Опросник по депрессии

Шкалы и опросники

В целях ранней диагностики расстройств депрессивного спектра широко используются специальные шкалы, позволяющие не только выявить, но и оценить выраженность депрессии, а также контролировать процесс ее лечения (Вялова М. М., Жумаева О.В., 2000).

Наиболее часто специалистами используются: шкала Гамильтона для оценки тревоги и шкала Гамильтона для оценки депрессии (Hamilton M., 1959; Бевз И., 1999) и шкала Монтгомерти-Асберг (Montgomerty S., Asberg M., 1979; Бевз И.А., 1999), опросник Бека (Beck A.T. c cоавт., 1961), шкала Раскина, опросник депрессивной симптоматики (IDS), шкала депрессии НИИ неврологии им. В.М. Бехтерева (Кудряшов А.Ф., 1992), госпитальная шкала тревоги и депрессии Зигмонда (Zigmond A., Snaith R., 1983; Wade D., 1992), Нью-Кастловская шкала оценки эндогенной и реактивной депрессии (NEDRS) (Carney M., Garside R.,1965).

Для оценки коморбидной депрессии тревоги применяются шкалы самооценки тревоги Цунга (Zung W., 1965), шкала тревоги Спилбергера (Spielberger C., с соавт., 1970), шкала для оценки тревоги Кови (Covi L., с соавт., 1979), личностная шкала проявлений тревоги Тейлора (Teilor J., 1953).

Шкала Гамильтона для оценки депрессии

1. Депрессивное настроение (подавленность, безнадежность, беспомощность, сниженная самооценка)

1 — выражение указанного чувства только при прямом расспросе

2 — высказывается в жалобах спонтанно

3 — определяется невербальным выражением а посредством наблюдения: мимика , поза, голос, плаксивость

4 — выражаются только эти чувства, как в спонтанных высказываниях, так и при невербальном выражении

2. Чувство вины

1 — самоуничижение (человек полагает, что подвел других)

2 — идеи собственной виновности или мучительные размышления о собственных прошлых ошибках или грехах

3 — настоящее заболевание расценивается как наказание; бредовые идеи виновности

4 — вербальные галлюцинации обвиняющего и осуждающего содержания и \ или зрительные галлюцинации угрожающего содержания

3. Суицидальные намерения

1 — чувство, что жить не стоит

2 — желание смерти или мысли о возможности собственной смерти

3 — суицидальные высказывания или жесты

4 — суицидальные попытки

4. Ранние нарушения сна

0 — отсутствие затруднений при засыпании

1 — жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (дольше, чем 0,5 часа)

2 — жалобы на невозможность заснуть каждую ночь

5. Средние нарушения сна

1 — жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи

2 — многократные пробуждения в течение ночи — любой подъем с постели оценивается как «2» (исключая физиологические потребности)

6. Поздние нарушения сна

1 — раннее пробуждение утром с последующим повторным засыпанием

2 — окончательное раннее пробуждение

7. Работоспособность и активность

0 — отсутствие трудностей

1 — мысли и ощущение недееспособности, чувство усталости и слабости, связанное с деятельностью: работа или хобби

2 — утрата интереса к деятельности: работе или хобби — выраженная непосредственно в жалобах или опосредованно через апатию и нерешительность (чувство потребности в дополнительном усилии приступить к работе или проявить активность)

3 — уменьшение реального времени проявления активности или снижение продуктивности. В условиях стационара оценка «3» выставляется, если активность пациента проявляется в течение не менее трех часов в день (работа в стационаре или хобби)

4 — отказ от работы вследствие настоящего заболевания; в стационаре оценка «4» выставляется, если пациент вообще не проявляет активности или даже не справляется с рутинной бытовой деятельностью без посторонней помощи

8. Заторможенность (замедленность мышления и речи, нарушение способности концентрировать внимание, снижение моторной активности)

0 — нормальная речь и мышление

1 — легкая заторможенность в беседе

2 — заметная заторможенность в беседе

3 — выражение затруднения при проведении опроса

4 — постоянное перебирание руками, попытка кусать ногти и губы, выдергивание волос

9. Ажитация (тревожное возбуждение)

2 — беспокойные движения руками, теребление волос и пр.

3 — подвижность, неусидчивость

4 — постоянное перебирание руками, выдергивание волос и пр.

