Отсутствие речи при аутизме

Содержание:

Аутизм. Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции

Первичная звуковая травма тормозит развитие речи у ребенка, и нужные речевые навыки не появляются в положенный срок. Обычно отмечается запаздывание или отсутствие фазы гуления и лепета. Когда лепет и гуление возникают, они обычно не интонированы (мало окрашены эмоционально) и не обращены к взрослому.

Часть 1. Причины возникновения. Воспитание ребенка с аутизмом

Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям

Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции

Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом

Часть 6. Роль семьи и окружения в воспитании аутичных детей

В этой статье рассмотрим особенности развития речи у аутичных детей. Напомним, что возникновение аутизма связано, прежде всего, с травмой в звуковом векторе, в результате чего ребенок отгораживается от мира, значительно снижается его обучаемость и способность к контакту с окружающими. Развитие всех навыков и свойств психики, обусловленных векторами ребенка, нарушается уже как следствие. В силу того, что связь с внешним миром у ребенка нарушена, не реализуется основная цель вербальной коммуникации: не устанавливается контакт со слушателем.

Первые слова и фразы, как правило, тоже появляются позже, но иногда наоборот наблюдается слишком ранний старт речи. Объединяет эти два разных типа речевого развития то, что в обоих случаях речь не обращена к другому человеку, и первые слова, как правило, вычурные, мало употребляемые, необычные. Порой наблюдается и регресс речи на уровне отдельных слов.

При синдроме Аспергера ребенок может говорить много и взахлеб, цитирует целые энциклопедии, но совершенно не умеет слушать. Обратная связь с собеседником ему мало интересна. Тем не менее, в раннем возрасте развитие такого ребенка редко тревожит родителей, напротив, вызывает ощущение того, что в семье растет маленький гений. Его речь обычно аффективно насыщена, есть склонность к декламации. Проблемы начинаются позже, уже в школьном возрасте, когда выясняется, что адекватно вести себя в коллективе и усваивать школьную программу ребенок не может.

При синдроме Каннера картина речевого развития совсем другая. Речь развивается с серьезной задержкой, плохо интонирована и долго остается на стадии так называемых «эхолалий» (неосмысленных повторов услышанных прежде слов или фраз). Тем не менее, при качественной коррекции и усилиях родителей, именно такой ребенок позже начинает использовать эхолалии в целях коммуникации.

Форма речи долго остается неправильной (например, ребенок вместо «я хочу сок» будет говорить «ты хочешь сок», то есть повторять фразу в той форме, которую услышал от родителя). Но так или иначе это уже дает старт тому, что речь начинает использоваться по назначению – для установления связи с другими людьми.

Методы коррекции речевого развития аутичных детей

Прежде всего, и родителям, и педагогам нужно понимать, что работать следует именно над формированием способности ребенка к диалогу и сотрудничеству.

Для неречевых детей коррекцию следует начинать с развития пассивного словаря (пассивный словарь – это количество слов, значение которых ребенок понимает). Например, перед ребенком на столе ставят несколько предметов бытового назначения (чашка, ложка и.т.д.). По просьбе взрослого («дай» или «покажи») ребенок должен выбрать нужный предмет. Когда пассивный словарь ребенка достаточно наработается (хотя бы около 200 слов, обозначающих предметы быта, домашнего обихода), можно переходить к работе с карточками.

Работа с карточками проводится следующим образом: возле реального предмета нужно положить карточку с соответствующим изображением. Это позволяет в дальнейшем, перейти к работе с книжными пособиями. А в случае, если активная речь ребенка так и не разовьется, с помощью карточек он сможет общаться с окружающими. Некоторые родители и специалисты также используют жестовый язык, чтобы обеспечить в будущем аутичному ребенку возможность взаимодействия с внешним миром.

Для аутичного ребенка, который все-таки обладает какими-то навыками собственной речи, основной задачей на первых порах становится налаживание диалога с другим человеком, развитие способности слышать и воспринимать обращенную речь. Для этого можно использовать различного рода стихи и потешки, построенные в диалоговой форме. Например:

Взрослый: На машине ехали
Ребенок: Би-би-би
Взрослый: До угла доехали
Ребенок: Би-би-би
Взрослый: Паровозом ехали
Ребенок: Чух-чух, чух-чух
Взрослый: В огород заехали
Ребенок: Чух-чух, чух-чух.

Можно придумать и другие варианты игр, в которых «право голоса» переходит от одного игрока к другому. Например, передаем по кругу мяч, и каждый игрок говорит по 1 слову известного всем стихотворения.

Специалисты отмечают, что для некоторых аутичных детей немалую пользу приносят музыкальные занятия, на которых нужно не говорить, а пропевать различные звуки, а затем – песни. Особенно актуально это для тех деток, у которых проявляется заикание или другие логопедические нарушения.

Часто у детей с аутизмом наблюдается значительный разрыв между способностью говорить отдельные слова и фразовой речью. В этом случае можно использовать работу с карточками и картинками. Например, на картинке мальчик со стаканом. Прилагаются карточки со словами. Нужно собрать фразу «Он пьет» («она спит», «кошка ест» и.т.д., в зависимости от текущего уровня развития ребенка). Через время карточки со словами убираются и ребенка просят рассказать, что происходит на картинке. Позже можно переходить к незнакомым картинкам.

