Особенности психомоторного развития у детей с умственной отсталостью

Содержание:

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, РОДИВШИХСЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННО С НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Павлова Т.И., Павлов А.Б.
Областная клиническая больница,
Областной перинатальный центр, Иркутск, Россия

Медицинский, этический и экономический аспекты интенсивного воздействия на новорожденных, родившихся с крайне низкой массой тела при рождении, являются весьма спорными и вызывают большие дебаты, как в профессиональной среде, так и в обществе в целом [1].
Как правило, определенный риск в отношении психомоторного развития связанный с преждевременным рождением наблюдается, прежде всего, у новорожденных с обширным повреждением мозга или у детей, которые страдали от тяжелого хронического заболевания легких [2]. В то же время в целом ряде случаев у недоношенных новорожденных без тяжелой перинатальной патологии в последствие отмечалось формирование различных нейроповеденческих синдромов, умственной отсталости, детского церебрального паралича, неспособности к обучению в школьном периоде жизни [3,4]. В связи с этим раннее выявление детей с риском возникновения задержек в нейромоторном и умственном развитии очень важно при планировании программ вмешательства и реабилитации в целях избежать серьезных проблем для этих индивидов в дальнейшей жизни.
Цель исследования. В настоящем исследовании мы ставили перед собой цель определить влияние социально-экономический статуса матери, ее состояния здоровья, характера течения беременности и родов, а также особенностей течения неонатального периода на психомоторное развитие детей первых полутора лет жизни, родившихся преждевременно с низкой массой тела.
Пациенты и методы. Всего было осмотрено 221 недоношенных новорожденных с весом при рождении 1500 и менее родившихся в областном перинатальном центре г.Иркутска за период с 1996 по 2001г. Из них 29 детей умерло в разные сроки, 67 детей не могли быть отслежены до 18-месячного откорректированного возраста по различным причинам. Таким образом, к концу исследования осталось 125 детей, которые и были включены в экспериментальную группу.
Уровень неврологического развития был оценен в возрасте 18 месяцев (корректировка возраста происходила с учетом постменструального и постнатального периодов). Психомоторное развитие оценивалось с помощью специальной шкалы тестирования Гриффитса.
Для изучения состояния детей были использованы данные о соматическом здоровье их матерей до беременности во время ее течения, данные из историй родов и историй болезни новорожденных детей. Во всех случаях, наряду с общеклиническими и лабораторными методами исследования проводилось ультразвуковое исследование головного мозга, допплерометрия церебральных сосудов, эхокардиография, исследование микробиологического пейзажа всего организма. Среди обследованных детей было 6 близнецов, 1 тройня. Средний вес при рождении у всей группы составил 1187±261г., возраст — 28±3,7 недель. После рождения все дети находились в отделении реанимации и интенсивной терапии для новорожденных.
Недоношенные дети были разделены на 2 группы в зависимости от наличия факторов риска, к которым мы отнесли: наличие интравентрикулярного кровоизлияния, повреждение белого вещества головного мозга (лейкомаляция), явно выраженный функционирующий артериальный проток, проведение длительной искусственной вентиляции легких, наличие положительных бактериологических посевов из крови.
1 группа — «здоровые» недоношенные новорожденные с низкой массой тела при рождении. Эта группа состояла из 39 детей без каких-либо факторов риска.
2 группа — недоношенные новорожденные с установленными факторами риска. Эта группа включала 86 детей, у которых были один или несколько факторов риска.
В качестве контрольной группы были использованы 20 доношенных детей, рожденных в течение того же периода в областном перинатальном центре. Дети были рождены женщинами с неосложненным течением беременности и родов, соматически здоровыми и не имели никаких осложнений в раннем неонатальном периоде.
При изучении материнского анамнеза мы учитывали: образование матери, возраст, количество детей, семейное положение, осложнения беременности и родов, состояние соматического здоровья.
При оценке неонатального статуса нами учитывались пол, возраст и вес при рождении, оценка по шкале Апгар в первые 5 минут после рождения. Со стороны органов кровообращения мы учитывали отсутствие или наличие функционирующего артериального протока (спонтанное, хирургическое или медикаментозное его закрытие); наличие респираторного дистресс-синдрома, хронического легочного заболевания, количество дней лечения искусственной вентиляцией легких, лечение препаратами сурфактанта, наличие осложнений в виде синдрома утечки воздуха; наличие патологических признаков при проведении ультразвукового исследования головного мозга (интравентрикулярное кровоизлияние было классифицировано на 3 стадии В1-3: В1 – изолированное субэпиндимальное кровоизлияние; В2 – внутрижелудочковое ковоизлияние без расширения желудочков и В3 – внутрижелудочковое кровоизлияние с расширением желудочка [5]. Внутрипаренхиматозные повреждения были разделены на 3 степени: 1-диффузное повышение перивентрикулярной эхогенности, 2-высокая степень перивентрикулярной эхогенности, 3-формирование перивентрикулярных кист).
Оценка психомоторного развития в откорректированном возрасте 18 месяцев проводилась по шкале развития Гриффитса. Эта шкала включает 5 подшкал:
1. Оценка двигательных функций (ползание, сидение, вставание и хождение);
2. Оценка личностной исоциальной адаптации (уровень независимости в повседневной жизни и общая общительность);
3. Слух и речь: вокализация, количество и комбинация слогов, слова, используемые в правильном значении;
4. Координация рук и глаз (мелкомоторное хватание);
5. Способность к игре (ребенок получает игрушки и инструкции о том, как их использовать).
Оценка проводилась раздельно по каждой из граф, высчитывались баллы и соответствие по месяцам.
Результаты исследования и их обсуждение. Для уточнения факторов риска оказывающих влияние на психомоторное развитие недоношенных новорожденных, получавших и не получавших интенсивное лечение, мы изучили материнский анамнез, течение беременности и родов.
Средний возраст матерей в первой обследованной группе недоношенных детей составил 26±3,4 года, во второй группе — 25±3,8 лет. Как в первой, так и во второй группе преобладали женщины со средним и среднеспециальным образованием (64,2% и 59,8%, соответственно). Не было выявлено достоверных различий между группами и в акушерском анамнезе (табл. 1).

