Опросник по аутизму

ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Подписывайтесь на канал «Детская неврология, психология, психиатрия *Идём в Телеграм!
или наберите в поиске мессенджера «телеграм» — nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

АНКЕТА АУТИЗМА

1. Знает собственное имя
2. Реагирует на ‘нет’ или ‘стоп’
3. Может выполнять некоторые команды
4. Может сказать одно слово
5. Может сказать 2 слова подряд
6. Может сказать 3 слова подряд
7. Знает 10 или больше слов
8. Использует в речи предложения из 4 и более слов
9. Объясняет, что он/она хочет
10. Задает осмысленные вопросы
11. Речь чаще всего осмысленна/логична
12. Часто использует предложения, выстроенные в логической последовательности
13. Поддерживает разговор
14. Имеет нормальные коммуникативные навыки для своего возраста

1. Откликается на собственное имя
2. Реагирует на похвалу
3. Смотрит на людей и животных
4. Смотрит на картинки (и телевизор)
5. Умеет рисовать, раскрашивать, мастерить
6. Правильно играет с игрушками
7. Выражение лица соответствует ситуации
8. Понимает происходящее на телеэкране
9. Понимает объяснения
10. Осознает окружающую среду
11. Осознает опасность
12. Проявляет воображение
13. Проявляет инициативу
14. Умеет самостоятельно одеваться
15. Проявляет любопытство, заинтересованность
16. Смелый — исследует окружающее
17. Адекватно воспринимает окружающее, не уходит в себя
18. Смотрит туда, куда смотрят другие

1. Кажется, что находится в раковине – вы не можете достучаться до него/нее
2. Игнорирует других людей
3. Практически не обращает внимание, если к нему/к ней обращаются
4. Не склонен к совместной деятельности
5. Зрительный контакт отсутствует
6. Предпочитает оставаться в одиночестве
7. Не проявляет привязанности
8. Не здоровается с родителями
9. Избегает контактов с окружающими
10. Имитация отсутствует
11. Не любит прикосновений / объятий
12. Не делится, указательный жест отсутствует
13. Не машет рукой «до свидания»
14. Непослушный/непокладистый
15. Испытывает приступы гнева, раздражительности
16. Недостаток друзей/нет компании
17. Редко улыбается
18. Не понимает чувств других людей
19. Безразличен, если ему выражают симпатию
20. Не реагирует на уход родителей

1. Ночное недержание мочи
2. Мочится в штаны/памперсы
3. Какает в штаны/памперсы
4. Поносы
5. Запоры
6. Проблемы со сном
7. Ест слишком много/слишком мало
8. Ест очень ограниченный набор продуктов
9. Гиперактивность
10. Апатия
11. Бьет или ранит сам себя
12. Бьет или ранит других
13. Ломает и разбрасывает все вокруг
14. Чувствительность к звукам
15. Тревожность/страх
16. Подавленность/слезы
17. Припадки
18. Навязчивая речь
19. Неизменный порядок действий
20. Вопли и крики
21. Потребность в однообразии
22. Постоянная возбужденность
23. Нечувствительность к боли
24. Концентрация на определенных предметах / темах
25. Повторяющиеся движения

Если в сумме получается менее 100-120 баллов, целесообразно вести дневник поведения ребенка и посоветоваться с детским психологом

nervos.ru

Опросник для диагностики аутизма (скрининг)

Опросник расстройств аутистического спектра — это инструмент, позволяющий оценить особенности общения и поведения у ребенка, чтобы выявить симптомы, связанные с расстройствами аутистического спектра (РАС). Мы пользуемся лицензированными опросниками, которые позволяют быстро и надежно определить, находится ли ребенок в группе риска по диагнозу «аутизма». Это — способ диагностики аутизма у детей без учета возрастной категории, уровня умственного развития или степени проявления аутизма.

Диагностика возможна для детей от 1 года до 16 лет.

По данным научных исследований, его точность близка к 99 %, результаты соответствуют другим диагностическим опросникам, диагнозам врачей и мнениям родителей. Опросник заполняют родители или опекуны.