Если у ребенка уже наработана способность к диалогу, важно учить его отвечать на вопросы к картинкам, давать краткое описание, пересказывать услышанный текст.

Родителям аутичных детей с синдромом Аспергера также важно понимать, что основная задача человеческой речи – не самопрезентация, а способность устанавливать контакт с другими людьми. Даже если ребенок выглядит маленьким гением, но не слышит никого кроме себя – над этим надо работать, иначе с серьезными проблемами вы столкнетесь уже при школьном обучении.

Те же стихи и потешки с очередностью реплик не будут лишними и для такого ребенка. Возможно, ему вы сможете предложить более сложный вариант подобных упражнений: к примеру, устроить домашний кукольный театр, где также присутствует очередность реплик разных героев.

Подытоживая сказанное, хочется еще раз подчеркнуть, что для развития навыков и умений аутичного ребенка, ему важно прежде всего обеспечить звуковую экологию, а также чувство защищенности и безопасности, которое во многом базируется на сбалансированном психологическом состоянии матери. Базовое понимание звукового вектора дает совершенно иное осмысление происходящего с ребенком и проблемы аутизма в целом. Эти темы раскрываются в том числе и в других статьях, а подробнее вы можете узнать об этом на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться можно здесь и сейчас.

www.yburlan.ru

Вопрос-ответ. Что такое апраксия речи у детей с аутизмом?

Редкое речевое нарушение встречается у очень многих детей с аутизмом

«Я прочитала, что у многих детей с аутизмом встречается апраксия. Как мне понять, нет ли у моего ребенка такой проблемы? А если она есть, какая терапия нужна моей дочери, и что мы можем делать дома, чтобы помочь ей?»

На вопрос отвечают логопеды Джина Блюм и Донна Мюррей.

Спасибо за ваш вопрос. Вы, вероятно, читали новость о недавнем исследовании, которое показало, что довольно редкое речевое нарушение — апраксия речи — может быть у 65% детей с аутизмом. Авторы исследования подчеркивают, что каждый ребенок, у которого диагностирован аутизм, также должен пройти обследование на возможную апраксию.

Выявление апраксии речи

Так что же может указывать на то, что у вашего ребенка есть апраксия речи? Детям с апраксией трудно координировать движения языка, губ, рта и челюсти, чтобы произносить отчетливые и последовательные звуки речи. Так что каждый раз, когда такой ребенок произносит какое-то слово, оно может звучать по-новому. Из-за этой непоследовательности в произношении даже родителям, которые знают все особенности речи ребенка, бывает трудно его понять.

Не всегда специалисты могут определить, почему ребенку трудно говорить. Такое нарушение развития как аутизм еще больше осложняет эту задачу, так как оно включает проблемы с коммуникацией.
Так что, если у вас есть подобные подозрения, мы рекомендуем вам обратиться за обследованием к профессиональному логопеду. Именно логопеды должны обладать подготовкой для дифференциации различных нарушений речи, которые могут быть очень схожи. Они также могут разработать индивидуальный план по преодолению этой проблемы.

Чего ожидать от диагностики

Вот несколько проявлений, по которым логопеды отличают апраксию речи от других нарушений:

— Систематические ошибки в согласных и гласных звуках во время произнесения слогов и слов. Например, ребенок каждый раз немного по-разному произносит одно и то же слова. Может быть особенно заметно в случае новых слов и более длинных и сложных слов.

— Трудности с переходом от звука к звуку и от слога к слогу. Это часто приводит к довольно продолжительным паузам между звуками и слогами. В связи с этим ребенок также может испытывать сложности при повторении последовательности слов или слогов.

— Необычное ударение. Например, ребенок может произносить все слоги в слове с одинаковым ударением. Вместо обычной «мелодии» речи, кажется, что ребенок говорит странно. Этот симптом апраксии особенно сложно распознать при аутизме, так как у детей с аутизмом часто встречается «плоская» интонация.

Во время обследования логопед также оценит орально-моторные движения и их силу. Такая оценка включает движения челюсти, губ и языка. Логопед может попросить ребенка сглотнуть, пошевелить языком, улыбнуться, лизнуть леденец и так далее, чтобы проверить мышечную координацию.

Тщательное обследование также включает проверку слуха, уровня вербальных и невербальных коммуникативных навыков, способности к имитации и реакции на устные инструкции. Результаты такого обследования предоставят необходимые данные для разработки плана терапии ребенка.

Диагностика апраксии у детей с аутизмом

Помните о том, что диагностика апраксии речи у ребенка с аутизмом может быть особенно затруднительной. Такая диагностика потребует нескольких занятий, в противном случае, ребенок может слишком сильно устать. Обычно мы очень осторожны при диагностике детей слишком маленького возраста и имеющих серьезные нарушения развития, так как они могут отказываться от сотрудничества при выполнении множества задач во время обследования. Как правило, нам нужно, чтобы у ребенка была хоть какая-то речь, чтобы мы смогли услышать и увидеть симптомы апраксии.

Для нас также важно оценить, как ребенок будет реагировать на разные методики. Например, ребенок сможет имитировать движения по просьбе? Нас особенно интересует, будет ли ребенок внимательно слушать, пока терапевт будет моделировать движения ртом? Ответы на эти вопросы очень важны для составления программы терапии для ребенка с апраксией и аутизмом.

