Особенности стресса детей

Особенности посттравматического стресса у детей

Дети, являясь, бесспорно, самой незащищенной и уязвимой частью населения, полностью зависят от взрослых, и при этом они, так же как и взрослые, достаточно часто оказываются в зоне техногенных и природных катастроф, свидетелями военных действий, они становятся заложниками, а также жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия. Также к травматическим ситуациям для детей можно отнести длительные или повторяющиеся госпитализации. Рассмотрим особенности переживания детьми каждой из этих травматических ситуаций более детально.

События, связанные с военными действиями

Основными травмирующими факторами в этом случае являются: непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка и его близких, смерть близких, физические травмы ребенка. У подростков как один из симптомов ПТСР может появляться «вина выжившего».

Для детей дошкольного возраста наиболее типичными последствиями такого рода травматических ситуаций являются регрессивное поведение (энурез, страх разлуки с родителями, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков), раздражительность.

У детей старшего возраста появляются проблемы в учебе и общении. Им свойственны поведенческие нарушения от депрессии до агрессии. У подростков также отмечаются различные соматические жалобы, по результатам медицинских осмотров не имеющие органической природы.

При длительной разлуке с родителями во время войны у детей отмечены такие нарушения, как депрессия, неспособность испытывать удовольствие, нарушение социальных контактов.

Стихийные бедствия и катастрофы

Основными травмирующими факторами являются те же, что и в ситуации военных действий. Сразу после травмы у детей обычно появляются следующие симптомы: нарушения сна, ночные кошмары, навязчивые мысли о травматической ситуации, уверенность в том, что травматическая ситуация может повториться, повышенная тревожность, сильная реакция на любой стимул или ситуацию, символизирующую травму, психофизиологические нарушения. У младших детей часто проявляются тенденции к регрессивному поведению (энурез, сосание пальца и проявления большей зависимости от родителей). Эти же симптомы могут возникать не сразу после травмы, а спустя довольно продолжительное время (Calvin, 1995).

Дети могут не говорить о своих переживаниях, связанных со стихийными бедствиями, поэтому необходимо обращать внимание на невербальные признаки нарушений, такие как:

1. Нарушения сна, которые продолжаются дольше, чем несколько дней после травмы. При этом сны, напрямую связанные с травматической ситуацией, могут отсутствовать.

2. Страх разлуки с родителями, «цепляющееся» поведение.

3. Страх при появлении стимула (места, человека, телевизионной передачи и т. п.), связанного с травматическим переживанием.

4. Соматические жалобы, неуверенность в собственном здоровье.

5. Повышенная тревожность, проявляющаяся дома или в школе, связанная со страхами или фрустрирующими обстоятельствами.

Катастрофы и стихийные бедствия оказывают травмирующее влияние не только на детей, непосредственно в них участвующих, — дети, родившиеся у матерей, переживших такие события, отличаются задержками эмоционального и моторного развития, меньшим весом при рождении, нарушениями сердечной деятельности.

По наблюдениям исследователей, на психическое состояние людей наиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленными действиями людей. Техногенные катастрофы, происходящие по неосторожности или случайному стечению обстоятельств, переживаются менее тяжело, но все же тяжелее, чем природные катаклизмы.

Тяжелое соматическое заболевание

Тяжелое соматическое заболевание погружает ребенка в новую психологическую реальность, которая является сложной и для ребенка, и для его близких. Болезнь влияет не только на физическое состояние ребенка, но и на его эмоциональное состояние. И наоборот, эмоциональное состояние влияет на течение болезни, поэтому необходимо уделять внимание не только адекватности и качеству медицинского вмешательства, но и психологическому состоянию ребенка.

Тяжелое соматическое заболевание ребенка может приводить к развитию у пациента посттравматического стрессового расстройства.

Стресс является закономерной реакцией на тяжелое заболевание. Однако степень его проявления зависит от некоторых условий: особенностей заболевания, степени его тяжести, возраста и пола ребенка, особенностей семейной ситуации (отношения между членами семьи, наличие в семье других тяжело больных, смерть членов семьи и т. д.).

