Органическое заикание это

Органическое заикание это

В предыдущих параграфах этот вопрос был частично освещен. Подчеркнем еще раз, что традиционно заикание делят на органическое и функциональное. Органическое предполагает гибель определенных структур мозга или патологические условия их функционирования, проявляющиеся в наличии неврологической и нейропсихологической симптоматики (патологических рефлексов, изменений тонуса артикуляционных мышц, симптомов агнозии и апраксии). Наиболее распространенным из знаков органического поражения мозга — повышенное внутричерепное давление, вплоть до судорожной готовности. Недаром старые авторы называли заикание малой эпилепсией. Сегодня понятно, что это определение — метафора, однако оно образно обозначает, что в работе головного мозга у определенной группы заикающихся имеются серьезные недостатки. Как правило, они следствие внутриутробных, родовых и ранних послеродовых заболеваний и травм ЦНС. Функциональное заикание возникает на основе слабости нервной деятельности, без «поломки», гибели самих клеток мозга.

Органическое заикание носит стабильный характер. Степень его тяжести примерно одинакова в разных ситуациях общения: и дома, и в гостях, и при выступлении на сцене, и по телефону. Для Функционального же заикания характерны флуктуации (перепады) в состоянии речи. Она может быть то совсем нормальной, то вдруг наступает резкое ухудшение. Особенно тяжелое состояниеозникает при возбуждении, эмоциональных нагрузках, в в расте, когда ребенок начинает осознавать себя как личное чаще всего возникает страх речи. Он усиливает волнения, ев*5′ занные с речью, и они еще более ухудшают ее. Образуется порой ный круг: возбуждение вызывает заикание, заикание усугубля склонность к возбуждению.

В относительно новой литературе появились обозначени двух основных видов заикания как невротическое и неврозоподобное (Н М. Асатиани и др. ). По существу, под первым понимается функциональное, под вторым — органическое, т.е. похожее на невроз (подобное неврозу), но таковым не являющееся. Такая систематизация форм заикания проведена по аналогии с той которая принята в детской неврозологии (В В. Ковалев и др.)’ Деление заикания на невротическое и неврозоподобное также разделяется не всеми авторами, поскольку в его основу положены скорее количественные, чем качественные различия между его формами.

pedlib.ru

Классификация заикания

В предыдущих параграфах этот вопрос был частично осве­щен. Подчеркнем еще раз, что традиционно заикание делят на органическое и функциональное. Органическое предполагает гибель определенных структур мозга или патологические условия их функционирования, проявляющиеся в наличии неврологиче­ской и нейропсихологической симптоматики (патологических рефлексов, изменений тонуса артикуляционных мышц, симпто­мов агнозии и апраксии). Наиболее распространенным из зна­ков органического поражения мозга — повышенное внутриче­репное давление, вплоть до судорожной готовности. Недаром старые авторы называли заикание малой эпилепсией. Сегодня понятно, что это определение — метафора, однако оно образно обозначает, что в работе головного мозга у определенной группы заикающихся имеются серьезные недостатки. Как правило, они следствие внутриутробных, родовых и ранних послеродовых за­болеваний и травм ЦНС. Функциональное заикание возникает на основе слабости нервной деятельности, без «поломки», гибели самих клеток мозга.

Органическое заикание носит стабильный характер. Степень его тяжести примерно одинакова в разных ситуациях общения: и дома, и в гостях, и при выступлении на сцене, и по телефону. Для Функционального же заикания характерны флуктуации (перепа­ды) в состоянии речи. Она может быть то совсем нормальной, то вдруг наступает резкое ухудшение. Особенно тяжелое состояние возникает при возбуждении, эмоциональных нагрузках, в возрасте, когда ребенок начинает осознавать себя как личное чаще всего возникает страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Образуется порочный круг: возбуждение вызывает заикание, заикание усугубляет склонность к возбуждению.

В относительно новой литературе появились обозначении двух основных видов заикания как невротическое и неврозопо­добное (Н.М. Асатиани и др.). По существу, под первым понима­ется функциональное, под вторым — органическое, т.е. похожее на невроз (подобное неврозу), но таковым не являющееся. Такая систематизация форм заикания проведена по аналогии с той, которая принята в детской неврозологии (В. В. Ковалев и др.) Деление заикания на невротическое и неврозоподобное также разделяется не всеми авторами, поскольку в его основу положе­ны скорее количественные, чем качественные различия между его формами.

