От чего возникает заикание у детей

Заикание у детей. Почему возникает недуг?

Проблема заикания все больше встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Почему оно возникает и возвращается после консультаций специалиста? Как может помочь семья в борьбе с этим недугом? На вопросы отвечает логопед-дефектолог центра психологической помощи «Отражение».

Почему появилась эта статья? Еще одна статья о заикании, наряду со многими другими, посвященными этому давно известному и достаточно широко распространенному страданию.

Заикание считается трудно излечимым, волнообразно протекающим недугом: то улучшается, то ухудшается. Правда, всегда находились отдельные специалисты, получавшие высокие результаты, но их работа была буквально на грани искусства и, к сожалению, спустя какое – то время, заикание у клиентов возвращалось.

Почему заикание возвращается?

Я – логопед, работающая после получения образования в детском саду, и среди прочих дефектов речи должна коррегировать заикание. «За плечами» — дефектологический факультет университета и владение методикой Устойчивой нормализации речи Л.З. Арутюнян (Андроновой), которая была моим учителем. Это методика в то время была уникальной. Казалось, все продумано. Есть возможность убрать судороги у ребенка, предложен новый стиль произношения, позволяющий безболезненно перейти от слога к обычной речи. Непосредственные результаты были хорошими. После свободной речи просто не верилось, что заикание когда – нибудь может опять вернуться. Но, к сожалению, встречая позже родителей этих детей, узнавала, что заикание, пусть уже в гораздо легкой степени, но возвращается. Поиски путей были продолжены.

Заикающиеся (как дети, так и взрослые) – это в большинстве своем люди с недостаточной самооценкой, с малой долей инициативы, самостоятельности и достаточно высокой сдерживаемой агрессивностью.

Выступая в роли ведомого, я постоянно снабжала своих клиентов «моральными костылями». Исключалась возможность перестройки себя с помощью собственных усилий. Сейчас мой клиент делит со мной ответственность за свои поступки и свою речь, потому что в методику коррекции заикания введен большой блок работы над собственным телом и над своими чувствами. Это важная психотерапевтическая работа.

Почему возникает заикание?

Мы создаем опоры не только на меня, но и на самого заикающегося. Потому что там, где нет ответственности за свой выбор, нет устойчивых положительных результатов. Психотерапия помогает нам выявить и осознать причины страха. Что за ним? «Каждый здоровый человек будет испытывать страх речи, — говорю я , — если у него возникает заикание. Ваш страх – страх разумного человека за себя. Он основан на стремлении скрыть дефект». Клиент получает и поддержку, и сталкивается с чем–то из своей жизни, что позволяет осознать причины и суть страха. И уже в процессе коррекции речи к этому вопросу можем не возвращаться.

Многие мои клиенты ведут дневники. Я с их разрешения хочу привести отрывки некоторых переживаний, которые помогут вам лучше понять внутренний мир заикающегося человека.

Из дневника К.,18 лет: «Перед произнесением фразы сначала необходимо обдумать, мысленно переставить слова с места на место, некоторые изменить или совсем убрать, т.е создать фразу в более легком произношении. Иногда бывает так, что она теряет свой смысл, но я этого не замечаю из – за долгого обдумывания. Стою в очереди за билетами, впереди меня человека три – четыре. Наблюдаю, как они обращаются к кассиру и замечаю, что некоторые ничего не говорят. Я это беру на заметку и делаю то же самое, но сам волнуюсь и думаю: « Вдруг она спросит и придется отвечать». Поэтому стараюсь мысленно представить примерный текст ответа, наиболее короткий и без трудных слов. Взяв билеты, начинаю разговор с человеком, которого хорошо знаю. Но волнение не проходит, и чем больше думаешь о своем вопросе, тем больше начинаешь заикаться и становишься более растерянным; дыхание сбивается, все мышцы в напряжении при выговаривании слов, лицо начинает искажаться и краснеть, возникает злость, становится как-то не по себе и стараешься быстрее закончить разговор…»

Отметим, что коррекция заикания вызывает поломку устоявшегося поведения. Заикающиеся считают заикание причиной всех своих бед. От излечения ждут «счастья и свободы», не осознавая что здоровая речь не может решить всех жизненных проблем. Хотелось бы, чтобы было понятно, что заикание не только мешает, но и помогает приспособиться к окружающему миру. Заикание – способ контакта, а не его прерывание.

