Особенности людей с аутизмом

Содержание:

Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей?

Строка навигации

  1. Главная /
  2. Здоровье и долголетие /
  3. Физическое здоровье /
  4. Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей?

Аутизм – это неспособность человека формировать эмоциональные отношения с другими, окружающими людьми. Аутизм — это нарушение в развитии, которое характеризуется отклонениями в поведении, социальном взаимодействии и общении. Он выражается в различных формах и может проявляться при разных умственных расстройствах. Так, что такое аутизм, каковы причины аутизма, и чем отличается поведение аутиста от поведения обычного ребенка или взрослого?

  • • ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ?
  • Степень тяжести аутизма варьируется от легкой степени до тяжелой. При легкой степени аутизма, люди могут казаться вполне нормальными. Что же касается тяжелой степени, то в этом случае у человека зачастую полностью нарушена функция мозга, он не в состоянии функционировать нормально.

    Довольно часто в прошлом аутизм у детей путали с проявлениями детской шизофрении либо детского психоза. Однако со временем ученые разобрались в сути данного расстройства и разграничили схожие по симптомам заболевания. Сегодня диагностика данного расстройства не составляет особого труда, и большинство ранних путаниц уже разрешены. Как диагностировать аутизм и отличить его от других умственных расстройств, читайте в статье: «Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?».

    Так, что такое аутизм, какие именно отделы и функции мозга расстроены, что происходит и откуда берутся дети с аутизмом?

    • Механизм мозговых нарушений при аутизме

    Однозначного ответа на вопрос, что именно нарушается в работе мозга, к сожалению, и по сей день не существует. В отличие от большинства расстройств работы мозга, к примеру, болезни Паркинсона, у аутизма не имеется единого чёткого механизма, причем, как на клеточном, так и на молекулярном или системном уровнях. В действительности неизвестно, что именно объединяет название аутизм — это несколько расстройств сразу, при которых на некотором количестве общих молекулярных цепочек сходится влияние мутаций, либо это большая группа расстройств, механизмы сильно различаются (как нарушения интеллекта).

    Аутизм, фото:

    Единственное, что не вызывает особых сомнений, это то, что аутизм — это результат влияния многих факторов, которые действуют на стадии развития и затрагивают множество или все абсолютно функциональные системы мозга, и в большей степени нарушают именно временной процесс развития человеческого мозга, нежели являются конечным результатом данного процесса. Именно поэтому вылечить аутизм у взрослых или детей, по сути, невозможно, можно только вносить отдельные коррективы в поведение аутиста и способность к относительно самостоятельной его жизнедеятельности.

  • • ПРИЧИНЫ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ
  • Родители, деткам которых поставили этот диагноз, озадачены вопросом: почему? В чем причины аутизма у детей, что повлияло на его развитие, кто виноват в этом?

    В действительности и здесь ученые не достигли особых результатов, точно установить причины аутизма у детей не удается до сих пор. Ученым еще только предстоит разгадать тайну аутизма. Собственно изучение этого вопроса до недавнего времени вообще не проводилось, поэтому большого опыта исследования природы аутизма нет, вообще заговорили о данном нарушении только в ХХ веке. Тем не менее, кое-какие возможные причины аутизма и его развития уже найдены, в частности: генные нарушения, гормональные, осложнения при беременности и родах, отравления, сбои в химическо-биологических процессах развития организма и самого мозга.

    • Генные нарушения.

    У достаточно большого процента аутистов (не у всех) можно наблюдать мутацию определенного гена. Как выяснили ученые, в данном случае значимую роль играет ген под названием «неурексин-1». Кроме того, «подозрения» вызывает и еще один ген, который находится в 11 хромосоме, но его пока еще не удалось выделить.

    Оказать влияние на развитие нарушения, может, и конфликт генов матери и отца. Дело в том, что после зачатия блокируются гены в яйцеклетке, которые могут негативно отразиться на состоянии здоровья матери. А в мужском сперматозоиде «отключаются» гены, которые потенциально опасны для эмбриона будущего человечка. И данный конфликт может также подтолкнуть развитие нежелательных процессов: генные изменения, в случае смещения в «мужскую» сторону, могут вполне стать причиной развития у ребенка аутизма.

    Ученым удалось достоверно установить связь между развитием аутизма и синдромом Х-хромосомы.

    Несмотря на обширность исследований, эта область знаний в целом так и продолжает оставаться невспаханной целиной. Собственно даже роль наследственности в данном расстройстве обсуждается, обосновываясь весьма противоречивыми гипотезами. По мнению одних исследователей, вероятность развития аутизма существенно увеличивается, если в семье имеется, хоть один аутист. В противовес им, другие исследователи опровергают это утверждение, поскольку подобные случаи (в одной семье больше одного аутиста) встречаются крайне редко, а значит и наследственной связи процесс развития аутизма не имеет.

    • Гормональные нарушения.

    Ученые установили, что значимую роль в развитии данного расстройства играет мужской гормон, называемый тестостероном (возможно, именно это и объясняет тот факт, что мальчики чаще страдают аутизмом).

    Повышенный уровень тестостерона – это один из факторов риска, который в сочетании с прочими факторами, может привести к дисфункции мозга, а именно, к угнетению левого полушария. Кстати, именно это и может объяснить, по какой причине среди аутистов встречаются невероятно одаренные или даже гениальные личности в какой-то области: полушария аутиста начинают функционировать в компенсаторном режиме, проще говоря, одно из полушарий старается компенсировать недостаточность работы другого полушария.

    • Неблагоприятная беременность, роды.

    Если в период вынашивания ребеночка мать переболела тяжелыми инфекционными заболеваниями (на подобии краснухи), а также перенесла сильные нервные потрясения (расстройства, переживания, стрессы), то все это могло наложить свою негативную печать на дальнейшую судьбу малыша. Существует предположение, что когда женщина носит потенциального аутиста, то беременность проходит с осложнениями, находясь под угрозой срыва. Однако, в таком случае почти каждую беременную женщину можно было бы причислить с данной категории. Лучше этот фактор во внимание не брать вовсе, поскольку угроза прерывания беременности возникает по огромнейшему количеству различных причин, и их комплекса в том числе.

    По мнению медиков, к формированию аутизма причастными могут быть также и осложнения, которые встречаются в родовом периоде. Среди наиболее вероятных причин аутизма у детей — родовые травмы и стремительные преждевременные роды.

    • Действие ядовитых веществ.

    Положить начало развитию болезни, могут отравление организма человека тяжелыми металлами или значительные дозы радиоактивного облучения, полагают ученые. Собственно, к данной группе причин также относятся тяжело перенесенные человеком вирусные заболевания и различные вакцины.

    Вместе с тем, официальная медицина категорически отрицает факт, что дать толчок аутизму может прививка. Однако в мире наблюдается определенная связь между частотой развития аутизма и увеличением числа прививок у детей. Тем не менее, какой-то четкой статистики на этот счет нет.

    • Химическо-биологические процессы.

    По мнению ученых, аутизм может развиться у человека на фоне дефицита одного специфического белка, а именно Cdk5. Данный специфический белок отвечает за выработку в организме синапсов — структур, которые влияют на умственные способности. Кроме того предполагается, что влиять на развитие аутизма способна усиленная концентрация в крови серотонина.

    _____________

    Учеными установлено, что развивается аутизм вследствие некоторых нарушений в работе человеческого мозга. Некоторые из таких нарушений получилось определить экспериментальным путем. К примеру, было выяснено, что дети с аутизмом имеют нарушения в развитии миндалевидного тела (участок мозга, отвечающий за эмоциональную сферу), могут быть изменения в «миниколонках», которые регулируют поведенческую сферу.

    Неизвестно почему, но в раннем детстве при аутизме происходит усиленный рост мозга. Хотя, ученые так и не понимают, что же происходит с мозгом ребенка, маленького аутиста. Выдвигаются все новые и новые теории и версии. По одной из таких, способствует развитию аутизма даже дождливая погода — дело в том в штатах, которые расположены в «зоне непогожих дней» частота таких диагнозов намного больше, чем в местах с нормальным климатом.