При заполнении Опросника для диагностики расстройств аутистического спектра необходимо ответить на 79 вопросов (которые описывают 30 признаков) даются в формате да/нет, обычно на заполнение требуется не более 15 минут.

После заполнения нажмите кнопку «Отправить».

Результаты придут к Вам на почту, потому, пожалуйста, внимательно указывайте e-mail. Если у Вам почта на mail.ru , rambler.ru то могут возникнуть проблемы с пересылкой результата. Используйте, пожалуйста, другие адреса.

Заполнять нужно в документе Google Опросник для диагностики аутизма.

Справки и консультации по телефонам: 050-38-095-38, 093-755-06-29.

autism.mir-detej.kiev.ua

Тест на аутизм у маленьких детей. И не только

Тест на аутизм у маленьких детей. И не только

АТЕС Анкета для оценки эффективности лечения аутизма Интернет-программа (балльная)

CHAT — тест на аутизм у маленьких детей (проводится при достижении ребенком 18-месячного возраста)

Часть А. Спросите у родителей:

1.Любит ли ваш ребенок, когда вы катаете его на колене, держите в руках и раскачиваете, и др.? да …….. нет…….
2.Интересуется ли ваш ребенок другими детьми? да …….. нет…….
3.Любит ли ваш ребенок залезать вверх, подниматься по лестнице? да …….. нет…….
4.Любит ли ваш ребенок играть в прятки или в «ку-ку»? да …….. нет…….
5.Может ли ваш ребенок играть «понарошку», то есть изображает ли, например, что наливает чай из игрушечного чайника, или что-нибудь подобное? да …….. нет…….
6.Может ли ваш ребенок показывать пальцем, когда просит что-нибудь? да …….. нет…….
7.Может ли ваш ребенок показывать пальцем, когда видит что-то интересное? да …….. нет…….
8.Может ли ваш ребенок играть с небольшими игрушками (машинками, кубиками), используя их по назначению, а не только крутя их в руках, бросая или суя в рот? да …….. нет…….
9.Может ли ваш ребенок приносить вам (родителю) предметы, чтобы показать вам что-то? да …….. нет…….

Часть В. Наблюдения врача

1.Во время вашего визита смотрел ли ребенок вам в глаза? да …….. нет…….
2.Обратите на себя внимание ребенка, потом покажите пальцем на интересный предмет в другом конце комнаты и скажите: «Посмотри, там (название игрушки)». Смотрите ребенку в лицо. Посмотрел ли ребенок на тот предмет, на который вы показали? да …….. нет…….
3.Обратите на себя внимание ребенка, потом дайте ребенку игрушечный чайник и чашечку и попросите: «Налей мне чашку чаю». Будет ли ребенок «понарошку» наливать вам чай? да …….. нет…….
4.Спросите ребенка: «Где лампа?» («Покажи мне лампу»). Будет ли ребенок показывать пальцем на лампу? да …….. нет…….
5.Может ли ребенок построить башню из кубиков? Если да, из скольких кубиков?

Как подсчитывать результаты:

В тесте пять основных пунктов: А-5 (спонтанные ролевые игры), А-7 (показывание пальцем), В-2 (следование взглядом к тому предмету, на который показывают), В-3 (ролевые игры) и В-4 (показывание пальцем). Если ребенок не может пройти тест (то есть тест дает ответы «нет») во всех этих пяти пунктах, для него существует большой риск оказаться аутистом. Для ребенка, который не может пройти тест в пунктах А-7 и В-4, существует умеренный риск оказаться аутистом.

Что делать, если ребенок не прошел тест:

В таком случае тест повторяют через месяц. Если ребенок не проходит тест во второй раз, необходима консультация специалиста.

Чтобы ответить «да» на этот вопрос, убедитесь, что ребенок не просто посмотрел на вашу руку, но на тот предмет, на который вы показываете.

Если вы сможете увидеть любую другую игру с использованием элементов «понарошку», отвечайте «да» на этот вопрос.

Если ребенок не знает слова «лампа», задайте этот вопрос про любой другой предмет, находящийся вне непосредственной досягаемости (напр., «где мишка?» и т.д.). Ребенок должен посмотреть вам в лицо в тот момент, когда он показывает на предмет — только тогда на этот вопрос можно отвечать «да».

