Особенности восприятия у детей с аутизмом

Восприятие ребёнка с аутизмом

Аутизм и общество

Нашла в сети очень поучительную статью Кейтлин Тарзвелл, которая на популярном уровне объясняет как ведёт себя ребёнок с аутизмом в обществе. Проблема о которой пишет Кейтлин на самом деле очень актуальна, так как в реальности многие не знакомые с аутизмом люди неправильно воспринимают поведение таких детей.

Постарайтесь понять правильно то, что написано ниже.

Теперь представьте, что вы в оживленном супермаркете, и по мере приближения к проходу №5, вы не можете не заметить женщину с ребенком. Ребенок, закрыв уши руками, кричит, что есть мочи, а женщина, которая оказывается его матерью, умоляет его успокоиться. Мальчик, сидя в продуктовой тележке, начинает агрессивно махать руками на свою мать, а она обнимет его и говорит: «Все будет в порядке». Вы продолжаете идти, чтобы оплатить свои покупки, так, как если бы инцидента в проходе №5 никогда не было.

Наконец, стоя в очереди в кассу, вы начинаете выгружать продукты на конвейерную ленту. Внезапно, в ближайшей очереди в кассу вы слышите знакомый вопль мальчика. Вы выглядываете и снова наблюдаете, как мать мальчика пытается удержать его от того, чтобы он вылез из тележки, при этом уворачиваясь от его рук, которыми он старается ударить ее, в то время, когда ей нужно рассчитаться с кассиром. Но вы снова не лезете не в свое дело, оплачиваете покупки и направляетесь к выходу. На выходе из супермаркета, женщину и мальчика останавливают другие покупатели. Проходя мимо, вы слышите, как эти люди говорят женщине: «Вы не должны позволять ему так себя вести». Мать, улыбнувшись, ответила: «У моего сына аутизм, приятного вам дня».

Итак, все мы видели ребенка, устроившего истерику. Вы когда-нибудь смотрели с осуждением на такого родителя? Посмотрев на происходящее, пробурчали себе под нос: «Если бы это был мой ребенок. » Или вы подходили к такому родителю и объясняли, как нужно воспитывать ребенка? Если вы ответили «нет» на заданные выше вопросы, поздравляю, вы нашли мое признание. Гордитесь этим и не отклоняйтесь от такой позиции, потому что это большая редкость.

Реальность такова, мальчик из прохода №5 мой сын, а я, его мама, помогающая преодолеть ему этот кризис. Вы скажете, что кризис, который переживает ребенок с аутизмом, ничто иное, как обычная детская истерика? Абсолютно нет! Обычно истерики ассоциируются с маленькими детьми, когда ребенок пытается манипулировать своими родителями, чтобы получить некую выгоду для себя. То, что происходит у людей с аутизмом, совсем не связано с детской манипуляцией, и происходит независимо от возраста, будь то ребенок или взрослый человек и совершенно не мотивировано получением какой-либо личной выгоды в результате. В следующий раз, когда вы увидите родителя, успокаивающего своего ребенка, подумайте, может это вовсе не истерика, возможно, это аутистический кризис, не торопитесь, поразмыслите прежде, чем пойти учить такого родителя, как воспитывать ребенка. А лучше, вместо того, чтобы глазеть на происходящее, подойдите и осведомитесь не нужна ли ваша помощь. Я не настолько «непробиваемая», как кажется со стороны, иногда ваши «косые взгляды» и шепот не волнуют меня, но иногда ранят прямо в сердце.

У моего ребенка аутизм, и он не всегда может контролировать свое поведение. Он не выбирал это, но некоторые люди без аутизма предпочитают выбор, который не находит моего признания. Представьте себе, если бы все изменилось. Вот мой «кусочек пирога» для месячника осведомленности об Аутизме. Принять его или отказаться — ваш выбор. Мне бы хотелось, чтобы вы его сделали верно.

autism.invamama.ru

SmartPsyholog Умная психология

В целом для психического развития при аутизме свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных областях в таких как музыка, математика, живопись могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков.

Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обуславливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается отсутствие внимания ребенка к предметам окружения. Наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать детей. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Его внимание устойчиво буквально в течении нескольких минут, иногда и секунд. Можно сделать вывод, что для концентрации внимания ребенка могут быть использованы: звуки, мелодии, блестящие предметы и т.д.

Ощущения и восприятия.

Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а так же расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Если в норме человеческое лицо является самым сильным и привлекательным раздражителем, то аутичные дети отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же вызывает мгновенный уход от контакта. Особенности восприятия наблюдаются у 71 % детей, диагностируемых как имеющих аутизм. У части детей реакция на «новизну», например, изменение освещения, необычно сильная. Многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовались слабо, у них так же не отмечалась реакция испуга или плача на звуковые раздражители, и вместе с тем у них отмечали повышенную чувствительность к слабым раздражителям: дети просыпались от едва слышного шуршания, легко возникали реакции испуга на работающие бытовые приборы.

В восприятии ребенка с РДА также отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части. У большинства у них наблюдается повышенная любовь к музыке. Они повышенно чувствительны к запахам, окружающие предметы обследуют с помощью облизывания и обнюхивания.

Большое значение имеют для детей тактильные мышечные ощущения, идущие от собственного тела (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки, кружатся, пересыпают песок и т.д.). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.

Память и воображение

С самого раннего возраста у аутичных детей наблюдается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память, стереотипизирует восприятие окружающего. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст.

Относительно воображения существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них, дети имеют богатое воображение, согласно другой – воображение очень причудливо, имеет характер патологического фантазирования. В их содержании переплетаются случайно услышанные сказки, истории и реальные события. Патологические фантазии отличаются повышенной яркостью и образностью. Нередко их содержание может носить агрессивный характер. Патологическое фантазирование служит хорошей основой для проявления различных неадекватных страхов. Это могут быть страхи меховых шапок, лестницы, незнакомые люди. Некоторые дети излишне сентиментальны, часто плачут при просмотре некоторых мультфильмов.

У детей с ранним детским аутизмом отмечается своеобразное отношение к речевой деятельности и одновременно – своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в необращенный к нему разговор. Лучше он реагирует на тихую, шепотную речь.

www.smartpsyholog.ru

Autism.com.ua

Профессионально об аутизме

Последняя новость

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Главное меню

Авторизация

Поиск в библиотеке

Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста в норме и патологии

Восприятие – форма целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Основой его становления как высшей психической функции является активное движение. Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами при восприятии, в психических образах отражаются такие свойства предметов и явлений, для которых нет специфических анализаторов, например величина, вес, форма, регулярность, – что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. В отличие от простейшего психического процесса – ощущения, – восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а живой человек), поэтому в восприятии обязательно сказываются особенности личности воспринимающего. Отсюда следует, что внешняя среда воспринимается нами под углом зрения наших потребностей, интересов, под давлением необходимости выбирать адекватную форму поведения. Можно сказать, что восприятие – это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Таким образом, привычный мир – это лишь описание, программа восприятия, которая закладывается в сознание человека с самого детства. Ребенок воспринимает мир в соответствии со сформированным в его сознании описанием, и эти описания и их интерпретации могут быть частично ошибочными.

Важнейшие свойства восприятия – предметность, целостность, константность и обобщенность. Предметность – это отнесенность восприятия к отображаемому объекту, способность выделять предмет из окружающего фона как отдельно взятую вещь. Целостность – органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Константность – относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющих название. Все эти свойства не являются врожденными и развиваются в течение всей жизни человека.

