Основные факторы возникновения психических и поведенческих расстройств

Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.

Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств. — раздел Психология, Теоретические основы клинической психологии. Введение в клиническую психологию. Выделяют Следующие Основные Фазы Развития Психологических Нарушений: Пре- .

Выделяют следующие основные фазы развития психологических нарушений: пре- и перинатальная (до и во время родов), фаза первичной социализации, фаза непосредственно перед возникновением расстройства (продромальная), дебют, фаза после возникновения расстройства.

В первой фазе — до и во время родов — критическое значение для последующего развития психических расстройств имеют генетические факторы (врожденные особенности мозговых механизмов психической деятельности), воздействие токсических, инфекционных агентов во время беременности, характер протекания родов и особенности родовспоможения, отношение родителей к будущему ребенку (новорожденному) и характер их взаимодействия с младенцем, характер отношений в семье новорожденного, экологические факторы.

Во второй фазе — первичной социализации — на развитие психических нарушений могут повлиять инфекции, оказывающие негативное воздействие на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками (жестокое обращение, сексуальные злоупотребления, отвержение, эмоциональная депривация и т. п.), стиль воспитания в семье. Фаза социализации ограничивается периодами раннего детства и взрослостью.

Первая и вторая фазы формируют уязвимость (биологическую и личностную в виде набора специфических черт характера) к развитию психических расстройств. Дальнейшая возможность возникновения расстройства зависит уже от действия пусковых (триггерных) факторов: если уязвимость низкая, то потребуется действие существенных пусковых факторов, если же уязвимость высокая, достаточно будет и меньших по силе пусковых факторов. Далеко не всегда наличие уязвимости (неблагоприятных факторов в пренатальной фазе и фазе социализации) связано с обязательным развитием психического расстройства или других отклонений, поскольку в процессе социализации на личность и ее психику оказывают действие различные социальные агенты. Человек всегда включается в несколько систем социальных связей и отношений с разными характеристиками, при этом важную роль играет идентификация себя с той или иной системой отношений, а также смысловые и ценностные значения, приписываемые личностью этим системам, формам обращения, людям, с которыми осуществляется взаимодействие. Например, неудовлетворенная в гиперпротекционистском типе воспитания в семье потребность в признании и автономности личности может быть удовлетворена в системе отношений с другими родственниками или сверстниками, при этом своими «настоящими» родителями ребенок может считать совсем не «паспортных» маму и папу, а бабушку и дедушку или старших членов дворовой группы.

На продромальной фазе развития психических расстройств начинается действие пусковых факторов болезни. Основным пусковым фактором здесь является психологический стресс, возникающий в результате резко изменяющихся привычных условий или хода жизни человека. Расстройство могут вызвать как однократно действующие стрессовые события, так и повторяющиеся. Многое здесь определяет качество восприятия событий и реальности самим человеком: одно и то же событие может для одного человека носить стрессорный характер, а для другого — нет. На этой фазе необходимо различать вредоносные (провоцирующие) и протективные (защищающие) факторы.

Дебют — первое проявление болезненных признаков расстройства, когда у человека перестают срабатывать привычные способы совладания со стрессовыми ситуациями и наступает состояние дезадаптации, неадекватности поведения обстоятельствам жизни.

Фаза после возникновения расстройства (дебюта болезни) связана с действием факторов, поддерживающих нарушенное протекание психической деятельности (поведение). Здесь также необходимо выделять вредные (способствующие развитию расстройства) и протективные (мешающие развитию расстройства) факторы.

В соответствии с биопсихосоциальной моделью болезни, большинство психических и поведенческих расстройств имеют многофакторную природу. Даже если в случае какого-либо конкретного заболевания ведущей причиной возникновения расстройства выступает одна четко доказанная биологическая причина (например, генетическая аномалия), то за актуальное психологическое состояние конкретного больного ребенка все равно отвечает целая цепочка обстоятельств, накладывающихся на определенную природой индивидуальную особенность механизмов психической деятельности в процессе его личностного развития. Достаточно часто проблемность той или иной биологически предопределенной особенности человека определяется не столько физиологическими механизмами, отвечающими эту особенность (психической деятельности или поведения), сколько отношением других людей к этой «инакости», «непохожести» индивида, а также ее учетом при организации социального взаимодействия «иного» человека с обычными «нормальными» («правильными») людьми.

