Открытые занятия для детей с синдромом дауна

«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка»

Татьяна Жданова
«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка»

Занятия с сыпучими материалами

Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены вниз и не помогают сохранению равновесия, а приподняты и совершают определенные действия. Во время таких занятий ребенок приспосабливается к весу сыпучего материала на лопатке или совке и учится сохранять равновесие. Кисти его укрепляются.

Примеры сыпучих материалов: песок, снег или сухие материалы в ведерке или коробке, например, сухие бобы, макароны или кукурузные зерна.

Игра «Наполни ведёрко песком»

Цель: учить сохранять равновесие, учить приспособиться к весу сыпучего материала, развивать стабильность корпуса и плеч, укреплять мышцы кистей и пальцев рук

Материал: песок, ведёрко и совочек

1. Играя с песком, хорошо использовать маленькие ковшики.

2. Начинайте с маленьких ковшиков, играя сидя.

3. Переходите к большим совкам с длинными ручками, чтобы ваш

ребенок мог рыть песок стоя.

Игры с молотком

Ударяя по предметам игрушечным молотком, ребенок развивает точность движений рук, приобретает стабильность корпуса и плеч. Существуют разные игрушки подобного типа.

Игра «Молоточек тук-тук-тук»

Цель: развивать стабильность корпуса и плеч, укреплять мышцы кистей и пальцев рук, развивать точность движений

Материал: молоточек, музыкальная игрушка для игр с детским молоточком.

Игры с водой.

Где бы ребенок ни занимался переливанием воды: в ванной комнате, в специально оборудованном для игры с водой его тело продолжает развивать способность удерживать стабильную позу, а руки привыкают контролировать движения, необходимые для наливания воды. В конце концов, малыш начинает совершать все требующиеся действии, не проливая воду. Обучение этому умению начинается с упражнений для малышей, и далее, по мере взросления ребенка, задания усложняются.

Наливая жидкость, ребёнок учится укреплять движениями предплечья и кисти и одновременно улучшает стабильность корпуса и плеч.

Игра «Готовимся к чаепитию»

Материал и оборудование: тазик с водой, фартучек, кукольный чайный сервиз.

Играя в коллективе, ребёнок с синдромом Дауна действует по подражанию и приобретает необходимые знания и умения.

Навыки игры с мячом.

Подпрыгивая, бросая и ловя мяч, ребенок использует стабильность корпуса как основу для движений рук. Игра в мяч труднее, чем другие виды деятельности, поскольку здесь есть движущийся предмет — мяч. Научиться ловить мяч ребенку с синдромом Дауна нелегко. Надо спланировать движения плеч, предплечий и кистей, чтобы мяч оказался в нужном месте в нужное время. Для успешного усвоения этого навыка рекомендуется следующая последовательность действий :

•Сидя на полу, надо катать большой мяч вперед и назад.

•Многим детям легче начинать с шаров, а не с мячей, когда они учатся ловить и бросать. Шары движутся медленнее, и у ребенка больше времени, чтобы успеть скоординировать движения.

•Начинать надо тихонько толкать шар друг другу, сидя или стоя, в зависимости от способности ребенка сохранять равновесие.

Игра «Покатай мяч»

Цель: учить ребёнка ловить и отталкивать мяч, развивать стабильность корпуса и плеч, укреплять движениями предплечья, активизировать мышцы кистей и пальцев рук, развивать точность движений

Материал и оборудование: большой надувной мяч.

Игра: «Лови мяч»

Цель: учить ребёнка ловить и бросать мяч, развивать стабильность корпуса и плеч, активизировать мышцы кистей и пальцев рук, развивать точность движений, учить координировать движения.

Материал и оборудование : большой надувной мяч.

Когда ребенок научится легко ловить шар, переходите к мягкому мячу средних размеров с шершавой поверхностью.

У некоторых мячей бывают специальные канавки, чтобы детям было легче их хватать. Отойдите на несколько метров и осторожно бросайте друг другу мяч

Подметание пола или работа граблями и лопатой.

Во время таких занятий тело и ноги остаются неподвижными, а руки работают вместе, совершая движения из стороны в сторону. Ребенку, который уже приобрел некоторые навыки, интереснее подметать пол под мебелью, для чего необходимо сгибаться всем телом.