По В.М Шкловскому, существует также особый вид заика­ния, названный им заикоподобным расстройством (похожим на заикание) Возникает оно при органических поражениях голов­ного мозга, например, у постинсультных больных или больных, перенесших черепно-мозговую травму, и обусловлено чаще всего наличием артикуляционной апраксии Особенности поиска артикуляции, приобретают в этих случаях вид запинок

Помимо этих форм, В М Шкловский отмечает наличие синдромов псевдозаикания, заикания по подражанию (имита­ционное), а также выделяет заикание как синдром при других за­болеваниях — по типу полтерна и кляттеринга.

Вопросы по теме «Заикание»:

1. Какое определение заикания является традиционным?

2. Что такое ритм?

3. Что такое ритм речи?

4. Какие ритмы стихотворной речи вы знаете?

5. Почему маленьким детям необходимы ритмические движе­ния?

6. Почему дети проявляют тягу к стихам с простым ритмом (хо­рей, ямб)?

7. Каковы особенности ритма прозаической речи?

8. Существует ли общепризнанная классификация форм заика­ния

9. В чем состоит существо дискуссии по поводу патогенеза за­икания?

10. Каковы этиопатологические факторы заикания?

11. Какую роль играет испуг?

12. О чем говорит флуктуирующее течение заикания?

13. О чем свидетельствует присутствие постоянных запинок в ре­чи заикающегося?

14. О чем свидетельствует наличие грубо выраженного невроти­ческого компонента заикании?

Задания:

1. Что вы ответите родителям, которые считают, что заикание у их ребенка появилось в 11-12 лет?

2. Как вы объясните родителям ребенка, почему семейное левшество свидетельствует о предрасположенности к заиканию?

3. Что вы посоветуете родителям в плане режима жизни ребенка?

4. Что вы посоветует родителям в плане переучивания с левой руки на правую?

5. Какие меры вы примете, если к вам обратятся родители с ма­лышом 2—2,5 лет, у которого появились запинки?

Глава 8. Афазия*

Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 504 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org


Функциональное заикание — это очень частое явление, которое возникает у детей, как правило, в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления речи. Разумеется, причины у Ф.З. всегда есть. Их может быть много, или несколько, или всего одна. Но все они сопряжены с повышенным эмоциональным фоном в состоянии ребенка на данном отрезке времени. Этот фон может быть как отрицательным, так и положительным. Поэтому Ф.З. очень часто возникает у эмоциональных или ранимых, чувствительных детей.
Основная причина возникновения функционального заикания состоит во временной несогласованности работы полушарий мозга; запинки, повторы и другие признаки начинающегося заикания являются следствием повышенного тонуса двигательного речевого центра. В большинстве случаев заикание усиливается при общении, при необходимости быстро реагировать на вопросы или желании ребенка побыстрее высказать свою мысль; оно часто пропадает при разговоре ребенка наедине с собой, или даже при выступлении на сцене.
Причиной заикания может являться насильственное угнетение «слабого» полушария мозга (например, при переучивании левши или амбидекстра).
Отличие функционального заикания от настоящего логоневроза состоит в том, что функциональное заикание связано с кратковременным дисбалансом в работе полушарий мозга и носит временный характер (хотя и может при неправильном подходе перерасти в логоневроз); наличие же устойчивого логоневроза обусловлено, как правило, генетическими патологиями в развитии мозга, логоневроз может возникнуть как сопутствующая проблема в результате других серьезных заболеваний.
Также причинами воникновения Ф.З. являются:
-неправильная речь окружающих взрослых (также неправильные способы общения с ребенком: перебивание, недослушивание, одномоментная речь нескольких взрослых, множество вопросов и пр.)
-стрессовая ситуация (как постоянная стрессовая ситуация, так и единичный случай или эпизод из жизни; стресс может быть и «положительно окрашенным» — например, поездка в Дисней-ленд)- в этом случае не стоит «добиваться истины», выяснять у ребенка «может, что-то произошло в детском саду?», «может, тебя кто-то испугал или обидел?» — подобные выяснения обстоятельств могут только усугубить ситуацию.
Самое главное: функциональное заикание проходит при своевременном и правильном — аккуратном — вмешательстве родителей. Если вы сразу начали предпринимать верные действия, то заикание пройдет через две недели — именно за этот срок обычно восстанавливается баланс в работе головного мозга. Если найти правильные подходы удалось не сразу, то на устранение Ф.З. может уйти от 3-4 недель до 3-4 месяцев. Иногда даже при полном бездействии со стороны родителей Ф.З. проходит «само». Но чаще — если ситуация, которая спровоцировала Ф.З. не исчезает, — Ф.З. закрепляется.