Как семья может помочь в излечении от заикания?

Отдельно хочется выделить работу с семьей заикающегося. Если это ребенок, то родители обычно чрезмерно опекают его, находятся с ним в слиянии ( не понимают, где их желания и потребности, а где ребенка), лишают своего малыша ответственности за свое поведение, сдерживают его и свою агрессию. Обычно мамы на приеме говорят так : «Мы стараемся больше сами говорить, ему ведь тяжело» или « Я уже поговорила с учителем и решила все проблемы, пусть отвечает письменно, лишь бы речь стала лучше». И с новой силой увеличивается и без того сильная зависимость близких родственников и ребенка, что приводит к закреплению и развитию симптома.

Дорогие родители! Вы можете проследить и помочь вашему ребенку, анализируя вместе со специалистом очень важные моменты в треугольнике «вы – ребенок — заикание». Это можно сделать наблюдая:

  1. В каких ситуациях заикание вашего сына или дочери ухудшается или улучшается?
  2. Почему вы становитесь требовательнее и строже, когда ребенок начинает говорить лучше и становитесь мягче и податливее, когда состояние речи малыша вдруг изменилось к худшему?
  3. Что служит пусковым механизмом? Почему, например, на отдыхе заикание ослабевает или совсем проходит, а как только ребенок идет в школу или детский сад внезапно появляется?
  4. Как меняется ваше эмоциональное состояние, как меняются ваши отношения с близкими, с мужем (женой), когда малыш начинает заикаться?

И тогда появляется материал, с которым работаем в психотерапевтическом блоке коррекции заикания.

Как лечить заикание?

Несомненно, параллельно используются всевозможные дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, упражнения — импровизации, пение.

Хотелось бы остановится на бытующем среди логопедов мнении, что «большинство заикающихся не поддается терапии и заикание живет с ними на протяжении всей жизни». Это мнение получило широкое распространение на Западе, где существуют даже общества заикающихся, целью которых является их адаптация к окружающему миру, а девизом — фраза: « Для нас нет выбора заикаться или не заикаться, но мы можем выбирать, как заикаться». Это мнение высказывает и ряд отечественных специалистов, выделяющие особые формы заикания, для которых можно прогнозировать отсутствие выраженных эффектов терапии».

Специалисты говорят, что тяжелые формы иной раз излечиваются легче и надежнее.

Огромной помощью и поддержкой для заикающихся клиентов является аппарат « Монолог». Он имеет несколько функций: звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции и воспроизведения речи с определенной задержкой. Эти функции способствуют снижению выраженной судороги, преодолению нарушений звукопроизношения, позволяют контролировать темпо – ритмическую и интонационно – мелодическую стороны речи.

Как выбрать логопеда?

Опыт коррекции заикания можно широко использовать в логопедической практике. Однако ее успешное применение требует довольно высокой подготовки. Работа логопеда сложна и уникальна. Она соединяет в себе качества педагога и врача в сочетании с психотерапией — мастерством эмоционального контакта с клиентом. Профессиональная интуиция и такт, подкрепленные знаниями и опытом, воображение и талант, в том числе талант к сопереживанию, умение «индивидуализировать» методику применительно к конкретным случаям, создавать новые приемы, образы и т.д вплоть до импровизации, прохождение личной терапии – вот основные составляющие того мастерства, без которых немыслим человек, занимающийся исцелением заикания.

Статья подготовлена логопедом — дефектологом – гештальт – терапевтом Специалистом центра психологической помощи «Отражение»

help-nn.ru

Причины и симптомы заикания

Что такое заикание?

Заикание – самый распространенный вид речевых расстройств. Наиболее часто оно встречается у детей в возрасте от двух до семи лет. При заикании наблюдаются нарушения согласованности в работе речевых мышц, дыхания и голоса, а также плавности и ритма речи. Для здорового человека 7 % вышеуказанных видов прерываний речи являются нормой. Признаками заикания считаются явные замедления, когда частота прерывания речи составляет 10 % и более, длится от секунды до половины минуты. При этом в органах, участвующих в акте речи (языке, губах или гортани) возникают судороги.