10. Психическая тревога

1 — субъективное напряжение и раздражительность

2 — беспокойство по незначительным поводам

3 — тревога, выражающаяся в выражении лица и речи

4 — страх, выражаемый и без расспроса

11. Соматическая тревога

4 — крайне сильная

Физиологические проявления тревоги: гастроинтестинальные — сухость во рту, метеоризм, диспепсия, диарея, спазмы, отрыжка; сердечно-сосудистые — сердцебиение, головные боли; дыхательные — гипервентиляция, одышка; учащенное мочеиспускание; повышенное потоотделение

12. Гастроинтестинальные соматические симптомы

1 — утрата аппетита, но с приемом пищи без сильного принуждения; чувство тяжести в животе

2 — прием пищи только с упорным принуждение; потребность в слабительных средствах или препаратах для купирования гастроинтестинальных симптомов

13. Общие соматические симптомы

1 — тяжесть в конечностях, спине или голове; боли в спине, голове, мышечные боли; чувство утраты энергии или упадка сил

2 — любые резко выраженные симптомы

14. Генитальные симптомы

0 — отсутствие симптомов

1 — слабо выраженные — утрата либидо

2 — слабо выраженные — менструальные нарушения

15. Ипохондрия

1 — поглощенность собой (телесно)

2 — чрезмерная озабоченность здоровьем

3 — частые жалобы, просьбы о помощи и пр.

4 — ипохондрический бред

16. Потеря в весе (оценивается либо пункт А, либо Б)

А. По данным анамнеза:

0 — отсутствие потери веса

1 — вероятная потеря в весе в связи с настоящим заболеванием

2 — явная (со слов пациента) потеря в весе

Б. Если изменения в весе имеют место еженедельно и регистрируются в настоящее время:

0 — потеря веса менее 2 кг. в неделю

1 — более 2 кг. в неделю

2 — более 4 кг. в неделю

3 — не поддающаяся оценке

17. Критичность отношения к болезни

0 — осознание, что болен депрессией или каким-либо заболеванием

1 — осознание болезненности состояния, но отнесение этого за счет плохой пищи, климата, переутомления на работе, вирусной инфекции, потребности в отдыхе и пр.

2 — полное отсутствие сознания болезни

Критерии тяжести депрессии по шкале Гамильтона

— легкая депрессия: 14-17 баллов

— умеренная депрессия: 18-25 баллов

— тяжелая депрессия: более 25 баллов.

Для диагностики расстройств депрессивного спектра, оценки их выраженности и фармакологических исследований, посвященных терапии депрессии наиболее часто используется шкала Гамильтона.

Шкала Гамильтона также использовалась для исследования депрессий коморбидных с другими психическими заболеваниями. Так в частности, S. Moritz с соавт. (2004) проводили c помощью шкалы Гамильтона оценку уровня депрессии среди пациентов с обсессивно-компульсивными расстройствами. В литературе встречаются попытки прогнозирования течения заболеваний при помощи шкалы Гамильтона.

Продемонстрирована успешность применение шкалы Гамильтона не только в психиатрии, но и в других областях медицины.

K. Wisner с соавт. (2004) описано использование шкалы Гамильтона в акушерской практике для изучения риска возникновения депрессии среди женщин, имеющих в анамнезе депрессивный эпизод, в течение года после рождения у них ребенка.

K. Evans с соавт. (2004) использовали данную шкалу для изучения корреляции между уровнем депрессии среди выборки первично здоровых людей и заболеваемостью депрессией среди населения. Результаты исследования показали наличие положительной корреляции между показателями шкалы Гамильтона и заболеваемостью депрессией в целом.

Brown E., с соавт. (2004) проводилась оценка депрессии с помощью шкалы Гамильтона и, в частности, способности кортикостероидной терапии вызывать расстройства депрессивного спектра.

D. Adson с соавт. (2004) использовали шкалу Гамильтона для оценки эффекта селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. R. Lydiard et.al. (1999) с помощью данной шкалы проводили оценку эффективности лечения большой депрессии сертралином. M Fux с соавт. (2004) изучали эффективность эйкозапентановой кислоты для коррекции аффективных нарушений при обсессивно-компульсивный расстройствах. Исследование влияния приема венлафаксина для лечения депрессии и профилактики ее рецидива показало наличие корреляции между показателями по шкале Гамильтона и риском его возникновения (Simon J., et.al. 2004).