Таблица 1. Дополнительные анамнестические и клинические параметры сравнения в исследуемых группах.

www.airspb.ru

Особенности психомоторного развития у детей с умственной отсталостью

В современной образовательной ситуации возрастает потребность реализации технологий, направленных на сохранение здоровья и активизацию двигательной деятельности дошкольников, коррекцию психических и моторных функций детей с особыми потребностями. Назрела необходимость в создании или корректировке парциальных программ, реализуемых в образовательной области «Физическое развитие», в содержании которых будет отражено психомоторное развитие дошкольников, регулирующее образовательную деятельность педагогов с нормально развивающимися детьми и имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. Доступность качественного образования (инклюзивное образование) лиц с различными отклонениями в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи, с задержкой психического развития, расстройствами аутичного спектра, множественными нарушениями в развитии), нуждающихся в образовании, отвечающем их особым потребностям, предполагается в образовательных учреждениях всех уровней. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает создание необходимых условий для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе инклюзивного образования.

Под психомоторным развитием принято понимать процесс, характеризующийся единством восприятия и движения. Однако такое понимание отражает только взаимосвязь одной их психических функций с движением. По мнению А. Валлона, одним из противоречий психического развития ребенка является соотношение телесного и психического. Переход от органического к психическому нужно рассматривать через понятия: эмоция, моторика, подражание, социум. Экспрессивное выражение собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям, само движение, по выражению А. Валлона, есть «экстериоризированная эмоция». Благодаря дальнейшему влиянию поведения взрослого в развитии ребенка происходит дифференциация моторных функций. Анализ сложной системы взаимодействия моторных функций координации и дифференциации движений позволил А. Валлону установить связь эмоции с движением, выделить психомоторные типы развития ребенка и объяснить переход от сенсомоторных приспособлений к плану сознания, то есть от движения к мысли.