В большинстве диагностированных случаев заикание развивается с самого детства (в 2–4 года). В этот период речь ребенка ещё не сформирована, речевая функция отличается значительной хрупкостью, тогда как речь развивается наиболее активно.

Иногда эта болезнь длится несколько месяцев, а иногда – в течение многих лет. Большинство заикающихся детей, в отличие от заикающихся взрослых, выздоравливает спонтанно. Заиканию больше подвержены мальчики, чем девочки. Это связано с меньшей эмоциональной устойчивостью мужчин.

Примечательно, что почти все заикающиеся могут говорить плавно и без запинок, когда они наедине с собой, разговаривают с воображаемым собеседником, читают с кем-то в унисон, эмоционально увлечены, поют, шепчут либо существенно изменяют манеру речи. В разговоре с посторонними людьми, при выступлении перед аудиторией, в спешке заикание мгновенно усиливается. Это можно объяснить эмоциональным напряженим и волнением, которые возникают у ребенка при общении с окружающими. Зато в привычной, располагающей обстановке (как правило, в кругу семьи и друзей) заикание почти незаметно.

Причины заикания

На сегодняшний день ученые рассмотрели множество теорий о причинах заикания. Широкого признания не получила ни одна, тем не менее удалось выделить два основных типа заикания. Первый вызван дефектом нервной системы ребенка. А он в свою очередь может быть следствием наследственной предрасположенности, тяжело протекающей беременности матери, родовой травмы, болезненности малыша в первые годы жизни. Никаких внешних отклонений, кроме заикания, у такого ребенка не наблюдается. Лишь по результатам неврологической диагностики у детей обнаруживаются повышенное внутричерепное давление, повышенная судорожная готовность и изменение рефлексов.

Второй тип заикания возникает спонтанно. В результате неврозов, переутомлений и стресса дети с изначально здоровой нервной системой начинают заикаться. Разумеется, это касается не всех, к заиканию ведет чрезмерная впечатлительность ребенка. В этом случае дефект речи усиливается во время эмоционального возбуждения, нервных переживаний.

Известны и более экзотические причины заикания. В некоторых случаях ребенок начинает заикаться, подражая неправильной речи окружающих. Замечено, что в семье, где взрослые заикаются, вероятность появления дефекта речи у ребенка значительно увеличивается.

Иногда заикание возникает в результате осложнений после гриппа, коклюша, скарлатины. Бывает также, что принудительное «исправление» левши на правшу вызывает нервное расстройство и ведет к заиканию.

Симптомы заикания

Большинство запинок при заикании представляют собой повторы или продление начальных звуков или слогов, остановки на начале слога или слова. Часто вместе с запинками у заикающихся наблюдаются непроизвольные сокращения мышц лица, шеи, рук и ног. Вероятно, эти рефлективные движения появляются как бы в помощь выговариванию, но по сути они только усиливают впечатление неуверенности и затрудненности речи заикающегося. Кроме того, у людей с проблемой заикания появляется страх некоторых звуков и слов, стремление заменить их описательными оборотами или синонимами, чтобы избежать пугающих слов, или совсем уйти от ситуаций, где нужно говорить.

Лечение заикания

Заиканию часто сопутствуют эмоциональные переживания, застенчивость, неуверенность в себе, которые мешают успешному общению с окружающими. Поэтому с момента появления заикания в ребенке нужно воспитывать уверенность, а также сознательное стремление преодолеть этот недостаток.

1. Говорите с ребенком спокойно и плавно, выговаривайте слова понятно, почти по слогам.

2. Не перебивайте ребенка, дайте возможность выговориться. Помните, что заикание усилится, если ребенок будет нервничать, как бы ему успеть сказать всё, что он хотел.

3. Приучите школьника управлять темпом речи. Пусть он избегает ускорений и научится говорить на выдохе, а не на вдохе.

4. Речь ребенка станет лучше, если он возьмет в привычку выговаривать слова чуть замедленно, но и не монотонно.

5. Полезными будут регулярные занятия по технике речи. Взрослым стоит беседовать с ребенком, например о книгах, задавать по теме вопросы. Позже приучайте ребенка в присутствии близких, а затем и посторонних самостоятельно рассказывать что-нибудь.