M Bauer с соавт. (2004) оценивали эффективность метода самоконтроля пациента за собственным аффективным статусом. Обнаружена высокая корреляция (-0,683) результатов самоконтроля и показателей по шкале Гамильтона.

В Турции шкала Гамильтона использовалась для измерения уровня аффективных нарушений среди больных алкоголизмом (Mirsal H., Kalyoncu A., Pektas O., 2004).

Итальянские ученые описывают использование шкалы Гамильтона в качестве золотого стандарта для оценки эффективности распознавания депрессии с помощью других шкал в общемедицинской практике (Balestrieri M., 2004). G Chapagain с соавт. (2003) оценивали с помощью шкалы Гамильтона уровень депрессии среди больных инфарктом миокарда. По результатам исследования, 45-57 % симптомов оказались связанными с соматическим состоянием, 36-44 % — психологическими нарушениями.

Fortner M., Brown K., Varia I. (1999) описано использование шкалы Гамильтона для оценки качества жизни среди пожилых пациентов, страдающих депрессией.

Шкала Монтгомери-Асберг (Montgomery S., Asberg M., 1979) отличается особой чувствительностью к эффекту терапии депрессии и в этом отношении по мнению ряда авторов превосходит шкалу Гамильтона.

Шкала депрессии Монтгомери-Асберг

1. Видимая печаль

Видимое отчаяние, мрачность и безнадежность, отраженные в речи, выражении лица и позе. Оценивается по глубине и неспособности к «прояснению» (улучшению)

2 — Выглядит удрученным, но «проясняется без труда»

4 — Проявляет печаль большую часть времени

6 — Выглядит жалким (печальным) все время, крайне отчаян

2. Описываемая печаль

Жалобы на подавленность (угнетенное настроение), невзирая на то, проявляется оно внешне или нет. Включает подавленность (уныние), отчаяние или чувство беспомощности и безнадежности. Оценивается в зависимости от интенсивности (глубины), длительности и степени влияния внешних событий на настроение

0 — Редко возникающая печаль в соответствии с обстоятельствами

2 — Печальный или подавленный, но «проясняется» без труда

4 — Всепроникающие чувства печали и мрачности, настроение остается подверженным внешним обстоятельствам

6 — Продолжительная и неменяющаяся печаль, страдание или отчаяние

3. Внутренне напряжение

Жалобы на чувство (ощущение) неопределенного беспокойства, раздражительность, внутренняя суматоха, умственное (психическое) напряжение, усиливающееся до паники, страха (ужаса) или муки. Оценивается в зависимости от интенсивности (глубины), частоты и степени требуемого успокаивающего уверения.

0 — Спокойный, лишь быстро преходящее внутреннее напряжение

2 — Редкое ощущение раздражительности или неопределенного беспокойства

4 — Продолжительное ощущение внутреннего напряжения или перемежающейся паники, с которой пациент справляется с некоторым трудом

6 — Неослабевающий страх (ужас) или мука, непреодолимая паника

4. Уменьшенный сон

Жалобы на уменьшение продолжительности или глубины сна в сравнении с нормальным собственным опытом пациента, когда он здоров

0 — Спит как обычно

2 — Легкая трудность засыпания или слегка укороченный, поверхностный или прерывистый сон

4 — Сон укорочен или нарушен, по крайней мере, на 2 часа

6 — Менее чем 2 или 3 часа сна.

5. Сниженный аппетит

Жалобы на потерю аппетита в сравнении со здоровым. Оценивается с учетом степени утраты «желанности» пищи или необходимости заставлять себя принимать пищу.

0 — Нормальный или повышенный аппетит

2 — Слегка сниженный аппетит

4 — Нет аппетита, пища безвкусна

6 — Требует убеждения для приема пищи

6. Трудности сосредоточения

Жалобы на трудности собраться с мыслями, увеличивающиеся до неспособности (отсутствия) концентрации (сосредоточения). Оценивается с учетом интенсивности (глубины), частоты и степени этой неспособности.