Вот полезное видео, на котором довольно хорошо видны ранние аутичные черты:

lisa.ru

аутизм Обратите внимание:

Транскрипт

1 Обратите внимание: аутизм Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста Пособие для родителей, семьи и друзей

3 Обратите внимание: аутизм Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста Пособие для родителей, семьи и друзей Правительство Воронежской области НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИИ Департамента здравоохранения г. Москвы

4 УДК ББК 74.3 В67 Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста. Пособие для родителей, семьи и друзей. Москва. Фонд «Выход», с. Обложка Дарья Рычкова Help Autism Now Society, 2014 Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход», 2014 ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», 2014

5 Аутизм серьезное расстройство, оказывающее заметное влияние на жизнь человека и окружающих его людей. Детям с аутизмом и их семьям можно помочь, особенно если рано и правильно поставить диагноз и оказывать необходимую помощь. Здравствуйте! Возможно, вы получили эту брошюру от врача-педиатра, невролога, психиатра или другого специалиста, предположившего, что вам следует узнать, что такое аутизм. Возможно, вам дали ее в ответ на ваши вопросы в общественной организации или в центре, где занимаются проблемами, связанными с аутизмом. Возможно, вам передали ее друзья или родственники, столкнувшиеся с этой проблемой раньше вас. В любом случае мы надеемся, что в брошюре содержится информация, которая поможет сделать вам первые шаги в изучении и преодолении этой проблемы.

7 Как пользоваться этой брошюрой? Если вы хотите узнать, что такое аутизм и как он проявляется откройте страницу 6, где есть краткое описание характеристик аутизма и перечислены возможные его проявления Если вы хотите проверить, возможно ли, что аутизм есть у вашего ребенка, и нужна ли вам дополнительная консультация специалистов, откройте страницу 30 и воспользуйтесь простыми способами оценки риска наличия аутизма у детей Если вы ищете дополнительную информацию про аутизм, изучите ссылки в конце брошюры Если вы хотите узнать про доступную помощь в вашем регионе, свяжитесь с ближайшей общественной организацией, созданной родителями детей с аутизмом. Информация об этих организациях размещена на сайте фонда «Выход» outfund.ru Если вы хотите узнать, как можно помочь детям с аутизмом, какие методы и подходы к помощи существуют сегодня, откройте страницу 38

8 такое аутизм? 8 Что такое аутизм? Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту примерно

9 Что такое аутизм? 7 Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах: 1. В том, как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия) 2. В том, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации) 3. В том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности) у 10 30% детей с аутизмом развивается эпилепсия. У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы

10 8 общаться так, как это делают их сверстники. Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20 25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать. Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами.они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки. Симптомы аутизма Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте,

11 Что такое аутизм? 9 как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными. Дети с аутизмом, подрастая, становятся подростками с аутизмом, а затем и взрослыми людьми с аутизмом Распространенность аутизма Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей. Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.

12 10 Причины аутизма Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок. Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности (например, вальпроевая кислота, используемая для лечения эпилепсии). Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

13 Что такое аутизм? 11 Аутизм не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство. Установление диагноза Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма. Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения. Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями. Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма. Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм». В России диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симтопмы аутизма,либо рекомендовать проведение обследования у психиатра. Наличие точного диагноза позволяет родителям претендовать на льготы, обеспечиваемые государством.

14 Симптомы аутизма в поведении В этом разделе описано и проиллюстрировано то, как аутизм может проявляться в поведении детей в возрасте 1,5 2-х лет и старше. Еще раз перечислим основные нарушения, характерные для аутизма, которые дают основания для постановки диагноза. Дополнительно при диагностике рассматриваются также часто встречающиеся при аутизме нарушения и проблемы поведения: 4. Нарушения моторики. 5. Обостренная чувствительность. 6. Особенности восприятия. 7. Причинение вреда самому себе. 8. Нарушение чувства опасности. Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма. Но если некоторые из указанных симптомов наблюдаются у вашего ребенка, откройте раздел «Оценка риска», страница 30, где размещен опросник для оценки риска наличия аутизма.

