Памятка при заикании

Заикание. Памятка для родителей

Заикание. Памятка для родителей

Если у ребенка появилось заикание, то соблюдение ниже изложенных правил поможет вам самостоятельно приостановить прогрессирование болезни.

  • Помните о том, что заикание — тяжелый психо-речевой недуг, и в большинстве случаев оно прогрессирует из-за неправильного поведения родителей.
  • Нельзя концентрировать свое внимание, внимание ребенка и окружающих на дефекте. Консультируйтесь с доктором после обследования, обязательно выставив малыша за дверь. Избегайте людей, которые любят поговорить с ребенком о заикании.
  • Никогда не ведите семейные разговоры на тему заикания и любых других болезней, которые может слышать ребенок. Уберите из собственного лексикона сам термин «заикание».
    1. Полностью исключите попытки помочь ребенку словами «понятно», «помедленнее», восклицаниями «угу» и др. в невротических паузах его речи. Немедленно прекратите и помощь в виде сопряженного артикулирования (вытягивание губ и т.п.).

      Научитесь слушать ребенка. Избегайте создания видимости того, что слушаете, когда он пытается что-то сказать. В разговоре необходимо прямо и доброжелательно смотреть ребенку в глаза, одобряя или порицая его (его, а не речь!) только после всего сказанного.

    2. Общаясь с ребенком, совершенно уничтожьте переспрос (как следствие вашего собственного невнимания) — внезапные восклицания «как?», «ась?», «что?» и т.п. в середине смысловых фраз заикающегося. Если тип речи с переспросом свойственен вам, для начала справьтесь с этим сами. В противном случае вы будете портить психику даже здоровому ребенку!
    3. Не делайте заикающемуся поведенческих послабок, чтобы ребенок не стал чувствовать, что он «не как все».
    4. Если речь ребенка страдает нарушением звукопроизношения и (или) общим недоразвитием, немедленно обратитесь к логопеду для ее исправления. Сложившаяся практика «исправлять звуки» после 5-ти лет абсолютно неправильна — опытный логопед обнаружит развивающийся дефект в возрасте от 2-х лет, и чем раньше наладится звукопроизношение, тем менее выраженным будет заикание у ребенка. Помните — заикание провоцируется дефектным звукопроизношением, поэтому в первую очередь исправляется звукопроизношение! Речь в семье должна быть четкой, повествовательной и, по возможности, негромкой. Ваши слова-паразиты также неблагоприятно влияют на речь ребенка.
    5. Здоровая атмосфера в семье — залог успешного преодоления болезни. Но даже если заикание сохраняется, ребенок, став взрослым, будет чувствовать себя полноценным человеком.
    6. Если ваш ребенок ходит в неспециализированный детский сад или школу, где общается с другими детьми, знайте — эта болезнь передается и «прививается» по подражанию. Причем «перенятое» заикание обычно сильнее «образцового» по выраженности и тяжелее лечится. Думайте не только о своем ребенке, но и о других детях.
    7. Резко ограничьте ребенка в играх на компьютерных игровых приставках. Особенно опасны для заикающегося портативные компьютерные игрушки и навороченные играми мобильники, требующие быстрого управления пальцами рук.