Основными проявлениями реакции на соматическое заболевание являются: регрессивное поведение (которое в значительной степени затрудняет лечение) и социальная изоляция (связанная с пропусками занятий и тем, что часто здоровые дети избегают больных сверстников). Дополнительным травматизирующим фактором при серьезном соматическом заболевании может являться госпитализация.

Смерть близкого человека

Когда любой человек, а особенно ребенок, сталкивается со смертью близкого, она предстает перед ним с двух сторон: во-первых, человек становится свидетелем смерти близкого человека, а во-вторых, осознает,

что он сам смертен.

Впервые страх смерти появляется у ребенка в возрасте примерно 3 лет, он начинает бояться засыпать, по многу раз спрашивать у родителей, не умрут ли они. Затем формируются три базовые иллюзии, позволяющие избегать этого страха. Первая иллюзия — иллюзия собственного бессмертия («все смертны, но не я»). Разрушение этой иллюзии может полностью поменять восприятие окружающего мира не как уютного и безопасного, а как полного опасностей и неожиданностей. Вторая иллюзия — иллюзия справедливости («все получают по заслугам. Если я буду хорошим, со мной ничего не случится»). Разрушение этой иллюзии приводит либо к представлению о том, что мир несправедлив и ужасен, либо к построению новых иллюзий (часто их роль выполняет религия). Третья иллюзия — иллюзия простоты устройства окружающего мира: все делится только на черное и белое (Черепанова, 1997).

Отдельно следует остановиться на ситуациях, когда ребенок является свидетелем причинения вреда родственнику или близкому ребенку человеку (насилие, убийство, самоубийство). Эти ситуации являются наиболее травматичными для детей. Помимо таких факторов, как непосредственная угроза здоровью или жизни близкого и самого ребенка, важным травмирующим обстоятельством является ощущение ребенком своей беспомощности. Детям, перенесшим такую травму, в большинстве случаев свойственно наличие всех симптомов ПТСР (навязчивое воспроизведение травматической ситуации, избегание мест, связанных с событием, повышенная физиологическая возбудимость и нарушение функционирования).

med-read.ru

Особенности эмоционального стресса у подростков

Сильнее всего дети-подростки страдают из-за того, что их не принимают в компанию, или из-за ущемленного самолюбия. Но откуда появляются эти страдания? И может ли чем-то помочь мама?

Мнение ребенка о самом себе складывается из того, что он слышит и видит от других. Мама погладила по головке и похвалила – «Я молодец!», мама шлепнула и поставила в угол – «Я плохой». Подростковые поиски себя всегда ложатся на эти старые дрожжи. Но еще глубже оценки «хороший-плохой» лежит ощущение «Я есть, я живу», которое в крайнем проявлении превращается в свою противоположность: «Зачем я вообще родился, я только порчу всем жизнь».

Подросток становится трудным, когда не удовлетворяется его самая глубинная потребность – в признании того, что он есть и такой, какой есть, ни хороший, ни плохой.

Как вести себя родителям, чтобы не усугублять подростковый стресс?

Принимать ребенка таким, какой он есть. Моя дочка часто экспериментирует на эту тему вопросами в духе: «Если я кого-нибудь убью, что ты будешь делать?». Надо понимать, что реально стоит за вопросом совсем не интерес к мастерству заплечных дел и помнить, секундная заминка с ответом падает тяжким камнем в огород сомнений «я не нужна».

Чаще бывать с ребенком вместе – играть, читать, слушать музыку, смотреть кино. Самое простое, самое банальное – и почему-то, по наблюдениям, самое редкое чудо для подростка. Поверьте, ЕГЭ пройдет, а ребенку еще жить и жить. Лучше жить в мире и согласии с собой и миром.

Не вмешиваться в занятия, с которыми подросток справляется. «Давай помогу» — опасная фраза, переводящая ребенка в статус неспособного, хотя, конечно, говорится с самыми благими намерениями. Помогать можно, только когда просит.

Отказаться от каких бы то ни было наказаний. Наказание всегда вторично – действие-то уже свершилось, и почти всегда непонятно – за что. Абсолютно всегда оно добавляет дров в костер, сжигающий адекватную самооценку. Почти всегда – это знак неуважения, подчеркивающий «ты маленький, несамостоятельный, ни на что не годный».

