Особенности детской шизофрении

Особенности детской шизофрении

Данный возраст (особенно 15-18 лет) рассматривают как период высокого риска (причём в несколько раз большего, чем предшествующие и последующие периоды жизни) начала развития психопатий, преходящих или устойчивых неврозоподобных и психопатоподобных нарушений поведения. Центральное место среди них занимает шизофрения (schizophrenia), которая рассматривается как эндогенная психическая болезнь с непрерывным или приступообразным течением и проявляется изменением личности (слабоумия, эмоциональное оскудение, нарушение мышления и контактов с окружающими людьми) и возникновением бреда, галлюцинаций и др. симптомов.

У подростков мужского пола риск развития шизофрении в 1,5-1,7 раза больше, чем женского (до 18-летнего возраста заболевают около 40% юношей и около 25% девушек).
В возрасте 10-14 лет в 36% случаев развивается простая форма шизофрении, в 44% — злокачественная юношеская, в 26% — вялотекущая психопато- и неврозоподобная, в 24% — приступообразная форма. В возрасте 17-18 лет происходит повышение удельного веса как вялотекущей, так и прогредиентной (быстро прогрессирующей) форм шизофрении. Для развития шизоаффективного психоза характерны пики в 14 и 17 лет (при некотором спаде в 15 и, особенно, в 16 лет).

При различных видах шизофрении выявляют разнообразные виды расстройств:
— психопатоподобные (синдромы: эпилептоидный, истероидный, неустойчивого поведения);
— неврозоподобные (синдромы: дисморфоманический — мания физического недостатка, гипо- или анорексический, астенический, метафизической интоксикации — избыточные размышления о философских и социальных проблемах);
— аффективные (маниакальные, депрессивные либо смешанные);
— паранойяльные и параноидные (с преобладанием различных бредовых расстройств).

В подростковом возрасте ведущими факторами риска (провоцирующими развитие шизофрении являются следующие факторы):
— биологические (бурные нейроэндокринные перестройки в связи с активным половым созреванием, развитие лихорадочных заболеваний, особенно вирусных инфекций, приём большой дозы алкоголя или другого токсического, а также наркотического вещества или соединения, черепно-мозговая травма любой степени тяжести и др.);
— психические (психо-эмоциональные) травмы;
— социальные (личностные и групповые особенности — выход из-под опеки родителей, рост различных видов увлечений, ломка жизненного стереотипа в связи с переездом на новое место, новой компанией сверстников, поступлением и учёбой в новых учебных заведениях, началом трудовой деятельности, появлением и усилением той или иной акцентуации личности и т.д.).

dommedika.com

Шизофрения детского возраста: Особенности

Специалисты отмечают, что данное заболевание может появиться, когда малышу идет первый год жизни, но чаще ранняя детская шизофрения обнаруживается, после того как исполняется семь лет. В чем она выражается? Возникает определенная замкнутость, теряется интерес к делам, которые ранее интересовали ребенка. При этом наблюдается расстройство восприятия и мышления. Клиническая картина ранней детской шизофрении имеет определенной сходство с той, которая возникает ближе к завершению подросткового периода, а так же в ранней молодости. Тем не менее, здесь имеются ряд своих особенностей.

Если возраст ребенка от одного года и до трех, то в первую очередь, болезнь дает о себе знать кататоноподобными нарушениями. Они проявляются в однообразном возбуждении, хождении по кругу, иногда ребенок ходит их одной стороны в другую. В том числе, наблюдается определенная импульсивность, не имеющие объяснения слезы, или наоборот, немотивированный смех. Иногда ранняя детская шизофрения проявляется в том, что ребенок бежит в неопределенном направлении, и прочее. Что касается позднего школьного возраста, то отмечены расстройства мышления, они представляют собой оторванное от реальности фантазирование, которое может заполнить все сознание ребенка. То есть, имеет место бредоподобное фантазирование.