Именно по этой причине в современной клинической психологии принято обращать внимание на условия возникновения психических расстройств и нарушений поведения, в которых может сочетаться действие разных факторов: генетических (наследственных), биохимических, нейрофизиологических, психофизиологических, личностных, социально-психологических, социологических.

Генетические факторы определяют мозговые структуру и механизмы «инструментов» психической деятельности и отвечают за диапазон индивидуальных различий в поведении человека. Именно гены закладывают фундамент уникальности психологического облика индивида. Вероятность получения одного и того же набора генов двумя организмами, рожденными в результате слияния двух половых клеток родителей, равна 1:2 23 , т. е. менее одного шанса на более чем 64 триллиона возможных комбинаций /34/. Гены оказывают влияние, прежде всего на строение и биохимическую активность материального субстрата психики — мозга.

Психические расстройства, как правило, связаны с действием не одного, а нескольких генов. В современной психогенетике есть предположение, что возникновение психических расстройств является необходимым следствием генетического многообразия вида Homo Sapiens, поскольку люди с отклонениями от среднестатистического «норматива» психических функций выполняют роль своеобразного природного «резервуара», за счет которого в природе поддерживается уровень распространенности и степень выраженности определенных психических функций. Например, благодаря наличию людей с наследственной предрасположенностью к развитию шизофрении в общей популяции поддерживается достаточный уровень распространенности и оптимальная степень развития мозговых механизмов, обеспечивающих креативные способности мыслительной деятельности. Не само наличие, а связанность генов шизофрении с другими генами определяет возможность развития психического расстройства, поскольку эти гены в связках с другими («сдерживающими») генами имеются и у психически здоровых людей, отвечая за функционирование их когнитивных способностей /66/. Разные комбинации одних и тех же генов могут по-разному проявлять себя в зависимости от условий окружающей среды. Поэтому в многофакторной модели развития психических расстройств речь идет не о том, что в них обусловлено наследственностью, а что — средой. Здесь речь может идти о том, какой аспект расстройства обусловлен генетически, а какой — влиянием социального окружения.

Биохимические факторы отвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, специфичность рецепторов, характер взаимодействия нервных клеток между собой, инициацию и настройку нервных процессов. К биохимическим факторам относят биогенные амины (дофамин, норадреналин, серотонин) и аминокислоты, деятельность эндокринной и иммунной систем. Биогенные амины являются наиболее значимыми нейромедиаторами. Дофамин обеспечивает целесообразное и целенаправленное поведение за счет регулирования процессов восприятия, внимания и познания. Чрезмерное снижение или повышение функционально оптимального для обычной среды обитания человека уровня дофамина может привести к нарушению психической регуляции процесса взаимодействия организма и окружающей среды. Норадреналин имеет функцию активации, синхронизации и согласования различных нейронных процессов, обеспечивая концентрацию внимания, бодрствование, эмоциональный фон настроения. Серотонин выполняет противоположную функцию инактивации нейронных процессов, отвечая за расслабление, покой и сон. Нередко психические расстройства связаны с изменением оптимального баланса норадреналина и серотонина. Различные аминокислоты обеспечивают необходимый уровень возбуждения нейронных процессов, связанных с научением и памятью, а также выполняют функции ингибиторов.

Эндокринные процессы обеспечивают адаптивные способности к психоэмоциональным нагрузкам, оптимизируют способность ЦНС реагировать на внешние стимулы, мобилизуют энергетические резервы организма при стрессах.

