Особенности логопедического обследования при заикании

Материал по логопедии по теме:
Речевая карта для обследования детей с заиканием

Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.

Материал полезен для начинающих логопедов.

Предварительный просмотр:

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Дата рождения______________________ Поступил(а) из ______________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________________

Решением МПК от_________________ № протокола __________Принят на срок _________________

Диагноз при поступлении ________________________________________________________________

Сведения о семье.

Характеристика речи окружающих ребенка людей___________________________________________

Материально-бытовые условия в семье_____________________________________________________

Какая по счету беременность ________ Особенности протекания беременности (токсикозы, падения, травмы, психозы, инфекции)______________________________________________________________

Особенности течения родов (досрочные, срочные, быстрые, стремительные,обезвоженные) _______________________________________________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении__________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электро) ____________________________________________

Асфиксия ____________________ Когда закричал __________________________________

После выписки из роддома:

Особенности грудного вскармливания______________________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

До одного года________________________________________________________________________

после одного года_____________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие.

Стал держать голову с __________________________ Сидеть__________________________________

Стоять __________________________ Ходить_______________________________________________

С какого времени стал раздеваться ____________________ Одеваться___________________________

Обувать ботинки _____________________ Застегивать пуговицы______________________________

Особенности моторики: излишне подвижен ________________________________________________

излишне заторможен _______________________________________________

Ранее речевое развитие.

Время появления гуления____________ Лепета_________________

Первых слов_________________ Фразы___________________

Особенности речевого развития__________________________________________________

Занимались ли с логопедом _______________________________________________________________

Время появления заикания _________________ Предполагаемые причины _______________________

Как проявилось заикание _________________________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)______________________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_______________________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________

Бывают ли периоды плавной речи__________________________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено_______________________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

В общении со сверстниками___________________________________________________

В д/с ______________________________________________________________________

В незнакомой обстановке_____________________________________________________

Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________

Есть ли страх речи_____________________ Страх общения __________________________

Отношение в семье к заиканию ребенка___________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей) ____________

Тип дыхания _________________________ Ритмичность ____________________________

Характер вдоха при речи_______________________________________________________ Продолжительность речевого дыхания ___________________________________________

Состояние просодических компонентов речи.

Темп речи_____________________________ Ритм речи______________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания__________________

Сила голоса________________________ Высота_____________________________

Тембр______________________ Особенности модуляций______________________

Интонированность речи (употребление основных видов интонации)___________________

А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания.

I Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)

Шепотная речь________________________ Сопряженная речь_______________________

Отраженная речь____________________ Вопросно-ответная речь_____________________ Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)____________________________________________________________________

Рассказ по серии картинок, по картинке___________________________________________

Особенности (зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)________________________________________

Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)______________________________

  • Дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные) ___________________
  • Голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)_________________________
  • Артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)______________________________
  • Смешанные________________________________________________________________
  • Степень заикания _____________________________________________________________

    III. Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________

    Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания.

    I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)_______________________________________

    II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

    а) произвольные ______________________________________________________________

    б) непроизвольные ____________________________________________________________

    а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________

    б) произнесение слов и словосочетаний___________________________________________

    3. Изменение стиля речи________________________________________________________

    III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)__________

    IV. Формы речи и ситуации, когда заикание наиболее выражено _____________________

    Индивидуально-психологические особенности ребенка.

    Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________ _____________________________________________________________________________

    Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления_________________

    Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

    – активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_________________________________________________________________

    – устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________

    – степень эмоциональной возбудимости___________________________________________

    Исследование неречевых психических функций.