Лечение апраксии

После того как логопед диагностировал апраксию и разработал индивидуальный план лечения, различные специалисты, в том числе логопеды и эрготерапевты, могут помочь с различными областями программы. Как родители, вы, скорее всего, будете играть в этом плане очень активную роль.

Визуальная поддержка и устройства для генерации речи

Логопед может порекомендовать вам использовать вспомогательный метод коммуникации, например, визуальную поддержку (картинки-подсказки) или планшет с программой генерации голоса.
По опыту мы знаем, что такой подход кажется многим родителям неправильным. Они могут волноваться, что поддержка с помощью изображений или устройства, генерирующего речь, начнет заменять речь ребенка и остановит ее развитие. Хорошие новости в том, что исследования доказывают как раз обратное.

Альтернативные методы коммуникации поощряют развитие устной речи. Возможно, это происходит потому, что они предоставляют ребенку возможность общаться с окружающими, пока он работает над своими речевыми навыками. В нашей практике мы часто наблюдаем, как связь между изображением и словом помогает невербальным и минимально вербальным детям лучше понимать и использовать слова.

Жестовые подсказки

Другой подход состоит в использовании визуальной жестовой подсказки. Родители или терапевт прикасаются к своему рту, когда они произносят определенный звук. Например, мы можем поднести указательный палец к губам и отодвинуть его, когда мы говорим звук «п». Подсказка привлекает внимание ребенка к тому, как губы формируют определенный звук.

Мы будем использовать более одной подсказки, когда мы говорим целое слово, чтобы показать разницу между звуками в слове. Комбинация визуальной и вербальной подсказки помогает ребенку сосредоточиться, лучше понять и произнести слово.

Такая подсказка может быть особенно полезной для детей с аутизмом, которые часто склонны к обучению через зрительное восприятие. Тем не менее, для этого метода необходимо, чтобы ребенок мог уделять внимание подсказкам и подражать им.

Построение основного словаря

С этим и другими подходами очень важно всегда начинать с основного словаря. Так называют 10-20 слов, которые выбирают родители и специалист. В основной словарь должны войти те слова, которые чаще всего употребляются в повседневной речи (например, «мама» и «папа»), имеют особое значение для ребенка (например, «поезд», если ребенок очень любит поезда), обозначают самые распространенные действия (например, «есть», «идти» и так далее), и которые проще всего имитировать (в зависимости от навыков ребенка).

Вместе со специалистом ребенок будет тренироваться в произнесении этих слов в рамках структурированных занятий. Дома же вы будете тренироваться говорить эти слова в естественных ситуациях, когда ребенок сталкивается с этими людьми, предметами или действиями в течении дня.

Как и с каждым новым навыком, постоянное повторение и практика — это лучший способ улучшить результаты и помочь ребенку стать независимее. Поначалу ребенку может понадобиться помощь в произнесении слова. Затем постепенно она научиться говорить его самостоятельно без ваших подсказок. После этого мы можем ввести новое слово для формирования фразы и так далее.

Как правило, терапия апраксии представляет собой комбинацию всех этих подходов.

Что вы можете делать дома

Если у вашего ребенка диагностировали апраксию, то есть множество стратегий, которые вы можете самостоятельно использовать дома.

— Возьмите предмет, который хочет ребенок. Держите его у своего рта и четко назовите его. Например: «Паровоз. Ты хочешь паровоз?» Снова повторите название, а затем дайте его ребенку. Такая стратегия поощряет ребенка наблюдать за движениями рта и связывает их с тем, что она хочет.

— Предложите ребенку выбор из двух предметов, опять держите их рядом со своим ртом, чтобы ребенок ясно видел их. Это будет поощрять ее использовать правильное слово или хотя бы показать на то, что она хочет. Например: «Ты хочешь яблоко или апельсин?» Если она называет или указывает на яблоко, то вы повторяете: «Ты хочешь яблоко».

— Вы можете использовать различные предметы, чтобы усилить или изменить свой голос и, таким образом, привлечь внимание ребенка. Например, скажите ребенку что-нибудь через пустой картонный цилиндр от туалетной бумаги или через приложение для изменения голоса. Посмотрите, будет ли ребенок отвечать или издавать какие-то звуки в ответ. Хвалите ее за любые усилия. Ваша цель — взаимная коммуникация.

— Сделайте слова интереснее! Акцентируйте звуки в начале и конце слов. Опять же, ваша цель привлечь внимание ребенка и побудить ее к имитации.

— Добавляйте звуковые эффекты к чтению книг и играм с игрушками. Все могут мычать как корова или шуметь как самолет! Меняйте громкость и тон звуков.

— Как можно чаще повторяйте слова из основного словаря в простых предложениях или описаниях занятий. Делайте это, когда вы занимаете ребенка чем-то веселым и интересным. Например, когда вы дуете мыльные пузыри, говорите и подчеркивайте основные слова «пузыри» и «дуй». Сосредоточьтесь на том, чтобы сопровождать одни и те же действия каждый день одними и теми же словами. Пусть эти слова будут совсем простыми. Используйте только короткие предложения. Делайте паузу прежде чем сделать какое-то действие или дать ребенку желанный предмет, чтобы побудить ребенка повторить за вами слово.

— Поощряйте имитацию через песни. Многие песенки сопровождаются движениями. Например, «Если нравится тебе в ладоши хлоп» и так далее. Музыка часто увлекает детей и побуждает их больше копировать ваши слова и движения, чем обычно.