Приведем несколько примеров. У маленького ребенка окружающие его предметы не сохраняют константные характеристики, т.е. постоянство размера, веса, объема. Так, у 2-3-летнего ребенка константность восприятия еще очень несовершенна: воспринимаемые размеры предметов уменьшаются с их удаленностью, но к 10-летнему возрасту они устанавливаются на уровне взрослого. Предметность у него тоже еще выражена слабо, поскольку ребенок плохо выделяет себя из среды, он как бы слит с миром внешних объектов. Интересна по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает, что константность восприятия размеров и расстояния развивается и достигает высокого уровня уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему пространству, в котором ребенок непосредственно действует. Дальнее пространство в младенческом и детском возрасте воспринимается неконстантно вследствие недостатка собственного опыта в этой среде.

У младших школьников восприятие уже хорошо развито. Они не только различают цвет, форму, величину предметов и их положение в пространстве, но и могут правильно назвать предлагаемые формы и цвета, правильно соотнести предметы по их величине. Они могут изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Однако в первом и в начале второго класса восприятие еще весьма несовершенно и поверхностно. Дети допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Часто выделяют случайные детали, а существенное и важное не воспринимают. Таким образом, они не умеют еще хорошо рассматривать предметы. Другой особенностью восприятия младших школьников является его тесная связь с действиями. Для младшего школьника воспринять предмет – значит что-то сделать с ним, как-то изменить, взять, потрогать. Вместе с тем, его восприятие отличается остротой и свежестью, своего рода созерцательной любознательностью.

Очень важно, чтобы дети в этом возрасте умели устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Такое умение наблюдается еще не всегда. В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм и звуков, и человечество только постепенно упорядочило их, сведя к сенсорным эталонам – системам цветов, форм, звуков. Эталоны – это выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов. Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить идентичность (мяч круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не настолько, как мяч) и несходство (шар и куб).

В предложенной нами схеме диагностики психологической готовности детей к школе уделяется внимание оценке перцептивного развития ребенка. Известно, что замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации, неполноценность пространственной ориентировки, недостаточное овладение образом слова нередко приводит к задержке психического развития у детей. Используя модификацию теста О.М. Дьяченко «Художник», мы просим детей дорисовать восемь изображенных на листе бумаги схожих фигурок так, чтобы не получилось одинаковых рисунков. После завершения рисования ребенку надо дать картинкам названия, то есть воспринять изображения, которые он нарисовал, и соотнести их с каким-либо классом предметов из хранящихся в памяти (с эталоном), а затем обозначить словами свои изображения. Практика показывает, что около трети детей 6-7 лет, проходящих отбор в первый класс, испытывают трудности в вербализации, дают стереотипные названия или вовсе не могут дать название собственному рисунку, то есть соотнести его с эталонами, хранящимися в памяти. Эти проблемы чаще обнаруживаются у мальчиков.

Уже из приведенных выше фактов можно видеть, что такое свойство восприятия, как обобщенность, у многих детей еще несовершенно. В то же время, именно обобщенность предопределяет становление других психических познавательных процессов — памяти, представления, речи, мышления. Обобщенность связывает индивидуальный и общественный опыт человека, обеспечивая семантическую константность. К сожалению, операции обобщения и классификации у детей этого возраста находятся еще только в стадии формирования, что может отражаться не только на академической успеваемости ребенка, но и на его способности к усвоению норм и требований взрослых. Даже будучи воспринятыми, они по своему смыслу могут оставаться недоступными.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребёнка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психодиагностика нарушений развития. Она позволяет не только выявить детей с нарушениями развития, но и определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, соответствующее его психофизическим возможностям. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение.

Зачастую дифференцировать нарушение бывает достаточно сложно. Известно, что нарушения развития, имеющие разные причины, могут иметь сходные, а иногда и почти совпадающие психологические проявления. Особенно большие трудности возникают при дифференциальной диагностике тех дефектов развития, причины которых близки, а основные психологические проявления сходны. Например, дифференциальная диагностика задержки психического развития и легкой степени умственной отсталости: и в том и в другом случае причиной нарушения развития является органическая недостаточность мозга, а существенным проявлением дефекта – отставание в умственном развитии. Между тем разная степень выраженности этого отставания и качественные различия в структуре дефекта очевидны.