Бывает, что клиническая картина главным образом, представлена личностными изменениями по типу эмоциональной холодности, отсутствия инициативы. Наблюдается равнодушие, беспомощность, и в этом случае делается вывод о наличии простой шизофрении. В двенадцатилетнем возрасте и чаще у детей диагностируется шизофрения, которая сопровождается проявлениями галлюцинаторно-бредового характера. Следует отметить, что подобная симптоматика может проявиться значительно ранее. Самой тяжелой признана форма, для которой характерно чередование обездвиженности и периода двигательного возбуждения, при которой наблюдается распад речи.

Отличительные особенности шизофрении детей

Если у ребенка имеется шизофрения, то дополнительно к прочим признакам, перечисленным ранее, типично притупление эмоций. При этом не происходит изменения выражения лица или голоса даже в таких ситуациях, которые предполагают наличие эмоционального отклика. Если обычные люди при определенных событиях могут плакать, смеяться, демонстрировать удивление, у ребенка, диагнозом которого является ранняя детская шизофрения, подобные события не вызывают ни малейшего отклика. Более того, ситуация кажется ему просто не интересной, на которую не стоит обращать внимания. К наиболее тяжелым осложнениям причисляется дефект интеллекта, или олигофреноподобный дефект.

Он типичен для тех детей, у которых возникновение шизофренического процесса произошло на этапе, когда формируются познавательные способности. Как правило, это первые годы жизни малыша. Давно доказано, что детская шизофрения способна сильно повлиять на ход детского развития. В первую очередь, не следует забывать, что шизофрения является серьезным заболеванием психики, при котором у пациента возникают странные мысли, и он ведет себя неправильно, вызывая удивление окружающих. К особенностям ранней детской шизофрении относится то, что ее бывает трудно выявить на ранних этапах.

В настоящее время эксперты не дают однозначного ответа о том, что вызывает шизофрению. Согласно последним исследованиям, особая роль отведена сочетанию факторов. Здесь имеются в виду изменения в мозге, а также влияет ряд генетических, экологических, генетических факторов. Ранняя детская шизофрения не может быть устранена применением различных средств современной медицины и терапевтических методов, но медики могут успешно регулировать шизофрению, оказывать влияние на ее степень. Если у ребенка имеется шизофрения, то его поведение становится практически неузнаваемым. Дети, которые были общительны и наслаждались общением с окружающими, превращаются в застенчивых, словно замыкаясь в своем индивидуальном мире, и никого туда не впуская.

Симптомы и клиническая картина детской шизофрении

Можно заподозрить наличие у ребенка шизофрении, если он говорит о странных идеях, возникают непонятные страхи. Порой ребенок отличается особой навязчивостью по отношению к родителям, начинает говорить бессмысленные фразы. Нередко первым проявления у ребенка шизофрении обнаруживает учитель. Нередко дети с диагнозом ранняя шизофрения страдают галлюцинациями, они могут бредить, возникает иррациональное мышление. Кроме того, трудности возникают даже в том случае, если ребенку требуется выполнить повседневные задачи, например, умыться. Начало шизофрении в раннем возрасте всегда влечет за собой диагностические трудности, проблемы с лечением и личным развитием.

Нередко детскую раннюю шизофрению группируют вместе с другими похожими состояниями, и называют расстройством шизофренического спектра. Также известно, что начало ранней шизофрении может произойти до восемнадцатилетнего возраста, хотя обнаруживается заболевание значительно раньше, уже с тринадцати. Кроме того, имеются случаи, когда шизофрению выявляют в двенадцать лет, и даже раньше. Среди признаков отмечаются такие, как слуховые галлюцинации, зрительные галлюцинации. При этом дети школьного возраста начинают плохо усваивать любой учебный материал, они перестают за собой ухаживать, а во время еды некоторые совершают странные ритуалы.

