Патопсихология неврозов

лекции по патофизиологии / Патофизиология неврозов

Неврозы относятся к патологии высшей нервной деятельности (ВНД). Одни авторы относят неврозы к патологическому состоянию, ряд авторов считает, что это предболезнь. Другие авторы рассматривают неврозы как болезнь. За последние 70 лет заболевания неврозами возросло в 70 раз.

Изучению патологии ВНД и экспериментальных неврозов посвятил около 20 лет отечественный физиолог И.П.Павлов. Он первый дал определение неврозам. По И.П.Павлову, «Неврозы — это хроническое, длящееся недели, месяцы, годы отклонение высшей нервной деятельности от нормы». Нарушение высшей нервной деятельности — это нарушение психики, памяти, сна, изменение эмоций и поведения. Наблюдаемые при неврозах отклонения ВНД носят патофункциональный характер. Это, по определению И.П.Павлова, «встреча с нервными трудностями». По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения «неврозы — это хронические расстройства высшей нервной деятельности функционального характера, протекающие без дезорганизации личности и сопровождающиеся снижением трудоспособности». По З.Фрейду, «неврозы — это душевный конфликт, дискомфорт».

Различают три группы факторов, способных вызвать невроз:

1. Психогенные факторы

2. Мотивогенные факторы

3. Соматогенные факторы

Любой раздражитель действует через сенсорные рецепторы. К этим раздражителям относятся звук, свет, слово. Одним из раздражителей, вызывающих перенапряжение слуховых анализаторов и способных вызвать невроз, являются производственный шум, громкая музыка на дискотеках. В развитии неврозов большую роль играет перенапряжение зрительных анализаторов при значительных световых воздействиях (концерты, дискотеки). Большую роль среди психогенных факторов играет слово. Слово несет смысловое значение и тональность. В этом плане большую роль в развитии неврозов играет слово врача. В ряде случаев слово врача может приводить к развитию ятрогенных заболеваний. Большую роль в этиологии неврозов играют информационные перегрузки. К развитию неврозов могут также приводить возникающие ситуационные обстоятельства, сопровождающиеся досадой, гневом, разочарованием.

В основе мотивогенных факторов лежат мотивации — побуждение к удовольствию. Социальные мотивации: это получение образования, работы, достижение определенной цели в жизни. К социальным мотивациям, способным вызвать невроз, относятся професионально-производственные и семейно-бытовые отношения. Биологические мотивации: в их основе лежат безусловные рефлексы. Это: 1) агрессивно-оборонительный, 2) пищевой, 3) половой, сексуальный. В целом мотивация — это побуждение, это готовность получать удовлетворение. Реальность — это получение удовлетворения. Побуждение, готовность и реальность составляют основу невроза. Чаще у невротиков реальность несоразмерна побуждению. Повышается уровень притязания на положение в обществе, на превосходство. Несоответствие уровня положения человека в обществе и действительности, реальности приводит к срыву высшей нервной деятельности и развитию невроза.

Эти факторы выступают как предболезнь. Заболевания внутренних органов хронического характера вызывают постоянные переживания, оказывают влияние на высшую нервную деятельность вплоть до трагических исходов. В этом случае невроз проявляется аффектами или депрессией. Человек выключается из профессиональной деятельности, жизни, оказывает отрицательное влияние на окружающих его людей.

Механизмы развития неврозов

Выделяют 2 механизма развития неврозов:

1. Патоневрологические механизмы

2. Патопсихологические механизмы

Они характеризуют биологические аспекты развития неврозов. Эти механизмы были разработаны И.П.Павловым. В основе развития неврозов лежит перенапряжение основных биологических процессов, характерных для ЦНС: процессов возбуждения, торможения и перенапряжение подвижности процессов возбуждения и торможения.

Перенапряжение процессов возбуждения

У животного вырабатывают условный рефлекс на пищу и подкрепляют его звуком или светом определенной силы. Через 2-3 недели, когда у собаки сформировался условный рефлекс, изменяют силу раздражителя, увеличивая силу раздражителя в 5-10 раз. В этом случае у собаки исчезает условный рефлекс: животное отказывается от пищи, становится агрессивным, злым, формируется невроз по возбудительному типу.

Невроз может возникнуть при перенапряжении процессов торможения.

Перенапряжение процессов торможения

В этом случае нарушаются процессы внутреннего , дифференцировочного торможения. Эти процессы определяют характер, поведение человека и животных. Для моделирования перенапряжения процессов торможения и развития невроза условный рефлекс вырабатывают на комплекс сложных раздражителей.

Свет —— Звук низкого тона ———Звук высокого тона —- Пища

После выработки условного рефлекса меняют местами звук высокого и низкого тона. Такое изменение последовательности отдельных раздражителей приводит к тому, что собака не может различить эти изменения. Это приводит к нарушению внутреннего торможения. Происходит срыв высшей нервной деятельности, развивается невроз. Исчезает пищевой рефлекс, животные становятся беспокойными, суетливыми.. Невроз развивается по тормозному типу. По таком механизму может развиваться невроз у человека, особенно у школьника, при решении им математической задачи, когда ему не удается понять содержание задачи. Развитие невроза может происходить в виде отказа от учебы.