    1. Исследование слухового внимания:

    а) дифференциация звучащих игрушек _________________________________________

    б) определение направления звука _____________________________________________

    2. Восприятие и воспроизведение ритма __________________________________________

    3. Исследование зрительного восприятия:

    а) узнавание цветов __________________________________________________________

    б) подбор картинок к данному фону ____________________________________________

    4. Исследование зрительно- пространственного гнозиса и праксиса:

    а) право, лево _______________________________________________________________

    б) верх, низ, сзади, спереди ___________________________________________________

    в) складывание разрезных картинок ____________________________________________

    г) складывание фигур из палочек:

    — по образцу ______________________ — по памяти _________________________

    5. исследование общей моторики:

    Сила _____________________________ Точность ________________________________

    Темп _____________________________ Координация ____________________________

    6. Исследование мелкой моторики:

    Ведущая рука _____________________Точность движений ________________________

    Темп ___________________ Синхронность правой и левой руки ____________________

    Исследование анатомического строения артикуляторного аппарата.

    Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы…) ___________________________________________

    Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов) _________________________

    Прикус (прогения, прогнадия, открытый боковой, перекрёстный, открытый передний) ______________

    Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина) ___________________

    Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _______________________

    Язык (массивный, маленький, укороченная подъязычная связка) ______________________________

    Исследование речевой моторики .

    1. Состояние мимической мускулатуры.

    Поднять брови ( удивиться) _________________Нахмурить брови ____________________

    Прищурить глаза _____________________ Втянуть щёки __________________________

    Надуть щёки __________________ Сглаженность носогубных складок ______________

    2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение упражнений – «Маятник», «Бегемотик», «Качели», «Оскал – Хоботок» и другие)

    а) наличие или отсутствие движений ___________________________________________

    б) тонус (нормальный, вялый, напряжённый) ____________________________________

    в) темп движений (быстрый, медленный, нормальный) ___________________________

    г) переключение от одного движения к другому _________________________________

    д) объём движений (полный, неполный) ________________________________________

    е) точность выполнения ______________________________________________________

    ж) длительность удержания заданного положения ________________________________

    з) замены движений _________________________________________________________

    и) добавочные и лишние движения ____________________________________________

    к) наличие тремора _______________________ саливации ________________________

    Исследование звукослоговой структуры слова.

    1. Воспроизведение слов:

    помидоры ________________ сквозняк ________________ свисток _________________

    температура ________________________ простокваша _________________________

    милиционер ________________________ скворечник __________________________

    лекарство ________________ сковорода ________________ аквариум _______________

    2. Воспроизведение предложений:

    Мальчики слепили снеговика _________________________________________________

    Водопроводчик чинит водопровод _____________________________________________

    Волосы подстригают в парикмахерской _________________________________________

    Регулировщик стоит на перекрёстке ____________________________________________

    Исследование состояние фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза, представления).

    1. Повторение слогов:

    па-ба ________ ба-на _________ ва-та __________ та-да __________ на-га __________

    ка-га ________ ба-ма _________ са-ша _________

    ба-ба-па _____________ та-да-та ____________ га-ка-га ____________

    2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (покажи, где удочка, а где уточка и т.д.) __________________________________________________

    3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

    Миска – мишка ______________________ Крыса – крыша _______________________

    Речка – редька _______________________ Вечер – ветер ________________________

    4. Выделение заданного звука на фоне слова (слышишь ли ___ звук в слове?):

    5. Выделение ударного гласного в начале слова (какой первый звук?):

    6. Определение согласного звука

    — в начале слова _____________________________________________________________

    — в конце слова ______________________________________________________________

    — место заданного звука в слове (начало, середина, конец) _________________________

    — последовательности звуков __________________________________________________

    — количества звуков __________________________________________________________

    — соседей заданного звука _____________________________________________________

    — какой по счёту заданный звук ________________________________________________

    8. Придумать слово

    — с заданным звуком _________________________________________________________

    — с заданным количеством звуков ______________________________________________

    Исследование понимания речи (импрессивный словарь).

    1. Пассивный словарь:

    Точность понимания значения слов ____________________________________________

    Задания: покажи куклу, посади куклу на стул и т.д.

    2. Понимание словосочетаний и простых предложений: _____________________________

    а) понимание словосочетаний

    — покажи ключом карандаш — где собака хозяина

    — покажи карандашом ключ — где хозяин собаки

    б) понимание простых предложений: __________________________________________

    Девочка рвет цветы. Девочка поливает цветы. Девочка играет в мяч.