Для детей более старшего возраста используйте телефон или планшет для записи слов из основного словаря. Можно сопровождать их видеоклипом, на котором вы показываете на свой рот и медленно говорите слово дважды. Мы рекомендуем завести на телефоне или планшете специальную папку, чтобы ребенок мог просматривать эти видео с вами или самостоятельно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru

Аутизм и апраксия

Два самых беспокоящих симптома, которые демонстрируют дети с РАС – это проблемы с коммуникацией и когнитивными функциями. Есть, конечно, и другие проблемы – нарушения в сенсорной сфере, гиперактивность и дефицит внимания, обсессивно-компульсивное расстройство, стимы и социальная изоляция. Но для родителей подвижки именно в первых двух симптомах являются первым знаком того, что ребенок стал давать улучшение.

Апраксия — это расстройство функции мозга и нервной системы, при котором человек не может выполнять задания или движения, когда его об этом просят, даже если:

  1. Он понимает команду
  2. Он хочет ее выполнить
  3. Мускулы, которые необходимы для выполнения задачи, работают должны образом
  4. Задание ему уже знакомо

Отмечу, что у детей с РАС, могут быть проблемы с пунктами 1 и 2 – хотя бы в силу возраста. Именно поэтому педиатры и другие специалисты обычно рекомендуют осмотрительное выжидание в отношении детей, у которых наблюдается задержка с такой важнейшей функцией как речь.

В норме, ребенок должен произнести одно или два слова, имеющих смысл, уже к году жизни, после чего продолжить расширение словарного запаса. Существуют случаи, когда в некоторых семьях мальчики начинали говорить поздно (даже в три или четыре года). Но поскольку мы живем во время, которое правильно было бы назвать эпидемией аутизма, эти случаи не должны успокаивать.

Напротив, всякая задержка речи должна рассматриваться как возможное указание на расстройство аутического спектра. Кроме того, у любого пациента отсутствие речи – это предвестник других проблем в развитии.

Таким образом, когда вы сталкиваетесь с задержкой речи у ребенка, нужно обязательно проверить его на возможное наличие РАС и других заболеваний. Для малыша лучше всего, когда диагноз ставится на втором году жизни. Распространённая идеология «Подождем до трех» уже не применима и должна быть отброшена.

При ранних знаках гипотонии или отсутствии имитации, нужно начинать занятия с логопедом и другие виды вмешательства — ещё до 3-х лет. Педиатры и неврологи, которые успокаивают родителей, предлагая общие диагнозы, отдаляют во времени верную оценку состояния ребенка, сбивают родителей с толку и откладывают момент начала лечения.

Апраксия может быть существенно смягчена, когда диагноз поставлен рано и точно, когда традиционные терапии сочетаются с комплексным улучшением здоровья ребенка, гармонизацией состояния кишечника и повышением энергетического потенциала клеток.

Природа апраксии при аутизме до сих пор не ясна. Проиллюстрировать это состояние я могу на собственном примере: уже давно я очень хочу научиться играть на гобое. Я знаю, какие движения губами нужно совершать. Я знаю, как нужно дышать. Я слушаю преподавателя. Я мотивирован. И все равно, когда я пытаюсь начать играть, все, что у меня получается – это какофония. Очевидно, с моим мозгом что-то не так.

Когда обычный младенец лопочет звуки и имитирует слова, это происходит потому, что реализуется программа, «зашитая» у него в мозгу. Обычные дети не думают о том, как им говорить, их не надо специально учить этому – они просто говорят.

У детей с РАС все не так.

Говоря в общем, я считаю, что некорректно выделять апраксию в отдельную проблему – это не аутизм и апраксия как две отдельные сущности, а апраксия — как прямое проявление РАС.

Какие-то неизвестные нам процессы мешают родиться речи. Эти процессы неподконтрольны сознанию ребенка. Попытки надавить на пациента далеко не всегда увенчиваются успехом: часто он просто смотрит в пространство во время логопедических занятий, а бывает и такое, что ребенок при одном лишь виде логопеда становится агрессивным и буйным.

Некоторые специалисты считают, что дети с РАС просто «ленятся» говорить. Но подумайте сами, насколько проще сказать «Сок» и получить желаемое, чем кричать, тянуть родителя к холодильнику и ждать, пока из всего перечисления предметов получишь нужное. Причина здесь не в лени или желании самом по себе, а в устройстве мозга – ребенок с РАС говорит, когда у него нет никакой другой альтернативы, и то лишь тогда, когда каждая нейронная цепочка в мозгу работает должным образом.

Чтобы ребенок с РАС стал говорить больше, нужно заложить еще больше цепочек. Тогда увеличивается вероятность того, что речь начнет проявляться в более сложном социальном окружении, чаще по количеству попыток и больше соответствовать контексту ситуации. Нужно желание, практика и удачное совпадение обстоятельств.

Закончу словами о важности биомедицинского вмешательства. Оно позволяет смягчить проблемы, связанные с мышечным тонусом, отстраненностью от мира («туманом») и обработкой получаемой информации. Когда ребенок находится в наилучшем физическом состоянии, становится возможным заложить цепочки.

Когда клеткам дается достаточная энергия (вспомним об инъекциях витамина В12) по цепочкам, фигурально выражаясь, может начать бежать заряд. Занятия с логопедом, психологом и АВА дают практику речи. Любовь и ободрение со стороны родителей рождают желание попробовать самому. Задействовано много сторон и всем нужно потрудиться.