    Как бы там ни было, но выходит, что у аутизма не может быть одной причины. А также, наверняка, решающую роль в существовании этого мозгового расстройства играет наследственная предрасположенность. Если в дальнейшем на предрасположенность к аутизму накладываются обстоятельства и факторы, благоприятные для его развития, то они могут запустить пусковой механизм развития болезни в действие. Обсуждая причины аутизма, специалистами всегда предполагается сочетание сразу нескольких, на фоне наследственной предрасположенности.

  • • АУТИЗМ: СИМПТОМЫ
  • Ученые выделяют следующие признаки и симптомы аутизма, позволяющие определить аутизм у взрослых или аутизм у детей, «сознательного» возраста:

    • 1. Нарушение социального взаимодействия;
    • 2. Сложности, трудности в общении с другими детьми и людьми, в общем;
    • 3. Особенности поведения.

    Предлагаем подробнее рассмотреть симптомы аутизма, и то, как они проявляются, выделив в отдельную главу аутизм у детей. А о том, как диагностировать аутизм, отличить его от других умственных расстройств, типа шизофрении, умственной отсталости и прочих, читайте в статье: «Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?».

    • Нарушение социального взаимодействия при аутизме

    Страдающий аутизмом человек, не может построить с другими людьми здоровые взаимоотношения. Нарушение может оказаться настолько серьезным, что способно повлиять на отношения ребенка и матери в самом начале жизни малыша. Важно знать, что дети с аутизмом проявляют свою привязанность к маме и людям, заботящимся о нем. Однако, способ, которым выражают свою привязанность и любовь дети с аутизмом, сильно отличаются от тех способов, которые используют нормальные детки.

    Ребенок, мало общающийся со своими родителями и другими детками, не всегда могут иметь диагноз аутизм. Однако дальнейшее развитие ребенка отмечается все более странным его взаимодействием с обществом. Особенности поведения зачастую касаются выражения лица, визуального контакта и положения тела. Дети с аутизмом, обычно трудно устанавливают, какие бы то ни было взаимоотношения со сверстниками, зачастую оставаясь изолированными от общества, причем совершенно самостоятельно отстраняясь от общения и взаимодействия.

    Кроме того, поведение аутиста ребенка отличается от поведения обычных сверстников отсутствием заинтересованности в каких-либо играх или видах деятельности. Детки с данным расстройством не желают в принципе играть в какие-то игры. Также детки могут вообще не замечать присутствия других людей, в тяжелых случаях.

    Как правило, у аутистов нарушены коммуникативные способности, проще говоря, способность к общению с людьми. Взрослые люди могут попросту не понимать, о чем и что им говорят, детки — не понимать смысла детских игр, к примеру, таких как прятки.

    В диалоге аутисты зачастую не участвуют. То, как выражается и что говорит другой человек, обычно воспринимается ими как что-то непонятное. Обычно речь аутистов монотонна, лишена какой-либо эмоциональной окраски. Фразы их, как правило, оборваны, к примеру, аутист говорит: «хочу воды», вместо «я хочу воды». Отличительной особенностью аутистов является повторение предложений и фраз, сказанных другими людьми. К примеру, вы говорите «посмотри на самолет!», а взрослый или ребенок вторит: «самолет», не осознавая того, что произносит и вообще, что делает это. Такое повторение фраз и слов называют эхолалией. В противовес того, что повторение принято считать признаком ума (повторение песен, стихов и др.), тренировки памяти, аутисты зачастую вообще не понимают содержания, произносимого ими.

    • Поведение аутиста

    Поведение аутиста, будь-то ребенок или взрослый, может отличаться острой чувствительностью, к примеру, тактильной или сенсорной. В результате наблюдается сильнейшая непереносимость громких звуков, яркого света или толпы, тактильной и визуальной стимуляции. Шумные компании или вечеринка для некоторых аутистов способны иметь опасные последствия. Как нечто болезненное могут восприниматься даже ярлыки на одежде. Непереносимыми вещами также могут являться: хождение босиком, праздничный торт, игра с моделированием предметов (к примеру, изготовление аппликации).

    При этом, возможно и обратное реагирование, у человека могут быть неразвитыми реакции на те же виды стимуляции. Вместо того, чтобы сказать что-то, аутист может закричать или поднести к глазам. Поведение аутиста нельзя предсказать. Часто такие люди трогают разные предметы и вещи, чтобы просто ощутить их форму.

    Взрослые и дети с аутизмом могут иметь нечто вроде ритуала. Самое обычное, казалось бы, занятие, такое, к примеру, как принятие ванны для аутиста может быть очень сложным. Аутисту требуется точная температура воды, четко определенный объем воды, всегда одно полотенце и именно то мыло, которое он пользовал ранее.

    Кроме того может наблюдаться нецеленаправленное поведение аутиста или действия. К примеру, человек может постоянно хлопать в ладоши, дергать самого себя за волосы или мотать их на палец, передвигаться на цыпочках, и прочее. Взрослый или ребенок может постоянно играть в какую-то одну игру и только в нее, или постоянно носить с собой игрушку, всегда одну и ту же. К примеру, ребенок каждый день может выстраивать в ряд все свои игрушки, а взрослый проделывать это с одеждой, ежедневно повторяя это же действие. Если попробовать помешать ему, сделать это, можно ожидать с его стороны непредсказуемой реакции, включая агрессию и нападение на препятствующего.

    Больше всего внимание аутистов привлекают предметы, которые можно открывать, закрывать, поворачивать. Если оставить его одного, он может часами сидеть в одиночестве, поворачивать или крутить какую-то вещь, включать-выключать свет. Некоторые аутисты «обзаводятся» особенной «любовью» к некоторым неодушевленным предметам, типа скрепок или кусочков бумаги.

    • • ДЕТИ С АУТИЗМОМ
    • У мальчиков аутизм встречается примерно в 4 раза чаще, чем аутизм у девочек. Ученые полагают, что имеется связь заболевания с какими-то генетическими нарушениями, обосновывая это тем, что детки, у которых в семье уже есть ребенок с аутизмом, болеют им чаще раз в 50, чем детки, в семье у которых аутизма нет. Однако, как уже говорилось, ни подтвердить, ни опровергнуть это предположение достоверно, пока не представляется возможным.

      Первые признаки этого расстройства проявляются до 3 лет. К 7-летнему возрасту у деток становятся уже четко заметными отставания в физическом развитии, в частности: маленький рост и зачастую отсутствие предпочтения в использовании какой-то конкретной конечности как доминантной. У детей не определяется ни праворукость, ни леворукость, ни даже амбидекстрия (обе руки «правые») – они владеют обеими руками гораздо хуже своих сверстников.

      Помимо этого, с самого раннего детства аутисты не проявляют интереса к звуку голоса людей, не просятся на руки, избегают прямого взгляда, не смотрят в глаза, не ходят «хвостиком» за родителями. В отличие от обычных деток, они не боятся оставаться один на один в комнате, доме, магазине, не проявляют стеснения при встрече с малознакомыми или незнакомыми людьми. Для них просто не существует различий между собственной мамой и какой-то чужой тетей, для этих деток все чужие. Они не воспринимают сверстников, не идут на контакт с ними, не проявляют никакого интереса ни к ним, ни к игрушкам.

      Подобные испытания ждут мамочку аутичного ребеночка, ей не доведется получать тех положительных эмоций, радости общения, проявлений детской любви или ответной реакции на мамину любовь, обычно покрывающих с лихвой любые тяготы и усталость от ежедневных забот и тревог. В подавляющем большинстве случаев малыш даже не выделяет мамочку среди других окружающих людей.

      Учитывая нарушения развития речи, дети с аутизмом о своих желаниях дают знать при помощи плача, крика или активной жестикуляции.