Несмотря на обнаруженную связь ЦНС и иммунных процессов, до сих пор не ясно, как иммунная система может определять психические процессы. Пока наиболее изучены воздействия ЦНС на характер иммунных процессов (психоэмоциональный стресс приводит к снижению иммунных параметров, что создает уязвимость к соматическим и инфекционным заболеваниям или провоцирует организм на борьбу против своих собственных клеток).

Нейрофизиологические факторы выступают материальной основой психических процессов, т. е. тем, посредством чего осуществляется психическая деятельность человека. Любой психический процесс — восприятие, внимание, память, эмоции — связан с какими-то физиологическими переменными. Нейрофизиологические процессы ориентировки и габитуации[5] определяют то, что выбирает человек из непрерывного потока раздражителей в качестве специфических и информативных для реализации своих целей признаков среды. Изменения электрической проводимости в нейронных цепях приводят к изменениям в распознавании тех или иных характеристик хорошо знакомого раздражителя. Память реализуется посредством соединений взаимно возбуждающихся клеток, в результате чего возникают «нейронные ансамбли» — конструкции из совокупностей нейронов и их синаптических связей, образующих сравнительно устойчивую во времени систему. Каждому воспринимаемому событию соответствует свой «ансамбль» (пространственно-временной код). Следовательно, нарушения памяти могут быть связаны с искажениями «нейронных ансамблей», хранящих информацию о событиях. Нейрофизиологические механизмы эмоций исследованы еще недостаточно: о них стало известно только во второй половине XX в., когда были обнаружены мозговые центры удовольствия и неудовольствия (положительных и отрицательных эмоций), локализованные в основном в гипоталамусе и в архипалеокортексе. Электроэнцефалографические исследования показали доминирование определенных частот в ЭЭГ-активности при разных эмоциональных состояниях. Одной из гипотез является то, что в гипоталамусе происходит интеграция соматических и вегетативных компонент эмоциональной активности, а на более высоком мозговом уровне (в гиппокампе, миндалине и неокортексе) представлены операции, необходимые для вызова эмоций /1/. Таким образом, нейрофизиологические структуры являются механизмами реализации эмоциональных состояний, обеспечивая специфические поведенческие реакции на средовые раздражители. Однако взаимосвязь психических и нейрофизиологических процессов еще не означает однозначных причинно-следственных отношений: психические расстройства не обязательно всегда вызываются дисфункцией нейрофизиологической активности мозга. Исследования пластичности и функциональной реорганизации головного мозга не позволяют предполагать каузальность только в одном направлении — от мозга к психике. Жизненный опыт и обучение в гораздо большей степени определяют организацию коры больших полушарий, чем это было принято считать в традиционной клинической психологии и медицине /21/.

К психофизиологическим факторам психических расстройств относится общая физиологическая активность организма, влияющая на протекание психических процессов. Психофизиологическими факторами является деятельность центральной и периферической (автономной) нервной системы, нервно-мышечная активность, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, эндокринной систем. Все эти факторы связаны с процессами активации психики в условиях, побуждающих к кратковременным или стойким функциональным изменениям психической деятельности. К психофизиологическим факторам можно отнести длительные перегрузки — соматические, эмоциональные, обусловленные болезнью, — которые приводят к нарушениям психической деятельности в результате приписывания им той или иной роли при субъективном восприятии человеком физиологических сигналов своего организма. Используя психофизиологические параметры, можно увидеть изменения в переработке информации, которые играют решающую роль в клинике некоторых психических расстройств, например, шизофрении, при которой наблюдается сниженное торможение нерелевантных ситуации сигналов, проникающих в сознание и влияющих на психотическую симптоматику.