Не стоит откладывать визит к врачу

Если подобная симптоматика обнаруживается рано, то их дальнейшее развитие происходит медленно. Обычно родители замечают, что их ребенок отличается каким-то неправильным поведением, но определить причину не могут. Обычно все списывается на особенности детского возраста и характер, однако, со временем эти признаки не ослабевают, наоборот, они становятся более стабильными и выраженными. Обычно родители не спешат обращаться к врачу, так как боятся, что на ребенка будет навешен ярлык. Тем не менее, откладывание обращения к специалисту лишь усугубляет ситуацию.

www.psyportal.net

По дисциплине: «Психопатология »

По теме: «Особенности шизофрении в детском возрасте »

Особенности детской шизофрении……………………………………

Шизофрения — сложное, многообразное заболевание. До сих пор неясны причины, вызывающие это заболевание, хотя суще­ствуют различные гипотезы. Детские психиатры (Г.Е. Сухарева, В. В. Ковалев и др.) описывают разные формы шизофрении, и патопсихологи видят разную структуру психического дефекта в зависимости от формы заболевания. Однако есть и общие за­кономерности протекания психических процессов и формиро­вания личности при шизофрении. Так, отличительными особен­ностями психики больных детей являются искажение восприятия и мыслительных операций, своеобразие игровой деятельности и общения. При некоторых формах заболевания возможна деменция.

Если маленький ребенок ведет себя своеобразно, родители редко сразу обращаются к психиатру. Многое они пытаются объяснить неправильным воспитанием, возрастными особен­ностями, семейными проблемами. Поэтому часто сначала дети: и их родители попадают к психологу.

Шизофрения может возникнуть в очень раннем возрасте (врож­денные особенности), а может проявиться позже: в дошкольном или школьном возрасте. Шизофрению подросткового возраста принято рассматривать отдельно.

У детей, больных шизофренией, и у детей, страдающих аутиз­мом, может быть разный уровень интеллектуального развития (от превышающего возрастные нормы до очень низкого).

Их общей особенностью является своеобразие, часто нерав­номерность развития отдельных сторон психики. Дети часто выглядят неадекватно. Своеобразной может быть их мимика, жесты, позы, интонации речи. Их игры и творчество, как пра­вило, носят специфический характер и являются предметом ис­следования патопсихологов. Часто нарушается процесс общения с другими людьми: детьми и взрослыми. Патология может проявляться в характере интересов, фантазий, страхов и т.д.

1. Особенности детской шизофрении

Принято считать, что детская шизофрения — это просто разновидность взрослой, только встречается намного реже. На каждую заболевшую девочку приходится примерно два мальчика. Лишь у двух процентов больных шизофренией начало их заболевания восходит к детскому возрасту, хотя этот процент может меняться в зависимости от того, где проводить границу между детским и взрослым возрастом. Шизофрения, возникающая до пятилетнего возраста, должна быть признана чрезвычайно редкой, а между пятью и десятью годами количество случаев заболевания медленно возрастает. Начиная с десяти и до пятнадцати лет, ею заболевают все больше детей, а затем начинается ее пикообразный рост уже как заболевания взрослых.

Симптомы шизофрении у детей очень похожи на симп­томы у взрослых со скидкой на детский возраст. Например, одно исследование шизофрении у детей показало, что в качестве источника слуховых галлюцинаций здесь часто на­зываются «голоса» мелких животных или игрушек и что «типичная тема — чудовища. С возрастом, как бред, так и галлюцинации становятся все более сложными и детализи­рованными». Еще одним отличительным признаком шизо­френии у детей является то, что часто больной ребенок имеет один или более из следующих симптомов: припадки, неспособность к учебе, некоторая задержка умственного развития, неврологические симптомы, гиперактивность или другие поведенческие аномалии. В попытке решить проблему классификации детской шизофрении Американская психиатрическая ассоциация вычеркнула «детскую шизофрению» из официального списка и предложила вместо нее использовать понятие шизофрения с началом в детском возрасте или глубокое умственное расстройство, восходящее к детско­му возрасту, то есть всеобъемлющий термин для всех труд­ноопределимых детских психических расстройств.