Отставание в умственном развитии, прежде всего, характеризуется особенностями развития таких психических процессов, как мышление, память, восприятие, внимание. То же относится и к нарушениям речевого развития.

Для наиболее качественного проведения дифференциальной диагностики потребовалась систематизация особенностей психологического развития умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития и ранним детским аутизмом.

autism.com.ua

Проблемы с сенсорным восприятием при аутизме

Что имеют в виду родители детей с РАС, когда говорят, что у их детей проблемы с сенсорным восприятием? Согласно современным американским врачебным стандартам, особенности в сенсорной сфере отмечаются как один из важнейших симптомов при диагностике аутизма у детей. Недавно были обнародованы результаты нового исследования, которое показывает, что дети с РАС совсем не так, как обычные, реагируют на запахи.

Исследователи замеряли реакцию на приятные и неприятные запахи у группы из восемнадцати детей с аутизмом и равного количества их нейротипичных сверстников. Обычные дети реагировали так, как это делали бы на их месте взрослые, дети с РАС продемонстрировали принципиально иное поведение – они вдыхали с одинаковой интенсивностью и слабые, и сильные запахи.

Родители могут заметить, что их ребенок охотно вдыхает любой запах и демонстрирует необычные предпочтения в них. Некоторые будто бы совсем не замечают даже самое выраженное зловоние, или, наоборот, отказываются от мультивитаминных добавок с приятным (в нашем понимании) ароматом.

Другие органы чувств

Зрение: родители замечают, что ребенок ищет зрительной стимуляции, подолгу глядит на вращение лопастей вентиляторов, вращающиеся колеса или бегущую строку рекламы. По некоторым данным, частота, с которой работают флуоресцентные лампы, неприятна для глаз аутистов.

Зрительную стимуляцию следует отличать от отсутствующего взгляда, который вызван совершенно другими причинами и имеет абсолютно другие последствия.

Вкус: многие родители говорят, что их дети с РАС невероятно привередливы в еде. Иногда проблема кроется в текстуре пищи (им не нравится ее хруст или, напротив, мягкость) или температура. Пациенты с апраксией часто демонстрируют трудности с моторикой в области рта. Недостаточная способность к жеванию может делать необходимым предварительное дробление пищи и сокращение ее разнообразия. Многие такие малыши долгое время продолжают потреблять молочные смеси.

Слух: иногда дети с такими проблемами прикладывают руки к ушам, что служит у них элементом самостимуляции. Это может происходить, когда малыш пытается избежать общения и, подобно страусу, «прячет голову в песок». Часто это происходит, когда ребенок слышит звуки определенной частоты (плач другого ребенка, сирену) или амплитуды (вой пылесоса или сушилки для рук), что вызывает нежелательное или агрессивное поведение.

Иногда ребенок нормально не распознает звуки, которые слышит – например, не оборачивается на голос родителей или на свое имя. Причиной этого могут быть проблемы в работе определенных зон головного мозга. В любом случае, слуховое восприятие детей с РАС однозначно отличается от нормы.

Осязание: часто дети с РАС особенно реагируют на прикосновения. Родители часто говорят, что стрижка волос или ногтей возможна лишь тогда, когда ребенок спит (или невозможна в принципе). Некоторые дети жалуются, что их кожа горит, будто в огне, а другие, напротив, не ощущают даже серьезные травмы. Частое мытье рук может также быть одним из симптомов РАС – таким образом дети ищут возможность нагрузить этот канал восприятия.

Сложности с осязанием также включают проблемы с проприоцепцией (чувством тела). Некоторые дети готовы подпрыгивать вверх-вниз целыми часами на любой мало-мальски подходящей для этого поверхности, будь это батут или же диван в приемной у врача. Другие ищут объятий и тесных сдавливаний – один из врачей даже соорудил специальную машину, которая сдавливает ребенка, имитируя тесные объятия.