В теориях Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина исходным пунктом развития мышления служит предметное действие как процесс преобразования и достижения определенного результата или как объективный процесс ориентировочной деятельности. Так, Ж. Пиаже описал становление структуры сенсомоторного интеллекта у детей, а П.Я. Гальпериным были проведены многочисленные исследования взаимосвязи психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и двигательных навыков детей. Психофизиологами сенсорное, эмоциональное и моторное развитие обобщено в понятие психомоторики, понимаемое как основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоциональных реакциях и актах. По мнению И.М. Сеченова, это обусловлено тесной связью психических процессов с движением, которое само по себе является конечным звеном психической деятельности. Озерецким Н.И. была разработана шкала с компонентами психомоторики: статическая и динамическая координация движений, их скорость, одновременные движения и синкенезии [9]. Платонов К.К. определяет психомоторное развитие как совокупность сознательно управляемых двигательных действий, процесс, обобщающий психику с ее двигательным выражением — мышечным движением [1]. Формирование психомоторных способностей, по мнению Попова Г.Г., активный психолого-педагогический процесс, направленный на изучение структуры психомоторных задатков и развитие компонентов общих способностей к определенной двигательной деятельности [11, с. 31-35].

В контексте нашего исследования психомоторное развитие мы обозначаем как комплексный процесс развития психических (сенсорных, интеллектуальных, речевых, эмоциональных) и моторных функций (физических качеств) в определенных формах двигательной (физкультурной) деятельности. Физкультурная деятельность определяется нами, как «…специфическая деятельность человека, проявляющаяся в генетически обусловленной потребности в двигательной активности, которая реализуется в процессе физического воспитания» [8, с. 127]. Как интеграционный процесс формирования различных индивидуальных и личностных качеств в аспекте формирующейся общественной потребности в развитии ребёнка, «…правильно организованная физкультурная деятельность позволяет решать общевоспитательные, общекультурные задачи, связанные с самосовершенствованием человека, общением, творчеством, культурным отдыхом, влиянием на его эмоциональную сферу, на его мироощущение и мировоззрение» [8, с. 128].

Предметом нашего исследования являются психолого-педагогические условия психомоторного развития детей дошкольного возраста с разным уровнем физического развития, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлено исследование – это разработка технологии психомоторного развития дошкольников с использованием индивидуально ориентированных средств физической культуры и экспериментальная проверка технологии планирования психомоторного развития дошкольников в реализуемых парциальных программах образовательной области «Физическое развитие».

Технология психомоторного развития детей обозначена авторами как модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению процесса физического воспитания детей дошкольного возраста с доступностью в плане приспособления к различным нуждам детей с разными физическими возможностями. Данная технология спроектирована на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения с использованием индивидуально ориентированных средств физической культуры, регулирующих образовательную деятельность педагогов с нормально развивающимися детьми и имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. В процессе реализации технологии коррекционно-развивающее воздействие осуществится в следующих направлениях: коррекция повышенного психического и физического возбуждения или торможения, формирование точного управления движениями в пространстве; развитие физических качеств (сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость) и способности к поддержанию максимально возможного темпа движений, к словесной регуляции движений, к активному воображению; тренировка моторной асимметрии.