Личностные факторы связаны с влиянием приобретенных в ходе развития (социализации и воспитания) психологических черт, повышающих уязвимость перед возникновением психических и поведенческих расстройств. Интегральной личностной способностью, обеспечивающей гибкую адаптацию к различным стрессовым ситуациям, является способность совладания со стрессом (копинг). Совладание связано с наличием у человека психических сил, позволяющих открыто признавать имеющиеся проблемы с целью дальнейшего их разрешения. В психологии существуют различные теории, рассматривающие условия возникновения этой способности и акцентирующие внимание на разных аспектах ее формирования: психоанализ, теории социального научения, гуманистические концепции и др. В общем способность к совладанию связана с оценкой ситуации: способностью заметить критические изменения, с которыми нужно справиться, и способностью оценить имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для решения проблемы. Вместо совладания, ориентированного на решение, человек может прибегать к стратегии психологической защиты (совладание только на эмоциональном уровне).

Способность к совладанию чаще всего раскрывается в понятии психологического типа личности: сочетании характерологических черт, обеспечивающих эффективную или неэффективную адаптацию к изменчивым условиям жизни. Эти характерологические черты формируются в опыте детско-родительских отношений и в определенных стратегиях взаимодействия родителей и педагогов с детьми.

Другими личностными факторами, возникающими в процессе социализации, являются эмоциональная стабильность, выносливость (под этим здесь понимается система представлений о себе и мире, которые поддерживают человека во взаимодействии со стрессовыми событиями), самоэффективность, локус контроля и др.

К социально-психологическим факторам психических расстройств относятся характеристики общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии, а также социальные установки (аттитюды) и представления. Они могут иметь разный уровень влияния на возникновение нарушений: прямое, опосредованное, модерирующее, дополнительное, поддерживающее.

Прямое действие оказывает такой фактор, как социальная депривация (лишение общения и взаимодействия с желаемыми или необходимыми для личности социальными объектами, лишение внимания со стороны других людей, изоляция). Но чаще всего социально-психологические факторы имеют значение опосредующих, модерирующих, дополнительных или поддерживающих влияний.

Изменение характеристик общения и взаимодействия у человека с отклонениями в психической деятельности чаще всего связано с тем, что социальное окружение ориентировано на другие — стандартные, общепринятые формы проявления отношения и обращения. Поэтому свойственные людям с психическими отклонениями формы общения и взаимодействия не вписываются в стандартные правила, здоровые люди начинают избегать общения с такими людьми, отклоняющиеся люди в силу личностных особенностей не в состоянии гибко ответить на это избегание (или предотвратить его), что поддерживает и усугубляет их психологический дискомфорт (болезненность). Часто именно отсутствие взаимности поведенческих реакций и понимания («поддерживающей коммуникации») провоцирует дальнейшее развитие отклонений и способствует превращению их в болезнь.

Вследствие несоответствия принятым правилам общения и взаимодействия люди с психическими отклонениями рассматриваются окружающими как социально некомпетентные. При этом социальная компетентность содержательно охватывает не только социальное поведение, но и соответствие стандартам проявления в общении таких психических функций, как восприятие, мышление, память, воображение, эмоции. Таким образом, нарушения хотя бы в одной области психики с неизбежностью влекут (по принципу «падающего домино») нарушения во всех остальных сферах личности. Ярким примером этого является концепция возникновения поведенческих расстройств у людей с шизофренией. Имеются эмпирические основания полагать, что поведенческие нарушения у шизофреников возникают вследствие преобладания негативных эмоциональных сообщений в их общении с окружающими людьми (родственниками, персоналом клиник). Негативные эмоциональные сообщения могут передаваться только по одному из каналов коммуникации (вербальному или невербальному). В этом случае человек, страдающий когнитивными нарушениями, также реагирует не только на негативную информацию, но и на несогласованность модальности информации, поступающей по разным каналам общения. Провоцирующими поведенческие расстройства являются критические комментарии, враждебные замечания, повышенное эмоциональное участие, подавляющие высказывания по отношению к человеку, имеющему психическое отклонение.