Выводы
Все перечисленные симптомы говорят о проблемах с передачей сигналов по нервным окончаниям в ЦНС. По мере лечения воспалительных процессов в организме ребенка, и по мере того, как налаживается его метаболизм, наступают улучшения в здоровье пациента с РАС. Это приводит к изменениям в сенсорных проявлениях аутизма, а также в апраксии, повторяющемся поведении и агрессивности.

Помогают и другие виды терапии – от занятий по методике Монтесори до остеопатии.

Кстати говоря, интуиция (ее часто называют шестым чувством), как мне кажется, у детей с РАС проявляется сильнее, чем у их обычных сверстников.

www.corhelp.ru

Консультация по коррекционной педагогике на тему:
Консультация «Особенности психического развития при раннем детском аутизме. Специфические нарушения восприятия.»

При организации воспитания и обучения де­тей с аутизмом необходимо учитывать их особен­ности восприятия . К таким особенностям отно­сят гиперсензитивность, фрагментарность, гипер­селективность (сфокусированность на одном параметре стимула, и исключение других параметров), симультанность и трудности вос­приятия сукцессивно организованных (то есть раз­ворачивающихся во времени) явлений.

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Особенности психического развития при РДА.

Специфические нарушения восприятия.»

Учитель-дефектолог 1кв. категории: Замятина О. А.

ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5

Особенности зрительного восприятия

У здорового ребенка 1—3 мес. жизни уже четко выражена зрительная фиксация окружающего. Он постоянно рассматривает все, находящееся в поле его зрения, активно ищет зрительный раздражитель. Со второго месяца зрительные реакции приобретают доминантное положение (Л.Г.Журба, Е.М. Мастюкова, 1981).

У аутичных детей уже в этом возрасте отмечались особенности зрительного восприятия. Как указывалось, родители отмечали, что ребенок смотрит не на окружающие объекты, а «сквозь» них. Если он сосредоточивался на чем-либо зрительно, то это чаще световое пятно, участок блестящей поверхности, узор на обоях, мелькание теней, солнечные блики на стене, листья деревьев и т. д. Ребенок часто бывает как бы завороженным этим созерцанием. Он не переводил взгляд, а если его отвлекали, вновь возвращался к этому объекту. В 4 мес. у аутичных детей почти не была выражена зрительная реакция на новизну. Часто наблюдалась упорная сосредоточенность на рассматривании своих рук, перебирании пальцами у лица. Нередко такой ребенок рассматривал и перебирал пальцы матери, разглядывал их как отдельные предметы, не обращая внимания на ее лицо. Многих аутичных детей надолго привлекало созерцание движения предметов (вертящиеся колесики, мелькающие страницы книги). Нередко они рано различали цвета и первыми их словами могли быть их названия.
В других наблюдениях выступала, наоборот, болезненная повышенная чувствительность зрительного восприятия. Такой ребенок мог бояться ярко одетых, темноволосых людей, кричать при включении света, раздвигании и задвигании штор. Такая повышенная чувствительность к действию раздражителя играет определенную роль в частом стремлении аутичных детей к темноте. Один из аутичных мальчиков требовал днем закрывать окна шторами, другой — ходить с ним гулять вечером; любимым занятием девочки была игра в темноте.

На втором году жизни у многих детей сохранялся поиск одних и тех же зрительных ощущений. Такие дети любили подолгу смотреть на лампу, свечу, огонь (особенно костер), облака. Они активно искали этих впечатлений. По мнению одной из матерей, как только мальчик встал на ноги, он все время смотрел на небо или на цветы.

Нередко дети сами вызывали приятную для них стереотипную перемену зрительного образа закрыванием и открыванием дверей, передвижением стекол книжных полок, верчением колес.

Обращала на себя внимание большая восприимчивость формы, размера. Часто дети группировали игрушки не по их назначению, а именно по этим признакам (маленькая куколка и такого же размера гвоздь). К 2 годам они различали по рисунку многие виды редких цветов, нередко хорошо ориентировались в географических картах.