      Больные детки могут являться чрезвычайно вспыльчивыми и агрессивными. Следует добавить, что подобные реакции постоянны на какой-либо запрет, детки не учатся владеть собственными эмоциями, собой, не могут привыкнуть к травмирующему фактору. Внутренний мир аутиста зажат в очень жесткие рамки, попытки выйти или вывести за которые проявляется в форме неофобии – боязни всего нового. Аутичных деток очень легко можно испугать и надолго, с дальнейшим формированием самых разнообразных фобий: к примеру, боязнь бытовых электроприборов, которые издают резкие звуки, жужжат, боязнь яркого света или темноты, закрытых дверей, какой-то одежды, меха и прочее.

      Умственная отсталость — к сожалению, характерный признак аутизма. У более 50% аутистов уровень IQ не превышает 50 баллов, и лишь у 70% – он выше 30.

      Тем не менее, среди аутичных детей, встречаются индивидуумы, проявляющие буквально-таки гениальные способности в какой-то области (музыке, живописи, математике и т.п.). Предположительно аутизмом страдали известный философ Иммануил Кант, художник Нико Пиросманишвили, сказочник Ганс Христиан Андерсен. Но наравне с гениальностью, эти же, гениальные детки, могут совершенно не иметь самых простейших социальных и бытовых навыков.

      Аутизм у детей, как и аутизм у взрослых сегодня является неизлечимым заболеванием. Передается ли оно последующим поколениям, неизвестно, поскольку брак, как и какие-либо близкие отношения в принципе, у аутичных людей являются потенциально невозможными.

      На сегодня разработана масса различных методик, которые направлены на выработку определенной независимости у больного ребенка, самостоятельности и хотя бы минимальных навыков социальной адаптации. Деток с тяжелой формой умственного расстройства можно научить основам невербального общения. Тем не менее, ни одна методика и никакая комбинация методик не позволяют из больного аутизмом ребенка, сделать полноценного члена общества. Подробнее о методиках адаптации и способах лечить аутизм у взрослых и детей, читайте в статье: «Методы лечения аутизма. Существующие способы лечебной коррекции аутизма».

      Еще немного о том, что такое аутизм:

      ladyvenus.ru

      Как мыслят аутисты?

      Им трудно налаживать связи, уживаться с другими, адаптироваться к новой обстановке. Зато им доступно то, чего многие из нас просто не замечают или не осознают. Тэмпл Грандин, ученый с аутизмом, рассказывает о том, как смотрят на мир люди, подобные ей, и как они могут использовать особенности своего мышления.

      «Что отличает обыкновенного чудака от человека с синдромом Аспергера? Эйнштейн, Моцарт и Тесла – всех их сегодня поместили бы в аутистический спектр. Аутизмом называют очень широкий диапазон состояний. Есть дети-аутисты, которые не могут говорить, но есть и талантливые ученые и инженеры. Как сделать так, чтобы гении и изобретатели могли реализовать заложенный в них потенциал? Для этого нужно понимать, что происходит у них в голове.

      Чтобы думать как аутисты, необходимо забыть вербальный язык. Я думаю образами. Например, если я скажу: «Представьте себе шпиль церкви», большинство людей представят некий обобщенный, абстрактный шпиль. Я вижу только конкретные образы. Они всплывают в моей памяти, как череда картинок по запросу в Google. Вот церковь моего детства. Вот еще одна – в Форт-Коллинзе. А теперь – знаменитые церкви, одна за одной. И я могу держать эти образы в голове, превратить их в фильм.

      Отличительная особенность аутистического мышления – внимание к деталям. Посмотрите на тест, в котором необходимо найти большие или маленькие буквы. Мозг аутиста гораздо быстрее находит маленькие буквы. Мозг обычного человека игнорирует детали. Меня беспокоит, что сегодня обучение становится все более абстрактным. Во многих школах отменили уроки прикладного творчества. А ведь рисование и подобные занятия могут развить способности аутистов. Некоторые исследования сегодня показывают, что в мышлении людей аутистического спектра зрительная зона первична. Если ребенок, который учится в третьем классе школы, рисует с перспективой, вы можете определить, что у него развито визуальное мышление. Но, конечно, не каждый ребенок-аутист будет визуальным мыслителем.

      Дело в том, что аутистическое мышление всегда узко специализировано. Дети-аутисты могут быть одаренными в одной сфере, но неуспевающими в другой. Моим слабым местом была алгебра. И мне так и не разрешили заниматься геометрией или тригонометрией. Это было большой ошибкой. Я замечаю, что многим детям-аутистам нужно пропустить алгебру и перейти сразу к геометрии и тригонометрии.

      Мои особенности особенно пригодились мне в работе с животными. Они тоже мыслят сенсорно, а не вербально. Они думают образами, звуками, запахами. Представьте, сколько информации они могут найти на обычном пожарном гидранте. Животное знает, кто там был, когда он там был, является ли он другом или врагом и можно ли с ним спариться. И это очень подробная информация. Изучение этих подробностей позволило мне очень хорошо понять животных. Мой мозг, как и мозг животных, делит сенсорную информацию на категории. Человек на лошади и человек, стоящий на земле, воспринимаются совершенно по-разному. Например, лошадь, над которой издевался наездник, будет совершенно спокойно относиться к ветеринару и мастеру, подковывающему ее, но не потерпит на себе наездника. Или конь, которого избивал тот, кто его подковывал, будет очень агрессивен с людьми, стоящими на земле, с ветеринаром, но не будет против наездника. Человек на лошади и пеший человек – не одно и то же. Для меня очень разные образы.

      Такая способность делить информацию на категории дана далеко не всем. Когда я приезжаю помочь с оборудованием или если на заводе проблемы, часто никто не может разобраться: «Может, персонал не обучен? Или что-то не так с оборудованием?» Иными словами, они не могут отделить проблему с оборудованием от проблемы с персоналом. Я замечаю, что многим людям это дается нелегко. Или, скажем, я определила, что проблема с оборудованием. Является ли это мелкой неполадкой, которую легко починить? Или вся система разработана неправильно? Многим тяжело в этом разобраться, но не мне.

      Давайте посмотрим на другой пример: решение проблемы безопасности авиакомпаний. Я часто летаю на самолетах. Если бы я была инспектором по безопасности, что бы я в первую очередь осмотрела? Хвосты самолетов. Пять смертельных катастроф за последние 20 лет, и во всех случаях у самолета либо оторвало хвост, либо рулевой механизм в хвосте вышел из строя. Проще простого – проблема заключается в хвостах. Но когда пилоты обходят салоны самолета, они не видят то, что находится внутри хвоста. Когда я думаю обо всем этом, я вспоминаю различные конкретные сведения. Я беру маленькие кусочки и складываю из них картину, как паззл.

      А как быть с обучением? Когда я была маленькой, я хотела только одного: рисовать лошадей. И тогда моя мама сказала: «Давай-ка попробуем нарисовать что-нибудь другое». Мышление аутистов зафиксировано на чем-то одном. Но это не значит, что нельзя направлять и развивать его. Например, если ребенок любит гоночные машины, можно использовать это при обучении математике: «Давай выясним, сколько времени понадобится этой гоночной машине, чтобы преодолеть определенное расстояние». Иными словами, используйте фиксацию ребенка, чтобы мотивировать его.

      Чем могут заниматься дети с визуальным мышлением, когда вырастут? Графическим дизайном, компьютерами, фотографией, промышленным дизайном. Дети со схематическим мышлением – будущие математики, разработчики программного обеспечения, программисты. А из вербальных мыслителей получаются отличные журналисты. Мы должны понимать важность всех типов мышления. И для этого нам нужно научиться искать подход к тем, чей образ мышления отличается от нашего».

      Тэмпл Грандин (Temple Grandin) – биолог, автор книги «Отворяя дверь надежды. Мой опыт преодоления аутизма» (Теревинф, 2012).

      www.psychologies.ru

      Мягкий аутизм: признаки и особенности

      Если вас беспокоит поведение вашего малыша, но вам кажется, что большинство симптомов аутизма к вам не подходит, может статься, что у вашего ребенка мягкая степень этого расстройства. Эту форму часто называют высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера. При мягкой степени аутического расстройства у детей наблюдаются не все классические симптомы, а посторонние люди иногда даже не замечают, что с малышом что-то не так, пока им не укажут на конкретный признак.