Отклонение от общепринятых стандартов психической деятельности и поведения запускает у окружающих процессы избирательного внимания к человеку с отклонениями и к пристрастным выводам в отношении наблюдаемого поведения, которым свойственна атрибуция — приписывание предполагаемых причин отклонения. Нередко именно в результате избирательности внимания и атрибуции то или иное отклонение начинают считать болезнью. Общество навешивает на нестандартное поведение ярлык болезни, с которым связано исполнение больным определенных социальных ролей. И как результат мы имеем дело с феноменом «самоисполняющихся пророчеств»: ожидание негативных последствий отклонения приводит к их появлению.

Социологические факторы связаны с характеристиками социального пространства, в котором совместно проживают люди с психическими и поведенческими отклонениями и люди, соответствующие общепринятым кормам. К этим факторам относятся: доступность помощи, поддержки, соответствие предлагаемой помощи реальным потребностями и нуждам людей с отклонениями, возможность организации жизни с учетом индивидуальных особенностей психики людей с отклонениями от общераспространенных нормативов, материальные условия жизни (бедные люди заболевают значительно чаще). Социальное неравенство является ведущим социологическим фактором, ответственным за возникновение и развитие психических расстройств. Социальное неравенство означает неравенство жизненных условий и шансов людей, которые сталкиваются с поражением в правах и ограничениями в доступе к распределению благ из-за своих психических и личностных особенностей. В результате этого одни люди (психически «здоровые», соответствующие нормам) оказываются в лучшем положении, тогда как другие (психически «больные») — в худшем, дискриминированном положении. Люди с отклонениями оказываются исключенными из сформированного большинством членов общества жизненного стиля, что способствует развитию отклонения в такую форму, как «болезнь».

allrefs.net

основные этапы и причины возникновения психиатрических и поведенческих расстройств

2фаза — перенатальная(время родов)

3фаза — первичная социализация (дети до 3х лет)

4фаза — непосредственно перед возникновением расстройства (продромальная)

5фаза — дебют (начало болезни)

6фаза — этап после возникновения расстройства

((1)) ДОРОДОВАЯ причины:

  • генетические факторы (хромосомные болезни,генные модификации)
  • токсические воздействия на нерожденного ребенка(алкоголь,наркотики,лекарственные средства,курении-дети аллергики,повреждены легкие,горло)
  • инфекционные заболевания мамы во время беременности(краснуха — 100% аборт, грипп в тяж форме,первый триместр),несовместимость группы крови, сифилис
  • (((2)) РОДОВАЯ причины:

  • все средства родоспоможения(щипцы,асфексия-недышашщий ребенок,неправильное принятие ребенка
  • быстрые роды-капризные плаксивые дети
  • недоношенные дети-проблемы с нервной и легочнй системой
  • ((3)) ПОСЛЕРОДОВАЯ причины:

  • инфекции-минингиты,инцифалиты
  • соц-е факторы: характер отношения с родителями,сверстниками,стиль воспитания
  • экологич факторы:недопитание,плохая вода,недостаток йода-кретинизм.
  • На 1 и 2 фазе формируется уязвимость к развитию психических расстройств.Это набор определенных черт билогического и личностного характера.В дальнейшем возможно развитие психиатрических рассстройств, зависит от пускоовых(тригерных)факторов ,они начинают работать на 3фазе-основная причина психологический стрессю

    от 2,5 до 4лет переживший стресс может в дальнейшем вылиться в психическое расстройство

    ((4)) первое проявление болезненных признаков

    ((5)) начало развития болезни,вредные, способствующие расстройству факторы и протективные — мешающие развитию

  • генетические наследственные факторы
  • биохимические
  • нейрофизиологические
  • психофизиологич
  • личностные
  • соц-но психологич
  • социологические
  • psychology-konspect.org

    Причины психических расстройств

    Психические расстройства — не такая редкость, как иногда полагают люди, далекие от психологии, психотерапии и психиатрии. Представители Всемирной Организации Здравоохранения утверждают, что у каждого четвертого-пятого человека в мире есть расстройство психики или поведения.

