Патофизиологическая теория заикания

Исторические сведения об изучении и преодолении заикания.

Патофизиологическая теория заикания, основанная на учении И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности, о неврозах. Определение заикания с позиции данной теории. Механизм заикания. Предрасполагающие и вызывающие причины заикания.

Типы речевых судорог, место их локализации. Непроизвольные двигательные расстройства. Двигательные уловки. Речевые уловки. Характерологические изменения. Логофобии. Типы реагирования на речевой дефект.

Особенности течения заикания в разные возрастные периоды.

Прогредиентность течения заикания. Фиксация внимания на болезненных симптомах, расстройство речевой саморегуляции, симптомы, маскирующие речевые трудности.

Логопедическое обследование заикающихся.

Изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической, медицинской документации. Исследования самого заикающегося: место и форма речевых судорог; частота их проявлений; сохранные речевые возможности; сопутствующие нарушения речи; фиксированность на речевом дефекте; наличие психологических особенностей.

Комплексный метод преодоления заикания.

Основные направления логопедической работы по коррекции речи и личности заикающихся. Лечебно-оздоровительная и коррекционно- воспитательная работа при заикании. Прямое и косвенное логопедическое воздействие на речь и личность заикающегося. Психотерапия в системе перевоспитания речи и личности заикающегося. Использование технических средств в системе работы с заикающимися.

Особенности работы с заикающимися дошкольниками, школьниками.

Изменение интенсивности отдельных компонентов логопедической работы. Логопедическая ритмика в работе с заикающимися дошкольниками. Связь логопедических занятий с разделами «Программы воспитания и обучения детей в детском саду». Значение дифференцированных психолого-педагогических методов воспитания и обучения заикающихся школьников. Особенности коррекции заикания у школьников: смена ведущего типа деятельности, установка на сознательное преодоление речевого дефекта, связь с учением, использование рациональной психотерапии, использование речевого материала из школьной практики.

Сложность клинической симптоматики заикания у подростков и взрослых.

Нозологическая дифференцированность и индивидуализация лечебных воздействий. Речевые функциональные тренировки по закреплению речевых навыков в усложняющихся ситуациях общения. Критерии оценки речи после проведенного курса логопедических занятий.

Профилактика заикания, предупреждение рецидивов заикания.

Раннее выявление детей, относящихся к группе риска по заиканию. Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами. Факторы, влияющие на эффективность преодоления заикания, на предупреждение рецидивов заикания.

Патогенетическая теория заикания.

Сопоставительный анализ причин, симптомокомплекса при невротическом и неврозоподобном заикании. Особенности логопедической работы при неврозоподобном заикании.

Психологическая теория заикания.

Причины расстройства коммуникативной функции речи. Поэтапное формирование ситуативной и контекстной речи. Принципы и содержание коррекционной работы на каждом этапе. Особенности логопедического обследования. Связь в работе логопеда, воспитателя и родителей.

mydocx.ru

ТЕХНОЛОГИЯФОРМИРОВАНИЯТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемЕкатерина Пятова

Похожие презентации

Презентация на тему: » ТЕХНОЛОГИЯФОРМИРОВАНИЯТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ.» — Транскрипт:

1 ТЕХНОЛОГИЯФОРМИРОВАНИЯТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ

2 Вопросы лекции 1. Современные подходы к проблеме заикания. 2. Методы психокоррекционной работы с заикающимися. 3. Технология формирования темпо ритмической организации речи при темпо ритмической организации речи при заикании. заикании.

3 Современные подходы к проблеме заикания в отечественной логопедии 1. Патофизиологическая теория заикания (80-е годы 19 века) – И.А. Сикорский, М.Е.Хватцев, В.И.Селиверстов, Н.А. Власова и др. 2. Психологическая теория заикания (60-е годы 20 века) – Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Н.А. Чевелева 3. Патогенетическая теория заикания (70-80-е годы 20 века) – Л.И. Белякова, Е.О. Оганесян, Е.А. Дьякова и др.

4 Патофизиологическая теория заикания Основа теории — учение И.П. Павлова о неврозах. Механизм возникновения заикания Нарушение равновесия между возбуждением и торможением в КГМ – появление застойного очага в КГМ – кора плохо выполняет «руководящую функцию» — низ лежащие отделы мозга выходят из-под контроля – нарушается деятельность подкорки – непроизвольные изменения мышечного тонуса.