      Признаки лёгкой степени аутизма проявляют себя в том, как ребенок взаимодействует с другими людьми, играет с игрушками и использует повседневные предметы.

      Вот перечень симптомов, характерных для мягкого аутизма (не обязательно, чтобы все они проявлялись в одном ребенке):

    • Избегание глазного контакта
    • Пристальное разглядывание других людей
    • Необычные выражения лица
    • Необычные положения тела
    • Неспособность понимать смысл изменения тона и громкости голоса
    • Монотонный голос
    • Непереносимость изменений в распорядке
    • Нехватка навыков поведения в обществе и общения с другими людьми
    • Трудности в начале или в поддержании социальных контактов
    • Сложности в поддержании диалога (говорят монологами)
    • Непонимание языка тела других людей
    • Хорошо развитая для его возраста речь
    • Готовность много и долго говорить на отдельные темы, которые его безмерно интересуют
    • Произнесение вслух своих мыслей
    • Трудности с развитием моторики
    • Большая заинтересованность в составных частях, а не во всем предмете
    • Гиперчувствительность к свету, запахам, шумам, поверхностям и другим стимулам (сенсорная дисфункция)
    • Как можно видеть, многие из симптомов высокофункционального аутизма связаны с аномальным поведением в обществе. Чаще всего, проблемы вашего ребенка будут лучше всего заметны, когда он будет окружен детьми своего возраста.

      РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКИМ И МЯГКИМ АУТИЗМОМ

      Основное различие между двумя формами аутизма состоит в том, что дети с мягкой формой обычно обладают нормальной речью и уровнем интеллектуального развития. У некоторых детей обе сферы могут быть даже развиты выше среднего.

      Другое различие состоит в том, что люди с классическим аутизмом воздерживаются от социальных взаимодействий, а люди с мягкой формой обычно ищут общения и хотят завести дружбу. Но у них, чаще всего, не получается наладить полноценный контакт с другими людьми из-за незнания, как это сделать.

      ПООБЩАЙТЕСЬ С ВРАЧОМ

      Если вам кажется, что у вас или у вашего ребенка – мягкий аутизм, обратитесь к врачу-терапевту. Если он, пообщавшись с вами и попросив вас заполнить специальный опросник, разделит ваши опасения, то вам придется посетить специалиста-невропатолога. Возможно, он поставит вам диагноз – тогда вам придется начать работу над навыками, развитие которых отстает у вас или у вашего малыша.

      ЗНАНИЕ — СИЛА

      Аутизм звучит страшно, но с ним можно работать и смягчать его проявления. Вам обязательно нужно будет пополнять копилку ваших знаний, общаясь на специализированных форумах, читая статьи и книги. Знание, поддержка и любовь, объединённые вместе – лучшее, что можно предложить человеку, страдающему аутизмом.

      www.corhelp.ru

      «Человек дождя или что такое аутизм? Особенности развития, воспитания детей с РАС»

      Заседание клуба «Мы вместе»

      Предварительный просмотр:

      «Человек дождя или что такое аутизм?

      Особенности развития, воспитания детей с РАС»

      диагностики и разработки планов

      В средневековой Британии родители должны были тщательно присматривать за ребенком, особенно хорошеньким, — его в любой момент могли похитить феи. Ведь, как известно, волшебные существа любят человеческих детей и с удовольствием воспитывают их в своем царстве. А на их место подкладывают собственных отпрысков, заколдовав подменышей так, чтобы они были внешне очень похожи на пропавших. Но отличить эльфийского ребенка можно было по ряду признаков — в их число входили необщительность малыша и его неравномерное развитие, а также неожиданная любовь и способности к одному роду деятельности (как правило, к музыке).

      Среди некоторых ученых и писателей, исследовавших историю аутизма, существует мнение, что за подменышей принимали детей с разными нарушениями развития — в том числе и с регрессивным аутизмом (когда ребенок развивается нормально до одного-двух лет, а потом начинает проявлять симптомы расстройства).

      С укреплением позиций христианства вера в фей постепенно перетекла в веру в сатанинские проделки. Один из предполагаемых случаев аутизма был упомянут в записях застольных бесед Мартина Лютера — там говорилось о 12-летнем мальчике, предположительно страдавшем этим нарушением развития. Вердикт Лютера был безжалостным: он посоветовал задушить ребенка (по другой версии — утопить), считая его порождением дьявола -телом, не имеющим души.

      В 1747 г. брак шотландского дворянина Хью Блэра с дочерью местного врача был аннулирован из-за странного поведения жениха. По воспоминаниям современников, Блэр слабо разбирался в приличиях и нюансах общения (например, мог без спроса прийти в гости), всегда носил одну и ту же одежду (на прохудившиеся места он ставил заплаты, вырезая их из новой одежды — часто заимствованной у окружающих), коллекционировал птичьи перья и всегда заявлялся на любые похороны в городе вне зависимости от того, знал ли умершего. Впрочем, расторжение брака произошло не без участия Джона, младшего брата Хью, который был не заинтересован в появлении новых наследников поместья и титула.

      По мере развития науки стало ясно, что странности в поведении вызваны не феями и демонами, а дисбалансом в психических и неврологических процессах.

      Термин «аутизм» (от греческого, «сам») в 1910 г. придумал швейцарский психиатр Юджин Блейлер. Правда, тогда он применял его в первую очередь для обозначения симптома шизофрении.

      А в 1944-м австрийский психиатр и психотерапевт Ганс Аспергер описал четверых детей с ограниченной эмпатией, физической неловкостью, узконаправленными интересами и слабыми способностями к невербальной коммуникации. Годом ранее его соотечественник Лео Каннер, иммигрировавший в США, описал такое же расстройство. Шла война, поэтому долгое время работы Аспергера оставались незамеченными в США. Лишь в 1991 г. его труды были переведены на английский язык и стали доступны широкому кругу специалистов.

      Первая половина 1940-х была не самым удачным периодом для людей с психическими расстройствами и отклонениями в развитии. Подробности взаимоотношений Аспергера с нацистами неизвестны, но, согласно популярной точке зрения, Третий рейх, заинтересованный в евгенических проектах и избавлении от всех «лишних», поддерживал исследования психиатра. Но Аспергер сознательно преувеличивал положительные стороны своих пациентов и доказывал их необходимость для общества, чтобы спасти от истребления. Доктор называл своих подопечных «маленькими профессорами» и предрекал, что их необычные способности найдут применение в будущем. Ближе к концу Второй мировой войны он открыл школу для детей с «аутистической психопатией» — но ее разбомбили, и большая часть работ психиатра была потеряна. Людям с синдромом Аспергера свойственны узконаправленные интересы, проблемы с коммуникацией и другие особенности восприятия и поведения, но их речевые и когнитивные способности развиты настолько, что позволяют им более или менее адаптироваться в обществе, а в каких-то случаях и преуспеть.

      Кстати, образ героя фильма «Человек дождя» Реймонда Бэббита, которого среднестатистический зритель воспринимал как стопроцентного аутиста, на самом деле был списан с человека с совершенно другим диагнозом. Его прототип американец Ким Пик родился с черепно-мозговой грыжей и повреждением мозжечка. Особенности строения мозга сформировали феноменальную память — Пик запоминал до 98% поступающей информации. Это яркий пример савантизма — невероятной одаренности человека с отклонениями в развитии. Около 50% cавантов -аутисты, но только 10% аутистов становятся савантами.

      Самая яркая черта и самая серьезная проблема людей с синдромом Аспергера — сложности с коммуникацией и в первую очередь непонимание контекста и невербальных сигналов. Им сложно уловить то, что находится «между строк», поэтому они либо воспринимают все буквально, либо начинают теряться в гипотезах о том, что может означать то или иное слово либо жест.

      Такому человеку сложно прочесть эмоции визави по его интонации или мимике, понять, что уместно говорить, а что нет, интересен ли собеседнику разговор или он давно перестал слушать, могут впадать в ступор, когда с ними здороваются, потому что им сложно выбрать один из нескольких вариантов приветствия.