15 Симптомы аутизма в поведении Нарушения в сфере социального взаимодействия. (В том, как ребенок общается с детьми и взрослыми). 2. Нарушения в сфере коммуникации. (В том, как ребенок разговаривает, пользуется жестами или выражением лица). 3. Нарушения в поведении (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности). Нарушения в сфере социального взаимодействия Нарушения социального взаимодействия самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.

16 14 Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры и поддерживать их Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму Может не проявлять интерес к играм других детей

17 Симптомы аутизма в поведении 15 Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми Не улыбается в ответ на улыбку Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям Не реагирует на свое имя

18 16 Нарушения в сфере коммуникации Нарушения коммуникации также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали. Избегают контакта «глаза-в-глаза» Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)

19 Симптомы аутизма в поведении 17 Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова. Используют «управляемую руку» взрослого

20 18 Нарушения в поведении Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно. Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров). У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси

21 Симптомы аутизма в поведении 19 Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки) Часто многократно взмахивает руками Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается

22 20 Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет

23 Симптомы аутизма в поведении 21 Нарушения моторики Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой. Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости Хождение на цыпочках Плохая координация движений научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом

24 22 Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы Не может кататься на велосипеде или машинкекаталке с педалями Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти

25 Симптомы аутизма в поведении 23 Особенности восприятия обостренная чувствительность Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой. Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном пироге или шариков

26 24 Ребенок может не переносить прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью) Может не переносить прикосновения к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии Может не переносить музыку

27 Симптомы аутизма в поведении 25 Может иногда казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определенных вещей Может отказываться от ремней безопасности в детском кресле машины

28 26 Причинение вреда самому себе В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным. Может вырывать у себя волосы клочьями Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены) Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки) Может кусать себя

29 Симптомы аутизма в поведении 27 Нарушение чувства опасности Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

30 28 Расстройства желудочнокишечного тракта У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи. Чрезвычайно ограниченный набор продуктов, которые ребенок согласен есть, и/или повышенная чувствительность к вкусу пищи У ребенка часто бывает понос. В стуле имеется непереваренная пища. Ребенок часто страдает запорами

31 Симптомы аутизма в поведении 29 Нарушения сна Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

32 30 Оценка риска Диагноз РАС может ставить только специалист с достаточной подготовкой на основании наблюдения за ребенком и анализа истории его развития. Как понять, есть ли показания для того, чтобы проводить диагностику, или развитие ребенка соответствует норме? На следующих страницах предлагаются два способа оценки риска наличия аутизма у детей. Сверившись с ними, вы можете самостоятельно принять решение о необходимости консультации со специалистом. Если при заполнении опросника возникает подозрение на наличие аутизма, мы рекомендуем проведение более углубленной диагностики у специалиста. Вполне вероятно, что даже при отсутствии аутизма у ребенка могут быть другие проблемы развития, и он может нуждаться в помощи. Если результат одного из опросников указывает на возможность аутизма и проблемы с развитием, а результат другого нет, мы все равно рекомендуем вам посоветоваться со специалистом.

33 Симптомы аутизма в поведении 31 Cкрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста Пожалуйста, оцените, насколько приведенные ниже высказывания характеризуют Вашего ребенка. Постарайтесь ответить на каждый вопрос. Если данное поведение проявлялось редко (вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно. Заполнение этого опросника и оценка его результатов займут у Вас не более десяти минут. Пожалуйста, внимательно прочитайте инструкции по заполнению и оценке результатов. Этот тест представляет собой опросник, на каждый из вопросов нужно ответить «да» или «нет», обводя подходящий вариант. Заполните этот опросник, ориентируясь на то, как обычно себя ведет Ваш ребенок. Пожалуйста, постарайтесь ответить на каждый вопрос. Если то или иное поведение проявлялось редко (вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно. В конце находятся инструкции по оценке результатов теста, после заполнения теста следуйте этим инструкциям Diana Robins, Deborah Fein, & Marianne Barton