Игра: «Подмети»

Материал и оборудование: веник

Игра: «Уборка»

Цель: развивать стабильность корпуса и плеч, укреплять движениями предплечья, активизировать мышцы кистей и пальцев рук, развивать точность движений.

Материал и оборудование: веник, совок.

Игра: «Собери снег в ведёрко»

Материал и оборудование: детская лопатка с длинной ручкой.

Раскачивание качелей и катание на них.

В этом упражнении добавляется сила движущегося объекта, поэтому ребенку сложнее сохранить равновесие. Руки должны выдержать воздействие этой силы и отталкивать качели, преодолевая его.

Вначале на детские качели положите куклу или мягкую игрушку, чтобы ребенок поупражнялся, раскачивая ее.

Раскачивая качели, ребёнок толкает их руками, удерживая корпус в стабильном положении. Так же находясь на качелях, ребёнок держится руками и стабилизирует положение своего тела.

Скатывание с горки

Скатываясь с горки, ребёнок старается удержать корпус в стабильном положении, напрягая мышцы спины, рук и плеч.

Игра со скакалкой

Даже если ребенок не может прыгать, очень полезно ему просто покрутить веревку со взрослым. Его корпус обеспечивает стабильность, а рука совершает круговые движения от плеча. Он может быстро устать, поэтому руки нужно чередовать часто. И менять направление движения.

Игра: «Весёлые прыгалки»

Цель: учить ребёнка совершать круговые движения руками с прыгалкой от плеча, развивать стабильность корпуса и плеч, развивать точность движений, развивать способность сохранять равновесие, учить координировать движения.

Материал и оборудование : прыгалки.

Во всех перечисленных видах деятельности ребенок развивает способность сохранять равновесие и при этом учится более точно и под большим контролем развивает способность сохранять равновесие и совершать движения плечами, предплечьями и кистями. Корпус должен служить устойчивым основанием для свободных движений рук в пространстве. Пока руки ребенка движутся, мышцы его спины, живота, груди и шеи приспосабливаются даже к небольшим переменам положения тела.

Стабильность плеч[ /u]

Мышцы верхней части спины и плеч образуют основу для совершения ребенком точных движений предплечьями, кистями и пальцами рук. У пианиста, выполняющего сложные движения пальцами и запястьями, постановка рук начинается с плеч и локтей. Такого же рода стабильность необходима ребенку, строящему башню из кубиков. Ему нужно принять правильную позу, «выстроить» нужным образом плечи, локти и запястья, чтобы кисти и пальцы рук смогли аккуратно ставить один кубик на другой. Кроме того, стабильность плеч помогает держать руки ровно, пока тело движется.

Занятия, способствующие развитию стабильности плеч, закладывают основу для навыков точных хватательных движений.

Ребёнок берет и ставит предметы на поверхности, расположенные на разной высоте от пола

Когда ребенок карабкается, он пользуется руками, чтобы подтянуться вверх.

Залезание на мебель. Надо поощрять это занятие, убирая диванные подушки, чтобы высота дивана была доступна вашему ребенку. Ребенок может залезать на мебель даже раньше, чем начнет ходить.

Залезание на мягкие модули. Если ребенок хочет залезть на большую машину, ему нужно прилагать больше сил, чтобы подтянуться.

А также скоординировать свои движения во время спуска с неё.

Игра: «Покатаемся на маши не»

Цель: учить ребёнка забираться на большую машину и слезать с неё, развивать стабильность корпуса и плеч, развивать точность движений, развивать способность сохранять равновесие, учить координировать движения.

Материал и оборудование : большая модульная машина

Игра: «Покатаемся на паровозе»

Цель: учить ребёнка забираться на большой паровоз и слезать с него, развивать стабильность корпуса и плеч, развивать точность движений, развивать способность сохранять равновесие, учить координировать движения.

Материал и оборудование : большой паровоз

1. Майра Питери и Робин Трилор. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» книга 4 – Навыки общей моторики

2. Майра Питери и Робин Трилор. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» книга 5 – Навыки тонкой моторики

— пер. с англ. М. Ассоциация Даун Синдром 2001г. изд. 2

3. Мариана Бруни «Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна»

Москва, Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» 2005 г.

Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Хотелось бы.

Формирование представлений у родителей об интеграции ребёнка с синдромом Дауна в общеобразовательную среду Формирование представлений у родителей об интеграции ребёнка с синдромом Дауна в общеобразовательную среду Пребывание ребёнка в детском.