    в) понимание вопросительных предложений: ___________________________________

    Кого ловит девочка? Кто ловит бабочку?

    3. Понимание сложноподчинённых предложений и сложных лексико-грамматических конструкций: _________________________________________________________________

    Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? ______________________________________

    Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? _____________

    Исследование лексики и грамматического строя (экспрессивной речи).

    I. Исследование активного словаря: ______________________________________________

    а) предметный словарь (назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Животные» и т.д.) ____________________________________________________________

    б) обобщающие понятия (назвать одним словом) _________________________________

    в) части предметов (объектов) _________________________________________________

    2) Глагольный словарь

    Употребление глаголов при ответах на вопросы: Что ты делаешь в течении дня? Кто как кричит? Кто что делает? ________________________________________________________

    а) называние цвета __________________________________________________________

    б) называние формы _________________________________________________________

    4) Подбор антонимов (с 6 лет)

    Добро — ______________ Горе — ______________ Высокий — ________________

    Давать — _____________ Друг — ______________ Покупать — _______________

    II. Состояние словоизменения:

    а) существительные в именительном падеже ед. и мн. числа

    Слон — ____________ Кукла — ____________ Ухо — _____________ Окно — ____________

    Пень — ____________ Воробей — ____________ Дерево — ____________ Рот — ____________

    б) существительные в косвенных падежах

    У меня есть (карандаш) _________________ У меня нет _______________

    Я рисую _______________

    в) форма родительного падежа мн. числа (много чего?)

    Шар — ____________ Стол — ____________ Лист — ____________ Карандаш — ____________

    Мяч — ____________ Ключ — ____________ Дом — ____________ Стул — _____________

    г) согласование существительных с прилагательными (какого цвета):

    шар _____________ ведро ____________ ботинки _____________ машина _____________

    д) согласование числительных 2 и 5 с существительными

    Дом – 2 ____________ 5 ____________ Кукла – 2 ____________ 5 ____________

    Жук – 2 ____________ 5 ____________ Рыба – 2 ____________ 5 ____________

    Ключ – 2 ____________ 5 ____________ Ведро – 2 ____________ 5 ____________

    е) Употребление предлогов ___________________________________________________

    III. Состояние словообразования

    а) Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

    Стол — _____________ Мяч — _____________ Дом — _____________ Шкаф — _____________

    Воробей — ____________ Гриб — ____________ Лист — ____________ Цветок — ___________

    б) называние детёнышей животных

    У кошки — ____________ У утки — ____________ У белки — ____________

    У коровы — ____________ У собаки -_____________ У лошади — _____________

    в) образование прилагательных от существительных

    Дерево — _______________ Бумага — _______________ Солома — _______________

    Черника — ________________ Снег — _______________ Шерсть — _______________

    г) образование притяжательных прилагательных

    Сумка мамы — ____________ Хвост лисы — ____________ Берлога медведя _____________

    д) образование приставочных глаголов

    е) образование глаголов совершенного вида

    Рисовал – _______________ Писал — _______________ Делал — _______________

    Состояние связной речи.

    Дата обследования: __________________ Логопед:__________________________

    nsportal.ru

    Основной этап.

    1.Понятие общей структуры синдрома заикания: первичное и вторичное заикание.

    2. Клинические проявления заикания:

    · Нейромоторные расстройства как основной симптом заикания. Классификация судорог по И.А. Сикорскому.

    · Нарушения просодической стороны речи.

    · Нарушения моторной сферы.

    3. Психопатологические расстройства при заикании:

    · Невротические проявления: астенический синдром (собственно астения, вегетативные проявления, расстройства сна).

    · Навязчивые состояния: обессии, импульсии, фобии.

    · Психопатологические расстройства депрессивного характера.

    4. Клинические особенности синдрома при невротической и неврозоподобной формах заикания.