0 — Никаких трудностей в сосредоточении

2 — Редко возникающие трудности собраться с мыслями

4 — Трудности в сосредоточении и удержании мысли, которые снижают способность читать или поддерживать беседу

6 — Почти полная неспособность читать или беседовать, либо достижение этого с огромным усилием

7. Усталость (утомляемость)

Жалобы на трудности начинания или медленное начало и проведение повседневной деятельности

0 — Практически полное отсутствие трудностей в начинании, никакой медлительности

2 — Трудность в начинании деятельности

4 — Трудности в начинании простой рутинной деятельности, которые преодолеваются с усилием

6 — Полная усталость, неспособность делать что-либо без помощи

8. Неспособность чувствовать

Субъективные переживания сниженного интереса к окружающему или деятельности, которая в норме приносит удовольствие. Способность адекватно эмоционально реагировать на обстоятельства или людей снижена

0 — Обычный интерес к окружающим и другим людям

2 — Сниженная способность испытывать обычные интересы

4 — Утрата интереса к окружающему, потеря чувств к друзьям и знакомым

6 — Переживание эмоционального паралича, неспособности чувствовать гнев, горе или удовольствие, утрата чувства к близким, родственника и друзьям

9. Пессимистические мысли

Высказывание мыслей о виновности, более низком положении (малоценности, неполноценности), самоупреках, греховности, раскаянии (угрызениях совести) и гибели.

0 — Никаких пессимистических мыслей

2 — Колеблющиеся (нестойкие) мысли о неудаче (несостоятельности), самоупрек или самообесценивание

4 — Упорное (стойкое) самообвинение или четкие (определенные) мысли о виновности или грехе, усиление пессимистичности в отношении будущего

6 — Бред разорения, неискупимого греха. Самообвинения, которые абсурдны и непоколебимы.

10. Суицидальные мысли

Представления, что жизнь ничего не стоит, что естественная смерть была бы желанной; суицидальные мысли и приготовления к суициду.

0 — Получение удовольствия от жизни или принятие ее такой, какая она есть

2 — «Уставший (утомленный) от жизни», только скоротечные (мимолетные) мысли о смерти

4 — Вероятное «улучшение» от прихода смерти, суицидальные мысли обычны, суицид представляется как возможное решение, но без определенных планов или намерений

6 — Определенные планы суицида, когда представится возможность. Активные приготовления к суициду

Опросник депрессии Бека

У меня нет плохого настроения

Я испытываю подавленность или тоску

Я постоянно испытываю подавленность или тоску и не могу от них избавиться

Я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что это доставляет мне мучения

Я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что я не могу это вынести

psyclinic-center.ru

Симптомы депрессии и опросник Бека

Сегодня по статистике Всемирной организации здравоохранения, около 7% европейцев страдают от серьезных форм расстройств настроения.

А с учетом легких форм депрессии и тревожных состояний 1 из 4 человек живет с этим недугом.

Не удивительно, что психологи и медики уже многие десятилетия занимаются изучением депрессии и ее симптомов.

Формально существует несколько классификаций психических расстройств, самыми известными из которых являются МКБ 10 и DSM V.

Например, депрессивный эпизод (МКБ 10) характеризуется пониженным настроением, уменьшением энергичности, падением активности, сниженной способностью радоваться, получать удовольствие, чувством усталости и т.д.

А симптомов клинической депрессии (major depressive disorder) всего девять: пониженное настроение и/или отсутствие интереса к происходящему в жизни, изменение аппетита и веса на 5%, бессонница или сонливость, психомоторная заторможенность или гиперактивность, ощущение отсутствия жизненной энергии, чувство стыда или бесполезности, проблемы с концентрацией внимания, а также суицидальные мысли и действия.

На самом деле, все обстоит гораздо сложнее и симптомом депрессии куда больше, чем может показаться на первый взгляд.

Ведь симптомы депрессии за последние сто лет изучали с помощью 280 различных инструментов.

Это происходило по причине того, что у медиков и психологов различные представления о причинах развития и течения болезни.

Первых в большей степени интересуют биологические причины и соматические симптомы, тогда как вторые фокусируются на субъективном опыте человека.

Нет и единого подхода среди психологов, а различных моделей депрессии и ее симптомов насчитывается более десяти.

Совсем недавно исследователи (Fried, 2016) решили проверить то, насколько хорошо согласуются между собой различные психологические опросники, выявляющие наличие депрессии.