Мне никогда не научиться играть на гобое, но, что ободряет, большинство пациентов с РАС в конце концов выучиваются говорить. Особенно это число велико в случае раннего выявления состояния и начала медицинского вмешательства. Это, конечно, лишь часть большого и длинного пути, где конечная цель – не играть соло, а быть частью симфонии.

www.corhelp.ru

Помощь детям с аутизмом «Цветы Жизни»

Аутизм — не беда, безразличие — беда

развитие речи у ребенка с диагнозом аутизм

5 стратегий, как вдохновлять к коммуникации ребёнка с аутизмом

Сложно сосчитать, как много детей и людей с РАС живут в искусственно молчаливом мире, но внутри себя с нетерпением ждут, когда же будет нарушена эта тишина. А сколько драматических ситуаций я встречала в семьях, где невозможность достучаться до ребёнка с РАС становится вялотекущим испытанием на прочность нервной системы для всех домочадцев.

Особенно удобна универсальность пяти стратегий, которые я предлагаю. Они одинаково хорошо работают, чтобы вдохновить к коммуникации говорящих, неговорящих и малоговорящих детей с РАС.

1. Войдите в мир особого ребёнка, вооружившись ЕГО мотиватором к общению

Для большинства детей пища – это прекрасная мотивация и объект для поощрения. Также объекты поощрения и мотивации следует искать среди игрушек ребёнка, мультфильмов, любимых героев из книг и кино, среди простых игровых занятий (мыльные пузыри, качели, подкидывание воздушного шарика, игра в мяч, езда на детском мотоцикле, толокаре), среди друзей и ближайших родственников.

Например, если ваш особый ребёнок отчётливо выделяет для общения кого-то из родственников, используйте именно этого человека как вдохновителя для коммуникации. Распечатайте фото и просите ребёнка показать на «любимую бабушку». Громко называйте имя любимого члена семьи – и просите повторить.

Или обменивайте небольшую фотографию родственника на выполненное ребёнком задание на подражание и повтор слов. Ставьте фотографию повыше, чтобы ребёнок должен был её попросить. А если этот родственник живёт с вами, то пусть он сам поощряет любые эпизоды коммуникации или подражания, обнимая и гладя ребёнка.

2. Постоянно называйте эмоции, которые испытывает ребёнок

Например, если ребёнок приходит в кухню в поисках еды, громко называйте его чувство: «Ты хочешь есть». Чем чаще ребёнок слышит определение чувства в соответствующих обстоятельствах, тем чётче он понимает это чувство.

Также у многих дефектологов есть мнение о том, что нужно исходно предлагать ребёнку формулировку от первого лица: «Я хочу есть», «Я рад папе» и т.п. Таким образом вы, родитель, становитесь проводником ребенка в мир эмоций и задействуете готовые к повтору шаблоны. Здесь вам на помощь приходит речевая особенность ребенка с РАС – продленный во времени этап эхолалий.

Эта стратегия требует неуклонности, регулярности и естественной подачи. Смоделируйте для себя те случаи, когда ребёнок обижен, доволен, счастлив, возбуждён, заинтересован, и проговаривайте эти чувства: «Я вижу, тебе очень интересно играть с Ваней», «Я вижу, тебе обидно, что Женя не поделился конфетами», «Я вижу, ты любишь мишку», «Я вижу, ты грустный, потому что мы не пошли гулять».

Вы можете использовать визуальное подкрепление, разделив лист на три колонки, где в первой колонке будет ребёнок в определённом настроении (с подписью об эмоции), посередине слова «потому что», в третьей колонке – объяснение причин соответствующей эмоции.

Или комплекты визуальной поддержки, которые сделаны специально для вашего малыша. Начните с подбором хотя бы 3-4 ситуаций на базовые эмоции человека: «Я радуюсь/грущу/злюсь/обижаюсь, потому что/когда…».

По моему опыту, несколько месяцев работы – и неговорящие и неконтактные дети могли сложить из множества карточек объяснения, что они хотят есть, пить, злятся или радуются.

Поскольку выражение эмоций – это важнейший освобождающий шаг для налаживания объёмной разноплановой коммуникации, вы можете привлекать любые варианты визуальной поддержки – от распечатанных PECS до аналогичных программ на планшетах.

3. Предполагаем способности

Считать особого ребёнка способным на многое – один из главных принципов, которые при общении с ним должны внедрять все взрослые – от родителя до школьного педагога. Только эта базовая уверенность в ребёнке расширяет его права и возможности в мире.

К этой же стратегии относится общее настроение и строй речи, которые мы используем при обращении к ребёнку с аутизмом. Важно говорить и общаться с ним максимально так же, как со здоровым ребёнком. То есть создавать правила, внедрять требования, интересоваться эмоциями и мыслями, советоваться и учитывать мнение. Этой же стратегии следует обучить всех тех взрослых, которые часто общаются с ребёнком.

4. Моделируйте типичные языковые ситуации и используйте электронные стимуляторы речи

Моделируйте язык в типичных ситуациях. Частой проблемой неречевых детей с РАС становится незнание и неумение подобрать нужную конструкцию фразы к конкретному желанию и событию.

Поэтому моделируйте нужные конструкции прямо по ходу жизни. Например, видя, что ребёнок тянется за водой, говорите «Я хочу пить».