Как организовать дома игры для развития речи детей Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада.

Конспект урока по математике с ребёнком с синдромом Дауна на тему «Сутки» Конспект урока по математике на тему «Сутки» с ребёнком с синдромом Дауна, обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина.

Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна. Тема : «Колобок катиться по дорожке»Цель:.

Проект «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста» Педагогический проект Паспорт проекта Тема проекта: «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста».

Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 17» г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ТЮРИНОЙ Л. К. Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка.

Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие.

Здоровьесберегающие технологии. Здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в условиях Дома ребёнка Здоровьеразвивающие технологии и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей по авторской программе Базарного В. Ф. в условиях.

www.maam.ru

Йога помогает детям с ДЦП и синдромом Дауна

Виктория Занкина рассказала нам про особенность занятий йогой с детьми, и как йога может помочь детям с нестандартным развитием.

— Вика, с какими детскими проблемами тебе приходится сталкиваться?

— За пять лет преподавания йоги детям я имела возможность (и огромную радость!) познакомиться с ребятами с синдромом Дауна, детским церебральным параличом (ДЦП), разными формами аутизма и некоторыми другими особенностями. Главное, что становится очевидным, что любой ребёнок с любым диагнозом — это обычный ребёнок, со своей удивительной картиной мира, своими мечтами, своими талантами. Также мне абсолютно ясно, что практика йоги полезна любому ребёнку и есть масса интересных способов донести её до ребят.

— Как йога может помочь таким детишкам?

— У каждого ребёнка свои сложности, а значит и свои задачи, в решении которых им может помочь йога. Ребята с синдромом Дауна часто имеют слабые мышцы и сложности с координацией движений, поэтому им полезны силовые и балансовые асаны. Многие ребята с ДЦП живут в состоянии повышенного или, наоборот, сниженного мышечного тонуса, от чего сокращаются их возможности передвижения в пространстве вплоть до полной обездвиженности. Таким ребятам полезна укрепляющая и/или расслабляющая практика с использованием асан, мантр. Одно из проявлений аутизма — постоянный стресс из-за специфической работы органов чувств: многие дети гипер- или гипочувствительны к звукам, цветам, прикосновениям. Этим ребятам нужно учиться осознанному расслаблению. Всем детям без исключению необходимы дыхательные практики, многим они важнее, чем асаны.

— Как меняются дети в процессе занятий?

— Девочка, с которой мы начали заниматься, когда ей было 4 года, с трудом могла оторвать ладошки от пола в бхуджангасане (позы кобры), не умела прыгать. После года индивидуальных занятий она еще два или три года занималась в группе. Сейчас танцует в одном из известных московских детских коллективов, в том числе и на крупнейших сценах Москвы. Девочка прекрасна как Солнце, у неё синдром Дауна. Мальчик, которому скоро 9 лет, сидит в падмасане с идеально прямой спиной, занимается в классе с обычными ребятами и очень старается, хотя и сложно ему. Два года назад он практически не принимал участие в занятии — лежал на полу и бегал по залу. У парня аутизм. Не так давно он начал произносить свои первые слова.

— Сколько времени нужно заниматься, чтобы появились значительные результаты?

— Как можно давать прогнозы, а, главное,и зачем? Многие родители особых детей ищут прогнозов и стремятся к определённости, но, если не видят результатов через обещанное время, бросают начатое и начинают искать новую панацею. В этой связи мне очень близок пример, который привела моя наставница по особой практике: посадив семечко в землю, нет смысла раскапывать её каждый день и смотреть, не появился ли росток. Гораздо полезнее его поливать, удобрять и всячески за ним ухаживать. Семечко обязательно прорастёт, когда будет готово. Займет это месяц, год, два, целую жизнь. или несколько? Это неизвестно, но известно то, что забота всегда даёт результаты. А насчёт «значительности» — каждый результат значителен, в процессе развития нет мелочей, каждый новый шаг есть база для следующего. Как в той песне у Flёr — «. и срослись по песчинкам камни. ».

— Как ты подбираешь упражнения для детей?

— Упражнения подбираются в результате наблюдения за ребёнком: что умеет делать, чему нужно/хочется научить? Йогический арсенал техник колоссален и на каждую задачу можно найти не один, а десятки способов её решения — ведь многие дети так любят разнообразие!