Полагают, что на заболевание детской шизофренией (как и взрослой) влияют причины генетического характера, хотя их значение по сравнению с другими возможными причина­ми не совсем ясно. Известно, что больные дети отличаются некоторыми аномалиями психики, а из медицинских карт беременных женщин следует, что у матерей психически больных детей во время беременности и родов было больше осложнений. Тот факт, что детская шизофрения является заболеванием головного мозга, доказывается также данны­ми электроэнцефалографии и изображениями увеличенных желудочков мозга, полученными методом магнитно-резонанс­ного исследования. [9]

studfiles.net

Психическое здоровье

Шизофрения у детей и подростков возникает в несколько раз реже, чем в более старших возрастных группах. При начале шизофрении в детско-подростковом возрасте в результате взаимовлияния процессов психического развития (онтогенеза) и эндогенного заболевания, с одной стороны, замедляется и искажается онтогенез, а с другой — клиника и исходы шизофрении приобретают существенное своеобразие.

В целом для детской шизофрении и, в меньшей степени, для подростковой характерны рудиментарность, стертость, незавершенность шических проявлений. Основные особенности негативной симптоматики у детей заключаются в сочетании эмоционального обеднения или опустошения, снижения активности, аутистических проявлений с асинхрониями, неравномерностью психического развития. Шизофренический дефект приобретает сходство с олигофренией (олигофреноподобный дефект). При начале шизофрении в пубертатном возрасте в структуру негативных изменений личности входят признаки дисгармонического психического инфантилизма (дефект по типу психического инфантилизма).

Продуктивные расстройства в детском возрасте чаще выражаются в диффузных, недифференцированных страхах, синдроме двигательной расторможенности, патологическом фантазировании.

У подростков, наряду с продуктивной симптоматикой, характерной для более старших возрастов, но представленной в незавершенном виде, продуктивные расстройства часто проявляются сверхценной и бредовой дисморфоманией, вторичной анорексией, философической интоксикацией (чрезмерным и непродуктивным интересом к абстрактным проблемам), другими сверхценными интересами и увлечениями, деперсонализацией, патологичностью пубертатного криза и психопа-топодобными расстройствами. Для мальчиков особенно характерен ге-боидный вариант психопатоподобного поведения в виде грубости, жестокости, садистических тенденций, сексуальной расторможенности, склонности к пьянству, употреблению наркотиков и к антисоциальным поступкам.

При шизофрении с началом в детском и подростковом возрасте в России часто используется та же классификация, что и при шизофрении, развивающейся в более старшем возрасте.

Злокачественная шизофрения у детей обычно начинается до 7 лет. Для нее характерны выраженное преобладание негативных проявлений над продуктивными, особенно быстрое (в течение 1-2 лет) формирование конечного состояния, которое выражается в остановке и регрессе психического развития и поведения. Речь утрачивает функцию общения. Больные становятся крайне неряшливыми. Возобновляется энурез. Растормаживаются примитивные формы поведения. Больные перестают ходить и вновь начинают ползать, лакают из посуды, как животные, издают нечленораздельные звуки. Конечное состояние по тяжести и особенностям клинических проявлений сходно с олигофрениями тяжелых степеней.

Параноидная шизофрения для детей нехарактерна. Если она развивается, то до 10-12 лет проявляется бредоподобными фантазиями и страхами, немотивированным враждебно-злобным отношением к родителям, отрывочными идеями преследования, отравления. Позднее развиваются более очерченные бредовые и галлюцинаторные расстройства.

При начале параноидной шизофрении в пубертатном возрасте на ранних этапах болезни часто возникают философическая интоксикация, сверхценные идеи или бред физического недостатка, вторичная анорексия.

Вялотекущая шизофрения у детей — одна из самых частых форм бо¬лезни. На первый план выступают относительно неглубокие негативные расстройства и признаки психического, а иногда и физического дизонтогенеза. Отдельные психические функции могут формироваться опережающими темпами, по сравнению с возрастной нормой, например — абстрактное мышление, счетные, музыкальные способности (дети-вундеркинды). В процессе взросления опережающее развитие этих способностей часто нивелируется или сменяется отставанием. Продуктивная симптоматика выражается в заумных интересах, аутистических фантазиях, страхах, рудиментарных двигательных расстройствах.

У подростков вялотекущая шизофрения проявляется утрированным пубертатным кризом, деперсонализацией, дисморфофобией, психо-патоподобным поведением гебоидного типа. Постепенно начинают доминировать негативные расстройства. Формируется неглубокий личностный дефект по типу психического инфантилизма.