Просите ребёнка повторить/проговорить конкретную фразу в соответствующей ситуации. Так вы многократно повторяете нужные шаблоны, по которым ребёнок учится соотносить ощущения с речевыми конструкциями и выражать мысли адекватно.

В дальнейшем, благодаря регулярному моделированию речи в процессе будней вы сможете вводить вежливые формы обращения к другим людям, в частности, слова «пожалуйста» и «спасибо».

Аналогичным путём для обучения речи работают все электронные стимуляторы речи. Это может быть специальная программа для планшетов на платформах iOS и Android, которая позволяет родителям и близким ребёнка с аутизмом показывать ему картинки, соответствующие нужным словам в будничных ситуациях.

Вот как происходит использование электронного стимулятора речи. Ребёнку многократно предлагается нажимать на картинку с определённым смыслом, когда он хочет выразить свою мысль словами, при этом прибор произносит и само слово. Фактически, если провести параллель с известной системой альтернативной коммуникации PECS, в одном приборе объединяются все функции: PECS-картинки + Слова к PECS (обычно произносимые родителем) + Возможность самому использовать изображения в нужном контексте.

Благодаря этому у ребёнка возникает стойкая связь между зрительным образом слова, его звучанием и ситуацией, где оно используется. Упрощённо говоря, мы может достучаться до всех центров, где формируется речь, через использование

  • Зрительного канала + Звучание + Самостоятельная результативная коммуникация.
  • Электронные стимуляторы речи признаны одной из самых эффективных техник для неговорящих или мало говорящих детей. Буквально за 4-6 месяцев можно достигнуть результата, которого ждали годы напролёт.

    Замечательно и то, что даже без явного прогресса в речи, такая техника быстрее раскрывает для ребёнка с РАС широкий доступ к взаимопониманию в общении с людьми, что само по себе решает многие проблемы в коммуникативной части синдрома.

    Простое объяснение принципа работы электронных стимуляторов речи можно посмотреть в видео здесь.

    5. Применяйте тотальное воздействие на речевую сферу с помощью всех видов прямой и альтернативной коммуникации

    Что такое прямая коммуникация? Это коммуникация с помощью всех возможностей тела – жесты, выражения лица, язык жестов и т.п. Возможности тела – это ограничительные пределы для прямой коммуникации.

    Что такое альтернативная (дополнительная) коммуникация? Это коммуникация с помощью дополнительных предметов, среди которых наиболее эффективно использовать разнообразные изображения. Ребёнка с аутизмом всегда можно научить использовать изображения, чтобы выразить свои мысли и идеи даже тогда, когда у него нет речи, или она явно недостаточна.

    Потому что коммуникация – это не только слова. К коммуникации относится всё, что облегчает понимание или выражение мыслей. В этом процессе наиболее естественно опираться на зрение и зрительные образы, которые формируют до 80% знаний о мире у большинства детей и взрослых.

    Яркий пример метода альтернативной коммуникации – система PECS, когда создаётся набор карточек под каждого ребёнка – с учётом особенности его личности, интересов и режима жизни.

    Также к альтернативной коммуникации относится привычная нам письменная речь, ведь это тоже символьная система. Мы все знаем, что обозначают буквы: это просто символы, которые введены для звуков по всеобщей договорённости людей (!). Поэтому письменная речь воспринимается нами естественным явлением, хотя по сути является максимально искусственным изобретением человека.

    Неречевого ребёнка с РАС мы можем научить глобальному чтению – и это будет пример освоения альтернативной коммуникации.

    Но каким образом альтернативная коммуникация помогает развитию собственной речи? Это происходит самым логичным путём. В процессе альтернативной коммуникации он осваивает дополнительные знаки, развивает абстрактное мышление и символическую деятельность, и это продвигает его к пониманию и освоению очередной символической деятельности – вербальной (звуковой) речи.

    Кроме того, видя перед глазами визуальные подсказки, как это будет при использовании PECS, ребенок легче продвинется в построении фраз и увеличении числа слов в отдельном предложении.

    Запомните, важно работать с недостатком
    или отсутствием речи ГЛОБАЛЬНО (!)

  • Развивая жесты
  • Развивая мимику
  • Вводя альтернативные способы коммуникации с помощью изображений и символов

Перевод с дополнениями

Как научить ребенка с аутизмом обращаться с устными просьбами?

Как научить ребенка с аутизмом обращаться с устными просьбами?

Развитие звуков речи

Если вы собираетесь обучать вашего ребенка общаться с помощью устной речи, то можно использовать сочетание стимул-стимул — простую процедуру, которая позволяет увеличить количество речевых звуков, издаваемых ребенком.

Эта процедура использует особенность обучения, которая сводится к тому, что если некий нейтральный стимул постоянно появляется перед желательным стимулом, то он приобретает качества желательного стимула. Это значит, что если постоянно повторять отдельные речевые звуки перед тем, как ребенок получает любимый предмет или развлечение, то данный звук речи станет для ребенка желанным сам по себе.

Например, если ваш ребенок любит мишек Барни, то вы можете говорить «Ба» и тут же давать ему любимую игрушку мишки или включать мультфильм про мишку на несколько секунд. После этого уберите предмет или выключите мультфильм. Когда вам покажется, что ребенок снова его хочет, повторите такую же процедуру. После того как вы проделаете это множество раз, вы можете заметить, что ребенок начал чаще произносить вслух «Ба», поскольку этот слог приобрел для него определенную ценность. Теперь, когда вы знаете, что ребенок может свободно говорить «Ба», вы можете обучать его вокальным просьбам.