      В фильме-биографии «Игра в имитацию» юный Алан Тьюринг — в будущем талантливейший математик, криптограф и основоположник информатики — узнает от своего друга Кристофера о том, что такое криптография: «Сообщения, которые никто не может увидеть и про которые никто не знает, что они означают, пока у тебя нет ключа». «А чем это отличается от разговора?» — спрашивает Алан. И хотя в фильме много художественных преувеличений, а доказать наличие у Тьюринга синдрома Аспергера уже не представляется возможным (хотя есть много спекуляций на эту тему), это хорошая метафора, помогающая понять, как коммуникация может быть загадкой для людей с расстройствами аутистического спектра.

      Большинство людей трактуют существующие в обыденной жизни негласные правила интуитивно — они понимают, как одеваться, как держать себя, как говорить, какие позы принимать. А у людей с аспергером своего рода социальный дальтонизм — они могут говорить слишком громко, подходить к собеседнику слишком близко, не понимать юмора, буквально воспринимать вопросы или проявлять честность там, где ожидается деликатность и ложь во спасение. Они могут откровенно сказать, что суп невкусный, а платье вас полнит, совершенно не предполагая, что на это можно обидеться (за что же тут обижаться, если это правда?).

      Поэтому их поведение в обществе часто кажется наивным, а иногда и грубым. Вот что говорит про себя один из людей с синдромом Аспергера: «Как дела?» и «Что интересного?» я перевожу как «Давай поговорим, только я не знаю о чем». Поскольку мне всегда не о чем говорить, отвечаю «никак» или «ничего». Больше вопросов не возникает». Но честность и прямота — ценные качества. Человек с синдромом Аспергера не будет лгать, лицемерить или нарушать взятые на себя обязательства.

      Инструкция к общению

      Считается, что у людей с синдромом Аспергера слабо развита эмоциональная эмпатия — им сложно понять и разделить чувства других людей. Недостаток эмпатии многие ассоциируют с потенциальной угрозой: «Если он не может поставить себя на мое место, значит, ему будет легко причинить мне боль». Но это не так — помимо эмоциональной существует и когнитивная эмпатия, когда человек пытается проанализировать чувства окружающих и отреагировать так, как другой этого ожидает.
      Несмотря на то, что в этой области у аутистов тоже есть проблемы, от них можно избавиться с помощью обучения и опыта. К тому же есть этические рамки, в которых можно держаться, опираясь на рассудок, а не на эмоции. Эти способы вполне доступны аутичным людям.
      Существует и противоположная теория, за которую выступают, в частности, психологи Генри и Камилла Макрам из Института изучения мозга (входящего в состав Швейцарского федерального института технологии в Лозанне): людей с синдромом Аспергера настолько остро воспринимают окружающий мир (в том числе и чужие эмоции), что просто не успевают переработать эту информацию. Происходит эмоциональная перегрузка, и именно этим объясняются скупые реакции на слова и действия окружающих. В любом случае слабые реакции не означают, что аутичные люди эмоционально черствы. Проблема в том, что они не всегда способны придать своим чувствам форму, понятную другим. Поэтому переживаемые ими эмоции часто не соответствуют произносимым словам, интонациям или выражению лица. Многие люди с синдромом Аспергера учатся имитировать «нормальное» социальное взаимодействие. Они могут наблюдать и запоминать манеры и интонации наиболее успешных людей из своего окружения, работать над ошибками и продумывать алгоритмы социально приемлемого поведения для разных ситуаций. В помощь им разработаны программы по обучению распознаванию чужих чувств — аутистам показывают ролики с лицами людей, испытывающих разные эмоции, и объясняют их поведение. Одни из них асоциальны и не интересуются окружающими, другие хотели бы общаться с людьми, но плохо понимают неписаные правила коммуникации, и их утомляют попытки в этом разобраться.

      Аутизм — это поведенческий синдром, объединяющий несколько конкретных признаков отклонения в психическом развитии, связанного с ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в мир личных переживаний и потерей стремления к общению с внешним миром. Стремление личности к эмоциональным проявлениям индивидуальности при таком заболевании практически отсутствует.

      Отличительной особенностью детей с аутизмом является однообразное (стереотипное), часто ритуальное поведение, которое проявляется в однообразном повторении одних и тех же простых движений или более сложных ритуальных действий. Многие из этих детей отличаются также чрезмерной психомоторной возбудимостью, двигательной расторможенностью, которая нередко сочетается с импульсивностью и агрессивным поведением.

      Другие, напротив, заторможены, пассивны, слабо реагируют на внешние стимулы.

      Симптомы становятся очевидны на втором году жизни, с двух до пяти лет формируются аутистические защиты: в это время дети максимально уходят в себя. Все симптомы аутизма можно встретить у трех-пяти детей из 10 тысяч. В мягкой форме он проявляется у 40 из 10 тысяч детей, причем у мальчиков втрое чаще, чем у девочек.

      На что необходимо обратить внимание?

      • В первые два года жизни аутизм может быть выявлен при наблюдении недостаточной привязанности ребенка к своей матери. Ребенок предпочитает оставаться один, и при этом он полностью поглощен контактом с окружающими его неодушевленными предметами. Речь ребенка развивается с задержками. Но даже когда речь достаточно развита, ребенок не очень охотно ей пользуется.
      • У ребенка отсутствует сколько-нибудь длительный контакт «глаза в глаза» даже с матерью, не говоря уже об остальных людях;
      • Ребенок не откликается на имя при сохранном слухе;
      • Дефицит совместного внимания (то есть ребенок не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
      • Ребенок никогда не обращается за помощью, не пытается чем-либо поделиться, не обращает ни малейшего внимания ни на кого из присутствующих, либо обращается с людьми как с неодушевленными предметами (обходит, отодвигает с дороги).
      • У таких детей можно наблюдать склонность к сохранению всего в неизменном виде. Они не любят каких- либо изменений в окружающем их мире и активно им противостоят. Малейшие изменения вызывают у них вспышки гнева или чувство тревоги.
      • Аппетит и сон таких детей нельзя назвать хорошими. Развитие интеллекта может быть как нормальным, и даже ускоренным, так и отстающим и неравномерным.

      Поставить диагноз «детский аутизм» невероятно сложно. Перечисленные симптомы часто свойственны абсолютно здоровым детям, поэтому насторожить должно не столько их наличие, сколько систематическое проявление. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения: зачастую для уточнения диагноза необходимы повторные или даже многократные приемы, тесты и консультации.

      Если диагноз «аутизм» установлен.

      Первое — следует принять, что этот диагноз — на всю жизнь . К сожалению, аутизм не проходит и не излечивается.

      Второе — с аутизмом можно и нужно работать , чтобы смягчить его проявления. Помогать в этом должны специалисты. Очень помогает общение с родителями детей с аналогичным заболеванием: чужой опыт помогает иногда избежать собственных ошибок в воспитании и развитии ребенка.

      Гипотезы происхождения синдрома РДА

      Гипотеза 1.

      Аутизм обусловлен особенностями центральной нервной системы.

      Комментарий психолога: особенности нервной системы во многом определяют поведение человека. Даже в пределах нормы люди с разными типами ЦНС ведут себя по-разному (холерики и меланхолики, интроверты и экстраверты). Кстати, поведение интроверта (самоуглубленного человека) может в деталях напоминать поведением аутиста. Зайдя в комнату, где находятся два ребенка, аутист и интроверт, вы не сможете определить, кто из них болен, пока не войдете в контакт с ними.

      Вероятность синдрома увеличивается при органическом поражении ЦНС, которое может быть обусловлено патологией беременности и родов.

      Гипотеза 2.

      Причина заболевания кроется в генах.

      Комментарий психолога: исследования показывают, что у близких родственников аутистов часто проявляются некоторые симптомы этого недуга. Сестра может иметь склонность к странным повторяющимся действиям или быть чрезмерно робкой; у брата могут быть речевые затруднения и проблемы в социальной адаптации. Таким образом, если один из однояйцовых близнецов — аутист, в 60% случаев другой также будет страдать этим заболеванием, и более чем в 75% случаев близнец без аутизма будет проявлять схожие черты.

