Отделение неврозов и речевой патологии

Организационная модель оказания психотерапевтической помощи детям и подросткам в условиях крупного психиатрического учреждения

Фесенко Ю.А., Шигашов Д.Ю. (Санкт-Петербург)

Фесенко Юрий Анатольевич

– доктор медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина», профессор факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии и кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, чл.-корр. РАЕ.

Шигашов Дмитрий Юрьевич

– кандидат медицинских наук, главный врач СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина».

Аннотация. В статье описывается опыт организации психотерапевтической работы в крупном детском психиатрическом центре. Показывается, что динамичная организационная модель позволяет психотерапевтической службе занимать одно из ключевых мест в общей структуре лечебной помощи, оказываемой детям и подросткам в условиях мегаполиса. Приводятся данные о структуре психотерапевтической службы, о методах психотерапевтической и психокоррекционной работы в кризисно-профилактическом отделении и лечебно-консультативном отделении по лечению неврозов и речевой патологии у детей и подростков.

Ключевые слова: Детский Телефон Доверия, неврозы, кризисные состояния, психотерапия, психокоррекция, психотерапевтические техники.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» (сегодня — СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина») создавался с конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия. Реорганизация психиатрической службы детского возраста Ленинграда (Санкт-Петербурга) началась с того, что специалисты детско-подростковой психиатрии были выведены из состава взрослых диспансеров, где им приходилось работать до этого. Для организации их работы в новых условиях, в дополнение к уже функционирующему детскому психиатрическому стационару на 160 мест, было создано 6 межрайонных психоневрологических диспансерных отделений, каждое их которых возглавил детский психиатр, получивший в помощь медицинскую сестру социально-правовой помощи, а также логопеда и психолога [1].

Со временем стало понятно, что созданная структура, хотя и привела к улучшению качества оказания психиатрической помощи детскому населению города, все же не давала возможности решить одну из основных проблем в работе детского и подросткового психиатра — социально-психологическую. Это привело к тому, что было принято несколько важных решений, определивших в дальнейшем развитие той модели городской детско-подростковой психиатрии, какой нет сегодня ни в России, ни в Европе.

Был создан телефон доверия — своего рода «опорный пункт» неотложной психологической помощи, который ограничивал свою деятельность в то время лишь консультациями психиатра и психолога. Уже за год работы телефона доверия был выделен ряд проблем психологического характера, с которыми обращались дети и их родители: острая психологическая травма, острая семейная дезадаптация, сексуальное, психологическое и физическое насилие, суицидальные проблемы, острая социально неблагополучная ситуация и т.д. Стало ясно, что ребенок в кризисной ситуации нуждается не только в телефонном разговоре со специалистом и получении советов, но и в личном общении с психиатром, психотерапевтом, психологом. Эта служба была расширена путем создания психотерапевтического отделения (сегодня это — кризисно-профилактическое отделение).

В задачи кризисного отделения входят создание эффективной системы психологической и медицинской помощи детям и подросткам и их семьям на территории Санкт-Петербурга:

– в ситуациях острого горя;

– пострадавшим от физического, эмоционального или сексуального насилия;

– имеющим трудности в адаптации;

– имеющим нарушения поведения;

– имеющим проблемы общения;

– переживающим различного рода психологические проблемы, в том числе, связанные с половым и социальным созреванием, началом психического заболевания, с негативным личным опытом самостоятельного решения имеющихся проблем;

– профилактика суицидального, отклоняющегося, противоправного поведения у детей и подростков.

Одним из ведущих направлений работы кризисного отделения является профилактика возникновения и формирования психических нарушений у детей и подростков [2].

Для еще более успешного решения этих проблем в 2011 году на базе кризисно-профилактического отделения была создана конфиденциальная ежедневная, круглосуточная, многоканальная служба Детского Телефона Доверия, осуществляющая прием звонков по нескольким телефонным номерам, в том числе и по единому общероссийскому номеру, что существенным образом расширяет возможности решения психологических проблем детей и подростков.