В настоящее время в системе образования детей с ОВЗ, задержкой психического развития (ЗПР), нарушением опорно-двигательного аппарата сформулирован ряд новых теоретических положений о возможностях коррекции нарушенных психомоторных функций, определены механизмы диагностики, разрабатываются интегративные подходы к их развитию, воспитанию и обучению посредством организации инклюзивного образования. В исследованиях обращается внимание на то, что психофизическое развитие таких детей отличается от нормы: не сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к различным видам деятельности (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Р.И. Лалаева и др.). Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы у таких детей обычно сопровождаются сниженными показателями физического развития и физической подготовленности (М.Ш. Адилова, Е.М. Мастюкова, Г.А. Бутко, Н.П. Горбунов и др.). В современных трудах (Н.Л. Белопольская, С.Г. Шевченко, Д.В. Григорьев и др.) показано, что уровень развития психомоторных способностей детей зависит от состояния их сенсомоторных функций, от сформированности представлений об окружающем мире, пространственно-временных представлений, речевого развития и т.д. Кроме того, среди характеристик сенсорно-перцептивной сферы детей с ЗПР и ОВЗ выделяются моторная неловкость, недостаточная координация движений, слабая переключаемость с одного движения на другое. Выявлено, что у них значительно позже возрастной нормы и с большим трудом формируются серии движений, которые необходимы для образования двигательных навыков, способствующих пространственной ориентировке детей (в окружающем пространстве, в собственном теле, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т.п.) [3]. В исследованиях отмечается, что у данной категории детей существенно страдает координация движений обеих рук, нарушен зрительный контроль (зрительно-двигательная координация), снижена двигательная память и т.п. (М.Ш. Адилова, Н.П. Вайзман, Г.А. Бутко, В.М. Мозговой и др.), что объясняется замедленностью образования у них сложных условных связей в процессе координации движений, слабостью замыкательной функции коры головного мозга. Наиболее сложными для них являются упражнения, требующие координации движений четырех конечностей по перекрестному типу (И.Ю. Горская, В.М. Мозговой). В практике дошкольного образования реализуются методики физического воспитания детей с легкой умственной отсталостью с учетом индивидуального характера процесса приспособления лиц с ограниченными возможностями к мышечной деятельности (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, Д.В. Григорьев и др.). А.А. Никитиным и Г.И. Дерябиной проведено исследование взаимосвязи физических, психических, психофизических и дыхательных способностей в результате реализации комплексной методики адаптивной физической культуры дошкольников 5-7 лет, имеющих задержку психического развития [4]. В исследованиях Попова Г.Г., Ильиной Г.В., Тугулевой Г.В. подчеркивается значимость развития сенсорной и двигательной (моторной) активности для психического развития, влияние степени их сформированности непосредственно на характер отклоняющегося развития. Ильина Г.В. подчеркивает, что «…двигательная деятельность старших дошкольников и младших школьников находится во взаимосвязи с перестройкой их умственных процессов [2, с. 199]. Важно учитывать особенности использования подвижных игр, которые определяют благоприятную динамику в развитии физических качеств и интеллектуальных способностей детей. Правильно организованный процесс физического воспитания способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности.

Вышеизложенное позволило выделить основные методические подходы к организации физического воспитания дошкольников в условиях инклюзивного образования.

  • Органичность составляющей развивающе-коррекционной работы и компонентов физического воспитания. В физкультурные занятия необходимо включать коррекционную работу по формированию пространственных представлений, развитию когнитивной сферы, а во время развивающих занятий необходимо выполнять оздоровительную гимнастику (дыхательная, психогимнастика, кинезиологические упражнения).
  • Дифференциация физического воспитания детей. У детей с одним диагнозом могут быть различные эмоциональные и поведенческие реакции на физическую нагрузку.
  • Индивидуализация физического воспитания детей с нарушениями в развитии.
  • Парциальность (дробность) предлагаемых детям физических нагрузок. Распределение общей физической нагрузки по длительности и интенсивности в течение всего дня. Исследование показало, что при правильном распределении нагрузок (с учетом типичного состояния для большинства детей утром, днем, вечером) создается возможность посредством движений «сбрасывать» накопившиеся эмоции. Кроме того, мини-физкультурные занятия влияют на приобретение организованного поведения детей.
  • Стимуляция самостоятельной двигательной деятельности сенсорной направленности.
  • Интенсификация на физкультурных занятиях психомоторного развития детей как основы произвольной регуляции движений. В содержание занятий включены специальные упражнения, развивающие крупную и мелкую моторику, автоматизмы движений рук, статическое и динамическое равновесие, совершенствование координационных механизмов нервной системы.
  • Интеграция элементов физического воспитания в бытовые процессы.
  • Качественный отбор содержания физкультурно-оздоровительной работы. Содержание занятий должно отбираться с учетом диагностических данных. В работе использовались специфические оздоровительные игры, психогимнастика, кинезиологические упражнения, нетрадиционная утренняя гимнастика, организация психотерапевтических прогулок-занятий, отбор закаливающих процедур и т.д.
  • Введение специфических мероприятий по коррекции и развитию аффективно-эмоциональной сферы детей в методику организаций физкультурных занятий детей с ИН. Педагогу необходимо прогнозировать возможное неадекватное эмоциональное состояние воспитанников, запускающее негативные поведенческие реакции [13].
  • Предполагаемое исследование направлено на изучение следующих аспектов:

