуации, а затем и в реальной жизни, вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими подросток получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе.

· со всеми учащимися, направленная на формирование умений самоорганизации и саморегуляции;

· с учащимися группы риска, построенная с учётом специфики типа школьной тревожности;

· помощь психолога учителям и родителям в реализации той части коррекционных программ для учащихся группы риска, которая может быть обеспечена в стенах школы;

Информационно-просветительская работа для родителей. Ее целью является предупреждение возможных нарушений в семейном воспитании, повышение компетентности родителей в организации здоровьесберегающией среды для детей, организация оптимального содействия родителей профилактике экзаменационной тревожности выпускников

Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той исключительной ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка.

Демонстрируется значение конфликтов в семье (между родителями, родителями и другими детьми, родителями и прародителями) и общей атмосферы семьи.

Особое внимание обращается на развитие у школьника чувства уверенности в том, что родители верят в его силы, возможности, могут защитить. Демонстрируется значение развития у выпускников уверенности в собственных силах.

Второе направление касается влияния на детей разных возрастов страхов и тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки.

Третье направление просвещения родителей посвящено повышению компетентности родителей в организации здоровьесберегающией среды школьника, углублению знаний родителей в области психогигиены и психокоррекции.

Форма работы — лекции, тренинги, практикумы.

Тема 1. Экзамен-это хорошо!

В ходе этого занятия показана позитивная роль испытаний в жизни человека,

Тема 2. Что такое «тревожность»?

В ходе этой лекции были рассмотрены типы неправильного семейного воспитания, которые формируют личностные черты, предрасполагающие к возникновению тревожности в поведении детей.

Тема 3.Диагностика «Стрессовое состояние»

Обсуждение диагностики учащихся с родителями и рекомендации по методам работы с участниками эксперимента

Тема 4.«Как помочь ребенку справиться со стрессом»

Занятие — практикум «Обучение методам релаксации» (игровая форма)

Разработка рекомендаций для родителей.

Информационно-просветительская работа с педагогами, работающими с выпускниками.

Целью этой работы является информирование об индивидуально-психологических особенностях личности школьников с тревожным поведением, и повышения уровня эффективности приемов педагогического воздействия с этими детьми.

В процессе работы решаются следующие задачи:

формирование у педагогов представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении,

отрабатывать с выпускниками стратегию и тактику поведения в ситуации экзамена;

пропагандировать правила и приёмы НОТ школьника;

отрабатывать общеучебные умения самоорганизации школьника (планировать свою деятельность, работать с литературой, тестами, инструкциями и др.;

обучение их конкретным способам преодоления повышенной тревожности у старшеклассников.

Значительное внимание мы уделяли прежде всего объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее.

Демонстрируется роль в профилактике и преодолении тревожности четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа — общего уважения к школьнику как личности).

Тема 1: Стили общения в педагогическом процессе.

В ходе этой лекции были рассмотрены типы стилей педагогического общения и как они влияют на развитие личности школьника.

«Стресс в работе учителя»

В данной теме мы рассмотрели способы снятия нервно-психического напряжения

Тема 3: Выбор приема педагогического воздействия на школьника с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

В ходе занятий были рассмотрены индивидуально-психологические особенности подростка и приемы педагогического воздействия, которые могут корректировать поведение учащихся.

Тема 4.Диагностика «Стрессовое состояние»

Обсуждение результатов диагностики учащихся с учителями и рекомендации по методам работы с участниками эксперимента

Тема 5. Технологии подготовки и сдачи экзамена

Рекомендации учителям по организации педагогического сопровождения подготовки выпускников к экзаменам

Представляет собой просветительскую и коррекционную работу с выпускниками.

Её целью является повышение стрессоустойчивости выпускников в ситуациях жизненных испытаний

· обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля,

· повышение уверенности в себе, в своих силах.

· предоставлять возможности моделировать и опробовать новые формы поведения;

· учить давать и получать адекватную обратную связь.

Мы исходили из того, что профилактическая психопросветительская подготовка необходима всем выпускникам.

Вместе с тем в специальной коррекционной работе нуждались отдельные группы выпускников.

Исходя из личностных особенностей школьников, была запланирована дифференцированная коррекционная работа индивидуально и в микрогруппах. Из 5 категорий выпускников: «успешные», «равнодушные», «середняки», «мнительные» и «перфекционисты» нами были выделены 3 группы нуждающихся в специальной коррекции: «равнодушные», «мнительные» и «перфекционисты».

Охарактеризуем направления работы с этими категориями выпускников.

«Мнительные» дети. Такие дети неуверены в себе, своих силах, испытывают сложности в ситуации выбора, имеют слабую (астеничную) нервную систему. Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость.

Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности.

Цели коррекционной работы: повышение самооценки, уверенности в своих силах, поддержка, поощрение, создание ситуации успеха;

Щадящий режим: удлинённый сон, дневной сон, усиленное питание и др.

Такие дети проявляют низкую мотивацию к учебной деятельности, отсутствие умений целеполагания жизни, вследствие чего кажутся незаинтересованными в результатах своей деятельности.