— Страдают ли «особые» дети от того, что они не такие, как все? Или больше страдают их родители?

— Родители, безусловно, очень обеспокоены и настоящим, и будущим своих особых детей. Особенно в условиях страны, где инфраструктура и отношение общества к «не таким» людям на грани фола. Ситуация меняется, но очень медленно. Будем надеяться, что и этот наш разговор, в том числе, поможет изменить ситуацию к лучшему! Ведь особым может стать любой ребёнок, даже тот, кто родился обычным. Знаю истории детей, у которых аутизм развился в результате прививки. Или детей, которые получили травмы в родах после абсолютно здоровой беременности, и оказались парализованы — ДЦП.
Страдают ли сами ребята? Кто-то да, кто-то нет — зависит от состояния ребёнка, отношения окружающих и получаемой помощи.

— Наверное нужно параллельно заниматься с родителями?

— Это наилучший вариант! В моём недавно открытом спецклассе для ребят с ДЦП я стараюсь уделять как минимум 30% занятия мамам. Ведь если мама или папа хорошо себя чувствуют, у них больше внутренних ресурсов помогать своим ребятам. На мой взгляд, наиболее актуальна для особых родителей мягкая практика, способная снять накопившееся мышечное и эмоциональное напряжение.

— Как помочь своему ребенку, если нет возможности заниматься йогой с хорошим преподавателем?

— Опыт особых родителей показывает, что, когда поблизости нет специалистов, родители либо сетуют на их отсутствие и тратят время на поиски, либо сами становятся специалистами! И если особый ребёнок станет стимулом для родителей начать практиковать йогу, то это здорово, так как польза будет двойной — родитель сможет не только помочь своему ребёнку, но и себе, и своим близким!

www.yoga.ru

Преодолеем вместе

Сайт для родителей особых детей
Вологодской области

Особенности развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте

Для ребенка с синдромом Дауна раннего возраста характерны следующие особенности:

  • В течение первых месяцев жизни развитие практически не отличается от обычных детей. Ребенок раннего возраста с синдромом Дауна проходит те же этапы развития, что и ребенок без нарушений, только несколько медленнее.
  • Сроки появления отдельных навыков попадают в диапазон возрастной нормы, но средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными, и возрастная разница в сроках появления навыков гораздо больше, чем у обычных детей.
  • Дети с синдромом Дауна, как правило, очень общительны: им нравится наблюдать за лицами, улыбаться и узнавать новых людей. Они учатся понимать выражение лица, положение тела и интонацию речи – ведь именно через них люди передают свои чувства. Младенцы с синдромом Дауна способны дольше обычных детей смотреть в лицо и взаимодействовать с окружающими. В целом, умение общаться считается сильной стороной детей с синдромом Дауна.
  • Понимание речи окружающих у каждого ребенка опережает собственную речь. При синдроме Дауна этот разрыв больше по объему словаря и длиннее по времени. Поэтому исследователи и практики предлагают временно дополнить собственную речь малыша вспомогательными способами общения (жестами), которые помогут сократить этот разрыв и предупредить возможные нарушения развития.
  • Дети с синдромом Дауна начинают говорить позже других детей, обычно в два-три года. Однако понимают они гораздо больше, чем могут сказать из-за трудностей, связанных с речедвигательной функцией.
  • Многим детям с синдромом Дауна трудно учиться, воспринимая информацию только на слух; это связано с тем, что примерно две трети из них страдают снижением слуха легкой или средней степени. Кроме того, у таких детей слабее развиты навыки слуховой памяти, необходимые для того, чтобы научиться говорить.
  • Умение сохранять статичную позу появляется гораздо раньше, чем способность к смене поз. Например, ребенок, уже умеющий сохранять позу сидя, еще не скоро научится садиться, в то время как у ребенка без нарушения мышечного тонуса умение садиться и способность сохранять позу сидя формируются практически одновременно.
  • Говоря о двигательной сфере, следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности: вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем. У ребенка со сниженным тонусом при отсутствии специальных занятий такой способ выполнения движений может наблюдаться до четырех-пяти лет. Ребенку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твердую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребенка, и он теряет интерес к деятельности. Формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна проходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата. Сила захвата снижена. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднять стабилизацию запястья и задерживать формирование пальцевых захватов.
  • Степень отставания когнитивного развития большинства детей раннего возраста с синдромом Дауна находится в пределах от легкой до средней. Уровень интеллектуальной деятельности некоторых детей находится между средним и низким пределами, и только совсем немногие дети имеют выраженную задержку интеллектуального развития.
  • Как правило, кратковременная зрительная память развита у детей с синдромом Дауна лучше, чем вербальная. Это означает, что им легче учиться с помощью зрительной информации, чем с помощью информации, которую нужно воспринимать на слух.
  • Большинство навыков самообслуживания напрямую зависят от развития навыков мелкой моторики. Таким образом, ребенок с синдромом Дауна научится держать в руках чашку и пользоваться ложкой несколько позже, чем обычные дети. Однако прогресс в этой области также зависит от практики, поэтому необходимо позволять ребенку пытаться есть самостоятельно, не бросаться помогать, даже если он поначалу будет пачкать все вокруг.
  • Обучение умению пользоваться туалетом – это развитие навыка, для чего важно продумать определенный распорядок и систему вознаграждений. Детям не обязательно проситься в туалет словами, в процессе тренировки они могут научиться подавать нужный сигнал.
  • Методические рекомендации для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста с синдромом Дауна