    — научный аспект: теоретическое обоснование особенностей организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО; изучение психомоторного развития детей с разным уровнем физического развития;

    — практический аспект: разработка программно-методического обеспечения физического развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья; внедрение в массовую практику ДОО технологии планирования психомоторного развития дошкольников в реализуемых парциальных программах образовательной области «Физическое развитие»;

    — прикладной аспект: подготовка студентов, педагогов и специалистов к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в условиях организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

    В ходе исследования психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами физической культуры в условиях инклюзивного образования нами выделено 3 этапа.

    1 этап (2015-2016 гг.) — определение исходных позиций исследования, включающий: изучение психолого-педагогической, медицинской литературы, литературы по физическому воспитанию и адаптивной физической культуре по проблеме исследования; анализ передового опыта инструкторов физического воспитания дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии; разработку и апробацию диагностического комплекса психомоторного и интеллектуального развития детей (психолого-педагогическое тестирование уровня интеллектуального, физического развития и физической подготовленности) [12]. Апробация тестов и методик на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 73, 135, 139, 160» г. Магнитогорска Челябинской области. В них приняли участие две опытные группы детей 5,5–6,5 лет, педагоги и специалисты, привлечены студенты к апробации диагностического комплекса и для статистической обработки полученных результатов. Проведенное психофизическое обследование детей по всему комплексу исследуемых показателей позволило выделить особенности инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [14].

    2 этап (2016-2017 гг.) – выявление факторной структуры психофизического и интеллектуального развития детей и взаимосвязи их составляющих; разработка методики сопряженного психофизического воздействия на дошкольников средствами физической культуры; экспериментальная проверка эффективности разработанной технологии планирования физкультурной деятельности детей и имеющих отклонения в физическом и психическом развитии в реализуемых парциальных программах образовательной области «Физическое развитие» [5; 7; 8].

    Исследование экспериментальной группы (детский сад № 73, 139) осуществлялось в условиях реализации программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. Н.Е, Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) с последующим внедрением технологии блочного планирования физкультурной деятельности нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ. В реализуемой технологии обозначены упражнения на релаксацию, комплексы подвижных игр и общеразвивающих упражнений, дыхательной, пальчиковой, язычковой, глазодвигательной, ортопедической и коррекционной гимнастики (на взаимосвязь развития физических качеств и психических процессов), которые используются в определенных формах физкультурной деятельности [5-8]. Образовательная деятельность контрольной группы (детский сад № 139, 160») осуществлялась по парциальной программе «Физическая культура – дошкольникам» (Л.Н. Глазырина) с включением разделов дополнительной программы «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной.

    Проведенное психофизическое обследование детей по всему комплексу исследуемых показателей подтвердило эффективность разработанной технологии планирования физкультурной деятельности нормально развивающихся детей и имеющих отклонения в физическом и психическом развитии в реализуемых парциальных программах образовательной области «Физическое развитие» [5; 7]. В рамках исследования найдены новые способы обучения дошкольников технике двигательных действий (физических упражнений). Показано, что педагогические приемы оказываются эффективными, когда их реализация направленно воздействует на конкретные биологические структуры, и чем точнее направленность этих воздействий, тем значительнее биологический ответ в виде сформированного умения, навыка, равно как и прироста быстроты, силы и других физических качеств.

    Завершающий этап (2017-2018 гг.) предполагает реализацию технологии психомоторного развития детей на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения с использованием индивидуально ориентированных средств физической культуры в практике педагогов дошкольных образовательных организаций; организацию курсов повышения квалификации для педагогов по реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях инклюзивного образования.