      Гипотеза 3.

      Дети не рождаются аутистами, а становятся ими из-за холодных, бесчувственных и слишком «правильных» матерей.

      Комментарий психолога: развитие аутизма у ребенка действительно гораздо чаще наблюдается в семьях, где нарушен контакт в системе «мама-ребенок».

      Однако эту гипотезу можно опровергнуть по результатам многочисленных наблюдений за матерями с детьми, страдающими аутизмом, а также по результатам исследований органических и генетических факторов.

      Аутизм в Голливуде

      Характерный тип аутичной личности показан в фильме «Человек дождя». Дастин Хоффман, исполнитель главной роли, в течение года жил среди аутистов и наблюдал за ними в одной из клиник Калифорнии. В результате он блестяще справился с ролью, демонстрируя типичные проявления синдрома: стереотипное мышление (покупал одежду только в одном магазине, непременно должен был в одно и то же время смотреть новости по телевизору); эмоциональную холодность (родной брат так и остался для него чужим человеком); равнодушие к окружающим, их мыслям и чувствам; внутреннее одиночество.

      Аутизм в жизни

      История первая. Андрей К. (13 лет) с детства избегал смотреть в глаза людям. До трех лет не разговаривал. Вскоре мальчику был поставлен диагноз «аутизм» профессором Лебединской (Москва). Синдром РДА у мальчика отягощен умственной отсталостью.

      С 9 лет Андрей находится под наблюдением специалистов в Центре реабилитации детей-инвалидов. Его поведение резко отличается от поведения сверстников, стремления к контактам с детьми нет. Концентрация внимания низкая: ребенок часто отвлекается от занятий. Ни с того ни с сего может начать безудержно крутиться, исполняя одному ему понятный танец.

      Андрей посещает Центр 3 раза в неделю. В эти дни он требует, чтобы ему надевали одну и ту же рубашку в «клетку».

      В Центре у него был свой стол для занятий. Однажды, придя туда в незапланированный день и обнаружив, что за его столом сидит девочка, разразился гневными слезами и вел себя весьма агрессивно.

      Мама ребенка делает все возможное, чтобы помочь сыну. Пожалуй, не было ни одного семинара или научной конференции по проблеме аутизма, которых бы она не посетила. Регулярно консультируется со специалистами и принимает участие в психолого-педагогической коррекции поведения ребенка.

      В результате за последний год наметился явный прогресс в поведении Андрея. Он стал проявлять интерес к детям и взрослым, и однажды очень удивил всех, когда зашел к заведующей и поинтересовался ее здоровьем.

      Роман Ч. (19 лет) до трех лет вообще не разговаривал. Однажды отчаявшийся папа посадил Рому на колени, стал трясти и спрашивать: «Когда же ты наконец заговоришь?» А мальчик вдруг спокойно ответил: «А о чем надо говорить?»

      В яслях вел себя странно: не отзывался на имя, не играл с детьми, предпочитая одиночество, боялся незнакомых людей. Своеобразно принимал пищу — мог съедать рыбу с костями. Воспитатели и няни считали его не совсем нормальным, совершенно естественной реакцией взрослых стало желание изолировать мальчика от других детей. И лишь настойчивость родителей воспрепятствовала этому.

      Когда Роме было четыре года, семья поехала отдыхать на море. В спешке они забыли дома игрушки, пришлось приобрести объемную азбуку. Ребенок научился самостоятельно складывать слова и обнаружил удивительно богатый словарный запас.

      Однако диагноз «аутизм» был поставлен Роману в возрасте 5 лет.

      Серьезные проблемы у мальчика и родителей начались с поступлением в школу. Поведение Ромы оставалось нестандартным, вычурным. Это будоражило одноклассников. Его даже били за то, что он не такой, как все.

      Родители перевели ребенка в лицей «Логос». Там ситуация улучшилась. Обнаружилась высокая познавательная активность мальчика, которую родители пытались «гасить», опасаясь, что это отразится на его нервной системе. А мальчик между тем занимал первые места на всех возможных олимпиадах по математике, физике, химии, причем решал задачи столь нестандартным способом, что ставил в тупик преподавателей.

      Памятью обладал поистине уникальной. Кроме всего прочего, еще с детства Рома проявил музыкальную одаренность. Обладая абсолютным музыкальным слухом, он играет на фортепиано и без всяких нот исполняет произведения Моцарта и Бетховена.

      Сегодня Рома — студент университета. Проявление болезни выражается в постоянной погруженности в себя. Несколько нескладен, скуп в движениях, стесняется своей неуклюжести. В одежде предпочитает классический стиль, не признает джинсы, летняя одежда Ромы исключительно белого цвета.

      По настоянию родителей общается с сокурсниками, хотя предпочитает работу с научной литературой, словарями и энциклопедиями. Деликатен, доброжелателен. Родители считают, что юноша не приспособлен к жизни в социуме. Даже для посторонних очевидны странности в поведении Ромы.

      В помощь родителям

      Если ваш ребенок отличается от сверстников, и вы наблюдаете в его поведении характерные симптомы, не спешите делать выводы. Это могут быть лишь возрастные проявления или личностные особенности. Но если вашему ребенку поставлен диагноз аутизм или синдром Аспергера (легкая форма аутизма), не отчаивайтесь — постарайтесь принять этот факт и научитесь жить с ним.

      Кто такие дети дождя и дети солнца?

      Дети дождя. Такое название они получили после выхода фильма «Человек дождя». Дождь как символ особенности. Это дети-аутисты. Дети Солнца — малыши с синдромом Дауна. Сразу отметим, аутизм и синдром Дауна не являются в строгом понимании психическими заболеваниями. Это дети с другим восприятием окружающего мира. Они требуют иного подхода к воспитанию и обучению. Часто такие дети бывают очень способными. Просто они отличаются от большинства.

      С первых месяцев жизни дитя с аутизмом избегает прямых контактов и взаимодействия с взрослыми, не прижимается, когда его берут на руки. Они избегают прямого взгляда в глаза мамы, смотрят краем глаза, потому что у них сильнее развито периферическое зрение. Дети-аутисты не могут реагировать привычным образом на звуки, на свое имя.

      Ребенок-аутист может оказаться способным в области математики или музыки, прекрасно рисовать, но быть беспомощным в бытовых вопросах, плохо идти на контакт с людьми. Другие сферы жизни и деятельности, не интересные аутистам, они могут вовсе не затрагивать. Коэффициент умственного развития таких детей часто превышает 70 баллов из 100 возможных.
      Кто такой человек дождя? Признаки савантизма.

      При правильном и терпеливом обучении, сопряженном с большими временными затратами, воспитанные в любви и заботе, такие дети могут проявить значительный творческий потенциал, быть умнее многих обычных детей.

      У «детей дождя» много фобий. Они связаны стереотипами намного больше, чем среднестатистический человек. Они страшатся всего нового и непонятного. Изменение внешних условий даже в малой степени может оказаться для такого ребенка настоящей трагедией. Другой чертой аутистов бывает отсутствие видимых привязанностей к близким людям, даже к матери или брату, сестре.

      Последние теории не считают аутизм наследственным заболеванием. Скорее, может передаваться наследственная предрасположенность. Появление аутизма у ребенка может быть сопряжено с родовыми травмами, из-за нарушений развития плода в период беременности, другими, пока не изученными, факторами. «Детей дождя» в мире появляется все больше.

      Кто такой человек дождя?

      Ответ на это вопрос известен тому, кто смотрел картину Барри Левинсона 1988 года. Человек дождя и выражение «страдающий савантизмом» — это почти синонимы. Но что это за недуг? Каковы его симптомы? Основные признаки Кто такой человек дождя? Это тот, что страдает чрезвычайно редким психическим расстройством. Феномен савантизма до сих пор до конца не изучен. Savant в переводе с французского означает «учёный». Больному с таким диагнозом сложно адаптироваться к окружающей действительности, при этом он обладает удивительными способностями в какой-либо области. На вопрос «Кто такой человек дождя?» многие ответят: «Аутист». И будут отчасти правы.

