Отличие запинок от заикания

Отличие запинок от заикания

Иногда родители дошкольников замечают, как их ребенок несколько раз повторяет звуки или слоги, прежде чем произнести слово. Стоит ли беспокоиться? Может быть, ребенок заикается? Скорее всего, нет. Такое нарушение речи часто напоминает заикание, но в большинстве случаев им не является. Это так называемые физиологические запинки или итерации (повторения), которые встречаются в речи детей от 2 до 5 лет.

Физиологические запинки представляют собой возрастное нарушение темпо-ритмической стороны речи. В это время активно развивается фразовая речь, значительно увеличивается словарный запас и усваиваются грамматические категории. Так двухлетний ребенок использует около 50 слов, а пятилетний — порядка 3-х тысяч. К пяти годам ребенку предстоит овладеть многочисленными правилами склонения, спряжения, согласования слов, а также исключениями из этих правил. Происходит активное развитие мышления: ребенок сравнивает и обобщает предметы и явления, устанавливает причинно-следственные связи. При этом речевые возможности ребенка (речевое дыхание, артикуляция, программирование высказывания) могут не соответствовать развитию мышления, отставать от него. Вот почему речь детей сбивчива, хаотична, содержит много повторений. Дети при этом не замечают этих явлений, не стесняются их и не испытывают трудностей в общении.

Таким образом, физиологические запинки являются естественными, обычно наблюдаются у ребенка в течение всего нескольких месяцев и полностью исчезают к пяти годам.

При неблагоприятных условиях запинки могут задержаться на более длительное время. В некоторых случаях они приобретают длительный и стойкий характер и переходят в заикание.

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. Заикание внешне также выражается различными видами речевых запинок: многократные повторения, напряжённое произнесение отдельных звуков или звукосочетаний, внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений.

Заикание бывает «запрограммированным» в организме человека в связи с нарушением нервной систем или может быть приобретенным. Причинами первого типа заикания являются родовая травма, тяжелое протекание беременности у матери, большое количество перенесенных болезней в детстве. Приобретенное заикание может возникнуть из-за сильных переутомлений, стресса, испуга, конфликтов в семье.

В отличие от физиологических запинок заикание имеет судорожный характер. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект. Заикание лишает ребенка нормальных условий общения, ведет за собой изменения в психике ребенка, переходит в логоневроз.

Дети группы риска, у которых может возникнуть заикание:

  • дети, страдавшие в раннем возрасте спазмофилией и имеющие повышенную судорожную активность;
  • дети, имеющие в роду заикающихся лиц;
  • дети с задержкой психического и речевого развития, алалией, дизартрией;
  • дети с ранним ускоренным речевым развитием, когда предъявляются непосильные для ребенка требования и происходят информационные перегрузки;
  • дети, имеющие в своем окружении людей с заиканием;
  • дети с тревожными чертами характера;
  • дети, наблюдающие конфликтные ситуации в семье;
  • социально депривированные дети, которые проводят большую часть своего времени за компьютером и телевизором, так как это источник информационной перегрузки нервной системы.

Для профилактики заикания родителю ребенка с запинками следует придерживаться следующих рекомендаций:

· Не показывайте ребенку своего беспокойства, не исправляйте его, не просите говорить ребенка медленно или более понятно.

· Давайте ребенку время выговориться, слушайте его с интересом, не перебивая.

· Организуйте правильный режим дня, удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

· Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации, не ссорьтесь, не кричите, будьте спокойны и сдержаны.

· Не запугивайте ребенка, не наказывайте, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном.

· Не перегружайте ребенка избыточной информацией, не соответствующей его возрасту и возможностям.

· Ограничьте просмотр телевизора и компьютерные игры до 10 мин в день. Выбирайте спокойные мультфильмы и игры без агрессивных персонажей, торопливой речи героев, быстрой смены кадров.

· Предъявляйте одинаковые требования к ребенку со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду.

· Если Ваш ребенок левша, не переучивайте его.

Если при соблюдении благоприятных условий запинки в речи ребенка не проходят в течение несколько месяцев, Вам следует обратиться к врачу-неврологу. При этом, чем раньше будет оказана помощь заикающемуся ребенку, тем благоприятнее прогноз в лечении заболевания.

1. Лохов М.И. Фесенко Ю.А. Если у ребенка заикание. — М., 2011.

2. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. Книга для родителей. – М., 2007.

3. Парамонова Л.Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. — М., 2011.

4. Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. Заикание. – М., 2004.

d133.shko.la

Заикание или физиологические итерации в 2,4 года? Реально испугалась..)