34 32 Опросник M-CHAT-R Обведите «да» или «нет» после каждого вопроса. 1. Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит? (пример: Если вы показываете на игрушку или животное, ребенок посмотрит на игрушку или животное) 2. Вы когда-нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим? 3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (пример: Ребенок притворяется, что пьет из пустой чашки, делает вид, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку) 4. Ребенку нравится забираться на различные предметы? (пример: Ребенок любит залезать на мебель, на оборудование детской площадки) 5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами? (пример: Ребенок перебирает пальцами около глаз) 6. Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь? (пример: Ребенок указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться) 7. Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внимание на что-то интересное? (пример: Ребенок показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге) 2009 Diana Robins, Deborah Fein, & Marianne Barton

35 Симптомы аутизма в поведении Ребенок интересуется другими детьми? (пример: Ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним) 9. Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы показать вам? (пример: Ребенок показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку) 10. Ребенок отзывается на свое имя? (пример: Ребенок смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его (или ее) по имени) 11. Когда вы улыбаетесь ребенку, он улыбается в ответ? 12. Ребенка расстраивают обычные звуки? (пример: Ребенок начинает кричать или плакать от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка) 13. Ребенок умеет ходить? 14. Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете? 15. Ребенок пытается копировать то, что вы делаете? (пример: Машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопает в ладоши, издает смешные звуки) 16. Если вы обернетесь и посмотрите на что-нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите? 17. Ребенок старается сделать так, чтобы вы посмотрели на него? (пример: Ребенок смотрит на вас, ожидая похвалу, или говорит «гляди» или «посмотри на меня») 2009 Diana Robins, Deborah Fein, & Marianne Barton

36 Ребенок понимает то, что вы ему говорите? (пример: Если вы не будете ничего показывать руками, ребенок поймет такие фразы как «положи книжку на стул» или «принеси мне одеяло») 19. Когда случается что-то необычное, ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? (пример: Если ребенок слышит странный или непривычный звук или видит новую игрушку, он смотрит на ваше лицо) 20. Вашему ребенку нравятся подвижные занятия? (пример: Когда его качают на качелях или раскачивают на коленях) Количество баллов: 2009 Diana Robins, Deborah Fein, & Marianne Barton

37 Симптомы аутизма в поведении 35 Алгоритм для подсчета результатов Если вы ответили «Нет» на любой вопрос, кроме 2, 5 и 12 это прямое указание на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра. Для вопросов 2, 5 и 12 на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра, указывает ответ «Да». Низкий риск: Общий результат 0 2 балла. Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после того, как ему исполнится два года. Никаких других действий от вас пока что не требуется. Средний риск: Общий результат 3 7 баллов. Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение идти ли на дальнейшее, более детальное, обследование. Высокий риск: общий результат 7 20 баллов. Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной. Мы благодарим за перевод с английского Елизавету Морозову 2009 Diana Robins, Deborah Fein, & Marianne Barton

38 36 «Красные флажки» аутизма Часто еще до появления бросающих в глаза симптомов у ребенка могут быть особенности в поведении, указывающие на высокую вероятность наличия аутизма. Интенсивные исследования в области изучения развития детей с аутизмом позволили выявить симптомы, указывающие на высокий риск развития аутизма у маленьких детей. Эти симптомы иногда называют «красными флажками» аутизма. Не реагирует или редко реагирует на имя. Постоянно или часто ведет себя так, как будто не слышит обращенной к нему речи. Не улыбается или редко улыбается другим людям. Не использует указательный жест или другие жесты в возрасте 12-ти месяцев. Нет лепета к 12-ти месяцам, нет слов к 16-ти месяцам.

