От чего бывают неврозы

Профессиональный невроз

Профессиональные неврозы — что это такое? У кого они возникают? Чем отличаются от психических заболеваний? Как лечить профессиональный невроз? Как его предотвратить?

Современный мир — это мир высоких скоростей, многозадачности и нестабильности. Вне зависимости от того, кем вы работаете, вы можете столкнуться с такими «профессиональными вредностями», как:

  • Постоянный цейтнот.
  • Частые конфликты с коллегами, подчиненными, начальством.
  • Ненормированный рабочий день. Приходится трудиться во внеурочное время.
  • Мало времени на отдых, сон, некогда даже нормально поесть.
  • Постоянно висящий над головой дамоклов меч. У кого-то это высокая ответственность по роду профессии (врачи, полицейские, пожарные, люди, которые работают с опасным оборудованием, в экстремальных условиях), у кого-то — вспыльчивый начальник. Наемные работники боятся сокращения, владельцы бизнеса — потери клиентов и банкротства.
  • Низкая зарплата, переживания из-за нехватки денег, поиск подработок. Как следствие, еще более высокая загруженность и отсутствие нормального отдыха.
  • Добавим сюда неурядицы в семье, проблемы в отношениях и со здоровьем, в общем, все источники переживаний, которые поджидают за пределами рабочего места. В итоге многим людям приходится жить в состоянии хронического стресса. Как тут сохранить здоровые нервы? Эксперты ВОЗ отмечают, что стресс стал важнейшей проблемой примерно для трети работающих жителей Евросоюза. Не лучше ситуация и в России. Лишние переживания, особенно у людей с определенными особенностями личности и характера, становятся причиной неврозов.

    Невроз, возникший из-за работы, называется профессиональным. Беда в том, что многие люди игнорируют «первые звоночки» и продолжают самоотверженно работать в погоне за карьерой и достатком. Но здоровье нервной системы от этого совсем не улучшается. Со временем проблема все громче напоминает о себе.

    Невроз — это что такое?

    Спокойно, это не психическое заболевание. Неврозы бывают разными, в общих чертах они представляют собой расстройства в эмоционально-волевой сфере, нарушение отношений с социумом, проблемы с вегетативной нервной системой (характерный пример — боли в сердце невротического происхождения).

    Истерия, неврастения («нервная слабость»), навязчивые страхи, мысли, движения — все это неврозы. Но человек осознает, что с ним происходит «что-то не то», адекватно воспринимает себя и окружающий мир. Это и отличает невроз от психоза: психически больной свято верит в свою вымышленную реальность и считает, что больны и неправы окружающие.

    У кого чаще всего возникают профессиональные неврозы?

    Некоторые люди стойко переносят жизненные невзгоды, других из колеи выбивает буквально каждая мелочь. Риски невроза зависят от двух факторов: силы давления извне и индивидуальной предрасположенности.

    Человека делают предрасположенным к неврозу такие особенности личности, как склонность к переживаниям, драматизации ситуаций, повышенный уровень ответственности, завышенные требования к себе и окружающим, тревожность, мнительность. Иногда на первый план выступает генетическая предрасположенность.

    Определенную роль играет слабое здоровье, частые и хронические заболевания, низкий иммунитет.

    Обычно, живя в условиях хронического стресса, предрасположенный к неврозу человек некоторое время сопротивляется, но внутри у него, что называется, «накапливается». Однажды происходит серьезное психотравмирующее событие, и защитные механизмы не срабатывают. Триггером может стать, что угодно: увольнение, сильный нагоняй от руководства, ЧП на производстве, дедлайн большого проекта, событие в личной жизни.

    Какими симптомами проявляется профессиональный невроз?