    В основу методических рекомендаций были положены материалы, предложенные в работах П.Л. Жияновой, Е.В. Поле, Т.П. Есиповой, Е.А. Кобяковой, А.В. Мерковской. Методические рекомендации предназначены для педагогов, работающих с детьми раннего возраста с синдромом Дауна, а так же для родителей.

    Есть две основные особенности стимуляции детей раннего возраста: во-первых, занимаются с ребенком родители, и, во-вторых, только очень небольшая часть стимуляции развития ребенка проходит в форме занятия, основные же задачи решаются в повседневной жизни и игре.

    Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения ребенка с особенностями развития совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи при передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут).

    Очень часто ребенок с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу), двигательная (через движения тела и манипуляции с ним) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция. Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз». Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.

    1. Для развития крупной и мелкой моторики полезно использовать следующие приемы и упражнения:
    2. Назначение общего тонизирующего и укрепляющего массажа с первых недель жизни и выполнение рекомендаций по массажу;
    3. Физическое соприкосновение (поглаживание, похлопывание, прижимание);
    4. Смена положений во время бодрствования (в руках на весу у взрослого ребёнок лежит лицом верх, вниз, лёжа на животике на груди у взрослого, раскачивание на руках у взрослого и в люльке, частое выкладывание на живот, ношение ребёнка впереди себя, сзади в предназначенных для этого сумках);
    5. Совместное купание с ребёнком, игры в воде;
    6. Катание ребёнка на гимнастических мячах и игры с лёгкими надувными мячами;
    7. Стимулирование передвижений с помощью игрушки (вперёд, в стороны), через препятствия;
    8. Использование игрушек, в которые можно играть только стоя, нажимая на клавиши, кнопки;
    9. Прикрепление к ногам ребёнка лёгких шумовых игрушек (пусть пробует ударить по ним ногой);
    10. Стимулирование передвижений вдоль опоры (у дивана);
    11. Стимулирование передвижений с помощью игрушки;
    12. Предоставление простора для самостоятельного передвижения (ползание — только вперёд, передвижение — стоя, вдоль мебели и других подручных предметов);
    13. Массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
    14. Касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);
    15. Вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добавление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и т.д.);
    16. Совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);
    17. «Пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);
    18. Игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);
    19. Побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);
    20. Игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);
    21. Пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).
    22. В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.