Рекуррентная шизофрения у детей возникает редко. Приступы рудиментарны и атипичны: проявляются немотивированными страхами, вегетативными кризами с головной болью, гипертермией, диспепсией или расстройствами, напоминающими делирий. В пубертатном периоде приступы бывают более оформленными и тяжелыми: атипичные депрессии, депрессивно-бредовые, иногда онейроидно-кататонические расстройства.

Рекуррентная шизофрения с началом в детстве и отрочестве приводит к относительно неглубоким изменениям личности с чертами инфантилизма или олигофреноподобным проявлениям на уровне дебильности.

Приступообразно-прогредиентная шизофрения — одна из самых частых форм у детей и подростков. В детстве приступы бывают стертыми: аффективными, аффективными с рудиментарным бредом, фобиями. У подростков приступы более развернутые, вплоть до кататоно-бредовых, кататоно-гебефренных. Исходы этой формы варьируют от слабоумия, напоминающего тяжелые степени олигофрении, до олигофрено-подобного дефекта типа дебильности.

Наследственность психопатологически не отягощена. Ребенок от первой беременности, протекавшей с угрозой выкидыша на всем протяжении, нефропатией во второй половине беременности. Роды на 37-й неделе, отмечалась слабость родовой деятельности, эклампсия в родах, проведено кесарево сечение. Вес 3100 г, рост 52 см, родился в асфиксии, закричал после отсасывания слизи. Сидит с 6 мес, ходит с одного года. Речь: первые слоги в 6 мес, на 2-м году — отдельные нечленораздельные слова, фразовая речь — ближе к 3 годам. В раннем возрасте — ласковый, улыбчивый, эмоциональный. Играл в игрушки — пирамида, железная дорога, матрешки, мисочки. Любил рассматривать картинки в книжках, слушать детские стихи. Вместе с тем слабо развивалась коммуникативная речь. По возможности все решал сам, не обращаясь к окружающим. К детям стремился, обнимал, протягивал свои игрушки. Однако в играх с детьми долго не удерживался, переключался на другие раздражители. Играл с матерью и дядей, положительно реагировал на участие в играх взрослого человека. До 4 лет нравилось рисовать или смотреть, как рисует мама. По телевизору любил смотреть рекламу и сериалы, всех героев знал по именам. Навыки опрятности сформированы к 3 годам, с 2 лет самостоятельно ест ложкой, в 3,5 года научился одеваться. Изменения в состоянии ребенка мама заметила в возрасте 4 лет: стал неряшлив в еде, пытался брать пищу руками, хотя раньше умел пользоваться ложкой и вилкой. Несмотря на хорошую память, не обнаруживал прогресса в речи. Стал неспокойным, сам себя кусал и щипал за руки, внезапно мог крикнуть без внешнего повода. Нарушился сон, успокаивался только при определенном наборе слов (сочиненной им песенки). Перестал проситься на горшок. Появилась склонность забираться под диван. Стал говорить о себе во втором лице. Рвал книжки на мелкие клочки. В возрасте 4-4,5 лет стал есть несъедобные предметы, сначала бумагу, потом пластмассу, грыз и ломал все свои игрушки. Изредка играл с мягкими игрушками. Залезал в шкаф, ломал и портил предметы, разливал косметику. Со временем перестал играть, целыми днями был занят тем, что рвал бумагу, ломал и грыз игрушки. Полностью утратил прежние интересы, практически исчезла речь. Мог внезапно закричать упасть на пол.

Продуктивному контакту малодоступен, на вопросы не отвечает, речи нет. В глаза смотрит. Обращенную речь понимает в пределах простейших бытовых инструкций. По просьбе врача открывает рот, показывает язык, дальнейшие инструкции не выполняет. Части лица и тела не показывает. При этом выражение лица спокойное, отстраненное. Из рук врача берет лист бумаги и медленно разрывает его на ленточки. В целенаправленную деятельность не вовлекается. Лежит на кровати, наблюдает за окружающими. Себя не обслуживает, одевается с помощью персонала.

www.eurolab.ua

ПАТОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ

Наиболее существенным изменением познавательной деятель­ности при шизофрении является нарушение избирательности в структуре широкого круга познавательных процессов.