    Существуют «первые звоночки», на которые однозначно нужно обратить внимание:

  • Повышенная раздражительность, частые и сильные смены настроения.
  • Постоянная сильная усталость.
  • Нет никакого удовлетворения от работы, часто хочется «все бросить».
  • Плохой сон. Ночью никак не получается уснуть, а днем хочется спать.
  • Нарушение отношений с коллегами, друзьями, родными.
  • Головные боли.
  • Боли в груди.
  • Чувство нехватки воздуха.
  • В голове все время вертятся мысли о работе, незавершенных проектах, страхи по поводу возможного увольнения или других негативных событий.
  • После сна нет чувства бодрости, по-прежнему ощущается разбитость.
  • Становится сложно поддерживать прежний темп жизни. На дела и принятие решений стало уходить больше времени, быстрее возникает усталость, постоянно хочется отвлечься, прилечь и отдохнуть.
  • Как лечить невроз?

    В первую очередь нужно устранить причину заболевания. Об этом — ниже.

    Для того чтобы быстро избавить пациента от симптомов, врач может назначить нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты.

    Основной вид лечения, который дает долгосрочный эффект — это индивидуальная, групповая и семейная психотерапия.

    Неврозы создают много проблем на работе и в повседневной жизни, зачастую они просто изводят, причиняют мучения. Но они хорошо поддаются лечению. Важно не тянуть, а обратиться к врачу, как только вы обнаружили первые симптомы.

    Как предотвратить?

    Советы, которые представлены ниже, касаются и профилактики, и лечения невроза. Итак, для того, чтобы сохранить здоровье нервной системы, нужно:

    • Больше отдыхать. И обязательно хорошо высыпаться.
    • Хорошо питаться, есть вовремя и как положено, а не на ходу.
    • Заняться спортом.
    • Заняться хобби. Не важно, каким: главное, чтобы оно приносило удовольствие.
    • И главный совет: не перегружайте себя на работе, не старайтесь добиться всего и сразу. Здоровый, эмоционально уравновешенный человек всегда со временем достигнет большего и с меньшими потерями. А работодателям стоит знать, что у перегруженного, работающего «на износ» сотрудника всегда снижается продуктивность, а это не лучшим образом сказывается на работе всей компании. Иногда это даже чревато ЧП и производственными травмами.

      Вовремя обратить внимание на свое здоровье помогают ежегодные профосмотры. В клинике ПрофМедЛаб можно пройти профилактический осмотр, получить консультацию и помощь хорошего врача. Свяжитесь с нами: +7 (495) 125-30-32.

      profmedlab.ru

      Какие бывают неврозы

      Основные виды неврозов — это неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых состояний, невротическая депрессия и другие расстройства.

      Больные несдержанны, вспыльчивы, жалуются на постоянное чувство внутреннего напряжения. Даже телефонные звонки, мелкие недоразумения, ранее проходившие незамеченными, теперь вызывают бурные эмоции, которые нередко заканчиваются слезами. Больные плохо переносят яркий свет, резкий шум, громкую речь, перепады температуры. У них легко начинаются головные боли, появляются нарушения сна, сердцебиение, различные расстройства органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, потливость, похолодание конечностей и т. д. В большинстве случаев неврастения хорошо лечится. Иногда достаточно разрешить ситуацию, вызывающую эмоциональное напряжение, хорошо отдохнуть, и состояние быстро нормализуется. Но в некоторых случаях требуется длительное лечение.

      Человек бурно выплескивает свои переживания, стремясь привлечь внимание окружающих. Он капризен и плаксив. Нередко пациенты демонстрируют истерические припадки в течение нескольких десятков минут.

      Невроз навязчивых состояний

      Появляются тяжелые воспоминания, страхи, желания. Больные понимают их нелепость и нереальность, но избавиться от них не могут. Так, возникает страх смерти, темноты, закрытых пространств, острых предметов, рукопожатия и прикосновения к дверям из боязни заразиться. Эти состояния сопровождаются одышкой, обильным потоотделением, расширением зрачков, бледностью лица и другими вегетативными расстройствами. У многих больных навязчивые состояния разрастаются на почве реальных, но преувеличенных опасений. Например, после смерти близкого родственника от раковой опухоли человек начинает выискивать у себя признаки заболевания, ходит по врачам, обследуется, не веря, что он здоров. Могут возникать и непроизвольные навязчивые движения — мигание, сморщивание кожи лба, повороты головы, подергивание плечами, шмыганье носом, хмыканье, покашливание, притоптывание ногами. Все это происходит против желания человека и напоминает естественные жесты и движения, например сосание пальцев, кусание ногтей, выдергивание волос на голове, бровях. В отличие от психических заболеваний, невроз навязчивых состояний более легко поддается лечению и оно дает хороший результат.