6. Не заставляйте ребёнка говорить или читать в тех ситуациях, когда ему некомфортно или заикание усиливается. Пусть он помолчит некоторое время.

7. Во время речи сохраняйте с ребенком зрительный контакт. При его заикании не показывайте, что вы расстроены, не отводите глаз.

8. Следите, чтобы ребенок без подсказок привыкал поддерживать правильный речевой режим, но вместе с тем не перегружайте ребенка напоминаниями о том, как нужно говорить.

Известно множество различных методик избавления от заикания. Многие методы дают быстрый, но кратковременный результат, эффекты же от других способов лечения оттягиваются на неопределенный срок. Одним из главных приемов считается замедленная ритмизированная речь и другие изменения привычного стиля речи. В основе других методик – применение мягких форм наказания за заикание и поощрение за плавность речи. Также существуют специальные устройства для людей с проблемой заикания (например, такие, которые отбивают ритм и помогают координировать речь).

Избавлению от заикания могут способствовать методы расслабления, гипноз, дыхательные практики, медицинские препараты. Лечение в детском возрасте даёт более надежные результаты, но в целом заикание считается одной из актуальных проблем, над которой ещё предстоит работать ученым и медикам.

www.ayzdorov.ru

5 причин заикания у ребенка

Чаще всего заикание возникает у детей 2,5-6 лет — в период активного становления речи. Но может начаться и в подростковом возрасте. Что же тому причиной? И как лечится заикание?

Кременчугская Марина

кандидат медицинских наук, невролог Института детской и взрослой неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки

Как правило, заикание у детей начинается внезапно. Ребенок все четко говорил, и вдруг у него возникают запинки в речи. Он повторяет первую букву или первый слог, например «че-че-че-модан» (клонический тип заикания) либо долго его тянет: «чееееемодан» (тонический тип). У многих детей встречается смешанный тип заикания – с повторами и растягиваниями одновременно.

Почему же раньше речевых трудностей не было, а сейчас — появились? Причин несколько:

Физиологические нарушения: гипоксическое поражение нервной системы во время внутриутробного развития или родов, перинатальная патология, задержка развития (в том числе — моторного развития на первом году жизни, а также задержка или нарушение развития речи), частые ОРВИ, перенесенные нейроинфекции — менингит, менингоэнцефалит — все это способствуют развитию заикания у детей.

Невротическая настроенность. Заикание – это часть логоневроза, связанного с судорогами мышц языка, губ, неба, гортани. Как правило, логоневроз возникает у впечатлительных, ранимых, тревожных детей. Обычно – под влиянием стресса: острого или хронического. Например, ребенок может начать заикаться после сильного испуга – скажем, если на него напала собака или он впервые оказался в больнице без мамы. У ребенка постарше острым стрессом может стать ссора с одноклассниками: подросткам важно самоутвердиться в социуме. Хронический стресс, как правило, связан с конфликтами в семье. Возможно, родители часто ссорятся на глазах у наследника, либо чрезмерно строги и требовательны по отношению к нему.

Переучивание левши в правшу. Левши – нежные создания. Они эмоциональны, чувствительны, ранимы. Попытка сделать из них правшу может обернуться сильным стрессом. А стресс — спровоцировать развитие логоневроза.

Подражание кому-то из друзей. Иногда бывает и такое: в детсадовской группе кто-то заикается, и малыш начинает за ним повторять. Сначала – просто играет. Но у невротически настроенных детей это действие может закрепиться. В медицинской литературе сейчас активно обсуждается роль так называемых зеркальных нейронов, благодаря которым ребенок подражает действиям других — учится держать ложку, рисовать и пр. Но он может «отзеркалить» не только хорошее, но и плохое. Например, начать за компанию с кем-то заикаться или часто моргать.