У детей с благоприятно протекающей шизофренией отсутству­ют ролевые игры, они не играют в сюжетные игры, не принимают социальных ролей, не воспроизводят в играх ситуации, отражаю­щие реальные межличностные отношения (семейные, профессио­нальные).

Увлечения их односторонни (прослушивают одни и те же ме­лодии, читают одни и те же сюжеты), продукты их творчества од­нообразны. Увлечения оторваны от реальности, бессодержатель­ны: сочинения бессмысленных стихов, вычерчивание маршрутов транспорта в вымышленных городах. Увлечения могут быть резу­льтатом рано проявившегося интереса к цифрам, шахматам, музы­ке. Круг интересов ограничен развитием односторонних способно­стей, которые могут достигать достаточно высокого уровня.

У детей раннего возраста отмечается глубокий познавательный дефицит за счет патологии речи или из-за недоразвития репрезен­тативной и символической систем. Обнаруживается тяжелое нару­шение социального приспособления.

Отмечается также особая неравномерность нарушения интел­лектуальной деятельности: трудности выполнения заданий нагляд­но-конкретного характера при достаточной сохранности вербаль­ного мышления и склонности этих больных к вербальным сужде­ниям.

Затруднено овладение орудийными функциями предметов, т. е. у них страдает та сторона психического развития, которая в пер­вую очередь связана с развитием социальных контактов и с усвое­нием социального опыта.

Асинхронно формируются различные сферы психической дея­тельности у детей, больных шизофренией: гипертрофировано раз­витие абстрактных понятий и их недостаточное организующее влияние на формирование перцептивных обобщений.

Дети, больные шизофренией, стойко опережают здоровых сверстников на всех возрастных этапах по уровню развития обоб­щения. Неравномерно развивается операционная сторона восприя­тия. Имеются определенные затруднения в оперировании пред­метными изображениями при сохранном оперировании более формальными геометрическими изображениями. Страдают те сто­роны предметного восприятия, которые формируются под воздей­ствием предметной практики.

Избирательность мышления (актуализация знаний) на всех возрастных этапах значительно хуже, чем у здоровых детей. У больных формирование избирательности восприятия улучшает­ся с возрастом, однако отстает от такового у здоровых. У больных шизофренией по сравнению со здоровыми детьми меньшая изби­рательность познавательной деятельности. У них менее устойчи­вый характер связей и отношений, лежащих в основе формирова­ния обобщенных образцов-эталонов, общих представлений и по­нятий.

Существует связь между «формализмом» и необычностью мышления, характерной для больных шизофренией. Суть фор­мального подхода к анализу действительности состоит в игнори­ровании фактора значимости, в отсутствии иерархии, в рядополо- женности свойств и отношений. Формальное понятие внутренне родственно псевдопонятию и комплексу. Любой формально общий признак может быть положен в основу обобщения предметов. Крайний вариант — «вербальный комплекс», когда предметы объ­единяются по чисто словесной общности и при этом не учитыва­ется, что одно и то же слово может иметь разные значения и обо­значать разные признаки (плащ и ночь обобщаются на том осно­вании, что «могут быть длинными»). Такой формальный подход позволяет сближать далекие, разнородные объекты и понятия, что создает впечатление необычности, оригинальности, чудаковатости мышления. Эти закономерности позволяют объяснить «формаль­ную» сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формаль­но-отвлеченному мышлению, возможность выполнения довольно сложных видов мыслительных задач, требующих ориентировки в реальных жизненных отношениях, неадекватность обобщений и суждений, основывающихся на необычных, малозначимых, ла­тентных свойствах и отношениях.

Этиология и патогенез шизофрении. Шизофрения — бо­лезнь с наследственной предрасположенностью. Возникновение шизофрении, т. е. реализация предиспозиции, зависит от провоци­рующих стрессов. Вызвать эти стрессы могут как биологические (соматические заболевания), так и социальные (трудно переноси­мые жизненные события) факторы или их комбинации.