    8. Уберите телевизор из кухни, не допускайте еды с участием телевизора и дискуссий во время еды.
    9. Переборите свое благосостояние — владейте только одним телевизором. Этот прибор обязательно снабдите родительским контролем. Заикающийся не должен включать его самостоятельно, когда захочет. Время просмотра телепередач подбирается индивидуально для каждого ребенка-невротика в зависимости от его возраста и состояния здоровья. Программы и фильмы с демонстрацией заикания, множественной моментальной сменой сюжетных сцен, «страшилки» и «ужастики» — запрещены!
    10. Организуйте и строго соблюдайте в семье режим дня и питания. Заикающемуся ребенку нежелательно «доедать» в промежутках между приемами пищи.
    11. Откажитесь от практики разбивать за ребенка яйца, открывать баночки с йогуртом, разрывать пакеты с чипсами, шоколадками и т.п. — ему надо уметь все это делать самому.
    12. Ваш ребенок не может спать на двухъярусной кровати. Ему противопоказан сон с родителями и сон с включенным светом. Ложиться спать допускается не позднее 22.00.
    13. Вовлеките ребенка в любой вид деятельности (музыка, спорт и т.п.). Игра на духовом инструменте (особенно на саксофоне) сильно развивает дыхание, воспользуйтесь такой возможностью, если выбираете музыкальный профиль. Также дыхание нормализует бассейн, кроме того, вода на невротиков действует расслабляюще.
    14. В обязательном порядке наделите ребенка индивидуальными домашними обязанностями и строго спрашивайте качество труда. Причем объем домашних обязанностей, в зависимости от возраста, должен увеличиваться. Уделяйте особенное внимание развитию любых бытовых навыков заикающегося.
    15. Не выражайте свою любовь многочисленными игрушками, покупаемыми без повода. Игрушка имеет ценность для ребенка, когда она долгожданна и заслужена. Одновременно в детской комнате должно быть не более 15 игрушек.
    16. Обуздайте собственное тщеславие — не устраивайте ребенка в школу для гениев и особо одаренных детей. Зачастую обучение в таких школах сопряжено с повышенными нагрузками, а заикающийся ребенок — ослабленный. Помните: в начальной школе для неослабленных детей максимальная учебная нагрузка — 20 часов в неделю, превышение этого норматива может причинить существенный вред здоровью ослабленного ребенка.
    17. С самого младшего возраста всячески развивайте коммуникацию ребенка со своими сверстниками; избегайте изоляционизма, практикуемого некоторыми.
    18. Одежда заикающегося не должна ему мешать, содержать элементы, заставляющие их поправлять, оттягивать и дергать. Не должна мешать заикающемуся и его прическа.
    19. Воздержитесь от посещений с ребенком больших магазинов, шумных развлекательных центров, салютов и страшных аттракционов. Не запускайте новогодние петарды, не покупайте игрушки, издающие оглушительные или неприятные звуки.
    20. Если вы считаете невозможным соблюдение указанных несложных правил, то остается лишь напомнить, что здоровье ребенка находится в ваших собственных руках!
    21. И все же самое главное, что необходимо сделать родителям заикающегося, это обратиться за квалифицированной помощью.
    22. С.Б. Скобликова «Заикание: лицом к лицу»