      Может протекать в виде головной боли, нарушений сна, экземы, радикулита, астматических приступов и симптомов сердечно-сосудистого невроза (невроз сердца иногда отождествляют с вегетососудистой дистонией) и т. д. Больные могут долго лечиться у специалистов, но хорошие результаты дает лишь лечение у психотерапевта. Депрессивный невроз чаще всего возникает у людей, неуверенных в себе, нерешительных, несамостоятельных, которые трудно приспосабливаются к новым жизненным условиям. К заболеванию также предрасположены сдержанные и целеустремленные люди, не привыкшие к поражениям, категоричные в своих суждениях.

      От невроза легче всего избавиться, устранив причину болезни. Если же это невозможно, на помощь приходит психоаналитик. В случае застарелого невроза помогают психоанализ, гипноз, различные методы физиотерапии, медикаментозное лечение транквилизаторами и антидепрессантами. При тяжелых неврозах, особенно при невротической депрессии, рекомендуется лечение в стационаре.

      Лечение неврозов должен проводить только врач-психиатр. Он назначает длительный прием серьезных химических препаратов (антидепрессанты, снотворное, транквилизаторы), снимающих тревожность и депрессию, улучшающих сон. Но эти препараты часто вызывают привыкание, зависимость, мышечную слабость, снижают концентрацию внимания. С такими пациентами работает психотерапевт. Он рекомендует заниматься аутотренингом, изменить отношение к жизни. Особенно эффективны групповые беседы, когда каждый больной в присутствии таких же страдальцев, как он, рассказывает о своих переживаниях и страхах и убеждается, что не он один такой.

      При чрезмерной возбудимости нервной системы, повышенной реакции на внезапные шумы нужны ежедневные обливания холодной водой и физическая работа, главным образом на свежем воздухе.

      Существует ошибочное мнение об универсальной пользе лечения гипнозом больного с любым заболеванием нервной системы. Но на одних людей он действует хорошо, а для других бесполезен.

      Рецепты народной медицины

      * При повышенной нервной возбудимости возьмите 3 ст. ложки сухой измельченной травы душицы, залейте в термосе 0,5 л крутого кипятка, настаивайте 1,5–2 часа, процедите и пейте по 1/2 стакана
      3 раза в день за полчаса до еды для успокоения нервной системы и улучшения сна.

      Настой душицы обладает сильным успокаивающим действием. Но его нельзя при-нимать беременным, так как он стимулирует сокращение мускулатуры матки, что может привести к аборту.

      * При неврозах любого происхождения полезен пчелиный мед. Суточная доза — 60–100 г, в зависимости от вашего веса. При этом другие сладости исключаются. Разведите мед в 500–800 мл кипяченой воды комнатной температуры и выпейте в 3–4 приема (по 150–
      200 мл) в течение дня. Последний прием должен быть за 30–40 минут до сна. После 1–2-х недель такого лечения нормализуется сон, улучшается самочувствие и работоспособность.

      * От повышенной нервной возбудимости, головных болей и бессонницы 3 ст. ложки измельченной травы иван-чая залейте
      0,5 л кипяченой воды, доведите до кипения и варите 7–10 минут. Затем настаивайте 1–2 часа, процедите и пейте настой по
      1/2 стакана за 20–30 минут до еды 2–3 раза в день.