Что важно:
1. Понаблюдать и выявить ситуации, в которых заикание проявляется особо явно или усиливается — может быть, это какая-то повторяющаяся ситуация (например, заставляют есть суп) или появление какого-то человека (даже любимого!). Этого человека и ситуацию вместе с ним необходимо устранить из жизни ребенка как минимум на две недели.
2. Желательно так организовать общение, чтобы ребенок больше молчал, разговаривал по минимуму. Не задавайте ему сложных вопросов, пусть отвечает «да», «нет». Всегда выслушивайте его ответ, НЕ ПЕРЕБИВАЯ, и смотрите ему в лицо, когда разговариваете с ним.
3. Речь взрослого должна быть безукоризненной — четкой, ясной, достаточно громкой. Предложения должны быть короткими и понятными. Говорите МЕДЛЕННО.
4. Как минимум две недели нужно избегать различных зрелищ, повышенных эмоций, впечатлений, мультики — только такие, где мало разговаривают (и ни в коем случае не диснеевские «экшн»!), побольше музыки, рисования. Рисовать, кстати, хорошо одновременно двумя руками6 даете ребенку фломастеры в обе руки и пусть рисует симметричные узоры, бабочек, цветы и т.п. — это синхронизирует работу полушарий. А если делать это еще и под красивую музыку, то совсем хорошо.
5. Исключить игрушки с мигалками и сиренами.
6. Стоит ли говорить, что детей с признаками левшества и амбидекстрии ни в коем случае нельзя заставлять пользоваться правой рукой, или отчитывать за «леворукость». Ситуация угнетения более слабого полушария и блокировки доминантного еще больше увеличивает межполушарный дисбаланс, и результатом может явиться усилившееся заикание.

ladcentr.org

К конституциональным нарушениям речи относятся следующие заболевания: функциональное заикание, болезненная поспешность речи и невропатические нарушения речи.
Заикание не является самостоятельной нозологической единицей, это скорее симптом, наблюдающийся при целом ряде заболеваний центральной нервной системы.

Заикание отмечается у детей чаще, чем у взрослых. В ряде случаев заикание у взрослых является рецидивом заикания, которое имело место в детстве.
Мальчики заикаются чаще, чем девочки, причём в возрасте между 6 и 12 годами интенсивность заикания часто достигает кульминационного пункта.

Заикание является следствием функциональных изменений в центральной нервной системе, оказывающих влияние на двигательные механизмы дыхания, фонации, артикуляции. Длительность мышечного сокращения и мышечный тонус зависят от состояния регулирующих центров в нервной системе. Если эта регуляция будет недостаточной, то речевой импульс, выходящий из коры головного мозга усиливается, что сопровождается ускорением речи. У заикающихся людей отмечается резко выраженное стремление, как можно больше высказать, вследствие чего темп речи у них является постоянно ускоренным. Быстрый темп речи оказывает влияние на письмо заикающихся людей. Если автоматические механизмы, которые регулируют величину букв, не могут успеть за этим ускоренным темпом, то почерк заикающегося становится очень мелким (micrographia) и больной пишет очень быстро. Письмо такого типа при органическом заикании встречается чаще, чем при функциональном.
Усиление мышечного тонуса препятствует нормальному сокращению мышц, особенно в его начальной фазе. При заикании часто встречаемся с этим явлением, больные обычно с большим трудом могут начать говорить.