      www.b17.ru

      Памятка родителям заикающихся дошкольников

      Памятка родителям заикающихся дошкольников.

      Как правило, заикание наблюдается у ослабленных и впечатлительных детей. Причиной его возникновения могут быть: внезапный испуг; ослабление организма после тяжело перенесенной болезни; неправильное отношение к ребенку, когда чрезмерные ласки сменяются грубостью, резкостью; физические наказания; запугивания; постоянное нарушение необходимого ребенку распорядка дня; перегружение его чтением книг; требования повторять сложные для него слова; подражание речи заикающегося ребенка или взрослого.

      При первых признаках заикания ребенка необходимо проконсультировать у врача психоневролога и логопеда.

      Если ребенок неожиданно заболел заиканием, то к нему необходимо применить следующие мероприятия.

      Необходимо на определенное время перевести его на домашнее воспитание. Временно рекомендуется изолировать его от коллектива, ограничить общение с детьми. Особенно важно соблюсти эти рекомендации в самом начале проявления заикания.

      Необходимо ограничить речевое общение ребенка, важно не дать закрепиться дефекту. При этом не нарушать обычных занятий и игр. Эта мера рекомендуется, чтобы подавить подвижность ребенка и установить телесное и душевное спокойствие.

      С ребенком говорить медленнее обычного, тихо, ясно и в то же время спокойно и ласково, без гнева, нетерпеливости и крайнего сожаления. Если судорожность у ребенка не проходит, то сразу начать говорить с ним шепотом и требовать такого же ответа от него. Если ребенок сопротивляется такому совету, то в таком случае рекомендуется со стороны ухаживающей матери наклонить голову к ребенку и просить его говорить на ухо. Так незаметно ребенок учится говорить неспеша.

      Не показывайте ребенку, что вы обеспокоены тем, как он говорит. Не произносите слова «заикание», «заика». Нельзя при нем рассказывать врачам, соседям, друзьям о его недуге, в особенности, употребляя эти слова.

      Когда ребенок находится в возбужденном состоянии и хочет что – то вам рассказать, отвлеките его, сказав, например: «Подожди, сейчас я вернусь и ты мне расскажешь».

      Просмотр телевизора или видеофильма вообще лучше исключить или свести к минимуму. Например: раз в неделю смотреть дневную детскую передачу, заранее ее выбрав.

      Старайтесь ограничить речь ребенка. Этого можно добиться, если играть с ребенком в настольные игры, лепить, рисовать, читать ему знакомые книжки. Чем меньше ребенок разговаривает с заиканием, тем быстрее оно исчезнет, так как речь с запинками заменяется новой, спокойной, плавной речью, которую демонстрирует постоянно логопед и родители. На занятиях у логопеда родители обучаются навыкам правильной речи и стараются говорить с ребенком неторопливо, спокойно, не теряя выразительности.

      Нельзя обрывать ребенка, если тот говорит плохо, заикаясь. Нельзя его заставлять повторять снова, так как это заставляет лишний раз фиксировать внимание ребенка на его недостатке. Лучше задать вопрос или ответить на вопрос, который он задал, но в нужном темпе, спокойно, давая понять, чтобы и он сам так же сказал, как вы. Все дети, особенно дошкольники, обучаются по подражанию, чем и необходимо воспользоваться при устранении заикания. Необходимо на время коррекции заикания не приглашать гостей, которые быстро и нечетко говорят и не ходить самим в гости,

      Поменьше читать страшных сказок. Лучше не читать на ночь. Не заставлять ребенка учить стихи.

      Постарайтесь не давать ребенку кофе, какао, шоколад.

      В общем, надо исключить все, что мешает охранять покой ребенка, но делать это не путем резких запретов, а спокойно, осторожно.

      При заикании у ребенка расстраивается не только функция речи, но и нарушается состояние нервной системы и общего здоровья. Могут наблюдаться также различные отклонения в развитии личности, общей и речевой моторики. Вот почему необходимо воздействовать не только на речь заикающегося ребенка, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом.

      Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося ребенка и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода лечения заикания.

      В комплекс лечения заикания входит целый ряд различных мероприятий.

      Необходимо предусмотреть создание спокойной обстановки, в которой он был бы огражден от сильных раздражителей, от отрицательных эмоций.

      Большое значение для нормализации речи ребенка имеет правильная речь окружающих: тон речи должен быть спокойным, ласковым, доброжелательным.

      Не рекомендуется:

      • допускать резкие окрики;
      • нельзя подражать искаженной речи ребенка, а тем более передразнивать его;
      • не следует торопить при ответах, ибо только терпеливое внимание к речи ребенка может вызывать у него желание говорить, полезно похвалить стесняющегося своей речи ребенка;
      • нельзя допускать слезливо – сочувствующего (вплоть до растерянности) или раздраженного отношения к неудачным речевым попыткам.

      Отношение к детям со стороны окружающих должно быть приветливым, ровным, спокойным и в то же время разумно требовательным.

      Твердый режим дня – непременное условие для нормализации у заикающегося ребенка высших отделов нервной системы. В частности, нарушение высшей нервной деятельности нередко отражается на том, что эти дети быстро утомляются.