Психоаналитигеский подход. Основным расстройством при ши­зофрении является нарушение формирования «эго», которое влия­

ет на понимание личностью реальности и управление внутренни­ми потребностями, что может, в частности, привести к расстройст­ву психосексуального развития, агрессивному поведению. Наруше­ние организации «эго» возникает в результате неправильных взаимоотношений между младенцем и матерью. Возникший между ними симбиоз не может позволить ребенку отделиться от матери и развиваться вне ее близости [МаЫег М., 1955]. Больной не спо­собен установить устойчивые межличностные взаимоотношения, основой которых могло бы стать чувство безопасности, возникаю­щее при наличии тесной привязанности между матерью и ребен­ком. Основное расстройство при шизофрении — неспособность до­стигнуть различения между самим собой и окружающей средой. Другое предположение — дефект «эго» — вызывает возникновение враждебности и агрессии, разрушают связь мать-младенец и со­здают незащищенность от возможных стрессов. Возникновение шизофрении у подростка объясняют тем, что слабое «эго» не спо­собно справиться с возросшими внутренними потребностями, не­обходимостью отделиться, утвердить собственную личность, удов­летворить потребность к независимости. Различные симптомы имеют символическое значение для каждого больного. Мысли о конце света указывают на переживания больным крушения собст­венного внутреннего мира. Бред или галлюцинации — замести­тельная попытка создать новую реальность или выразить потаен­ные страхи или побуждения. Тревога больных — следствие тре­вожности их матерей, приведшей к дезинтеграции функции «эго» (8. ЗиШуап).

Теория обугения. В детском возрасте больные шизофренией усваивают иррациональные реакции и образы мышления, подра­жая своим родителям, которые сами имеют выраженные эмоцио­нальные трудности. Неспособность освоить социальные взаимо­действия — причина нарушенных межличностных связей.

Теории, касающиеся роли семьи. Будущий больной шизофре­нией попадает в условия, когда он должен сделать выбор между двумя альтернативами, которые вызывают у него замешательство и являются непереносимыми (С. Ва1:е$оп). Другие варианты тео­рии: 1) «расщепление» между родителями (один из родителей очень близок к ребенку противоположного пола); 2) перекос в сторону связи с одним из родителей (состязание в силе, при кото­ром один из родителей является доминирующим) (Т.

Социальные теории. В происхождении шизофрении играют роль урбанизация и индустриализация. При этом обращается вни­мание на стрессы, связанные с фактом проживания людей в про­мышленных городах.

Биологигеские теории. Генетические факторы. Наслед­ственное предрасположение к шизофрении определяется несколь­кими генами. Генетическое происхождение заболевания подтверж­дается родством, т. е. тем, что в семьях, больных шизофренией, больше риск заболевания, чем в популяции (1%). При этом чем ближе кровное родство с больным, тем больше вероятность забо­левания шизофренией. Так, у родителей (братьев, сестер) этот риск составляет 10—12%, у дедов, бабушек (дядей, теток, кузе­нов) — 5—6%, у внуков — 3%. Наиболее убедительные доводы в пользу наследственного предрасположения к шизофрении получе­ны при изучении близнецов. У двуяйцевых близнецов риск забо­левания 12-15% (как у братьев и сестер), у однояйцевых -31­78%. Опасность заболеть шизофренией зависит от биологического родителя, а не от приемного. Риск заболевания усыновленного (удочеренного) ребенка такой же (10-12%), как если бы этот ре­бенок воспитывался своими биологическими родителями.

Биологические факторы. Предполагается, что предрас­положение к шизофрении через гены передается или в форме био­химического дефекта, или нарушением развития определенной структуры в ЦНС.

Дофаминовая гипотеза. Шизофреническую симптоматику свя­зывают с относительным преобладанием в лимбической, а также в кортикальной области дофамина по сравнению с другими нейро­трансмиттерами (веществами, передающими нервный импульс) в синапсе (при контакте нейронов).

Психонейроиммунологигеская гипотеза. Из-за имеющейся акти­вации иммунной системы у больных шизофренией возникновение этого заболевания связывают с вирусным заражением или с ал­лергией на изменения в организме больного.