Современный аппаратный комплекс службы обеспечивает возможность автоматизированной связи диспетчеров телефона доверия (телефонных психологов-консультантов) для экстренной передачи необходимой информации со следующими структурами:

• Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга

• Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга

• Комитетом по делам молодежи Санкт-Петербурга

• Комитетом по образованию Санкт-Петербурга

• Центром по приему обращений граждан (телефон 004)

• Службой Скорой медицинской помощи (в том числе — психиатрической) [3].

Для обратившихся на телефон доверия существует возможность получить консультации опытных специалистов высокой квалификации — психотерапевтов и медицинских психологов, педагогов, прошедших подготовку в области кризисных состояний. Большая часть абонентов, обратившихся на Телефон Доверия по поводу разнообразных трудных жизненных ситуаций, нуждаются в более углубленной, длительной и комплексной психотерапевтической помощи. После оказания психологической помощи по Детскому Телефону Доверия, более 35% клиентов направляются на очные приемы к специалистам кризисного отделения.

Кризисно-профилактическое отделение также работает круглосуточно, помощь здесь предоставляется анонимно и бесплатно. В отделении оказывается комплексная помощь детям, подросткам и их родителям: психологическая, психотерапевтическая, педагогическая и логопедическая. Проводится индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

В отделении работают психиатры, психотерапевты, психологи, педагогическая группа, логопед. Основными видами средствами помощи являются: консультирование по телефону; очный прием детей и подростков, родителей и членов их семей; психотерапия (индивидуальная, семейная, групповая); педагогическая диагностика и коррекция; психодиагностика. Основные техники, применяемые психотерапевтами — ролевые игры, диалоги, игровая терапия, арттерапия, элементы психодрамы, рациональная психотерапия, элементы гештальт-терапии.

Групповая психотерапия проводится 4 раза в неделю с группами по 12-18 человек: арт-терапия, музыка-терапия, сказко-терапия, лечебный театр. Психологи работают в группе общения из 5-6 детей, имеющих трудностями адаптации в школьных учреждениях. Проводятся групповые занятия (8-10 человек в группе) с использованием киновидеотерапии на различные актуальные темы, тренинговые занятия с родителями с целью повышения уровня родительской компетенции.

В отделении работает лечебный театр, в котором ставятся спектакли с участием детей, страдающих аутизмом, и детей с трудностями в поведении и общении со сверстниками. Для пациентов и волонтеров отделения проводятся экскурсии по городу и пригородам, организовывается посещение театров, музеев, концертов классической музыки.

В 1989-1990 г.г. в структуру Центра было включено отделение по лечению неврозов у детей, созданное в 1968 году к.м.н. В.И. Гарбузовым (городское отделение по лечению неврозов у детей при детской городской поликлинике № 26). В 1989 году отделение неврозов вошло в виде консультативного подразделения в состав Объединения «Детская психиатрия», а с 1990 года стало 2-м консультативным отделением по лечению неврозов и речевой патологии у детей и подростков ЦВЛ «Детская психиатрия» [1].

Психотерапевты отделения неврозов и речевой патологии консультируют детей, направляемых другими отделениями Центра, специалистами педиатрической службы города и при самостоятельном обращении родителей. Отделением осуществляется консультативно-диагностическая помощь амбулаторным отделениям ЦВЛ «Детская психиатрия», невропатологам города по диагностике неврозов, неврозоподобных заболеваний и речевых расстройств у детей и подростков, а также оказывается лечебная психотерапевтическая, психологическая, логопедическая и медикаментозная помощь детскому населению всего города.

Задачей отделения является реабилитация детей, страдающими неврозами, неврозоподобной и речевой патологией, с адаптацией их к условиям современной жизни в семье, в школе, других общественных и детских учреждениях и коллективах.

Консультативно-диагностическая работа состоит из:

• Первичного приема детей врачом-психотерапевтом. Основная задача врача — постановка диагноза и выбор тактики обследования ребенка.

• ЭХО-ЭГ-обследования (по показаниям) — на отделении постоянно работает электроэнцефалографический кабинет.

• Повторного приема врачом-психотерапевтом, целью которого являются уточнение диагноза, выбор тактики лечения или обоснованный отказ в принятии на лечение в отделение.

Все сложные диагностические случаи консультируются заведующим отделением. Особо сложные случаи для диагностики заболевания выносятся на разборы консультантов отделения, на которых присутствуют все специалисты отделения.

Основное направление лечебной работы — психотерапевтическое.

В отделении оказываются следующие виды помощи:

• Психотерапевтическая: индивидуальная патогенетическая, поведенческая, позититвная, рациональная, коррегирующая, игровая, гипносуггестивная и семейная.

• Психологическая: психологическое консультирование, коррекция семейных отношений, семейная и групповая психотерапия совместно с врачом-психотерапевтом и логопедом.

• Логопедическая: индивидуальная и групповая.

Среди наблюдавшихся в отделении неврозов в последние годы на первом месте — специфические синдромы, далее — неврозы, психосоматические состояния и реактивные состояния, психопатия и другие поражения головного мозга. Специфика отделения заключается в выявлении, обследовании, профилактике и коррекции больных с речевой патологией.

В отделении неврозов проводится комплексная терапия по лечению заикания, включающая в себя медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и психотерапию, что позволяет достичь наилучшего результата и стойкой ремиссии.

Наибольшее количество часов приходится на проведение семейной психотерапии. Это связано с тем, что в современной психотерапии работе с семьей уделяется приоритетное внимание, а эффективность лечения заметно возрастает [4; 5].

Врачи отделения тесно контактируют с врачами амбулаторных отделений (некоторые дети находятся на двойном наблюдении и лечении), с врачами школы интегрированного обучения, куда комиссионно отбирается 15-20 детей, наблюдающихся в отделении неврозов.

В консультативно-диагностическом и лечебно-реабилитационном плане отделение сотрудничает со всеми подразделениями Центра, с НИИ им. Бехтерева, НИИ им. Сеченова, с клиникой неврозов им. Павлова. Заключен договор со школьным отделением Государственного Эрмитажа на проведение экспериментального цикла занятий для детей с речевыми нарушениями. Сотрудники отделения работают по договору с Российским научно-практическим центром по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея (программа «Шаг навстречу»).

Консультантом отделения уже много лет является Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова. Психотерапевты и психологи отделения участвуют в клинических разборах, проводимых профессором Э.Г. Эйдемиллером и его сотрудниками, а также повышают свою квалификацию на циклах обшего и тематического усовершенствования, проходящих на кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ имени И.И. Мечникова [6; 7].

Во всех диспансерных и стационарных отделениях Центра (6-ти диспасерных и 5-ти стационарных), а также в отделении реабилитации на базе прикладных искусств и ремёсел со школой интегрированного обучения (на 100 мест) работают врачи-психотерапевты, оказывая психодиагностическую и психотерапевтическую помощь детям и подросткам, наблюдающимся в отделениях, тесно сотрудничая с психиатрами отделений, психологами, педагогами.

В последние годы в диспансерных отделениях активно создаются и начинают функционировать группы дневного пребывания детей с психическими нарушениями и их родителей. Здесь все интенсивнее осуществляется обучение родителей правильному общению с больным ребенком (коммуникативный тренинг). С ними проводятся психотерапевтические сессии и психокоррекционные занятия, целью которых является улучшение межличностных отношений и укрепление связи «врач-родитель-ребенок-партнеры».

Организация деятельности Центра все более ориентируется на амбулаторную помощь, в условиях которой используются все виды терапии, в том числе и психотерапевтическая. При этом принцип преемственности между психотерапевтами отделений, психотерапевтами и психиатрами, психотерапевтами и психологами остается одним из ведущих в деятельности специалистов учреждения [8].

Неоднократно подчеркивалось, что структура любой организации, оказывающей помощь детскому и подростковому населению в условиях крупного города не должна быть статичной. Развиваясь, используя новые формы работы, организационная схема, принятая в СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина», по оценкам российских и зарубежных коллег, динамична и эффективна.

1. Рубина Л.П., Фесенко Ю.А. История детской психиатрии Санкт-Петербурга. – СПб: ИПЦ Каро, 2007. – 142 с.

2. Яковенко В.В., Бердышев И.С. Кризисные проблемы семей с опекаемыми детьми // Современные аспекты клиники, диагностики и лечения психопатологических синдромов в детской психиатрической практике/ Материалы конфер. «IX Мнухинские чтения» 25 ноября 2010. – СПб, 2010. – С. 227-229.

3. Шигашов Д.Ю., Яковенко В.В., Фесенко Ю.А. Детский телефон доверия с единым общероссийским номером в структуре кризисного отделения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина» // Взаимодействие специалистов в области психического здоровья детей и подростков по преодолению агрессивных факторов социальной среды / Материалы конфер. «X Мнухинские чтения» 17 ноября 2011. – СПб, 2011. – С. 276-282.

4. Подосокорская Л.Л. Современные методы психологической коррекции в детско-подростковой психиатрии Санкт-Петербурга // Междисциплинарный подход в детской неврозологии (успехи детской психиатрии, неврологии, психотерапии и клинической психологии) / Материалы междунар. конфер. «VII Мнухинские чтения» 6 ноября 2008. – СПб, 2008. – С. 108-110.

5. Николайчук О.М. Краткосрочная семейная психотерапия как современный метод лечения в детско-подростковой психиатрии // Междисциплинарный подход в детской неврозологии (успехи детской психиатрии, неврологии, психотерапии и клинической психологии) / Материалы междунар. конфер. «VII Мнухинские чтения» 6 ноября 2008. – СПб, 2008. – С. 93-94.

6. Эйдемиллер Э.Г. Котерапия в групповой и семейной психотерапии детей, подростков и взрослых // Современные аспекты клиники, диагностики и лечения психопатологических синдромов в детской психиатрической практике/ Материалы конфер. «IX Мнухинские чтения» 25 ноября 2010. – СПб, 2010. – С. 220-227.

7. Александрова Н.В., Городнова М.Ю. Модель «обучающей супервизии» в практике последипломного обучения детского психиатра // Современные аспекты клиники, диагностики и лечения психопатологических синдромов в детской психиатрической практике / Материалы конфер. «IX Мнухинские чтения» 25 ноября 2010. – СПб, 2010. – С. 13-18.

8. Шигашов Д.Ю., Фесенко Ю.А. и др. Наследие профессора С.С. Мнухина: из века 20-го в век 21-й. VIII Мнухинские чтения. – СПб: Нева-Трейд, 2009. – 264 с.

Ссылка для цитирования

Фесенко Ю.А., Шигашов Д.Ю. Организационная модель оказания психотерапевтической помощи детям и подросткам в условиях крупного психиатрического учреждения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

mprj.ru

Отделение неврозов и речевой патологии

Отделение для детей дошкольного возраста с преобладанием в клинической картине нарушений речи (недоразвитие речи, дизартрия, заикание, алалия), смешанное по полу.

Отделение является базой отдела психической патологии детского и подросткового возраста, постоянную консультативную работу осуществляет Дробинская А.О., к.пс.н., старший научный сотрудник МНИИ психиатрии МЗ РФ.

Профилем отделения являются диагностика и компенсация речевого дефекта и тех психопатологических расстройств, в рамках которых он возникает.

Показания к госпитализации:

  1. Задержка психического и речевого развития.
  2. Умственная отсталость легкой степени выраженности, осложненная речевой патологией;
  3. Синдром раннего детского аутизма в сочетании с речевой патологией;
  4. Резидуально-органическая неполноценность центральной нервной системы (цереброастенический, неврозоподобный синдромы) в сочетании с речевыми нарушениями;
  5. Неврозы в сочетании с нарушениями речи;
  6. Нарушение речевого развития неясного генеза, в том числе предположительно связанное со снижением слуха.

Структура и режим отделения:

Отделение расположено в двухэтажном корпусе. На первом этаже размещается 20 коек для группы детей с осложненным и не осложненным заиканием и неврозами, находящихся на режиме дневного полустационара. Ежедневные занятия с логопедом, педагогом и психологами в сочетании с поддерживающей медикаментозной терапией, назначающейся при необходимости, способствуют эффективной и стойкой компенсации речевых нарушений, в первую очередь, заикания. В штат отделения введен нейропсихолог, осуществляющий диагностику и коррекцию. Специалисты отделения готовят детей к обучению по программам речевой и массовой школы.

На втором этаже отделения размещается 25 коек. Основной режим госпитализации – суточное пятидневное пребывание с лечебным отпуском на выходные и праздничные дни. Возможно предоставление индивидуального режима пребывания по показаниям. Дети, как правило, поступают и выписываются одномоментно.

Основной метод работы заключается в комплексном полипрофессиональном воздействии, включающем в себя психотерапевтическое и медикаментозное лечение, логопедическую, дефектологическую коррекцию, психологическое консультирование и сопровождение, физиотерапевтические процедуры, ЛФК, массаж, музыкально-ритмические занятия и релаксацию, артистами пантомимы проводятся развивающие занятия, которые являются частью арт-терапии и нейропсихологической коррекции. В отделении по назначению педиатра и диетолога организуется лечебное питание с учетом всех индивидуальных особенностей каждого ребенка, в том числе, по показаниям, реализуется безглютеновая диета.

Принцип работы отделения:

  1. Индивидуальный подход к коррекционно-развивающим занятиям и лечению;
  2. Комплексное воздействие на психо-физическое здоровье детей;
  3. Принцип системности и поэтапности;
  4. Тесное сотрудничество с семьей ребенка;
  5. Высокий профессиональный уровень сотрудников отделения;
  6. Вокруг корпуса отделения расположена зеленая территория с собственным садом и площадками, оборудованными для прогулок. Ежедневно, при благоприятных погодных условиях, дети, находящиеся в отделении, выходят на прогулку. В летний период проведение фронтальных педагогических занятий так же осуществляется на улице.

    В отделении с детьми и родителями проводится регулярная психотерапевтическая работа с использованием различных методик (как индивидуальных, так и групповых). Родители могут посетить открытые логопедические, педагогические занятия, а также занятия ЛФК по окончании пребывания ребенка в отделении, а так же получить рекомендации. В отделении регулярно проводятся тематические праздники-утренники (начало учебного года, день учителя, новый год, весенние праздники, конец учебного года). При необходимости после окончания лечения больные получают направление в специализированные детские сады и санатории для детей с последствиями органического поражения ЦНС и умственной отсталостью (по заключению отборочных комиссий), логопедические сады, речевые, коррекционные и вспомогательные школы.

    www.npc-pzdp.ru

    Центр Патологии Речи

    С целью организации специализированной помощи детскому населению Республики Карелия страдающему нарушениями высших психических функций 01.11.1999 г. был создан «Республиканский Центр для детей с тяжелыми нарушениями речи и других высших психических функций». С 1.11.1999 года по 14.01.2009 года Центр работал на базе Муниципального учреждения здравоохранения г. Петрозаводска «Городская детская больница». За этот период в Центре пролечено около 6000 пациентов. С 15.01.09 г. «Республиканский центр для лечения детей с тяжелыми нарушениями речи и других высших психических функций» работает на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Детская республиканская больница».

    Отделение развернуто на 40 коек, в том числе 10 педиатрических коек.

    В составе Центра работают 1 врач – психиатр, 1 педиатр, невролог, 2 логопеда, психолог, социальный педагог, 2 воспитателя, инструктор ЛФК, массажист, а также средний и младший медицинский пероснал.

    Основными задачами Центра является :

    -оказание квалифицированной помощи детскому населению при нарушениях речи, психических функций, сопутствующих двигательных нарушений

    -диагностика и определение оптимального объема медицинской, психолого-педагогической помощи больным

    -проведение курсового лечения, которое включает в себя фармако-, физиотерапию, индивидуальные и групповые психо­логические и логопедические занятия, психотерапию, занятия по социально-бытовой ориентации.

    Показания для госпитализации:

    Общее недоразвитие речи 1 – 3 уровня

    Афазии после перенесенных ЧМТ, инсультов

    Заикание, в том числе тяжелые формы, сочетающиеся с нарушением адаптации

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

    Нарушения интеллектуального развития

    Ранний детский аутизм

    Неврозы и неврозоподобные синдромы

    Показания для плановой госпитализации на педиатрические койки:

    · Заболевания ЦНС и периферической нервной системы;

    · Заболевания мочевой системы: инфекционно-воспалительные заболевания почек и мочевых путей, дисметаболические нефропатии, врожденные аномалии почек и мочевых путей, требующие уточнения топики и (или) подготовки к оперативному лечению;

    · Заболевания органов дыхания, кроме специфических и острых вирусных инфекций дыхательных путей в остром периоде (первые 5 дней заболевания);

    · Заболевания сердечно-сосудистой системы и суставов: кардиопатии, воспалительные заболевания сердца, врожденные пороки сердца, нарушения сердечного ритма, артриты;

    · Болезни крови и кроветворения: анемии, геморрагический диатез,злокачественные заболевания костного ростка; (госпитализация детей до 2х летнего возраста);

    · Заболевания желудочно-кишечного тракта не инфекционной этиологии;

    · Заболевания эндокринной системы и нарушения обмена веществ, наследственные генетические и врожденные пороки развития в период декомпесации;

    · Наследственные ферментопатии, хромосомные заболевания;

    · Лихорадка неясного генеза;

    · Заболевания кожи аллергического характера;

    Показания для экстренной госпитализации на педиатрические койки:

    · Жизнеугрожающие нарушения сердечного ритма и проводимости

    · Ранний послеоперационный период после коррекции ВПС

    · Декомпенсация сердечной недостаточности (в структуре ВПС)

    · Острые аллергические реакции

    являются все виды расстройств поведения, все уточненные формы умственной отсталости, слабоумие, эндогенные заболевания, эпилепсия с изменениями личности, все формы психозов, алкоголизм, токсикомания, наркомания.

    В Центр госпитализируются дети по направлению психиатров, неврологов, логопедов в возрасте от 3 до 15 лет из города Петрозаводска и республики Карелия.

    При госпитализации детей в некоторых случаях находится мать по уходу за ребенком до трех лет и старше, если ребенку необходим индивидуальный уход и охранительный режим при невротических расстройствах. Кроме этого практикуется дневное пребывание, с согласия родителей, с целью уменьшения психо­травмирующего фактора госпитализации.

    Карманова Наталья Юрьевна — зав. отделением, врач – невролог – закончила Петрозаводский государственный университет.

    Сойникова Мария Евгеньевна — врач – психиатр — закончила Петрозаводский государственный университет, высшая квалификационная категория.

    Филимонова Марина Ивановна — врач – педиатр – закончила 1 Московский медицинский институт, высшая квалификационная категория.

    Иванов Павел Андреевич – врач – психиатр — закончил Петрозаводский государственный университет.

    drb.karelia.ru

    8 Отделение
    ( Детская психиатрическая больница №6 )

    Подострое отделение для детей дошкольного возраста с преобладанием в клинической картине нарушений речи (недоразвитие речи, дизартрия, заикание, алалия), смешанное по полу, рассчитано на 45 коек. Базовое отделение Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (директор д.м.н. Дмитриева Т.Б.).