Они сравнили семь наиболее часто используемых шкал: Hamilton Rating Scale for Depression (HRSD), Beck Depression Inventory (BDI), Center of Epidemiological Scales (CES-D), Inventory of Depressive Symptoms (IDS), 16-item Quick Inventory of Depressive Symptoms (QIDS), 10-item Montgomery-Åsberg Depression Rating Scale (MADRS), 20-item Zung Self-Rating Depression Scale (SDS).

Оказалось, что всего можно насчитать 52 различных симптома депрессии.

При этом три симптома присутствовали во всех без исключения опросниках: подавленное настроение, снижение аппетита и отсутствие жизненной энергии

Суицидальные мысли оказались общими для шести опросников, а пессимизм для пяти шкал.

Однако только подавленное настроение является симптомом депрессии, напрямую выявляемым во всех опросниках без каких-либо смежных или дополнительных симптомов.

Beck Depression Inventory и Quick Inventory of Depressive Symptoms оказалась наиболее тесно связанными с другими опросниками.

Они включают в себя около 40% всех симптомов депрессии.

В среднем все опросники пересекаются лишь в 12% симптомов, что подтверждает многообразие подходов к изучению депрессии.

Несмотря на различные симптомы депрессии, результаты опросников оказываются очень близки друг к другу.

Fried E.I.Journal of Affective Disorders. 2016 Oct 21;208:191-197. doi: 10.1016/j.jad.2016.10.019

Хотите понять свой уровень депрессии? Предлагаем Вам заполнить самый надежный опросник депрессии Бека.

pospsy.ru

Опросник Бека: есть ли у вас депрессия?

Тест-опросник депрессии разработал Аарон Т. Бек в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии. Он включает в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб.

Инструкция:

В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как вы себя чувствовали на этой неделе и сегодня. Если несколько утверждений из одной группы кажутся вам одинаково хорошо подходящими, можете выбрать несколько.

Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что вы прочли все утверждения в каждой группе.

1
Я не чувствую себя расстроенным, печальным — 0
Я расстроен — 1
Я все время расстроен и не могу от этого отключиться — 2
Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать — 3

2
Я не тревожусь о своем будущем — 0
Я чувствую, что озадачен будущим —1
Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем — 2
Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему —3

3
Я не чувствую себя неудачником — 0
Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди —1
Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач — 2
Я чувствую, что как личность я — полный неудачник — 3

4
Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше — 0
Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше — 1
Я больше не получаю удовлетворения ни от чего — 2
Я полностью не удовлетворен жизнью и мне все надоело — 3

5
Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым — 0
Достаточно часто я чувствую себя виноватым — 1
Большую часть времени я чувствую себя виноватым — 2
Я постоянно испытываю чувство вины — 3

6
Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо — 0
Я чувствую, что могу быть наказан —1
Я ожидаю, что могу быть наказан — 2
Я чувствую себя уже наказанным — 3

7
Я не разочаровался в себе — 0
Я разочаровался в себе — 1
Я себе противен — 2
Я себя ненавижу — 3

8
Я знаю, что я не хуже других — 0
Я критикую себя за ошибки и слабости — 1
Я все время обвиняю себя за свои поступки — 2
Я виню себя во всем плохом, что происходит — 3

9
Я никогда не думал покончить с собой — 0
Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять — 1
Я хотел бы покончить с собой — 2
Я бы убил себя, если бы представился случай — 3

10
Я плачу не больше, чем обычно — 0
Сейчас я плачу чаще, чем раньше —1
Теперь я все время плачу — 2
Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется — 3

11
Сейчас я раздражителен не более, чем обычно — 0
Я более легко раздражаюсь, чем раньше — 1
Теперь я постоянно чувствую, что раздражен — 2
Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали — 3

12
Я не утратил интереса к другим людям — 0
Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше — 1
Я почти потерял интерес к другим людям — 2
Я полностью утратил интерес к другим людям — 3

13
Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше — 0
Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения — 1 Мне труднее принимать решения, чем раньше — 2
Я больше не могу принимать решения —3

14
Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно — 0
Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным — 1
Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным — 2
Я знаю, что выгляжу безобразно — 3

15
Я могу работать так же хорошо, как и раньше — 0
Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь — 1
Я с трудом заставляю себя делать что-либо — 2
Я совсем не могу выполнять никакую работу — 3