      Организм ребенка прежде всего отдыхает во время глубокого и спокойного сна. Сон действует как охранительное торможение коры головного мозга. Он охраняет ее нервные клетки от истощения, способствует снабжению их питательными веществами, кислородом и выведению из них продуктов обмена. Другими словами, сон способствует восстановлению нормальных функций нервных клеток коры головного мозга. Во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений, особенно от отрицательных эмоций.

      Не менее важным для заикающегося ребенка является и так называемый активный отдых. Если переключение с одного вида деятельности на другой вызывает у ребенка интерес, то уже это переключение само по себе обеспечивает ему своеобразный отдых. Вот почему в режиме дня заикающегося ребенка должно быть предусмотрено разумное чередование разнообразных занятий. Желательно, чтобы спокойные и длительные занятия одним делом не вытесняли необходимых для ребенка подвижных и самостоятельных игр.

      Немаловажное значение в режиме дня занимает время и качество питания ребенка. От питания зависит стойкость образующихся рефлексов. Нарушения своевременного и качественного питания приводит к резкому снижению всех защитных функций организма, к неспособности бороться с внешними вредными влияниями.

      Особую необходимость для заикающихся детей представляют витамины комплекса В. Ведь они принимают непосредственное участие в сложных процессах обмена нервных клеток, помогают организму справляться с усталостью, поддерживают у него бодрое состояние и работоспособность.

      В режиме дня заикающегося ребенка должны найти свое место и закаливающие процедуры. Сюда прежде всего относится ежедневное пребывание на свежем воздухе. Через кожные покровы, органы дыхания и органы чувств на ребенка благотворно воздействуют климатические, метеорологические и природные факторы. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения (санки, лыжи) успокаивают его нервную систему, создают эмоциональный подъем, бодрое настроение. Глубокая перестройка организма при этом происходит естественно и просто. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно – сосудистую систему, нормализуют ее.

      Солнечные ванны при осторожной и продуманной врачом дозировке (они противопоказаны детям с расстройством центральной нервной системы) также оказывают хорошее влияние на организм ребенка, усиливают и повышают обмен веществ. Важное значение для детей имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ, купание. Они являются прекрасным средством для закаливания организма ребенка, в частности, его нервной системы. Закаливание способствует физическому развитию ребенка. Физические упражнения развивают в целом мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов – легких и сердца, повышают обмен веществ. Физические упражнения укрепляют силу и моральный дух ребенка, развивают у него координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют воспитанию у него дисциплинированности и собранности.

      Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов у заикающегося ребенка и оказывают положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Поэтому физические упражнения для заикающихся детей, таким образом, приобретают лечебное значение.

      Многие дети разговаривают без запинок с малышами, игрушками, животными или, надев маску. Поощряйте это. Иногда ребенок говорит «как маленький» или с акцентом, но при этом не заикается. Не нужно препятствовать такой речи.

      Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов, слогов и у незаикающихся людей. Сначала надо любым способом успокоить ребенка, отвлечь чем – нибудь интересным, приласкать.

      Не делайте замечаний, если ребенок употребляет эмбол, то есть говорит какое – то лишнее слово («а», «вот», «ну»). Употребление эмболов удлиняет время высказывания, дает возможность лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Таким образом, ребенок помогает себе справиться с запинками. Эмболы исчезнут, когда улучшатся речевые способности.

      Не наказывайте детей за употребление непристойных слов. Обычно ребенок произносит их, чтобы привлечь внимание взрослых. Не заостряйте на этом внимание, попытайтесь занять его чем – то интересным. Можно также спокойно дружеским тоном сказать, что вам не нравится, когда люди говорят такие слова.

      Пусть вас не раздражает, когда ребенок что — то крутит в руках, — это в некоторой степени снимает напряжение, отвлекает от речевых трудностей. Можно даже дать ему маленькую игрушку или кусочек пластилина.