Поддерживать успехи. Ради интереса попробуйте в течение пары дней записывать за собой, с какими словами вы обращаетесь к ребенку. Я попробовала, после первого эксперимента хотелось провалиться сквозь землю, потому что самой частой была фраза «Когда ты наконец сделаешь»… Лучше если в вашей повседневной речи самыми частыми будут другие слова – «Мне хорошо с тобой», «Как я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Давай сделаем вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты моя хорошая».

Делиться своими чувствами. Для ребенка это означает, что вы ему доверяете.

Научиться разрешать конфликты конструктивно. Обычно в семье они решаются двумя способами – либо настоять на своем (это может делать и мама, и папа, и подросток), либо уступить. Ни тот, ни другой способ конфликт не исчерпывают. Хотите по-другому? Тогда начинать надо с того, чтобы попробовать услышать другого, услышали вы или нет, можно узнать, если переформулировать проблему ребенка, к примеру, он отказывается делать уроки, ссылаясь на усталость или головную боль. Вы можете так и спросить: «Я вижу, что тебе очень не хочется делать уроки, потому что ты устал». После этого, стоит озвучить свои переживания: «Я так расстроена, ведь вечером мы хотели сходить в гости, и теперь у нас не получится». И потом только перейти к поиску выхода из конфликта – что же нам делать? Как же нам быть? И как теперь поступить? Один из этих вопросов обязательно надо озвучить. Дальше – маленькая хитрость: дождитесь предложений ребенка до того, как высказать свои. Поверьте, один из вариантов обязательно устроит обе стороны. В этом и есть магия общения, когда есть искреннее желание услышать друг друга и договориться, почва для договора возникает словно сама собой.

11

И, наконец, последний совет по порядку, но не по значению — обнимать как можно чаще. Или разрешать обнимать себя. У нас почему-то получается именно так, когда пытаешься обнять дочку, она превращается в колючку, но когда возвращаешься домой с работы, она бросается на шею – «Ура, мама пришла!». И тут надо только шире раскрывать руки. И сердце.

Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.
  • schoolofcare.ru

    5 особенностей в поведении ребенка, когда у него стресс

    Дети, как и взрослые, могут испытывать переживания и большие нагрузки. Взрослые люди сами редко могут правильно и своевременно распознать сигналы организма и объяснить, что же с ними происходит, не говоря уже о детях

    4mama сегодня рекомендует обратить внимания на резкие изменения в поведении вашего ребенка, чтобы вовремя избавиться от стресса.

    Ученые выдвигают теорию, что подверженность к стрессам имеет наследственный характер. И есть большая вероятность тревожности у ребенка, когда мама, будучи беременной, испытывала стресс. Переживания могут возникнуть по разным поводам, например, большая нагрузка в садике или школе, взаимоотношения в социуме, общение в семье.

    Обратите внимание на поведения ребенка с симптомами стресса, чтобы вовремя увидеть опасность и предпринять соответствующие меры:

    1. Беспокойный сон. Ребенок часто просыпается или он не может долго уснуть, что приводит к переутомлению. Врачи рекомендуют сделать массаж ребенку или дыхательную гимнастику. Чтение доброй сказки перед сном тоже не помешает.

    2. Агрессивное поведение. Драки, истерики, обзывания, бросания игрушками, конфликты с другими детьми – все это может быть под влиянием стресса. Нужно найти выход излишку энергии и записать ребенка, например, в спортивную секцию.

    3. Нет желания общаться. Ребенок избегает общения, чаще бывает в одиночестве. Тут заставлять ребенка контактировать с другими не стоит. Можно помочь наладить отношения со одногодками, прорепетировав в манере игры разные диалоги, создать маленькие ситуации, которые могут возникнуть с другим детьми, обсудить и проговорить их.

    4. Неуспеваемость в садике или школе. Ребенок стал более забывчивым, невнимательным, без интереса делает то, что раньше нравилось. В этом случае, надо ежедневно узнавать у ребенка, как прошел его учебный день, что нового он узнал, чем он занимался. Если ребенок поделился успехами — похвалить обязательно, а в случае неудач — не корить, а подбодрить и дать совет в сложной для него ситуации.