Вокальные просьбы

Если в то время, когда ваш ребенок ожидает любимый предмет или занятие, ваш ребенок случайно произносит звук «Ба», то немедленно дайте ему предмет или обеспечьте любимое занятие, одновременно произнося его название целиком: «Барни!» Теперь вы работаете над тем, чтобы научить ребенка вокальным просьбам.

Когда ваш ребенок начнет последовательно просить предмет или занятие с помощью звука, вы можете попробовать приблизить его к полному слову (например, «Ба-и» вместо «Ба»). На данном этапе вы можете сказать «Ба-и», затем сделать паузу и посмотреть, повторит ли ребенок просьбу. Дайте предмет или занятие сразу же после того, как ребенок произнесет более близкие к слову звуки. Как только ваш ребенок начет регулярно говорить новое сочетание звуков, переходите к еще более близким словам (например, «Ба-ни», затем «Барни»). Теперь вы учите ребенка просить то, что он хочет, а также подражать вашей речи.

Полезные советы

— Можно усилить процедуру сочетания стимул-стимул, произнося другой звук в то время, когда у ребенка нет желательного предмета или занятия, и после звука доступ к ним не предоставляется. Если вы говорите «Ба», а затем показываете десять секунд мультфильма, то в другое время вы говорите «зо» или любой другой звук и ничего после этого не делаете. Затем вы снова говорите «Ба» и предоставляете Барни. Такой контраст может усилить связь между вашим желательным звуком и желанным предметом или занятием ребенка.

— Помните, что многим детям понадобится длительное время, чтобы научиться произносить некоторые звуки. Произношение ребенка должно быть достаточно точным, чтобы вы и другие члены семьи могли отличать одну просьбу от другой, например, понимать, чем «Ба-и» отличается от «Бабы».

Хотя сочетание стимул-стимул — это простая и эффективная процедура, позволяющая увеличить количество звуков, которые произносит ребенок, формирование вокальных просьб и другой функциональной речи может потребовать специального анализа и процедур, разработанных специалистом в области поведенческого анализа.

Обучение ребенка независимым просьбам

Если ваш ребенок повторяет за вами то, что вы говорите, но не обращается к вам с независимой просьбой, чтобы получить желаемое, то вы можете использовать простую процедуру, чтобы сделать вокализации вашего ребенка более функциональными.

Самая важная функция коммуникации для вашего ребенка — это «манд» или способность попросить какие-то предметы или занятия. Поэтому первый вид коммуникации, которому нужно обучать ребенка — это просьбы. Если у вашего ребенка уже есть эхолалия (вы говорите «кот», и ваш ребенок повторяет за вами «кот»), то вам нужно использовать процедуру перехода «от эхо к просьбе». Процедура сводится к тому, что вы превращаете эхолаличные ответы ребенка в функциональные просьбы.

1. Начинайте обучение, когда желательный предмет находится в зоне видимости ребенка (например, любимый напиток ребенка стоит на столе).

2. Убедитесь, что ваш ребенок ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочет предмет или занятие. Для этого:

— Положите предмет рядом с ребенком и посмотрите, попытается ли он взять его.

— Наблюдайте, тянется ли ребенок и делает ли какие-то жесты в сторону предмета.

3. Используйте подсказку эхо — обозначьте предмет или занятие конкретным словом (вы можете сказать «сок», одновременно взяв в руки стакан сока).

— Если ребенок повторяет слово за вами (вокально имитирует), то дайте ему предмет или занятие, еще раз повторив его название.

4. Как можно раньше начинайте уменьшать подсказки эхо:

— После использования подсказки эхо несколько раз, попробуйте только частичную подсказку. Скажите только начало слова (держа стакан сока, скажите «с» вместо «сок»).

— Если ребенок произносит полное название предмета, то повторите слово целиком и немедленно дайте ребенку желаемое.

— Если ребенок не произносит название предмета после частичной подсказки, подскажите полное название и используйте процедуру коррекции ошибок, описанную ниже.

— После нескольких успешных просьб с частичной подсказкой (по описанной выше процедуре) попробуйте подождать 3 секунды и понять, скажет ли ребенок название самостоятельно.

— Если ребенок повторяет название самостоятельно во время трехсекундной паузы, повторите название предмета и тут же предоставьте его ребенку. Если ребенок говорит название предмета без подсказки, то увеличьте объем/продолжительность предмета или занятия.

— Если ваш ребенок не произносит название предмета во время ожидания в течение 3 секунд, то скажите начало слова. Если это не работает, то произнесите все слово.

5. Процедура исправления ошибок (если ребенок не говорит слово или говорит что-то не то):

— Никогда не давайте поощряющий предмет или занятие после того, как ребенок ошибочно сказал название другого предмета или занятия, даже если ребенок поправил сам себя.

— Подождите 3 секунды, потом скажите правильное название поощряющего предмета или занятия, и как только ребенок повторит это название, предоставьте ему предмет/занятие, одновременно повторяя название.

— Всегда учите названию конкретного предмета или занятия (учите словам «вода», «сок» и «молоко», а не «пить»).

— НЕ учите словам «да», «нет», «еще», «помоги» или другим более общим просьбам до тех пор, пока ваш ребенок не освоит 200-300 различных конкретных просьб.