      Не заставляйте ребенка здороваться и прощаться, со временем он усвоит правила хорошего тона не меньше, чем ими владеют окружающие взрослые. Кстати, если ребенок с легкостью говорит «пока» вместо «до свидания», в этом нет ничего страшного. Сначала надо снять напряжение, а потом обучать речевому этикету.

      Зачастую бабушки, гордые достижением внуков, хотят их продемонстрировать всем. Потерпите немного. Не просите малыша читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам этого не захочет.

      Некоторые исследования показали – заикание уменьшается, когда ребенок жует резинку. Дело в том, что «жвачка» дает «законные» основания мямлить, а значит, собираться с мыслями и говорить без запинок.

      Достаточно часто в семьях заикающихся детей встречается такое неблагоприятное требование к ребенку и обыкновение быстро говорить. На детей оказывается большое давление, родители хотят, чтобы они соответствовали некоему высокому стандарту, из – за чего создается конфликтная обстановка. Члены семьи говорят быстро, возбужденно, отдают приказания. Считается, что ребенок должен не просто хорошо владеть речью, а быть чуть ли не оратором.

      Хорошо бы дать понять, что в признании собственных ошибок нет нечего страшного. Не бойтесь сказать о себе: «Ох, я опять что – то сделала не так». И ребенок не будет испытывать чувство неуверенности, когда не сможет без запинок выразить свою мысль.

      С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его. Не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

      Вот несколько способов высказать одобрения:

      • Молодец!
      • Правильно!
      • У тебя это хорошо получилось!
      • Ты сегодня хорошо потрудился!
      • Прекрасно!
      • Я горжусь тобою!
      • Я знала. Что ты справишься!
      • Неплохо!
      • Отлично!
      • Ты быстро научился!
      • Это то. Что надо!
      • Я не смогла бы сделать лучше.
      • С каждым днем у тебя получается все лучше.
      • Режимные «речевки» полезно произносить в стиле речитатива, желательно каждый день для выработки нового речевого рефлекса.

        Для чего мне просыпаться?
        Чтобы встретить новый день.
        Для чего мне умываться?
        Чтоб с лица смыть сон и лень.
        Зубки чистить для чего?
        Чтоб им быть белей всего.:
        Белей снега самого.

        Для чего я завтрак ем?
        Чтобы быть большой совсем.
        Ем хлеб с маслом я и кашу.
        Обгоняю куклу Машу, куклу Дашу и всех – всех.
        А они, ну просто смех.
        Невозможные копуши!
        Не желают быстро кушать.

        Голод чувствую к обеду,
        Одержать могу победу
        Над котлетой и над супом.
        Я не буду такой глупой,
        Чтоб голодной оставаться,
        Голодайте сами, братцы!

        Сон дневной полезен очень,
        Дети в нем растут нет мочи!
        И умнеют на глазах,
        Просыпаются – и ах!
        Вспоминают все, что знают,
        И с охотой напевают,
        И стихи вовсю читают
        Или сказки вспоминают.

        Вот и вечер. Вкусный ужин.
        Он для роста очень нужен.
        Нужен ужин для ума,
        Посуди. Дружок, сама:
        За день сил уходит много.
        Надо их вернуть немного.
        Вот для этого и ужин.
        Он приятен нам и нужен.

        День окончен, спать пора.
        Вся на свете детвора
        Хочет ночью отдыхать,
        Крепко глазки закрывать
        И смотреть чудесный сон:
        Может быть, приснится слон,
        Очень добрый и большой.
        Может быть морской прибой.
        Пусть тебе приснится сон,
        Утром не забудь о нем!
        А сейчас — спокойной ночи,
        Мы тебя все любим очень.

        Личный пример родителей играет большую роль в воспитании ребенка и в формировании его характера. Детям свойственно подражать поступкам взрослых. Необходимо с самого раннего возраста личным примером приучать детей к правильному поведению и правильной речи. Дети очень чувствительны к проявлению внимания и интереса к их жизни. Можно многого добиться, завоевал любовь и доверие своего ребенка.