      Дастин Хоффман сыграл аутиста по имени Рэймонд, обладающего феноменальной памятью и способностью воспроизводить сложнейшие арифметические расчеты. Критики посчитали, что в фильме речь идет о синдроме савантизма, хотя диагноз ни один из героев не упоминает. Имя Raymond созвучно с Rain Man, что в переводе на русский язык и означает «человек дождя». ыражение прижилось в обществе. Стоит рассказать о нескольких реально существовавших людях, которых принято относить к савантам. Начнем с прототипа героя Хоффмана.

      Савантизм — это вторичное явление, которое сопровождает такие заболевания, как аутизм, синдром Аспергера.

      Больной, проявляющий редкие способности в музыке, изобразительном искусстве, арифметических вычислениях, картографии, построении сложных трехмерных моделей или обладающий прочими способностями, поражающими окружающих, — это и есть человек дождя. Определение «савантизм» отсутствует в медицинских классификаторах. В учебниках по психиатрии, конечно же, не встречается термин «человек дождя». Он вошел в употребление с легкой руки кинематографистов.

      О том, кто такой человек дождя, в конце 19-го столетия еще не знали. Термин появился значительно позже. В 1887 году учёный, посвятивший много лет изучению одной из форм геномной патологии, описал в своей монографии десять случаев из жизни пациентов-савантов. Больных с редким недугом ранее называли «учеными идиотами». Однако английский врач Джон Даун отверг этот термин, заметив, что савантизм и олигофрения ничего общего не имеют.

      Известные люди с синдромом аутизма

      Истории медицины известно несколько случаев савантизма. Больные с редким диагнозом встречаются и среди персонажей известных фильмов и книг. Например, знаменитый Форрест Гамп. У героя легендарной киноленты низкий интеллект, но золотое сердце. А главное, Форрест обладает редкими способностями, что делает его богатым и знаменитым.

      В 1959 году в одной из больницы Солт-Лейк-Сити на свет появился ребёнок с непропорционально большой головой. У младенца была обнаружена черепно-мозговая грыжа размером в бейсбольный мяч и врожденный порок, характеризующийся отсутствием мозолистого тела. Согласно мнению ученых, нейроны мозга создали новые соединения. Это и привело к одаренности. Пик обладал феноменальной памятью. Запоминал почти 98 % прочитанного текста. В возрасте трех лет он уже читал газеты, пользовался толковыми словарями. К семи годам выучил наизусть Новый Завет. В те годы в США еще не было школ для детей с подобными нарушениями. Обучением Кима занялся его отец. В начале двухтысячных, возрасте 50 лет, Ким Пик научился играть на пианино. Дастин Хоффман очень много общался с Пиком во время съемок фильма «Человек дождя».

      В возрасте 18 лет Пик прочитал всего Шекспира. И, конечно же, выучил произведения великого классика наизусть. Прежде всего, Кима интересовала мировая история, география, спорт, кинематограф, космос, история христианства. Немалый интерес для него представляла также классическая литература. Уникальные способности Ким демонстрировал и в картографии.

      Этот удивительный человек выработал собственную технику чтения. На прочтение двух страниц уходило не более десяти секунд. В памяти Пик хранил около двенадцати тысяч прочитанных произведений. При этом он абсолютно не способен был к абстрактному мышлению: не мог объяснить значение простейшей пословицы. Стоит сказать, что у этой незаурядной личности было много друзей, он был довольно общителен и даже остроумен, что редко встречается у людей с подобным диагнозом. Ким Пик ушел из жизни в 2009 году в результате сердечного приступа.

      Другие знаменитые саванты

      Дэниел Таммет в возрасте четырех лет перенес тяжелый припадок эпилепсии, в результате в его мозге, как предполагают медики, произошли изменения, отразившиеся на умственной деятельности. Он приобрёл способность воспроизводить сложные вычисления, состоящие из более, чем ста знаков.

      Ричард Воуро — шотландский пейзажист. Он не говорил до 11 лет. При этом уже в раннем детстве демонстрировал удивительные способности к рисованию. Первая выставка Ричарда Воуро состоялось в 1969 году. Тогда ему было всего 17 лет. На сегодняшний момент продано около тысячи полотен художника. Ричард Воуро умер в 2006 году от рака.

      У Стивена Уилтшира диагностировали синдром савантизма в возрасте трех лет. Этот человек обладает удивительной способностью воспроизводить пейзаж, увидев его всего лишь раз. Стивен не говорил до пяти лет. Примечательно, что первым словом, которое он произнес, стала лексема «бумага».

      Фильм «Человек дождя» (Rain Man) стал поистине судьбоносным для режиссера Барри Левинсона и в 1989 году получил не только 4 награды премии «Оскар», 2 «Золотых глобуса», но и гран-при знаменитого Берлинского кинофестиваля. В главных ролях: Том Круз и Дастин Хоффман.

      Сложно сказать, какую из разновидностей аутизма демонстрирует герой Дастина Хофмана; общая для всех проблема состоит в следующем: если аутиста лишить стабильности, оставить его незащищенным, он погибнет. Рей Беббит переживает о том, что кровать стоит в незнакомом месте; о том, что белье не того цвета, какой он любит, — все это кажется мелочью, не заслуживающей внимания. На самом деле, для аутиста подобные микрострессы — это трагедия. Рушится устоявшийся мир, исчезают из виду детали, его составлявшие. Конец света для отдельной личности. И… продолжающаяся жизнь для всех остальных, а кого из нас смущает температура чая или посадка в самолет?

      Зачастую даже маститые психиатры оказываются в недоумении, как обращаться с такими пациентами, не говоря уже о том, с какими сложностями сталкивается непривычный к заботе о других неудачливый делец Чарли Беббит. Он легко выходит из себя, когда его старший брат демонстрирует упорство и настойчивость, добиваясь привычных вещей и привычного окружения. То, что для аутиста является условием для выживания, для человека из мира обычных людей — просто каприз, причуда, попросту не заслуживающая внимания. Тем не менее, Чарли находит в себе силы для того, чтобы создать брату ситуацию, обеспечивающую душевный комфорт. Ясно только одно: каким бы ни был Рэй — в названии фильма обыгрывается сходство имени Реймонда и английского «rain man», «дождевой, грустный человек», — Чарли никогда бы не смог развить в себе чуткость и сострадание, если бы в нём изначально не были заложена зёрна душевных качеств, которыми так щедро делился с ним старший брат, когда навещал по вечерам в детстве и пел колыбельные. Посеянные зерна взошли и дали урожай.

      Почему-то при обсуждении сюжета критики умиляются тому, что за шесть дней путешествия Чарли забывает про деньги, которые были главным в его жизни, из-за человека, страдающего аутизмом, повторяющего одно и то же и впадающего в истерику при виде кипятка и самолёта. При этом никто не помнит о том, что в детстве Чарли не был прожженным честолюбцем; все забывают о том, что сама жизнь часто вытравливает из человека его самые лучшие качества: милосердие, душевную щедрость, такт и понимание. Но глубоко в душе, в воспоминаниях скрыт такой родной и нужный сегодня друг из прошлого, образ которого хранится лишь в ласковых незамысловатых песенках, способных растопить очерствевшее от мирских соблазнов сердце. «Человек дождя» счастлив в своём упорядоченном существовании, Чарльз находит смысл жизни в том, чтобы сделать жизнь брата-аутиста счастливой.

      Зачем нужны эти странные, малоприятные, непонятные и малообщительные попутчики? Зачем в жизни появляется ходячая совесть, от которой не спрятаться, не сбежать, которую не стереть, как мел стирают с доски? Для того, чтобы лакмусовой бумагой проверить глубину нашего ожесточения. Такие люди, как герой Дастина Хофмана, нуждаются, по выражению врачей, в «пожизненном сопровождении». «Отдать жизнь за други своя» в современном мире — это подвиг, на который неспособен обычный человек. Мы стыдливо прикрываемся фразами о милосердии, счастливо вздыхая при мысли, что от нас-то уж наверняка не потребуют подобной отдачи. История Рея и Чарли — это метафора Христового подвига во имя Человека. Не стоит, однако, проводить далеко идущих параллелей: ключевое слово здесь — любовь. Фильм нужен, чтобы напомнить о главном: любовь к ближнему — не роскошь, а условие выживания этого самого ближнего.