0] Тест для самостоятельной работы

1. Шизофрения — это:

а) острое заболевание;

б) хроническое заболевание;

в) прогредиентное заболевание.

2. Характерные признаки шизофрении:

а) нарастающее слабоумие;

б) утрата единства психики, нарастающий аутизм, эмоциональ­но-волевые расстройства;

в) расстройство сознания.

а) отгороженность и оторванность от реальности, погружение в мир собственных внутренних переживаний;

4. Снижение энергетического потенциала — это:

а) отсутствие инициативы и побуждений к деятельности, сниже­ние воли;

5. Эмоциональное оскудение—это: _

а) утрата интересов и привязанностей, безразличие и инертность к жизненным побуждениям;

6. Утрата единства психики — это:

а) нарушение логического строя мышления, несоответствие эмо­ций высказываниям и поведению;

б) расстройство сознания;

в) психический автоматизм.

Т. Продуктивная симптоматика — это:

а) галлюцинации, бред, аффективные нарушения;

в) неврологические симптомы.

8. Течение шизофрении:

а) всегда острое;

б) всегда непрерывное;

в) может быть непрерывным и приступообразным.

9. Простая форма шизофрении характеризуется:

а) основной шизофренической симптоматикой, нарастанием эмо­ционально-волевого дефекта;

в) благоприятным исходом.

10. Гебефреническая форма шизофрении характеризуется:

а) возбуждением, незаражающей веселостью, нелепой дурашливо­стью, манерностью, грубыми нарушениями мышления;

б) психопатоподобным поведением;

в) злокачественным течением.

11. Параноидная форма шизофрении характеризуется:

а) преобладанием в клинической картине стойкого бреда и гал­люцинаций;

б) приступообразным течением;

в) отсутствием нарастающего дефекта.

12. Этиология шизофрении:

а) наследственное предрасположение, реализуемое стрессовыми ситуациями;

б) психогенные факторы, связанные с неблагоприятными жизнен­ными обстоятельствами;

в) результат особого развития личности, спровоцированного ран­ними детскими переживаниями.

13. Ранняя детская шизофрения характеризуется:

а) наибольшей злокачественностью, быстрым развитием аутизма, нарушением речи, рудиментарностью продуктивных симптомов и глубиной дефекта;

б) непрерывным течением;

в) медленным началом заболевания, страхами, фантазиями, на­рушением поведения, нарастанием аутизма, замедлением пси­хического развития.

14. Детская шизофрения характеризуется:

б) наибольшей злокачественностью, быстрым развитием аутизма, нарушением речи, рудиментарностью продуктивных симптомов и глубиной дефекта;

в) разнообразными психопатоподобными симптомами, характер­ными возрастными синдромами и склонностью к приступооб­разному течению.

15. Подростковая шизофрения характеризуется:

а) медленным началом заболевания, страхами, фантазиями, на­рушением поведения, нарастанием аутизма, замедлением пси­хического развития;

б) разнообразными психопатоподобными симптомами, характер­ными возрастными синдромами и склонностью к приступооб­разному течению;

в) отсутствием отличий от шизофрении взрослых.

Ш Рекомендуемая литература

БашинаВ. М. Ранняя детская шизофрения,— М.: Медицина, 1980.

ВроноМ.Ш. Шизофрения в детском и пубертатном возрасте/Руководство по психиатрии,— Т. 1,— М.: Медицина, 1983,— С. 355—372.

Мамцева В. Я., Сосюкало О. Д. Шизофрения/ Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста,— М.: Медицина, 1995.

МелешкоГ.К., Алейникова С. М., Захарова Н. В. Особенности формирова­ния познавательной деятельности у детей, больных шизофре­нией/ Проблемы шизофрении детского и подросткового возра­ста- М.: ВНЦПЗ, 1986.- С. 147-160.

Лигко А. Е. Шизофрения у подростков.— Л.: Медицина, 1989.

Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофре­нии.— М.: Медицина, 1974.

Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста.— М.: Медицина, 1974.

bib.social