    23. Стимуляция слухового восприятия:
      • Массаж ушной раковины несколько раз в день (по внешней части уха сверху вниз — стимуляция акупунктурных точек);
      • Подношение шумовых игрушек то к одному, то к другому уху ребёнка (звенеть игрушкой в разных направлениях: вверх-вниз, в стороны);
      • Подвешивание звенящих игрушек на расстоянии 25—30 см от глаз ребёнка, вначале по центру, затем по разные стороны;
      • Включение аудиокассет с шумом леса, воды, а также детских песенок (звуки должны быть негромкими);
      • Пение ребёнку (изображая то, о чём поёте);
      • Проговаривание с ребёнком своих действий, желаний (задавайте вопросы с разной интонацией);
      • Обращение внимания ребёнка на домашние звуки и на уличные во время прогулок;
      • Использование игрушек с заводом (курочка, клюющая зёрнышки, машинка, медведь, котик и тому подобное);
      • Повторение звуков ребёнка, придумывая на определённый звук песенку;
      • Частое называние ребёнка по имени (полным и уменьшительно- ласкательным именем);
      • «Знакомство» ребёнка с другими членами семьи (как зовут, кем приходится) и с хорошо знакомыми, близкими к семье ребёнка людьми;
      • Артикулирование гласных звуков «а», «о», «у», «и», губных согласных «п», «б», «м» при закрытых ушах ребёнка и затем открытых, произнося эти звуки сочным распевным голосом;
      • Использование простых музыкальных инструментов (колокольчик, погремушки с разным звучанием, пищалки, бубен, барабан);
      • Использование музыкальных неваляшек, игрушечного телефона (например, поговорите с ребёнком по телефону).
      1. Стимуляция зрительного восприятия:
      2. Приближайте и удаляйте своё лицо от лица младенца, медленно покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребёнок проследил за вашим лицом (ласково позовите, улыбнитесь);
      3. При кормлении подносите грудь или соску к малышу с разных сторон для стимуляции глаз;
      4. Подвешивайте яркие цветные игрушки, ленты, фольгу, лоскутки материи с разных сторон кроватки (не перенасыщайте, меняйте раз в 2—5 дней);
      5. Используйте музыкальные подвесные модули (например, карусель с подвешенными к ней игрушками, которая крутится, что позволяет ребёнку следить глазами за движущимися предметами);
      6. Поместите в кроватке ребёнка небольшое зеркало, чаще подходите с ребёнком к большому зеркалу, гримасничайте, «играйте» с отражением;
      7. Нарисуйте смешную рожицу на своём указательном пальце (можно на теннисном мячике), пусть ребёнок следит за движениями вашего пальца, то же и с игрушкой;
      8. Фиксируйте взгляд ребёнка «глаза в глаза» (игра «Ку-ку»: закрыть глаза, открыть);
      9. Составьте альбом с фотографиями самых важных людей в жизни вашего ребёнка и смотрите его вместе;
      10. Время от времени переносите ребёнка в другие помещения, на прогулке поместите ребёнка так, чтобы у него был широкий обзор происходящего вокруг;
      11. Давайте ребёнку большие, лёгкие в стирке вещи (одежду), чтобы он изучал их и играл с ними;
      12. Бросайте, катайте предметы, чтобы ребёнок наблюдал траекторию движения;
      13. Вырабатывайте чувство высоты (безопасности), показывая, как можно упасть безопасно («Ехали по кочкам»);
      14. Подготовка артикуляционного аппарата к активной речи, развитие речи и общения: в период младенчества ребёнок вступает в общение с помощью мимики и экспрессивных движений. Поэтому главными задачами на этом этапе являются организация правильного общения с ребёнком, подготовка артикуляционного аппарата к речи, стимуляция речевой активности.
      15. Самым значимым в этот период для ребёнка является общение со взрослым, который относится к малышу с любовью и нежностью. Помимо правильной организации общения следует использовать простой массаж органов речи и речевых зон. Это связано с тем, что у ребёнка с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус, амимичность лица, анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата.