      * Если вас мучают раздражительность, бессонница, повышенное артериальное давление, то заведите в своем доме небольшой кустик герани. Вдыхание ее аромата позволяет уже через 2–3 недели укрепить нервную систему, нормализовать сон и снизить повышенное артериальное давление.

      aybolit.ru

      НЕВРОЗ, или невротическое расстройство, состояние эмоционального неблагополучия, проявляющееся многообразными психоэмоциональными, соматическими и поведенческими симптомами. В легких случаях соматические и психические функции остаются в целом сохранными. В более тяжелых случаях возникают более выраженные их нарушения, которые могут приводить к потере трудоспособности.

      Происхождение.

      Согласно традиционной психотерапевтической точке зрения, идущей от работ Фрейда, неврозы (или психоневрозы) порождаются неосознаваемыми внутренними конфликтами. Это могут быть конфликты между двумя противоборствующими желаниями или между желаниями и общественными нормами поведения. Люди, не способные разрешить эти конфликты внутри себя, подавляют их, вытесняя из сферы сознания. В результате конфликты как бы «забываются». Но «забытое», состоящее из вытесненных психических процессов, болезненных и неприятных воспоминаний, сохраняет свой динамический потенциал и характер. Вытесненный в глубинные, неосознаваемые слои психики конфликт не затухает, он активно влияет «изнутри» на мышление, чувства и поведение человека. Термин «невроз» иногда используют для обозначения этого невротического процесса как психологического механизма, вызывающего соответствующие симптомы.

      Ряд психиатров оспаривает фрейдистскую концепцию неврозов, пытаясь доказать, что истоки невроза – поведенческие, сродни дурной привычке, которую можно преодолеть, прибегнув к методам поведенческой терапии. Предпринимаются и попытки объяснить развитие неврозов в терминах когнитивных (т.е. основанных на психологии познавательных процессов) или биологических моделей, а также моделей социального научения.

      В норме человек обычно не имеет глубоких психических конфликтов, отрицательно влияющих на его работоспособность и способность любить кого-то кроме себя. Преодоление невзгод и страданий не сказывается существенным образом на личности человека. Невротическая личность отклоняется по этим характеристикам от нормы и часто полностью не способна справиться с возникающими проблемами.

      Вопреки распространенному мнению, воображение не играет существенной роли при невротических состояниях. Частые жалобы на различные соматические и несоматические симптомы, такие, как тревога, головная боль, головокружение, утомляемость, нарушение пищеварения, сердцебиение, боли, одышка, бессонница и т.д., – не плод воображения больных. Хотя эти симптомы не имеют в своей основе каких-либо органических заболеваний или повреждений, они вполне реальны и обычно резко усиливаются при эмоциональных потрясениях или сильном нервном напряжении. Весьма частый симптом – патологическая утомляемость, которая не облегчается отдыхом и необъяснима физическими причинами.

      Самый важный симптом невроза – тревога. Многих невротических больных часто преследуют страх сойти с ума, или зарахиться инфекционным, в особенности венерическим, заболеванием, страх рака или болезни сердца, смерти или самоубийства, боязнь людей или животных. Хотя у большинства из этих больных страх не имеет очевидной причины, он постоянно изнуряет их. Тревога – состояние хронического страха, предчувствий страшного несчастья, наполняющих жизнь больных. Приступы острой тревоги могут возникать внезапно и бывают столь интенсивны, что сопровождаются сильнейшей паникой и ощущением ужаса.

      Пациентами с эмоциональными нарушениями и личностными проблемами, а также с другими невротическими расстройствами нередко помогает психотерапия (психологическое лечение). Ее цель – сделать эмоционально неуравновешенного человека более счастливой, зрелой и стабильной личностью. Наиболее интенсивная форма психотерапии – психоанализ, использующий такие специальные приемы, как метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, интерпретация фантазий и т.п.

      Другой психотерапевтический подход – групповая терапия. Пациентов объединяют в небольшие терапевтические группы, лидирующую роль в которых играет психотерапевт. Между терапевтом и группой, а также между отдельными членами группы быстро возникают динамические взаимоотношения. Различные психодинамические факторы (идентификация, сопротивление, враждебность, соперничество, механизмы избегания) выходят в процессе взаимодействия на поверхность и могут быть выявлены, объяснены и в конце концов преодолены.