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Месяц назад столкнулась с такой вот проблемой:
Ребёнок неожиданно стал заикаться, резко прям. Я под это дело сразу испуг подогнала)) мало ль за день, что происходит — в общим нашла причину)
В течение 2-4 дней запинаться стал всё чаще, практически на каждом слове, ну тут я ещё подсобила, ругать стала и акцентировать внимание. Выглядит ужасно, ребёнок ещё вчера говоривший всё подряд, сложными предложениями, вдруг несколько слов связать не может. па-па-па-па-ш-ли-ли-ли..как-то так(
Вызвали невролога: пораспрашивала меня о родах — всё идеально, но возраст 32 — фактор 1, размер плода — 4,5 кг — фактор 2, стимуляция на потуги — фактор 3, у невролога, кароче, всё сраслось по факторам))) ребёнка практически и не смотрела, зато навыписывала: панагам, фенибут, отвары, ванны. телек отключить, режим молчания месяц (ребёнку вопросы не задаём и всё такое)
Попутно выяснив, что у нас с дитём совместный сон, вытаращила глаза и объяснила мне, что это чёткий путь к онанизму (тут я усомнилась в её компетенции во второй раз, в первый раз. когда она мне доказывала, что молочных зубиков 32))

Ну и пошла изучать эту тему. лекарства не давала. (глицин пару дней) За ночку в интернете уяснила, что у нас физиологические итерации, в нашем случае, когда происходит резкий скачок в развитии мышления, а сам речевой аппарат ещё не скакнул физически — этот дисбаланс приводит к таким «поломкам» речи. Успокоилась. прекратила жаластливо смотреть на ребёнка, успокоила всех родственников. и через неделю у нас всё прошло.
Итак, возможно кому-то поможет:
Запинки: заикание, обязательно судорожного характера, а физиологические итерации не судорожного. Как правило, наши врачи, гребут всё под одну гребёнку и выписывают всем одно и тоже..(
На самом деле реальное заикание у 2-3% запинающихся.
Возраст физиологических запинок: от 2 до 5 лет, обычно очень развитые детки.
Прикрепляю табличку «Сходство и различие запинок не судорожного(итерации) и судорожного характера (заикание)» ¶

www.nn.ru

Заикание или итерации

Взрослые боятся, что это заикание. Но логопед чаще всего делает заключение – «физиологические итерации». Что же это такое, и чем это явление отличается от заикания, мы и поговорим.

Специальная терминология

Физиологическими итерациями называется повторение детьми некоторых звуков или слогов, которое обусловлено возрастным несовершенством деятельности слухового и речедвигательных анализаторов. Это несовершенство обычно проявляется в период становления речи, причем ученые считают, что итерации могут проявиться не только в дошкольном возрасте, но и гораздо раньше – в период появления у ребенка первых слов, а иногда и еще раньше – в период «агуканья».

В литературе можно встретить и другое название физиологических итераций – персеверации, что дословно переводится как «застревания». Причина персевераций кроется в особенностях закрепления в памяти слов, понятий и явлений. Дело в том, что в дошкольном возрасте слуховые и кинестетические образы целого ряда слов недостаточно четкие, поэтому ребенок просто напросто ошибочно может их воспроизводить, исправлять сам себя, повторять более точную версию, а потому переставлять или повторять звуки, слоги и т.д.

Такие неточности и повторения специалисты относят к возрастным нарушениям темпо-ритмической стороны устной речи, когда итерации являются наиболее характерными и яркими недостатками в период формирования фразы, то есть после двух лет.

Когда ребенок растет, его восприятие не ограничивается минимумом: вокруг столько всего интересного и нового, названия которому малыш пока просто не знает, но очень хочет знать, а потому все слова, произносимые взрослыми, соотносятся с предметами, обозначаемыми этими словами, и усваиваются (запоминаются именно в звуковом и предметном соотношении).

В сенситивный период речи, то есть, в момент ее развития и становления, нервная система испытывает колоссальные напряжения. Судите сами: кроха знает уже много предметов и явлений, но его речевой аппарат еще не до конца сформирован, а потому мышление просто опережает речевые возможности говоруна, из-за этого он и совершает эти самые физиологические запинки и повторы, поправляя сам себя. К тому же речевое дыхание так же несовершенно (оно еще не оформлено), и возможность произнесения длинных фраз затруднена психологически по причине того, что моторная реализация речи отстает от психической стороны речевой активности.

На этапе формирования речи логопеды, психологи и внимательные родители отмечают такие особенности детской речи, как повторы отдельных слогов или слов. Сами же говоруны не замечают за собой эти недостатки, так как для них это просто самосовершенствование речи. Именно поэтому логопеды говорят о том, что итерации подобного рода не влияют на процесс становления речи и коммуникативные навыки ребенка, и речевое общение остается в норме.