Заикание проявляется в одних случаях при произношении взрывных согласных звуков, в других — при произношении фрикативных согласных, например, Ф, С, X и т.д., а иногда и при произношении гласных. Если мышечный тонус усиливается лишь при произношении взрывных звуков, например, п, то можно наблюдать следующее явление: во время произношения, например, слова поезд, вместо обычного сближения губ при произношении п, губы с силой сжимаются, так что разъединение их для того, чтобы произнести гласную о, совершается с большим трудом.

Усиленный двигательный импульс может иррадиировать и вызывать состояние возбуждения в ряде моторных центров, вследствие чего появляются содружественные сокращения мышц головы, шеи, туловища, конечностей и т.д. Schilder, Seeman, Mitrinowicz относят заикание к категории заболеваний подкорковой системы.

Функциональное заикание возникает и исчезает так же, как и другие неврозы, так, например, оно может иметь место во время разговорной речи и отсутствовать при чтении вслух, или же громкая речь бывает заикающейся, а шепотная нормальная. Ребенок иногда правильно говорит дома, а заикается в школе, или же наоборот. Всё это может наблюдаться при функциональном заикании, в то время как органическое заикание характеризуется постоянством симптомов, хотя периоды улучшения состояния могут сменяться периодами обострения заболевания. При заикании отмечаются отклонения от нормы во время дыхания, фонации и артикуляции.

Нарушения дыхания иногда бывают так резко выражены, что на них обращают внимание родители и окружающие больного люди. У заикающихся отмечается грудной тип дыхания, что является характерным как для детей, так и взрослых.
Дыхание у заикающихся, как правило, бывает асимметричным (т.е. правая сторона диафрагмы сокращается несинхронно с левой). В этом можно убедиться, наблюдая сокращение диафрагмы во время рентгеноскопии.

Количество дыхательных движений в единицу времени у заикающихся людей бывает иногда парадоксальным. Это явление сопровождается укорочением фазы выдоха, которая прерывается вдохом прежде, чем выдох успеет полностью развиться.
У заикающихся людей дыхание через нос сохраняется и во время рече-образования. Следует также отметить что длительное заикание сопровождается нарушениями дыхания не только во время речеобразования, но и в состоянии покоя.

meduniver.com

И снова о заикании…

Феномен заикания занимает умы ученых на протяжении многих десятилетий, о нем написаны тысячи книг и научных статей. Каждый год специалисты разных стран собираются на Всемирный конгресс, посвященный проблеме заикания. Международный журнал Fluency Disorders — Нарушение плавности речи — публикует массу работ по этиологии и клинической картине заикания, его психологической основе и методах реабилитации.

Но все равно заикание продолжает быть серьезной патологией речи, трудно устраняемой, травмирующей психику ребенка. Заикание это логоневроз, комплексное расстройство речевого процесса: нарушение плавности, темпа и ритма речи. Заикание отнюдь не является дефектом артикуляции — произношения, воспроизведения звуков речи. Внешнее его проявление заключается в непроизвольных остановках в момент речи, вынужденном повторении отдельных слогов или звуков, сопровождающихся судорожным напряжением речевой мускулатуры.

В основе заикания лежит органическое или функциональное нарушение центральной нервной системы, которая управляет и координирует действия речевых механизмов, обеспечивает работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Наступает заикание в результате испуга или психологической травмы в основном, у детей генетически предрасположенных, болезненных, с ослабленной нервной системой. Заикание называют “детской болезнью”, поскольку в большинстве случаев оно возникает в детские годы от 2 до 6 лет, в период интенсивного развития речи ребенка.

На 3-ем году жизни у малыша наблюдается бурное развитие словаря, он начинает говорить, задавать вопросы, требует от нас речевого контакта. Речь для ребенка становится не только средством общения, но и основным двигателем его интеллектуального и речевого развития. Интеллект и речь тесно взаимосвязаны: развивается речь — развивается интеллект, развивается интеллект — обогащается и совершенствуется речь ребенка. Но речевые функции в этом возрасте пока еще слабы, неустойчивы, координация дыхания, голоса и артикуляции еще не сформирована полностью. Ребенок плохо управляет громкостью голоса, не умеет контролировать свою речь. Нервная система детей также находится в стадии становления, она еще очень хрупкая, чувствительная и не всегда может справиться с тяжелыми перегрузками. И если в этот период ребенок подвергается сильному стрессу, испугу, травме или эмоциональному перенапряжению, нормальный процесс развития речи нарушается, что ведет к патологической дезорганизации речевого акта.

Главным симптомом заикания являются речевые судороги — подергивание мышц дыхательного, голосового или артикуляционного отдела речевого аппарата в момент говорения. Клонические судороги приводят к повторению слогов и звуков, тонические судорожные напряжения ведут к длительному произнесению звука. Тяжесть заикания зависит от продолжительности и частоты речевых судорог, которым зачастую сопутствуют насильственные движения мышц лица, головы, туловища или рук. Заикающиеся обычно говорят чрезмерно быстро, напряженно, заикаясь, в основном, на согласных, много реже на гласных звуках.

Клиническое заикание необходимо отличать от возрастного, которое сводится к своеобразному повторению слов, что позволяет ребенку выиграть время для подбора нужного слова, оборота речи, оформления своих мыслей. Возрастное заикание может длиться всего несколько дней, недель или месяцев. Затем, приблизительно к четырем годам жизни ребенка, бесследно исчезает, уступая место гладкой развернутой речи. Но во многих случаях заикание усиливается, принимает затяжной характер, переходя в хроническую форму, шагает с человеком всю его жизнь. Судьба заикания зависит от того, насколько своевременно ребенку была оказана профессиональная логопедическая помощь, и насколько грамотно родители следовали рекомендациям врача и логопеда.

Наиболее благоприятным для исправления заикания является, конечно же, начальный период его возникновения. Только что возникшее заикание удается преодолеть намного быстрее и успешнее. К сожалению, многие родители и врачи выбирают выжидательную тактику: подождем, может со временем пройдет. А ребенок растет, вместе с ним растет и прогрессирует его заикание, укрепляются стереотипы неправильного говорения. Со временем, малыш начинает осознавать свой дефект речи, у него возникает страх, паника при одной только мысли о необходимости говорить. Дети отказываются от общения, избегают речевых контактов, тем самым, тормозя свое речевое и интеллектуальное развитие.

Поскольку заикание не только нарушение речи, но и проблема эмоциональной сферы, реабилитация заикания состоит из комплексного медико-логопедического воздействия на личность ребенка. Медикаментозное лечение создает благоприятный фон, на котором разворачивается логопедическая терапия. Согласно американским законам лицензированный логопед проводит обследование ребенка, устанавливает речевой диагноз, назначает терапию, предписывая длительность и частоту занятий. Логопед подбирает программу лечения, соответствующую клинической картине заикания, возрасту и речевому статусу ребенка. Затем составляет план терапии, определяет цели и задачи, сроки реабилитации, необходимость использования технических средств.

Работа с родителями, с семьей ребенка также является составной частью логопедической работы, потому что очень важно создать в доме спокойную, ровную обстановку, поддерживать правильный речевой режим. Конечно же, каждый специалист идет своим путем, по-разному решает клинические задачи, использует разные методы и приемы лечения. Но логопедическая практика никогда не прибегает к шоковой терапии, гипнозу, иглоукалыванию или ароматерапии.

Логопедическая работа фокусируется на последовательное и систематическое разрушение патологических речедвигательных стереотипов, на формирование новых правильных речевых навыков и речевого поведения.

Устранение заикания требует от логопеда высокого мастерства, опыта, знания сегодняшних американских стандартов, тестов и научных подходов к решению этой непростой речевой проблемы. Сегодня мы располагаем множеством технических средств, компьютерных программ, приборов мышечной релаксации, которые помогают логопеду в работе с заикающимися. Ушли в далекое прошлое методы лечения заикания, которыми мы пользовались в России: популярные в шестидесятых годах сеансы гипноза, водная терапия восьмидесятых, тексты самовнушения, повторяемые ребенком 25 раз в день. Современная американская логопедия владеет уникальными новейшими программами и приемами реабилитации заикания, которые эффективно работают в руках профессионалов и дают прекрасные результаты.

zdorovie.com