Свет, цвет, форма, размер предмета, движение имели для них основное значение как аффективно-положительный сенсорный раздражитель, а предмет в целом и в его соотнесенности с окружающим они как будто бы не воспринимали. Однако многие родители отмечали, что, как бы не обращая своего взгляда на окружающее, дети были прекрасно ориентированы в обстановке. Они хорошо знали расположение в комнате интересующих их вещей, по каким-то признакам извлекали любимую пластинку, специально спрятанный от них предмет.

Выраженная гиперсензитивность иногда способствовала иллюзорным расстройствам. Полуторалетний мальчик испугался сосиски, приняв ее за червяка, двухлетная девочка — яркого пояса, показавшегося ей змеей.
Особенности слухового восприятия

В развитии здорового ребенка первого года жизни формирование слуховой функции играет одну из основных ролей. К 7-8 неделям здоровый ребенок уже поворачивает голову в сторону звукового раздражителя, на 3-4-м мес. — это уже быстрый и точный поворот к источнику звука и адекватная эмоциональная реакция на него.

Часть аутичных детей на первом, реже на втором году жизни ошибочно оценивались как глухие, так как не реагировали ни на звук, ни на обращение. В ряде случаев подозрение в глухоте отпадало только в связи с наличием у детей реакций страха на звуки бытовых приборов, шум в водопроводных трубах и даже жужжание комара. Следует отметить, что иногда родители долгое время бессознательно держались за версию о глухоте, боясь услышать диагноз психического заболевания.

Патологическая сензитивность к звукам проявлялась не только в неспособности привыкания к ним, но, наоборот, в нарастании чувствительности. Возможно, в связи с этим некоторые дети к концу первого — началу второго года жизни переставали реагировать на громкое обращение и отвечали только на тихое.

В слуховом восприятии, так же как и в зрительном, повышенная чувствительность к действию раздражителя сочеталась с аутостимуляторным (гиперкомпенсаторной активностью для восполнения недостатка положительных раздражителей) стремлением к самораздражению этой функции. Особенно характерным это было для аутичных детей второго года жизни: стремление к шуршанию целлофановыми пакетами, сминанию и разрыванию бумаги у самого уха, раскачиванию скрипящих створок шкафа и т. д. Дети большей частью предпочитали достаточно тихие звуки.

У 46% аутичных детей первого года жизни и у 50% второго обращала на себя внимание любовь к музыке. В ряде семей серьезная классическая музыка становилась постоянным фоном, обеспечивающим возможность управления поведением ребенка. Под звуки музыки его можно было уложить спать, переодеть, накормить. Четырехмесячная девочка с отсутствием визуального контакта смотрела на мать только тогда, когда та пела. Большинство этих детей обладали хорошим музыкальным слухом: двухлетний мальчик различал голоса певцов, многие сами воспроизводили достаточно сложную мелодию. Иногда песни были вплетены в поведенческие стереотипии. Девочка 1 г. 8 мес., когда ее расчесывали, тихо пела одну песню, когда обували — другую, когда купали — третью; разговорной речью она пользовалась очень мало. Характерная для РДА отставленность речевых реакций проявлялась часто в первом воспроизведении услышанных сложных мелодий спустя несколько дней и даже недель. Типично, что дети пели только для себя и никогда — по просьбе.

В конце первого — начале второго года жизни в восприятии музыки иногда нарастал болезненный оттенок. Ребенок, очень любивший музыку до года, теперь при ее звуках зажимал уши, громко кричал.
Особенности других видов восприятия

У многих аутичных детей изменена тактильная чувствительность: они нечувствительны либо, наоборот, чрезмерно чувствительны к мокрым пеленкам, не любят, когда до них дотрагиваются при причесывании, стрижке волос или ногтей. Многим, неприятны одежда, обувь — они часто стремятся раздеться, бегать голыми. Но, они нередко получают удовольствие от ощущения расслоения, разрывания тканей и бумаги, пересыпания сыпучих материалов.