    Потенциальные возможности использования результатов исследования: обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям в процессе физического воспитания и в условиях инклюзивного образования; результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций по теории и технологии физического воспитания и развития детей дошкольного возраста в ходе подготовки студентов высших учебных заведений, повышения квалификации педагогов [15]; дополнение современных представлений о социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством организации инклюзивного образования и об основных подходах к психомоторному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья; расширение теоретико-методологических основ адаптивной физической культуры.

    www.science-education.ru

    Психомоторное развитие ребенка

    Видео: Школа Мам — Психомоторное развитие ребенка раннего возраста

    Так педагоги называют совокупность психических реакций, движений и умений малыша. Психомоторное развитие включает речевые, адаптационные умения ребенка, его моторно-ручную активность. Итак, детально узнаем об этой составляющей взросления детей.

    Психомоторное развитие ребенка до 1 года по месяцам: календарь

    До 12 месяцев наиболее ярко проявляется динамика развития моторной и психической активности крохи.

    В 1 месяц он может кратковременно фиксировать взгляд на ярких, больших, блестящих предметах. Дитя начинает реагировать на звуки, вздрагивает при шумах. Головку держит только в лежачем положении.

    В два месяца малыш уже способен поворачивать голову в сторону источника шума. Он недолго следит за предметами. Малыш уже держит головку в вертикальном положении, реагирует на речь близких родственников. Появляется первая улыбка как знак удовлетворенности, реакции на маму.

    Третий месяц — это период первых «агу», реакции на речь близких родственников улыбкой. В этом возрасте дитя тянется к игрушкам, может более длительно фокусировать взгляд на интересном предмете. Малыш уже уверенно держит головку, в горизонтальном положении опирается на коленки. В три месяца исчезают так называемые рефлексы новорожденного.

    В четыре месяца малыш делает первые попытки переворачиваться со спинки на бок, он смеется и тянется за игрушками, интересными предметами. Кроха узнаёт близких людей, реагирует на их появление так называемым комплексом оживления. Малыш хорошо держит голову в позе на животе.

    В пять месяцев ребенок более четко распознает незнакомых и близких ему людей. Возможна реакция страха на чужих — плач. Звуки, которые малыш произносит, выстраиваются в определенную цепочку. Он подолгу рассматривает игрушки, берет их в руки. При поддержке мамы может стоять на ножках.

    Период полугода — это активное переворачивание малыша со спины на живот, игры с игрушкой, ее перекладывание из руки в руку. Дитя сидит самостоятельно, просится на руки. Остановить плач ребенка может появление мамы, а вызвать его — присутствие чужих людей.

    В 7 месяцев малыш стоит на полную ногу, при поддержке взрослого «пританцовывает», сам держит спину, активно двигает конечностями, тянется к предметам в позе сидя и переворачиваясь. В этом возрасте он начинает требовать внимания, а если его не хватает, то плачет.

    В 8 месяцев кроха может самостоятельно лечь и сесть, удерживать по предмету в обеих руках. Он чётко произносит буквосочетания: «ма», «па», «ба». Лепет становится более активным. Малыш реагирует на речь родителей улыбкой, кивком головы, смехом.

    В 9 месяцев дети уже стоят, если их держать за руку. Самостоятельно забавляются игрушками, бросают их, следят за падением. Малыши этого возраста могут выполнять простые просьбы взрослых: отдать игрушку, взять, повторять слоги. Произношение становится удвоенным, гласные звуки протягиваются.

    В 10 месяцев малыш копирует действия взрослых: разговор по телефону, удерживание ложки, начинает самостоятельно ходить с опорой, говорит первые простые слова.

    В 11 месяцев у детей проявляется «щипковый» захват, то есть взятие предметов двумя пальчиками. Ребенок сам стоит, ходит более уверенно, самостоятельно делая шаги, машет руками в знак прощания, приветствия.

    В 12 месяцев малыш произносит 5-6 слов- знает, что можно, а что нет- выполняет простые просьбы взрослых — целует, обнимает, дает игрушку. С игрушками играет дольше. Дитя уже способно узнавать места, в которых бывало, и людей, которых видело.