Для ребенка в возрасте от 2 до 5 лет важным становится познание мира: он уже много знает, но интерес распространяется на другие незнакомые предметы и явления – это классический вариант «почемучек». Стремление узнать гораздо больше, чем уже есть в памяти, провоцирует высокую эмоциональную насыщенность познавательной и речевой деятельности: пассивный словарь обогащается, ряд слов входит в активный словарный запас, но речевой аппарат еще физиологически не может выговорить все правильно. Или память выуживает незнакомое слово, которое очень знакомо по звуковому или зрительному восприятию, поэтому его хочется ввести в активную речь, а потому ребенок тренируется, «спотыкается», переставляет звуки и слоги, некоторые слова произносит нечетко, повторяет их снова и снова, доводя до нормы (в детском понимании).

С точки зрения взрослого человека, не посвященного в тайны развития речи маленького говоруна, это выглядит как хаос слов и слогов, разбросанность их в предложении, нечеткое произношение и неверное оформление фразы. А посвященные родители понимают, что это особенность речевого периода растущего ребенка.

Поправлять? НАДО!

Чтобы эта особенность не переросла в патологию, ребенку требуется постоянное общение с окружающими: слыша нормальную в плане фонетики, грамматики и синтаксического оформления речь, карапуз совершенствует свои речевые навыки. Кроме того, важно и педагогическое воздействие взрослого человека: ненавязчиво поправляя ребенка, подсказывая правильные варианты слов и синтаксических конструкций, сами родители помогают закреплению в памяти правильных, четких и прочных слуховых и кинестетических образов слов, словосочетаний и даже отдельных предложений.

В результате такого воспитательного воздействия итерации как явления переходного периода становления речи проходят. И уже к 4-5 годам ребенок способен самостоятельно управлять своим речевым потоком и в плане артикуляции, и в плане соотношения «слово-предмет». При правильном родительском отношении к физиологическим итерациям самоконтроль становится для ребенка нормой, и он при необходимости сам уже вполне спокойно и без запинок исправляет допущенные фонетические ошибки.

Если же ребенок ослаблен постоянными болезнями, если в анамнезе имеется родовая травма, или беременность была осложненной, если в период становления речи родителями допускались систематические речевые ошибки, или педагогические приемы были выбраны неверно, физиологические итерации могут задержаться на более длительный срок или даже перейти в заикание.

Отличие от заикания

Внешние проявления заикания весьма напоминают итерации: ребенок многократно повторяет слоги или звуки, при этом напряжение при повторе звука-слога-слова очевидно и носит судорожный характер. Речь может внезапно прерываться достаточно длительной паузой. Большое количество таких запинок или сочетание различных «спотыканий» и пауз характерно для детей с невротической формой заикания.

При этом запинки и паузы проявляются и после периода становления речи, то есть с 2 до 6 лет, и сохраняются более долгое время (более 2-3 месяцев) и очевидны на фоне хорошо развитой фразовой речи. Если итерации появляются в речи как показатель развития и совершенствования познавательной активности и формирования словаря и грамматической стороны речи ребенка, то заикание чаще всего появляется остро и чаще всего после перенесенной психической травмы.

Если внимательно наблюдать за речью своего ребенка, вы поймете, что он вступил в фазу становления и совершенствования своего умения говорить. Следите за «почемучками», отвечайте на их вопросы просто, но в то же время правдиво, ненавязчиво поправляйте ошибки и просите правильно повторить слово. Со временем ребенок научится повторять за вами правильный вариант произношения и будет использовать привычный (нормальный) вариант слов. Если же вы видите, что задержка фразы, неправильное произношение или длительные паузы в речи связаны с судорожными явлениями, если ребенок мучительно пытается начать фразу и не может, возможно, это заикание, для лечения которого важно своевременное обращение к логопеду.

Если вы сомневаетесь, физиологические итерации у крохи или заикание, не стесняйтесь обращаться к специалистам – ваш ребенок важнее комплексов, и его здоровье и успешность должны побороть все ваши родительские стеснения. Совершенствуйте свои и детские коммуникативные навыки, расширяйте словарный запас и будьте уверены: в будущем такая работа принесет свои плоды.

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

doctor.kz

ЗАИКАНИЕ — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

Физиологические запинки , а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или Задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи — это запинки несудорожного характера .

Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей по данным Зеймана). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы — это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с ЗПР и ОНР.

В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка м.б. различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку.

Как Вы можете помочь ребенку с физиологическими запинками

Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.

Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.

Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).

Удостоверьтесь, что Ваш ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.

Давайте ребенку время говорить без перерыва.

Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.

Если Ваш ребенок левша е переучивайте его.

Будьте спокойны и сдержаны.

Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш:

— употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

— повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

— делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

— затрудняется перед началом речи.

Заикание или запинки судорожного характера

Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше). — такое заикание считается первичным и для его преодоления Вам необходимо соблюсти нескорые рекомендации:

Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим:

Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

Но если этого не случилось, то Вашему ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил:

www.logopedspb.ru

ЗАИКАНИЕ, нарушение речи, характеризующееся запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи, возникновении чувства страха и стыда.

В большинстве случаев заикание начинается в детстве и длится от нескольких месяцев до нескольких лет. В отличие от заикающихся взрослых большинство заикающихся детей выздоравливает спонтанно. Заикание чаще бывает у мальчиков, чем у девочек, иногда возникает у нескольких членов семьи. Оно редко встречается в примитивных сообществах; некоторые ученые связывают это в основном с тем, что в таких культурах от детей меньше требуют послушания или каких-либо достижений.

Почти все заикающиеся способны говорить плавно, когда они одни, либо читают с кем-то в унисон, либо эмоционально увлечены, либо поют, шепчут или говорят на каком-либо диалекте, либо существенно изменяют свой голос, дыхание или манеру говорить, а также во многих других случаях. Заикающиеся испытывают особенные трудности при общении в сложных ситуациях, например при выступлении перед слушателями, в спешке, когда стремятся получить одобрение или чрезмерно сосредоточены на себе и своем заикании.

Большинство запинок при заикании представляют собой повторы или продление начальных звуков или слогов либо полную остановку на начале слова или слога. Запинки могут сопровождаться непроизвольными движениями мышц лица, шеи, конечностей, а также вставками посторонних слов или звуков. Эти «вторичные» симптомы, возникающие как реакция на запинки, усугубляют впечатление затрудненности и неуверенности речи заикающегося. Кроме того, у заикающихся часто отмечаются такие явления, как страх различных слов или звуков, стремление использовать синонимы или иносказательные обороты, чтобы избежать пугающих слов, попытки уклониться от ситуаций, где надо говорить, раздражение в адрес слушателей, когда те пытаются подсказать слово, отводят глаза в моменты особой судорожности речи или же советуют говорить медленнее и не волноваться.

Причины заикания неясны. Было предложено много теорий, но ни одна не получила широкого признания. Некоторые ученые считают, что заикание частично объясняется органическими нарушениями: например, заикающимся не свойственна выраженная в норме доминантность одного полушария головного мозга над другим. Другая органическая теория утверждает, что у заикающихся иной тип слухового восприятия, в результате чего они слышат собственную речь чуть-чуть с запозданием (на доли секунды). Это предположение основано на том, что люди с нормальной речью часто начинают говорить с заиканием при задержке слухового восприятия собственной речи. Есть теории, которые рассматривают заикание преимущественно как приобретенное поведение. Согласно одной из таких концепций, существующей в разных вариантах, заикание возникает как реакция напряжения или как неуверенность в речи, отражающая детскую убежденность в том, что говорить трудно. Таким образом, предполагается, что заикание происходит вследствие речевых неудач ребенка или чрезмерного давления на него со стороны окружающих; например, оно может порождаться тревожными или слишком требовательными взрослыми, которые пытаются поправлять нормальные сбои в речи ребенка, усматривая в них речевой дефект. Психоаналитиками была разработана иная теория заикания как приобретенного поведения, усматривающая в нем симптом невротического конфликта или неудовлетворенных потребностей, например бессознательной попытки получить оральное эротическое удовлетворение или не допустить выражения запретных мыслей и чувств.

Лечение заикания чрезвычайно разнообразно. Многие методы дают немедленный результат, но специалисты резко расходятся в оценке их долговременных эффектов. К числу основных приемов относятся замедленная или же ритмизированная речь и другие изменения нормального стиля речи. В некоторых методиках применяются мягкие формы наказания за заикание и награды за беглость речи. Для страдающих заиканием разработаны специальные устройства, либо отбивающие ритм, с которым можно координировать речь, либо создающие шум для блокировки слуховой обратной связи.

Для лечения заикания используются также гипноз, релаксация, медикаментозные средства, дыхательные упражнения и многое другое. Ряду больных удается помочь, но всегда сохраняется опасность рецидива. В большинстве случаев лечение в детском возрасте дает более надежные результаты, но в целом заикание остается одной из нерешенных проблем речевой патологии.

www.krugosvet.ru