У части детей, возможно, изменено вкусовое восприятие: они не переносят многих блюд и стойко привержены одному-двум. Но, в то же время могут есть или грызть несъедобное, как, например, двухлетний мальчик, который съедал косметические кремы.

На втором году жизни наиболее характерным для РДА является атавистический способ обследования окружающего с помощью облизывания, обнюхивания, ощупывания.

Дистантные анализаторы (зрительный, слуховой), начинающие в норме преобладать во втором полугодии жизни ребенка, многими аутичными детьми даже второго года жизни используются гораздо меньше.

У некоторых детей нельзя исключить снижения болевой чувствительности.

При организации воспитания и обучения детей с аутизмом необходимо учитывать их особенности восприятия . К таким особенностям относят гиперсензитивность, фрагментарность, гиперселективность (сфокусированность на одном параметре стимула, и исключение других параметров), симультанность и трудности восприятия сукцессивно организованных (то есть разворачивающихся во времени) явлений.

Сенсорная гиперсензитивность проявляется чаще всего в сниженном пороге дискомфорта, непереносимости раздражителей, интенсивность которых вполне приемлема для ребенка с нормальным развитием. В других случаях, словно в запредельном торможении, ребенок реагирует на сенсорные раздражители крайне слабо, парадоксально (слабый раздражитель вызывает значительный ответ, сильный раздражитель — слабый ответ) или даже не реагирует вообще. Если в норме человеческое лицо является самым сильным привлекательным раздражителем, то дети с РДА отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же человека практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта. Гиперсензитивность лежит в основе некоторых страхов, наблюдаемых при аутизме.

Большое значение имеют для детей тактильные и мышечные ощущения, идущие от собственного тела. На фоне постоянного сенсорного дискомфорта дети стремятся получить определенные активирующие впечатления (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки или кружатся, получают удовольствие от разрывания бумаги или ткани, переливают воду или пересыпают песок, наблюдают за огнем). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.

Фрагментарность подразумевает неравномерность реакции на качественные характеристики сенсорных сигналов: например, повышенное внимание к цвету при относительном безразличии к форме и размеру в зрительном восприятии, высокая чувствительность к тембральным характеристикам звука в ущерб частототональным и динамическим в слуховом восприятии и т.п. На более высоком уровне это проявляется в повышенном внимании к деталям объекта, тогда как объект как целое не воспринимается и по прямому назначению в игре не используется: ребенок часами крутит колесико машины, но ни кубики, ни песок в ней не возит и кукол в ней не катает.

Фрагментарность восприятия затрудняет и замедляет создание целостного образа предмета, становится существенным препятствием в формировании целенаправленной деятельности, становится одной из причин отставленных реакций, затрудняет процесс переработки сенсорной информации.

Если окружающее воспринимается как единое целое, и отдельные элементы нельзя выделить из фона и воспринимать изолированно от других, то говорят о симулътанности восприятия. Например, ребенка учат буквам и предъявляют логопедические карточки: на одной буква «Б» рядом с изображением барабана, на другой — тоже «Б», но рядом нарисован банан. В большинстве случаев эти буквы воспринимаются как разные, понятия буквы «Б» не формируется.

Будучи чутким к деталям окружающего пространства и их изменениям (одна из причин феномена тождества), ребенок с аутизмом плохо усваивает сукцессивно организованные, то есть развивающиеся во времени процессы. Именно поэтому при детском аутизме значительно труднее, чем при нормальном психическом развитии, усваиваются временные понятия (вчера — сегодня — завтра, сначала — сейчас — потом; формальное знание календаря не гарантирует, что ребёнок правильно ориентируется во времени; при ясном понимании различий между носками и колготками возникают постоянные сомнения, что надевать раньше и т.п.). Сукцессивно организована наша речь: мы произносим и воспринимаем одни за другими фонемы в слове, слова в предложении, предложения в сложном высказывании, и это одна из существенных трудностей, препятствующих овладению речью.

nsportal.ru