    Показатели психомоторного развития детей первого года жизни

    Помесячный календарь психомоторного развития составляют эксперты Всемирной организации Здравоохранения, ориентируясь на среднее развитие малышей. Показателями развития являются:

    1. Коммуникабельность. Это эмоциональная возрастная реакция малыша. К году она проявляется сочетанием узнавания и улыбки.
    2. Голосовые реакции. Гуление в три месяца меняется четким произношением простых слов к 12 месяцам.
    3. Рефлексы. До года из безусловных остается только сосательный.
    4. Мышечный тонус. Полный объем произвольных движений в раннем возрасте сменяется к году непроизвольными, развитием мышц нижних и верхних конечностей, самоконтролем и управлением движениями тела. Ребенок ходит, ползает, держит ложку, совершает повороты.

    Психомоторное развитие недоношенных детей

    Такие малыши входят в группу риска по возникновению психического и моторного развития. До полугода оно протекает медленнее, а далее (на 8-9 месяце) возможно выравнивание показателей психомоторного развития. К 13-18 месяцам у недоношенных деток происходит полное наверстывание моторного отставания. Но может наблюдаться неуклюжесть, не очень четкие и синхронные движения руками. К 18 месяцам у этой категории малышей происходит выравнивание в понимании речи, но активный словарный запас может быть бедным до 3 лет. Такие дети пользуются словами, понятными только им, сопровождая произношение мимикой, жестами.

    В три года при надлежащем внимании родителей недоношенные дети наверстывают отставание в словарном запасе , развитии связной речи, произношении сложных звуков. Поэтому очень важно папе и маме приложить максимум усилий для выравнивания показателей психического развития таких малышей. Если же в 3 года еще ощущается дисбаланс, то необходимо прибегнуть к помощи коррекционных педагогов.

    Психомоторное развитие детей разных возрастных групп

    В разном возрасте психическое и моторное взросление мальчиков и девочек имеет свои особенности. Владеть информацией о них должны не только педагоги, но также родители и опекуны.

    Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

    Это период от трех до семи лет. На конец дошкольного детства мальчики и девочки овладевают массой двигательных умений: перестраивание во время движения, его выполнение в разном темпе, катание на коньках, лыжах, самокате, велосипеде. Дети уже умеют плавать, играть в теннис, бадминтон. Хорошо развита у них мелкая моторика пальцев, что готовит руку к овладению письмом. Дошкольники умеют вдевать в иголку нитку, пришивать пуговицы, пользоваться молотком.

    Если говорить о сенсорном развитии , то в 7 лет мальчики и девочки должны называть простые и сложные геометрические формы, указывать на различия между ними, знать основные цвета и оттенки. К началу обучения в школе дети должны считать до 10, устанавливать причинно-следственные связи. Речь детей грамматически оформленная, предложения сложные, развернутые. Семилетний ребенок предпочитает групповые игры, создает новые, анализирует свою роль в них. Он умеет выполнять простые задания по поручению взрослых: полить цветы, подмести в комнате, помыть посуду, застелить кровать, завязать шнурки. К школьному периоду ребенок должен уметь самостоятельно и быстро одеваться, есть, пользуясь вилкой.

    Следует отметить, что всеми указанными умениями и навыками дети быстрее овладевают в коллективе. Этому способствует программа воспитания и развития детей дошкольного возраста в детсаду, которая реализуется на ежедневных и планомерных занятиях.

    Видео: Лекция «Психомоторное развитие ребенка первого года жизни»

    Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста

    В период до 11 лет у детей совершенствуется координация движений. Для многих деток это начало занятий спортом и приобретения профессиональных навыков.

    Активно развивается письменная и устная речь. Расширяется словарный запас родного языка, легко усваивается иностранный. Качественное развитие речи благотворно влияет на интеллектуальное развитие младших школьников. У них стремительно развивается слуховое и зрительное внимание, возрастает усидчивость — умение длительно удерживать статическое положение тела. Активно развивается память, а сам процесс запоминания приобретает осмысленный характер.

    К концу младшего школьного возраста дети уже дифференцированно относятся к изучаемым предметам, у них усиливается интерес к одному из них и нелюбовь к другим.