    Но при этом нельзя сказать, что 20–25% жителей Земли — «психически больные». Понятие «психическое расстройство» — более широкое, чем «психическая болезнь».

    Психическое расстройство — противоположность психического здоровья, состояние, при котором человек не может адаптироваться к меняющимся жизненным условиям и решать актуальные проблемы. Расстройства психики проявляются нарушением памяти, интеллекта, эмоциональной сферы или поведения. Меняется восприятие себя и окружающего мира.

    Причины развития психических расстройств

    Причины возникновения психических расстройств делятся на:

    В одном случае (при органическом поражении головного мозга из-за проблем с сосудами, интоксикации или черепно-мозговой травмы) причина ясна. В другом случае (при биполярном расстройстве или шизофрении), несмотря на многочисленные исследования, однозначную причину установить нельзя, ученые и врачи говорят о комбинации факторов (мультифакториальное заболевание).

    К эндогенным факторам относятся:

    1. Генетическая предрасположенность.
    2. Внутриутробные нарушения развития, нарушения развития в раннем возрасте.
    3. Иммунологические расстройства и нарушения обмена веществ.
    4. Соматические заболевания, которые влияют на состояние головного мозга вследствие недостаточного кровоснабжения (дисциркуляторная энцефалопатия при болезнях сердца и артериальной гипертонии), аутоинтоксикации (тяжелые заболевания печени и почек) или нарушения гормонального фона (гипотиреоз, гипертиреоз).

    Причины психических расстройств часто комбинированные — человек испытывает стресс, организм ослаблен инфекцией или перегрузками, когда-то была травма, родственник страдает от расстройства (отягощенный семейный анамнез). Оценивать важность каждого из этих факторов должен опытный психотерапевт.

  • Интоксикация (алкоголизм, наркомания, токсикомания, токсические поражения вредными веществами на производстве или в быту).
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Инфекционные процессы (энцефалит, менингит).
  • Радиационные воздействия.
  • Острый или хронический эмоциональный стресс.
  • Психические и поведенческие расстройства врачи рассматривают как многофакторные заболевания . Даже если основная причина психической проблемы — четко определенное обстоятельство (например, неблагоприятная наследственность), состояние человека все равно зависит от множества факторов:

    • личностных особенностей;
    • традиций воспитания в родительской семье;
    • условий жизни;
    • социального окружения;
    • отношений с супругом и детьми;
    • обстановки на работе;
    • насколько здоров человек, какие у него хронические заболевания, как часто он простужается, перенес ли черепно-мозговые травмы.

    При ранней диагностике и лечении у опытных специалистов — психиатров, психотерапевтов, иногда неврологов, психические расстройства хорошо поддаются терапии. Врачи используют современные медикаменты и немедикаментозные методы — психотерапию (индивидуальную, групповую), БОС-терапию .

    cmzmedical.ru

    Основные концепции психических расстройств;

    Гипотеза стресс-диатеза

    Согласно этой гипотезе, существует предрасположенность к определенному расстройству, чаще – на органическом уровне. Если на фоне имеющейся предрасположенности происходит воздействие стресса, вызванного внешней средой, возникает расстройство. В настоящее время данная концепция является одним из вариантов объяснения возникновения шизофрении: на фоне генетической предрасположенности (о чем может свидетельствовать наличие близких родственников, больных шизофренией) воздействие стресса может стать решающим фактором в развитии этого расстройства.