        • Массаж лица перед кормлением (поглаживание одним пальцем вокруг угла рта — движение направлено сверху вниз и огибает уголки рта; поглаживание лица от щёк ко рту, наружное поглаживание гортани сверху вниз, осторожное потирание одним пальцем дёсен и нёба от передней до задней части, поглаживание кусочком льда вокруг рта, собирание губ ребёнка в «трубочку»);
        • Массаж при кормлении с ложки (пища должна быть мягкая, ровная по консистенции, ложку с пищей нужно аккуратно положить на язык и слегка надавить его вниз и внутрь ротовой полости — обязательно соблюдать паузы, давать ребёнку время вытянуть вперёд губы и снять пищу с ложки);
        • Питьё из чашки (начинать лучше с густого питья, например с густого сока или кефира, положить край чашки малышу на нижнюю губу и влить немного жидкости в рот; если ребёнок не поймёт, что нужно закрыть рот, нажмите под подбородком вверх, рот закроется, и он рефлекторно сделает глоток);
        • Развитие навыков жевания пищи начинать нужно с песочного печенья типа «Курабье»: положите небольшой кусочек за верхнюю челюсть в районе жевательных зубов, стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка — малыш просто вынужден будет начать двигать языком из стороны в сторону; не забывайте класть кусочки пищи то слева, то справа;
        • Имитируйте поведение младенца: повторяйте его звуки, выражение лица;
        • Используйте «детскую речь» — высокий распевный голос;
        • Говорите медленно, с длинными паузами;
        • Используйте монолог в форме диалога: обращайтесь к малышу, и хотя ответные сигналы от него пока отсутствуют, ведите себя так, будто они есть;
        • Разговаривая с ребёнком лицом к лицу, сохраняйте «особое» выражение: брови подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт — выражение любви, внимания, радости, готовности уловить любой отклик малыша;
        • Повторяйте за ребёнком любые вокализации, слоговые цепочки и тому подобное;
        • Чётко произносите звуки с выделением («б-б-б», «а-па»);
        • Тормошите ребёнка, чаще поглаживайте, прижимайте к себе, пощипывайте губки, щёчки, называйте части тела, касаясь их губами и поглаживая;
        • Произносите имя ребёнка с разной интонацией, находясь с разных сторон кроватки;
        • Обучайте слоговым дорожкам с чётким выделением артикуляции, с движениями перед лицом ребёнка («ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма»);
        • Учите узнавать предметы на вопросы «Что это?», «Кто это?»;
        • Учите находить 1—2 знакомых предмета, постоянно находящихся в определённых местах — соотношение слева, справа;
        • Формируйте указательный жест; используйте в общении с ребёнком жесты, заменяющие слова (например :«Дай!» — быстрое сжимание и разжимание пальцев протянутой руки, «На!» — протянутая рука с предметом, «Спасибо», — кивок головой вверх-вниз, «Нет», — поворот головы вправо-влево и так далее). Жестовому языку учит обязательно взрослый;
        • Работайте с книгой и альбомом с фотографиями: листайте страницы, рассматривайте картинки, фотографии, называйте, кто на них изображён; просите малыша показать, где на фотографии мама, папа и другие члены семьи; просите малыша показать, где на картинке собачка, котёнок, кукла, мишка и так далее;
        • Развивайте выдох (дуть на кусочек ватки, бумажную бабочку, салфетки, в дудочку, задувать свечку и так далее);
        • Рисуйте палочки, линии с обязательным комментированием («Это забор, за забором собачка живёт: «Ав-ав!», на заборе петушок кричит: «Ку-ка-ре-ку!»»);
        • Стимулируйте речевую активность в бытовых ситуациях (при одевании, кормлении, купании, приготовлении пищи — «параллельный разговор»).
        • Возраст от 1 года до 3 лет:

      До года деятельность ребёнка носит предметно-ознакомительный характер. После года ребёнок начинает ходить, увеличивается объём его перемещений в пространстве и, как следствие, расширяется поле его деятельности. Теперь ребёнок не только задаётся вопросом «Что это?», но и «Что делать с этим?». Деятельность ребёнка приобретает наглядно-действенный характер. Особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослыми. Из наблюдений за действиями взрослого ребёнок узнаёт, что и как делать, пытается повторить действия. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные действия. В этот период ребёнок начинает обращать внимание на то, что делают другие дети. Если ребёнка привлекать к совместным играм с другими детьми, то к концу данного этапа можно развить способность самостоятельной игры со сверстниками.

      При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:

    24. Обязательно назвать предмет;
    25. Охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;
    26. Показать, как этим предметом можно действовать.
    27. Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами.

      В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с синдромом Дауна становится очевидным дисбаланс между пониманием речи окружающих и развитием собственной речи. Ни в коем случае не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи» и «повтори», так как на эти просьбы у ребёнка может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай» или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает, и отвечает сам.