    Показания к госпитализации:
    Задержка психического и речевого развития.
    Умственная отсталость, осложненная речевой патологией.
    Синдром раннего детского аутизма в сочетании с речевой патологией.
    Резидуально-органическая неполноценность центральной нервной системы (церебрастенический, неврозоподобный синдромы) в сочетании с речевыми нарушениями.
    Неврозы в сочетании с нарушениями речи.
    Нарушение речевого развития неясного генеза, в том числе предположительно связанное со снижением слуха.

    Отделение расположено в отдельном корпусе. На одном из этажей имеется 20 коек для группы детей с заиканием, находящихся на режиме дневного полустационара, на другом — 25 коек для детей с круглосуточным пребыванием и одномоментной закладкой. Профилем отделения является диагностика и компенсация речевого дефекта и тех психопатологических расстройств, в рамках которых он возникает. Ежедневные занятия на логопедической площадке в сочетании с поддерживающей медикаментозной терапией, назначающейся при необходимости, способствуют эффективной и стойкой компенсации речевых нарушений, в первую очередь, заикания. Наряду с этим в отделении осуществляется разработка и внедрение комплексных реабилитационных мероприятий, направленных на обеспечение возможности пребывания детей в дошкольных специализированных и массовых учреждениях. Специалисты отделения готовят детей к обучению по программе вспомогательной, речевой или массовой школы. С детьми и родителями проводится психотерапевтическая работа с использованием различных методик (как индивидуальных, так и групповых). Основной метод работы заключается в комплексном медико-педагогическом воздействии, включающем в себя медикаментозное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру, игровую психотерапию, логопедическую и дефектологическую работу, педагогические занятия, в том числе развивающего характера (музыкальная ритмика, пение, выработка тонких моторных навыков и т.п.). Родители могут посетить открытые логопедические занятия в начале лечения, в его процессе и по его окончании. При необходимости после окончания лечения больные получают направление в специальные детские сады и санатории для детей с последствиями органического поражения ЦНС и умственной отсталостью (по заключению отборочных комиссий), логопедические сады, речевые и вспомогательные школы.

    clinics.medsovet.info

    Микрополяризация

    Микрополяризация используется как отдельный метод лечения различных проблем с центральной нервной системой у детей, так и в комплексе с другими нелекарственными методами лечения (физиотерапевтические процедуры, ЛФК, массаж).

    Она способствует восстановлению и улучшению психических, двигательных функций, речевых навыков, устранению гиперкинезов, восстановлению функций тазовых органов.

    Термин «микрополяризация мозга» был введен для обозначения совершенно нового метода воздействия на центральную нервную систему электрическим током. Он позволяет целенаправленно изменять функциональное состояние мозговых клеток.

    В процессе микрополяризации ведется воздействие на мозговые структуры токами малой силы до 3-х милиампер. Сила тока в 1 миллиампер сравнима с теми электрическими импульсами, которые продуцируются самим мозгом. Влияние токов направленное, что достигается благодаря электродам небольшой площади, которые фиксируются на проекции пораженной зоны мозга или позвоночника. Микротоки, воздействуя на разные отделы ЦНС, вызывают ее функциональные изменения.

    Процедура может применяться детям любого возраста. Курс включает в себя от 10 до 15 процедур. Курсы лечения рекомендуется повторять через каждые 4 месяца после проведения последней процедуры.

    Показания к процедуре микрополяризации у детей:

    • перинатальная патология ЦНС и ее последствия;
    • детский церебральный паралич;
    • заболевания периферической нервной системы (невриты, невропатии);
    • минимальные мозговые дисфункции;
    • перенесенные оперативные вмешательства в области головного мозга либо позвоночника;
    • нарушения слуха и зрения;
    • задержка речевого развития;
    • неврозы и неврозоподобные состояния;
    • недержание мочи, кала;
    • процессы дистрофического и дегенеративного характера.

    Имеются противопоказания. Необходима предварительная консультация врача-физиотерапевта.

    1dgkb.ru