    А) биологический подход. Зарождение биологической парадигмы можно отнести к античным временам, когда Гиппократ впервые отверг демонологическое объяснение психических расстройств и предложил альтернативное объяснение: различные психические состояния связаны с «неуравновешенностью» четырех телесных жидкостей – крови, флегмы, желтой и черной желчи. Таким образом Гиппократ объяснял происхождение мании, меланхолии и френитиса (мозговой лихорадки). Подобное понимание сохранялось вплоть до времен Крепелина, который считал патологию мозга ответственной за возникновение ряда различных заболеваний. В настоящее время биологическая концепция опирается на следующие аспекты естествознания: генетика, нейроанатомия, нейрохимия и нейроэндокринология. Соответственно, возникновение различных расстройств согласно биологическому подходу связано с генетическим влиянием, повреждениями нервной системы, нарушением обмена нейромедиаторов и нейроэндокринными изменениями. Следовательно, и лечение должно быть направлено на фармакологическую коррекцию физиологических нарушений. Биологический подход в настоящее время более характерен для психиатрии, которая, имея тесную связь с клинической психологией, рассматривает этиологию психических расстройств преимущественно с таких позиций.

    Б) психологические концепции. Данный пункт станет одним из основных в нашем учебном пособии, поэтому здесь мы лишь перечислим основные концепции возникновения психических расстройств, а подробнее рассмотрим их ниже.

    — психодинамический подход, делающий акцент на раннем развитии и психологических конфликтах;

    — поведенческие теории, согласно которым расстройства связаны с процессом обусловливания и неадекватным подкреплением;

    — когнитивные концепции, постулирующие ведущее значение когнитивной переработки информации в возникновении расстройств;

    — гуманистические теории, которые видят причину расстройств в блокировании естественной потребности человека к самоактуализации;

    — экзистенциальная парадигма, предполагающая, что расстройство – следствие неспособности индивида ответить на основные вопросы своей жизни и принять естественные ограничения человеческого существования;

    — системный подход, рассматривающий нарушение коммуникации в системе (семье, например) как основной предрасполагающий фактор в возникновении психических расстройств.

    В)социологический подходописывает психические расстройства как следствие неблагоприятного влияния социальных факторов. При этом считается, что социальные условия поддерживают существование расстройства. В частности, большая роль отводится нарушениям в такой социальной системе как семья, что делает этот подход близким к системному. В других разделах мы рассмотрим социологические аспекты психических расстройств подробнее.

    Естественно, вряд ли одна из перечисленных концепций, отдельно взятая, может объяснить всё многообразие психических и поведенческих расстройств, поэтому распространенным в настоящее время является эклектический подход, объединяющий различные теории. В этом контексте стоит упомянуть о биопсихосоциальной модели психических расстройств, которая отдает должное и биологическим, и психологическим, и социальным факторам в этиологии и патогенезе психопатологии. Применение этой модели на практике можно проследить на примере шизофрении: на фоне имеющейся генетической предрасположенности (биологический аспект) у индивида, обладающего определенными личностными особенностями (психологический компонент), при неблагоприятных социальных влияниях (неправильное воспитание, психосоциальный стресс) может развиться заболевание. Такая модель концептуально близка к теории стресс-диатеза.

    1.4 Основы классификации психических и поведенческих расстройств

    В настоящее время критерии диагностики и классификации психических и поведенческих расстройств представлены в МКБ-10 – Международной классификации болезней десятого пересмотра (ICD- International Classification of Diseases). В указанной классификации данной группе расстройств посвящена рубрика V (F) и используется шестизначная кодовая система, в которой F является первым знаком, указывающим на наличие психического расстройства. Следующая за F цифра указывает главную категорию, к которой относится расстройство. Могут быть следующие варианты:

    F0 – органические, включая симптоматические, психические расстройства;

    F1 – психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных средств;

    F2 – шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;

    F3 – аффективные расстройства настроения;

    F4 – невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства;

    F5 – поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами;

    F6 – расстройства зрелой личности и поведения у взрослых;

    F7 – умственная отсталость;

    F8 – нарушения психологического развития;

    F9 – поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.

    Третий знак уточняет категорию расстройства, четвертый – подкатегорию, пятый и шестой – дополнительные признаки (спецификации). Для иллюстрации приведем следующую таблицу, где буквы a, b, c, d, e заменяют соответствующие цифры, которые используются для шифрования диагноза по МКБ-10.

    studopedia.su