      В лечении больных с неврозами используют также транквилизаторы. Многие из этих психоактивных средств стали весьма популярными и широко применяются, так как помогают больным справляться с тревожащими их симптомами и чувствовать себя достаточно хорошо, чтобы работать, спать или по крайней мере функционировать лучше, чем раньше. Тем не менее использовать эти средства следует ограниченно, поскольку они, не излечивая основной процесс, обладают множеством нежелательных побочных действий.

      Относительно недавно разработанный метод лечения – поведенческая терапия, основанная на выработке определенных условных рефлексов; ее успех часто зависит от способности больного достигать полной физической релаксации (расслабления). Для устранения нежелательных действий или привычек поведенческая терапия иногда использует негативные санкции (например, электрошок).

      Классификация.

      Ссылаясь на существующие между специалистами разногласия по поводу определения термина «невроз», Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Health Disorders, DSM), разработанное Американской психиатрической ассоциацией, не выделяет невроз в отдельную диагностическую категорию, а рассматривает его как компонент целого ряда психических расстройств. См. также АМНЕЗИЯ; ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА; ИПОХОНДРИЯ; КОНВЕРСИОННОЕ РАССТРОЙСТВО; ПСИХОАНАЛИЗ; ПСИХОЛОГИЯ; ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА; ПСИХОТЕРАПИЯ; ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА; ФОБИЯ.

      www.krugosvet.ru

      Невроз отличника. Часть 1

      В последней, самой современной международной классификации болезней (МКБ-10) невроз как отдельное заболевание или группа заболеваний не выделятся вообще. Сохранилось лишь малопонятное для непосвященных наименование широкой группы расстройств — «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Однако, несмотря на все нововведения медиков, обширная группа страдальцев по-прежнему существует, и практические врачи (в основном, разумеется, невропатологи) по-прежнему диагноз невроза широко используют. Так что же это такое?

      — Это совершенно ужасно! То есть я хочу сказать, что это совершенно ужасно выглядит! — печально, но энергично сказала молодая, хорошо одетая женщина. Она сидела на стуле, прижимая к себе дорогую сумку из хорошей кожи и теребила-перебирала ее длинный ремень.

      Ее дочь со сказочным именем Василиса сидела в кресле напротив меня. У девочки было приятное, не-сколько простоватое лицо, крупные правильные черты, плотно сбитая фигура и крепкие ноги, туго обтянутые белыми колготками. На Василисе было также тяжелое широкое платье из темно-зеленого бархата с белым кружевным воротником и кружевными же манжетами. И воротник, и манжеты выглядели туго накрахмаленными. Больше всего на свете Василиса напоминала только что прошедшую превращение Царевну-лягушку, в которой еще сохранилось что-то отчетливо лягушачье.

      Мама Василисы рассказывала просто, без излишней экзальтации, но с идущими к делу эмоциями, именно так, как, в общем-то, и должен строить свой рассказ умственно и эмоционально полноценный человек. Слушать ее было приятно, хотя тема рассказа к тому вроде бы не располагала. Дочь слушала очень внимательно, никаких реплик и даже жестов себе не позволяла. Хотя речь шла именно о ней.

      — Перед школой я много занималась с Василисой. Я как раз тогда потеряла работу и времени у меня было достаточно. Вообще она очень способная девочка, читать и считать научилась очень рано, и идти в школу хотела еще в предыдущий год. Но я была против, так как ей тогда только-только шесть лет исполнилось. Зачем перегружать ребенка — так я тогда подумала. Василиса пошла в школу в семь лет, как все дети. Школу мы выбрали хорошую, тестирование Василиса прошла легко. Правда, меня тогда очень удивила ее реакция. Она так нервничала, как будто решалось невесть что. Я успокаивала ее, говорила, что все эти задания для нее просто тьфу (так оно на самом деле и оказалось), что, в конце концов, на этой именно школе свет клином не сошелся, и в городе еще полтысячи школ, многие из которых еще лучше этой, но она как бы меня не слышала. Я говорю об этом потому, что, может быть, это важно для понимания того, что происходит сегодня.

      — Я энергично кивнула, потому что это действительно было важно. — Так вот, она меня как будто не слышала и слышала только то, что происходит где-то там, внутри нее. Но потом все как-то обошлось, то есть не обошлось даже, а кончилось очень хорошо, Василису все очень хвалили и зачислили в самый лучший «а» класс.

      Она с самого начала училась очень хорошо, но мы так и ожидали. В самом деле — девочка способная, подготовленная, аккуратная — почему нет? Учительница часто ставила Василису в пример другим детям, но вы не подумайте, что моя дочь от этого зазналась или еще что-нибудь такое. Василиса очень ответственная девочка, она понимала, что если ее ставят в пример, то нужно учиться еще лучше. И она всегда готова помочь другим, если нужно. Кроме учебы, в ее классе протекает весьма активная, как это раньше называли, общественная жизнь. Они ставят спектакли, готовятся к разным праздникам, выпускают стенгазету. Василиса принимала во всем этом активное участие, иногда дома что-то рисовала, учила, иногда задерживалась в школе. Я была не против, потому что мне казалось, что это полезно для общего развития. Может быть, это была перегрузка? Но ведь многие дети учатся в школе и одновременно посещают несколько кружков, и ничего с ними не происходит. А Василиса никаких кружков не посещала. Не знаю.

      Первый класс Василиса закончила на одни пятерки, лучшей ученицей в классе. На лето с бабушкой ездила на дачу. Там купалась, загорала, ходила в лес, ела ягоды и фрукты — словом, отдыхала. А когда приехала в город, и снова пошла в школу, в конце первой четверти — началось.

      — Как именно это началось? С чего?

      — Да в том-то и дело, что ни с чего. Накануне вечером все было хорошо. Василиса пришла из школы довольная, получила три пятерки, рассказала, что они будут ставить новый спектакль и Вероника Ивановна обещала ей главную роль, нормально сделала уроки (иногда она сидит допоздна, но именно в этот день все было довольно быстро), поужинала, легла спать. Утром тоже все было нормально. Встала, сделала зарядку, умылась, села завтракать. Не успела съесть кашу, как вдруг — рвота. Мы ужасно испугались, о школе, разумеется, не могло быть и речи. Вызвали врача. Врач пришел, осмотрел, помял живот, сказал: «Все нормально, никакой хирургии нет, может быть, переутомление от школы. Сдайте на всякий случай анализы и попейте витамины». А она все лето эти витамины центнерами ела. И я не врач, конечно, но какое же может быть переутомление от школы в первой четверти? Анализы мы, конечно, тут же сдали. Все нормально. Через день — опять рвота. Да какая! И опять утром. Потом — вечером. И пошло. Василиса бледная как полотно. Пытается меня успокаивать, но видно, что сама перепугана донельзя. Еще бы!

      Вот так и живем уже второй месяц. Обследовались уже у всех возможных специалистов. Нашли шумы в сердце и плоскостопие. Сами понимаете, что к нашим симптомам ни то ни другое не имеет никакого отношения. А оно то затихнет, то опять. Не знаем, что делать. Вот, посоветовали обратиться к вам.

      — Правильно ли я поняла, что Василиса по характеру всегда была аккуратной и ответственной девочкой?

      — Да, да. Она спать не ляжет, пока все уроки не выучит. И подгонять ее, как других детей, совершенно не надо. Все сама.

      — А за двойки вы Василису ругаете?

      — А у меня никогда не было двоек, — впервые подала голос сама Василиса.

      — А если бы были, как ты думаешь, мама стала бы ругаться?

      — Я думаю, что нет, — честно подумав, сказала Василиса.

      — Назови, пожалуйста, самый хулиганский поступок, который ты совершила в своей жизни. Ну, там стекло разбила или учительнице кнопку на стул подложила.

      — У меня никогда не было таких поступков, как вы говорите. Поэтому я не могу сказать. Однажды я случайно разбила бабушкин бокал, когда протирала его полотенцем.

      — Бабушка очень ругалась?

      — Нет, она совсем не ругалась. Наоборот, она меня утешала, потому что я очень плакала. Бокал был очень красивый, мне было его жалко.

      — Скажи, Василиса, а тебе снятся сны?

      — А кошмары среди них бывают? Ну, что за тобой кто-нибудь гонится, ты куда-нибудь падаешь или на тебя что-то падает и все такое.

      — Нет, такого я не помню. Бывает только, что я что-нибудь не успела к школе сделать или тетрадку дома забыла. Вероника Ивановна говорит: «Дети, откройте тетради». Я лезу в портфель, а у меня там вместо тетрадок яблоки лежат. С дачи. — В этом месте Василиса позволила себе осторожно улыбнуться. — Но это, наверное, не кошмар, потому что Вероника Ивановна добрая.

      — То есть она не стала бы ругать тебя за забытую тетрадь?

      — Вообще-то она иногда ругается, но на меня — никогда. А про тетрадки я не знаю, потому что никогда их не забывала. Только во сне. — Василиса улыбнулась еще раз.

      После окончания разговора я отправила Василису в другую комнату рисовать проективные рисунки.

      — Как вы думаете, что с ней такое?! — не скрывая больше своей тревоги, воскликнула мать. — Все врачи разводят руками, а мне иногда кажется, что это что-то совсем страшное. Я второй месяц по ночам не сплю, таблетки глотаю. Как вы думаете, это пройдет?

      — Я думаю, что это невроз, — сказала я. — И я думаю, что ждать, пока он сам пройдет (хотя это и возможно), не стоит. Я думаю, что его надо лечить.

      Что такое невроз?

      В последней, самой современной международной классификации болезней (МКБ-10) невроз как отдельное заболевание или группа заболеваний не выделятся вообще. Сохранилось лишь малопонятное для непосвященных наименование широкой группы расстройств — «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Однако, несмотря на все нововведения медиков, обширная группа страдальцев по-прежнему существует, и практические врачи (в основном, разумеется, невропатологи) по-прежнему диагноз невроза широко используют. Так что же это такое?

      Во-первых, хотелось бы уточнить сразу: невроз — это болезнь. Не симуляция, не придурь, не «расстроенные нервы», — болезнь, требующая длительного и адекватного лечения. Западный мир, насквозь пронизанный флюидами фрейдизма, давно уже признал невроз «полноценным» заболеванием, а у нас, в нашей культуре сегодня наблюдается довольно пестрая картина. Автору приходилось слышать, например, такие высказывания от мужей:

      — Я сначала испугался, думал, с ней и вправду что-то такое. Но я же не врач, во всем этом не понимаю, вижу — жене плохо и все. А потом она сходила к врачу, он ее сразу и раскусил. Так и написал в карточке: «невроз». Вот и все дела. Все от нервов — я ей так и говорил. Прекрати психовать и все пройдет. Но разве она меня послушает?!

      — Правильно, нам так и доктор сказал, как вы говорите, — невроз у него и все. Больше надо на улице гулять, и телевизор с этими дурацкими фильмами меньше смотреть. А лечить? Ну, как лечить невроз — это-то я знаю, берешь ремень и.

      То есть в данных случаях представления о неврозе, как о заболевании, отсутствуют начисто. И это неправильно. Поэтому повторяю еще раз: невроз — болезнь. Ее надо лечить так же, как лечат туберкулез, насморк или перелом руки.

      Все невротические расстройства объединяет одно — все они в той или иной степени связаны с психологическими причинами. Проблема происхождения, развития и даже определения неврозов до сих пор спорна (надо думать, отчасти поэтому составители МКБ-10 от этой категории и отказались). Чуть ли не каждый серьезный исследователь в области психологии на протяжении вот уже почти 100 лет выдвигает свою концепцию или свою классификацию неврозов. Наиболее известными такими западными исследователями были, безусловно, 3. Фрейд и его последователи, разработавшие собственные направления психологии и психотерапии, — А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни. У нас проблемами происхождения и классификации неврозов много и плодотворно занимался Мясищев. И сегодня в области типологии и лечения неврозов (в том числе у детей) работают многие замечательные исследователи и практические врачи, например, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер, В. И. Гарбузов.

      Сам термин «невроз» был введен великим врачом Галеном аж в 1776 году. Означает он в переводе с греческого — «болезнь нервов». Поскольку какое-нибудь из многочисленных определений неврозов нам все равно понадобится, то можно взять что-нибудь посовременней, например, определение, приведенное в «Толковом словаре психиатрических терминов» и принадлежащее видному современному психиатру Б. Д. Карвасарскому. Звучит оно так:

      «Неврозы — это психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений».

      Для неврозов характерны:

      1. обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности;
      2. психогенная природа заболевания, которая определяется наличием связи между клинической картиной невроза, с одной стороны, и особенностями системы отношений, присущей личности больного, и конфликтной ситуацией — с другой стороны;
      3. специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и сомато-вегетативных расстройств (то есть расстройства функции и состояния, а не органические поражения).
      4. Критерии диагностики неврозов были сформулированы А. М. Вейном в 1982 году. Они включают в себя:

      5. наличие психотравмирующей ситуации (она должна быть индивидуально значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания);
      6. наличие невротических особенностей личности и недостаточности психологической защиты;
      7. выявление характерного типа невротического конфликта;
      8. выявление невротических симптомов, характеризующихся большой динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического конфликта.

      Какие бывают неврозы?

      При всем многообразии классификаций и выделения различных форм невротических синдромов, о котором мы уже говорили, все же общепризнанным остается существование трех классических форм невроза в качестве основных — неврастении (астенический невроз), истерического невроза и невроза навязчивых состояний.

      Их-то мы, во избежании дальнейшей путаницы, и рассмотрим.

      Неврастения. При этом расстройстве основными симптомами болезни являются жалобы на повышенную утомляемость, снижение успеваемости и продуктивности в других делах, невозможность сосредоточиться, физическая слабость и истощаемость даже после минимальных усилий, невозможность расслабиться. Часто к этому присоединяются и другие неприятные физические ощущения, такие как головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства. Обычна также раздражительность, потеря чувства радости жизни, удовольствия, различные нарушения сна.

      Иногда неврастеническому синдрому непосредственно предшествует заболевание гриппом, вирусным гепатитом или инфекционным мононуклеозом.

      Но чаще всего астенический невроз возникает в связи с продолжительно воздействующим стрессом, длительным недосыпанием, умственным или физическим переутомлением, опасной для жизни ситуацией.

      Ребенок при неврастении обычно робок и неуверен в себе. Его стиль приспособления к жизни — капитуляция перед ней. Всем своим видом он как бы говорит: «Оставьте меня в покое — я болен!» Это одна из форм психологической защиты. Как правило, такого ребенка действительно щадят и жалеют. Он приспособился.

      Но существует и такое понятие, как внутренний конфликт. Внутренний конфликт — это, как правило, противостояние осознаваемых притязаний, желаний и неосознаваемой самооценки или установки. Иногда одна из позиций сознания противоречит другой — это тоже внутренний конфликт.

      Бывает и так, что противостоят друг другу две установки (например, установка, внушенная отцом: «Надо бороться!» И установка бабушки: «Безопасность — любой ценой!»). Такой внутренний конфликт целиком неосознаваем.

      Внутренний конфликт — основа, стержень любого невроза. Он раздваивает человека, делает его эмоционально и поведенчески нестабильным. Психическая травма или длительное психологическое напряжение привели к доминированию одной стороны, участвующей в конфликте (например: «Я ничего не могу, всего боюсь»), но вторая («Хочу, желаю») тоже никуда не исчезла.

      www.7ya.ru