У «равнодушных» детей наблюдается недостаток произвольности и самоорганизации.Цели коррекционной работы: формирование умений целеполагания, самоорганизации и планирования своей деятельности;

использование «внешних» опор для организации деятельности. (песочные часы, «список дел» и др.). «Перфекционисты и «отличники». Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью.

Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных.

Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности..

Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.

Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

Цели коррекционной работы:

формирование адекватного отношения к ситуации;

готовность к разумным компромиссам;

воспитание у них привычки заботиться о своём психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, сдаче экзамена;

Психологическая подготовка всех учащихся осуществлялась в форме спецкурса по программе « Я строю свою жизнь».

Цели такого курса: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.

Особенностью данной программы являлся её комплексный характер, использование разнообразных методов и приёмов.

Целесообразно применение разных средств:, арттерапии, музыки, театра, различных материалов- зеркал, природных материалов и др.

В опытном классе было 17 старшеклассников.

Работа с ними проводилась поэтапно:

1. Установление контактного взаимодействия;

2. Индивидуальная работа в форме психологического консультирования;

3. Групповая психотерапия в форме игр, тренинговых занятий.

Тренинг по конфликтологии для учеников, учителей и родителей

Цель: популяризация тренинга как формы обучения и методы развязывания конфликтов; развитие навыков доверительного общения участников тренинга; активизация творческого поиска и опыта участников тренинга; создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе.

Материалы: плакаты «Правила работы в группе», «Схема развязывания конфликта», «Советы человеку после конфликта»; бумага, цветные карандаши; магнитофон, аудиокассета; карточки для разделения на малые группы.

Добрый день, уважаемые присутствующие! Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг — это обучение опытом. Он предусматривает то, что присутствующие имеют возможность поделиться и обменяться между собой знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов в школьной среде, ведь не секрет, что бывают недопонимание между учениками, а также между учителями и учениками.

А почему происходят недопонимания и конфликты? Люди разные, с разным опытом, разными убеждениями, принципами, которые иногда мешают видеть другого человека, понимать его чувства и интересы.

Нынешний тренинг будет посвящен навыкам видеть и слышать человека, прислушиваться к его мыслям.

В тренинге берут участие ученики, учителя школы , а также гости — родители. Поэтому сначала мы познакомимся, а потом перейдем к решению вопросов по конфликтологии. Работа рассчитана на 1 час 30 минут с перерывом на 30 минут.

Тренинговая форма работы требует доверия к группе, поэтому нам нужно выработать общие правила для работы. Я предлагаю такие. (Правила прилагаются на плакате.) Есть ли у кого-нибудь дополнения?

Правила приняты.Спасибо. Каждый должен их придерживаться.

А теперь настало время познакомится. Нарисуйте свою «визитку», на ней напишите имя, как бы вы хотели, чтобы вас называли на тренинге. Время выполнения работы — 2 минуты (звучит музыка.)

Упражнение «Мое имя», «Мои три позитивные черты»

Час выполнения работы — 10 минут.

Предлагаю каждому участнику закончить предложение: «Я жду от тренинга…», «Я бы хотел…».

Время выполнения работы — 5 минут.

Невербальное подвижное упражнение «Поздравление по кругу» («Карусель»)

Под музыку все участники двигаются в центре комнаты, смотря в глаза тем, с кем встречаются, пытаются понять настроение человека, лучше его рассмотреть. После прекращения музыки все становятся парами, выбирая малознакомого человека. Пары образуют круг так, чтоб один стоял спиной к центру круга, а другой — лицом к нему. С началом музыки участники, которые стоят во внешнем круге, начинают двигаться по часовой стрелке, переходя к следующему участнику левее, и приветствуются с ним не вербально (с помощью движений, жестов, мимики, взгляда). Потом тоже самое делают участники, которые стоят во внутреннем круге.

Участники делятся впечатлениями о настроении, самочувствии.

Все садятся в круг.

Блок упражнений по конфликтологии

Тема нашей встречи — «Пути предупреждения и решение конфликтов в школе». Но все ли мы понимаем и воспринимаем конфликты?

Упражнение «Незаконченное предложение»

Предлагаю всем по очереди продолжить предложение «Конфликт для меня — это…».Время выполнения — 5 минут.

Следовательно, каждый по-своему воспринимает конфликт, с разными эмоциями, и для большинства это малоприятное явление. Как свидетельствует практика, долгие, нерешенные конфликты приводят к отчуждению в коллективе, к ухудшению психологического климата в какой-либо группе ( педколлективе, семье, классе). Поэтому конфликты необходимо решать.

Но сначала нужно выяснить причину конфликта — это уже половина дела в его решении.

Работа в младших группах «Причины конфликтов в школе»

С помощью карточек, какие участники получили, они объединяются в три группы. Группу «квадраты» составляют ученики, группу «кола» — учителя, группу «треугольники» — родители.

Каждая группа в течении 3 минут обговаривает и записывает причины конфликтов в школе с точки зрения того, к какой группе они относятся.

Презентация — 3 минуты. Анализ общих пунктов.

— От кого, по вашему мнению, зависит устранение этой причины и решение конфликта?

Перерыв — 10 минут.

В течении перерыва звучит музыка. После ее окончания — упражнение на снятие напряжения и активизацию участников к работе.

studwood.ru