Перенапряжение подвижности процессов возбуждения и торможения

По этому механизму развитие невроза происходит по типу «сшибки» этих процессов. Примером развития невроза с участием этого механизма может служить следующий опыт. У собаки вырабатывают условный пищевой рефлекс на свет. После закрепления условного рефлекса к площадке, где стоит собака, подключают электрический ток: один полюс батареи подключают к площадке, а другой — к миске, где находится пища. Животное, находящееся на площадке, касается пищи (положительная мотивация) цепь замыкается и собаку бьет током (отрицательная мотивация). Формируется защитно-оборонительная реакция, исчезают условные рефлексы, животное не узнает экспериментатора, становится агрессивным, отказывается от пищи. У человека по этому механизму также может формироваться невроз. Например, ребенку, которого воспитывает бабушка и дедушка, разрешают делать все. Когда же он попадает к родителям, то характер поведения резко меняется: родители наказывают его за различные проступки. Таким образом, бабушка и дедушка формируют положительную мотивацию, а родители — отрицательную. мотивацию. Через некоторое время у ребенка развивается невроз (плаксивость, раздражительность, страхи).

Нарушения равновесия биологических процессов (возбуждения, торможения) вызывают изменения функции лимбической системы (промежуточный и средний мозг, ствол мозга). В лимбике при неврозах формируются новые функциональные связи. В результате возникающих нервных трудностей в лимбике возникает патологическая функциональная система. На формирование этой системы оказывают влияние различные этиологические факторы. Особую роль играют отрицательные эмоции, стресс. В лимбической системе условно выделяют психический, висцеральный и соматический мозг. Изменение активности того или иного отдела лимбики вызывает проявление различных форм невроза.

Психический мозг Метаболические

Стресс Висцеральный мозг Нейро-вегетативные Невроз

Соматический мозг Гормональные

Если в процесс вовлекается психический мозг, развивается психастения. Заболевание характеризуется нарушением эмоциональной сферы, поведения — обида, агрессия, неадекватная реакция. Нарушается внимание, наблюдаются расстройства памяти, сна, быстрая утомляемость.

Если преобладает активность висцерального мозга, развивается неврастения. Неврастения характеризуется вегето-висцеральными реакциями. Нарушается функция внутренних органов: появляются боли по типу стенокардии, развиваются сердечные аритмии, повышение артериального давления, отмечаются диспептические расстройства, часто возникают головные боли.

Если преобладает активность соматического мозга,то развивается истерия: наблюдаются расстройства двигательной сферы организма — гиперкинезы, тики, судороги, гипокинезы, парезы, ларингоспазм, нарушение чувствительности.

Таким образом, неврозы у человека чрезвычайно разнообразны по клиническим проявлениям и представляют трудности для диагностики.

В развитии неврозов большую роль играют нарушения функции нейронов лимбики.

1. Возникает астенизация нейронов. Это истощение функциональной деятельности нейронов. Астенизация вызывает снижение интенсивности внутреннего торможения и преобладание процессов возбуждения. У человека невроз проявляется повышенной раздражительностью и общей усталостью. В основе астенизации нейронов лежит нарушение образования в них энергии и быстрое ее истощение, нарушение синтеза ДНК.

2. В развитии неврозов большую роль играет патологическая лабильность — усиление подвижности процессов возбуждения и торможения. Такой невроз проявляется быстрым изменением настроения, поведения.

3. Изменение функции нейронов может проявляться в виде патологической инертности. В этом случае преобладает какой-то один процесс — возбуждения или торможения. Чаще преобладает процесс возбуждения. Возникает застойный очаг возбуждения — патологическая доминанта. У больных с преобладанием явлений патологической инертности происходит формирование фобий -страха высоты, темноты, предметов, поступков, ситуаций. Могут развиваться навязчивые идеи — постоянное возникновение сомнений, стремлений, движений, каких-то действий.

В развитии неврозов играют роль парабиотические фазы: уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная, тормозная. По сравнению с нормой они становятся более продолжительными. В этом случае нарушаются отношения между раздражителем и ответной реакцией.

В норме в уравнительной фазе нейроны по-разному реагируют на раздражитель. Невротические нейроны реагируют одинаково на любое раздражение. Проявляется такой невроз равнодушием, безразличием.

В парадоксальной фазе слабый раздражитель вызывает сильную реакцию, на чрезвычайный раздражитель реакция слабая или отсутствует. В этом случае в ответ на слабый раздражитель больной может расплакаться, а на чрезвычайный раздражитель реакция не проявляется.

Ультрапарадоксальная фаза. В этой фазе положительный раздражитель действует как отрицательный, а отрицательный — как положительный. Например, известие о гибели родственника у больного вызывает желание рассказать какие-либо смешные истории, нарушается его адекватная реакция.

Тормозная фаза. Она характеризуется ослаблением или исчезновением реакции на раздражитель. Больные становятся безучастными, формируется негативизм, эмоциональная тупость, человек становится социально бесполезным.

В развитии неврозов играет роль тип высшей нервной деятельности. Павлов И.П. показал, что неврозы легче развиваются у слабого тормозного типа (мелонхолика) и у сильного неуравновешенного типа (холерика). Эти два типа являются поставщиками неврозов.