5 Патофизиологическая теория заикания Наиболее ярко невроз проявляется в той системе, которая наиболее уязвима в данный период. Период интенсивного развития речи– 2-4 года: — активное развитие фразовой речи, — постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. Заикание – расстройство темпа, ритма, плавности речи в результате речевых судорог.

6 Патофизиологическая теория заикания Причины возникновения заикания 1. Предрасполагающие — соматическая ослабленность, — наследственность (до 10 %), — леворукость (в 3 раза чаще), — ускоренная, невнятная речь окружающих, — половинчатый тип ВНД (холерики, меланхолики)

7 Патофизиологическая теория заикания 2. Вызывающие — психотравмирующее воздействие (острая, одномоментная психотравма; микротравмы, действующие длительно, систематически), — подражание

8 Патофизиологическая теория заикания Симптомокомплекс заикания 1. Судороги 2. Непроизвольные двигательные расстройства 3. Двигательные уловки 4. Речевые уловки 5. Логофобии 6. Характерологические изменения личности 7. Дефекты звукопроизношения

9 Патофизиологическая теория заикания Судороги (по И.А. Сикорскому) По типу: — клонические, — тонические, — смешанные (в 70%) По месту локализации: — дыхательные, — голосовые, — артикуляционные

10 Патофизиологическая теория заикания Дыхательные судороги — инспираторная (на вдохе) – «всхлип, икота», — экспираторная (на выдохе) – «х-х-х…», — респираторная (ритмическая) – «взрыв» Голосовые судороги — смыкательный гортанный спазм – «мимолетная немота»/твердая атака, — вокальная (голосовая) – «а-а-а…», — дрожащий гортанный спазм – «блеяние овечки»

11 Патофизиологическая теория заикания Артикуляционные судороги — лицевые /смыкательная, верхнегубная, нижние губная, угловая, «зияющая», судорога Фрешельса, нижнечелюстная, сложная/, /смыкательная, верхнегубная, нижние губная, угловая, «зияющая», судорога Фрешельса, нижнечелюстная, сложная/, — язычные /судорожный подъем кончика языка, спинки языка, корня языка, связки языка, мягкого неба, изгоняющая/ /судорожный подъем кончика языка, спинки языка, корня языка, связки языка, мягкого неба, изгоняющая/

12 Патофизиологическая теория заикания Непроизвольные двигательные расстройства /тик века, щеки, подергивание головой/ Двигательные уловки /движения рукой, головой, всем телом, предваряющие или сопровождающие речь/ /движения рукой, головой, всем телом, предваряющие или сопровождающие речь/ Речевые уловки /невнятное бормотание, излишне громкая речь, эмболофразии/ /невнятное бормотание, излишне громкая речь, эмболофразии/

13 Патофизиологическая теория заикания Логофобии Характерологические изменения личности — индифферентные — адекватные — с гиперпереживаниями Дефекты звукопроизношения

14 Патофизиологическая теория заикания Направления комплексной коррекционной работы при заикании 1. Медикаментозное лечение 2. Физиотерапевтическое лечение 3. Психотерапевтическая коррекция 4. Логопедическое воздействие

15 Психологическая теория заикания Заикание – расстройство коммуникативной функции речи. 2 – 4 года – постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. При резком, скачкообразном переходе может возникнуть заикание.

16 Психологическая теория заикания Причины возникновения заикания 1) неправильное речевое воспитание /увеличение информационной нагрузки родителями, взрослые не адаптируют свою речь к возрасту детей, раннее изучение иностранного языка/ 2) Неоправданно раннее усложнение ситуации общения /выступление ребенка ситуации общения /выступление ребенка перед взрослыми, сложные вопросы, перед взрослыми, сложные вопросы, требующие развернутых ответов/ требующие развернутых ответов/

17 Психологическая теория заикания Указанные причины сбивают речевую программу ребенка – он задумывается, подбирает языковые средства, структурирует фразу — делает паузы, остановки во время речи — заикание Паузы – не судорожного характера! Коррекционная работа – логопедическое воздействие.

18 Психологическая теория заикания Диагностика 1. Назвать картинки или игрушки (8-10 штук) 2. Вспомнить, какие картинки (игрушки) только что называл 3. Описать наглядно воспринимаемый предмет (игрушку) по плану логопеда: — название, — из чего сделан, — цвет предмета, — как с ней играть.

19 Психологическая теория заикания 4. Описание предмета по представлению — Я расскажу про грушу, а ты — про яблоко. 5. Беседа о времени года: — Какое сейчас время года? — Какое время года ты любишь? — Почему? Расскажи. 6. Рассказ о событиях своей жизни. Какие виды речи изучаются с помощью этих заданий?

20 Психологическая теория заикания Выводы о степени заикания — заикание проявляется в заданиях 5-6 /контекстная речь/ — легкая степень, /контекстная речь/ — легкая степень, — заикание проявляется в заданиях 3-4 /стык контекстной и ситуативной речи/ — средняя степень, /стык контекстной и ситуативной речи/ — средняя степень, — заикание проявляется в заданиях 1-2 /ситуативная речь/ — тяжелая степень /ситуативная речь/ — тяжелая степень

21 Патогенетическая теория заикания Заикание может возникать на разной основе: — 50% на функциональной основе – невротическое, /симптомокомплекс как при заикании с точки зрения патофизиологического похода/ — 50% на органической основе – неврозоподобное /симптомокомплекс плюс симптомы органического поражения ЦНС, как у детей с дизартрией/

22 Патогенетическая теория заикания Направления комплексной коррекционной работы при заикании 1. Медикаментозное лечение 2. Физиотерапевтическое лечение 3. Психотерапевтическая коррекция 4. Логопедическое воздействие При неврозоподобном заикании – дополнительная работа как при дизартрии.

23 Психотерапевтическая коррекция личности заикающихся 1. Разъяснительная психотерапия /беседа/ 2. Суггестивная терапия (внушение) — гипноз — аутогенная тренировка — метод одномоментного снятия заикания /К.М. Дубровский/ /К.М. Дубровский/ 3. Практическая психокоррекция /арт терапия, музыкотерапия, библиотерапия, /арт терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др./ сказкотерапия, куклотерапия и др./

24 Речевые центры — в левом полушарии. Первичная обработка речи по физическим параметрам (анализ мелодики, интонации, физических характеристик звука) проходит в правом полушарии (теменно-затылочная область). Необработанная, «сырая» информация идет в левое полушарие, оно «захлебывается».

25 В результате – ребенок застревает, замолкает или заикается. Левое полушарие перегружено, оно воспроизводит то, что уже переработало – самую малую единицу речи – слог. Страх того, что «что-то не так», что это повторится, закрепляет заикание, утяжеляет судороги.

26 Основная задача логопедической работы при заикании – сформировать нормальный ритм /переходный мостик между здоровой речью и заиканием /. Особое значение в коррекционной работе придается формированию темпо ритмической организации речи заикающихся.

27 Технология формирования темпо ритмической организации речи при заикании 1. Подготовительный этап /гимнастики, отработка речевого эталона, /гимнастики, отработка речевого эталона, подключение руки/ подключение руки/ 2. Этап автоматизированных рядов /пословный ритм, по слоговой ритм/ /пословный ритм, по слоговой ритм/ 3. Закрепление навыков плавной речи /диалоги, скороговорки, ролевой тренинг, /диалоги, скороговорки, ролевой тренинг, функциональные тренировки/ функциональные тренировки/

28 Примеры упражнений для закрепления пословного и послогового ритмов «Неваляшка» «Силач» «Силач» «Описание предмета» / Чайник, мыло и т.п./ «Опера» «Вопрос-ответ» /скороговорки/ «Танцы на стихи» /любые движения, ритм, интонация, мимика/

29 Упражнения «прогоним сердитки» В правом полушарии «скапливается гнев». Эмоциям надо дать выход. Это нормализует работу полушарий. Ритм там, где между полушариями гармония. «Выберись из ямы» «Прихлопни муху» Порядковый счет/ скороговорки

30 Самостоятельная работа /в паре/ «Логопед» – подбирает речевой материал и демонстрирует работу по закреплению пословного и послогового ритмов /сочетая речь с рукой/. «Ребенок» – выполняет инструкции «логопеда».

www.myshared.ru

15. Патофизиологическая теория заикания

Рассматривает механизм З с т.зр. Павлова о физиологии ВНД о неврозах. В коре г.м. взаимодействуют нейродинамические процессы возбужд и тормож. В норме они обладают рядом св-в: сила, подвижность, равновесие. При неблагоприятных условиях происходит «сшибка» нервных процессов в результате которых в коре г.м. образуется «очаг застоя» или «больной пункт». Нарушается регулирующее воздействие коры на подкорку, что приводит к появлению судорог.

По Выготскому: в возрасте от 2 до 4 лет наиболее активно развивается речь. Неблагоприятное воздействие на ребенка приводит к нарушению речи, т.к. любая психическая функция, нахордящяяся в сензитивном периоде развития, самая уязвимая, хрупкая. Причины З: предраспологиающие: Ослабление ЦНС в результате соматической ослабленности, Половинчатый тип ЦНС (холерик, меланхолик), Наследственность (по наследству передается не заикание, а тип ЦНС), переученная леворукость. Вызывающие: 1. Псих стресс: а.острый одномоментный тяжелый, б.микротравмы, действующие систематически в течение длительного времени: систематическое нежелание посещать дет сад, ссоры м/д родителями, разноречивые требования к реб, авторитарный стиль воспитания, незаслуженные упреки, обвинения. 2. подражание. А.активное (делает осознанно), б. пассивное (неосознанно). 3. ускоренная речь взрослых.

16.. Логопедическое обследование заикающихся.

Рассмотрим с т.з. патофизиологической теории заикания

1. общие сведения о пациенте. 2. предполагаемые причины возникновения заикания со слов пациента. 3. сроки возникновения заикания. 4. первоначальные проявления заикания со слов пациента и близких. 5. степень фиксированности на дефекте 6. ситуации, в которых речь улучшается 7. в которых ухудшается 8. выраженность страха речи. Ощущения, эмоции в ситуации. 9. хр-ка голоса, дыхания, интонации, темпа. 10. непроизвольные двигательные расстройства. 11. двигательные уловки 12. речевые уловки. В ходе обследования начинают с сопряженной речи, затем автоматизированная, отраженная, с рукой, вопросно-ответная, самостоятельная. Школьникам и взрослым предлагается пересказ. Фиксируется: 1. тип судорог, место локализации, трудные звуки, темп.

Тяжелая степень: судороги смешанные с преобладанием тонических, широкая их локализация, судороги уже в отраженной речи. Средняя степень: судороги смешанные с преобладанием клонических, в артикуляционные с небольшим включением дыхательных и голосовых. Заикание на вопросно-ответной речи. Легкая степень: судороги преимущественно клонические, артикуляционные в самостоятельной речи.

17. Комплексный метод преодоления заикания.

Заиканиеопределяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Современный комплексный метод: благоприятное окружение, режим дня и питание, медикаментозное и психотерапевтическое лечение, логопедическое воздействие.

1. Благоприятное окружение: не д.б. критики речи, невротизирующих ситуаций. Окружающие должны знать требования к речи, поддерживать речевой режим. Логопед д. работать не только с пациентом, но и с окружающими его людьми.

2. Режим дня: не д.б. физических, интеллектуальных, эмоциональных перегрузок. Максимальное увеличение часов для сна. Если естественный сон нарушен, то подключается медикаментозное лечение и электросон. Питание д.б. калорийным и соотв. возрасту пациента. Не допускается голодания и диет. Продукты д.б. максимально витаминизированными, особенно группой В (являются катализаторами при выработке новых условных рефлексов).

3. Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение: общеукрепляющая терапия; симптоматическое лечение (при хр. Заболеваниях для предотвращения обострений); для нормализации нейродинамических процессов; противосудорожные препараты; физиотерапия.

4. Психотерапия: рациональная (разъяснение. В виде групповых и индивидуальных бесед. Беседы на интересующие личные темы. Отдельные беседы может проводить логопед, а на другие приглашаются специалисты. Используются психотерапевтические тесты); суггестивная (внушение. Виды: гипноз, аутогенная тренировка, императивное внушение).

Гипноз: только для взрослых пациентов. Проводит врач-гипнолог. Нужен лицам с гиперпереживаниями. Аутогенная тренировка: самовнушение в просоночном состоянии. Фазы: вызывание просоночного состояния (поза кучера, остановить взгляд на объекте, потом закрыть глаза. Логопед вызывает чувства тепла, покоя, тяжести, расслабления. После каждой команды пациенты мысленно повторяю фразу); внушение (фразы д.б. сформулированы лаконично, не допускается двусмысленности, не должно быть частицы «не»); выход (голос логопеда становится более энергичным, громким. Предлагается выполнить движения, вызывание образов пробуждения). Императивное внушение: внушение в состоянии бодрствования. Метод основан на шоковой терапии. Этапы: запись на камеру беседы, затем коллективный просмотр и анализ; пациенты попарно на улице задают вопросы незнакомым людям, один спрашивает, а другой отслеживает реакцию собеседника (Необходимость лечения заикания); дневниковые записи. Нужно записать о наиболее трудных ситуациях, переживаниях связанных с заиканием; день подвига. Заикающиеся д. по одному задать 10 вопросов незнакомым людям использую ровнометричную речь; сеанс снятия заикания. Проводится на сцене с присутствием большого кол-ва народа.

5. логопедическое воздействие: затормозить патологические рефлексы; выработать замедленную, плавную, слитную речь без заикания; сформировать правильное речевое дыхание. Этапы: подготовительный (логопедическое обследование), режим молчания (1 неделя. Ослабевают патологические рефлексы + активная психотерапия в виде монолога логопеда, выработка правильного нижнедиафрагмального дыхания, речевого дыхания, снятие мышечного напряжения, артикуляционная гимнастика), шепотная речь (Ослабевает мышечный зажим, страх речи. Та же работа что и при режиме молчания + связь речи с движением руки в замедленном темпе. У большинства пациентов на шепоте нет судорожных запинок) сопряженная речь (пациент + логопед; в этих условия пациенту удается говорить без судорог, т.к. не надо подбирать слова, программировать высказывание. Логопед показывает как нужно говорить, избегать пауз между словами, как сочетать речь с движением руки. Вырабатываются и практически закрепляются речевые правила о дыхании, расслаблении. Используются речевые зарядки, автоматизированная речь, заучивание стихов), отраженная речь (логопед->пациент, пациент механически повторяет образец логопеда. У многих на этом виде речи судорог нет, у других ослабевают), вопросно-ответная речь, самостоятельная речь (заучивание диалогов, пересказ, устное сочинение).

studfiles.net

Форум родителей:



С о д е р ж а н и е.

I. Введение (история проблемы).

II. Заикание как один из периодов становления фразовой речи.

1. Онтогенез речи. Степень зрелости центральной нервной системы.

2. Бурное развитие речи.

3. Симптом заикания как норма у подростков и у взрослых.

III. Возможные причины возникновения патологического заикания.

1. Заикание как следствие минимальной мозговой дисфункции.

2. Возникновение заикания как следствие особенностей развития симпатоадреналиновой и гормональной систем.

IV. Теоретические представления о механизме нарушения центральной нервной регуляции речевой функции при заикании.

1. Развитие невротического заикания.

2. Заикание с органическим нарушением центральной нервной системы.

V. Симптоматика заикания.

1. Биологические (физиологические) и социальные (психологические) симптомы.

2. Фиксированность на дефекте и эмоциональное реагирование на дефект.

VI. Классификация заикания.

1. По этиологическому признаку.

2. По анатомо-физиологическому признаку.

3. По клиническому признаку.

4. По форме заикания.

VII. Другие аспекты классификации заикания.

1. Заикание в психологическом аспекте.

2. Заикание с точки зрения психолингвистики.

VIII. Степени и типы течения заикания.

IX. Возможные методы коррекции заикания.

1. Терапевтические средства.

2. Хирургический метод.

3. Психотерапевтические воздействия.

4. Дидактические приемы

5. Система лечебно-педагогических мер.

6. Комплексный подход к преодолению заикания.

Введение (история проблемы).

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц рече­вого аппарата. Синонимы: Balbuties, Disphemie, Spasmop-hemie, Lalonewros.

Проблема заикания считается одной из самых древних в истории развития учения о различных расстройствах речи. Разное пони­мание его сущности обусловлено уровнем развития науки и по­зиций, с которых авторы рассматривали и рассматривают это речевое расстройство.

В древние времена заикание считалось болезнью, которая связана с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или с неправильным соотнесением частей артику­ляционного аппарата (Аристотель). Вероятность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отвер­стии в твердом небе, через которое просачивается на язык слизь и эта слизь затрудняет речь. Вутцер объяснял это патологическим углублением в нижней челюсти, в котором прячется кончик языка при своем движении; Эрве-де-Шегуан считал, что причина заикания в неправильном соотно­шении между длиной языка и полостью рта или слишком плот­ным прикреплением его короткой уздечкой.

Другие исследователи связывали заикание с различными нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голо­совой щели; чрезмерно быстрый выдох; спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта; несогласованность про­цессов мышления и речи; нарушения в эмоционально-волевой сфере воли челове­ка, воздействующие на силу мышц речедвигательного механиз­ма и т. д.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от того, что речевые движения «опережают процесс мышле­ния». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это не­соответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

В начале XIX в. ряд французских исследователей, уже уверенно объясняли заикание различными отклонениями в дея­тельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен (1821) механизм заикания связывал с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систе­му органов речи, т. е. с деятельностью центральной нервной системы. Врач Дело (1829) объяснял заикание как результат органического поражения голосового аппарата или неполноцен­ной работы головного мозга. Он первым отметил сосредоточе­ние акустического внимания заикающегося на своей речи. Врач Коломба-де-л`Изер считал заикание особой контрактурой мышц голосового аппарата, возникающей вследствие его недостаточ­ной иннервации.

Большинство русских исследователей, например, И.А. Сикорский (1889) рассматривали за­икание как функциональное расстройство в сфере речи, судо­рожный невроз, или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппа­рате речи (Г. Д. Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр.Каменка, 1900).

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов за­икания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1) Заикание как спастический невроз координации, происхо­дящий от раздражительной слабости речевых центров. Сикорский писал: «Заикание есть внезапное нарушение не­прерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического це­лого».[1]Таким образом И.А. Сикорский, по нашему мнению, очень близко подошел к тому, что потом П.К. Анохин назовет «функциональной системой», т.е. И.А. Сикорский считал заикание нарушением деятельности целой речевой функциональной системы. Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожден­ную раздражительную слабость аппарата, управляющего слого­вой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологическо­го характера. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс выдвинули это направление, и последний считал заикание ассоциативной афазией.[2]Сторонниками этой теории были Г. Д. Нетка­чев, Ю. А. Флоренская. Г.Д. Неткачев одним из первых предложил подход к преодолению заикания с психотерапевтической точки зрения, таким образом, психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.[3]

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающее­ся на почве психических травм, различных конфликтов с окружа­ющей средой.

Сторонники этой теории считали, что в заикании, с одной стороны, прояв­ляется желание индивида избежать всякой возможности сопри­косновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.[4]

Таким образом, в конце XIX— начале XX в. все определеннее становится мнение, что заикание — это сложное психофизиологичес­кое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нару­шения физиологического характера, а психологические проявле­ния носят вторичный характер. Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления — как следствие этих психологических недостатков. Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожи­дания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый не­вроз и пр.

К 30-м годам и в последующие 50—60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о меха­низме невроза. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов воз­буждения и торможения и образования патологического услов­ного рефлекса. [5]

В отношении патофизиологических механизмов, которые имеются в основе нарушений высшей нервной деятельности вообще и в возникновении неврозов в частности, И.П. Павлов пишет: «нервная деятельность, как знают врачи, состоит из двух механизмов, из двух процессов: из раздражительного и тормозного. Теперь в отношении этих двух процессов мы отмечаем триосновных момента: это именно: сила этих нервных процессов, как раздражительного, так и тормозного, подвижностьэтих процессов – инертность или лабильность, и, наконец,равновесие между этими процессами.

Конечно, на нормальном течении этих процессов с такими их свойствами и основывается нормальная высшая деятельность, употребляя обыкновенную терминологию – психическая деятельность не только животных, но и человека… Все эти процессы с их основными свойствами мы можем сбить с нормальной дороги, сделать патологическими. Для этого у нас имеются совершенно определенные приемы. Таких приемов три: это перенапряжение раздражительного процесса, перенапряжение тормозного процесса и перенапряжение подвижности этих процессов». [6]

При изучении экспериментальных (на животных) неврозов И.П. Павлов установил, что причинами их являются:

а) действие исключительно сильных раздражителей (перенапряжение раздражительного процесса);

б) продолжительное действие или увеличение числа тормозных раздражителей (перенапряжение тормозных процессов);

в) одновременное действие противоположных – раздражительных и тормозных – процессов («сшибка») или непосредственное следование друг за другом противоположных нервных процессов, резкое и быстрое изменение динамического стереотипа (перенапряжение подвижности нервных процессов).

Согласно учению И.П. Павлова, и у человека в связи с воздействием на него таких же факторов тоже могут наступить расстройства высшей нервной деятельности, при которых отсутствует повреждение вещества нервной ткани, а имеются нарушения функциональногохарактера, возникает невроз.

Отмечая, что законы, которые управляют деятельностью первой сигнальной системы, одинаковы и для второй сигнальной системы у человека, И.П. Павлов вместе с тем настойчиво указывал, что нельзя механически переносить на человека данные, полученные в экспериментах на животных. Высшая нервная деятельность человека в отличие от животных формируется под влиянием воздействия на него факторов социальной среды. Она неразрывно связана с трудом (у ребенка с игрой, обучением и воспитанием), общением людей между собой, с речью, с взаимодействием первой и второй сигнальных систем и пр. Неврозы, возникающие у человека, вследствие особенностей его высшей нервной деятельности имеют свои особые этиологические факторы уже социального порядка и свое особое клиническое выражение.

1. Онтогенез речи. Степень зрелости центральной нервной системы. Современное понимание структурно-функциональной организации речи строится на основе учения И.П. Павлова о динамической локализации мозговых функций и обогащено рядом новых положений нейрофизиологии. С нашей точки зрения, самой плодотворной для понимания механизмов речевой функции и некоторых речевых расстройств является концепция о функциональных системах, наиболее полно разработанная П.К. Анохиным (1968). Согласно этой концепции, функциональная система любого поведенческого акта включает в себя, прежде всего афферентный синтез, который программирует действие на основе фило- и онтогенетической памяти, доминирующей мотивации, обстановочной афферентации и ориентировочного рефлекса. Принятие решения предполагает будущий результат, на модели которого и строится программа действия. Организующим фактором многих элементарных деятельностей, входящих в функциональную систему, является результат деятельности системы.[7]

Применив эту схему к пониманию механизмов речи, можно предположить, что особое значение в функциональной системе речи приобретает формирование речевой онтогенетической памяти.

При нормальном созревании центральной нервной системы в пренатальном и начальном постнатальном периодах жизни ребенка происходит структурное и функциональное оформление церебральных механизмов, обеспечивающих разные стороны речевой деятельности. В возрасте от 18 месяцев до 5 лет происходит интенсивное развитие речи, формирование словесных связей в процессе общения. Постепенно в процессе онтогенеза осуществляется переход к усилению функциональной асимметрии от первоначально симметрических реакций. Эта закономерность созревания является процессом поздним и длительным. До 5-7 лет асимметричность неустойчива, чем, возможно и объясняется хрупкость и трудность интеграций, синтеза связей в мозге ребенка, что особенно сказывается на речевой функции. В период становления речевой функциональной системы, благодаря постоянной оценке результата действия, «перебираются все степени свободы и остаются только те, которые способствуют получению данного результата» (П.К. Анохин, 1968).[8]Есть основание считать, что к 5-7 годам у человека формируется запрограммированная в конкретных афферентных параметрах речевая деятельность, имеющая чрезвычайно сложную сенсомоторную организацию со множеством иерархических уровней и высшим интегративным центром в коре больших полушарий головного мозга.

Речь является общественным явлением. По мере изменения окружающей действительности изменялся и организм человека. В результате совершенствования труда и речи продолжали развиваться и органы, осуществляющие эти функции, что в свою очередь делало возможным усовершенствование самих функций и открывало путь для появления новых психических качеств. Таким образом, филогенез человека является выражением взаимодействия общественных и биологических факторов на все более высоком уровне.

Особенности онтогенеза центральной нервной системы обуславливают особую ранимость детей этого возраста. Речевая функция как онтогенетическая, наиболее поздно созревающая и наиболее дифференцированная, представляется особенно хрупкой.[9]

По мере формирования мозга у ребенка происходит накопление речевых условных связей. В речевом общении с окружающими вырабатывается все больше и больше этих связей. Речевые реакции ребенка становятся все более многочисленными, правильными, разносторонними и полными, обеспечивающими дальнейшее развитие его речи. Нормальный ребенок в 5-летнем возрасте свободно (конечно, в пределах доступных ему понятий и приобретенного опыта) говорит на родном языке, а в 6-7-летнем возрасте он уже правильно произносит слова.

По мере накопления человеком опыта и знаний, а по существу в течение всей жизни его речь продолжает развиваться и совершенствоваться.

www.kid.ru