    На смену игровой приходит учебная деятельность, но все же первая продолжает выполнять свою роль во внеурочное время.

    Развитие личности младших школьников происходит в коллективе, где формируется чувство долга, ответственности, умение помочь, объяснить, оценить себя и сверстников.

    Психомоторное развитие детей с нарушением зрения

    Нормальное психомоторное развитие возможно только при постоянной и качественной связи малыша с внешним миром. Это означает, что он должен хорошо видеть и слышать.

    Неполный объем получаемой зрительной информации и впечатлений может привести к недостаточной психической и моторной активности ребенка, отставанию в развитии от уровня хорошо видящих деток. И родители замечают это уже в возрасте 3 месяца. Ведь у здорового малыша в данный период появляется бинокулярная фиксация взгляда. У детей с глубоким нарушением зрения происходит отставание в развитии навыков, связанных с собственной подвижностью. Они лишены возможности копировать взрослых, которые для них являются главным примером и образцом двигательной активности. У слепых слабо развивается акт хватания, дифференциация движений. Им гораздо труднее овладевать вертикальным положением тела. Недостаток пространственной ориентации способствует также недоразвитию походки, мелкой моторики пальцев.

    У слабовидящих и слепых детей долго сохраняются примитивные манипуляции с предметами, замедляется и развитие мышления, проявляется тенденция к аутизму.

    При восприятии действительности у таких деток важное значение имеет слух. Обычно у слабовидящих детей он развит острее, что и дает возможность частично компенсировать недостаток зрительных возможностей.

    Психомоторное развитие детей с ОНР

    Детки с общим нарушением речи отличаются моторной неловкостью. Они ритмично не организованы, могут иметь плохую координацию движений. Мальчики и девочки с ОНР испытывают трудности в овладении письмом, стойкостью внимания . У них снижена вербальная память, инициативность, общительность. Такие дети обладают заниженной самооценкой, им свойственно проявление агрессивности , тревожности, неумение общаться.

    Речевые нарушения тормозят социализацию ребенка, негативно сказываются на его отношениях с окружающими. Поэтому очень важно, чтобы родители вовремя диагностировали проблему и вместе с коррекционными педагогами исправляли ее. Специалисты советуют родителям таких детей больше внимания уделять развитию моторики рук . Кисть руки надо рассматривать как часть артикуляционного аппарата, орган речи. Руки для таких детей являются еще одной речевой зоной мозга.

    Психомоторное развитие детей с умственной отсталостью

    У таких малышей основы психического развития возникают к концу первого — началу второго года. Форма общения к концу дошкольного возраста — внеситуативно-познавательная. Дети с умственной отсталостью лишены возможности копировать движения взрослых, реагировать на их обращения и просьбы ввиду недоразвития мозга. Ведь именно этот орган обеспечивает биологическую основу развития психомоторики.

    Большинство детей с умственной отсталостью проявляет крайне низкую либо чрезмерно высокую двигательную активность. Но она хаотична, движения таких детей не синхронны. Им тяжело учиться координировать движения рук и ног. Поэтому для таких ребят существуют специализированные заведения с разработанными программами. Обучаясь в них, дети овладевают навыками двигательной активности, развивается их психика. Таким образом, до конца обучения они могут быть полноценными и самостоятельными членами общества.

    Психомоторное развитие детей с ДЦП

    Особенность этих деток — сниженный запас знаний и представлений. Дефицит информации объясняется двигательными дефектами, затрудняющими передвижение и познание свойств предметов. Дети с ДЦП имеют сенсорные дефекты — аномалии рефракции, нарушения слуха , суставно-мышечных ощущений. Это и уменьшает их возможности накопления информации.

    С такими детьми должны заниматься педагоги, психологи, реабилитологи. Вместе с родителями специалисты могут существенно ускорить психомоторное развитие своих детишек. Но основой для этого должно стать ранее выявление проблемы и вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начать лечебные мероприятия, тем успешнее и быстрее можно компенсировать нарушенные функции. А пластичность детского мозга позволит наверстать отставание психического и моторного развития детей с ДЦП.

    gurusbaby.ru