39 Симптомы аутизма в поведении 37 Нет фразовой речи (то есть сочетания из двух и более слов) к возрасту 24-х месяцев. Утерял какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любой период в детском возрасте. Если вы отмeчаете указанные симптомы у вашего ребенка, обратитесь к специалисту для диагностики аутизма

40 Симптомы аутизма в поведении 38 Лечение Помощь детям с аутизмом Лечение аутизма процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств. Некоторые дети с аутизмом нуждаются в очень интенсивной помощи для того чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить. Многие дети при этом могут самостоятельно обучаться сложным умениям и больше нуждаются в поддержке с учетом их особенностей восприятия и мышления в школе и дома, нежели в интенсивной терапии. В некоторых ситуациях специалисты могут

41 Лечение 39 Рано начатое обучение, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом. назначать лекарства, действие которых направлено на снижение выраженности проблем поведения, например, гиперактивность или раздражительность, могут также применяться лекарства, влияющие на сон, работу желудочно-кишечного тракта, неврологические нарушения, встречающиеся при расстройствах аутистического спектра. Однако до сих пор не существует лекарств, прямо влияющих именно на симптомы аутизма.наиболее эффективным методом коррекции аутистических расстройств считается поведенческая терапия процесс систематического и последовательного обучения с использованием подсказок и поощрения желаемого поведения.

42 40 Программы развития детей с аутизмом, основанные на поведенческой терапии, особенно при условии рано поставленного диагноза и рано начатой помощи, помогают ребенку стать более самостоятельным, способным к социально приемлемому и соответствующему возрасту поведению, значительно улучшают прогноз его развития и социализации. В помощи детям с аутизмом могут принимать участие специалисты, занимающиеся развитием речи, академических навыков, психологи, нейропсихологи и многие другие специалисты при условии достаточной подготовки и опыта работы в области аутизма. Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Многие родители детей с аутизмом описывают сложные переживания, возникающие в связи с наличием у ребенка расстройств, могут испытывать сильные стрессы из-за проблемного поведения или необходимости постоянно контролировать малыша. В планировании помощи семье обязательно учитывается и состояние взрослых, находящихся с ребенком, и восприятие ситуации его братьями и сестрами. Нередко они также могут нуждаться в поддержке и консультациях специалистов, для того чтобы поддерживать хорошие отношения друг с другом, отдыхать и радоваться жизни.

44 Симптомы аутизма в поведении 42 Полезные ссылки Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» outfund.ru

45 Благодарности Фонд «Выход» благодарит Правительство Воронежской области за то, что Пособие «Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста» стало доступным для родителей и специалистов в рамках Программы «Аутизм. Маршруты помощи». Мы благодарны руководству Департамента здравоохранения Правительства Воронежской области и главному педиатру Маргарите Михайловне Киньшиной лично за искреннюю вовлеченность в тему и профессиональную помощь в реализации этого проекта. Мы благодарим коллектив авторов МГППУ (Московского городского психолого-педагогического университета) за работу над этим Пособием. Спасибо Татьяне Александровне Строгановой, Марине Михайловне Цейтлин, Александру Борисовичу Сорокину, Анне Александровне Шведовской за этот труд. Мы благодарим за сотрудничество и открытость Ларису Андреевну Шалиткину главного детского психиатра Воронежской области. Мы выражаем признательность Ольге Александровне Власовой и Ирине Васильевне Садиковой за волонтерскую помощь в редактировании текста этого Пособия. Мы горячо благодарны родителям детей с аутизмом, которые приняли участие в обсуждении структуры и содержания Пособия, за точные замечания, позволившие скорректировать этот текст с учетом бесценного опыта, который уже есть у родителей.

46 Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста. Пособие для родителей, семьи и друзей Составитель Елисей Осин Автор иллюстраций Дарья Рычкова Дизайнер Мария Хохлова

48 «Мне жаль, что таких пособий для родителей у нас не было лет тому назад. Многих ошибок можно было бы избежать.» «Дай Бог, чтобы всё получилось и такой буклет лежал везде-везде, в самой-пресамой малипусенькой детской поликлинике. » «Это очень важное пособие для тех, кто первый раз столкнулся с диагнозом «аутизм». Не верьте всему, что написано в интернете, доверяйте только проверенной информации!» «Спокойствие, позитив и уверенность в родительских силах это то, что мы все вместе хотели заложить в этот буклет. И на первый взгляд кажется, что нам это удалось.» Из комментариев родителей, принимавших участие в обсуждении содержания этого буклета Правительство Воронежской области НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИИ Департамента здравоохранения г. Москвы

docplayer.ru