        Родители заикающегося ребенка должны приобрести большую выдержку, терпение, тактический подход, а также избегать различных семейных конфликтов, ровно относиться к своему ребенку, соблюдать его режим дня. Между родителями и ребенком должны существовать доверительные отношения. Работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Родители не должны падать духом и отчаиваться. Эти неудачи, как правило, временные, и поэтому ребенка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности.

        С первых же занятий у ребенка нужно воспитывать настойчивость, усидчивость и желание работать над своей речью, точно выполнять режим дня.

        Литература:

        1. Селиверстов В. И.. Заикание у детей. – Москва; Просвещение, 1972.
        2. Визель Т. Г. Речь и проблемы общения у детей; Москва, Молодая гвардия, 2005.
        3. Цвынтарный в. В. Радость правильно говорить; Москва, Центрполиграф, 2002.
        4. Резниченко Т. С. Чтобы ребенок не заикался; Москва, Гном и Д, 2000.
        5. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Материал по теме:
          Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

          Стендовая информация для родителей.Заикание

          Предварительный просмотр:

          Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

          1. Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности, употребляйте простые слова.

          2. Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Сначала надо любым способом его успокоить, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.

          3. Не нужно просить ребенка рассказывать о своих страхах, если он этого не хочет. Родители должны показать, что им известны его тревоги, и постараться успокоить тем, что они рядом и от всего защитят.

          4. Не завышайте требования к ребенку, не оказывайте на него давления во избежание неблагоприятной конфликтной обстановки.

          5. Попытайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Вот несколько примеров:

        6. вместо «Кончай возиться с конструктором!» скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты это закончишь позже»;
        7. подскажите: «Будь ласковым, собаки это любят», а не одергивайте: «Не смей обижать собаку!»;
        8. вместо «Ешь быстрее!», лучше сказать: «Давай посчитаем, сколько ложек ты сможешь съесть».
        9. 6. С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

          Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием

          при инициальном (начальном) заикании

          1. При инициальном (начальном) заикании специальные
          логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся.
          Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети
          подражают речи окружающих взрослых.

          2. При остро возникшем заикании в первую очередь надо попытаться
          устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском
          саду, сделайте все возможное, чтобы ребенок хотя бы какое-то время туда не
          ходил. Нужно обеспечить домашний режим минимум на 2 мес. Чем быстрее
          удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее
          прогноз.

          3. Часто общение с некоторыми людьми провоцирует усиление
          запинок. Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до
          минимума такое общение.

        10. Составьте список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние.
        11. Отмените посещение зрелищных мероприятий. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка.
        12. Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности. Помните, что дети подражают речи окружающих их взрослых.
        13. Приучайте ребенка к настольным играм. Это успокаивает. Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.
        14. Полезно петь, двигаться под музыку.
        15. 9. Привлекайте детей к спокойным домашним занятиям. Зачастую
          девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, а
          мальчики возятся с рабочими инструментами.

          10. Не готовьте ребенка к предстоящим событиям. Ожидание создает
          напряжение.

          11. Нужно как можно раньше показать ребенка неврологу или
          психиатру. Чем раньше подобрано необходимое медикаментозное лечение,
          тем благоприятнее прогноз.

          1. После того как ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая таким образом для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если он хочет сказать что-то еще, дайте ему такую возможность.

        16. Не перебивайте ребенка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за него, если он вдруг начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть все сказать.
        17. Соблюдайте правила ведения беседы в семье: говорите по очереди как во время еды, так и в отдельно отведенное для беседы время. Дайте возможность высказаться каждому, не перебивайте друг друга.
        18. Выделите время для взаимодействия с ребенком наедине. Малышу очень важно получать неразделенное родительское внимание. Беседу проводите с учетом детского уровня развития речи. Можно почитать книжку и задать вопросы по картинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего.
        19. 5. Не критикуйте вашего ребенка. Фразы «Прекрати!», «Подожди!»,
          «Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать!» не помогают, а усиливают
          заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное
          напряжение способствует развитию заикания. Критические замечания, даже
          сказанные с самыми лучшими намерениями, ухудшают ситуацию.

          1. Избегайте ситуаций, в которых ребенок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов или просят что-то рассказать.
          2. Будьте терпеливы. Успокоив малыша, используйте это время для приятного взаимодействия с ним.
          3. Как помочь заикающемуся ребенку

            (памятка для размещения на стенде или в качестве индивидуального раздаточного материала)

            Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверить специалистам. Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы. Режим должен быть щадящим, но основная установка — ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение — не следует посещать шумные зрелищные мероприятия до 6 лет. Домашний режим намного предпочтительнее режима детского сада.

            Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями. Приведем некоторые из них.

          4. Приучайте ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
          5. Пение, движение под музыку очень полезны.
          6. Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему.
          7. Привлекайте детей к спокойным домашним делам.
          8. Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность ребенку перевоплотиться, почувствовать себя другим, незаикающимся персонажем, но и поможет умению высказываться.
          9. 6. Упражняйте ребенка в пересказе различных литературных произведений.

            7. Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Это помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги.

            В 3 года многие дети могут начать занятия с логопедом. Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения более желательны неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.

            В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

            Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловлен ное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются ос новным внешним симптомом заикания.

            Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно появляется в результате ошибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений. Возможно возникновение заикания вследствие дисгармоничного развития личности. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологи ческого и психологического характера, составляющие единство.

            В настоящее время выделяют две группы причин возникновения заика ния: предрасполагающие и производящие.

            К предрасполагающим причинам относят неврологическую отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляю щие нервную систему), невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная на пряженность), конституциональную предрасположенность (заболевание веге тативной нервной системы, подверженность психическим травмам), наслед ственную отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата, передаю щаяся по наследству), поражение головного мозга.

            В группе производящих причин выделяют анатомо-физиологические (фи зические заболевания с энцефалитическими последствиями, травмы и сотря сения головного мозга, заболевания, ослабляющие нервную систему; несо вершенство звукопроизносительного аппарата при дислалии и дизартрии), психические и социальные (психическая травма, избалованность, неровное воспитание, хронические конфликтные переживания, длительные отрица тельные эмоциональные переживания, перегруженность детей младшего до школьного возраста речевым материалом, не соответствующее возрасту ус ложнение речевого материала, многоязычие, подражание заикающимся и т. п.) факторы.

            Выделяют физиологические и социальные симптомы заикания. К физио логическим относят речевые судороги, нарушения центральной нервной сис темы, соматическую ослабленность, нарушения общей и речевой моторики. К психологическим — речевые уловки, сопутствующие движения, феномен фиксированности на дефекте, фобии (страхи) и т. п.

            В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя целый ряд медико-педагогических мероприятий:

          10. терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), на правленное на оздоровление нервной системы и ор ганизма в целом;
          11. психотерапевтическое воздействие;
          12. коррекционные занятия с логопедом;
          13. обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.

          По теме: методические разработки, презентации и конспекты

          Памятки на темы:»Адаптация ребенка к условиям ДОУ»,»Психологические особенности детей раннего возраста»»Игрушки для ребенка»»Секреты хорошего аппетита»»Как избежать травм во время занятий физиче.

          Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста.

          Рекомендации при инициальном (начальном) заикании.

          Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Ведь тема это непростая, и даже очень болезненная. А рассказать нужно: ведь для тех, кто не помнит прошлого, нет и будущего.Беседуйте с детьми.

          Памятка для родителей и педагогов Заикание у детей.

          Данные рекомендации помогут родителям в воспитании детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

          nsportal.ru