    5. Особенности заикания при истерии.

    6. Особенности заикания при олигофрении.

    7. Типы течения заикания и фазы его развития. Особенности проявления симптоматики у дошкольников, подростков и взрослых.

    8. Степени выраженности симптоматики заикания.

    1. Студенты в рабочих группах по 3-4 человека анализируют медицинскую документацию, речевые карты, психолого-педагогические характеристики заикающихся либо истории болезни, определяют форму заикания (невротическая или неврозоподобная).

    Литература:

    1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 1998. – 304с.

    2. Диагностика и коррекция речевых нарушений / Методические материалы научно-практической конференции / отв. Ред. М.Г. Храковская. – СПб., 1997.

    3. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой – 2-е издание. В двух книгах. М.:Просвещение, Владос, 1995.

    4. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие. – СПб., 2002. –320с.

    5.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова.- М.: Владос, 1997.

    6.Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт. Т.1 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.- М., 1997.

    Преподаватель: к.пед.н., доц. Алтухова Т.А.

    ПЛАН

    для студентов дневного (заочного) отделения,

    Тема:Психолого-педагогическое обследование заикающихся.

    Задачи:

    1. Закрепить, углубить и актуализировать знания студентов о содержании и методах комплексного обследования заикающихся.

    2. Создать условия для формирования практических навыков обследования заикающихся.

    Форма работы:аудиторное занятие.

    Оборудование: истории болезни заикающихся детей, материал для обследования, схема обследования заикающегося ребенка.

    План проведениязанятия:

    Подготовительный этап:

    1. Изучите материал, приведенный в Учебном пособии Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой «Заикание» (параграф 3.1 «Психолого-педагогическое обследование заикающихся», с. 116-130). Выпишите в рабочую тетрадь основные направления обследования заикающихся; особенности обследования заикающихся дошкольников, младших школьников и взрослых.

    2. Изучите материал, приведенный в пособии «Методы обследования речи детей» / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной (Г.Г. Воронова, А.В. Ястребова Глава «Обследование детей с заиканием»– С.112-131.). Выпишите в рабочую тетрадь основные направления обследования заикающихся детей. Проанализируйте специфику организации и содержания данного варианта обследования. Обоснуйте, как в данном обследовании реализуется коммуникативный подход к пониманию сущности заикания, предложенный Р.Е. Левиной.

    3. Оформите в рабочей тетради карту-схему обследования заикающегося ребенка (см. Приложение).

    Основной этап:

    Теоретическая часть:

    1. Реализация принципа комплексности в обследовании заикающихся.

    2. Задачи обследования заикающихся.

    3. Этапы обследования заикающихся. Понятие динамичности обследования при заикании.

    4. Направления обследования заикающихся.

    5. Специфика обследования заикающихся дошкольников, младших школьников и взрослых.

    Практическая часть:

    1. Клинико-психолого-педагогический разбор истории болезни 1-2-х детей

    · медицинское обследование (соматическое, неврологическое и психическое состояние ребенка);

    · психолого-педагогическое и логопедическое обследование (общее развитие ребенка, состояние моторных функций, общего речевого развития, уровень доступной ребенку самостоятельной речи, общее и речевое состояние и поведение ребенка, особенности внимания и памяти, работоспособность);

    2. Организация деловой игры с моделированием логопедического приема заикающегося ребенка.

    А) преподаватель объясняет задачу – моделирование ситуации логопедического приема заикающегося ребенка;

    Б) роли распределяются следующим образом: 1-й студент-логопед; 2-й студент «мать ребенка»; 3-й студент – «заикающийся ребенок»;

    В) по правилам игры «логопед» ставить вопросы, направленные на выявление признаков невротического или неврозоподобного заикания, «мать» дает развернутое описание раннего моторного и речевого развития ребенка, условий его воспитания, времени возникновения, предлагаемых причин и течения заикания, психолого-педагогической характеристики ребенок, «ребенок» — в ответ на «обследование», проводимое «логопедом» дает описание психомоторики и речи, особенностей проявления заикания.