    5. Страхи. Ребенок резко испытывает страх того, к чему ранее нормально относился. Врачи советуют заняться рисованием и игрой с ребенком, с целью проработать страх в этих активностях. Изучение рисунков поможет родителям увидеть причины страха

    Избавиться от стресса ребенку поможет в первую очередь, родительское внимание, режим дня, умеренные физические нагрузки и правильное питание. Обнимайте и хвалите почаще ребенка!

    4mama.ua

    Эмоциональный стресс у детей и подростков

    Главная черта каждого ребёнка — его эмоциональность. Ребёнок очень живо реагирует на любые изменения в его окружении. Чаще всего эмоциональные переживания в детском возрасте носят положительный характер, но при определённых условиях могут быть и отрицательными, что может привести к невротическим и психосоматическим расстройствам. Всё это возникает в результате эмоционального стресса: когда сила эмоций достигает такой степени, что нарушает обычное течение жизни, становится невозможным удовлетворение биологических, социальных и психологических потребностей ребёнка.

    Стресс может помочь мобилизовать все ресурсы организма и преодолеть фактор, приводящий к отрицательным эмоциям, но также может быть обратная ситуация, когда стресс становится причиной соматических заболеваний и психологических проблем (это происходит в том случае, когда у организма и психики не хватает ресурсов на адаптацию).

    Эмоциональные стрессы по своему происхождению, как правило, социальны, т.е. обусловлены изменениями в окружении ребёнка — чаще всего в семье. Также стимулом могут быть любые перемены в образе жизни: поступление в детский сад или школу, например. Частота стрессов по мере взросления ребёнка возрастает. Устойчивость к ним различна у разных людей. Развитие у ребёнка невротических или психосоматических заболеваний зависит от биологических, психических особенностей, от социального окружения и особенностей событий, вызывающих серьёзные эмоциональные переживания.

    Существует статистика, которая говорит о том, что в течение года человек переживает в среднем около 150 заметных жизненных изменений. Если их число возрастает более, чем в 2 раза, то вероятность заболевания составляет 80%, если число событий в пределах 150-300, то риск заболеваний 50%.

    Стоит сказать о том, что многократно перенесённые в прошлом трудные семейные ситуации неблагоприятно сказываются на последствиях эмоционального стресса. Развитию заболевания после эмоционального стресса способствует состояние беспомощности, когда окружение воспринимается менее безопасным, не доставляющим удовольствия, а ребёнок чувствует себя покинутым. В то же время, если социальное окружение ребёнка, его семья разделяет его мнение, он находит эмоциональную поддержку от семьи, то вероятность заболевания снижается. Т.е. эмоциональная поддержка — это профилактика отрицательных последствий стресса.

    Причинами эмоционального стресса могут быть:

    • чрезмерная ответственность, дефицит времени;
    • ситуации соревнования, оценивания результатов деятельности (например, экзамены, конкурсы)
    • «старт»-стрессоры и стрессоры памяти — события, которые уже были или только произойдут в будущем (например, предстоящие медицинские поцедуры, воспоминания о пережитом горе, ожидание наказания);
    • любые резкие изменения в образе жизни, как хорошие, так и плохие (победа в соревновании, любовь, смерть или болезнь близкого человека);
    • эмоционально насыщенные зрелища, фильмы;
    • конфликты в семье или важной для ребёнка социальной группе (например, в классе, в компании друзей);
    • физиологические стрессоры (заболевания, операции, чрезмерные нагрузки, воздействие природных факторов на организм, например, сильной жары, и т.д).

    Стресс может служить основой для возникновения психосоматических (болезни сердца,эндокринные заболевания,заболевания ЖКТ , аллргические реакциии т.п.) и невротических расстройств (энурез, энкопрез, нарушения сна, заикание, страхи и другие реакции психики). Для проведения коррекционных и терапевтических мероприятий необходима диагностика как личностных особенностей, уровня развития защитных механизмов психики, так и предрасположенности нервной системы к отрицательным последствиям стресса. Такую диагностику проводит детский клинический психолог.

    Психотерапия детей с расстройствами, которые повлёк эмоциональный стресс, основывается на разрешении трудных жизненных обстоятельств, повлекших данные расстройства, и на восстановлении нормального функционирования эмоциональной сферы ребёнка, развитии у него навыков противостояния негативным факторам внешней среды, т.е. защитных механизмов.