Большие нагрузки. Многие родители переживают, что их чадо в четыре года еще не умеет читать, считать до ста и не знает ни одного слова по-английски. Поэтому начинают водить его на всевозможные развивающие занятия. С одной стороны, это неплохо. Если ребенку интересно, он будет быстро схватывать новые знания. С другой, есть опасность перегрузить малыша избыточной информацией. Недаром в школу дети идут только в 7 лет – к этому моменту большинство из них могут спокойно сидеть на уроках, слушать учителя и воспринимать большой объем информации. А с дошкольниками можно заниматься лишь в игровой форме. Причем дозировано. Если ребенок устал, капризничает, отказывается выполнять задания – родители должны отступить. Иначе у ребенка могут появиться неврозы, в том числе и логоневроз.

Это пройдет!

Как правило, заикание с годами проходит. Но ребенка нужно показать неврологу или психоневрологу: возможно, понадобится медикаментозное лечение. Обычно детей стараются не перегружать серьезными препаратами. Если и назначают, то мягкие ноотропы, противотревожные средства, успокоительные травяные сборы.

Рекомендуется и немедикаментозное лечение – рефлексотерапия, массаж, лечебная физкультура, особенно – с элементами восточных техник: ребенка учат правильно напрягать и расслаблять мышцы. Это способствует тренировке нервной системы и повышению стрессоустойчивости.

Кое-что родители могут сделать и сами. Например, не проговаривать слова, а… петь. И предлагать чаду делать то же самое. Этот простой прием помогает восстановить плавность речи при легких формах заикания. Большое значение имеют и занятия с логопедом-дефектологом.

Иногда родители по ошибке принимают за заикание неуверенную речь. Например, малыш без труда произносит маленькие слова: «дом», «кот», а слово «кошка» выговорить не может. И заменяет его на «ко». Иногда на «ко-ко». Но это не заикание, а этап становления речи.

Важно также проконсультироваться с психологом. Не исключено, что именно семейные проблемы провоцируют развитие невротических реакций у наследника. В таком случае взрослым придется скорректировать свое поведение. Например, перестать ждать от чада сплошных рекордов и уделять ему больше времени.

www.doctis.ru

Заикание у детей.

ЗАИКАНИЕ — это судорожные сокращения артикуляционного аппарата (язык, нёбо, голосовые связки и другие элементы). Почему возникают такие судороги артикуляционного аппарата? Почему у одних детей возникает заикание, а других нет? Как лечить заикание? Давайте разбираться.

В основном заикание появляется при становлении речи (в возрасте 2 – 3 года). У взрослых людей оно почти всегда является продолжением заикания, начавшегося в детстве. В отличие, от бытующего мнения, что заикание это последствие стресса, испуга ситуация совсем другая. У всех детей бывают испуги и страхи, но не у всех детей возникает заикание. И часто мне родители сразу говорят, что не было ни какой стрессовой ситуации, а ребёнок стал заикаться. Возможно, развитие заикания после сильно стресса, но это очень редко и занимает менее 1% от всех случаев возникновения заикания. И термин «логоневроз» (две составляющих «логос» – слово, речь и «невроз») давно не используют. Ставят диагноз: Заикание. Понимаю, что сейчас начнутся сообщения, где будут утверждения, что заикание развилась у ребёнка после испуга. Но, когда? В каком возрасте? Когда он уже чётко говорил несколько лет или всё-таки заикание у него развилось в возрасте 2,5 – 4 года, когда шло формирование речи.

Заикание возникает, так сказать, когда мысли ребёнка опережают его речевой (артикуляционный) аппарат. Он думает быстрее, чем может сказать, происходит напряжение, спазм, судороги артикуляционного аппарата. Заикание может развиваться постепенно. Вначале ребёнок заикается немного, а потом неправильная речь может усиливаться. Иногда может отмечаться «замирание речи» — ребёнок молчит некоторое время, а потом снова говорит, но с заиканием. Развитие заикания в большинстве случаев обусловлено неправильным взаимодействием между речевыми центрами и артикуляционным аппаратом.

Что делать если ребёнок стал заикаться?

1. Если родители заметили, что их ребенок стал заикаться, необходимо сделать «речевую паузу». Она заключается в том, чтобы ребенок как можно меньше говорил. Не надо его вынуждать на разговор и поправлять. Надо чтобы он больше молчал, чтобы у него не сформировался стереотип неправильной речи и страх перед неправильной речью. Пусть сидит и рисует, играет, занимается конструктором, даже пусть смотрит спокойные мультфильмы.

2. Необходимо всем членам семьи плавно говорить. Не нужно распевать, а просто медленно, плавно говорить. И учить ребёнка медленно говорить, не торопиться.

3. Необходимо сразу обратиться к детскому неврологу. Лечение заикания должно быть комплексным. Ребенку должны помогать невролог, логопед, и родители. При заикании нет «золотой» таблетки, нет панацеи во всём мире. Заикание может пройти и без лечения, а может остаться. Чаще оно проходит, и людей и детей с заиканием мы не так часто встречаем в повседневной жизни. Исходя из того, что нет определённых лекарств, в лечении этого нарушения разные врачи могут использовать разные препараты.

Хорошо, если удаётся сразу вылечить заикание. Если неправильная речь фиксируется и сохраняется более 6-8 месяцев, то лечить достаточно сложно. Однако это совсем не значит, что заикание теперь будет на всю жизнь. Когда в подростковом возрасте появляется самодостаточность, уверенность в себе, то он и может контролировать свою речь. И тут применяются различные методики, сейчас есть и компьютерные программы, и самое главное – это занятия с логопедом. Логопед научит правильно говорить, следить за речью. Очень важно, чтобы у ребёнка, который заикается, не сформировался «комплекс», чтобы он не стеснялся своей речи и не боялся говорить.

И в конце хочу привести интересный пример. Известный писатель Сомерсет Моэм страдал заиканием. Он очень «комплексовал» по этому поводу, и стал писать книги, чтобы изложить свои мысли на бумаге. Теперь мы имеем возможность прочитать его великолепные произведения, например «Театр» и «Луна и грош».

Другие статьи И.А. Воронова:

ejeweek.ru

Заикание (логоневроз) — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорожным состоянием речевого аппарата (поток слов неожиданно прерывается и возникает пауза).

Как правило, начало заболевания совпадает с периодом интенсивного формирования речи. Различают заикание у детей дошкольного возраста и считается самостоятельной речевой патологией, и заикание, которое встречается при различных патологиях головного мозга или нервно-психических расстройствах. Заикание у детей чаще возникает в возрасте от двух до пяти лет, когда только вырабатываются навыки речи, причем мальчики болеют чаще. Как правило, с возрастом заикание проходит и только около 1,5% взрослых заикается. Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке. Как правило, люди с данной патологией хорошо поют и при пении не заикаются.

Причины заикания у детей

Это всегда — ослабленность центральной нервной системы. Между тем, поводы к возникновению заикания разнообразные:

— после частых инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен.

— после испуга или при длительной психической травмирующей ситуации (постоянном грубом отношении к ребенку).

— внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима).

— нередки случаи заикания у детей, родители которых очень часто обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

— у детей, которые поздно начали говорить (в возрасте около трех лет), может одновременно с бурным развитием речи возникнуть и заикание.

— заикание может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой (т.е. они плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук).

Симптомы заикания

— ребенок вдруг внезапно замолкает или даже отказывается говорить, причем это длится от двух часов до суток, после чего ребенок начинает говорить, заикаясь.

— ребенок начинает вставлять перед отдельными словами лишние звуки («а», «и»).

— повторять первый слог или целое слово в начале фразы.

— у ребенка появляются вынужденные остановки в середине слова или фразы.

— ребенок проявляет признаки затруднения перед началом речи.

Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить. При первых указанных признаках нужно проконсультировать ребенка у логопеда.

Лечение заикания

Лечением заикания занимаются логопеды и психотерапевты, т.к. это заболевание функционального характера и не связано с истинным поражением речевого аппарата. Прогноз обычно благоприятный. Так как у заикающихся детей ослаблена нервная система, рекомендуется спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим, индивидуальный подход.

Профилактика заикания

Нельзя разрешать детям подолгу смотреть телевизор, играть перед сном в активные игры, читать не соотвествующую возрасту литературу, особенно страшные сказки и истории. Это переутомляет и перевозбуждает ребенка. После перенесенных заболеваний нужно соблюдать предписанный режим дня и не перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, телевизор и т.п.) Не запугивайте ребенка и не оставляйте в виде наказания одного в темном помещении.

www.medikforum.ru