16
Я сплю так же хорошо, как и раньше — 0
Сейчас я сплю хуже, чем раньше —1
Я просыпаюсь на 1–2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять — 2
Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть — 3

17
Я устаю не больше, чем обычно — 0
Теперь я устаю быстрее, чем раньше — 1
Я устаю почти от всего, что я делаю — 2
Я не могу ничего делать из-за усталости — 3

18

Мой аппетит не хуже, чем обычно — 0
Мой аппетит стал хуже, чем раньше — 1
Мой аппетит теперь значительно хуже — 2
У меня вообще нет аппетита —3

19
В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной — 0
За последнее время я потерял более 2 кг —1
Я потерял более 5 кг — 2
Я потерял более 7 кr —3
Я намеренно стараюсь похудеть и ем меньше (отметить крестиком). Да_________ Нет_________

20
Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно — 0
Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т. д. — 1
Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом — 2
Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать — 3

21
В последнее время я не замечал изменения своего интереса к близости — 0
Меня меньше занимают проблемы близости, чем раньше —1
Сейчас я значительно меньше интересуюсь межполовыми отношениями, чем раньше —2
Я полностью утратил либидо интерес — 3

Обработка результатов.

Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома.

Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

Интерпретация (ключ) теста Бека.

Результаты теста интерпретируются следующим образом:

0–9 — отсутствие депрессивных симптомов
10–15 — легкая депрессия (субдепрессия)
16–19 — умеренная депрессия
20–29 — выраженная депрессия (средней тяжести)
30–63 — тяжёлая депрессия

Также в методике выделяются две субшкалы:

Пункты 1–13 — когнитивно-аффективная субшкала (C-A)
Пункты 14–21 — субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)

Когнитивная терапия Бека. Как выйти из депрессии

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы.

Необходимо научиться видеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоактуализации.

Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т. е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

Личность по А. Беку формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими.

Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире. Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

В «когнитивную триаду депрессии» входят:

— негативное представление о себе («Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник»);
— негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);
— нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т. е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

1. Персонализация — склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

2. Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

4. Произвольные умозаключения — бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я — плохая мать».

5. Сверхгенерализация — неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, человек сделал ошибку, но думает: «Я всегда все делаю неправильно». Или после неудачного свидания женщина делает вывод: «Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами».

6. Преувеличение (катастрофизация) — преувеличение последствий каких-либо событий. Например, человек думает: «Если эти люди обо мне плохо подумают — это будет просто ужасно!»; «Если я буду на экзамене нервничать — я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят».

Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии.

1. Сведение проблем — идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Неадаптивная когниция — это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниций носят характер «автоматических мыслей»: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для человека они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. «Автоматические мысли» непроизвольны, не привлекают внимания человека, хотя и направляют его поступки.

Для распознавания неадаптивных когниций используется прием «коллекционирование автоматических мыслей». Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

3. Отдаление — процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления. После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т. е. отдалиться от них. Отдаление повышает способность проводить границу между мнением, которое надо обосновать («я считаю, что…») и неопровержимым фактом («я знаю, что…»).

Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей облегчается дистанцирование человека от них, формируется навык видения в них гипотез, а не фактов. В процессе отдаления человеку становится более ясным путь искажения восприятия события.

4. Изменение правил регуляции правил поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека. Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными — обобщенными, менее персонифицированными — связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

Содержание правил регуляции поведения собирается вокруг двух основных параметров: опасности — безопасности и боли — удовольствия.

Ось опасности — безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. Например, человек, руководствующийся правилом «Будет ужасно, если я окажусь не на высоте», испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия «быть на высоте», и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче человек проецирует на восприятие его другими, т. е. считает, что таким его воспринимают другие.

Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности — безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

Правила, центрированные вокруг оси боли — удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу «Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду зависимости от этого правила. После выявления таких позиций человеку необходимо осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер.

Необходимо понять, что человек был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

Классификация поведенческих правил:

1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у человека положительные или отрицательные эмоции (например: «Немытые овощи канцерогенны»).

2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: «После развода все будет по-другому»).

3. Поведенческие оценки (например: «Так как я заикаюсь, никто меня не слушает»).

4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: «При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине», «У меня нет больше надежды»).

5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: «Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа»).

6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: «Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым»).

7. Перемена отношения к правилам саморегуляции.

8. Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими.

miraman.ru