    Так в возрасте 2,5-4 года («возраст самоутверждения») применяются методы игровой терапии, а также коррекция стиля семейного воспитания ( в варианте семейной психотерапии).

    В возрасте 4-7 лет («возраст застенчивости») проводится семейная и индивидуальная (разъяснительная), групповая (отреагирование эмоций) психологическая работа.

    7-8 лет (адаптация к школе) в большей степени необходимы преодоление коммуникативных трудностей, групповая, семейная психотерапия.

    В подростковом возрасте чаще применяется личностно-ориентированная психотерапия и семейная.

    emberint.ru

    Особенности стресса у детей

    Взрослые склонны смотреть на мир своего ребенка снисходительно, представляя его счастливым и беззаботным. Большинство людей так устроены, что не помнят своих детских переживаний, а даже если и помнят, то на фоне забот повседневной жизни они кажутся им незначительными. Дети не думают, о том, как заработать деньги, прокормить семью или оплатить кредиты. Не жизнь, а – «малина», живи и радуйся. Действительно, разве могут детские переживания, волнения и заботы сравниться со «взрослыми» проблемами?

    Могут! Даже у совсем еще малышей могут быть волнения и заботы, на фоне которых развиваются тяжелые стрессовые состояния.

    Причины стресса у детей

    Выражаясь математическим языком, стресс является функцией от требований, предъявляемых к человеку и его возможностей их удовлетворить. Эти требования приходят в нашу жизнь из внешних источников — семья, работа, друзья, школа и т.д. Но они также могут прийти изнутри, будучи связанными с нашими мыслями, когда знание о том, что мы должны сделать, идут в противоречие с тем, что мы способны сделать.

    Как видите, исходя из определения стресса, ему могут быть подвержены люди разных возрастов, в том числе и дети. В самом раннем возрасте наиболее частой причинной стресса является страх потерять родителей. В старшем возрасте, причиной стресса могут быть академические и социальные факторы.

    Сегодня многие дети слишком заняты, чтобы иметь время для расслабляющих творческих игр или отдыха после школы. Ребенок, как правило, не осознает, что именно вызывает его беспокойное состояние. Неокрепшая детская психика неспособна распознать собственную усталость, поэтому родители должны следить за состоянием своих детей.

    Дети, которые жалуются на свое физическое состояние или часто проявляют признаки болезненности, могут быть элементарно перегружены занятиями. Поговорите с детьми о том, что они думают о внеклассных мероприятиях. Если они жалуются на загруженность, обсудите с ними плюсы и минусы, и решите от какого вида внеклассной деятельности нужно отказаться. Если отказ невозможен, постарайтесь найти способы помочь ребенку правильно распоряжаться своим временем, чтобы уменьшить беспокойство.

    «Детский стресс» может быть усилен не только тем, что происходит непосредственно в жизни самого ребенка. Дети слышат «взрослые» разговоры о неприятностях на работе, болезнях родственников или становятся свидетелями споров родителей по финансовым вопросам.

    Родители должны следить за тем, что и как они обсуждают в присутствии детей. Дети могут не понимать сути сказанного, но это не защищает их от отрицательных эмоций. Наоборот, непонимание и отсутствие жизненного опыта еще больше усиливают эмоциональную составляющую детского восприятия, повышают тревогу ребенка до значительно более высокого уровня, чем у взрослого, который понимает суть обсуждаемой проблемы.

    Даже программы новостей по телевизору могут вызвать стресс у ребенка. Дети видят картины разрушений, слушают рассказы о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, естественно, они могут начать беспокоиться о своей безопасности и безопасности людей, которых они любят. Поговорите со своими детьми о том, что они видят и слышат, контролируйте их, чтобы вовремя объяснить и помочь понять, что происходит.

    Также нужно помнить и об осложняющих факторах, таких как болезнь, смерть близкого человека или развод. Когда эти факторы накладываются на повседневные переживания, стрессовое состояние усиливается. Даже самый мирный и интеллигентный развод может стать тяжелым опытом для детей, потому что, несмотря на отсутствие криков, ругательств и драки, их основная система безопасности – семья, переживает жесткие изменения.