    В процессе игры все студенты группы должны внимательно следить за игрой «Прием ребенка логопедом», участвовать в анализе и оценке психомоторного и речевого развития «заикающегося ребенка», в определении его нозологической принадлежности.

    1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание, М.: В. Секачев, 1998 – 304с.

    2. Дель С.В. Исследование невербальных средств общения у младших школьников с заиканием // Логопед. 2005. №3. С.36 –38.

    1. Миронова С.А. Обследование заикающихся дошкольников// Дошкольное воспитание 1979 №8.
    2. Обследование детей с заиканием // Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.. 2003. – С.112-131.
    3. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием / Методические рекомендации. – М., 1997.
    4. Чевелева Н.А. Логопедическое обследование заикающихся детей// Исправление заикания у школьников в процессе обучения. Пособие для логопедов. М.; 1982.
    5. Селиверстов В.И. Заикание у детей. М.: ВЛАДОС, 1994 – 200с.
    6. Преподаватель к.пед.н., доц. Т.А. Алтухова

      практического занятия по курсу

      «Логопедия» (раздел «Нарушения темпа и ритма речи. Заикание»),

      обучающихся по специальности 050715.65 Логопедия

      Тема:Комплексная психолого-педагогическая реабилитация заикающихся.

      1. Рассмотреть в исторической ретроспективе формирование основных подходов к коррекции заикания.

      2. Закрепить у студентов знания о необходимости реализации принципа комплексного подхода в организации предупреждения и преодоления заикания.

      3. Обсудить задачи, содержание, формы лечебно-оздоровительной работы при заикании.

      4. Обсудить задачи, содержание, формы психолого-педагогической (логопедической) работы при заикании.

      5. Сформировать первоначальные умения проведения рациональной психотерапии с заикающимся.

      6. Сформировать первоначальные умения в разработке рекомендаций по профилактике и предупреждению рецидивов заикания для социального окружения заикающегося (семьи, педагогов).

      План проведения занятия.

      Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 329 . Нарушение авторских прав

      studopedia.info

      Методика логопедического обследования заикающегося ребёнка.

      Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом), с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста, отоларинголога и др.

      Обследование включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося.

      Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье, ОБО ВСЕМ!ВСПОМИНАЙ!

      После уточнения сведений о ребенке, проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

      Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, особенности личности заикающегося. Различают первичное и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки

      Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:

      • место возникновения и форму речевых судорог;

      частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;

      • сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;

      • отношение заикающегося к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.

      Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых. артикуляционных, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно. Частота судорог у заикающихся представляет для логопеда особый интерес. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости пароксизмов заикания от разной степени его речевой самостоятельности. В беседе о его родителях, друзьях, интересах и т. д. выявляют особенности его речевого поведения и речевых судорог.

      Необходимо проследить появление речевых судорог в зависимости от того, произносит ли ребенок сложную или простую фразу, отдельные слова или звуки. Выясняется, не зависят ли речевые судороги от уровня громкости речи. При обследовании логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их игр, взаимоотношения, степень игровой активности, эмоциональное состояние. Отмечается наличие у них психологических особенностей, в частности болезненной фиксированности на своём речевом дефекте. Логопед уточняет сведения о его контактности с окружающимиПомимо бесед с заикающимися, их родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации, используются методы по созданию экспериментальных игровых, учебных ситуаций, методы применяются в качестве ценного источника информации для завершения диагностической картины, для более тонкого понимания психологических особенностей заикающегося. Получаемая с их помощью количественная и качественная информация подвергается интерпретации на основе комплексного психолого-педагогического изучения испытуемого.

      В логопедическом заключении учитывается: форма заикания , вид судорог,степень заикания , темп речи ,сопутствующие заиканию дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи, состояние моторной функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания:
      страх речи, двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение.

      Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста и т. д. Можно считать, что чем моложе возраст, чем
      активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее.

      students-library.com