Как помочь невербальному ребенку говорить?

Семь советов родителям детей с аутизмом по развитию у них речи

Семьи, педагоги и многие другие по понятным причинам хотят знать, как именно можно поддержать развитие речи у невербальных детей или подростков с аутизмом. Хорошие новости в том, что исследования подтверждают эффективность ряда стратегий для развития речи. Однако прежде чем мы поделимся некоторыми советами, необходимо напомнить, что каждый человек с аутизмом уникален. Даже при огромных усилиях, стратегия, которая хорошо работает для одного ребенка или подростка, может никак не действовать на другого.

Кроме того, важно понять, что хотя каждый человек с аутизмом может научиться коммуникации, но не всегда это происходит с помощью устной речи. Невербальные люди с аутизмом также могут вносить свой вклад в общество и могут жить полноценной жизнью благодаря визуальным методам коммуникации и вспомогательным технологиям.

Ниже приводятся семь стратегий для развития речи у невербальных детей и подростков с аутизмом.

1. Поощряйте игру и социальное взаимодействие. Дети учатся, когда играют, и это включает изучение родного языка. Интерактивная игра предоставляет приятные возможности для общения с ребенком. Пробуйте различные простые игры, которые могут понравиться ребенку. Важно выбирать игры, которые включают социальное взаимодействие. Примеры таких игр включают совместные песни, считалочки и «потешки», шуточную борьбу. Во время игры расположитесь рядом с ребенком, постарайтесь быть на уровне его глаз, чтобы ребенку было проще видеть и слышать вас.

2. Имитируйте своего ребенка. Подражайте звукам и игровому поведению своего ребенка, и это поощрит у него новые вокализации и общение. Это также поощряет вашего ребенка, в свою очередь, подражать вам и действовать с вами по очереди. Убедитесь, что вы имитируете то, как играет ваш ребенок, при условии, что это положительное поведение. Например, если ребенок катает машинку, то вы тоже катаете машинку. Если его машинка врезается, то и вы врезаетесь своей машинкой. Но не надо имитировать выбрасывание машинки!

3. Сосредоточьтесь на невербальной коммуникации.Жесты и контакт глазами могут стать основной для развития устной речи. Поощряйте вашего ребенка, моделируя и положительно реагируя на такое поведение. Преувеличивайте свои собственные жесты. Максимально используйте свой язык тела и тон голоса во время общения с ребенком. Например, протягивайте руку и указывайте, если говорите «смотри», кивайте головой, если говорите «да». Используйте простые жесты, которые ребенок сможет с легкостью имитировать. Например, это могут быть хлопки в ладоши, протягивание рук, разведение рук в стороны. Реагируйте на все жесты ребенка. Если он смотрит или указывает на игрушку, то дайте ему ее, или начните играть в игрушку сами. Аналогичным образом, указывайте на игрушку сами, прежде чем взять ее в руки.

4. Оставьте ребенку «пространство» для речи. У вас может возникнуть естественное желание, заполнить речью паузу, когда он ничего не отвечает. Однако очень важно оставлять ребенку множество возможностей для коммуникации, даже если ребенок не говорит. Когда вы задаете вопрос или считаете, что ребенок что-то хочет, сделайте паузу на несколько секунд, выжидающе глядя на ребенка. Обращайте внимание на любые звуки или движения, тут же реагируйте на них. Ваши быстрые реакции помогут ребенку почувствовать, какая сила заключена в коммуникации.

5. Упростите свой язык. Это поможет ребенку понимать, что вы говорите. Ему также станет проще имитировать вашу речь. Если ребенок невербален, попробуйте преимущественно говорить отдельными словами. (Например, если ребенок играет с мячиком, скажите «мяч» или «кати»). Если ребенок может говорить отельные слова, переходите на следующий уровень. Говорите короткими фразами, например «кати мяч» или «бросай мяч». Продолжайте следовать правилу «на одно слово больше»: говорите на одно слово больше, чем использует в своей речи ребенок.

6. Следуйте за интересами своего ребенка. Вместо того, чтобы отвлекать внимание ребенка, сопровождайте словами то, что ему интересно. Используя правило «на одно слово больше», описывайте то, что делает ребенок. Если он играет с ящиком для сортировки по форме, то вы можете говорить слово «внутрь», каждый раз, когда он засовывает кубик в отверстие нужной формы. Вы можете сказать «кубик», когда он берет кубик в руку, или «кубик упал», когда он бросает кубик и начинает заново. Говоря о том, что увлекает вашего ребенка, вы расширяете его словарный запас.

7. Подумайте о визуальных методах коммуникации и вспомогательных устройствах. Вспомогательные технологии и визуальная поддержка — это не просто замена устной речи. Они могут привести к ее развитию. Примеры таких методов — различные устройства-коммуникаторы и приложения для планшетов, в которых ребенок прикасается к изображениям, чтобы прозвучали слова или фразы. Самые простые визуальные методы — это картинки или группы картинок, которыми ребенок пользуется, чтобы выразить свои просьбы или мысли.

Поведенческий терапевт может выбрать для вас и другие стратегии по поощрению развития речи. Расскажите специалисту про ваши успехи и трудности. Тесное сотрудничество с командой специалистов ребенка поможет вам обеспечить ему необходимую поддержку, чтобы найти свой уникальный «голос».

www.fl-life.com.ua