    Разведенные родители никогда не должны ставить детей перед выбором «с кем ты остаешься» или подвергать их воздействию негативных комментариев, высказываемых в адрес другого супруга.

    Следует постоянно учитывать, что некоторые вещи, не имеющие большого значения для взрослых, могут привести к тяжелому стрессу у ребенка. Пусть ваши дети знают, что вы их понимаете, и не считаете, что их переживания и чувства недостойны внимания из-за их малозначительности.

    Признаки и симптомы детского стресса

    Хотя наличие стресса у ребенка не всегда легко распознать, краткосрочные изменения поведения такие, как перепады настроения, неожиданные истерики, нарушения сна или ночное недержание мочи – могут служить показателями. Одни дети испытывают физические симптомы, например, боли в животе и головные боли. У других детей могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания или с выполнением школьных домашних заданий. Третьи становятся замкнутыми и много времени проводят в одиночестве.

    Дети младшего возраста могут приобрести новые вредные привычки, например, начать сосать палец, крутить волосы, грызть ногти или беспрестанно ковыряться в носу. Старшие дети начинают лгать или демонстрируют вызывающе поведение. Из-за стресса, ребенка могут преследовать ночные кошмары и необоснованные дневные страхи, возможны проявления острого реагирования на незначительные проблемы, или резкое снижение успеваемости в школе.

    Снижение воздействия стресса

    Как вы можете помочь детям справиться со стрессом? Правильный отдых и хорошее питание может повысить устойчивость ребенка, но ничто не сравнится с хорошим воспитанием.

    Каждый день находите время для общения со своими детьми. Не важно, будут ли они говорить с вами или только присутствовать рядом. Родители просто должны быть легкодоступными в течение какого-то времени. Не пытайтесь заставить детей говорить, даже если вы знаете, что они чем-то обеспокоены. Иногда детям бывает вполне достаточно совместного времяпровождения с родителями, чтобы почувствовать себя лучше.

    Когда дети становятся старше, общение с родителями продолжает иметь большое значение. Я понимаю, что трудно придя домой после работы, становиться на четвереньки и играть со своими детьми или просто говорить с ними о том как прошел их день, особенно, если этот день был напряженным. Но, проявляя интерес, вы показываете детям, что они важны для вас. Это трудно переоценить.

    Помогите своему ребенку справиться со стрессом, анализируя вместе его возможные причины. Вместе вы можете придумать несколько решений, например, сократить внеклассные мероприятия, проводить больше времени вместе, чаще разговаривать, разработать режим дня и вместе его соблюдать, заняться спортом, вести дневник и т.д.

    Вы также можете помочь, предвосхищая потенциально стрессовые ситуации и подготавливая к ним детей. Например, пусть ваш сын или дочь заранее знают, что их ждет на приеме у врача. Всегда учитывайте особенности возрастного восприятия ребенка. Маленькие дети не понимают подробностей, поэтому обилие деталей в вашем объяснении только напугает их еще больше. А вот подросткам необходимо объяснять все досконально и подробно.

    Помните, что определенный уровень стресса — это нормально. Не нужно фанатично уберегать детей от любых отрицательных эмоций. Они должны знать, что гнев, тревога, страх, одиночество – нормальные чувства, которые время от времени испытывают все люди, и вы — родители, тоже испытываете эти чувства, поэтому вы способны понять своего ребенка. В то же время очень важно убедить детей в том, что вы верите в них и, что они могут справиться с любой, даже самой сложной ситуацией.

    Как помочь ребенку справиться со стрессом

    Если дети не могут или не хотят обсуждать свои стрессовые проблемы, начинайте говорить о себе и своих проблемах. Это продемонстрирует ребенку, что вы готовы решать сложные вопросы и с вами можно будет поговорить, когда он созреет для такого разговора. Если ребенок проявляет симптомы стресса, но в течение длительного времени категорически отказывается говорить с вами, не тяните время и обратитесь к детскому психологу или психотерапевту.

    Большинство родителей вполне способно самостоятельно справиться со стрессом у детей, но если ситуация вышла из-под контроля, изменения в поведении сохраняются, и, несмотря на все усилия, вызывают серьезные проблемы у ребенка, без профессиональной помощи вам просто не обойтись.

    ksusha-club.ru