      Описание фильма «Человек дождя»

      В основе сюжета картины «Человек дождя» — непростая жизненная ситуация. После смерти отца честолюбивый Чарли узнает, что все наследство достается его больному аутизмом старшему брату, о существовании которого он узнал только на похоронах. В попытке заполучить хотя бы часть отцовских миллионов он похищает Рэймонда из клиники и скрывается. Что принесет обоим братьям их непростое путешествие?

      Это история о том, как даже неполноценный человек может изменить жизнь другого, преобразить его, помочь развить положительные качества, при этом особо ничего не делая. Благодаря Рэю, он научился думать в первую очередь о чувствах других. Чарли забыл про деньги, которые были главным в его жизни. И всё это из-за! Чарли наконец вкусил, что такое родственные узы и дружба, он обрёл то, что не получил в детстве. Их отношения — тёплые, дружеские, доверительные — вызывают восхищение!

      Особые образовательные потребности детей с аутистическими расстройствами

      Таким образом, учитывая все особенности развития детей с РАС можно выделить их особые образовательные потребности (с учетом рекомендаций указанных в Проекте Специального Федерального Государственного стандарта для детей с нарушениями развития аутистического спектра) Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ и специфические:

      • в периоде индивидуализированной «подготовки» к школьному обучению;

      • в наличии хотя бы минимального опыта фронтального обучения;

      • в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;

      •в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;

      • в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;

      • в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;

      • в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей;

      •в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;

      • в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;

      •в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, педагогом;

      • в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах;

      •в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;

      •в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом;

      •в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков;

      •в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избира тельных способностей (в составлении индивидуальной образовательной программы по разным предметным областям;

      • в индивидуализированной оценке достижений ребенка с учетом его особенностей;

      • в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

      • в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;

      • в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.

      Условия обучения детей с РАС

      Опираясь на знание потребностей, особенностей развития и адаптации детей с расстройствами артистического спектра можно предположить по крайней мере три модели включения детей в общеобразовательное пространство средней школы. В первом варианте, когда можно говорить об инклюзии, ребенок с РАС включается в общеобразовательный класс и обучается в нем, вероятно, при сопровождении специалиста тьютора, с учетом всех представленных выше условий. Такой вариант включения возможен для детей, имеющий опыт фронтального обучения, и овладевших программным материалом начальной школы по предметам основного цикла в полном объеме, инее имеющих грубых поведенческих нарушений. Второй вариант предполагает создание условий индивидуального обучения ребенка по программе средней школы, наличие всего комплекса психолого-педагогического сопровождения ребенка и его включение на фронтальные занятия с классом на предметах неосновного цикла, классных часах, на занятиях в рамках дополнительного образования вместе с другими учениками класса. Третий вариант предполагает создание специального класса, состоящего из 5-6 ти детей с различными вариантами расстройств аути& стического спектра (класс для детей со сложной структурой дефекта) примерно одного возраста. В идеальном варианте классным руководителем такого класса, и одновременно учителем ведущим отдельные предметы- например естествознание, историю, литературу — должен стать учитель-дефектолог. Основные предметы — математика, русский язык, иностранный язык и пр. ведут учителя предметники, а учитель дефектолог сопровождает похождение отдельных трудных для детей тем в часы коррекционных занятий. В таком классе обязательно работает ассистент педагога — тьютор. В этом случае должны быть создать специальные методические, организационные и содержательные условия, необходимые для адаптации детей с аутистическими расстройствам в средней школе.

      Просмотр фильма «Антон здесь рядом»

      — «РежиссерЛюбовь Аркус. АктерыАнтон Харитонов, Любовь Аркус, Рината Харитонова, Владимир Харитонов.

      «Анто́н тут ря́дом» — российский документальный фильм 2012 года, режиссёрский дебют киноведа Любови Аркус. Впервые был представлен публике во внеконкурсной программе 69-го Венецианского кинофестиваля и получил там награду итальянских интернет-критиков «Серебряная мышь».

      Изначально фильм был известен под названием «Аут».

      Режиссёр фильма нашла Антона после того, как в интернете некоторое время был известен его текст «Люди», изначально опубликованный в «Сеансе»; после смерти Ринаты Антон какое-то время жил у Любови Аркус, в конечном счёте он сейчас живёт в новой семье своего отца в Ленинградской области. Фильм встретил тёплый приём критиков, отмечающих, что это не только «поразительное кино», «настоящий» фильм, но и «какой-то новый, третий вид кинематографа.

      Фильм рассказывает об Антоне Харитонове, молодом человеке с аутизмом, мать которого, Рината, умирает от рака, после чего ему приходится жить в социальных приютах, где ему не обеспечивается адекватная помощь.

      2012: Фильм признан лучшей документальной дебютной работой на международном кинофестивале в Абу-Даби.

      В декабре 2012 года фильм получил премию «Белый слон» имени М. Черненко Гильдии киноведов и кинокритиков России.

      XVIII международный кинофестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Специальный приз Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

      Приз «Новой газеты» «За непотерянное время».

      2013: Премия «Золотой орёл» за Лучший неигровой фильм.

      Премия «Ника» за Лучший неигровой фильм 2012 года.

      Фестиваль русского кино в Тунисе — приз за лучший документальный фильм.

      13-й международный кинофестиваль фильмов Центральной и Восточной Европы GoEast — Главный приз «Золотая лилия» в конкурсе документального кино.

      Премия «КиноСоюза» «Элем».

      Центр помощи людям с аутизмом «Антон тут рядом» открылся 10 декабря 2013 года в Санкт-Петербурге.

      Центр — проект негосударственного благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма «Выход в Петербурге», который возглавляет Любовь Аркус. Центр занимается обучением, социальной и творческой абилитацией совершеннолетних людей с аутизмом. Более 80 студентов Центра работают с мастерами и тьюторами в 5 мастерских: швейной, гончарной, кулинарной, графической и декораторской».

      — «Документальные фильмы нередко впечатляют сильнее масштабных блокбастеров или искусно прописанных драм. Есть и такие работы, чья сила превосходит любые ожидания. Пронзительный фильм рассказывает правдивую историю о мальчике-аутисте. Можно искать и находить множество параллелей и дополнительных тем, многие связи тут и там встречаются в рамках картины. Но до финальных тиров у вас едва ли получится оценить и понять суть фильма, которую автор хотел донести до зрителя. Не выйдет это вовсе не потому, что история невероятно сложная, а просто из-за того, что все невероятно индивидуально. И беззащитный мальчик Антон, чья судьба решена кем-то за него, — живой пример тому, каким безразличным может быть мир вокруг нас. Безликие люди, бездушные дома, одинаковые пейзажи и практически одна жизнь на всех.

      После таких фильмов трудно не заплакать, но не от безысходности или пустоты, а просто потому, что до слез хочется выяснить, как же помочь тем, кто не способен обойтись без нашей поддержки. Однако вместо этого через несколько дней многие спокойно погрузятся в личные дела и бытовые заботы.

      Потрясает и побуждает ли этот фильм к продолжительным раздумьям? Рекомендуете ли вы смотреть фильм «Антон тут рядом» своим друзьям и знакомым?»

      1.Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина// Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80с;

      2.Ранний детский аутизм: понятие, диагностика, методы коррекции. Методический материал для специалистов и родителей / отдел организации работы по реабилитации инвалидов; [cост. Н.Ю.Филиппова]. – Краснодар: ГБУ КК «Краевой методический центр». — 2014. — 45 с.;

      3.НОЧУ ВПО «МСГИ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Синдром раннего детского аутизма (РДА) и расстройства аутистического спектра».

      nsportal.ru