Патоневрологические механизмы развития невроза характерны как для животных, так и для человека. Человек — явление биологическое и он подчиняется всем биологическим законам. В то же время человек живет в обществе и является не только биологическим, но и социальным явлением. У человека в развитии неврозов основную роль играют социальные мотивации. Таким образом, основой развития неврозов с участием патопсихологического механизма является социальный фактор. Этот механизм характерен именно для неврозов человека.

Основной социальной мотивацией у человека является труд, производственные отношения. Нарушение производственных отношений формирует невроз. Для студентов социальной мотивацией является учеба, учебный процесс. Это требует определенного напряжения ЦНС, коры головного мозга и встречает сопротивление со стороны студента: учить надо (положительная социальная мотивация), но не хочу (отрицательная социальная мотивация). Такая «сшибка» процессов лежит в основе развития информационного невроза.

В процессе развития у человека появилась вторая сигнальная система, с которой связаны мышление, речь. Поэтому у человека слово может вызвать невроз.

С развитием социальных отношений в обществе появились законы, определяющие нормы поведения. Человек постоянно должен себя сдерживать в своих поступках, поведении. Таким образом, у него идет постоянная борьба между сознательным и бессознательным. На первом уровне мотивации имеют языковое проявление, они осознаются. На втором уровне они не осознаются. Если мотивация ограничена законом или нормой повреждения, то человек силой своего сознания пытается вытеснить ее в сферу бессознательного (в подкорку, лимбику). Такая вытесненная в бессознательную сферу мотивация уже не осознается человеком, и она начинает оказывать отрицательное влияние на его деятельность, поведение. Нарушаются функции органов и тканей, формируется невроз.

З.Фрейд на основе соотношения сознательного и бессознательного построил свою теорию развития неврозов. Однако он дал односторонний анализ их развития. Механизмы развития неврозов по З.Фрейду обусловлены социальным ограничением только одного безусловного рефлекса — полового, сексуального. Это приводит к вытеснению этой мотивации из сферы сознательного в сферу бессознательную и формированию неврозов.

studfiles.net

Патопсихология неврозов

Неврозы у детей

Неврозы относятся к тем заболеваниям, которыми может заболеть практически любой изначально психически здоровый ребенок. Детские психиатры различают разные заболевания и состояния, которые объединяют под названием «детская нервность».

Детские патопсихологи часто сталкиваются с невротическими реакциями, которые возникают у детей на сверхсильный раздражитель (например, испуг), а также с астено-невротическими реакциями, которые возникают у детей на фоне ослабленного соматического состояния.

Детские страхи, которые испытывают все дети (например, страх темноты и одиночества), могут усиливаться и приобретать невротический характер.

Неврозы являются более стойкими расстройствами и носят системный характер. В любом случае психолог имеет дело с нарушениями развития эмоциональной сферы ребенка.

Невротические реакции и неврозы могут сопровождаться функциональными нарушениями центральной нервной системы: тиками, заиканием, энурезом, энкопрезом.

Одаренные дети, а также дети с высоким уровнем интеллектуального развития, часто отличаются повышенной чувствительностью, и у них легко возникают невротические реакции и неврозы. В этих случаях могут нарушаться сон и аппетит, снятся страшные сны. Испытывая большие интеллектуальные нагрузки, занимаясь творчеством (рисование, музыка, балет), эти дети становятся чрезвычайно впечатлительными. Они излишне глубоко переживают даже незначительные события, преувеличивают свои неудачи, остро реагируют даже на незначительные порицания.

В школьном возрасте в качестве психологической защиты у детей-невротиков часто формируются ритуалы: защитные движения и действия. Всем знакомы «счастливые авторучки», жест «постучать по дереву» и т. д. У детей со «школьными неврозами» ритуалов становится так много, что все силы и время уходят на их соблюдение. Если что-то помешает ребенку выполнить соответствующий ритуал, он может настолько растеряться и расстроиться, что не сможет написать контрольную работу или сдать экзамен, даже имея хорошие знания.

Причины возникновения невротических реакций и неврозов многообразны, но все они являются психогенными. Нервная система ребенка оказывается не в силах справиться с эмоциональным напряжением, переживанием чего-то непонятного, страшного, обидного, несправедливого с точки зрения самого ребенка.

adalin.mospsy.ru

Патопсихология. Нарушения развития личности

рубрика: Медицинская психология, прочитано — 16891 раз

Существует множество определений личности. В зависимости от того, какого определения личности придерживается психолог, будет строиться патопсихологический эксперимент, подбираться определенные тесты.

Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты, интерперсональные связи и т.д.

Б. В. Зейгарник, описывая нарушения личности, акцентирует внимание на наиболее разработанных в отечественной психологии теоретических понятиях, основанных на деятельностном системном анализе. При этом деятельность исследуется через анализ изменения мотивов. Специально проведенные исследования деятельности больных с патологией психики выявили нарушение структуры иерархии мотивов. При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность поведения.

М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев рассматривают связь многих болезней, их возникновение и течение с личностью больного. Они выделяют распад, деградацию личности в результате органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психопатии); патологические реакции и развитие в форме неврозов. Эндогенные заболевания (МДП и шизофрения) генетически детерминированы, однако особенности личности нередко являются одним из условий развития психоза. В динамике шизофрении, эпилепсии и органических заболеваний наступают изменения личности, характерные для данного заболевания.

Б. Д. Карвасарский выделяет следующие основные задачи исследования личности:

1. Изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических болезней.

2. Определение значения личностного фактора в патогенезе болезней и формировании клинических картин.

3. Выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях.

4. Разработка эффективных личностно ориентированных методов психопрофилактики, психотерапии и реабилитации.

Выделяют два основных метода исследования личности – клинический и лабораторный. Первый основан на наблюдении за больным и беседах с ним, второй предполагает использование разнообразных тестов.

Изучение истории жизни человека происходит с помощью «анамнестического”, или биографического, метода.

Необходимо собрать сведения о больном не только с его слов, но и со слов его близких. Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии.

Наиболее распространенные тесты для исследования личности

1. Метод исследования уровня притязаний. Методика используется для исследования личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспериментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для больного, при этом анализирует его реакцию в этих ситуациях. Для исследования уровней притязаний можно использовать кубики Кооса.

2. Метод Дембо-Рубинштейн. Используется для исследования самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье, отмечает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, раскрывающие его представление о содержании понятий “ум”, ”здоровье” и т.д.

3. Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации.

4. Метод незаконченных предложений. Тест относится к группе вербальных проективных методов. Один из вариантов этого теста включает 60 незаконченных предложений, ко-торые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола, начальству, подчиненным и т.д.

5. Тематический аперцептивный тест (ТАТ) состоит из 20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о воспри-ятии, воображении, способности осмысливать содержание, об эмоциональной сфере, способности к вербализации, о психотравме и т.д.

6. Метод Роршаха. Состоит из 10 карт с изображением симметричных одноцветных и полихромных чернильных пятен. Тест используется для диагностики психических свойств личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может быть похоже. Формализация ответов проводится по 4 категориям: расположение или локализация, детерминанты (форма, движение, цвет, полутона, диффузность), содержание, популярность-оригинальность.

7. Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). Предназначен для исследования свойств личности, особенностей характера, физического и психического состояния испытуемого. Испытуемый должен отнестись положительно или отрицательно к содержанию предлагаемых в тесте утверждений. В результате специальной процедуры строится график, на котором изображено соотношение исследуемых личностных особенностей (ипохондрии – сверхконтроля, депрессии – напряженности, истерии – лабильности, психопатии – импульсивности, гипомании – активности и оптимизма, мужественности – женственности, паранойи – ригидности, психастении – тревожности, шизофрении – индивидуалистичности, социальной интроверсии).

8. Подростковый диагностический опросник. Используется для диагностики психопатий и акцентуаций характера у подростков.

9. Тест Люшера. Включает в себя набор из восьми карт — четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также наиболее устойчивые черты личности.

1. Альманах психологических тестов. — М., 1995
2. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. – М., 1976.
3. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности. — М., 1994.
4. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. О некоторых теоретических концепциях проективных методов исследования личности в зарубежной психологии и патопсихологии. //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1972. – № 5.
5. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979.
6. Вассерман Л.И., Горькавая И.Л., Ромицына Е.Е. Тест подростки о родителях. — М., 1995.
7. Гильяшева И. Н. О применении ТАТ в диагностике неврозов и шизофрении. //Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1972.
8. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. — М., 1994.
9. Гоштаус А. А. Применение личностного опросника в диагностике параноидной шизофрении. //Математические методы в психиатрии и неврологии. – Л., 1972.
10. Козюля В.Г. Применение теста СМОЛ. — М., 1995
11. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. //Вопр. психол. – 1967. – № 6.
12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. – Л., 1983.
13. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Диагностика характера подростка. — М., 1995.
14. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь, 1971.
15. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
16. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения в клинике. – М., 1970.
17. Румянцев Г. Г. Опыт применения методов незаконченных предложений в психиатрической практике. //Исследование личности в клинике в экстремальных условиях. – Л., 1969.
18. Савенко Ю. С. Диагностическая значимость метода Роршаха. //Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1976.
19. Собчик Л. Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. – М., 1971.
20. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. – М., 1990.
21. Тарабарина Н. В. К экспериментально-психологическому исследованию состояния фру-страции при неврозах. //Вопросы диагностики психического развития. – Таллин, 1974.

testme.org.ua

НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯСОДЕРЖАНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ НЕВРОЗЫ НЕВРОЗЫ НЕВРОЗЫ ПСИХОПАТИЯ ПСИХОПАТИЯ ПСИХОПАТИЯ ЭПИЛЕПСИЯ. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемКсения Карпухина

Похожие презентации

Презентация на тему: » НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯСОДЕРЖАНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ НЕВРОЗЫ НЕВРОЗЫ НЕВРОЗЫ ПСИХОПАТИЯ ПСИХОПАТИЯ ПСИХОПАТИЯ ЭПИЛЕПСИЯ.» — Транскрипт:

1 НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2 СОДЕРЖАНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ НЕВРОЗЫ НЕВРОЗЫ НЕВРОЗЫ ПСИХОПАТИЯ ПСИХОПАТИЯ ПСИХОПАТИЯ ЭПИЛЕПСИЯ ЭПИЛЕПСИЯ ЭПИЛЕПСИЯ ШИЗОФРЕНИЯ, АУТИЗМ ШИЗОФРЕНИЯ, АУТИЗМ ШИЗОФРЕНИЯ, АУТИЗМ ШИЗОФРЕНИЯ, АУТИЗМ

3 ПАТОПСИХОЛОГИЯ Патопсихоло́гия (греч. πάθος страдание, болезнь, греч. ψυχή душа и греч. λογία учение) практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме». Патопсихоло́гия (греч. πάθος страдание, болезнь, греч. ψυχή душа и греч. λογία учение) практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме».греч. Патопсихология отрасль медицинской психологии, предмет которой психопатология, а задача психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии. Патопсихология отрасль медицинской психологии, предмет которой психопатология, а задача психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии.

4 Детская патопсихология отделилась от общей патопсихологии в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, но вместе с тем она долго формировалась как область специальных знаний на стыке психологии и детской психиатрии и имеет общие корни со специальной психологией и педагогикой. Детская патопсихология отделилась от общей патопсихологии в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, но вместе с тем она долго формировалась как область специальных знаний на стыке психологии и детской психиатрии и имеет общие корни со специальной психологией и педагогикой. Предметом детской патопсихологии является изучение любых возможных нарушений психического развития детей. Причины этих нарушений могут быть самыми разными, поэтому патопсихолог всегда учитывает всю совокупность сведений о ребенке, охватывающую как биологические, так и социальные факторы его развития. Предметом детской патопсихологии является изучение любых возможных нарушений психического развития детей. Причины этих нарушений могут быть самыми разными, поэтому патопсихолог всегда учитывает всю совокупность сведений о ребенке, охватывающую как биологические, так и социальные факторы его развития. Одной из центральных задач детской патопсихологии является диагностика психического развития детей с отклонениями. Одной из центральных задач детской патопсихологии является диагностика психического развития детей с отклонениями.

5 Диагностируется состояние психических процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также особенности личности и деятельности ребенка. Задачей патопсихолога является установление уровня развития ребенка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Диагностируется состояние психических процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также особенности личности и деятельности ребенка. Задачей патопсихолога является установление уровня развития ребенка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Психологическая диагностика нарушений развития теснейшим образом связана с психологической коррекцией дефекта. Детские патопсихологи проводят разнообразные коррекционные занятия (как индивидуальные, так и групповые) с детьми, имеющими отклонения в развитии. Психологическая диагностика нарушений развития теснейшим образом связана с психологической коррекцией дефекта. Детские патопсихологи проводят разнообразные коррекционные занятия (как индивидуальные, так и групповые) с детьми, имеющими отклонения в развитии. Следующей важной задачей детской патопсихологии является профилактика возникновения отклонений в психическом развитии, которой, к сожалению, как и во взрослой патопсихологи, уделяется слишком мало внимания. Следующей важной задачей детской патопсихологии является профилактика возникновения отклонений в психическом развитии, которой, к сожалению, как и во взрослой патопсихологи, уделяется слишком мало внимания.

6 НЕВРОЗЫ Неврозы относятся к тем заболеваниям, которыми может заболеть практически любой изначально психически здоровый ребенок. Детские психиатры различают разные заболевания и состояния, которые объединяют под названием «детская нервность». Неврозы относятся к тем заболеваниям, которыми может заболеть практически любой изначально психически здоровый ребенок. Детские психиатры различают разные заболевания и состояния, которые объединяют под названием «детская нервность».ребенок

7 Детские патопсихологи часто сталкиваются с невротическими реакциями, которые возникают у детей на сверхсильный раздражитель (например, испуг), а также с астено-невротическими реакциями, которые возникают у детей на фоне ослабленного соматического состояния. Детские патопсихологи часто сталкиваются с невротическими реакциями, которые возникают у детей на сверхсильный раздражитель (например, испуг), а также с астено-невротическими реакциями, которые возникают у детей на фоне ослабленного соматического состояния. Детские страхи, которые испытывают все дети (например, страх темноты и одиночества), могут усиливаться и приобретать невротический характер. Детские страхи, которые испытывают все дети (например, страх темноты и одиночества), могут усиливаться и приобретать невротический характер. Неврозы являются более стойкими расстройствами и носят системный характер. В любом случае психолог имеет дело с нарушениями развития эмоциональной сферы ребенка. Неврозы являются более стойкими расстройствами и носят системный характер. В любом случае психолог имеет дело с нарушениями развития эмоциональной сферы ребенка. Невротические реакции и неврозы могут сопровождаться функциональными нарушениями центральной нервной системы: тиками, заиканием, энурезом, энкопрезом. Невротические реакции и неврозы могут сопровождаться функциональными нарушениями центральной нервной системы: тиками, заиканием, энурезом, энкопрезом. тикамизаиканиемэнурезомэнкопрезом тикамизаиканиемэнурезомэнкопрезом

8 Одаренные дети, а также дети с высоким уровнем интеллектуального развития, часто отличаются повышенной чувствительностью, и у них легко возникают невротические реакции и неврозы. В этих случаях могут нарушаться сон и аппетит, снятся страшные сны. Испытывая большие интеллектуальные нагрузки, занимаясь творчеством (рисование, музыка, балет), эти дети становятся чрезвычайно впечатлительными. Они излишне глубоко переживают даже незначительные события, преувеличивают свои неудачи, остро реагируют даже на незначительные порицания. Одаренные дети, а также дети с высоким уровнем интеллектуального развития, часто отличаются повышенной чувствительностью, и у них легко возникают невротические реакции и неврозы. В этих случаях могут нарушаться сон и аппетит, снятся страшные сны. Испытывая большие интеллектуальные нагрузки, занимаясь творчеством (рисование, музыка, балет), эти дети становятся чрезвычайно впечатлительными. Они излишне глубоко переживают даже незначительные события, преувеличивают свои неудачи, остро реагируют даже на незначительные порицания.

9 В школьном возрасте в качестве психологической защиты у детей-невротиков часто формируются ритуалы: защитные движения и действия. Всем знакомы «счастливые авторучки», жест «постучать по дереву» и т. д. В школьном возрасте в качестве психологической защиты у детей-невротиков часто формируются ритуалы: защитные движения и действия. Всем знакомы «счастливые авторучки», жест «постучать по дереву» и т. д. Причины возникновения невротических реакций и неврозов многообразны, но все они являются психогенными. Нервная система ребенка оказывается не в силах справиться с эмоциональным напряжением, переживанием чего-то непонятного, страшного, обидного, несправедливого с точки зрения самого ребенка. Причины возникновения невротических реакций и неврозов многообразны, но все они являются психогенными. Нервная система ребенка оказывается не в силах справиться с эмоциональным напряжением, переживанием чего-то непонятного, страшного, обидного, несправедливого с точки зрения самого ребенка.

10 ПСИХОПАТИЯ Психопатия — нарушение поведения, которое часто имеет врожденный характер. Психиатры описывают разные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: трудный характер и плохо управляемое поведение. Психопатия — нарушение поведения, которое часто имеет врожденный характер. Психиатры описывают разные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: трудный характер и плохо управляемое поведение. Говоря о психопатии, чаще имеют в виду поведение трудных подростков, чем неправильное поведение детей более младшего возраста. Поведение психопатов- подростков часто становится асоциальным, поэтому они попадают в поле зрения детской комнаты милиции. Злоупотребление алкоголем, наркотики, суицидальные попытки привлекают к этим подросткам внимание врачей. Говоря о психопатии, чаще имеют в виду поведение трудных подростков, чем неправильное поведение детей более младшего возраста. Поведение психопатов- подростков часто становится асоциальным, поэтому они попадают в поле зрения детской комнаты милиции. Злоупотребление алкоголем, наркотики, суицидальные попытки привлекают к этим подросткам внимание врачей.детей Как правило, только небольшая часть родителей обращается самостоятельно к психиатрам по поводу нарушения поведения у подростка. Как правило, только небольшая часть родителей обращается самостоятельно к психиатрам по поводу нарушения поведения у подростка.

11 Социальные условия развития имеют огромное значение для коррекции психопатии. Когда ребенок с психопатией воспитывается в асоциальной обстановке, его патологические наклонности усиливаются. Однако и хорошие условия в семье далеко не всегда обеспечивают оптимистический прогноз развития и социальной адаптации такого подростка. Социальные условия развития имеют огромное значение для коррекции психопатии. Когда ребенок с психопатией воспитывается в асоциальной обстановке, его патологические наклонности усиливаются. Однако и хорошие условия в семье далеко не всегда обеспечивают оптимистический прогноз развития и социальной адаптации такого подростка. Нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста часто рассматривают в ином контексте, связывая их, в частности, с неправильным воспитанием или неуспеваемостью в школе. Только такие крайние поступки, как воровство, поджоги, взрывы и пр., заставляют родителей обращаться к специалистам. Нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста часто рассматривают в ином контексте, связывая их, в частности, с неправильным воспитанием или неуспеваемостью в школе. Только такие крайние поступки, как воровство, поджоги, взрывы и пр., заставляют родителей обращаться к специалистам.

12 Но врачи не могут вылечить психопатию. Как известно, лечение таких заболеваний, как психопатия и шизофрения, симптоматично, т. е. врач лечит отдельные проявления заболевания. Он может назначить психопату успокоительные средства, и на время состояние больного улучшится. Но если ребенок или подросток не будет иметь адекватных условий воспитания и обучения, вскоре все может вернуться на свои места. Но врачи не могут вылечить психопатию. Как известно, лечение таких заболеваний, как психопатия и шизофрения, симптоматично, т. е. врач лечит отдельные проявления заболевания. Он может назначить психопату успокоительные средства, и на время состояние больного улучшится. Но если ребенок или подросток не будет иметь адекватных условий воспитания и обучения, вскоре все может вернуться на свои места. Дети-психопаты часто расторможены, неуправляемы, взрывчаты, агрессивны. Достаточно рано они могут обратить на себя внимание тем, что им приятно сказать какую- то гадость, не испытывая при этом чувства вины. Таким детям не стыдно, слезы их часто не от раскаяния, а от злобы. Дети-психопаты часто расторможены, неуправляемы, взрывчаты, агрессивны. Достаточно рано они могут обратить на себя внимание тем, что им приятно сказать какую- то гадость, не испытывая при этом чувства вины. Таким детям не стыдно, слезы их часто не от раскаяния, а от злобы. В зависимости от вида психопатии их поведение может носить налет шизофрении (шизоидная психопатия), эпилепсии (эпилептоидная психопатия), истерии (истероидная психопатия). В зависимости от вида психопатии их поведение может носить налет шизофрении (шизоидная психопатия), эпилепсии (эпилептоидная психопатия), истерии (истероидная психопатия).

13 Следует отметить, что психопатия может наблюдаться как у детей и подростков с высоким и нормальным уровнем интеллектуального развития, так и у детей и подростков с задержкой психического развития и олигофренов. Следует отметить, что психопатия может наблюдаться как у детей и подростков с высоким и нормальным уровнем интеллектуального развития, так и у детей и подростков с задержкой психического развития и олигофренов.

14 ЭПИЛЕПСИЯ Эпилепсия — тяжелое психическое заболевание, сопровождающееся судорожными приступами. Дети, больные эпилепсией, как правило, состоят на учете у невропатолога или психоневролога и получают соответствующее лечение. Эпилепсия это довольно распространенное хроническое заболевание нервной системы, которое характеризуется приступами беспорядочной электрической активности отдельных частей или всего головного мозга. Основной симптом эпилепсии – это эпилептический припадок, при котором наблюдается потеря сознания и судороги (конвульсии) и пр. Кроме эпилепсии судороги (судорожные припадки) могут провоцироваться целым рядом других неврологических заболеваний, а также некоторыми лекарствами. Поэтому далеко не все больные, у которых наблюдаются судорожные припадки, больны эпилепсией и нуждаются в приеме противоэпилептических препаратов. Эпилепсия — тяжелое психическое заболевание, сопровождающееся судорожными приступами. Дети, больные эпилепсией, как правило, состоят на учете у невропатолога или психоневролога и получают соответствующее лечение. Эпилепсия это довольно распространенное хроническое заболевание нервной системы, которое характеризуется приступами беспорядочной электрической активности отдельных частей или всего головного мозга. Основной симптом эпилепсии – это эпилептический припадок, при котором наблюдается потеря сознания и судороги (конвульсии) и пр. Кроме эпилепсии судороги (судорожные припадки) могут провоцироваться целым рядом других неврологических заболеваний, а также некоторыми лекарствами. Поэтому далеко не все больные, у которых наблюдаются судорожные припадки, больны эпилепсией и нуждаются в приеме противоэпилептических препаратов. Дети

15 Однако бывает так, что родители не замечают приступов у ребенка (иногда они протекают в форме стереотипных движений или в виде кратковременного отключения сознания) В этих случаях психологи могут стать первыми специалистами, к которым обращаются родители больного ребенка. Однако бывает так, что родители не замечают приступов у ребенка (иногда они протекают в форме стереотипных движений или в виде кратковременного отключения сознания) В этих случаях психологи могут стать первыми специалистами, к которым обращаются родители больного ребенка. Каждый эпилептический приступ отрицательно сказывается на психическом развитии ребенка. Приступы бывают как большие, развернутые, так и «малые», которые можно сразу и не заметить. Каждый эпилептический приступ отрицательно сказывается на психическом развитии ребенка. Приступы бывают как большие, развернутые, так и «малые», которые можно сразу и не заметить. Дети, получающие лечение, часто выглядят заторможенными и вялыми. От родителей этих детей бывает трудно потребовать четкого соблюдения воспитательских позиций. Они так боятся повторных приступов, что часто балуют детей, однако их можно понять. Дети, получающие лечение, часто выглядят заторможенными и вялыми. От родителей этих детей бывает трудно потребовать четкого соблюдения воспитательских позиций. Они так боятся повторных приступов, что часто балуют детей, однако их можно понять.

16 Основные причины эпилептических припадков 1. Высокая температура или тепловой удар (на фоне эпилептического припадка наблюдается повышение температуры тела, или припадок случился с человеком, долгое время находившимся под прямыми лучами солнца ) 2. Инфекции: сифилис, малярия, менингит, бешенство, столбняк, токсоплазмоз, энцефалит, абсцессы в головном мозге (припадки возникли внезапно, на фоне головой боли, температуры, потери сознания, рвоты или других признаков инфекции. ) сифилисмалярияменингит бешенствостолбняктоксоплазмоз энцефалитсифилисмалярияменингит бешенствостолбняктоксоплазмоз энцефалит 3. Нарушение работы внутренних органов (припадки у больных с хроническими болезнями почек или печени, недостаток витамина В6 у новорожденных)

17 4. Органические заболевания головного мозга: опухоли, инсульт, травмы, повышение внутричерепного давления, кровотечение (эпилептические припадки возникли на фоне сильной головной боли, после травмы или инсульта) повышение внутричерепного давленияповышение внутричерепного давления 5. Лекарства: Буспирон, Цефтазидим, Ципрофлоксацин, Хлорокин, Циклоспорин, Индометацин, Теофелин, Фенитоин (в определенной дозе) (эпилептические припадки возникли на фоне приема одного из указанных лекарств) 6. Передозировка или отравление: кокаином, стрихнином, свинцом (эпилептические припадки возникли на фоне приема или в условиях способствующих отравлению одним из указанных веществ) 7. Отказ от алкоголя снотворных или успокоительных средств (эпилептические припадки возникли на фоне прекращения приема одного из указанных веществ.)

18 В большинстве случаев, эпилептические припадки длятся от нескольких секунд до 1-2 минут. Основные симптомы эпилепсии это: В большинстве случаев, эпилептические припадки длятся от нескольких секунд до 1-2 минут. Основные симптомы эпилепсии это: Очень сильное ощущение несуществующего приятного или неприятного запаха Очень сильное ощущение несуществующего приятного или неприятного запаха Зрительные галлюцинации Зрительные галлюцинации Эпизоды резкой потери сознания и тонуса мышц Эпизоды «отключения» больного и отсутствия реакции на окружающий мир Эпизоды резкой потери сознания и тонуса мышц Эпизоды «отключения» больного и отсутствия реакции на окружающий мир Эпизоды подергивания мышц или ритмичных движений в конечностях, не зависящих от воли больного Эпизоды подергивания мышц или ритмичных движений в конечностях, не зависящих от воли больного Непроизвольные наклоны головы и туловища вперед или непроизвольный поворот головы в сторону Непроизвольные наклоны головы и туловища вперед или непроизвольный поворот головы в сторону Непроизвольная потеря мочи или кала, на фоне потери сознания или судорог Непроизвольная потеря мочи или кала, на фоне потери сознания или судорог

19 У детей судорожные припадки и эпилепсия встречаются значительно чаще, чем у взрослых. У детей судорожные припадки и эпилепсия встречаются значительно чаще, чем у взрослых. Как уже было сказано выше, эпилепсия это хроническое заболевание нервной системы, которое нуждается в длительном лечении. Как уже было сказано выше, эпилепсия это хроническое заболевание нервной системы, которое нуждается в длительном лечении.

20 ШИЗОФРЕНИЯ АУТИЗМ Шизофрения — сложное, многообразное заболевание. До сих пор неясны причины, вызывающие это заболевание, хотя существуют различные гипотезы. Детские психиатры (Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев и др.) описывают разные формы шизофрении, и патопсихологи видят разную структуру психического дефекта в зависимости от формы заболевания. Однако есть и общие закономерности протекания психических процессов и формирования личности при шизофрении. Шизофрения — сложное, многообразное заболевание. До сих пор неясны причины, вызывающие это заболевание, хотя существуют различные гипотезы. Детские психиатры (Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев и др.) описывают разные формы шизофрении, и патопсихологи видят разную структуру психического дефекта в зависимости от формы заболевания. Однако есть и общие закономерности протекания психических процессов и формирования личности при шизофрении. Так, отличительными особенностями психики больных детей являются искажение восприятия и мыслительных операций, своеобразие игровой деятельности и общения. При некоторых формах заболевания возможна деменция. Так, отличительными особенностями психики больных детей являются искажение восприятия и мыслительных операций, своеобразие игровой деятельности и общения. При некоторых формах заболевания возможна деменция.

21 Если маленький ребенок ведет себя своеобразно, родители редко сразу обращаются к психиатру. Многое они пытаются объяснить неправильным воспитанием, возрастными особенностями, семейными проблемами. Поэтому часто сначала дети и их родители попадают к психологу. Если маленький ребенок ведет себя своеобразно, родители редко сразу обращаются к психиатру. Многое они пытаются объяснить неправильным воспитанием, возрастными особенностями, семейными проблемами. Поэтому часто сначала дети и их родители попадают к психологу. Шизофрения может возникнуть в очень раннем возрасте (врожденные особенности), а может проявиться позже: в дошкольном или школьном возрасте. Шизофрению подросткового возраста принято рассматривать отдельно. Шизофрения может возникнуть в очень раннем возрасте (врожденные особенности), а может проявиться позже: в дошкольном или школьном возрасте. Шизофрению подросткового возраста принято рассматривать отдельно.

22 Аутизм — полный или частичный отказ от общения с окружающими рассматривается разными авторами либо как самостоятельное психическое заболевание, либо как синдром при шизофрении или другом психическом заболевании. Синдром раннего детского аутизма может быть диагностирован у ребенка даже до года, так как для него свойственно нарушение всех видов контактов с матерью (телесного, глазами), а это не может не беспокоить родителей. Аутизм — полный или частичный отказ от общения с окружающими рассматривается разными авторами либо как самостоятельное психическое заболевание, либо как синдром при шизофрении или другом психическом заболевании. Синдром раннего детского аутизма может быть диагностирован у ребенка даже до года, так как для него свойственно нарушение всех видов контактов с матерью (телесного, глазами), а это не может не беспокоить родителей.

23 И у детей, больных шизофренией, и у детей, страдающих аутизмом, может быть разный уровень интеллектуального развития (от превышающего возрастные нормы до очень низкого). И у детей, больных шизофренией, и у детей, страдающих аутизмом, может быть разный уровень интеллектуального развития (от превышающего возрастные нормы до очень низкого). Их общей особенностью является своеобразие, часто неравномерность развития отдельных сторон психики. Дети часто выглядят неадекватно. Своеобразной может быть их мимика, жесты, позы, интонации речи. Их игры и творчество, как правило, носят специфический характер и являются предметом исследования патопсихологов. Часто нарушается процесс общения с другими людьми: детьми и взрослыми. Патология может проявляться в характере интересов, фантазий, страхов и т. д. Их общей особенностью является своеобразие, часто неравномерность развития отдельных сторон психики. Дети часто выглядят неадекватно. Своеобразной может быть их мимика, жесты, позы, интонации речи. Их игры и творчество, как правило, носят специфический характер и являются предметом исследования патопсихологов. Часто нарушается процесс общения с другими людьми: детьми и взрослыми. Патология может проявляться в характере интересов, фантазий, страхов и т. д.

www.myshared.ru