      Развитие речи в этот период идёт по следующим направлениям:

    28. Расширение пассивного словаря ребёнка (понимание названий, действий, явлений и так далее) без собственного речевого выражения;
    29. Обучение неречевым средствам общения (жесты, карточки со словами);
    30. Вызывание собственной речи посредством звуков, звукоподражаний и тому подобного;
    31. Работа по развитию слухового внимания и восприятия (различение звуча- ния музыкальных инструментов, бытовых шумов, звукоподражаний и слов);
    32. Работа по развитию речевого дыхания (учим ребёнка делать выдох через рот, дуть на лёгкие предметы).
    33. Формирование умения узнавать и показывать предметы, совершать действия с ними, знакомство со свойствами предметов. Пример: «Где твоя кукла? Вот она. Покачай куклу», «Покажи, где у Маши нос, глаза, рот, уши».

    34. Игрушки ребёнка;
    35. Части тела;
    36. Предметы одежды;
    37. Предметы туалета (мыло, щётка и так далее);
    38. Предметы домашнего обихода;
    39. Отдельные названия предметов из окружающей ребёнка жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины и так далее);
    40. Семья.
    41. Накопление пассивного словарного запаса без собственного речевого сопровождения, по тем же темам. Взрослый, используя ситуации повседневной жизни, называет предметы, которые берёт ребёнок, учит различать их среди других, называет действие, которое производит ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок («холодно», «тепло», «вкусно» и тому подобное).

      На этом этапе, от 1 года до 3 лет, у ребёнка начинает проявляться большая самостоятельность в исследовании окружающего мира — в какой-то мере он может и не нуждаться в помощи взрослых. Вдруг отказывается выполнять их просьбы, становится капризным, агрессивным, или наоборот, выражает пассивность к происходящему вокруг, становится вялым и медлительным. Родителям следует учитывать эти наклонности, что поможет правильно организовать и жизнь ребёнка в целом, и различные занятия с ним.

      Легковозбудимых детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнить то или иное задание, постепенно увеличивая число поручений. Вырабатывать в них аккуратность и привычку доводить дело до конца. Стараться говорить спокойно, доверительно, иногда шёпотом, «на ушко». Развивать внимание посредством заданий на длительность выполнения. Для таких детей не следует во время занятий использовать слишком подвижные игры. При подготовке и по окончанию занятия соблюдать очерёдность раскладывания и собирания необходимых принадлежностей.

      Заторможенных, вялых детей следует выводить из пассивного состояния, но без нажима, осторожно. Для этого надо поощрять, ободрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности. Старайтесь привлечь внимание малыша красочными предметами и картинками, сами будьте более эмоциональными, пойте во время занятия, играйте в подвижные игры, шутите, смейтесь с ребёнком.

      При развитии мелкой моторики следует обратить внимание на следующие аспекты:

    42. Формирование щепотного захвата (большим, средним и указательным пальцами);
    43. Формирование пинцетного захвата (большим и указательным пальцами);
    44. Развитие стабильности запястья. Формирование захвата происходит при использовании различных по величине и форме предметов. Для развития щепотного и пинцетного захватов ребёнку нужно иметь возможность брать в руки мелкие предметы.
    45. Для развития стабильности запястья хорошо использовать следующие упражнения:

    46. Перекладывание предметов, различных по величине, фактуре, с места на место;
    47. Открывание, закрывание коробочек;
    48. Открывание дверей, поворот ручки;
    49. Расстёгивание липучек-застёжек;
    50. Катание карандашей в ладошках;
    51. Катание между ладонями грецких орехов, специальных резиновых шариков с шипами.
    52. Для развития щепотного и пинцетного захватов можно давать ребёнку следующие задания:

    53. Самому брать кусочек печенья, сухарик;
    54. Зубочисткой накалывать кусочки еды;
    55. Вытягивать ленту из коробки за торчащий кончик;
    56. Нанизывать предметы (например, пусть ребёнок наколет шарики пластилина на палочки, наденет кольца на пирамидку или верёвочку);
    57. Рисовать в воздухе, крупой в коробке;
    58. Наматывать тонкую проволоку, нитку на палец;
    59. Игры с конструктором, мозаикой;
    60. Для развития подвижности кистей рук очень полезны занятия ручным трудом. Для развития навыков работы с пластилином на начальном этапе используйте тесто.
    61. Выполнение данных методических рекомендаций позволит приобрести опыт взаимодействия со ребёнком, направленный на его развитие. Предложенные игры и упражнения помогут ребёнку с синдромом Дауна освоить новые умения и навыки, а ежедневное повторение позволит окончательно сформировать и закрепить их.

      xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai