Патопсихология расстройства личности

Патопсихология расстройства личности

Ни в одной области психологии нет такого множества несогласных друг с другом ученых, как в патопсихологии. Нет единомыслия не только по поводу того, в чем состоит патология, – некоторые специалисты сомневаются даже, можно ли вообще говорить о ее существовании. Если ненормальность – это просто отклонение от установленных обычаев и норм, то, по-видимому, не существует универсальной формы психической болезни. Большое количество нарушений, которые в прошлом считались психопатологией, ныне не считаются болезнями (например, гомосексуальность). То же справедливо по отношению к ряду психосоматических нарушений. Релятивисты ссылаются на эксперимент, в котором группа психологов и психиатров не признала нормального человека психически здоровым после того, как участвующий в эксперименте влиятельный психиатр умышленно бросил фразу: «Очень интересный человек – выглядит как невротик, а на самом деле совершенно психотическая личность». Такие же результаты были получены еще в одном эксперименте, где восемь психически здоровых людей притворились душевнобольными, чтобы попасть в психиатрическую клинику. Попав туда, они стали вести себя как нормальные люди, однако персонал клиники ни на минуту не усомнился в поставленном диагнозе. Таким образом, скептический вопрос «Можем ли мы распознавать психические болезни?» можно превратить в «нигилистический» – «А существуют ли они вообще?»

Медицинская модель душевных болезней
основана на утверждении, что психическая болезнь подобна физической и ее можно вылечить с помощью лекарств. Однако существуют аргументы в пользу мнения, что психические болезни – это функциональные нарушения, обусловленные эмоциональными жизненными проблемами (за исключением органических психозов). Сторонники этой точки зрения отнесут шизофреников к категории людей, испытывающих серьезные эмоциональные трудности, и вот почему: фактически не существует классических шизофреников, описанных в учебниках; универсальных симптомов шизофрении не выявлено, четкость в ее определении отсутствует; различные идиосинкразии можно назвать и (ошибочно) называются шизофреническими; органические заболевания поддаются медикаментозному, хирургическому или иному физическому способу лечения, но в случае шизофрении применение лекарственных препаратов сочетают с психотерапией; наконец, если неврозы и такие психозы, как шизофрения, – настоящие органические болезни, то было бы возможно их одновременное проявление, чего фактически не происходит. Есть и такой аргумент в пользу того, что шизофрения является скорее эмоциональной проблемой, чем органической болезнью: ее аналоги не встречаются у животных. Однако сторонники медицинской модели, весьма многочисленные, могут указать на то, что при шизофрении и других психических болезнях определенные лекарственные препараты оказывают лечебный эффект; кроме того, выявлена семейная предрасположенность к шизофрении, т.е. важна роль генетических факторов в ее развитии; наконец, эта модель рассматривает шизофрению как группу заболеваний, различающихся по своим причинам, генетической предрасположенности и провоцирующим факторам.

Классификация психических расстройств
Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders) Американской психиатрической ассоциации выделяет 18 основных диагностических категорий психических расстройств. Они включают шизофрению (характеризуемую расстройством мышления, бредом и галлюцинациями) и близкие к ней психозы: бредовые, или параноидные расстройства (бред преследования, или величия, или ревности), и шизоаффективные расстройства (маниакальные или депрессивные состояния с симптомами шизофрении); аффективные расстройства, или расстройства настроения (маниакально-депрессивный психоз, депрессивное расстройство); тревожные расстройства (фобии и другие состояния тревожности, не связанные с шизофренией и аффективными расстройствами); истерические расстройства (истерия и другие формы психологически обусловленной симуляции, при которых сохраняется некоторый «произвольный» контроль); соматоформные расстройства, включая конверсионные расстройства (проявляются физическими симптомами, не имеющими органических причин); диссоциативные расстройства (психогенная амнезия, психогенная фуга, состояние множественной личности и деперсонализация); личностные расстройства, известные также как психопатии (паранойяльная личность, шизоидная личность, шизотипическая личность, пограничная личность, истерическая личность, нарциссическая личность, антисоциальная личность, зависимая личность, уклоняющаяся, или тормозимая, личность, компульсивная личность, пассивно-агрессивная личность, циклотимическая личность и депрессивная личность); психосексуальные расстройства (нарушение половой самоидентификации, транссексуальность, парафилии – фетишизм, трансвестизм, зоофилия, педофилия, эксгибиционизм, скопофилия, вуайеризм, мазохизм, садизм, – и психосексуальные дисфункции); расстройства, обычно возникающие в детстве или юности (задержка умственного развития, детский аутизм, гиперактивность, нарушения развития речи и чтения, поведенческие проблемы, страх разлуки и другие психические отклонения, связанные с повышенной тревожностью; избирательный мутизм, нервная анорексия и прочие расстройства, связанные с приемом пищи; заикание, тики, личностные нарушения и другие отклонения, характерные для юношеского возраста); реактивные состояния (стрессовые расстройства и дезадаптация); нарушение контроля импульсивных желаний (клептомания, пиромания, патологическая тяга к азартным играм, импульсивность и другие расстройства, связанные со взрывными эмоциями) и расстройства сна.

Тревожные расстройства
Тревожность проявляется в разных формах: фобии, панический страх, необоснованная тревожность, скрытая тревожность (часто проявляющаяся ипохондрией, или физически не обоснованной боязнью сердечного приступа, рака и т.п.). Тревожность была бы минимальной, если бы страдающий ею человек мог быть уверен, что всегда будет предупрежден о грозящей опасности, но, поскольку это нереально, он более или менее постоянно пребывает во власти мучительного беспокойства.
Тревожность принимает различные формы (в том числе подавленную тревогу), и не исключено, что разные ее виды качественным образом отличаются друг от друга. Например, тревожность, которой страдают невротики, по-видимому, отличается от той, которой подвержены больные шизофренией, так как успокоительные средства типа хлордиазепоксида (либриума) и диазепама (валиума) эффективны в отношении тревожности невротической, но не шизофренической.

Шизофрения
Большинство психозов, например маниакальные и депрессивные расстройства, относятся к нарушениям настроения. Шизофрения – это прежде всего нарушение мышления. При шизофрении проявляются разные формы когнитивных расстройств, включая т.н. принцип фон Домаруса, «палеологическое» мышление, неизбирательное мышление, потерю основных установок, неустойчивость ассоциативных связей, конкретное мышление. Некоторые из этих понятий пересекаются. Принцип фон Домаруса – это ошибочное отождествление двух объектов на том основании, что они имеют общее качество. Больные шизофренией не в состоянии увидеть ошибку в рассуждении:

Собаки имеют хвосты.
Львы имеют хвосты.
Следовательно, собаки – это львы.

Их этого примера видно, что больным шизофренией трудно отсеивать несущественное, и потому они легко объединяют понятия, предметы или явления по случайным признакам. Это составляет также одну из форм неизбирательного мышления. Отмечая, что неизбирательное мышление при шизофрении отличается слишком высоким уровнем обобщений и что эта особенность в норме наблюдается у детей, ведущий специалист по шизофрении С.Aриети назвал его «палеологическим», сравнив с мышлением людей до возникновения письменности. Больные шизофренией патологически буквальны в интерпретации афоризмов или морали произведения, что свидетельствует о неспособности к абстрагированию, или, иными словами, о сугубо конкретном мышлении. Шизофреническое рассуждение не выдерживает критики из-за непоследовательности и отсутствия логики – проявлений неустойчивости ассоциативных связей. Еще одна особенность мышления таких больных – утрата основных ранее усвоенных установок. Вероятно, шизофреники неспособны переносить свой прошлый опыт в настоящее: они трактуют знакомые ситуации как совершенно новые.

Поскольку шизофрения оказалась таким сложным явлением, выдвигалось много теорий о ее природе и причинах. Генетическая теория видит их в наследственном факторе. Тесно связанная с ней теория предрасположенности к стрессовым расстройствам объединяет конституциональную предрасположенность со стрессогенной ситуацией в окружающей среде. Социокультурные концепции усматривают причину нарушений в семейном или других культурных факторах. Например, согласно теории «двойной связи» Г.Бейтсона, симптомы шизофрении отражают попытку избежать невыносимой тупиковой ситуации, при которой необходимо сделать выбор из взаимоисключающих альтернатив равной силы и в равной мере неприемлемых. Биохимическая теория (дофаминовая гипотеза) видит причину шизофрении в избыточной продукции в мозге нейромедиатора дофамина. Считается, что эффективность антипсихотических средств, прежде всего производных фенотиазина, связана с их способностью блокировать рецепторы дофамина и тем самым препятствовать проявлению его действия. Эти средства поразительно быстро снимают острые симптомы и приводят к ремиссии, но не излечивают заболевания.

Аффективные расстройства: депрессия
Психиатры различают невротическую и психотическую депрессию. Психотическая депрессия характеризуется сильным комплексом вины, отсутствием жалости к себе, слабо выраженной тревожностью, деперсонализацией, нарушением концентрации внимания, постоянно угнетенным состоянием и патологической меланхолией. При невротической депрессии отмечается значительная изменчивость депрессивных симптомов, отсутствуют бред, деперсонализация, чувство вины и снижение концентрации внимания; характерны сильная тревожность и жалость к самому себе. Гипотез, объясняющих депрессию, становится все больше. В модели «выученной беспомощности» депрессия рассматривается как результат мучительного состояния, когда человек чувствует, что не в силах справиться с ситуацией. Как показывают эксперименты, сама по себе вера в то, что, предприняв какие-то действия, удастся контролировать или хотя бы изменить ситуацию, является хорошей защитой от депрессии. По мнению ряда психологов, «иммунитет» к депрессии может быть заложен в детстве, если условия позволяют ребенку убедиться в том, что поступки человека действительно влияют на жизненные события. Широко известна также когнитивная теория депрессии, согласно которой подверженные депрессии люди имеют «негативную когнитивную установку», характеризующуюся самообвинением и в целом негативным представлением о себе. Выдвигались также биохимические теории депрессии. Тот факт, что депрессия является одной из основных причин самоубийств, ставит ее на особое место в современных исследованиях.

ПСИХОТЕРАПИЯ

Разнообразные психотерапевтические методы можно разделить на следующие группы: психодинамические; поведенческие; когнитивные; феноменологические; экзистенциальные; групповая психотерапия; изменение состояний сознания; экспрессивная терапия.

Психодинамические подходы к терапии включают психоанализ Фрейда, индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, межличностную теорию психотерапии Салливана, волевую терапию Ранка, характерологический анализ Райха и Хорни.
Все психодинамические подходы в той или иной мере восходят к теории Фрейда, но в наибольшей степени те из них, которые рассматривают личностные конфликты в свете бессознательных мотивационных и эмоциональных процессов. Среди психодинамических методов наиболее известны психоаналитические техники, предложенные самим Фрейдом и направленные на вскрытие бессознательной мотивации посредством свободных ассоциаций. Применяются и другие методы Фрейда, например интерпретация сновидений. Задача данного направления психотерапии – укрепить инстанцию «Я» пациента и добиться разрешения внутреннего конфликта через преодоление разрыва между сознательным и бессознательным. Психоаналитическая терапия, по сути дела, представляет собой процесс «перевоспитания», в котором бессознательные конфликты переводятся в сферу сознания, что и создает условия для их разрешения.
Психотерапевты, работающие в рамках поведенческого подхода, интересуются главным образом особенностями поведения индивида, а не психологическими факторами, лежащими «за ними». Методы здесь весьма разнообразные, от тренинга нечувствительности к тревожным стимулам и ситуациям до парадоксальных интенций (способа лечения фобий и навязчивых состояний путем намеренного осуществления патологического действия) и метода выключения рефлексии. Парадоксальная интенция обращает процесс, вызывающий тревожность. Например, если боязнь инфаркта миокарда заставляет сердце биться сильнее и в результате повышается уровень тревожности, пациенту советуют сказать себе, что его сердце может биться, как ему угодно; при этом парадоксальным образом частота сердцебиений снижается. Выключение рефлексии представляет собой технику подавления самонаблюдения. С помощью т.н. контробусловливания активируют те процессы, которые изменяют нежелательные приобретенные реакции. Например, безразличие ребенка к приходу отца может быть преодолено очень простым способом – папа приносит домой конфеты и игрушки.

Рациональная эмотивная терапия А.Эллиса, логотерапия В.Франкла, философская психотерапия У.Сахакьяна и интерпретативный метод Э.Бека – примеры когнитивного подхода в психотерапии. Логотерапия Франкла основана на поиске смысла жизни. Сахакьян утверждает, что философcки ориентированные ирония и шутка, адресованные самому себе, являются сильным терапевтическим фактором. Терапия Эллиса направлена на замещение иррациональных суждений рациональными идеями, поскольку исходит из того, что иррациональные построения порождают невротическое поведение, тогда как нормальное поведение формируется на основе рациональных представлений. Согласно Беку, смысл, который придается конкретной ситуации, определяет соответствующее эмоциональное к ней отношение. Если ситуация интерпретируется индивидом как угрожающая, то он будет реагировать тревожно, поскольку именно его оценка и «запускает» эмоциональные реакции.

«Терапия реальностью» У.Глассера и гештальт-терапия Ф.Перлза тоже могут быть классифицированы как когнитивные подходы. Терапия Глассера стремится обратить пациентов к реальности, к успешному взаимодействию с окружающим миром. Гештальт-терапия представляет собой приложение принципов гештальт-психологии к анализу личности пациента, причем особое внимание уделяет его чувствам, настроениям и ощущениям собственного тела. Подчеркивая значение событий, происходящих «здесь и теперь», гештальт-терапевты стремятся восстановить целостность личности, состояние «хорошего гештальта».

Центрированная на «клиенте» терапия К.Роджерса может служить примером феноменологического подхода к психотерапии. Отталкиваясь от субъективного опыта клиентов, неавторитарный подход Роджерса трактует их как самодостаточных субъектов, находящихся в равном положении с психотерапевтом, а успех лечения связывает с непосредственной ситуацией, а не с прошлым опытом. На психотерапевтической сессии клиенту все дозволено, терапевт никак не направляет поведение больного и не интерпретирует его. Целью здесь является достижение зрелости, самоактуализации, самоуважения, личностного роста, иными словами – «полностью функционирующей личности».

Экзистенциальная психотерапия (лат. existentia – существование) подчеркивает значение свободы, возможности выбора, верности самому себе, индивидуальности, поиска смысла жизни, взаимодействия со значимым окружением, умения находиться в ситуации «здесь и теперь». Утрата смысла жизни ведет к экзистенциальным неврозам. Психотерапевтическая «сессия» представляет собой «встречу» пациента и терапевта, цель которой – формирование нового взгляда на жизнь. Во время успешной психотерапевтической сессии устанавливается человеческий контакт между ее участниками, переживаются отношения типа «Я – Ты». Это происходит в том случае, когда психотерапевту удается проникнуть в «феноменологический» (т.е. субъективный) мир пациента.

Начиная с 1960-х годов стало развиваться огромное количество новых психотерапевтических подходов. В дополнение к различным видам групповой психотерапии и т.н. группам встреч возникают «экспрессивные» виды психологической помощи – танцевальная терапия, психодрама, терапия пением, искусством, рисованием, скульптурой, а также такие техники, как трансцендентальная медитация, «эст», рольфинг, биоэнергетический анализ, трансактный анализ.
Биоэнергетический анализ направлен на освобождение телесной энергии индивида путем раскрытия ранее сдерживаемых эмоций и снятия физического напряжения. Трансактный анализ является формой групповой психотерапии и имеет дело с ролевым поведением в межличностных взаимодействиях, а также с манипулятивными стратегиями (играми), к которым прибегают люди, стремясь к верховенству над ближними. Подход В.Эрхарда, называемый «эст», ставит своей задачей такую трансформацию жизни пациента, в ходе которой он обретал бы «опыт удовлетворенности» самим собой и тем, что стал хозяином своего внутреннего мира. Ида Рольф, создатель рольфинга, полагает, что глубокий мышечный массаж приводит в порядок тело, разрушаемое негативным эмоциональным опытом. Трансцендентальная медитация представляет собой технику релаксации, направленную на развитие психических сил и концентрации через повторение определенного сочетания звуков («мантры»).
Энциклопедия «Мир вокруг нас» («Collier’s Encyclopedia»)

www.abc-people.com

Этиология и патопсихология расстройств личности

Принято было считать, что расстройства личности отражают уродующее влияние неблагоприятного социального окружения в детстве. В настоящее же время имеется очень много фактов, свидетельствующих о ведущей роли чисто биологических факторов. Большое значение при этом имеют также конституциональные и генетические особенности.

Генетические факторы. Хотя и не было проведено исследований по всем видам расстройств личности, однако для большинства из них установлено, что риск их развития во много раз выше у монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными. Лучше всего в этом плане были изучены антисоциальные расстройства личности. При этом было установлено, что указанная патология возникает у мужчин в 3—4 раза чаще, чем у женщин; среди первостепенных родственников этих больных также чаще встречаются лица с антисоциальным расстройством личности, алкоголизмом и психосоматическими расстройствами (синдром Брике). Последний характеризуется упорными мультиорганными системными жалобами у женщин с театральным складом личности. Сочетание двух указанных расстройств личности у людей с одной родословной свидетельствует о том, что синдром Брике и антисоциальное расстройство личности являются выражением общего биогенетического субстрата, проявляющегося по-разному у мужчин и у женщин. Влияние генетических факторов у лиц с антисоциальным расстройством личности доказывает также и то, что у детей родителей, страдающих антисоциальным расстройством личности и алкоголизмом, также повышен риск развития указанной патологии даже в том случае, если они воспитываются приемными родителями, не страдающими какими-либо антисоциальными наклонностями. И, с другой стороны, дети, взятые на воспитание приемными родителями, страдающими антисоциальными наклонностями поведения, не становятся антисоциальными личностями, если среди их кровных родственников нет больных алкоголизмом и антисоциальных личностей. Было высказано предположение, что развитие антисоциального расстройства личности может быть обусловлено хромосомным нарушением XYY. Более поздние исследования свидетельствуют, что, хотя указанное нарушение очень часто выявляют у лиц, отбывающих тюремное заключение, все же большинство мужчин с кариотипом XYY не страдают антисоциальным расстройством личности. Диагнозы шизотипического, пограничного и шизоидного расстройств личности первоначально возникли в связи с допущением, что должны быть какие-то преклииические формы шизофрении, которые бы характеризовались более слабой выраженностью симптомов и меньшим их числом, указывающих на нарушение мышления или на ненормальные межличностные отношения. Так, лицо с шизотипическим расстройством личности теоретически может оказаться носителем ранних расстройств мышления, восприятия и внимания, которые позже характеризуют шизофрению. Шизоидное же расстройство личности включает в себя трудности построения межличностных отношений, столь свойственное шизофрении. Генетические исследования подтвердили, что среди родственников лиц, у которых диагностирована шизофрения, довольно часто встречается шизотипическое, но не шизоидное расстройство личности.

Пограничные личности генетически являются театральными. Почти в 50% случаев у пограничных личностей в семейном анамнезе имеются те или иные аффективные уклонения. Пограничное расстройство личности так же, как и другие личностные нарушения, как правило, чаще встречается у первостепенных родственников, пограничных родителей, однако это не имеет постоянной связи с шизофренией.

Шизофрения чаще встречается в семьях больных, страдающих параноидным расстройством личности. Близнецовые исследования в отношении компульсивного склада личности указывают на возросшую конкордантность в отношении обсессивных черт (т. е. одержимости навязчивыми идеями) у монозиготных близнецов, а не у дизиготных. Имеются также факты, подтверждающие семейное наследование болезненной приверженности к порядку и строгому режиму жизни.

Другие расстройства личности не были исследованы достаточно тщательно в биогенетическом аспекте.

Конституциональные факторы. Хотя и совершенно очевидно, что младенцы рождаются с теми или иными особенностями темперамента (например, с высоким или низким уровнем активности; со способностью более продолжительно или более кратковременно быть внимательным к чему-либо), однако имеется мало фактов в пользу того, что эти характеристики сохраняются и в подростковом возрасте. Так что младенческий темперамент никак не предсказывает развития того или иного расстройства личности в более позднем возрасте, за исключением того, что у трудного ребенка (раздражительного, трудно успокаиваемого, с нарушенным ритмом жизни), несомненно, чаще обнаруживаются в последующем те или иные поведенческие трудности. В анамнезе лиц с расстройствами личности чаще можно встретить указания на недостаточное физическое и умственное развитие.

Сочетание расстройств личности с нейрофизиологическими и нейроэндокринными нарушениями. С расстройствами личности связаны некоторые нейрофизиологические и биохимические изменения в организме. Так, на электроэнцефалограммах больных с антисоциальным расстройством личности часто отмечаются патологически низкие волны и низкие пики, а у лиц с пограничным расстройством личности характер ЭЭГ свидетельствует о наличии периодических лимбических эпилептиформных разрядов. Некоторые исследователи полагают, что общей нейрофизиологической особенностью лиц с антисоциальным и истерическим расстройством личности является редуцированное кортикальное возбуждение в ответ на кортикальные стимулы, что возникает вторично в ответ на усиленные тормозные импульсы, поступающие из более низких (по уровню расположения) отделов мозга. Это как раз сочетается с двигательным растормаживанием, наблюдаемым у лиц с антисоциальным расстройством личности и вегетативным растормаживанием у истериков. При шизотипических расстройствах личности было отмечено нарушение способности спокойно следовать взглядам за указателем. Так как многие шизофреники также выполняют это задание достаточно плохо, то можно предположить, что у шизотипических личностей, как и у больных шизофренией, понижена невральная эффективность в отношении центрирования. У некоторых шизофреников и больных с шизотипическим расстройством личности снижена активность тромбоцитарной моноаминоксидазы (МАО), в связи с чем было высказано предположение о том, что сниженная активность МАО может иметь отношение к недостаточной деградации некоторых биологически активных аминов, что ведет к накоплению определенных субстанций с психотомиметическими свойствами. С аффективными расстройствами связывают способность кортизола ускользать от дексаметазоновой супрессии и укорочение латентного времени быстрых движений глаз (БДГ) (латентное время БДГ — это время между засыпанием и первым эпизодом БДГ). Оба эти феномена отмечают также у лиц с пограничным и обсессивно-компульсивным расстройством, что заставляет предполагать некоторую связь между аффективным, пограничным и обсессивно-компульсивным расстройством личности. В отношении других расстройств личности пока не установлено каких-либо специфических биологических корреляций.

Факторы окружающей среды. По характеру социального окружения в раннем детстве оказалось невозможно предсказать более позднее развитие патологии личности. Так, например, есть данные, что 30% мужчин, страдающих тем или иным расстройством личности, указали на недостаток материнского тепла в детстве, однако в контрольной группе об этом упомянули 24% опрошенных. На различные трудные психологические ситуации в раннем детстве указали 16% лиц с расстройствами личности и 10% здоровых респондентов. Если в детстве с ребенком плохо обращались, то во взрослом состоянии он нередко проявляет поведение с тенденцией к совершению насилия. Относительная слабость связанных с темпераментом и окружающей средой факторов в качестве предсказателей развития расстройства личности в будущем привела к появлению теории доброты соответствия. Согласно этой теории, расстройства личности у детей в последующие годы развиваются чаще тогда, конца наблюдается явное несоответствие между темпераментом ребенка, воспитанием в детстве и окружающей его психосоциальной средой.

Эпидемиология. Частота расстройств личности среди населения колеблется от 5 до 23%. Антисоциальное расстройство личности чаще диагностируют у мужчин, чем у женщин, в то время как пограничное и театральное расстройства личности встречаются обычно у женщин. Значительно чаще расстройствами личности страдают заключенные, а также жители провинциальных городов и районов с социальной дезинтеграцией. Среди населения с низким уровнем жизни данные нарушения встречаются в 3 раза чаще, чем у более обеспеченных граждан. Такая социально-демографическая особенность более всего характерна для антисоциального развития личности.

Течение заболевания и прогноз. По сравнению с контролем лица с расстройствами личности гораздо чаще встречаются с различными эмоциональными проблемами в детстве. Частота большинства расстройств личности уменьшается с возрастом, а пик заболеваемости приходится на возраст 20—29 лет. Эта тенденция наиболее характерна для антисоциального расстройства личности, что, по-видимому, обусловлено более медленным взрослением таких лиц. Хотя врачебной помощи обычно ищут не более 20% таких бальных, большинство из них встречаются с непреодолимыми трудностями в создании семьи, устойчивой дружбы, в устройстве на работу. В отношении же психиатрических осложнений следует отметить, что примерно у 30% лиц с расстройствами личности отмечаются достаточно четко выраженные депрессия или состояние тревоги и страха. Больные с расстройствами личности склонны к злоупотреблению алкоголем, что особенно характерно для мужчин, так что алкоголизм среди них достигает 50%.

www.rusmedserver.ru

Патопсихология. Расстройства эмоций.

рубрика: Медицинская психология, прочитано — 22874 раз

До сих пор в литературе нет единых представлений о содержании вышеперечисленных понятий. Есть общие области пересечения этих понятий. Ниже приводится один из подходов к рассмотрению эмоциональных состояний, обозначенных терминами стресс, кризис, фрустрация.

Эмоции – это «интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организации человека» . В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций:

1) эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие;
2) эмоциональные состояния, которые характеризуются изменением нервно-психологического тонуса;
3) эмоциональные отношения (чувства), которые характеризуются эмоциональной избирательностью или связью конкретных эмоций с определенными лицами, объектами или процессами.

Расстройства эмоций характерны для больных с разными психическими заболеваниями. У больных неврозами отмечаются болезненные эмоционально-аффективные реакции раздражения, негативизма, страха и др., а также эмоциональные состояния (страх, астения, пониженное настроение и т.д.) У больных неврозом навязчивых состояний наблюдается высокая сензитивность, тревожность. У больных истерией – лабильность эмоций, импульсивность; у больных неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость. При всех типах неврозов отмечается низкая фрустрационная толерантность.

У больных психопатией отмечается склонность к эмоционально-аффективным реакциям патологического характера; эмоционально-агрессивные вспышки при эпилептоидной, гипертимной, истероидной психопатиях. Наблюдается тенденция к пониженному настроению, тоске, отчаянию, вялости при астенической, психастенической, сензитивной психопатиях. У шизоидных психопатов – диссоциация эмоциональных проявлений (“хрупкие, как стекло, по отношению к себе и тупые, как дерево, по отношению к другим”).

При эпилепсии отмечается склонность к дисфориям. При височной эпилепсии – страх, тревога, снижение настроения, злобность; реже – приятные ощущения в различных органах, чувство “озарения”.

У больных с органическими поражениями ЦНС также отмечаются эмоционально-аффективные реакции и состояния разного знака, интенсивности в зависимости от заболевания, психотравмирующих ситуаций. Например, эксплозивность, раздражительность, «недержание эмоций», слезливость, эйфория, тревожность.

Эмоциональной тупостью, утратой дифференцированности эмоциональных реакций, их неадекватностью отличается эмоциональная сфера у больных шизофренией. Из трех видов эмоций в большей степени страдают эмоциональные отношения, которые становятся патологически искаженными.

Значительными перепадами направленности эмоций характеризуются эмоциональные проявления у больных МДП (от эйфории до глубокой депресии). Отмечается склонность к дисфориям у больных депрессией.

Изменения в эмоциональной сфере характерны и для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (например, при инфаркте миокарда – мрачная окраска будущего; при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки – повышенная тревожность, возбудимость, перепады настроения и т.д.)

Для исследования эмоций можно использовать тест Люшера, ТАТ. Уровень тревожности исследуют с помощью шкал Тейлора, Спилбергера и др. При использовании всех предлагаемых патопсихологических методик важно обращать внимание на эмоциональные проявления испытуемых. Возможно создание психологом искусственных трудностей (например, дефицит времени, увеличение сложности задания и т.д.) для провоцирования эмоциональных реакций во время выполнения заданий.

В норме у испытуемого сохраняется побуждение к деятельности и стремление завершить выполнение задания. При патологии возможны различные реакции: аффективные вспышки, негативные реакции отказа от продолжения деятельности, выраженные вегетососудистые реакции (тремор, покраснение лица, учащение дыхания), усиление мышечной напряженности и др.

Далее описаны наиболее распространенные психические состояния, причины их возникновения, характерные особенности.

Стрессы

По мнению некоторых авторов, стресс может быть причиной возникновения психических заболеваний.

До сих пор нет единого мнения относительно определения стресса. Ниже приведены наиболее распространенные представления:

стрессэмоциональное напряжение, которое возникает в результате неприятных переживаний;
стресс – это потрясения, вызванные различными по модальности и интенсивности силами;
стресс – это психическая напряженность (эмоциональная и операциональная).

В середине 30-х годов канадский патофизиолог и эндокринолог Г. Селье провел исследование многочисленных факторов нарушения различных сторон деятельности организма под влиянием внешних воздействий и сформировал учение об общем адаптационном синдроме (ОАС). Им были выделены две реакции на вредные воздействия внешней среды:

а) специфическая (конкретная болезнь со специфической симптоматикой);
б) неспецифическая, характерная для любого заболевания, проявляющаяся в ОАС.

Последняя состоит из трех фаз:

• Фаза А. Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики под влиянием стресса. Если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе.
• Фаза B. Реакция сопротивления. Действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется. Признаки тревоги почти исчезают, уровень сопротивляемости поднимается значительно выше нормального.
• Фаза C. Реакция истощения. Если стрессор действует длительно, силы организма постепенно истощаются, вновь появляется реакция тревоги, но теперь она необратимая. В данном случае можно говорить о дистрессе. В результате последнего развиваются реактивные состояния, провоцируются эндогенные заболевания.
Способность к адаптации у человека не безгранична. В связи с этим Г. Селье пишет: «Человеческая машина тоже становится жертвой износа и амортизации», не стоит «жечь свечу с обоих концов».

При этом стресс не всегда вреден, он неизбежен, он необходим. «Стресс – острая приправа к повседневной жизни. ничто не изнуряет так, как бездеятельность, отсутствие раздражителей, препятствий, которые предстоит преодолеть». В стрессе постоянно происходит тренинг организма и психики.

Селье описывает возможность выявления и формулирования закономерностей развития всякого патологического процесса, проявляющегося во взаимовлиянии болезнетворных агентов и «почвы», то есть организма. Этот патологический процесс является причиной стресса.

В результате взаимодействия разных сил поддерживается гомеостаз (сохранность внут-ренних условий при любых колебаниях внешней Среды). Поэтому, независимо от разных влияний среды, можно говорить об общих закономерностях реакций организма на воздействие.

1. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток, 1990.
2. Лисицын Ю. П. Кризисные явления в здравоохранении и теориях медицины капиталистических стран. – М., 1964.
3. Селье Г. На уровне целого организма. – М., 1972.
4. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.
5. Селье Г. Эволюция концепции стресса. – Новосибирск, 1976.
6. Стресс и психическая патология. //Сборник научных трудов. – М., 1983.

Фрустрация

Фрустрация (англ. frustration – «расстройство, срыв планов, крушение») – специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда на пути к достижению цели возникает препятствие и сопротивление, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые.

Признаки, характерные для состояния фрустрации:

1. Наличие потребности, мотива, цели, первоначального плана действия.
2. Наличие сопротивления (препятствие-фрустратор). Сопротивление может быть внешним и внутренним, пассивным и активным.

В ситуациях фрустрации человек может проявлять себя либо как зрелая личность, либо как инфантильная. Человек с адаптивным поведением усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели, сохраняя саму цель. Неконструктивное поведение, свойственное инфантильной личности, проявляется в агрессии вовне или на себя или в уходе от разрешения сложной для личности ситуации.

В современной зарубежной психологии существуют различные теории фрустрации:

• теория фрустрационной фиксации (Н. К. Майер, 1949)
• теория фрустрационной репрессии (K. Bagner, T. Dembo, K. Yewin, 1943)
• теория фрустрационной агрессии (J. Dollard с соавт., 1939)
• эвристическая теория фрустрации (J. Rosenzweig, 1949).

1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.
2. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток, 1990.
3. Кудрявцев Э. А. Судебно-психологическая экспертиза. – М., 1984.
4. Волкова Г. А. Особенности поведения детей с неврозами в конфликтных ситуациях. /Отв. ред. Е. С. Иванов. – Л., 1988.

Кризисы

Концепция кризисов появилась и развивалась в США. Она утверждала, что риск возникновения психических нарушений достигает наивысшей точки и материализуется в определенной кризисной ситуации. Поэтому в США создано свыше 3000 клиник и центров психического здоровья, для работы в которых привлекаются не только психологи, психиатры, но и педагоги, юристы, полицейские, врачи общей практики, священники, страховые агенты и т.д.

G. Gaplan и его предшественник Lindemann являются основоположниками теории кризиса, которая, с одной стороны, продолжает учение о стрессе, с другой – использует концепции социологии и социальной психологии.

Определение. По определению Gaplan,
«кризис – это состояние, возникающее, когда лицо сталкивается с препятствием жизненно важным целям, которое в течение некоторого времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем. Возникает период дезорганизации, расстройства, в течение которого совершается много разных абортивных попыток разрешения. В конце концов достигается какая-то форма адаптации, которая может наилучшим образом отвечать или не отвечать интересам этого лица и его близких».

Кризис, как и стресс, несет в себе саногенный и патогенный компоненты. Человек, преодолевший кризис, приобретает новые формы адаптации в сложных для него ситуациях. Если же кризис затягивается, возможно появление психических нарушений.

Выделяются следующие виды кризисов:
а) кризисы развития: поступление ребенка в школу, детский сад, вступление в брак, уход на пенсию и т.д.;
б) случайные кризисы: безработица, стихийное бедствие, положение матери-одиночки;
в) типовые кризисы: горе в связи со смертью близкого человека, появление в семье новорожденного и т.д.

Все кризисы характеризуются индивидуальными, присущими только им признаками, соответственно используются разные виды помощи и выбираются профилактические мероприятия. Интервенция, или вмешательство в кризис, осуществляется по определенным принципам, исходя из особенностей данного кризиса.
В США созданы специальные службы психопрофилактики (служба неотложной помо-щи; служба консультации и просвещения). Неотложная помощь осуществляется в течение 24 часов в кризисный период и является пассивным видом помощи (клиент обращается самостоятельно во время кризиса).

При активном виде помощи работа проводится службой консультации и просвещения при центрах психического здоровья до наступления кризиса.
Так, в 1972 г. в США было 500 «горячих» телефонных линий. первоначально эти пункты организовывались для предупреждения суицидов, в настоящее время эти линии выполняют все растущее число «кризисных услуг».

Понятие кризиса в отечественной психиатрии

В работах отечественных специалистов понятие кризиса относительно приближается к понятию предболезни. Знание признаков, характерных для предболезни, позволяет выделить среди населения группу риска, предпринять профилактические меры, что необходимо для предупреждения психических заболеваний и суицидов.
В России термин «кризис» встречается в работах А. Г. Амбрумовой, создавшей Всесоюзный научнометодический суицидологический центр при Московском НИИ психиатрии МЗ РСФСР. Под ее руководством впервые было создано стационарное кризисное отделение, где проходят лечение люди, совершившие суицидные попытки или находящиеся в пресуициде. Специалисты центра (психологи, психотерапевты), работают на телефоне «Доверия», в кабинетах социально-психологической помощи. Специалисты этого центра оказывают разные виды помощи людям, находящимся в типовых кризисах (интимно-личностные и супружеские конфликты, девиации в поведении у подростков и др.).

1. Бараш Б. А. Психотерапия и психопрофилактика невротических расстройств у студентов музыкального вуза: Дисс. . канд. мед. наук. – Л., 1985.
2. Изрина С. Н. Организация помощи и первичной профилактики в ситуациях кризиса (обзор зарубежной литературы). //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. / Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1976.
3. Комплексные исследования в суицидологии. //Сб. научн. трудов. – М., 1986.
4. Неврозы и пограничные состояния. /Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского, А. Е. Личко. – Л., 1972.
5. Семичов С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. – Л., 1987.
6. Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. – Л., 1987.
7. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути. /Под ред. А. Кроника. – М., 1993.

testme.org.ua